Реферат по предмету "Разное"


§ 19. Накануне отмены крепостного права задание 1

§ 19. НАКАНУНЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВАЗадание 1 Установите причинно-следственные связи, проведя линии. Крепостная зависимость крестьян от помещиков Слабое развитиекапиталистическихотношенийв деревне Наемный труд не мог получитьширокого распространения Невозможностьподнять производительностьтруда в сельскомХозяйстве Тормоз в развитии-капиталистическойпромышленности Низкаяпокупательнаяспособность населения Узкийвнутреннийрынок Задание 2 Заполните логическую цепочку. А. Поражение России в Крымской войне. Б. Технико-экономическая отсталость России. В. Угроза потерять ста­тус великой державы. Г. Крепостное право. Д. Отмена крепостного права.Задание 3 Какое обстоятельство стало решающей причиной, побудившей Александра II провести в 1861 г. крестьянскую реформу: поражение в Крымской войне; требование дворянства освободить крестьян; широкий размах крестьянских восстаний?Задание 4 Заполните схему ^ Художественные произведения, обличающие крепостное право Тайные общества, организации, выступавшие за отмену крепостного права ^ Законы, подтачивающие устои крепостного права Задание 5 Продолжите текст. Новизна внутренней политики в первые годы царство­вания Александра II выражалась в снятии множества запретов:§ 20. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 г.Задание 1 Намерения Александра II отменить крепостное право поддержала незначительная часть помещиков, хозяйства которых были втянуты в рыночные отношения. В 1855— 1857 гг. они выступили с проектами отмены крепостного права, в которых предусматривались различные условия освобождения крестьян. Прочитайте краткое изложение трех таких проектов и определите, какие из них отражали интересы: помещиков черноземной полосы, где преобладало барщинное хозяйство, рассчитанное на рынок, и где земля особенно высоко ценилась ; помещиков нечерноземных губерний, где преобладал оброк и были развиты неземледельческие крестьянские промыслы ; помещиков степной полосы, слабо заселенной, с преобладанием крупного помещичьего хозяйства ; А. М. Унковский предлагал освободить крестьян с землей без какого бы то ни было «переходного состояния», т. е. сразу, но с вознаграждением помещиков как за землю, предоставляемую крестьянам, так и «за самих освобождаемых крестьян». Ю. Ф. Самарин предусмотрел постепенный 10— 12-летний перевод крестьян из крепостного в свободное состояние. В течение этого времени крестьяне должны бы­ли отрабатывать обязательную барщину в качестве платы за предоставленную им землю. М. П. Позен предлагал львиную долю земли оставить за помещиками, а крестьян наделить минимальным ее количеством и только для того, чтобы крестьяне не ри­нулись в город, а остались в деревне, так как помещикам требовались рабочие руки.Задание 2 Дайте письменные ответы на вопросы. 1. Почему было принято решение об освобождении крестьян с землей? 2. Почему было принято решение освободить крестьян за выкуп?Задание 3 Решите задачу. До отмены крепостного права крестьянин платил помещику оброк, равный 12 рублям. Какова будет выкупная сумма? Сколько крестьянин должен заплатить помещику, чтобы считаться свободным? Задание 4 Выберите правильный ответ. Какие крестьяне считались временнообязанными: крестьяне, не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы; крестьяне, записавшиеся в народное ополчение; государственные крестьяне? Временнообязанные крестьяне должны были: платить оброк или отбывать барщину в пользу своего бывшего владельца; бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю; принимать участие в общественных работах в своем уезде. Что такое отрезки: земля, которой наделялись крестьяне по реформе земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян; часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой? Кто такой мировой посредник: представитель помещиков, участвующий в разработ­ке крестьянской реформы; представитель крестьянской общины, участвующий в разрешении споров между помещиком и крестьянами; представитель дворянства, призванный следить за осуществлением крестьянской реформы на местах?Задание 5 На основе представленных ниже данных сформулируйте и запишите выводы о характере крестьянской реформы. Средний надел крестьянина до реформы составлял 4,4 десятины, после реформы — 3,6 десятины. В Московской губернии крестьянская семья в сред­нем должна была заплатить за землю 500 рублей. При этом изба стоила 30—40 рублей, лошадь 15—20 рублей. Стоимость крестьянской земли была оценена в 500 млн рублей, заплатили же крестьяне 1,5 млрд рублей.Задание 6 Многие крестьяне не хотели верить тому, что было написано в царском манифесте. Среди крестьян появлялись люди, которые убеждали их в том, что царский манифест подменен чиновниками, и предлагали свои толкования этого документа. Прочитайте «Манифест о воле», составленный крестьянами Лебединского уезда Харьковской губернии в апреле 1861 г. Напротив статей крестьянского манифеста запишите, какие меры были предусмотрены по этим проблемам в правительственном варианте. ^ Крестьянский манифест Царский манифест Статья 2. Работать на барщине мужикам два, а женщинам один день с тягла... Статья 3. Во время жатвы на работу к помещикам не ходить, пусть собирает хлеб со своим семейством, что соберет, то и его, а если будет оставаться несобранный хлеб, то собрать миром и миром разделиться. ^ Статья 4. Податей и повинностей пять лет никаких не платить, государь прощает. Статья 5. Помещик должен пахать на своем участке сам сохою, и если не умеет направить сохи, то крестьянин, который тут случится, и пан его будет просить, должен направить, но не смеяться...Царский манифест Статья 7. Дворовым каждому семейству пан должен построить хату с постройками, дать лошадь, корову, соху, борону, и все хозяйственные принадлежности, и по 100 руб. сер. на каждого, а буде сего не исполнит, то все его имущество и постройки про­дать и раздать на мир. ^ Статья 8. Помещику остается земли пахотный участок на его семью такой же, как и мужику, а больше ничего. § 21—22. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 60—70-х гг. Задание 1 Выберите правильный ответ. Земские учреждения создавались: в губерниях и уездах; только в уездах; только в волостях. Земства должны были: осуществлять политическую власть на местах; контролировать деятельность государственных чинов­ников; заниматься вопросами местного самоуправле­ния, благоустройства, медицины, образования. Материальной основой деятельности земств были: государственные ассигнования; специальный налог на недвижимое имущество; взносы членов земских собраний.Задание 2 Проведите линии в схемах 1. Распорядительные органы Исполнительные органы Земские собрания Земские управы Городские думы Городские управы Предводитель дворянства Городской голова ^ Уездное земское собрание крестьяне дворяне купцы духовенство мещане Основные принципы буржуазного права Их реализация в судебной реформеЗадание 3 Проведите линии в схеме. Военная реформа Сухопутные войска 3 года Срок действительной служба 9 лет Время нахождения в запасе 10 лет Флот 7 лет Срок действительной службы 15 лет Время нахождения в запасе 6 лет 1 2 3 4 5 6 Задание 4 Заполните таблицуСудебная реформа ^ Основные принципы буржуазного права Их реализация в судебной реформе Независимость суда ^ Выборность суда Гласность суд Состязательность обвинения и защиты ^ Равенство всех сословий перед законом Задание 5 Заполните пропуски в тексте. Согласно «Уставу о воинской повинности», который был утвержден в году, от действительной военной службы освобождались в первую очередь по семейному положению: . Кроме того, от воинской повинности освобождались: . Срок действительной военной службы значительно сокращался в зависимости от образовательного ценза: Задание 6 Один из революционных деятелей О. Аптекман так характеризовал политику Александра II в 70-е гг.: «Характерна крайняя неискренность всей внутренней политики правительства: вечные шатания и колебания, — однако с основной тенденцией — к... мракобесию. К концу 70-х годов «великие реформы» — крестьянская, земская, судебная и проч. — оказались до того искалеченными и урезанными... что в них «либерального» и одного грана не осталось». Согласны ли вы с подобной оценкой: а) да; б) нет; в) частично согласен?Приведите факты консервативного наступления на реформы. ^ Крестьянская реформа Реформа среднего образования ^ Университетская реформа Земская реформа Задание 7 Отметьте те из перечисленных ниже утверждений, ко­торые не соответствуют исторической действительности: а) 19 ноября 1864 г. был утвержден «Устав гимназий и прогимназий», который вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. б) С целью реализации данного принципа была ликвидирована плата за обучение в средних учебных заведениях. в) По уставу 1864 г. прежние гимназии разделялись на классические и реальные. г) Окончившие классические гимназии получили право поступать в университеты без экзаменов. д) Устав 1864 г. вводил совместное обучение юношей и девушек в реальных гимназиях. § 23. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВАЗадание 1 Запишите ответы на вопросы. Почему, несмотря на то что по реформе 1861 г. помещикам полагались значительные денежные выплаты, они так и не перестроили свои хозяйства на капиталистический лад? Какую роль в пореформенном сельском хозяйстве играла аренда земли? Почему в тогдашних российских условиях ее нельзя рассматривать как меру капиталистического переустройства сельского хозяйства?Задание 2 Проанализируйте данные таблицы и запишите краткие выводы.Выплавка чугуна на уральских заводах в тыс. пудов 1860 г. 14 500 1861 г. 14 200 1862 г. 10 400 1863 г. 11 400 1867 г. 12 400 Задание 3 Запишите ответы на вопросы. Почему экономические реформы в стране начались с реорганизации банковской системы? Почему в уставе Государственного банка содержа­лись статьи, по которым основной и резервный капитал, а также деньги вкладчиков не могли быть использованы государственной казной?Задание 4 Прочитайте документы и запишите ответы на вопросы.^ Из воспоминаний князя В. Мещерского «[Министерство путей сообщения] представляло главный пункт, где тогда сосредотачивалась вся вакханалия железнодорожной горячки во всем ее разгаре. Тогда уже произносились имена железнодорожных монтекристо — вчера нищих, а сегодня миллионеров. Никто не мог понять, почему такие люди, как Мекк, Дервиз, Губонин, Башмаков и проч., которые не имели, во-первых, ни гро­ша денег, а во-вторых, никаких инженерных познаний, брались за концессии как ни в чем не бывало и в два-три года делались миллионерами».^ Из дневника известного публициста А. Суворина «О концессиях вздыхали как о манне небесной. Спит, спит в своей дыре какой-нибудь предприниматель, жаждущий не столько признательности своих граждан, сколько капиталов, и вдруг проснется со счастливой мыслью: «Ба! — восклицает он, ударяя себя по лбу, за покрышкой которого никогда ни одной идеи не таилось, — чего же я думаю? Дорога из Болванска в Дурновку имеет государ­ственное значение. Тут — промышленность, и стратегия, и... черт знает еще что!» О каком периоде в развитии российской экономики идет речь в документах? Что такое концессия? Какова была роль государства в возникновении «железнодорожной горячки»? Каковы последствия бурного железнодорожного строительства?Задание 5 На карте на с. 16 отметьте районы наивысшего развития промышленного производства в 60—70-е гг. XIX в. Придумайте свою легенду к карте (т. е. значки и цвет, которыми вы будете обозначать развитие тех или иных отраслей промышленного производства).Задание 6 В конце 60-х — начале 70-х гг. были введены в строй важные железнодорожные линии: Москва—Курск, Курск—Киев, Курск—Харьков, Харьков—Одесса, Харь­ков—Ростов, Москва—Ярославль, Ярославль—Вологда, Москва—Тамбов, Тамбов—Саратов, Москва—Брест, Брест—Киев. Отметьте эти линии на карте на с. 16 и дай­те письменный ответ на вопрос: каковы экономические результаты строительства этих железных дорог? § 24. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ: ЛИБЕРАЛЫ И КОНСЕРВАТОРЫ Задание 1 Отметьте требования, выдвигавшиеся российскими ли­бералами в середине 50-х — начале 60-х гг.: свобода совести, выражения общественного мнения, книгопечатания; отмена крепостного права; установление республиканского правления; публичность всех правительственных действий; публичность и гласность суда; введение конституционного правления.Задание 2 Дайте письменный ответ на следующие вопросы: Какое требование либералы убрали из своей политической программы? Почему было снято это принципиальное требование?Задание 3 В 1862 г. на имя Александра II поступил документ, в котором, в частности, говорилось: Вместо действительного осуществления обещанной вами русскому народу воли ваши сановники изобрели временнообязанное положение, невыносимое как для крестьян, так и для помещиков. Вместо одновременного и обязательного обращения крестьян в свободных поземельных собственников ваши сановники изобрели систему добровольных соглашений, которые грозят довести до крайнего разорения и крестьян, и помещиков. Они находят необходимым сохранение дворянских привилегий, тогда как мы... желаем их отмены... Мы уверены, что все преобразования останутся безуспешными, потому что предпринимаются без спроса и ведома народа. Собрание выборных всей земли русской представляет единственное средство к удовлетворительному разрешению вопросов, возбужденных, но не разрешенных «Положением 19 февраля». Кто был автором этого документа: а) А. И. Герцен; б) тверское дворянство; в) К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин?Задание 4 Выберите правильный ответ. 1. Причиной разрыва между К. Д. Кавелиным и Б. Н. Чичериным стали разногласия: а) по поводу действий правительства в отношении студенческих беспорядков; б) в оценке Тверского адреса 1862 г.; в) в оценке крестьянской реформы. 2. Князь П. А. Кропоткин писал в «Записках революционера»: «В январе 1863 года Польша восстала против русского владычества... Никогда раньше польскому делу так много не сочувствовали в России, как тогда... Но вот среди общего возбуждения распространилось известие, что в ночь на 10 января повстанцы напали на солдат, квартировавших по деревням, и перерезали сонных... Кроме того, Наполеон III и Англия стали угрожать России новой войной и эта пустая угроза принесла полякам больше вреда, чем все остальные причины, вместе взятые». Как отразились эти события на состоянии общественного движения в России: а) произошло объединение либерального движения вокруг требования предоставления Польши независимости; б) произошел раскол либерального движения, часть либералов перешла на националистические и консервативные позиции; в) либералы-западники отказались от своей ориентации на западный путь развития России?Задание 5 Определите, какие черты были характерны для земского движения конца 70-х гг.: курс на сотрудничество с правительством; активизация подачи адресов с требованиями расширения своих прав; попытки установления контактов с революционерами; попытки объединить либеральные силы; отказ от политических требований.Задание 6 Выберите правильный ответ. 1. Ф. И. Тютчев посвятил знаменитое четверостишие: Над Россией распростертой встал внезапною грозой Петр по прозвищу четвертый, Аракчеев же второй. а) М. Н. Каткову; б) М. Т. Лорис-Меликову; в) П. А. Шувалову. 2. В период проведения реформ «сверху» консерваторы считали своими главными задачами (возможны несколько вариантов ответа): сорвать любыми способами проведение реформ; оградить императора от влияния либеральных чиновников; скорректировать реформы в интересах помещиков; физически устранить императора-реформатора. 3. Идеологом консерватизма стал один из бывших либеральных общественных деятелей: а) М. Н. Катков; б) А. М. Унковский; в) Б. Н. Чичерин.Задание 7 Дайте письменный ответ на вопрос. Как вы можете объяснить тот факт, что вопрос о введении в России начал представительного правления был поставлен в 70-х гг. консерваторами П. А. Валуевым и П. А. Шуваловым?§ 25. ЗАРОЖДЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВА И ЕГО ИДЕОЛОГИЯЗадание 1 Продолжите фразы. Причинами роста революционного движения в 60-е гг. были: Противоречивость самой крестьянской реформы Реакция крестьян Непоследовательность Задание 2 21 июня 1863 г. цензор В. Бекетов сообщил Н. А. Некрасову: «...я мертв для Вашего «Современника» и для службы. Мне велено подать в отставку». Какое событие стало причиной отставки цензора, курировавшего журнал « Современник »: а) помещение в журнале прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»; б) помещение в журнале «Всеподданнейшего адреса» тверского дворянства; в) помещение в журнале романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»?Задание 3 Прочитайте документ и дайте письменные ответы на вопросы.^ Из работы. Н. Г. Чернышевского «Славянофилы и вопрос об общине» «Обеспечение частных прав отдельной личности было существенным содержанием западноевропейской истории в последние столетия... Но, как всякое одностороннее стремление, и этот идеал исключительных прав отдельного лица имеет свои невыгоды... Отдельный человек, став­ши независимым, оставлен беспомощным. Безграничное соперничество отдало слабых на жертву сильным, труд на жертву капиталу... Необходимо должны были явиться новые стремления, которыми отстранялись бы невыгоды прежнего одностороннего идеала. После понятия о правах отдельной лич­ности возникла идея о союзе и братстве между людьми: люди должны соединиться в общества, имеющие общий интерес... В земледелии братство это должно выразиться переходом земли в общинное пользование, в промышленности — переходом фабричных и заводских предприятий в общинное достояние компании всех работающих на этой фабрике, на этом заводе... Это новое стремление к союзному производству и потреблению является естественным продолжением, расширением, дополнением прежнего стремления к обеспечению частных прав отдельной личности... Порядок дел, к которому столь трудным и долгим путем стремится теперь Запад, еще существует у нас в мо­гущественном народном обычае нашего сельского быта. Существовал некогда он и на Западе... но утрачен там односторонним стремлением к полновластной собственности отдельного лица... Пример Запада не должен быть поте­рян для нас. Вопрос о земледельческом быте — важнейший для России, которая очень долго останется государ­ством по преимуществу земледельческим... ...Да не дерзнем мы посягнуть на общинное пользование землями — на то благо, от приобретения которого теперь зависит благоденствие земледельческих классов Западной Европы. Их пример да будет нам уроком». Что считает Чернышевский главным содержанием западноевропейской истории? Как он оценивает ее ре­зультаты? В каком направлении, считает Чернышевский, будут развиваться события дальше? В чем, по мнению Чернышевского, состоит преимущество России перед Западом?Задание 4 Выберите правильный ответ. 1. Тайная революционная организация «Земля и воля» была создана в: а) 1858 г.; б) 1861 г.; в) 1863 г. 2. Основным политическим требованием «Земли и воли» было: а) установление конституционной монархии; б) созыв Земского собора; в) установление демократической республики. 3. Руководители «Земли и воли» считали, что массовые крестьянские выступления произойдут в 1863 г., так как в этом году: а) истекал срок подписания Уставных грамот между помещиками и крестьянами; б) вводилось временнообязанное состояние крестьян; в) намечалось убийство Александра II.Задание 5 Определите, какие высказывания принадлежат: 1. М. А. Бакунину. 2. П. Л. Лаврову. 3. П. Н. Ткачеву. а) «Первым условием подготовления социальной революции в России должна быть организация революционного меньшинства, понимающая задачи рабочего социализма, в среде общинных и артельных центров русского народа». б) «Чтобы совершить радикальную революцию, нужно... разрушить собственность и государство...» в) «...Истинно революционная партия ставит своей главной, своей первостепенной задачей не подготовление революции вообще, в отдаленном будущем, а осуществление ее в возможно ближайшем настоящем»Задание 6 М. А. Бакунин резко критиковал идею К. Маркса о диктатуре пролетариата, выделяя основные этапы возможного хода событий: Крестьянский бунт. Диктатура пролетариата. Навязывание крестьянам коммунистических порядков. Появление военного диктатора. Усиление армии. Расположите эти этапы в нужной последовательности.Задание 7 Дайте определение понятий. Разночинцы Народники Задание 8 Проведите линии в схеме. Клич «В народ!!!!» А Бакунин Готовить народ к революции Л Лавров Поднимать мужиков на бунт Н Ткачев Революцию начнет не народ, а организованное меньшинство § 26. РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАРОДНИЧЕСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 60-х — НАЧАЛА 80-х гг.Задание 1 Заполните пропуски в тексте. Осенью 1863 г. в Москве был организован кружок саратовского разночинца Н. А. Ишутина. К 1865 г. он вырос в крупную подпольную организацию с филиалом в Петербурге. Ишутинцы под влиянием начали устраивать на артельных началах мастерские, чтобы таким образом убедить народ в преимуществах социалистического производства, а затем потребовать от правительства реформ, ведущих к социализму, и, если оно откажется . Однако часть ишутинцев стала искать более короткие пути к революции, а самый пылкий из них — первым из русских революционеров пошел на . Он решил, что именно станет 4 апреля г. у решетки Летнего сада в Петербурге Последствием этого шага стало Задание 2 Заполните схему. «Земля и воля» Образованна в году ^ Основные программные задачи: Способ претворения в жизнь программных задач: ^ Методы работы организаторские: дезорганизаторские: Задание 3 О какой народнической организации идет речь в документах? «...Все, что есть благородного и высокого в природе человека, казалось, было сосредоточено в этой горстке героической молодежи. Они хотели освободиться от всяких других помышлений... чтобы отдаться своему делу всеце­ло беззаветно» (С. М. Степняк-Кравчинский). «Наш кружок оставался тесной семьей друзей. Никогда впоследствии я не встречал такой группы идеально чистых и нравственно выдающихся людей, как те человек двадцать, которых я встретил на первом заседании кружка...» (Т. А. Кропоткин). а) «Народная расправа»; б) кружок Чайковского; в) кружок Долгушина.Задание 4 Заполните схему. «Земля и воля»Раскол в году Название организации и ее основные задачи Лидеры Название организации и ее основные задачи Лидеры Задание 5 Прочитайте отрывки из стихотворений и дайте пись­менные ответы на вопросы.Готов ли? Ну! Теперь смотри, И вот теперь со всех сторон Ступай по городам и селам Идут на бой борцы иные... И о грядущем говори Идут в измученный народ, Животрепещущим глаголом. Идут в голодные селенья;(Н. Огарев) Всех русский голос их зовет В бой за народное спасенье. (П. Лавров)1. О каком периоде в истории русского народничества идет речь в стихотворных строках? 2. Каковы итоги это­го периода?Задание 6 Прочитайте документы и дайте короткий письменный комментарий.^ Из заявления Исполнительного Комитета «Народной воли» по поводу убийствапрезидента США Д. Гарфилда от 10 сентября 1881 г. «В стране, где свобода личности дает возможность честной идейной борьбы, где свободная народная воля оп­ределяет не только закон, но и личность правителей, — в такой стране политическое убийство как средство борь­бы есть проявление того лее духа деспотизма, уничтоже­ние которого в России мы ставим задачей».^ Мнение Ф. Энгельса «Политическое убийство в России — единственное средство, которым располагают умные, смелые и уважаю­щие себя люди для защиты против агентов неслыханно деспотического режима».^ Народная поговорка 70-х гг. XIX в. Посуду бей, но самовар не трогай.Задание 7 Выберите правильный ответ. 1. Александр II был смертельно ранен 1 марта: а) 1878 г.; б) 1879 г.; в) 1881 г. 2. Непосредственным исполнителем террористического акта, приведшего к смерти императора, стал: а) И. Греневицкий; б) А. Желябов; в) С. Халтурин. 3. В апреле 1881 г. были повешены организаторы покушения: а) О. Аптекман; б) А. Желябов; в) А. Михайлов; г) Н. Кибальчич; д) С. Кравчинский; е) С. Перовская; ж) Н. Рысаков; з) М. Фроленко. § 27. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА IIЗадание 1 Заполните схему. ^ Задачи русской дипломатии в Европе Задание 2 Заполните схему. ^ Основная цель внешней политики Россиив 60—70-е гг. Основные направлениявнешней политики России в 60—70-е гг. Задание 3 Выберите правильный ответ. 1. Какую позицию заняла Пруссия во время восстания в Польше 1863 г.: а) присоединилась к требованиям Англии и Франции прекратить кровопролитие в Польше; б) объявила о своем нейтралитете; в) поддержала действия русского правительства? 2. Кому посвящены следующие стихи Ф. И. Тютчева?Да, Вы сдержали Ваше слово: Не сдвинув пушки, ни рубля, В свои права вступает снова Родная русская земля. И нам завещанное море Опять свободною волной, О кратком позабыв позоре, Лобзает берег свой родной.а) А. И. Барятинскому; б) А. И. Горчакову; в) М. Г. Чер­няеву. 3. О каком событии в них идет речь: а) об окончании Кавказской войны; б) об основании порта Владивосток; в) об отмене нейтрализации Черного моря? 4. От каких статей Парижского договора отказалась Россия: а) от запрета иметь свой флот на Черном море; б) от закрытия проливов для военных судов; в) от признания вассальной зависимости Сербии и Черногории от Турции? Задание 4 Заполните пропуски в тексте. В августе 1856 г. Александр II назначил наместником Кавказа и главнокомандующим кавказской армией князя Он начал с разработки широкой программы админи­стративных преобразований в крае и одновременно ак­тивизировал военные операции против горцев. 25 августа г. русской армии сдался В ноябре г. сложил оружие его соратник Мухамед Аминь. Последний крупный очаг сопротивления горцев — урочище Кбааде — был взят русскими войска ми в г. Многолетняя война, которую вела Россия с целью покорения Кавказа, была закончена. Имея в тылу относительно спокойный Кавказ, Россия могла активизировать свою политику в Средней Азии. Задание 5 Прочитайте документ и ответьте на вопросы.^ Из записок военного министра Д. А. Милютина «Наше министерство иностранных дел с давних времен держалось в азиатской политике системы пассивного консерватизма. Заботясь более всего о поддержании дружбы с Англией, оно противилось всякому нашему успеху в Средней Азии, дабы не возбуждать дипломатических за­просов лондонского кабинета, ревностно следившего за каждым нашим шагом в степях. Сам вице-канцлер А. М. Горчаков, почти не занимавшийся азиатскими делами и чуждый самых поверхностных сведений об Азии, не хотел даже вникать в обстоятельства, вынуждавшие нас по времени принимать военные меры на азиатских наших окраинах». 1. В чем различие в подходах к среднеазиатской поли­тике в военном министерстве и министерстве иностранных дел? 2. Чем были обусловлены эти различия? Задание 6 Заполните таблицу.Завоевание Средней Азии Дата Событие Значение Задание 7 Проведите линии в схеме.Дальневосточная политика России 1855 г Айгунский договор ^ Установление границы с Китаем по реке Амур 1858 г Пекинский договор ^ Курильские острова к северу от Итурупа признаны российским владением 1860 г. Симодский договор ^ Уссурийский край вошел в состав России 1875 г. Петербургский договор ^ Сахалин признан принадлежащим России, а Курильские острова - Японии § 28. РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1877—1878 гг. Задание 1 Заполните схему. ^ Позиция Александра II на кануне войны Не воевать? Воевать? Задание 2 Заполните таблицу. ^ События на Балканах в 1875 — 1876 гг. Реакция России Задание 3 Проведите линии в схеме, сопоставив события и глав­ные действующие лица.Боевые действия летом 1877 г. ^ Освобождение Тырново Н. П. Криденер ^ Захват Шипкинского перевала И. В. Гурко ^ Взятие крепости Никополь вместо Плевны Великий князь Николай Николаевич Задание 4 Нанесите на карту на с. 34 направления зимнего на­ступления 1877—1878 гг.: а) отряда генерала И. В. Гурко; б) отряда генерала М. Д. Скобелева.Задание 5Задание 5 Дайте письменные ответы на вопросы. 1. Какой характер носила русско-турецкая война? 2. Выполнила ли Россия поставленные задачи? 3. Каковы были положительные результаты войны? 4. Каковы ее отрицательные последствия? Задание 6 Заполните сравнительную таблицу. ^ Условия Сан-Стефанского мирного договора Условия Берлинского конгресса § 29—30. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III Задание 1 Выберите правильный ответ. Кто оказывал решающее влияние на внутреннюю политику Александра III: а) М. Т. Лорис-Меликов; б) К. П. Победоносцев; в) императрица Мария Федоровна? К. П. Победоносцев занимал должность: а) министра внутренних дел; б) министра народного просвещения; в) обер-прокурора Синода. О ком граф С. Г. Строганов сказал: «(Он) всегда отлично знает, что не надо, но никогда не знает, что надо»: а) об Александре III; б) о Н. П. Игнатьеве; в) о К. П. Победоносцеве? Задание 2 Заполните таблицу.Политика в области просвещения и печати Дата Мероприятие Его суть Задание 3 Какие меры по крестьянскому вопросу были приняты в царствование Александра III: а) прекращено временнообязанное состояние крестьян; б) снижены выкупные платежи; в) отменена подушная подать; г) разрешен свободный выход крестьян из общины; д) облегчена аренда государственных земель; е) облегчена аренда помещичьих земель? Год учреждения Крестьянского поземельного банка: а) 1882 г.; б) 1885 г.; в) 1890 г. Закон от 28 декабря 1881 г.: а) отменял временнообязанное состояние крестьян; б) регулировал арендные отношения; в) отменял подушную подать.Задание 4 Выберите правильный ответ. Какие меры предусматривало рабочее законодательство: запрещение труда детей до 12-летнего возраста; запрещение ночного труда для женщин и подростков; 8-часовой рабочий день; запрещение штрафных санкций к рабочим со стороны хозяев; запрещение стачек; введение страхования рабочих? Задание 5 4 мая 1882 г. К. П. Победоносцев получил от Алек­сандра III документы, автором которых был министр внутренних дел Н. П. Игнатьев. В тот же день, вечером, он ответил царю: «Прочитав эти бумаги, я пришел в ужас...» Что содержалось в этих документах: а) проект созыва Земского собора; б) проект конститу­ции; в) план покушения на императора? Задание 6 Заполните схему. ___________Дата Закон о земских участковых начальникахУпразднял: СоздавалПолномочия властных органов:Задание 7 Выберите правильный ответ. 1. «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. давало право министру внутренних дел: а) объявлять в стране чрезвычайное положение; б) объявлять любой район страны на «исключительном положении»; в) выселять всех иноверцев из Москвы и Петербурга. 2. Режим «исключительного положения» предусматривал право администрации: а) вводить военно-полевые суды в данной местности; б) высылать любых «нежелательных» лиц; в) приостанавливать выпуск периодических


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.