МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИГОРОДСКОГО ОКРУГА ПРОХЛАДНЫЙ, КБР»Учебно-методический кабинетПроблемный семинарТема:«Организация исследовательской деятельности учащихся при использовании метода проекта»«Построение графиковфункций в Excel»(урок 10 класс)Подготовил: Попова Л. В. учитель информатики МОУ «СОШ №4», высшая категорияПротокол заседания ГМО № ______ от ___________ 200__ г.Руководитель ГМО ________________________ Раздел: информационные технологии. Тема: Построение графиков функции с помощью Microsoft Office Excel 2003.^ Цели урока.Образовательная: Показать использование компьютерных прикладных программы для исследовательской работы. Обеспечить применение знаний и способов действий в разнообразных ситуациях. Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.Развивающая: Учить обобщать и систематизировать полученные знания. Помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала. Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать и классифицировать полученные знания. Создать условия для развития у школьников умения работать во времени.Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу. Осуществлять эстетическое воспитание. Способствовать обогащению внутреннего мира школьников.^ Тип урока: урок – практикум.Технология: проблемно-исследовательская.Оборудование: Компьютерный класс, проекционное оборудование.Этапы урока: • организационный момент; • воспроизведение и коррекция опорных знаний; • обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы; • практическая работа; • подведение итогов урока; • домашнее задание.Ход урока:I. Организационный момент. Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку ^ II. Повторение теоретического материала. На прошлом уроке мы с вами научились строить диаграммы. Давайте вспомним: Что такое диаграмма?- Графическое изображение, показывающее соотношение каких-нибудь величин. Какие основные типы диаграмм вы знаете?- Линейчатые, круговые и графики. Что такое ряд данных?- Это множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме. Что задают категории?- Категории задают положение значений ряда данных на диаграмме.III. Изучение нового материала. На прошлом уроке мы с вами с помощью линейных диаграмм наглядно представили данные о крупнейших реках, и с помощью круговой диаграммы показали долю цен отдельных устройств компьютера в его общей цене. Как вы думаете, с помощью какого типа диаграмм удобнее всего показать зависимость одной величины от другой? (графиков). И сегодня мы с вами будим не просто учиться строить графики, а с помощью графиков исследовать некоторые функции. Тема нашего сегодняшнего урока «Построение графиков функции с помощью электронных таблиц Excel». И начнём исследование с графика квадратичной функции. Какой вид имеет квадратичная функция? Функция вида y = ax2 + bx + c, где a, b и c – некоторые числах, а ≠ 0. Для того чтобы построить график нам надо создать таблицу. Занесите данные в таблицу: 1. Ячейка А1 – значение коэффициента А = 2 квадратичной функции. Ячейка В1 – значение коэффициента В = 9 квадратичной функции. Ячейка С1 – значение коэффициента С = 8 квадратичной функции. 2. В ячейке А3 запишем Х. В ячейке А4 – Y. 3. Занесем значения переменной X от -8 до 4, используя маркер. 4. В ячейку В4 внесём функцию общего вида, в табличном процессоре эта формула примет вид: A1*X^2+B1*X+C 5. Но нам надо, что бы коэффициенты не менялись. Какую для этого надо использовать ссылку? (Абсолютную). 6. Протянем маркером нашу формулу. Теперь строим график. 7. Выделим диапазон исходных данных и выберем Мастера диаграмм – тип: точечная – вид: без маркеров. Мы получили график квадратичной функции и теперь, меняя коэффициенты, мы сможем проследить, как будит меняться функция.Но сначала графики построите вы. Займите свои места за компьютерами.^ IV. Практическая работа. Выполнение построения графика по опорным конспектам. Внесите изменения в оформления: фон – белый; график – красный; удалите легенду; уберите лишни горизонтальные линии. Исследование функции при: а = 1, в = 0, с = 0; а = -1, в = 0, с = 0; а = -1, в = 0, с = 2; а = 1, в = 0, с = -2;Физкульт минутка. Посмотрите на цветок, расположенный на вашем компьютере. Посмотрите на цветок, расположенный на противоположной стене. Сделали 5 круговых движений головой в одну и другую сторону. Сделайте 5 наклонов головы вперёд и назад. Функция, построенная вами, была вам знакома. А теперь постройте графики функций, которые предложены на ваших карточках. у = на отрезке [0; 8]; y = на отрезке [-4; 4]; y = на отрезке [4; 12]. y = на отрезке [-4; 4]; y = на отрезке [-4; 4]; y = на отрезке [-4; 4]; y = - на отрезке [-4; 4]. y = x3 на отрезке [-2; 2]; y = x3 - 4 на отрезке [-2; 2]; y = x3 + 4 на отрезке [-2; 2]; y = -x3 на отрезке [-2; 2]. y = на отрезке [-8; -1] и [1; 8]; y = - на отрезке [-8; -1] и [1; 8]; y = +3 на отрезке [-8; -1] и [1; 8]; y = -3 на отрезке [-8; -1] и [1; 8]; y = x на отрезке [-4; 4]; y = -x на отрезке [-4; 4]; y = x - 3 на отрезке [-4; 4]; y = x + 3 на отрезке [-4; 4]; y = Sin x на отрезке [-3,14; 3,14]; y = Sin x - 1 на отрезке [-3,14; 3,14]; y = Sin x + 1 на отрезке [-3,14; 3,14]; y = 2Sin x на отрезке [-3,14; 3,14]. y = Cos x на отрезке [-6,28; 6,28]; y = Cos x - 1 на отрезке [-6,28; 6,28]; y = Cos x + 1 на отрезке [-6,28; 6,28]; y = 2Cos x на отрезке [-6,28; 6,28];Посмотрите на доску и сравните полученные графики с графиками, изображенными на доске. Подведение итогов урока.Скажите, как легче исследовать функцию строя график на бумаге или с помощью электронных таблиц?Домашнее задание. §10.5 стр. 373 – 376, пр/р 10.12 (у кого есть компьютеры)