Часть II. Спирали: Сила Темной Луны И ты, который надеется отыскать меня, знай, что все твои искания и стремления не спасут тебя, если только ты не познаешь тайну: если не найдешь ты искомое внутри себя, то нигде более не найдешь его. И помни: я пребывала с тобою с самого начала и я есть то, что обретается в конце желания.Из «Слова богини»Глава 5. Спираль против хода солнца Мудрец говорит:В деле магии равновесие значит все. Ты рождаешься из равновесия — это равновесие Земли, твоей Матери. Ее жизненная сила. Ее равновесие находит отражение во всем, и при помощи его Она поддерживает все в Своей мистической земной паутине.Помни, что плодоносное дерево не может принести плодов в межсезонье. Дереву нужно время для отдыха и омоложения, ибо в то время, когда облетают листья на ветвях, его движение является преимущественно внутренним. В действительности же это дерево набирается силы, чтобы весною оно могло цвести и вновь плодоносить. Таковы и пути магии.Жизнь магии имеет свои приливы и течения — так же, как и лунный свет. У нее бывают периоды движения и периоды покоя. Подобно тому, как магия плодового дерева внезапно пробуждается от внутреннего движения, то же должно происходить и с тобой. Цени эти волны твоей силы, и ваша магия будет сильна — ибо ты будешь жить в пределах Великих.^ Танец против хода солнца На языке новых язычников, против хода солнца обозначает движение в направлении, обратном движению солнца по небосклону, или, вообще говоря, против часовой стрелки. В священных кругах ведьм и шаманов выражением против хода солнца описывается активное и сконцентрированное на своем внешнем проявлении движение энергии, обратное ходу часовой стрелки. В ведовских кругах энергия движения против хода солнца используется редко; большинство занимающихся прибегают к этому только на ежегодном большом праздновании Самхейна — кельтского Нового года. В это время духовные сообщества — они называются коуэны — празднуют преодоление темных врат Бога Смерти, представляющего один из многочисленных аспектов кельтского Рогатого Бога — Цернунноса. Для язычников, ведьм и шаманов, которые верят, что вся Вселенная и все сущее являются проявлениями божества, духа, смерть является естественной частью жизни. Ведьмы считают, что божество является источником жизненной энергии, завихрения которой создают жизненные формы. Этими жизненными формами могут быть люди, растения, животные, звезды и планеты. Но эта энергия точно так же способна и вырваться из жизненной формы. Человек сталкивается с этим в момент смерти. Духовные системы новых язычников празднуют смерть не в ее аспекте конца, но как точку перехода из одного состояния в другое. Во время Самхейна ведьмы танцуют против хода солнца, двигаясь по магическому кругу. Этим они чествуют этот обратный цикл, выводящий духовную энергию из физического тела. Ведьминские хороводы против хода солнца содержат в себе силу, и многозначность этих танцев простирается далеко за пределы обрядов, соблюдаемых в нынешней традиционной Викке. К примеру, каждый, кто изучал медитацию, знает, что дух покидает физическую форму, прекращает свои физические проявления не только в мгновение смерти. Медитация представляет собой способ создания коротких периодов, схожих с состоянием спячки у плодового дерева, которое временно прекратило плодоношение. Понятно, что при этом дерево не умерло — просто его деятельность переместилась вовнутрь. Оно подпитывается, восстанавливает свои силы из источника, от духа — от земли. Точно так же уходящая и темная луна служит символом работы по сознательной концентрации внимания внутри и получению силы от духа. Темная луна служит символом этих периодов внутренней магии. Очевидно, что традиция почитания силы внутреннего Искусства уже исчезла из современной Викки. Как же случилось, что из современного Искусства пропал такой важный элемент? Сам факт существования пробелов в нынешних ведовских практиках станет понятен, если учесть, что само Искусство реконструируется из мифов, фольклора и обычаев древних европейских племен, чьи преимущественно устные традиции в религии и магии с приходом римлян и христианства были насильно «загнаны в подполье» (причем многое оказалось утерянным навсегда). По этой причине современное ведовское Искусство остается постоянно развивающейся дисциплиной. Исходя из этого, я начал исследовать идеи, которые способны помочь в восстановлении утраченных фрагментов внутренней традиции современного ведовства. В результате моих исследований возникло новое видение ведовской силы, которое включает в себя цикл обратной энергии. Я назвал этот цикл спиралью, идущей против хода солнца.^ Темные спирали В период растущей луны, а также на многих из Восьми Великих Шабашей сторонники Викки используют динамическую технику, чтобы с помощью круговых и (иногда) спиральных танцев вырабатывать психическую энергию. Танцуя по кругу и проходя таким образом зоны всех Четырех Элементов (Воздуха, Огня» Воды и Земли), воплощающих четыре стороны света (Восток, Юг, Запад, Север), ведьмы создают вращающийся конус силы — магическую сущность, которую затем применяют для внешних действий, движений или изменений. Эта направленная наружу сила должна подпитываться из некоего источника. У ведьм таким источником является божество — Богиня или Бог, — пронизывающее само тело ведьмы, ее разум и дух. Ведьмы получают доступ к божествам и их силе, смещая фокус своего сознания от внешнего мира к внутреннему. Луна растет и уменьшается — это ли не иллюстрация того факта, что магия также движется циклами, пульсациями как внешнего, так и внутреннего движения. Чтобы достигнуть естественного равновесия вашей личностной духовной силы, вам понадобятся оба цикла. Спираль, идущая против хода солнца, представляет собой цикл силы, который «сворачивает» вас обратно к центру вашей сущности, позволяя прикоснуться к священному источнику ведовской силы, вызвать движение и сияние внутри. Если бы существовал священный спиральный танец, созданный специально для магии, идущей против хода солнца, то движения проходили бы через те же самые четыре «светлых» элемента магического круга. Однако вместо того, чтобы начинаться с Востока, соответствующего Элементу Воздуха, танец против хода солнца начинался бы с противоположной стороны — с Запада, воплощающего Элемент Воды. При этом он кружился бы сначала через огонь, затем через воздух и далее — через землю, в конце вновь возвращаясь к воде на Западе. Энергии спирали, идущей против хода солнца, словно братья и сестры-близнецы Воздуха, Огня, Воды и Земли. Они зарождаются в этих Четырех Элементах — но, как и реальные братья и сестры, создают напряженность в отношениях друг с другом. Силы «обратной» спирали создают противоположную полярность относительно братьев и сестер из «прямой» спирали. Именно эта полярная напряженность и является источником всякого движения в магии. Равновесный путь ведьмы или шамана состоит в работе в обоих направлениях — по ходу солнца и против него. Еще один способ описания этих двух путей состоит в том, что магическую работу можно представить в виде движения изнутри наружу и снаружи вовнутрь, в зависимости от лунного цикла. Растущая луна символизирует магию, которая начинается снаружи; напротив, стареющая луна символизирует магию, начинающуюся изнутри. Если, например, вы, желая добиться определенных изменений, станете ежедневно зажигать зеленую свечу, это будет магической работой, направленной снаружи вовнутрь. Ведь вы зажигаете свечу для того, чтобы с ее помощью создать магию, т.е. изменение в сознании. Вам нет необходимости концентрироваться на создании изменений в сознании, потому что физическая свечка станет тем психологическим спусковым механизмом, который приведет в движение внутренние силы бессознательного. Если же вы начнете магическую работу из области бессознательного — например, медитируя на смысле зажигания зеленой свечи, — тогда вы будете создавать магию в движении изнутри наружу. Медитируя на цели, вы совсем не обязательно будете нуждаться в самой зеленой свече, потому что начнете вы со смещения сознания. Однако медитация, которая в конце концов не переходит в действие, бесполезна. Бессмысленное зажигание зеленой свечи неэффективно; однако в сочетании эта магия имеет силу. Итак, чтобы пройти путь ведьмы или шамана с равновесием и силой, вам потребуются оба цикла, внешний и внутренний. Хорошей иллюстрацией взаимоотношений и взаимодействий между этими двумя способами магической работы могут послужить двойные спиральные изображения, которые находят в Европе повсеместно. Впервые такие изображения были обнаружены во время археологических раскопок в Европе; их возраст составляет почти 8300 лет1. Этот мистический символ возник как элемент росписи глиняной посуды во второй половине седьмого тысячелетия до н. э. в Фессалии. Впоследствии он широко распространился по Древней Европе (5500—3500 гг. до н. э.)2. Судя по всему, двойная спираль особенно почиталась древними кельтами, которые часто использовали ее в ювелирных украшениях, при росписи посуды, на стенах построек и передках длинных телег3. Изображение двойной спирали служит символом возрождения, циклического, взаимного обмена силой между полярными энергиями — такими, как жизнь и смерть4, положительная и отрицательная, активная и пассивная. Это взаимодействие между полярными энергиями, которое ведьмы и вообще язычники называли «спиральным танцем», представляет собой танец вечной спирали нашей жизни: рождения, роста, дряхления, смерти и возрождения. Воплощение неумолимо движется к покиданию тела, а покидание тела ведет нас к последующему воплощению. Этот цикл никогда не закончится. Первой половиной двойной спирали является та ее часть, которая идет по ходу солнца и начинается из центра узора, описывая последовательные окружности в направлении к краю изображения. Она символизирует стадию, на которой духовная энергия проявляется в физической форме. Кроме того, она служит воплощением того времени, когда вы направляете магию снаружи вовнутрь — другими словами, когда вы используете физический мир для изменений внутри вас, для изменения вашего сознания. Обратная ходу часовой стрелки, вторая часть двойной спирали начинается извне и опускается к центру; она символизирует стадию, на которой энергия движется изнутри ее физической формы наружу (иногда даже покидая ее). Такое происходит, например, во время медитации. В состоянии медитации вы перемещаете свое сознание от физических действий к действиям духовным. Для ведьм медитация является временем магической работы изнутри наружу. Такая работа состоит в использовании внутреннего мира для достижения физических изменений.^ Энергии движения против хода солнца Независимо от того, идет ли речь о восприятии энергий, движущихся по ходу солнца или против него, путь двойной спирали лежит через четыре стороны света; при этом мы получаем силу каждого из Элементов. Восток, Юг, Запад и Север представляют соответственно Элементы Воздух, Огонь, Воду и Землю. Давайте рассмотрим оба эти цикла силы, чтобы точнее понять различия в значении Элементов и сторон света во время, когда они становятся силами, движущимися против хода солнца.^ Энергии движения по ходу солнца Когда мы вырабатываем магическую силу при помощи спирали, идущей по ходу солнца, местом начала всех начал является Восток: он несет в себе силу познания. Знание, внутреннее видение и общение — вот основные силы, вызываемые на Востоке. Юг — место роста, страсти и жизненной искры. Оно учит нас силе желания. Местом, где все заканчивается, местом упадка является Запад; он дает нам силу сметь. Сила Запада выносит на поверхность такие наши чувства, как смелость, радость, злость и печаль. А вот сила хранить молчание приходит с Севера — места мудрости, смерти и тайны.^ Элементы no xoдy солнца Алхимические Элементы в спирали, идущей по ходу солнца, воплощают в себе человеческие черты и качества. Воздух представляет знание, общение и рождение; Огонь символизирует наши устремления, амбиции и агрессивные побуждения. Вода несет в себе приливы и отливы, течение нашей жизни; она тесно связана с женскими тайнами и нашими чувствами. Земля символизирует материализацию, устойчивость и плодородие.^ Выработка силы, направленной пo ходу Солнца Спираль энергии, идущей по ходу солнца, начинается на Востоке — в месте, где все начинается, где вы изначально берете знание (Восток, Воздух). Когда это знание будет усвоено вашим сознанием, сознание перейдет на более высокий уровень — вы обретете мудрость (Север, Земля). Став мудрым, вы сможете ощутить в себе смелость (Запад, Вода) предпринимать действия (Юг, Огонь); затем это проявится на физическом плане.^ Четверти движения против хода солнца и соответствующие Элементы Когда спираль энергии движется против хода солнца, захватывая вас вовнутрь, каждая сторона света, каждый Элемент становится местом напряжения; они притягивают вас в направлении, обратном притяжению стирали, идущей по ходу солнца. Это психологическое напряжение необходимо для выработки магической энергии. Эти новые силы, направленные против хода солнца, представляют собой стадии сознания, испытываемые вами во внутреннем путешествии к медитативному состоянию. Они являются также психологическими подходами, которые могут стать сильными, способными приводить к изменениям. После недолгой практики они будут доступны вам в любое время. Спираль, идущая против хода солнца, начинается на Западе, далее движется к Югу, оттуда на Восток и на Север. Затем она замыкает круг, возвращаясь на Запад. Точка напряжения Воды — западная сила сметь — превращается в силу принять для себя парадигму движения против хода солнца. Чтобы посметь, чтобы выйти за установленные пределы, за рамки познанного, вы должны знать вначале, где же проходят эти границы. Сила воспринять подобное — это та сила, которая удерживает вас здесь и сейчас, благодаря чему вы в состоянии видеть реальность собственных ограничений и плюсов. На Юге — он служит точкой напряжения для Огня — сила желания является силой подчинения себя спирали, идущей против хода солнца. Большинство людей испытывает трудности в увязывании этого понятия с силой. И все-таки, в нашей новой структуре силы подчинение обретает множество значений. Так, оно обозначает способность расслаблять тело и разум, способность отстраниться, чтобы охватить источник силы, стоящий позади желания, — дух. Это также имеет значение «позволять всему происходить естественно». Оба эти типа подчинения являются положительными, особенно если вы находитесь на пути к овладению внутренней силой (вы убедитесь в этом далее). Воздух, являющийся точкой напряжения для Востока и вечно воплощающий силу знания, становится силой познания нового. Знание начинается с познания. Сила познания открывает вашему разуму возможность реять за пределами границ знания — там, в зоне безграничного творчества и спонтанности. Когда вы действуете на основе знания, вы являетесь учителем, зато когда вы познаете, вы — ученик. Ведьмы, шаманы и возможные мистики стремятся к гибкости сознания, поэтому они соглашаются с обеими ролями. На Севере, в точке напряжения для Земли, сила хранить молчание превращается в силу резонировать с магией движения против солнца. Способность резонировать — это та дверь, через которую в вашу жизнь проникают мудрость, устремленность и божественная сила. Это точка, в которой Бог или Богиня полностью проникают в ваше сознание, во все ваше существо. Это форма божественного обретения, через которое вы резонируете в унисон с богами, а затем принимаете на себя их силы. Используемый в движении по ходу солнца термин хранить молчание означает создание пустоты. Пустота заполнится, когда вы начнете резонировать вместе с Богом (Богиней) и через них же обретете свою силу. Направление По ходу Солнца ^ Против хода Солнца Восток знать познавать Юг желать подчиняться Запад сметь принимать Север хранить молчание резонировать (откликаться) Направление По ходу Солнца ^ Против хода Солнца Воздух знание, общение познание, движение за пределы познанного Огонь страсть, напряженность расслабление, освобождение Вода чувства, интуиция крепость, основы, присутствие Земля проявление, материальные объекты внутреннее проявление, духовность ^ Выработка силы, направленной против хода солнца Эта полярные силы идущей против хода солнца спирали, сочетаясь друг с другом, закручивают вас в направлении внутреннего развития, движения и проявления. Вы начинаете это движение, принимая ваше собственное местонахождение во времени и пространстве, честно отдавая должное своим ограничениям и характеристикам (Запад, Вода). Сделав это, вы подчинитесь (Юг, Огонь) реальности; после этого вы начнете умственно и физически расслабляться. Подчинившись телом и разумом, вы раскроете свое сознание познанию нового за пределами ограничений и рамок знания (Восток, Воздух). Открыв свое сознание познанию, вы постепенно начинаете резонировать со Вселенной (Север, Земля). После этого вы наконец начнете действовать с точки зрения всеобщей картины, макрокосма, поскольку сольетесь с Богиней и Богом.^ Начало работы В каждой из последующих глав вы вновь найдете сказки, которые послужат вам проводниками через мир силы, движущейся против хода солнца. Кроме того, каждая глава содержит упражнения, медитации и ритуалы, которые помогут вам овладеть этими темными силами внутри себя. Усваивайте каждый урок не торопясь, поскольку силы эти могучи и способны вызывать изменения. Они расширят ваше сознание настолько, чтобы появилась возможность роста. Когда же они сместят вашу ось силы и фокус вашего магического контроля «вовнутрь», изменения станут неизбежными. Мудрец говорит:^ Ты с запада на север покружись —Резонанс будет тебе наградой.По спирали пройди к себе вовнутрь,затем вернись к западу —Ты начал священный путь.Примечания: 1. Мариджа Джимбутас. «Язык богини». — Сан-Франциско, «Харпер-Коллинз», 1989 г., стр. 279—291. 2. Мариджа Джимбутас. «Язык богини». — Сан-Франциско, «Харпер-Коллинз», 1989 г., стр. 279. 3. Некоторые из многочисленных поразительных археологических находок, имеющих изображения спиралей, включают предметы из кургана Мэйден Касл в Дорсете, Англия (ок. 300 г. до н. э.), камень Туро в графстве Хэлоуэй, Ирландия (ок. первого века до н. э.), а также стены и окружающие камни Ньюгрэйнджского захоронения в Ньюгрэйндже, Ирландия (ок. 3200 г. до н. э.). См, также, напр., кн.: Мариджа Джимбутас, «Язык богини». — Сан-Франциско, «Харпер-Коллинз», 1989 г.; Дэвид Бэллинг-хем. «Введение в кельтскую мифологию». — Нью-Джер-си, «Чартуэлл Буке», 1990 г. 4. Мариджа Джимбутас. «Язык богини». — Нью-Йорк, «Харпер-Коллинз», 1989 г., стр. 204. 5. Стэрхоук. «Спиральный танец». — Сан-Франциско, «Харпер-Коллинз», 1989 г.^ Глава 6. Сила принятия Мудрец говорит:Первое задание ученика мага состоит в том, чтобы открыть глаза. О мудрый мой, вглядись пристальнее в зеркало. Что ты видишь там? Посмотри получше, дитя мое, — и видение реальности прояснится для тебя. Каким бы мучительным, каким бы радостным ни было эта видение, на мгновение задержись в нем. Хотя ты мог бы с легкостью отложить в сторону беспристрастное зеркало и исказить картины жизни так, какими бы ты их хотел видеть, или даже представить себе все так, как оно выглядело некогда, — лучше знать, что все это иллюзии. Когда время замрет, ты живешь в этом мгновении и находишься в центре всей силы. Взгляни в мое зеркало, мой дорогой; увидь вещи такими, какими они есть сейчас, — ибо магия изменяет внутреннюю работу сердца, разума и духа — и мы не в состоянии измениться до тех пор, пока не узнаем, что именно нуждается в изменении!Принцесса-пастушка Жила-была принцесса. Она была помолвлена с принцем, который жил в далеком королевстве. Пришло время, и добрая матушка принцессы собрала дочь в путешествие к супругу. Она дала принцессе много золота и серебра, а еще драгоценные камни и прочие сокровища, чтобы ее дочь достойно выглядела в качестве королевской невесты. Кроме того, мать дала принцессе служанку, чтобы та сопровождала дочь в дороге, — и отправила принцессу, вверив ее судьбу новобрачному.И принцессе, и служанке дали по хорошей лошади; но лошадь принцессы была непростая — это был подарок от доброй феи, которая любила девушку и опекала с самого ее рождения. Подаренную феей волшебную лошадь звали Фалада и она умела говорить человеческим голосом. Когда пришло время принцессе уезжать, фея сказала ей: «Милая маленькая принцесса, заботься о Фаладе, потому что она может не раз пригодиться тебе в дороге!» Юная принцесса крепко запомнила слова доброй феи, вскочила на лошадь и отправилась навстречу жениху.Когда обе путешественницы уже отъехали достаточно далеко от дома, принцесса попросила служанку взять золотую чашу и набрать воды из источника, что бил неподалеку. Но неблагодарная служанка отказалась выполнить просьбу госпожи, ответив: «Пить хочешь? Так поди да поищи воды сама! Не буду я больше твоей служанкой!» Сойдя с лошади, принцесса преклонила колени у родничка и утолила жажду. Она была испугана и боялась вытаскивать золотую чашу. «Что же теперь будет со мною?!» — плача, восклицала она. Но тут волшебная лошадь тихонько обратилась к принцессе с такими словами: «Если б ваша матушка об этом знала, в тот же день она б негодную прогнала!» Но принцесса была очень мягкой и боязливой девушкой, она ничего не сказала о дурном поведении служанки, а просто села на Фаладу и обе путницы пустились дальше. Солнце поднималось все выше, день становился жарче и жарче, так что вскоре принцесса снова попросила служанку набрать воды из ближайшего источника, но услышала еще более грубый ответ: «Сама ищи себе воду, дрянь, а я тебе больше не служанка!» Принцесса сошла с лошади, наклонилась над родником и попила воды. При этом она тихонько рыдала: «Что же со мной станет?» И снова волшебная лошадь тихо обратилась к девушке: «Если б ваша матушка об этом знала, в тот же день она б негодную прогнала!» Напившись воды, принцесса поднялась с колен — и увидела, что ее служанка уже взгромоздилась на ее Фаладу! «Я буду ехать на Фаладе, — заявила чернавка, — а ты взамен получишь мою лошадь». Но и этого ей было мало, так что принцессе довелось еще снять с себя все свои королевские украшения и богатое убранство, облачившись взамен в рубище служанки. Неверная прислуга пригрозила госпоже смертью, если та кому-нибудь расскажет о том, что произошло. Однако Фалада все видела и запомнила. Девушки прибыли в замок короля, где их встретили с почетом и ликованием. Встретив обеих путешественниц, молодой принц подхватил обманную принцессу на руки, решив, что это и есть его нареченная, и понес ее наверх, в королевские палаты. А настоящей принцессе приказали дожидаться внизу, во дворе замка. Старый король заметил прекрасную принцессу внизу и велел узнать, кто эта девушка. Обманщица, прикинувшаяся невестой принца, сказала ему: «Это служанка, она приехала со мной. Задайте ей какую-нибудь работу, чтобы не сидела без дела». И старый король послал настоящую принцессу помогать работнику, который пас гусей. А фальшивая невеста тем временем обратилась к молодому принцу: «Сделайте мне одолжение — убейте лошадь, на которой я приехала к вам. Она не слушалась повода, и я всю дорогу тряслась от страха». На самом же деде чернавка просто боялась, что Фалада однажды расскажет всю правду о том, как неверная служанка поступила с госпожой. Принц удовлетворил желание своей невесты и распорядился убить лошадь. Услышав об этом, всамделишная принцесса разрыдалась. Прибежав к мяснику, она стала просить его прибить голову Фалады на больших темных воротах города, чтобы хотя бы изредка видеть ее. Мясник сжалился над прекрасной девушкой и сделал так, как она просила. На следующее утро принцесса-пастушка отправилась с работником пасти гусей. Паслись гуси сразу за городскими стенами, так что стаю пришлось гнать через темные ворота. Проходя мимо ворот, принцесса-пастушка печально вздохнула: «О Фалада, бедная моя лошадка! Что же будет со мною?» На это голова ответила: «Бедная юная принцесса! Тебе суждено было стать невестой. Если б матушка об этом знала, в тот же день она б негодную прогнала!» То же самое было и в последующие дни. Проходя мимо темных ворот вместе с работником и стаей гусей, принцесса-пастушка печально вздыхала: «О Фалада, бедная моя лошадка! Что же будет со мною?» И лошадиная голова неизменно отвечала: «Бедная юная принцесса! Тебе суждено было стать невестой. Если б матушка об этом знала, в тот же день она б негодную прогнала!" Эти разговоры настолько испугали работника, что он отправился к старому королю и сказал: «Не хочу, чтобы эта странная девица больше помогала мне пасти гусей. Она разговаривает с мертвой лошадиной головой, прибитой к темным воротам, и печалится все дни напролет». «Ну-ка, расскажи мне подробнее», — потребовал старый король. И работник поведал ему всю историю о том, что происходило у ворот изо дня в день. Старый король велел работнику сходить с девицей еще раз, а сам на следующее утро спрятался за темными воротами. И он своими ушами услыхал все, что говорили принцесса-пастушка и Фалада друг другу. После старый король незамеченным вернулся в замок. Дождавшись вечера, когда гусей пригнали обратно, он призвал к себе девушку и спросил ее, отчего та разговаривала с мертвой лошадиной головой. Принцесса тут же расплакалась и запричитала, что не должна рассказывать об этом никому, иначе не сносить ей головы. Но старый король так настойчиво просил ее рассказать обо всем, что в конце концов принцессе-пастушке пришлось уступить и поведать обо всем от начала до конца. Как оказалось, это было к лучшему: старый король тут же распорядился принести королевские одежды и переодеть бедную принцессу. В подобающем наряде принцесса так преобразилась, что ее красота буквально слепила глаза. Преобразившуюся пастушку было не узнать. А старый король позвал сына и рассказал ему, что его нынешняя невеста — ненастоящая, что на самом деле это лгунья-служанка, зато истинная суженая — принцесса — стоит рядом. Молодой принц возрадовался ослепительной красоте действительной невесты, восхитившись ее смелости открыться королю-отцу. Ничего не рассказав лживой служанке, король распорядился устроить пышный пир. Принц сидел посередине стола, по одну руку от него восседала настоящая невеста, по другую — поддельная. И такой сияющей от счастья была принцесса, что служанка даже не узнала ее. Когда наполнили бокалы, старый король объявил, что желает рассказать одну сказку. И он поведал всем историю настоящей принцессы, услышанную от нее самой. Закончив рассказ, он спросил у фальшивой невесты, как бы она поступила с такой обманщицей. «Эта девка заслуживает, чтобы ей отрубили голову и прибили к темным воротам города!» — воскликнула фальшивая невеста. «Но это ты и есть! — громко сказал старый король. — И ты сама вынесла себе приговор! С тобой поступят в точности так, как ты сказала!» И лживую служанку увели, чтобы исполнить сказанное. А молодой принц женился на настоящей принцессе. На свадьбу прибыла добрая фея. Она вернула жизнь Фаладе. И с тех пор они правили королевством долго и счастливо.^ Принятие тени Сила принять, западная сила, идущая против хода солнца, — вот ваша отправная точка в путешествии к своему духовному центру. Неоязыческие системы магии наполняют каждый аспект жизни символическим смыслом; в данном случае Запад символизирует конечность всего сущего. В конце концов, солнце садится на Западе, так что символическая связь Запада с конечностью всяких процессов предопределена небом. Конец одного дня сменяется началом другого. Для язычников конечность является вратами — точкой перехода — к чему-то новому. Если применить этот символизм к вашей собственной магии, к изменениям в вашем сознании, то Запад будет воплощать ту переходную стадию внутри вас, которая возникает в момент, когда вы при помощи медитации смещаете фокус сознания с внешнего мира во внутренний. Медитация словно алхимия: она изменяет силу сметь, идущую по ходу солнца, превращая ее в силу принять, которая движется против солнца. Сила приятия указывает на смелость; она говорит о способности магически преодолевать всякие рамки и границы. Но чтобы уметь совершать это, вначале полезно узнать, из чего же состоят границы. Насколько высока гора, на которую вы поднимаетесь? Какова скорость ветра, дующего вам в спину? Какие в точности параметры присуши именно вам? Сила принять представляет собой силу крепко держаться, укореняться в каждый конкретный момент, будь то временная или пространственная реальность, — силу ясно осознавать свои собственные рамки (а также преимущества). Принимая, вы ясно и бескомпромиссно оцениваете собственную жизнь в данное мгновение. Когда вы овладеете этой силой, тем самым вы укорените свой духовный рост в прочном грунте. Это, в свою очередь, даст вам ощущение собственной реальности, позволит беспристрастно оценить все, что находится здесь и сейчас, — а не то, что вы хотели бы видеть в идеале (и не то, что описывают вам другие). Сила принять также очерчивает ваши личные границы — границы, определяющие вашу индивидуальность. Четко осознав положение таких границ, вы откроетесь видению магических переходов через них. Другими словами, вы сможете создать себе новые, более широкие границы. Например, на покрытие ваших ежемесячных расходов вам требуется 400 долларов, тогда как ваш реальный заработок составляет всего 100 долларов. Принятие реальной финансовой картины поспособствует выбору тех действий, которые дадут вам возможность покрыть остальные расходы. Конечно, разница между первой и второй цифрой очевидна, поэтому жизнь без принятия этой реальности вынудит вас оставаться и дальше с ощущением «материально стесненного положения». Не вызывая в себе силу принять, вы тем самым отрицаете особенности своего жизненного уклада, ваших потребностей, целей и стремлений; между тем все они управляют магией. Что хорошего в том, чтобы совершить магический обряд, не ведая его предназначения? А ведь предназначение обряда — его фокус — и воплощает в себе идею выявления границ. Без принятия, без установления параметров магия так же бесцельна, как и путешествие, в котором путник не знает ни где он точно находится, ни куда он идет. В Западной традиции магические путешествия начинаются там, где вы находитесь в данный момент, и заканчиваются в месте, которое вы определили в качестве цели. Принятие начинается с честной оценки себя и своей жизни на данный момент. Иначе говоря, осознайте все, что можно измерить, понюхать, попробовать на вкус и руками, увидеть, услышать или ощутить, а также все, что можно воспринимать эмоционально; осознайте свои ментальные процессы — и вы приблизитесь к овладению первой из четырех сил, которые дает Темная Луна. Вызвать магические силы восприятия вам поможет умение контролировать время и место в настоящем.^ Применение сказки «Принцесса-пастушка» Сказка о принцессе-пастушке может послужить великолепной иллюстрацией того, что происходит, когда человек решает игнорировать или отвергать реальность (и, соответственно, решает не предпринимать никаких действий по этому поводу). Некогда милая и юная принцесса-пастушка, имея многообещающие перспективы, постепенно утратила и достоинство, и свою лошадь, и богатые одежды, и, наконец, свою индивидуальность. Ваша индивидуальность состоит не только из того, кем вы были раньше или кем будете потом, — прежде всего она в том, кем вы являетесь сейчас. Не приняв это соображение вовремя, вы рискуете оказаться в положении принцессы-пастушки, растеряв в результате непосредственное ощущение собственной индивидуальности. Более того: в сказке негодная служанка пригрозила убить госпожу, если та когда-нибудь расскажет обо всем или попытается предпринять какие-либо действия. Таким же угрожающим момент настоящего может показаться и нам; как и сказочная злая служанка, он способен парализовать нас страхом исполнения угрозы. Не принимая происходящее в настоящем, вы теряете силу, потому что более не в состоянии эффективно действовать. Но сказка не заканчивается на такой негативной констатации: она разворачивается далее, показывая, что может произойти, если человек заявит о своей силе принятия. В это самое мгновение ваша жизнь наполнится силой, она станет уравновешенной — она изменится. Сила принять зиждется на способности направлять себя на выполнение действий, необходимых в данный конкретный момент. В заключительный, кульминационный момент сказки, когда принцесса-пастушка решается предпринять действие и рассказывает королю о происшедшем, мы становимся очевидцами ее преображения: девушка стала такой ослепительной, «что ее было не узнать». Признание ситуации дало принцессе-пастушке силу действовать — вот почему ее состояние в отрезке настоящего претерпело столь разительные перемены. Приятие так же изменит и вас, ибо когда вы живете сейчас, тем самым вы сменяете пассивное сознание активным. После этого вы можете действовать, исходя из своей силы. Мудрец говорит:Познай сейчас эту тайну, в путях магии все зависит о чувства времени. Мои учителя обращали мое внимание на приливы и отливы энергии, происходящие с течением времени. Магия движется вместе со всем остальным: с Луней, звездами. Солнцем, приливами и отливами. Землей. Однако тайна заключается» том, что чувство времени существует и внутри тебя.У тебя внутри сменяются времена года. Некоторые переживают лето; другие находятся в своей зиме; одни испытывают радость, а другие пребывают в отчаянии. Однако запомни хорошенько: нет ни поры, ни времени более важных, чем то, в котором ты находишься сейчас. Только с настоящим ты можешь делать все, что пожелаешь. Настоящее— вот твоя точка силы.Джозеф Кэмпбелл указывает, что «время есть не более чем точка отсчета»1, соотносимая с впечатлениями нашего сознания. Это символ, описывающий происходящее здесь и сейчас внутри нашего тела, разума или духа. Чтобы символически обозначить происходящее в трех планах бытия, неоязычники используют времена года. Иными словами, каждый из нас переживает определенное «время года», которое метафорически объясняет наши впечатления, чувства, мысли и ощущения. Например, если я переживаю период, вызывающий у меня глубокие воспоминания, то можно сказать, что мой разум находится в осени. Если же меня увлекла мысль заняться физическими упражнениями, значит, мое тело живет весной — в сезон физического обновления. Знание «времени года», в котором находятся ваши тело, разум и дух, поможет вам укорениться в настоящем времени, овладеть силой принятия. А описанные ниже упражнения облегчат вам определение вашего времени года и вашей силы.^ Упражнения времени Составьте перечень своих действий, мыслей и ощущений, которые ассоциируются у вас с данными ключевыми словами. Запишите слова-ассоциации, не размышляя над ними и ничего не исправляя. Постарайтесь справиться с упражнением как можно быстрее; сделайте это спонтанно, без предварительного обдумывания (заполнять все оставленные пробелы необязательно).^ Ключевое слово: ЗимаЗимние действия: Какие качества физических движений у вас ассоциируются с «зимой» (например, медлительность, быстрота, точность и т. п.)? 1 6 11 2 7 12 3 8 13 4 8 14 5 10 15 ^ Зимние мысли: Какие мысли чаще приходят вам в голову в зимнее время? 1 6