Реферат по предмету "Социология"


Задачи демографии

ДЕМОГРАФИЯ (Demography) (буквально «народоописание», от греческих слов demos-народ и grapho-пишу) – наука о типах, способах и природе воспроизводства населения и факторах, обуславливающих и влияющих на этот процесс.
Термин «демография» впервые появился в 1855 в названии книги французского ученого А.Гийяра Элементы статистики человека, или Сравнительная демография. Официальное признание он получил после проведения Международного конгресса гигиены и демографии в Женеве в 1882. В русский язык термин вошел с 1870-х в связи с работами 8-й сессии Международного статистического конгресса (Петербург, 1872); первоначально употреблялся как синоним статистики населения. В дальнейшем демографией стали называть вид деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения; реже – просто данные о населении. Прилагательное «демографический» употребляется как «относящийся к изучению населения» (например, демографическая литература), а также как «относящийся к населению» (например, демографическая структура).
Как самостоятельная наука демография изучает закономерности и факторы, определяющие или существенно влияющие на такие явления человеческой жизни, как рождаемость, смертность, брачность и прекращение брака, воспроизводство супружеских пар и семей, воспроизводство населения в целом как единства этих процессов; она исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структуры населения, взаимосвязь демографических процессов и структур, а также закономерности изменения общей численности населения и семей как результата взаимодействия этих явлений. Демография разрабатывает методы описания, анализа и прогноза демографических процессов и демографических структур.
В практическом плане в область демографических исследований входит описание демографической ситуации, анализ тенденций и факторов демографических процессов на планете в целом, в отдельной стране или группе стран; на отдельных территориях или в отдельных группах населения в различные периоды. На основании изучения особенностей рождаемости и смертности в разных поколениях, в разных социальных группах и на разных территориях демография оценивает их наиболее вероятные изменения в будущем, разрабатывая демографические прогнозы.
Структура демографической науки
При рассмотрении предмета исследования в демографии выделяют: изучение процессов брачности и прекращения брака, демографической функции семьи и воспроизводства брачной и семейной структуры населения; рождаемости и ее социальной обусловленности; смертности и ее социальной обусловленности; воспроизводства населения, роста его численности, взаимосвязей демографических процессов и структур.
При общих методологических подходах к исследованию каждая из этих областей имеет свои особенности как в концептуальном, так и в методическом отношении.
Выделяют следующие разделы демографии.
Демографическая теория – трактовка движущих сил воспроизводства населения, его обусловленности экономическими, социальными, социально-психологическими и другими факторами, объяснения исторических тенденций развития режимов воспроизводства, смены типов воспроизводства населения. Для понимания сущности воспроизводства населения и его места в естественном историческом процессе особое значение имеют представления о роли населения в развитии общества и его значении для экономического развития, относящиеся к области социально-экономической науки. В собственно демографическую теорию входит объяснение характера воспроизводства населения и изменений в нем, демографического поведения, а также взаимовлияния демографических процессов и структур. Демографическая теория служит исходной базой для всех этапов научного изучения демографических процессов, начиная с формулировки рабочих гипотез и кончая обобщением собранной и проанализированной информации.
Сбор первичных данных о населении и демографических процессах. Источником фактических данных для демографии служат результаты переписей населения и обобщенные данные текущей регистрации рождений, смертей, браков и разводов, а также материалы микропереписей и выборочных обследований как собственно демографических, так и социологических, этнодемографических и других в той мере, в какой они освещают воспроизводство населения или его социальные факторы. Теоретические подходы и методики сбора, обработки и обобщения массовых данных демография заимствует из статистики и социометрии. Перепись населения предоставляет сведения о возрастно-половом, брачном, семейном составе населения, о распределении людей по тем или иным социальным и экономическим признакам, о демографических событиях в их жизни в прошлом, а текущий учет демографических событий – о числе таких событий по мере их возникновения в разных группах населения. При выборочных обследованиях обычно подвергаются изучению отдельные аспекты воспроизводства населения, например, влияние условий жизни на демографические процессы, отношение женщин к рождению детей, формирование и разделение семей и др. Для анализа воспроизводства населения в отдаленном прошлом демография привлекает записи в метрических книгах, жизнеописания родов и генеалогические хроники. Теоретические обобщения закономерностей воспроизводства населения основываются также на анализе вторичной информации, в частности, данных литературных и других источников.
Описание демографических процессов – общая характеристика численности, возрастно-полового, брачного и семейного состава населения, общего уровня и тенденций демографических процессов в конкретных условиях места и времени. Оно проводится, как правило, на основании статистических данных или же их реконструкции по другим источникам; часто дается в сравнении с другими территориями и периодами времени. Такое описание дает представление о ситуации демографической.
Чистая (формальная) демография –рассмотрение количественных соотношений демографических явлений, процессов, структур и роста населения под их влиянием.
Аналитическая демография – изучение взаимосвязей между демографическими явлениями, их детерминации социальными, экономическими, социально-психологическими и другими процессами. При широкой ее трактовке охватывает закономерности, причины и следствия воспроизводства населения в конкретных условиях, включая выводы эмпирических исследований; в узком смысле ограничивается применением математических методов к изучению воспроизводства населения. Выделяются более или менее самостоятельные части: анализ демографических процессов с помощью специфических приемов исследования, в частности, моделирования и прогноза; изучение взаимодействия демографических процессов с другими социальными явлениями. Центральное место при этом занимает анализ влияния на демографические процессы социального развития в целом – в частности, социальных институтов и норм, а также социально-психологических факторов и всех сторон экономической деятельности людей. Хотя связи воспроизводства населения с социальными и экономическими процессами обоюдные, демография рассматривает преимущественно влияние социально-экономических явлений на воспроизводство населения, тогда как обратное влияние изучают другие социальные науки.
Историческая демография исследует воспроизводство населения в прошлом и занимает особое место в структуре демографии. В середине 20 в. она рассматривалась иногда как самостоятельная научная дисциплина на границе истории и демографии. Однако по мере развития представлений об исторической обусловленности воспроизводства населения и раскрытия его закономерностей в широкой исторической ретроспективе, появляется все больше оснований считать историческую демографию частью демографической науки. Результаты демографических исследований, собранные и проанализированные за достаточно длительный исторический период, дают основание для теоретического обобщения установленных исторических закономерностей.
Социологическая демография (социальная демография) – научная дисциплина, формирующаяся на стыке социологии и демографии и изучающая взаимовлияние демографических и социальных процессов. От собственно демографии социальная демография отличается главным образом аспектом исследований: первая изучает воспроизводство населения преимущественно на макроуровне для населения в целом или крупных его групп, вторая – в основном на микроуровне, рассматривая структуру семьи, родственные отношения, личность. Соответственно в социальной демографии основное внимание уделяется исследованию социальных норм, демографических установок, демографического поведения и его факторов. Этим определяются особенности применяемых в социальной демографии методов, среди которых важное место занимают социологические и социально-психологические методики исследования (интервью, тесты и т.д.).
В современной научной литературе сложилась прочная традиция рассмотрения экономических, правовых, социологических, социально-психологических и других факторов, связанных с демографическими характеристиками. В частности, еще с конца 1960-х появились работы, которые описывали репродуктивные установки различных слоев населения и влияния на них таких факторов, как уровень образования, дохода, этнических характеристик и т.д. Наряду с этим современные демографы все шире использую данные о процессах и явлениях, происходящих в семье и переходят к изучению этих характеристик. Почти одновременно начали развиваться и социологические исследования брака и семьи, которые охватывают широкий круг проблем – от теоретических аспектов брачно-семейных отношений до эмпирических исследований отдельных сторон формирования, функционирования и распада семьи (например, репродуктивной функции семьи и влияния на нее психологических; экономических, правовых и многих других факторов. Ставшая особо актуальной в конце 20 в. социолого-демографическая проблематика ставит вопрос о дальнейшем усилении взаимодействия демографических и социологических наук, выдвигает в число первоочередных задач в данной области разработку теоретических вопросов социальной демографии как важнейшей научной дисциплины.
Военная демография – научная дисциплина, исследующая роль демографического фактора в военном деле и военной экономике с количественной и качественной сторон.
Как самостоятельные разделы в военной демографии выделяют исследование мобилизационных возможностей воюющих государств, в частности мобилизационных резервов для вооруженных сил (ВС) и экономики; военных потерь населения, вызванных войнами миграций; изучение влияния войн на воспроизводство населения и его здоровье; демографических последствий военных действий. Важное значение в военной демографии имеют перспективные расчеты численности и состава населения по полу и возрасту для определения ресурсов стран или их коалиций.
Военная демография развивается на общих методологических основах демографии и тесно связана с военной наукой, а также с военной статистикой, демографической статистикой, санитарной и военно-медицинской статистикой.
Основными источниками сведений для военной демографии являются статистические данные о численности и составе населения до войны, в период войны и после ее окончания, о человеческих потерях за период военных действий; официальные отчеты о военных кампаниях, основанные на материалах статистического учета или специальных разработок соответствующих первичных документов; архивные, литературные и другие источники сведений о населении, его воспроизводстве и миграции. Большое значение имеют медико-статистические отчеты по отдельным боевым операциям, кампаниям, периодам войны, за войну в целом. Однако получение достоверных и полных сведений о мобилизационных резервах, о военных и других потерях осложняется, наряду с объективными трудностями учета во время войны, частой фальсификацией данных со стороны победителя и побежденного.
Один из разделов военной демографии – исследование военной мобилизации и демобилизации военнослужащих, от масштабов которых непосредственно зависят социальная мобильность, миграция, воспроизводство населения. Так в 1914–1918 в действующие армии было мобилизовано ок. 70 млн., а в 1939–1945 более 110 млн. мужчин трудоспособных возрастов.
Доля мобилизованных в период мировых войн сравнительно высока и резко меняет структуру трудовых ресурсов. Так, в Первую мировую войну в среднем для большинства воевавших стран мобилизованные составляли 12–15%. Абсолютное число мобилизованных за годы войны: в России – 15 млн., Германии – 13 млн., Австро-Венгрии – 9 млн., Франции – 8 млн., Великобритании с колониями – около 8 млн., Италия – около 6 млн., США – около 4 млн. Из мужчин 18–45 лет в Германии, Австро-Венгрии и Франции было мобилизовано около 35%, в Великобритании – около 26%. Повышалась занятость женщин.
Людские потери в войнах приводят к таким демографическим последствиям, как сокращение численности населения, изменение его возрастно-половой структуры, неравномерность прироста. Военная демография исследует наряду с прямым влиянием войн на население, его здоровье, косвенные потери населения, выражающиеся в значительных изменениях рождаемости, брачности, смертности, заболеваемости, а также в его физическом развитии.
Методы исчисления прямых людских потерь в войнах нельзя считать окончательно разработанными. Под прямыми военными потерями понимают все случаи гибели людей и потери ими трудо- и боеспособности вследствие боевых поражений или по болезни во время войны, а также пленения неприятелем. При этом военные потери обычно делятся на потери среди военнослужащих и потери среди гражданского населения. К безвозвратным потерям относят всех убитых, пропавших без вести, попавших в плен, умерших в лечебных учреждениях (на дому) от всех причин, связанных с применением боевых средств поражения или умерших в плену. К временным потерям населения (в том числе и среди военнослужащих) относят лиц, находящихся на излечении (на фронте и в тылу), уволенных из ВС вследствие поражений и болезней, инвалидов труда, потерявших боетрудоспособность полностью или частично.--PAGE_BREAK--
Наиболее разработана классификация людских военных потерь среди военнослужащих, рассматривающая их в военно-оперативном и демографическом аспектах. В военно-оперативном отношении все потери среди военнослужащих подразделяют на безвозвратные и санитарные. Безвозвратные потери военнослужащих, учет которых ведут штабы воинских частей, – это потери убитыми, попавшими в плен и пропавшими без вести. Убыль по этим причинам считают обычно окончательной. Санитарные потери военнослужащих – это раненые (в т.ч. пострадавшие от средств массового поражения) и больные. Санитарные потери подразделяют на боевые (от любых видов современного оружия) и не боевые. Демографический аспект касается подразделения потерь по возрасту, полу и другим демографическим признакам.
Военная демография изучает многообразные косвенные военные потери населения. Как показали исследования, в годы войны значительно снижается уровень брачности вследствие мобилизации молодых мужчин и отсрочки браков.
Среди косвенных военных потерь населения – рост инвалидности. По неполным данным, в результате Первой и Второй мировых войн было более 40 млн. инвалидов войны: на каждых 100 мобилизованных в Первую мировую войну было учтено 11 инвалидов, а во 2-ю мировую войну – 28. В современных войнах инвалидами все в большей степени становится гражданское население. Среди лиц, пораженных проникающей радиацией во время взрыва в Хиросиме, но оставшихся в живых, у многих надолго сохранились последствия хронической лучевой болезни. Перепись населения Нагасаки на 1 октября 1960 показала, что хронической лучевой болезнью страдают 87 866 человек. Только за 1950–1960 от лучевой болезни и ее последствий в Нагасаки умерло 9 тысяч человек.
Война отрицательно отражается на здоровье населения, особенно воюющих государств: ухудшается физическое здоровье людей, особенно детей и подростков, повышается уровень заболеваемости практически по всем классам и группам болезней, связанных с недоеданием. Создаются благоприятные условия для развития эпидемий, в том числе особо опасных инфекций (холера, чума и др).
Самостоятельное значение в военной демографии имеет исследование миграции населения в предвоенные, военные и послевоенные годы: военной миграции, определяемой мобилизацией и демобилизацией (военной и трудовой); эвакуацией и реэвакуацией населения, войск и трудовых резервов; миграции, связанной с экономическими (в том числе продовольственными) трудностями; медицинской эвакуации и др.
Особенно большой была миграция населения во время и после Второй мировой войны. В СССР, например, в ходе Великой Отечественной войны миллионы граждан были эвакуированы из оккупированных и прифронтовых районов страны на Восток. Из блокированного фашистами Ленинграда по «Дороге жизни» только за январь-ноябрь 1942 было эвакуировано около 1 млн. человек.
В период Второй мировой войны большую долю мигрантов составили беженцы и перемещенные лица. Более 60 млн. человек в Европе остались без жилища: люди покидали города, подвергавшиеся налетам авиации (в Великобритании было разрушено до 30% жилого фонда, во Франции – до 15%). В годы войны было произведено массовое насильственное перемещение людей из порабощенных стран в Германию для использования на наиболее тяжелых работах. В Германии ежегодно работали в среднем 12–15 млн. иностранных рабочих-рабов.
Предметом военно-демографических исследований является также анализ ближайших и отдаленных демографических последствий войн; воздействие войны на численность населения, его возрастно-половой состав, воспроизводство, а также здоровье (как в целом, так и по отдельным качественно однородным группам).
Наиболее тяжелые и трудновосполнимые последствия войн – снижение абсолютной численности населения воюющих стран, главным образом из-за сокращения численности мужчин в трудоспособных возрастах. В связи с этим происходит резкое снижение уровней брачности и рождаемости, которое сменяется некоторым, так называемым компенсационным, повышением в первые послевоенные годы; изменение возрастной и половой структур населения. Нормализация полового состава населения воевавших стран происходит обычно крайне медленно.
Демографическими последствиями войны можно считать также такие важные социальные явления, как изменения в семейном и культурном составе населения, происходящие в результате длительных разлук, отсутствия возможности обучения, закрытия культурно-зрелищных предприятий и т.д. Как ближайшие, так и отдаленные демографические последствия войны существенно влияют на социально-экономическое развитие воевавших государств.
Народонаселение, население – одно из основных понятий ряда социальных наук, центральная категория демографии и системы знаний о народонаселении. При наиболее общем определении народонаселение – естественно исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства непосредственной жизни совокупность людей, главный материальный компонент человеческого общества. На каждом этапе развития последнего народонаселение выступает как конкретная историческая совокупность людей (население Античного Мира, население Европы в эпоху Темных Веков, население США во второй половине 19 в.), что определяет его социально-временную характеристику. Она дополняется еще одной общей характеристикой – пространственно-территориальной. Люди, будучи связанными между собой определенным единством (например, родоплеменным, государственно-политическим, хозяйственно-экономическим, этническим, религиозным и т.д.), осуществляют свою жизнедеятельность в пространственных пределах соответствующей территориальной организации общества, образуя относительно устойчивые совокупности – население материка, его регионов, население той или иной страны, ее районов, городов и т.д. Конкретизация социально-временной и пространственно-территориальной характеристики позволяет выделить население любой по размерам территории и в любой отрезок времени – например, население Бургундского герцогства середины 15-го века, население Австрии в 1979 и т.д.
Воспроизводство населения – один из главных процессов репродукции общества, предмет демографии и главный объект ее изучения. Иногда воспроизводство населения рассматривается как совокупность трех видов «движения» народонаселения: «естественного» (биология и физиология), пространственного (миграция) и социального (социальная мобильность).
Воспроизводство населения – вероятностный процесс, который образует масса случайных, единичных событий – рождений и смертей. Длительное существование популяций предполагает сохранение фундаментальных условий их взаимодействия с внешней средой, что возможно только в том случае, если поток демографических событий не хаотичен, а определенным образом упорядочен. Такая упорядоченность действительно имеет место и представляет собой следствие самоорганизации демографической системы. Такие процессы имеют место и в природе, благодаря чему достигается непрерывность воспроизведения популяций растений и животных и относительная устойчивость их численности. Управление размножением популяций в природе имеет биологическую основу. Ограничение роли случайности обеспечивается физиологическими (генетически исследуемыми), этологическими и экологическими механизмами.
С возникновением человеческого общества система регулирования воспроизводства популяций претерпевает качественное изменение, биологические механизмы управления размножением заменяются социальными (речь идет об управлении не процессами, протекающими на индивидуальном уровне – рождение и смерть остаются биологическими феноменами, – а о сознательном стимулировании или сдерживании рождаемости и смертности на уровне популяции).
Воспроизводство населения – эргодичный процесс. Влияние предыдущей возрастной структуры на последующую постепенно ослабевает, так что по мере удаления от некоторого исходного момента современная возрастная структура все меньше зависит от исходной и все больше – от динамики экзогенных функций рождаемости и дожития за прошедший период (слабая эргодичность). Это свойство имеет большое практическое значение, так как приводит к демографической амортизации, т.е. к автоматическому сглаживанию последствий катастрофических событий в жизни населения (голода, эпидемий, войн и т.п.), сильно деформирующих его возрастную пирамиду.
Изучение воспроизводства населения складывалось в 19–20 вв. по мере роста общественной потребности в осмыслении демографических изменений, происходящих в мире. Если говорить об этом изучении в плане количественного анализа воспроизводства населения, то первые попытки осмыслить воспроизводство населения как единство рождаемости и смертности принадлежали еще математику Л.Эйлеру (18 в.). Тем не менее, на протяжении долгого времени интерес к анализу отдельных сторон «естественного» движения населения явно преобладал над их синтезом в рамках изучения воспроизводства населения в целом. Только в первое десятилетие 20 в. в связи с созданием модели стабильного населения появилась возможность увидеть процесс воспроизводства населения как нечто целостное, понять присущие ему внутренние количественные зависимости. В законченном виде эту модель разработал американский демограф А.Лотка, но у него было много предшественников, начиная с Л.Эйлера. Важным этапом в изучении воспроизводства населения было конструирование немецким демографом Р.Беком адекватных измерителей интенсивности этого процесса (1884). Они не сразу получили широкое признание. Лишь в 1920–1930-х, опираясь на идея Бека, другой немецкий демограф Р.Кучинский применил и широко популяризовал коэффициент воспроизводства населения, получивший впоследствии строгое истолкование в рамках модели стабильного населения. Работы Кучинского показали недостаточность раздельного анализа рождаемости и смертности и необходимость осмысления их как сторон двуединого процесса, способствовали осознанию всей проблематики воспроизводства населения и роста интереса к ней. С 1950-х математическая теория воспроизводства населения получила дальнейшее развитие в работах ряда французских, американских и некоторых других авторов.
Репродуктивная установка – психический регулятор поведения, предрасположенность личности, определяющая согласованность разного рода действий, обусловленных положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Репродуктивная установка означает готовность к определенному результату жизненного поведения, приемлемость для личности рождения того или иного числа сыновей и дочерей. Понятие «репродуктивная установка» введено в современную научную литературу в начале 1970-х и употребляется не только в демографии, но и в других социальных науках. Множества репродуктивных установок подразделяются на две основные группы. К первой относятся установки детности, регулирующие достижение главного результата репродуктивного поведения. Ко второй – все установки, так или иначе связанные с практикой контрацепции. О наличии репродуктивных установок можно говорить, если индивид обладает нормальной плодовитостью. При бесплодии сохраняющаяся готовность иметь детей свидетельствует о возникновении установок к усыновлению (удочерению). Данные репродуктивной установки обычно получают при опросах только женщин. Одновременные опросы мужей и жен показали, что в 30–50% семей наблюдается несовпадение репродуктивных установок супругов. Для репродуктивных установок характерно формирование их в детском возрасте – опросы детей обнаруживают у них четкие ориентации на число детей в семье.
Репродуктивная установка состоит из трех компонентов: когнитивного (познавательного), аффективного (эмоционального) и поведенческого (побудительного). Сущность репродуктивной установки выявляется во взаимодействии всех трех компонентов и не сводима к одному из них. Когнитивный компонент репродуктивной установки позволяет отличать качественное своеобразие объектов установки на рождение детей – установки детности на предпочитаемый пол ребенка, на время протекания беременности и т.д. Количественные аспекты репродуктивной установки выражаются в ориентации на то или иное число детей, на интервалы между рождениями. Для установок на малодетность (1–2 ребенка) характерны увеличение интервала между рождениями, стремление к применению установок на применение средств контрацепции и абортов, равная приемлемость сына или дочери. Эмоциональный компонент репродуктивной установки составляют позитивные и негативные чувства, связанные с рождением того или иного числа детей. Социально-психологические методики ранжирования установок выявляют интенсивность репродуктивной установки. Эмоции измеряются при изучении репродуктивной мотивации. В демографии получили распространение показатели, измеряющие когнитивный компонент репродуктивной установки, например, желаемое число детей, ожидаемое число детей, планируемое число детей. Наиболее надежный среди них – показатель ожидаемого числа детей. Использование его во всероссийских обследованиях обнаружило уменьшение репродуктивной установки, особенно заметное в городах.
В начале 21 века, когда человеческий потенциал лишь начал осознаваться как главное достояние любого цивилизованного государства, человечество уже столкнулось со значительными «поломками» в «механизме воспроизводственного процесса». Самыми болезненными проблемами на сегодня являются сокращение рождаемости, старение населения и слабо управляемые миграционные процессы, нарушающие во многих странах благоприятный демографический баланс.
Очевидно, что актуальны эти вопросы и для нашей страны. Разваливающиеся заброшенные хаты и полупустые школы в еще недавно цветущих селах, свободные места в самых престижных детских садах наших городов, отсутствие очередей в молочных кухнях и детских поликлиниках.
Вместо этого – десятки гектаров новых кладбищ, переполненные больницы и дома престарелых. Эти тенденции грозят принять необратимый характер.
В последнее время статистические данные о демографической ситуации в Украине напоминают фронтовые сводки – столько-то умерло, и столько-то не родилось!
Но если в Европе уже давно бьют тревогу из-за низкой рождаемости и старения населения, а в РФ все чаще можно услышать о новой миграционной политике государства, то в Украине эти вопросы являются разве что предметом шутки на бигбордах. А ведь игнорировать складывающиеся в нашем государстве демографические обстоятельства было бы, по меньшей мере, недальновидно.
Прогнозы на будущее весьма неутешительны. Абсолютно все отрасли украинской экономики вскоре столкнутся с острой нехваткой людских ресурсов. Эта же опасность подстерегает фундаментальную и прикладную науку, все социальные институты, органы правопорядка.
Уже в 2004 г. начала проявляться нехватка молодых людей, способных учиться в высших учебных заведениях – в сегодняшней низкой рождаемости изначально заложена угроза падения интеллектуального потенциала страны. Прибавьте сюда отрицательное сальдо миграции – и картина станет совсем удручающей.
Украина постепенно превращается в страну пенсионеров, лишенных перспективы обеспечить себе достойное будущее трудом своих детей и внуков.
Принято считать, что демографическая ситуация в Украине развивается в русле общемировых тенденций. Однако у нас эти проблемы, безусловно, носят отпечаток национальных особенностей, присущих нашей стране и нашему народу.
Причинами ухудшения демографической ситуации в Украине эксперты считают:
– падение уровня и качества жизни;
– смену ценностей – для многих женщин гораздо важнее стала работа, чем семья и дети;
– смену традиционного жизненного уклада;
– доминирование городского образа жизни над сельским;
– растущее глобальное неравенство в распределении ресурсов и благ между богатыми и бедными странами.
Впрочем, рождаемость падает не только в Украине и в России, но и в западных странах.
По мнению экспертов, к середине XXI века в мире не останется ни одной страны, где в семье будет рождаться более двух детей.
Но если мы имеем дело с общемировой тенденцией, то насколько она опасна для нашей страны? Может, и не нужно гнаться за количественными показателями? Дискуссии по этому вопросу в Украине только начинаются, и мнения экспертов и аналитиков зачастую противоположны.
Ну, станет нас не 47, а 40 миллионов, ну, и что, лишь бы уровень жизни рос – рассуждают одни. Другие не соглашаются: если нас будет меньше, кто будет жить на нашей территории, с кем ею придется делиться? Или еще один «козырный» аргумент – «мы станем страной другого масштаба!». «Кохаймося!» – и все будет хорошо, советуют третьи.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.