Реферат по предмету "Банковское дело"


Отличия коммерческЛиквидность коммерческого банка. Безналичные расчеты

Чем отличается коммерческий банк от небанковской кредитнойорганизации?
Как уже отмечено, бюджетом и налогами занимаютсяисключительно государственные органы. Что же касается рыночных денежныхотношений, то они в основном составляют традиционную сферу деятельностирыночных же субъектов экономики – банков и небанковских кредитныхорганизаций, к числу которых можно отнести:
·         фондовые ивалютные биржи;
·         страховые ифинансовые компании;
·         инвестиционные,пенсионные и благотворительные фонды;
·         инкассаторскиеорганизации;
·         клиринговыеорганизации (палаты, центры);
·         брокерские,дилерские, лизинговые и факторинговые фирмы;
·         небанковские депозитно-кредитныеорганизации;
·         кредитныепотребительские кооперативы, кредитные союзы, общества и товарищества, кассывзаимопомощи;
·         ломбарды.
Итак, банки и небанковские кредитные организации (НКО)объединяет и одновременно отличает от всех прочих субъектов экономики и предпринимательстваодно качество – их специализация на рыночных денежных отношениях(операциях).
Рыночное хозяйство включает в себя рынок средствпроизводства, рынок предметов потребления, рынок услуг, рынок финансов, рынокрабочей силы и др. Основными действующими лицами всех этих рынков являются двабольших класса хозяйствующих субъектов: 1) производственные предприятия; 2)хозяйствующие организации, которые предприятиями не являются.
Предприятия в своей основе имеют отраслевую специализацию.Что касается их участия в процессе обращения, то оно может либо ограничиватьсядействиями на оптовом рынке, либо доходить и до розничной торговли своимпродуктом собственными силами.
Все остальные хозяйствующие организации основную своюдеятельность осуществляют в сфере обращения. Это не значит, что они ничего непроизводят. Просто главная их функция – создавать условия для доведениясозданных в материальном производстве благ до конечного потребления,обслуживать, опосредовать процесс товарного обмена. Это предполагает выполнениеими множества разнообразных конкретных задач. В силу этого организации сферыобращения вынуждены функционально специализироваться.
Последнее в полной мере относится и к кредитным организациям.Отвечая в определенной мере за обеспечение финансово-кредитной стороныобщественного производства и воспроизводства рыночными способами, они должнытем или иным образом «делить обязанности» между собой. К этому их принуждаютследующие 4 причины:
1)        чрезвычайноширокий перечень рыночных денежных операций;
2)        ограниченныевозможности (материальные, финансовые, кадровые, организационные, технические идр.) любой отдельно взятой организации;
3)        законодательныеограничения на занятия определенными видами деятельности, а также ограничения,накладываемые на участников рынка силами конкуренции;
4)        изначальноесодержательное различие между банками и иными кредитными организациями.
Первые 3 причины достаточно ясны и едва ли нуждаются вдополнительных пояснениях. Рассмотрим четвертую. Есть по крайней мере 2признака, существенно отличающих банки от всяких НКО, ставящие банки в особоеположение.
Банки – логически первичное, исходное звено в сфере финансового рынка, тогдакак иные кредитные организации – звено вторичное, производное. Чтобы бытьпервичными по отношению к прочим кредитным организациям, банки должныопределенным образом взаимодействовать с ними, вступать с ними в определенныеэкономические и иные связи. Что же это за связи?
Во-первых, способность банков, начиная с центрального, выпускать в обращение иизымать из него деньги, т.е. снабжать экономический оборот большим или меньшимобъемом платежных средств и тем самым регулировать массу денег в обращении;во-вторых, первичный характер денег по отношению ко всему финансовомуинструментарию, включая ценные бумаги, с которым преимущественно работают ипредприятия и НКО; в-третьих, обслуживание небанковских кредитныхорганизаций в банках наравне с прочими клиентами – юридическими и физическимилицами.
Банки – основное звено финансового рынка, т.е. это единственные организации,способные реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежныхотношений (операций). Банки по определению являются финансовыми организациями,ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. Вотличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узкоспециализированными,т.е. каждая такая организация действует на крайне ограниченном числе сегментовфинансового рынка.
Сказанное выше не значит, что любой банк в каждый данныймомент времени реально проводит всю гамму присущих финансовому рынку операций.Речь о другом – он вправе делать это (в отличие от небанковских кредитныхорганизаций), если условия рынка будут благоприятными и/или если будет нужноклиентам. В реальности банки обычно находят компромиссное решение: однимиоперациями занимаются как предметом своей специализации, т.е. постоянно и повозможности широко (при этом перечень операций не остается неизменным), другими– меньше (чтобы не уйти с данного рынка или только по требованиям клиентов),третьими не занимаются вовсе, но готовы подключиться к их проведению принеобходимости или возникновении благоприятных условий. При этом учитываются какэкономическая целесообразность и мера готовности самих банков к проведению техили иных операций, так и конкурентные возможности НКО, работающих насоответствующих рынках.
Итак, банки по определению являются (могут быть)финансовыми институтами универсального характера. Но ни одна НКО необладает качеством универсальности.
Ликвидность коммерческого банка, ее регулирование с помощьюэкономических нормативов
 
Ликвидность – это быстрота и лёгкость реализации, обратного превращенияценностей, актива в деньги. Естественно, банкам, как и другим звеньямэкономики, необходимы средства в ликвидной форме, т.е. такие активы, которые либоуже являются деньгами, либо легко могут быть превращены в деньги с небольшимриском потерь или вовсе без такого риска; термин «ликвидность» обычноиспользуется для обозначения определенной способности банка (или другогохозяйствующего субъекта), определенного качества его активов.
Все активы банка с точки зрения принципиальнойвозможности и быстроты их превращения в деньги, причем в такие, которыми он влюбое время может свободно распорядиться, можно сгруппировать следующимобразом.
Первоклассные ликвидные средства – средства, находящиеся в состояниинемедленной готовности, т.е. уже являющиеся или почти являющиеся деньгами. Сюдамогут быть отнесены средства в кассе и приравненные к ним средства, деньги накорреспондентских счетах в ЦБ и в других банках (за исключением тех из них,которые в данный момент оказались в числе проблемных), векселя первоклассныхэмитентов, некоторые государственные ценные бумаги.
Ликвидные средства – средства, которые в ближайшее время могут быть превращеныв деньги. Это могут быть возвращаемые кредиты и другие платежи в пользу банка среальным сроком исполнения в ближайшие 30 дней, часть ценных бумаг, которымирасполагает банк, и другие активы.
Низколиквидные средства – активы, которые в принципе могут быть реализованы,но вероятнее всего не так скоро, как это может требоваться банку, и созначительными потерями в цене таких активов.
Неликвидные средства – активы, обратить которые в деньги скорее всего не удастся(просроченные и безнадежные долги банку, активы банка, покупателя на которые ненайдется).
Существует два подхода к характеристике ликвидности. Ликвидностьможно понимать как запас или как поток. Наиболее распространеннымявляется первый – по принципу запаса (остатков). Для него характерно:
а) определение уровня ликвидности на основе данных обостатках активов и пассивов баланса банка на определенную дату (возможныеизменения объема и состава активов и пассивов внутри периода во внимание непринимаются);
б) измерение уровня ликвидности таким образом, когдаоцениваются только те активы, которые можно превратить в деньги, и далееимеющийся запас ликвидных активов сравнивается с потребностью в ликвидныхсредствах на определенную дату (не принимаются во внимание ликвидные средства,которые можно получить на денежном рынке и в виде притока доходов);
в) оценка уровня ликвидности по данным баланса, относящимся кпрошедшему периоду (оценка обращена в прошлое, в то время как важно состояниеликвидности в настоящем периоде).
В рамках данного подхода можно дать следующее определение ликвидностибаланса: баланс банка является ликвидным, если его состояние позволяет засчет быстрой реализации средств актива покрывать (удовлетворять) срочныеобязательства по пассиву.
Фактически здесь имеются в виду, конечно, отражаемые вбалансе активы и пассивы (активные и пассивные операции) банка, но не самбаланс, поскольку было бы бессмысленно говорить о ликвидности или неликвидностибаланса как бухгалтерского документа.
Более широким и эффективным следует признать второй подход кликвидности – по принципу потока (оборота). В этом случае анализсостояния ликвидности может вестись непрерывно, причем его уже не обязательносводить к анализу баланса, поскольку появляется возможность учитыватьспособность банка получать кредиты и займы, обеспечивать приток денег оттекущей операционной деятельности.
В этом случае правильнее говорить о ликвидности банка,которая может быть определена так: банк является ликвидным, если сумма еголиквидных активов и ликвидных средств, которые он может быстро мобилизовать издругих источников, достаточна для своевременного погашения его текущихобязательств.
Ликвидность баланса банка – основной фактор ликвидностисамого банка.
На ликвидность баланса банка влияет множество факторов,главные из которых:
·         структурапассивов – чем вышев общей сумме заемных средств доля ресурсов, привлеченных на определенный срок,тем легче банку поддерживать нужный баланс между активами и пассивами по сроками суммам, тем выше его ликвидность;
·         структураактивов – чем большев общей сумме активов доля первоклассных ликвидных активов, тем вышеликвидность банка. Здесь, однако, следует помнить, что такие активы (наличностьв кассе и др.) не дают дохода, поэтому структура активов, которая отвечала бытолько данному критерию, не могла бы считаться оптимальной. С учетом этого банкдолжен искать и находить равновесное решение между необходимостью поддерживатьна хорошем уровне свою ликвидность и потребностью обеспечивать себемаксимальную доходность;
·         соотношениесроков привлечения и сроков размещения ресурсов – оптимальным можно считать такоесоотношение, которое означает поддержание в каждый данный плановый периоддеятельности банка динамического равновесия между двумя величинами: суммойпредстоящих банку платежей и суммой денег, которую банк сможет направить вактивы, включая деньги, которые уже размещены, но должны высвободиться. То естьправило здесь такое: каков пассив, таким должен быть и актив;
·         степеньрискованности активных операций;
·         качествоуправления банком.
На ликвидность банка кроме названных влияют и другие факторы,в том числе: объем, структура и сроки выполнения забалансовых операций;возможность быстрой мобилизации средств из иных источников.
Ликвидность банка зависит также от внешних факторов. К нимможно отнести:
·         долгосрочные(обусловленные сдвигами в потреблениями, инвестиционном процессе,научно-техническом прогрессе);
·         циклические(отражающие колебания деловой активности);
·         изменения вденежной и кредитной политике Центрального банка;
·         сезонные(связанные с сезонными видами производства);
·         случайные и/иличрезвычайные (вызванные особенностями деятельности клиентов).
Уровень ликвидности банка – дело прежде всего самого банка,квалификации и профессионализма его руководства, которое может и обязаноопределять соответствующую политику и выбирать предпочтительный для данногобанка в данных реальных обстоятельствах уровень ликвидности. Вместе с темделать это следует в рамках тех требований, которые ЦБ предъявляет к этомуаспекту работы банков.
Как уже было показано выше, проблема ликвидности банкавключает в себя проблемы его пассивов, активов и их соответствия. С учетомэтого требования ЦБ, которые он предъявляет к данному аспекту работы банков,как они представлены в его Инструкции № 110 «Об обязательных нормативахбанков», сводятся к двум основным моментам. Во-первых, ЦБ предписывает всембанкам классифицировать их активы в зависимости от степени связанных с нимирисков на 5 групп, каждая из которых имеет нормативный коэффициент риска (от 0до 100%). Во-вторых, ЦБ обязывает все банки соблюдать следующий рядэкономических нормативов ликвидности.
Таблица 1 — Обязательные нормативы ликвидности
Норматив
Определение норматива
Допустимое значение норматива, %
Мгновенной ликвидности – Н2 Отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме его обязательств по счетам до востребования Не менее 15
Текущей ликвидности – Н3 Отношение суммы ликвидных (включая высоколиквидные) активов банка к сумме его обязательств по счетам до востребования и на срок до 30 дней Не менее 50
Долгосрочной ликвидности – Н4 Отношение всей долгосрочной (свыше года) задолженности банку к сумме его собственного капитала и долгосрочных (свыше года) обязательств по принятым депозитам и полученным кредитам Не более 120
 
Принципы организации безналичных расчетов
Все расчетно-платежные операции в РФ проводятся по единымправилам, установленным в законодательстве и нормативных актах, издаваемыхглавным образом Банком России. К последним следует отнести прежде всегоположения № 2 от 3.10.2002 г. «О безналичных расчетах в РФ» (части Общая и I)¹,№ 222 от 1.04.2003 г. «О порядке осуществления безналичных расчетов физическимилицами в РФ», № 199 от 9.10.2002 г. «О порядке ведения кассовых операций вкредитных организациях на территории РФ». Названные документы допускают проведениебезналичных платежей в следующих формах:
1)        платежнымипоручениями;
2)        чеками;
3)        аккредитивами;
4)        по инкассо.
Поскольку безналичные платежи не предполагают использованиеналичных денег, то проводить их можно только с помощью специальных расчетныхдокументов, известных как инструменты безналичных платежей (безналичногооборота). При этом под расчетным (платежным) документом понимаетсяоформленное надлежащим образом (в виде документа на бумаге или электронногодокумента):
—   распоряжениеплательщика (клиента или банка) о списании денег со своего счета и ихперечислении на счет получателя средств;
—   распоряжениеполучателя средств (взыскателя) о списании денег со счета плательщика и ихперечислении на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Законы и документы Банка России допускают проведениебезналичных платежей с использованием следующих инструментов (расчетныхдокументов):
1)        платежногопоручения;
2)        аккредитива;
3)        чека;
4)        платежноготребования;
5)        инкассовогопоручения.
Исправления, помарки и подчистки в платежных документах недопускаются.
Платежное поручение (распоряжение о банковском переводе) – это поручение клиентаобслуживающему банку перечислить (списать) определенную сумму с его счета изачислить ее на счет получателя в оплату товаров (выполненных работ, оказанныхуслуг), в том числе в порядке предварительной оплаты, либо в счет выполненияего иных финансовых обязательств (например, перед бюджетом).
В платежном поручении на перечисление средствклиент-плательщик указывает: • дату составления документа (при необходимости идату проведения платежа); • свое наименование; • код и реквизитыбанка-плательщика; • № своего счета в банке и свой идентификационный номерналогоплательщика (ИНН); • сумму (цифрами и прописью); • наименование получателя;• код и реквизиты банка-получателя; • способ отправки документа (почтой,телеграфом и т.д.); • № счета в банке-получателе;
Действие данного Положения не распространяется на безналичныерасчеты (платежи) с участием физических лиц, а также на отношения междуорганами, выполняющими контрольные функции и взыскивающими средства всоответствии с законодательством, и фактическими получателями таких средств.
• ИНН получателя; • назначение платежа (со ссылкой на номер идату счета или другого документа, подтверждающего отпуск товара, выполнениеработы или оказание услуги); • очередность проведения платежа.
Ответственное лицо клиента самостоятельно заполняет платежноепоручение, подписывает его у должностных лиц, заверяет оттиском печати ипредставляет в банк операционисту, ведущему расчетный счет данного клиента.
Первый экземпляр используется для списания средств со счетаклиента; 2-й экземпляр либо предназначается банку-получателю, еслиперечисленная сумма должна быть зачислена на счет в другом банке, либо используетсякак мемориальный ордер для зачисления денег на нужный счет, если счетполучателя также ведется в данном банке; 3-й экземпляр предназначен получателюплатежа; 4-й, заверенный оттиском печати и подписью специалиста банка,удостоверяющими прием поручения, возвращается клиенту.
На всех экземплярах платежного поручения операционистпроставляет дату и свою подпись, а кроме того, на первом экземпляре (а также навтором, когда поручение служит мемориальным ордером) указывает остаток средствна счете клиента после совершения операции. Сумма поручения записывается влицевой счет клиента и операционный дневник. Если сумма подлежит зачислению насчет в том же банке, то в дневник записывается сумма, списанная с одного счета,и отдельной строкой – сумма, зачисленная на другой счет. Три экземплярапоручения (или два, если счета плательщика и получателя ведутся в одном банке)направляются в составе отчета бухгалтерию банка.
Платежные поручения применяются и при финансовых платежах, ккоторым относятся: • платежи страховым органам; • перечисления средств в благотворительныефонды; • перечисление средств дочерним предприятиям; • уплата налогов; • уплатапаевых взносов; • перечисление денег в пенсионный фонд; • выплата дивидендовюридическим лицам и др.
Платежное поручение действительно в течение 10 дней со днявыписки (день выписки в расчет не принимается). Технология расчетов платежнымипоручениями представлена на схеме 1.
Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжениечекодателя банку заплатить указанную в нем сумму предъявителю чека(чекодержателю).
Для безналичных платежей могут применяться чеки, выпускаемыебанками. Такие чеки могут использоваться:
—   клиентами данногобанка (на основании договоров банка с клиентами);
—   в межбанковских расчетахи платежах в рамках корреспондентских отношений (на основании договоров банка склиентами и межбанковских соглашений).
Чеки банков не применяются для расчетов и платежей черезподразделения расчетной сети Банка России. Технология платежей чеками представленана схеме 2.
Основные правила работы с чеками:
·         в качествеплательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеетсредства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков;
·         не допускаетсяотзыв чека до истечения срока, в течение которого он может быть предъявлен коплате;
·         выдача чека непогашает денежное обстоятельство, во исполнение которого он выдан;
·         чек оплачиваетсяза счет средств чекодателя;
·         чек подлежитоплате при условии предъявления его к оплате в срок, установленный в законе;
·         плательщик обязанудостовериться всеми доступными способами в подлинности чека, а также в том,что предъявитель чека является уполномоченным на то лицом;
·         лицо, оплатившеечек, вправе потребовать, чтобы чек ему передали с распиской в полученииплатежа;
·         предъявление чекана инкассо в банк, обслуживающий чекодержателя, считается предъявлением чека кплатежу;
·         средства поинкассированному чеку зачисляются на счет предъявителя чека после полученияплатежа от плательщика, если иное не предусмотрено в договоре междучекодержателем и банком.
 Непременным условием использования в расчетах чеков являетсято, что чекодатель должен вручить чек поставщику в момент получения товаров(работ, услуг).
Аккредитив – форма платежей, при которой банк, действующий по поручениюплательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием(банк-эмитент), обязуется заплатить получателю средств либо дать полномочиедругому банку (исполняющему банку) заплатить получателю средств при условии представленияим документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условийаккредитива.
Существует несколько видов аккредитивов:
покрытый (депонированный) – аккредитив, при открытии которого банк-эмитентобязан перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо засчет предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весьсрок действия обязательства банка-эмитента;
непокрытый (гарантированный) – аккредитив, при открытии которого исполняющемубанку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у негосчета банка-эмитента (при наличии корреспондентских отношений);
безотзывный аккредитив – аккредитив, который не может быть отменен без согласияполучателя средств;
отзывной аккредитив – аккредитив, который может быть изменен или отмененбанком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств.
Срок действия и порядок расчетов по аккредитивуустанавливаются в договоре между плательщиком и получателем средств, в которомследует указать: ▪ наименование банка-эмитента; ▪ вид аккредитива; ▪способ его исполнения; ▪ способ извещения получателя средств об открытииаккредитива; ▪ перечень и точную характеристику документов,представляемых для получения средств по аккредитиву; ▪ срокипредставления документов и требования к их оформлению.
Для открытия аккредитива плательщик представляетобслуживающему банку (банку-эмитенту) заявление установленного образца, вкотором плательщик обязан указать: ▪ № договора, по которому открываетсяаккредитив; ▪ срок действия аккредитива (дата закрытия); ▪наименование получателя средств; ▪ наименование банка, исполняющегоаккредитив; ▪ место исполнения аккредитива; ▪ полное и точноенаименование документов, против которых будут производиться выплаты поаккредитиву; ▪ вид аккредитива (с указанием необходимых данных о нем),под какую сделку он открывается; ▪ срок совершения сделки (отгрузкитоваров, выполнения работ, оказания услуг); ▪ сумму аккредитива; ▪способ реализации аккредитива.
Способ расчета аккредитивом показан на схеме 3.
При выплате по аккредитиву банк получателя средств(исполняющий банк) обязан проверить соблюдение получателем средств всех условийаккредитива, а также правильность оформления реестра счетов, соответствиеподписей и оттиска печати получателя средств на нем заявленным образцам.
Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.
Расчеты по инкассо – форма отношений, при которой банк обязуется по поручению иза счет клиента осуществлять необходимые действия, чтобы получить платеж (илиакцепт платежа) от плательщика – лица, имеющего долг перед клиентом. Длявыполнения данного поручения банк может привлечь другой банк. Если указанныедействия не приводят к необходимому результату, то банк обязан немедленноизвестить об этом клиента, проинформировав его о причинах неплатежа или отказаот акцепта, и запросить у него указания относительно дальнейших действий.
Принципиальная схема отношений при этом следующая.
1.        Покупатель ипоставщик заключают договор, в котором определяют порядок и форму
расчетов (инкассо), а также перечень отгрузочных и товарораспорядительныхдокументов, которые должен будет представить поставщик для получения платежа.
2.        Поставщик готовиткомплект документов, указанных в договоре. Вместе с расчетными
документами этот комплект поставщик представляет в свой банк,которому поручает операцию инкассирования.
3.        Банк поставщика,проверив наличие всех реквизитов и идентичность заполнения всех
экземпляров расчетных документов, направляет их вместе сотгрузочными и товарораспорядительными документами в банк покупателя синструкциями в отношении перевода средств, полученных от покупателя.
4.        Банк покупателя,получив указанные документы, направляет покупателю извещение о том,
что документы получены, и просит акцептовать и/или оплатитьих.
5.        Покупательакцептует и/или оплачивает представленные расчетные документы.
6.        После оплаты банкпокупателя выдает ему отгрузочные и товарораспорядительные
документы, и покупатель встает во владение товаром.
7.        Полученные отпокупателя средства банк покупателя переводит в банк поставщика.
8.        Банк поставщиказачисляет полученную из банка покупателя сумму на счет поставщика.
Рассматриваемая форма включает в себя следующие «расчеты».
Платежными требованиями

Инкассовыми поручениями
·           Представленные в банк плательщика платежные требования оплачиваются в порядке
предварительного их акцепта или в безакцептном порядке. В первом случае указанные расчетные документы помещаются в картотеку № 1 к внебалансовому счету «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» до момента получения акцепта плательщика. Срок акцепта – 3 рабочих дня, не считая дня поступления расчетных документов в банк.
·           Плательщик вправе отказаться от акцепта платежного требования по мотивам,
предусмотренным в договоре. При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежное требование считается акцептованным и подлежит оплате. Ответственность за обоснованность отказа от оплаты платежного требования несет плательщик. Споры по существу отказов от акцепта банки не рассматривают. Все возникающие разногласия должны решаться в претензионно-исковом порядке.
·           При отсутствии у плательщика средств акцептованные платежные требования помещаются
в картотеку № 2 к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок».
·           При приеме от предприятий и организаций расчетных документов и помещении их в картотеку банки обязаны проверять наличие всех реквизитов и идентичность их заполнения во всех экземплярах. Ответственность за невыполнение указанного требования несут банки, принявшие расчетные документы к пересылке и оплате.
·           Инкассовые поручения составляются предприятиями и организациями в случаях, когда они располагают правом бесспорного списания средств со счетов своих должников. Средства со счетов клиентов могут списываться без получения дополнительного согласия последних: на основании исполнительных и приравненных к ним документов; по распоряжениям взыскателей в случаях, предусмотренных в законодательстве или договорах.
·           Требования к составу расчетных документов и правилам их заполнения могут изменяться в соответствии с законодательством и правилами Банка России.
Платежное требование – требование кредитора к плательщику оплатить стоимостьпродукции (работ, услуг). Если в течение трех рабочих дней со дня поступлениятребования плательщику от него не получен ответ с отказом от платежа, тотребование считается акцептованным и подлежит и подлежит оплате плательщиком.
Применение платежных требований, оплачиваемых без акцептаплательщика, может иметь место лишь в случаях, установленных в договоре сторонили законе. Так, без акцепта плательщиков списываются средства в оплатупотребляемой электрической и тепловой энергии. Однако такой порядок нераспространяется на бюджетные организации и население. Кроме того, необходимоиметь в виду следующее:
—   Средства могутсписываться со счета безакцептно только при наличии письменного распоряжения должникаобслуживающему банку об исполнении выставляемых получателем требований;
—   Давая кредиторувозможность списывать средства со своего счета без акцепта, должникподвергается риску необоснованного списания средств недобросовестнымкредитором.
 
Типы внутренних организационных структур
Организационные структуры внутреннего построения банка сопределенной долей условности делятся на 2 большие группы: классические иадаптивные.
К классическим (традиционным) формам организационногопостроения банков относятся:
функциональные подразделения и службы;
дивизиональные подразделения и службы.
Функциональные структуры – это более или менее обособленные подразделения(службы), реализующие функции в соответствии с делением всей деятельности банкана главные части или отрасли, которые достаточно легко разграничитьсодержательно.
Функционально организованные подразделения и службы банка,выполняющие массивы однотипных задач, в свою очередь можно разделить наследующие 2 подгруппы:
—   основные(функциональные) подразделения, выполняющие задачи, конституирующие саму природу банковскойдеятельности, т.е. либо непосредственно создающие банковские продукты,оказывающие соответствующие услуги клиентам банка, либо опосредованноучаствующие в создании и реализации продуктов банка. К ним можно отнести,например, такие подразделения (департаменты, управления, отделы), как: •пассивных операций; • активных операций; • валютных операций; • операций сценными бумагами; • бухгалтерского учета и отчетности; • планово-аналитическое;• маркетинга и др.;
—   обеспечивающиеподразделения. Втехнологическом отношении они не участвуют в основных операциях банка, выполняязадачи вспомогательного, обслуживающего характера, направленные на созданиеусловий для надежного и эффективного функционирования подразделений 1-йподгруппы. Сюда относятся подразделения: • кадров; • нормативно-правовогообеспечения; • безопасности; • информационного обеспечения; • техническогообеспечения; • хозяйственное.
Если объемы задач, решаемых данными подразделениями,достаточно большие, то внутри них могут создаваться дополнительные, болеемелкие подразделения.
Руководство банка с учетом его стратегии, величины,ассортимента оказываемых услуг и иных факторов должно само выбирать, какиеформы и в какой комбинации создавать для использования в работе и как ихразместить в общей структуре банка, а также определить принципы и механизмывзаимодействия между ними.
Подразделения функционального типа создают необходимыеусловия для поддержания оправданного уровня специализации подразделений банка иповышения качества его услуг. Вместе с тем данный тип построенияорганизационных структур не всегда позволяет эффективно координировать действияподразделений при решении комплексных и «стыковых» проблем развития банка.Такие проблемы возникают при попытках банков активно и адекватно реагировать насущественные изменения параметров спроса со стороны клиентуры на банковскиеуслуги, а также при внедрении в практику новых банковских продуктов, освоениинетрадиционных услуг, особенно если они будут носить комплексный характер.Указанного рода проблемы могут решаться путем создания дивизиональных иадаптивных организационных структур.
Узкая внутренняя специализация подразделений можетпрепятствовать внедрению прогрессивных банковских технологий и повышениюкачества обслуживания клиентов. При функциональной организации это приводит ктому, что клиенту для решения своих проблем приходится обращаться в несколькоподразделений банка, каждое из которых действует только в пределах собственнойзоны компетентности. В подобных условиях процесс оказания клиенту услуги носитдискретный характер, занимает много времени, а клиент не получает полногопредставления о всех доступных вариантах решения его проблемы и не можетсориентироваться в выборе лучшего из них.
Выходом из указанной ситуации оказалась модель банковскойдеятельности, ориентированной на результаты маркетинговых исследований. Еевоплощением можно считать, в частности, использование дивизиональныхподразделений (служб), ориентированных: • на виды реализуемых банковскихпродуктов (из пакетов); • на потребности отдельных групп клиентов.
Продуктовоориентированные подразделения целесообразно создавать в техслучаях, когда банк реализует своим клиентам весьма значительные объемыотдельных видов продукции (услуг) и без выделения специального подразделения сосвоим особым руководством эффективная реализация таких продуктов становитсяпроблематичной. В зависимости от обстоятельств развития конкретного банканаправлением его деятельности, которое требует выделения специализированногоподразделения, может оказаться производство любого банковского продукта.
Построение подразделений, ориентированных на отдельныегруппы клиентов, означает большую или меньшую специализацию банка наобслуживании определенных слоев субъектов экономики – предварительно выделенныхцелевых групп, на предоставлении в первую очередь именно этим группам всегокомплекса или отдельных банковских продуктов.
Адаптивными считаются организационные структуры, создаваемые банками навременной или постоянной основе для решения тех или иных дополнительных,вспомогательных (на данный момент времени) задач, позволяющие им вернореагировать на новые процессы в экономике, финансах, приспосабливаться кизменяющимся условиям деятельности. К их числу можно отнести:
—   проектныеструктуры (подразделения, создаваемые на временной основе для реализациикрупномасштабных проектов, в том числе совместных инвестиционных);
—   подразделения(службы), создаваемые для разработки и последующей реализации клиентам новогобанковского продукта;
—   представительства;
—   банковскиегруппы, объединения, холдинги;
—   финансово-промышленныегруппы с участием банков.
Рассмотренные формы внутренних подразделений банков, какправило, не являются альтернативными (взаимоисключающими) в строгом смыслеэтого слова. Любой банк на практике должен использовать и функциональные, идивизиональные, и адаптивные формы. Более того, сами эти понятия являются всеголишь теоретически выделенными формами, которые удобны для аналитических целей,но которых в реальной жизни нет и не должно быть в «чистом виде».
Модель организационного построения каждого конкретного банка– это уникальное (за редким исключением) сочетание названных выше формподразделений, зависящее как от реальных условий их функционирования, так и отмногих привходящих обстоятельств. Невозможно создать идеальную банковскуюструктуру, удовлетворяющую всем возможным требованиям. В определенном смыслеорганизационная структура банка всегда компромиссна.

Литература
 
1.     Банковское дело:Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.