Реферат по предмету "Психология"


Факторы формирования, регуляции и саморегуляции индивидуального стиля деятельности (ИСД)

Федеральноеагентство по образованию РФ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
КубанскийГосударственный Университет
Кафедрасоциальной психологии
Контрольнаяработа
по дисциплинеПсихология труда
натему:
Факторыформирования, регуляции и саморегуляции индивидуального стиля деятельности(ИСД)
Выполниластудентка
факультетауправления и психологии
специальности030301 «Психология»
4курса ЗФО
Гарковик О.В.
Проверил: профессор
Дёмин А. Н.
Краснодар
2011

Введение
В наши дни в связи снепрерывным усложнением техники и широкой автоматизацией производстваинтеллектуальная сторона физического труда, проявляющаяся, в частности, впланировании рабочим своих действий, начинает играть ведущую роль в достижениивысокой продуктивности труда рабочего на производстве. С другой стороны, втворческом труде особое значение приобретают индивидуальные особенностиличности.
Социальнаяорганизация деятельности людей как общественно полезного труда требуетрассмотрения их индивидуальных стилей деятельности как стилей профессиональнойдеятельности.
Сама посебе идея подобрать подходящего человека для дела давно порождена народнымсознанием, отражена, как известно, в фольклоре и легко воспроизводится даже прираспределении функций в детском сообществе, занятом трудом. Вопрос поставимтак: какое место в общей системе оптимизационных мероприятий, направленных наобласть труда, придается селекции людей, отбору. Интересен и другой вопрос — как понимается структура соответствия человека и его работы (что чему должносоответствовать, что считается главным при оценке такого соответствия — психофизиологические качества или качества личности, или то и другое вопределенной степени и т. д.).

1. Развитиенеобходимости учёта индивидуальных особенностей людей в трудовой деятельности вРоссии
Первый поток исследований человеческого фактора труда,обусловленный тревогой в связи с ростом аварий, несчастных случаев, катастроф,был неспецифическим и имел характер научной разведки, а именно, речь идет оразвернувшихся в 80-90 гг. широким потоком статистических исследованиях. Анализстатистики несчастных случаев проводится как по отношению к России в целом, таки по отношению к отдельным видам производства. Много публикаций было посвященоанализу травматизма персонала железных дорог, городских дорог (конных ипаровых), рудников, шахт. В конце XIX- начале XX вв. начинают внедряться впромышленность электрические машины, электроосветительные устройства, что несетс собой новые виды несчастий и соответственно порождает статистическиеисследования. По свидетельству Г. А. Бейлихиса, в Женеве в 1896 г. в издании Союза русских социал-демократов под названием «Непериодический сборник» былаопубликована статья Д. Кольцова «Машина. Работник», в которой приводилисьданные о губительном росте промышленного травматизма в России и особенно в техвидах производства, где внедряются новые машины. По сути дела, речь идет опостановке проблемы «человек-машина» в том ее аспекте, который касается охраныжизни и здоровья рабочего.
Для того, чтобы статистика могла дать сведения опричинах несчастных случаев, важно было обеспечить условия сопоставимостирезультатов многочисленных исследований разных авторов. В этих целях И. Д.Астрахан разработал карточку регистрации несчастных случаев, которая служиласвоего рода программой изучения и описания каждого случая. В ней нашли отражениепредставления автора, о тех наиболее частых факторах, которые способствуютпроисшествиям. Здесь среди прочих значительное внимание автора занимают такиеобстоятельства, как уровень общего образования и профессиональной квалификации(по признаку стажа работы по данной специальности), степень привычностиисполняемых занятий, длительность непрерывной работы и возможное влияниепроизводственного утомления, влияние перерывов в работе, алкоголя. Эксперты,как рекомендует И. Д. Астрахан, должны были учитывать подробнейшим образом обстоятельстваи «ближайшие причины» и соотносить их с косвенными сведениями о самом работнике,о его здоровье, умелости, состоянии его работоспособности в период,предшествующий травме, а также соотносить со всеми косвенными бытовымиусловиями, которые могли способствовать ухудшению рабочего состояния человека.
Данные статистики несчастных случаев, построенной наоснове выявления причин каждой травмы, показывали, что причины могут бытьразными: и нарушение предписаний, инструкций рабочим, по разным мотивам, и ихусталость, и организационные дефекты, и опасность самого производственногопроцесса.
В условиях массового производства машин, орудий трудастановится очевидным, что опираться на интуитивные знания о человеке-работникеуже недостаточно. Для инженеров важно было знать биомеханические характеристикичеловека, которые можно было учесть в совершенствовании орудий труда,организации труда. Приходилось анализировать и сопоставлять параметры«работоспособности» машин и «живых орудий». Интуитивные знания начинаютзаменяться научными представлениями о человеке. Так, В. П. Горячкин(основоположник отечественной земледельческой механики, впоследствии — почетныйакадемик АН СССР и ВАСХНИЛ) пользовался работами И. М. Сеченова, посвященнымипсихофизиологии и биомеханике рабочих движений человека.
Н. А.Шевалев (1911) предложил, называть область знаний и практических мероприятий посозданию технических способов предотвращения несчастных случаев не просто«техникой безопасности», но «социальной техникой», ибо речь шла об отраслипрактики, связанной и с техническими науками и опирающейся в то же время назнания социальные.
Нетрудноувидеть, что приведенные правила предполагают некую психологическую модельтрудящегося: зная об опасности, он может соответственно менять поведение,использовать «предосторожности». Но саморегуляция, свойственная опытному,взрослому человеку, не безгранична в своих возможностях.
Такимобразом, развитие нетрадиционных форм труда, наиболее явно представленное вжелезнодорожном деле, в нарождающейся авиации, а также в наиболее сильноразвивающихся направлениях промышленности и сельского хозяйства подняло со всейостротой вопросы взаимосоответствия человека и его работы. Статистика всякогорода аварий, катастроф, увечий, несчастных случаев делала трудности развитиямира труда совершенно очевидными, а соответствующие задачи — насущнейшими.

2. Проблемаиндивидуального стиля в психологии
Понятие«стиль» фигурирует в житейском сознании для отображения индивидуальногосвоеобразия процесса и результатов деятельности данного человека в отличие отдругих людей (стиль писателя, художника, способ работы профессионала). Этопонятие имеет статус междисциплинарной категории, которая используется дляфиксации не только индивидуальных, но и социально-типичных явлений(национальный стиль в одежде, стиль театральной школы, архитектурный стиль ит.д.)
Впсихологии стиль имеет отношение главным образом к проявленияминдивидуальности. Понятие «стиль» впервые введено в психологический оборотАльфредом Адлером (1927) для объяснения своеобразия жизненного пути личности.Существование индивидуальных дефектов, физических ограничений в организме,психике, дефекты социальных взаимоотношений в семье создавали почву для угрозыпониженной или отрицательной социальной оценки личности. Защищая свое Я отсознания неполноценности, личность вырабатывает, согласно Адлеру, системуцелей, которые она ставит перед собой, защищая свою социальную полноценность,при этом складывается определенный стиль жизни. Таким образом, жизненный стильформируется вынужденно, и его возникновение детерминируется объективнымиособенностями организма, социальными условиями жизни, а не является чем-тослучайным, произвольно выбранным.
Традициярассмотрения стиля жизни как личностно обусловленной формы поведения сохраниласвою актуальность и в настоящее время.
ГордонОллпорт (Allport G. W., 1937)использовал понятие стиля для обозначения некоторого единого личностногоисточника многообразных функциональных психических проявлений — черт личности.Речь шла при этом о таких чертах личности, которые носили инструментальныйхарактер, с их помощью личность добивалась поставленных целей (например,вежливость, постоянство, разговорчивость и т.п.).
В рамкахкогнитивной экспериментальной психологии второй половины XX в. понятие «стиль» стали применятьдля обозначения особенностей восприятия стимулов и реагирования, обусловленныхиндивидуально-личностными качествами человека. В работах американскогопсихолога Виткина исследуются различные параметры когнитивных стилей. Опытисследования когнитивных стилей в рамках этой школы, собственные исследованияглубоко и разносторонне обсуждаются М. А.Холодной в ее книге «Когнитивныестили: о природе индивидуального ума» (2002). Она понимает когнитивные стиликак вариант проявления познавательных способностей, точнее, как метакогнитивныеспособности, которые в отличие от вербального интеллекта (напрямую связанного собучаемостью и продуктивностью в решении познавательных задач) отражаютособенности управления субъектом процессом переработки информации. Когнитивныйстиль определяется механизмами, организационными и структурными особенностямипроцессов переработки информации, формами контроля познавательных процессов,мотивацией, ценностными ориентациями субъекта познания.
Кхарактеристикам когнитивных стилей (изучаемым в современной экспериментальнойкогнитивной психологии) относятся: полезависимость-поленезависимость субъекта,широта-узость категорий обобщения опыта, ригидный-гибкий познавательныйконтроль, фокусирующий-сканирующий контроль, степень открытости новому,неожиданному опыту, импульсивность-рефлективность познавательной деятельности,склонность к конкретной-абстрактной концептуализации, когнитивнаяпростота-сложность субъекта познания.
В 1980-егг. было обнаружено, что когнитивные стили специфичны в разных видахпрофессиональной деятельности. Так, Курочкин Н.И. (1986) установил, чтоврачи-рентгенологи существенно быстрее, чем рядовые испытуемые, не являющиесяспециалистами в данной области, обнаруживают простые фигуры в сложных (методика«Включенные фигуры»). Этот феномен может служить косвенным доказательствомтого, что когнитивные стили по своему генезу сродни способностям, которыеразвиваются из задатков при их актуализации в деятельности. Oказалось, что одинчеловек может обладать разными когнитивными стилями, но в отношении разныхобъектов. Например, человек может проявлять когнитивную сложность в отношениимарок aвтомобилей и быть когнитивно простым в восприятии людей, чтоподтверждает функциональную природу когнитивных стилей, детерминированностьмотивацией субъекта. Как и способности, когнитивные стили, вероятно, выступаютпроявлением «функционально-подвижных органов» (по А.А.Ухтомскому), которыеформируются прижизненно и, однажды сложившись, оказываются в разной степениустойчивыми у разных людей. Сам процесс формирования когнитивных стилей и ихфункционирование при этом примерно на 50 % детерминированы наследственными факторами.
Широкуюпопулярность в 90-е гг. XX в. получили идеи нейролингвистическогопрограммирования (НЛП), опирающиеся на выделение типов людей, отличающихсяпреобладанием одной из форм кодирования информации (визуальной, аудиальной,кинестетической или словесно-логической). НЛП можно рассматривать как развитиеидей о существовании когнитивных стилей.
Дляпрактики работы с персоналом, в связи с задачами карьерного консультированияважно иметь в виду экспериментально установленные связи между параметрамикогнитивных стилей и некоторыми чертами личности. Так, например, установлено,что поленезависимые лица чаще обнаруживают зрелость личности,самодостаточность, устойчивость к внушению, критичность; полезависимые — чащеобщительны, жизнерадостны, зависимы от группы, сложнее переносят ситуациинеопределенности, так как с трудом могут эти ситуации переосмысливать. Наличиетакого рода неслучайных связей может быть использовано в психодиагностикеличностных особенностей, слабо поддающихся контролю со стороны обследуемых, иботестовые задания носят нейтральный (с точки зрения направлений интерпретациирезультатов их выполнения) характер.
В целомв отечественной психологии можно выделить три разных подхода к данной проблеме:
1) концептуальный— изучение стиля на базе более общих философских, социологических ипсихологических категорий;
2) интегральный,в котором понятие стиля жизни (и близкие ему по содержанию феномены —поведение, активность, отношения, саморегуляция) определяется на основе синтезаболее элементарных и достаточно изученных компонентов, интегрируя последние вновое качественное образование;
3) эмпирический— исследование и описание разных моделей, вариантов, стратегий поведения,отношений, которые могут быть оценены как более частные проявления стиля жизничеловека в какой-либо определенной сфере, например в общении.
В целомстили жизни можно определить как «психологические механизмы социальнойжизнедеятельности»; как «соединение индивидуальности с условиями жизни», «неповторимостьспособа жизни, ее организации»; коммуникативные стили — как «устойчивыеиндивидуально своеобразные приемы и способы передачи и получения информации впроцессе общения».

3. Понятиеиндивидуального стиля деятельности. Связь индивидуального стиля деятельности сэффективностью труда
 
3.1Индивидуальный стиль деятельности. Концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина
Вотечественной психологии проблема стиля деятельности рассматривается с 50-х гг.XX в. в работах В. С. Мерлина, Е. А.Климова др.
Индивидуальныйстиль деятельности (ИСД) в широком понимании отображает всю системуотличительных признаков деятельности данного человека, обусловленную егоиндивидуально-личностными особенностями. ИСД проявляется на поведенческомуровне, доступном внешнему наблюдателю, в форме устойчиво повторяющихся приемови способов деятельности, выбранных субъектом, в форме своеобразной временнойорганизации действий, качественных особенностях продукта деятельности. Могутбыть выделены и внутрисубъектные особенности ИСД (типичные стратегиидеятельности, своеобразные особенности функционирования в деятельности,обусловленные свойствами индивидуальности, разная субъективная значимостькомпонентов деятельности, своеобразие форм сознательного контроля,саморегуляции действий, состояний).
ИСДвыполняет функцию приспособления человека к требованиям деятельности с учетомсвойств его индивидуальности.
Одной изнаиболее удачных и широко используемых в отечественной психологии являетсяконцепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина. В.С.Мерлин опирался наидеи Б.Г.Ананьева (1980) о целостном изучении индивидуальности человека,которые, в свою очередь, продолжали отечественные традиции комплексногоцелостного исследования личности, заложенные в трудах В.М.Бехтерева А.Ф.Лазурского.В.С.Мерлин собрал воедино многочисленные частные данные обиндивидуально-психологических различиях. В теории интегральной индивидуальностиим выделено три уровня индивидуальных свойств: уровень организма, уровеньиндивидно-личностных свойств, уровень субъекта социальных отношений.
Науровне организма биохимические свойства индивидуальности человекахарактеризуются уникальными для каждого организм особенностями обменныхпроцессов, неповторимой структуре белка, тканей органов, пропорцией гормонов, выделяемыхэндокринными железами. Общесоматические свойства индивидуальности отражаютособенности его тела как биомеханической машины, вес, рост, мышечную массу,давление крови, объем легких, силу сокращения мышц, общее состояние здоровьячеловека, его общую трудоспособность, наличие хронических заболеваний,особенности конституции.
Нейродинамическиесвойства характеризуютскорость возникновения, развития и протекания нервных процессов, их силу,лабильность и другие показатели. Под функциональной асимметрией мозга понимаетсядоминирование одного из полушарий коры головного мозга. У леворуких доминируетправое полушарие, у праворуких — левое. Асимметрия затрагивает также работуглаз, слух, управление движением ног, функции восприятия запахов левой и правойполовинкой носа. Есть данные о том, что у людей с преобладанием правогополушария чаще встречается талант художника, чем ученого, и наоборот.
Всистеме индивидуально-личностных (по Мерлину, индивидуально-психических) свойствпредставлены темперамент и психические свойства личности. Темперамент рассматриваетсяВ. С. Мерлиным как вторичное индивидное свойство, характеризующее устойчивоповторяющиеся динамические особенности поведения человека.
Характерв системе интегральнойиндивидуальности понимается как индивидуально своеобразное сочетание устойчивыхпсихических особенностей человека, задающих типичный для данного человекаспособ его поведения, эмоционального реагирования.Если темперамент отражаетформально-динамическую сторону поведения и эмоциональных реакций человека, тохарактер связан с поступками человека, с содержательными особенностямиотношения человека к жизненным обстоятельствам. Черты xapaктера формируются прижизненно на фоне свойствнижележащих уровней интегральной индивидуальности.
Способностиявляются результатомразвития задатков, это функциональные органы, обеспечивающие выполнениечеловеке определенных форм деятельности и освоение им новых знаний, умений инавыков.
Впсихологии термин личность используется в широком и узком понимании. В широкомсмысле личностью называют целостную психическую организацию человека,объединяющую в себе проявления способностей, характера и темперамента. В такомрасширенном варианте слово «личность» оказывается тождественным слову«индивидуальность», это такое единство внутренних условий, через которые, какговорил выдающийся отечественный психолог С.Л.Рубинштейн, «преломляются всевнешние воздействия» (Рубинштейн С.Л., 1999).
В узкомсмысле личностью называют некую неповторимую целостность, выполняющую рольвысшего регулятора жизнедеятельности человека. Эта роль становится возможнойблагодаря самосознанию (Асмолов А. Г., 2001). Функция самосознания подчиняет Ячеловека его главным смысловым ориентациям, ценностям, идеалам. Основу, илиядро, личности составляет иерархия его мотивов, отражающих смысловые отношениячеловека к разным сторонам жизни.
К уровнюиндивидуально-личностных свойств целесообразно добавить возрастно-половыесвойства, которые детерминированы как биологическими процессами созревания, таки факторами социализации, психического развития. Половая принадлежностьопределяется комплексом телесных, репродуктивных, поведенческих и социальныхпризнаков, определяющих человека как мальчика, юношу, мужчину или как девочку,девушку, женщину. Антропологи выделяют следующие разновидности термина «пол»:
полгенетический — устанавливается на основе исследования генов (у женщин, какизвестно, половые хромосомы выражены сочетанием XX, а у мужчин — XY);
полгормональный — определяется по преобладанию выработки эндокринными железамимужских (тестостерон, андроген) или женских (эстроген и прогестрон) гормонов;
полморфологический, или соматический, — определяется строением внутренних инаружных половых органов, особенностями строения тела, типом распределенияволосяного покрова;
полгражданский — обозначение формальной принадлежности человека к группе мужчинили женщин, которое закрепляется отметкой в паспорте;
полпсихологический — внутреннее ощущение человеком своей идентичности илипринадлежности к группе мужчин или женщин, выбор им социально ожидаемогоспособа поведения, типичного для женщин или мужчин;
полсоциальный — типичный способ поведения людей, который складывается в обществепод влиянием воспитания, культурных традиций.
Всовременной социологии и антропологии (в широком смысле) последние два вариантагрупповых различий обозначаются термином «тендерные различия». Слово «гендер»английского происхождения «gender» имеет два значения: «род», грамматическоепонятие, и «пол» — в смысле особенностей поведения мужчин и женщин. «Гендер»необходимо, таким образом, отличать от «пола биологического» (в английскомязыке обозначаемого словом «sex»).
Словосочетания«гендерные различия», «гендерная роль» отражают набор ожидаемых типичных (и вэтом смысле родовых) образцов поведения, норм для мужчин и женщин. Гендерныетеории разрабатывают социологи и социальные психологи. Они исследуют стереотипыповедения, типичные для групп мужчин и женщин, их типичные представления,предпочтения, мнения, способы преодоления проблемных ситуаций.
Уровеньсоциально-психологических свойств индивидуальности отражает спецификуличностного и социального статуса человека, понимаемых как совокупностьособенностей человека, вытекающих из его социальных ролей, его принадлежности кконкретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллектив, профессия) исоциально-историческим общностям, или большим группам (этнос, класс, страна).Данный уровень индивидуальности В.С.Мерлин обозначает также термином«метаиндивидуальность», ибо здесь имеются в виду психологические характеристикивзаимоотношений человека с окружающими его людьми. В.С.Мерлин считает, чтометаиндивидуальность человека и ее свойства зависят как от требований, ожиданийсоциальной группы, так и от свойств интраиндивидуальности (относительно автономныхот социального окружения). К интраиндивидуальности можно отнести свойствапервого и второго уровней интегральной индивидуальности, а также тевнутриличностные качества человека, которые определяют выбор им социальнойроли, ее принятие личностью. По Мерлину, связь между личностным статусом,интраиндивидуальными свойствами человека — сложноопосредованная, не прямая.
Человекпредставляет собой целостное единство индивидуальных свойств разных уровней. Вразных жизненных ситуациях могут быть особенно важными различные свойства.
3.2Связь индивидуального стиля деятельности с эффективностью труда
Е. А.Климов исследовал ИСД у ткачих-многостаночниц в зависимости от выраженности уних свойств подвижности (инертности) нервных процессов. Была обследована группаткачих, перевыполняющих норму выработки, и в этой группе были выделеныподгруппы работниц, обнаруживших при экспериментальном обследовании выраженныесвойства подвижности или инертности нервной системы.
Работницыбыли обследованы именно на подвижность-инертность свойств нервной системы,потому что выполняемая ими профессиональная деятельность состояла восуществлении целого ряда действий (подготовительных, основных рабочих,контрольных, действий по устранению брака), и продуктивность труда напрямуюзависела от способности обеспечить непрерывную, с минимальным количеством брака,обрывов нити, работу ткацких станков-автоматов. Продуктивность трудаопределялась суммарным временем функционирования станков в режиме производстваткани за смену.
Предстояловыявить, имеются ли отличия в приемах, способах работы у ткачих с подвижной иинертной нервной системой? Для выявления таких своеобразных приемов работы сткачихами проводилась беседа, использовался также метод наблюдения заособенностями их трудового поведения.
Врезультате исследования было установлено, что работницы, обладавшие подвижнойнервной системой, достигали успеха в работе за счет быстрых движений приликвидации возникших ситуаций остановки станка, обрыва нити. Они быстроустраняли возникшие неполадки. Их стратегия выражалась словами «Надо все делатьбыстро… волка ноги кормят», они надеялись на свою расторопность,маневренность.
Стратегияткачих с выраженной инертностью нервных процессов состояла в том, что ониуделяли больше внимания подготовительным, предупредительным операциям, чащеосматривали работающие машины, чтобы скорректировать программу своейдеятельности, старались избегать ситуаций профессиональной деятельности,требующей экстренного вмешательства.
Е.А.Климовотмечает, что эффективный стиль трудовой деятельности не формируется сам собой,дается нелегко, требует поисков. Доля инертных работниц среди успешных ткачих,обслуживающих четыре станка, существенно меньше, чем в группе ткачих,работающих на трех станках, где работа менее напряженная. ИСД успешных ткачих,выступающих в роли наставника учениц профтехучилища, обнаруживает существенныеразличия.
Эффективностьобучения молодых будущих ткачих может быть повышена в том случае, если уученицы и наставницы окажутся сходные свойства индивидуальности, а именновыраженная подвижность или инертность нервных процессов. В этом случае приемыработы, стратегии организации, планирования работы, составляющие суть ИСД,рекомендуемые ученице, будут адекватны свойствам ее индивидуальности, обучениеможет быть в этом случае индивидуализировано, профессиональная адаптацияпройдет успешнее.
В работеВ.А.Толочека приведены аналогичные примеры исследования тренеров высшейкатегории по борьбе, а также их воспитанников с точки зрения показателейсилы-слабости и подвижности-инертности нервной системы. Оказалось, что высокихрезультатов достигают воспитанники, соответствующие своему тренеру потипологическим свойствам нервной системы. В тех случаях, когда имеет местонесоответствие стилей (из-за несоответствия типологических свойств нервнойсистемы), между тренером и спортсменом развивается непонимание, конфликт,особенно ярко проявляющийся на высоких уровнях спортивного мастерства, когдаспортсмен в большей мере опирается на собственный опыт, чем на указания тренера.Высококлассные тренеры строят работу со спортсменами обязательно с учетом ихиндивидуальных особенностей.
Исследуяособенности профессиональной деятельности и социально-производственной среды,требования профессии к личности, индивидуальности, опыту субъекта деятельности,психолог может помочь в составлении индивидуализированных программпрофессиональной подготовки, в ускорении и облегчении этапа начальнойпрофессиональной адаптации, в преодолении трудностей профессиональногостановления, развития интерналов в самых разных видах труда.
ИСДоказывается эффективным не всегда, в некоторых видах деятельности отдельнымлюдям не удается выработать эффективный ИСД, так как они не обладаютнеобходимыми свойствами индивидуальности. ИСД может оказаться неэффективнымтакже и в том случае, если он выработан стихийно, с малым участием рефлексиисубъекта, если ИСД сложился в определенной деятельности, но при изменении еесодержания условий выполнения субъект не внес никаких корректив.
Человекможет обладать инвариантными особенностями деятельности, стихийно сложившимисяв его прошлом опыте и проявляющимися в разных формах его активности. Еслисубъект деятельности пассивен, не проявляет выраженной заинтересованности врезультатах труда, он будет действовать в новой профессиональной роли всоответствии со своим прошлым опытом, с ранее сложившимися операциональнымиустановками, т.е. он будет обладать некоторым ИСД, но этот ИСД может бытьнеэффективным, неадекватным новой конкретной трудовой деятельности.
Выявлениеподобных неоптимальных ИСД профессионалов является специальной задачей дляпсихологов, занимающихся психологическим сопровождением профессиональногостановления личности, особенно на этапе начальной профессиональной адаптации.
индивидуальный стиль деятельность трудовой
3.3 Факторыформирования эффективного ИСД
ИСДможет быть сформирован (по Мерлину) при условии существования в деятельности«зоны неопределенности» в выборе способов, приемов выполнения задач, формвременной организации деятельности. Если деятельность жестко регламентированапо способам и временному режиму выполнения, субъект деятельности вынуждендействовать по предписанию и его продуктивность будет в большей мере зависетьот наличия у него требуемых деятельностью индивидуальных свойств, возможности приспособленияего будут ограниченны. И наоборот, чем больше зона неопределенности, тем вбольшей мере успех деятельности будет определяться умением субъекта выбрать,создать максимально приспособленный для данной деятельности стиль поведения, вкотором можно учесть собственные преимущества и недостатки и добитьсяэффективного выполнения поставленных целей.
Другимпринципиальным ограничением формирования эффективного ИСД являются требованиядеятельности к трудно развиваемым способностям человека, обусловленнымприродными задатками (окраска голоса, тембр, музыкальный слух — для оперногопевца; эмоциональная гибкость, выразительность мимики, особенности устной речи— для драматического актера; зрительная память, воображение — для художника ит.д.). Систематическое развитие, труд ученика при слабо выраженныхспособностях, природных данных в профессиях сферы искусства не всегда позволяетдобиться требуемых результатов.
Наконец,деятельность может осуществляться в экстремальных условиях, в условиях дефицитавремени, повышенной ответственности за результат, при этом от субъекта трудатребуются природно обусловленные, трудно компенсируемые в случаенедостаточности свойства индивидуальности (сильная нервная система, гибкость,подвижность нервных процессов и психических функций и пр.).
В этихусловиях, как бы ни старался субъект, не обладая необходимыми свойствамииндивидуальности, он не сможет быть эффективным работником.
К. М.Гуревич выделил два типа профессий. К профессиям первого типа он отнес видыдеятельности, в которых либо отсутствует зона неопределенности, т.е. жесткозаданы способы выполнения, либо неопределенность слишком высока(профессиональные задачи очень разнообразны и в профессиональном обучениинельзя подготовить человека к их успешному выполнению, отсутствует алгоритмправильного точного действия, который мог бы стать основой обучения); либодеятельность выполняется в экстремальных условиях; либо деятельность требуеттрудно развиваемых свойств индивидуальности. Успех в этих профессиях обусловленприродно заданными свойствами индивидуальности, в связи с чем полезенпрофессиональный отбор для обеспечения высокопродуктивной деятельности. Этислучаи соотнесения требований профессии и субъекта труда К. М. Гуревич называетабсолютной профессиональной.
В профессияхвторого типа степень разнообразия профессиональных задач невысокая, может бытьвыработан алгоритм успешного выполнения задач. При этом существует известная«зона неопределенности», позволяющая выбрать оптимальные внутренние и внешниеспособы деятельности, компенсирующие ограничения и опирающиеся на преимуществаиндивидуальных свойств субъекта. Для профессий второго типа К. М. Гуревичпредлагает использовать термин «относительная профессиональная пригодность»,означающий, что успех деятельности может быть обеспечен ИСД, сформированным впрофессиональном обучении и ходе профессиональной адаптации.
3.4Мера устойчивости индивидуального стиля деятельности
Относительноустойчивый ИСД может сложиться у человека тогда, когда он будет обладатьотносительно устойчивыми свойствами индивидуальности. Как показываютисследования в области психологии развития, интегральная индивидуальностьскладывается в онтогенезе к подростковому возрасту, по мере завершениясозревания структур мозга, нервной системы человека.
ИСД какпроявление особенностей функционировавания человека может быть относительноустойчив на достаточно длительных отрезках онтогенеза (в течение несколькихлет) в зависимости от сохранения относительной устойчивости свойствиндивидуальности, составляющих ядро ИСД. Разные свойства индивидуальностичеловека могут приобретать качества основных, или ядерных, в структуре ИСД взависимости от функционального содержания выполняемой деятельности (иначеговоря, от требуемых от субъекта функций).
Так,типичный для человека ИСД в видах деятельности, предъявляющих особые требованияк психодинамическим свойствам субъекта, будет относительно устойчивым в жизничеловека до тех пор, пока будут сохраняться в качестве относительно устойчивыхсоответствующие свойства его индивидуальности. ИСД может быть связан сосвойствами индивидуальности разных уровней, с некоей их совокупностью(например, с психодинамическими свойствами организма, особенностями егохарактера, свойствами памяти, интеллекта, свойствами метаиндивидуальности). Еслиуказанные свойства индивидуальности меняются с возрастом или в результатеспециальной тренировки либо снижаются вследствие болезни, травмы, то и ИСД,обусловленный этими свойствами, будет изменяться (Мерлин B.C.).
3.5Факторы саморегуляции индивидуального стиля деятельности
Данныйвопрос отражает представления о пределах изменчивости функционированиячеловека, о вариативности способов его деятельности, их энергетическойсоставляющей и о том, в какой мере субъект деятельности может осознанновыбирать приемы деятельности, временные и энергетические режимыфункционирования, менять смысловые акценты в осуществлении отдельных задач,действий и деятельности в целом. Каждый человек, кроме того, выполняет не однукакую-либо деятельности, он сталкивается с изменчивым многообразиемдеятельности. Поэтому единый, типичный ИСД конкретного человека если исуществует относительно продолжительное время, то, возможно, в видепредпочитаемых форм занятий, активности, инвариантных способов самоорганизациидеятельности.
В работеВ. И. Моросановой исследованы стили саморегуляции деятельности на материалеспорта высоких достижений (пулевая стрельба), в организации предвыборныхкомпаний политиков, учебной деятельности студентов. В работах В. А. ТолочекаИСД исследовался у спортсменов, руководителей. Отмечено, что спортсмены-борцывысшего уровня мастерства, как правило, владеют разными стилями-тактикамиведения боя, гибко меняя их в поединках с разными соперниками, на разных этапахсхватки. В.А.Толочек отмечает, что ИСД формируется не только под влияниемсвойств индивидуальности субъекта, но и в зависимости от организационной среды,в которой протекает деятельность, а так же от стилей и особенностей поведениядругих лиц, с которыми взаимодействует данный субъект деятельности.
ИСД,согласно В.А.Толочеку, является целостной системой психологических средствнаилучшего (с точки зрения продуктивности деятельности и удобства, комфортностиее процесса для субъекта) уравновешивания своей индивидуальности с условиями итребованиями деятельности. Эта система включает в свой состав не только самыехарактерные, используемые действия, приемы, но и отвергаемые (как неудобные,некомфортные). Так, например, в изучении стилей спортивной борьбы им выделен силовойатакующий стиль, его приверженцы предпочитают обороняющегося, малоподвижногопротивника, атакующую тактику, бой в ближней дистанции и отвергаютконтратакующую тактику атакующего, высокоподвижного противника, бой на дальнейдистанции.
Приотносительном постоянстве содержания труда, условий и средств его осуществленияу субъекта труда, стремящегося к достижению высоких результатов, может стихийносформироваться эффективный ИСД
В. А.Толочек подчеркивает, что формирование ИСД опирается как на сознательные, так ина бессознательные механизмы пассивной и активной адаптации человека к среде, кдеятельности.
К сознательныммеханизмам формирования и реализации ИСД он относит проявления рефлексии исаморефлексии, саморегуляции своей активности, выбор способов деятельности; к бессознательныммеханизмам ИСД — формирование навыков и эмоциональное переживание удобства,предпочтения, легкости или, напротив, трудности, дискомфорта, сопровождающихпроцесс деятельности.
О. А.Конопкин и В.Ц.Моросанова (1989) исследовали личностные особенностисаморегуляции деятельности, подобрав группы испытуемых с высокой степеньювыраженности акцентуаций личности (истероидно-демонстративными,застревающе-педантичными, возбудимыми-имттульсивными акцентуациями).Выраженность акцентуаций личности оценивалась с помощью опросника А. Е. Личко. Рассматривались проявления личностных особенностей испытуемыхв отношении компонентов структуры саморегуляции целенаправленнойпрофессиональной деятельности (целеполагания, моделирования деятельности,программирования ее выполнения, контроля и коррекции в процессе исполнения). Врезультате исследования выявлены типы регуляции деятельности: гармоничный иакцентуированный, эффективный и со сниженной эффектностью.
Оказалось,что эффективная саморегуляция деятельности доступна людям с проявлениями акцентуацииличности. В первом случае регуляция и саморегуляция деятельности оказывалисьадекватными ее требованиям, успешными. Субъекты деятельности успешно достигалинамеченных целей. Низкоэффективные стили регуляции у испытуемых с разнымитипами акцентуации были связаны с типичными трудностями, дефектами.
Так, дляистероидных личностей характерны низкоразвитое планирование, целеполагание привысокоразвитом программировании исполнения действий; для импульсивно-возбудимыхлиц — слабое развитие блока модели условий и программирования действий; длязастревающе-педантичных — трудности при осуществлении контрольно-коррекционныхфункций.

Заключение
Итак,стиль жизни есть постоянное, довольно устойчивое, универсальное, «сквозное»,целостное специфическое психическое образование, включающее сознательные ибессознательные механизмы пассивной и активной, преобразующей адаптациичеловека к среде, охватывающее все сферы его жизнедеятельности. Стильсвоеобразно проявляется в зависимости от организаций внутренней среды («интегральнаяиндивидуальность») и внешней (организация компонентов деятельности,взаимодействие субъектов, условий труда и др.), допускает возможность развитияотдельных стилей и их взаимопереходов. Стиль обеспечивает интеграциюпсихической сферы человека, его взаимодействий с внешней средой.
Наиболее общепризнанными формальными признакамииндивидуального стиля можно считать следующие:
а) устойчивая система приемов и способов деятельности;
б) эта система обусловлена определенными личными качествами;
в) эта система является средством эффективного приспособленияк объективным требованиям.
Иначеговоря, индивидуальный стиль есть индивидуально-своеобразная системапсихологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек вцелях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной)индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.
Знаниеиндивидуальных особенностей стиля деятельности обязательно нужно учитыватьнаряду с интересами, склонностями при выборе профессии.

Списокиспользованной литературы
1 Носкова О. Г. Психология труда:Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.:Издательский центр «Академия», 2004
2 Климов Е. А., Носкова О. Г. Историяпсихологии труда в России: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992
3 Климов Е. А. Психологияпрофессионала. Избранные психологические труды – Москва — Воронеж, 1996
4 Моросанова В. И. Индивидуальныйстиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активностичеловека – М., 2001
5 Толочек В. А. Индивидуальный стиль– устойчивость и изменчивость //Вопросы психологии – 1987 – №4


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Александров В. В
Реферат Философская лирика Р Гамзатова
Реферат Горбунов, Иван Фёдорович
Реферат Особливості розвитку вольової сфери у молодшому шкільному віці
Реферат Reincarnation Essay Research Paper I suppose in
Реферат On Ishmael Reed
Реферат Методика вивчення методів практичного виявлення та вимірювання радіоактивного випромінювання
Реферат Hair Trends Essay Research Paper Different hairstyles
Реферат Узуальное преобразование адвербальных фразеологических единиц английского языка
Реферат Тема судьбы в письмах М М Сперанского к дочери из Сибири
Реферат Психолого-педагогическая диагностика методологические основы типы данных
Реферат Сборка объективов насыпной конструкции. Расчет автоколлимационных точек
Реферат A Summary Of The Book Of Ruth
Реферат Технология производства твёрдых сычужных сыров
Реферат Політичний та економічний розвиток Словенії у 1990-2005 рр.