8. Славянские литературы в эпоху романтизма. Романтизм. Романтизм - Направление в литературе и искусстве первой четверти 19 века, боровшееся с канонами классицизма 18 века, выдвигавшее на первый план культ личности и чувства и использовавшее в своем творчестве исторические и народнопоэтические темы (лит.). Это реакции на просвещение. Герой-мир, реальное – идеальное, искренность, вдохновение, творчество. Романтизм – созерцательный и бунтарский. Слав литературы – бунтарский. почему – пробудить национальное самосознание – обращение к истокам, ф-ру. История – у всех слав народов не было гос-ти (Польша – искл) Мировые имена:МИЦКЕВИЧ (Гражина, Конрад Валенрод, Дзяды, Пан Тадеуш, Крымские сонеты – обращение к ф-ру, истории, героические моменты)ПРЕШЕРНМАХА (Май) ЯНКО КРАЛЬ (Заколдованная дева Ваги и странный Янко)АНДРЕЙ СЛАДКОВИЧ (Марина)История. Эпоха, охватывающая вторую половину XVIII в. и значительную часть XIX в., характеризуется у западных и южных славян формированием национальных литератур Нового времени. Процесс этот протекал в осложненных условиях. Славянские народы Центральной и Юго-Восточной Европы несли тяжкое бремя национального гнета. Болгары и сербы уже в течение нескольких столетий находились под властью Османской империи, владевшей большей частью Балкан. (Единственно маленькая Черногория оставалась здесь неустойчивым островком независимости, которую народ этой труднодоступной горной страны из поколения в поколение отстаивал почти в непрерывной вооруженной борьбе.) Хорваты, словенцы, чехи и словаки, часть сербов (Воеводина) входили в состав « лоскутной » империи Габсбургов, лужицкие сербы — немецких княжеств. В конце XVIII в. потеряла независимость Польша, ослабленная внутренними междоусобными раздорами и поделенная между Пруссией, Австрией и Россией.Особенно жестоким национальный гнет был во владениях Османской империи, где помимо всего прочего сказывалось противостояние совершенно разных религий — православной и мусульманской. Некоторые из подневольных славянских народов находились в двойной зависимости: словаки и хорваты жили на землях венгерской короны, которые в свою очередь были подвластны австрийской монархии.Однако со второй половины XVIII в. в жизни славянских народов все явственнее начинают обозначаться новые процессы, тесно связанные с общеевропейским подъемом антифеодального движения, вступавшего в свою решающую фазу. Кризисные явления в феодальном обществе вызывали необходимость реформ. Происходит постепенная отмена крепостного права. В разных частях Польши этот процесс совершался, начиная со второго десятилетия (Княжество Познанское) до начала 60-х годов (Королевство Польское) XIX в. В империи Габсбургов личная зависимость крестьян была отменена патентами Иосифа II еще в 80-х годах XVIII в. Правда, это далеко не означало полного устранения основ феодального строя (до 1848 года сохранялась, в частности, тяжелая барщина). Всюду происходило дальнейшее нарастание антифеодального, антиабсолютистского движения, идеологической базой которого была философия Просвещения с его идеалами гуманности, свободы, естественного человека и естествен-ного права. Особой известностью в славянских землях пользовались идеи французских (Руссо, Монтескье и др.) и немецких (Гердер, Гёте) просветителей.Ломка феодальных отношений и прежнего склада мышления сопровождалась ростом национального самосознания угнетенных народов, интенсивным процессом формирования наций Нового времени, развитием освободительных движений, в которых зачастую сливалась воедино борьба против национального и социального гнета.Подъему этих движений способствовала атмосфера всеобщих перемен и сдвигов, охвативших Европу в эпоху Французской буржуазной революции и последующих событий, с чем было связано и возникновение нового мировосприятия, одним из проявлений которого в культуре стал, в частности, романтизм.Значительную роль в судьбах западных и южных славян играли внешние факторы, такие как, например, неоднократные поражения Османской империи в войнах с Россией, не только ослаблявшие эту империю, но и поднимавшие дух угнетенных народов. Некоторые надежды на автономию появились у отдельных славянских народов в период наполеоновских войн, когда французский император, например, отобрал у Австрии Словению, включив ее вместе со значительной частью Хорватии в образованные им так называемые Иллирийские провинции. В Польше возникла иллюзия возможности восстановления с помощью Наполеона польской государственности (так называемая наполеоновская легенда). С другой стороны, сокрушительный разгром Наполеона русскими войсками способствовал росту национального самосознания у чехов, словаков, сербов, болгар, серболужичан.Наиболее значительными событями в освободительной борьбе южных и западных славян в первой половине XIX в. стали сербские восстания 1804-1813 гг. и 1815 г., положившие начало обновлению государственности сербов, польские восстания 1830-1831 гг. и 1846 г., революция 1848-1849 гг. в Австрийской империи, сопровождавшаяся (особенно в Чехии и Хорватии) требованиями автономии славянских народов.Литература. Главная особенность развития литератур западных и южных славян в конце XVIII — первой половине XIX в. — их тесная связь с процессом национального самоутверждения и освободительной борьбы. Прежде всего в этой плоскости преломлялись здесь идеи Просвещения, пафос классицизма и искания романтиков. Важнейшим содержанием литературного развития было формирование национальных литератур Нового времени, национального литературного языка, новых институтов литературной жизни — общенациональной сети издательств, журналов, библиотек, читален, театров. Шел процесс складывания самой системы литературы Нового времени с характерным комплексом жанров и форм. Лишь в Польше формирование такой системы, отвечающей духу новой эпохи, началось раньше.Однако наряду с общей направленностью литературного развития весьма существенными были и различия, связанные со спецификой местных условий, особенностями предшествующих судеб и современного положения разных славянских народов. Не всюду одинаковой была сама социальная база литературного движения. Так, в Польше огромное значение имело наличие сильного слоя шляхты и аристократии, традиции высокой образованности и элитной культуры, жившие в этой среде. Дворянство играло определенную роль в литературной жизни Хорватии, хотя значительная часть его слилась с мадьярскими господствующими классами. В Чехии шляхта, в значительной степени перенявшая чужой язык и культуру, выступала скорее с регионально-патриотических позиций и практически не участвовала в литературной жизни, хотя часто оказывала покровительство развитию культуры, особенно в виде меценатства. С другой стороны, в Болгарии или Сербии дворянского сословия вообще не существовало: вследствие длительного иноземного гнета оно не успело сложиться. При отсутствии дворянства или его слабости в качестве основной силы национального движения и развития культуры выступали средние слои, духовенство, некоторая часть крестьянства и мещан. В целом можно выделить два основных варианта, два пути литературного развития, которые существенно разнятся друг от друга. Один из них особенно полно и четко представляет польская литература, наглядным примером второго может служить Болгария.^ Литература Польши развивалась до последней трети XVIII в. в условиях независимой страны, накопила богатые традиции и ценности, сильный творческий потенциал. Для этой литературы показательно относительно полное прохождение классического цикла культурно-исторических эпох и стадий европейского литературного процесса. Последовательно сменяли Друг друга литература Средневековья, Ренессанса, Барокко, Просвещения. Здесь получили развитие классицизм, сентиментализм, реалистическое нравоописание, преромантические веяния. Польский романтизм также вылился в мощное духовное течение, давшего такие крупные творческие индивидуальности общеевропейского значения, как А. Мицкевич, Ю. Словацкий, Красиньский и др. Новая эпоха ознаменовалась утверждением ценности человеческой личности и ее авторских дерзаний — процесс, давший первую крупную вспышку в эпоху Ренессанса. В польской литературе это нашло выражение прежде всего в поэтической деятельности Яна Кохановского. Иной была картина литературной жизни у тех народов, которые вследствие изнурительного гнета, длившегося несколько веков, были задержаны в своем культурно-историческом развитии. Определенные фазы процесса оказались как бы «пропущенными», или же соответствующие тенденции проявились в ослабленном виде. В ряде случаев сузилась сама сфера применения письменности — у болгар, словенцев, чехов. Тем не менее с подъемом национального движения в последней трети XVIII — начале XIX в. культурная жизнь как бы возрождается. Отсюда и термин «национальное возрождение», вошедший в обиход у сербов, хорватов, словенцев, болгар, чехов, словаков для обозначения целой эпохи отечественной истории и культуры, охватывающей конец XVIII - значительную часть XIX в. Г. Д. Гачев назвал такой тип развития «ускоренным литературным процессом». Один из главных его показателей — одновременное или почти одновременное и фрагментарное проявление разностадиальных признаков — отголосков Средневековья, черт Ренессанса, барокко, классицизма, сентиментализма, романтического мышления и т. д. Объединял все эти, казалось бы, разнородные и пестрые тенденции процесс формирования национальных литератур. Самоутверждение наций проявлялось в нарастающем осознании самобытности и единства национального коллектива — в языковом, этнокультурном, историческом плане — в смысле исторической протяженности и преемственности его бытия. Проявлялось повышенное внимание ко всему национально значимому. Отсюда же центростремительный синтез культурно-исторических традиций и ценностей, наследия отечественной письменности, национального языка, исторических знаний, фольклора. Явление это на этапе формирования наций характерно, разумеется, для всех народов и, естественно, для всех западных и южных славян. Однако в Польше (как и в России) такой синтез начался несколько раньше и воплощался в более многообразных и разветвленных формах. В той или иной степени в этот синтез вовлекались и инонациональные духовные ценности. Особую роль играли межславянские литературные связи и, в частности, связи западных и южных славян с восточнославянским миром. В осознании своей принадлежности к большой семье родственных народов подневольные славяне нередко черпали моральную поддержку своим национальным чаяниям. В первые десятилетия XIX в. у южныхславян, у чехов и словаков значительное развитие получили настроения своеобразного славянофильства, идея «славянской взаимности». Наиболее ярко ее выразил в своем поэтическом творчестве и публицистических трактатах видный словацкий и чешский поэт Ян Коллар, предложивший целую программу культурного сближения славянских народов, которая предполагала взаимное изучение славянских языков, обмен литературой, создание профилированных славянских библиотек и журналов и т. д. Что касается национального синтезе в культуре необходимо подчеркнуть, что краеугольной проблемой литературной жизни стало формирование национального литературного языка, без которого было немыслимо само развитие национальной культуры. Только поляки имели к началу XIX в. в основном сложившийся и развитый литературный язык, который теперь совершенствовался. Остальные западные и южные славяне еще только вели борьбу за право пользоваться родным языком, стремились доказать его литературные возможности. В Чехии в XVIII — начале XIX в. почти вся литература, предназначенная для образованных кругов, издавалась на латинском и немецком языках. Последний вообще в 80-х гг. XVIII в. был провозглашен в империи Габсбургов государственным языком. На землях венгерской короны — в Хорватии и Словакии — господствующее положение занимал венгерский язык. У некоторых народов долго был также в ходу архаичный книжный язык. Болгары наряду с греческим пользовались старославянским языком. У сербов в качестве книжного употреблялся так называемый славяно-русский и близкие ему варианты. Эти языки, хотя и понятные широким кругам славянского населения (в отличие от латыни), тем не менее были анахроничны. О сложности процесса кодификации языков можно судить по тому, что если у чехов концепция, легшая в основу нормирования литературного языка, утвердилась во втором десятилетии XIX в., то в Сербии и Хорватии этот процесс затянулся до 30-х-40-х гг., в Болгарии до 50-х гг., а окончательно завершился еще позднее. Только в 40-е годы перешла на самостоятельный язык литература словаков.Интенсивно развивалось славянское языкознание. Оно, собственно, и зародилось именно здесь, а его основателями стали чехи. Добровский и словенец В. Копи-тар. Они поддерживали тесные связи с филологами в других славянских странах — в России (А. X. Востоков), Польше (Г. С. Бандтке). О том, насколько тесно литература в это время была связана с филологией, свиде-тельствует уже тот факт, что нередко в одном лице выступал поэт и языковед-славист: А. Пухмайер, Й. Юнгман, В. Ганка, Ф. Челаковский в Чехии, Л. Штур в Словакии, Л. Гай в Хорватии, Н. Геров в Болгарии и т. д. Они были авторами не только поэтических сочинений, но и языковедческих штудий, словарей, грамматик. К числу важных особенностей эпохи относится постепенно развивавшийся историзм художественного мышления, тесно связанный с осмыслением преемственности исторического бытия нации. Параллельно с интенсивным формированием исторической науки (наиболее яркие примеры — А. Нарушевич в Польше, Ф. Палацкий в Чехии, находящие аналогии и у восточных славян — Н. М. Карамзин и др.) происходит вторжение в литературу обильного исторического материала, растет интерес к отечественной старине, к эпохам былой независимости и собственной государственности, к событиям борьбы против иноземных захватчиков (Й. Ра-ич в Сербии, П. Негош в Черногории, Паисий Хилендарский в Болгарии, Я. Голлы в Словакии, многие произведения польской литературы). Авторы охотно черпали сюжеты из летописей, исторических хроник, легенд и преданий. В драматургии обращает на себя внимание трансформация рыцарской драмы в историческую и т. д. Более ранние произведения на исторические темы часто были выдержаны в духе гражданско-патрио-тических канонов классицизма, в тональности одического пафоса. Позднее наблюдается переход к романтической поэтике, зачастую с широким использованием фольклорного элемента.Интерес к фольклору, и особенно к народной песне, вообще характерный для эпохи перехода к романтизму, играл особую роль в литературной жизни западных и южных славян. В фольклоре увидели аутентичное творчество народа, воплощение национального духа и характера, его нравственных идеалов и эстетических вкусов, сокровищницу национально самобытного искусства. Народно-поэтическое творчество стало рассматриваться как незаменимый источник развития национального искусства. Большим авторитетом в этом отношении пользовались идеи немецкого философа И. Г. Гердера, его мысль об отражении в фольклоре исторического бытия и национальной оригинальности народа. Опять-таки многие поэты той эпохи были одновременно собирателями, издателями и исследователями произведений народного творчества: Ф. Челаковский и К. Эрбен в Чехии, Я. Коллар в Словакии, С. Враз в Словении и Хорватии, еще в XVIII веке А. Качич-Миошич в Далмации, являвший собой тип собирателя и поэта-сказителя одновременно. И вновь примечательно, что осваивалась зачастую не только отечественная, но и славянская народная поэзия вообще. Особым авторитетом пользовались эпические произведения, в которых часто воспевалась борьба за свободу, — юнацкие и гайдуцкие песни южных славян, збойницкие песни словаков. Именно в это время Европа с изумлением открыла для себя сокровища сербского народного эпоса, привлекшего внимание Гердера, Мериме, Пушкина.Литература черпала из фольклора темы, сюжеты, осваивала определенные поэтические формы и изобразительные средства. Поэтические произведения этого времени нередко возникали в процессе состязания с народной поэзией или испытывали сильное ее влияние. Таково, в частности, происхождение литературных мистификаций Й. Ганки и В. Линды — знаменитых Краледворской и Зеленогорской рукописей, выданных за древние чешские памятники. Диапазон освоения народной поэзии простирался от стилизаций до интенсивного претворения фольклорных тем и мотивов (особенно характерного для польской литературы). Влияние народно-поэтического искусства во многом способствовало обогащению жанрово-стилевой системы. Жанры классицистической и сентименталистской поэзии, восходящие к античной и общеевропейской традиции, получили существенное дополнение в формирующихся литературах в виде структурно-жанровых форм славянской народной поэзии или испытали влияние ее поэтики. Характерно, что на почве контактов с фольклором подчас возникают первостепенные классические произведения. Кроме упоминавшихся чешских поэтов показательна восходящая к поэтике гайдуцкого песенного фольклора поэзия X. Ботева. Яркое художественное претворение фольклорного материала, глубокое философское осмысление народной мифологии характерно для польской литературы, примером чего могут служить «Дзяды» А. Мицкевича, творчество Ю. Словацкого и др.Специфическим институтом, возникшим у западных и южных славян, стали так называемые «матицы» — национальные издательские и культурно-просветительские центры: «Матица сербская», «Матица словацкая». Само название, связанное с представлением о пчелиной матке, свидетельствует о той миссии, которую предназначали «матицам» их учредители, рассматривавшие их как очаги развития национальной культуры и литературы. Некоторые из матиц, в частности, сербская, словацкая, дожили до наших дней и успешно продолжают свою деятельность, длящуюся уже второе столетие. Славянские матицы с самого начала стремились к взаимодействию и контактам друг с другом. Они и возникли в процессе таких контактов, что отразилось и в их едином наименовании.Одна из главных особенностей преромантизма и романтизма в литературах западных и южных славян — сильно выраженное народно-коллективистское начало. Прямо или косвенно в литературе все время присутствует тема родины. В качестве протестующего и утверждающего себя субъекта здесь нередко выступала не только и даже не столько личность, сколько национальный коллектив, борющийся народ. Романтическое мироощущение больше проявлялось в литературах этих стран своим мятежным духом, порывом к свободе, героикой борьбы, трагизмом самопожертвования и поражений, обращением к национально-фольклорной стихии. Мотивы разочарования, смятенности, трагизма чаще всего были сопряжены с перипетиями трудной борьбы, поражениями восстаний и несбывшимися надеждами на освобождение. Где-то в этой плоскости порой происходит соприкосновение и с романтизмом байронического типа, хотя от славянских романтиков полностью не укрылись и проблемы, составляющие нередко главное содержание западноевропейского романтизма — дисгармония личности и общества, отчуждение человека. Вызванные к жизни стихией денежных отношений, эти явления находили аналогии и в атмосфере феодально-абсолютистского гнета, да и сами они стали уже обозначаться в жизни восточноевропейских народов. Байроническому романтизму особенно созвучно творчество чешского поэта К. Г. Махи, некоторыми сторонами поэзия А. Мицкевича и Ю. Словацкого в Польше, Я. Краля — в Словакии, И. Мажуранича — в Хорватии.Примерно в 40-х годах в литературах западных и южных славян дали знать о себе первые реалистические тенденции.Наличие общих черт литературного развития не должно, естественно, заслонять индивидуального облика каждой литературы, той присущей ей генетической памяти, в которой хранится все бытие народа и которая делает ее неповторимой. Так, например, польскую литературу, помимо уже отмеченной яркой ее персонифицированности, отличает глубина погружения в философские проблемы: человек и космос, онтологические вопросы, размышления о путях исторического бытия и судьбах народов, об эволюции и революции и т. д. Как ни в одной другой литературе мира, здесь получил разработку жанр романтической драмы, вышедшей на первое место даже по сравнению с романтической поэмой. В чешской литературе национального возрождения бросается в глаза ученая оснащенность литературных поисков, будь то формирование литературного языка или освоение богатств фольклора и т. д., как бы научное осмысление литературных путей, сопутствующее литературной практике или даже подготовляющее ее. У болгар до некоторой степени даже удивляет то обстоятельство, что опережающим в процессе становления литературы Нового времени было развитие не поэзии, как у других народов региона, а трактатной и «проповеднической» книжности, в дальнейшем же в литературу врывается живая народно-поэтическая стихия гайдуцкой поэзии и т. д. (герой-борец, гайдук, идеализация, красота повига, эмоц освещение, контраст, скорбь, гипертрофия чувств) + реал (психологизм и деталь)Имя, революционное дело, творчество Ботева навсегда вошли в историю Болгарии. Прожив всего 28 лет – он сумел стать истинно народным поэтом и героем.Родился в 1848 году в семье известного просветителя, воспитанника русской школы – Ботю Петкова, в 15 лет оправляется учиться в Одессу, отчислен за «неприлежание», сближение с революционерами. С 66 преподает в Преднестровье. В 67 году снова выехал в Россию, застрял на полпути в Румынии. В Бухаресте сблизился с Каравеловым, сотрудник газет «свобода» и «независимость». В своих статьях Ботев анализирует актуальные вопросы экономического, социального, политического состояния балканских стран и Болгарии. Много внимания уделял вопросам народного просвещения и национальной культуры.Как талантливый сатирик и публицист Ботев впервые проявил себя на страницах юмористического листка «барабан», впоследствии начал издавать юмористическую газету «Будильник». Ориентируясь на крестьян и ремесленников писал простым доступным языком, обращение к фольклору, использование народных образов: Хитр Петр. На эллегию Славейкова «мне не до песен», высмеял его и др поэтов в фельетоне «отчего я не Славейков», фельетон «этой ночью мне снилось», 104 памфлета совместно с Каравеловым. Поэтическое наследие невелико – всего 20 стихов, часть была опубликована в сборнике «Песни и стихотворения Ботева и Стамбулова» 75г. Первое стхтврн появилось в 67г в газете Славейкова «Гайда» - послание из Одессы «моей матери». Ст «брату» - 68г. – возникает гражданская тема. В том же году «на прощание» - монолог гайдука, обращенный к матери.«моей первой любви» 71г. –революционно-романтические убеждения. «гайдуки» -незаконченная поэма 71г. – тема гайдуцких песен -«беглянка» 71г. 73г. Поэма-баллада «Хаджи Димитр» - синтез народно-поэтического движения и революционной идеологии.В 70ые годы – возникает другая проблематика: социально-философский монолог. «борьба» 71г. «моя молитва» 73г. – мотив прозрения собственной судьбы.«странник» 72 –сатирические образы примиренцев«патриот» 73 – лжепатриотов«в корчме»«Юрьев день» - эпиграф из Пушкина «свободы сеятель пустынный»«казнь Васила Левского» 75г. –памяти другаТак же черты у Друмева в пьессе «Иванко» личность подчинена страсти, а не разуму, его свобода, стихийность стали проявлением романтического индивидуализма. Георгий Раковский – революционер «горски пътник»^ Ром-зм. 1822-63 Ос-ти ист.развития к18-н19 (поляки в Нап.войнах,надежда вернуть незав,крах иллюзий,на Венс.конгр1815 польс.вопрос:герц-во Варшавс(при Напол)опять поделили,у Рос центр+Варш=кор-во Польс до 1918, конституция1815,либер).Король Алдр1 дал иллюзию независ,недовольны наместником братом Конст,цензура.Нач.века:поэзия легионеров,патриот(Ю.Выбицкий Мазурка Домбр1797).Продолж.просв.клас-зм(Ст.КосткаПотоцкий),сентим-зм. Немцевич-переход от класс к ром.(Ист.песни=думы,преддверие ром.баллад). Черты:несч.люб,конф чувс/разум,бунт прт общ,поэт-пророк,народ.к-ра,польс.мессион,нац-патр.ориент.-20е зарождение(Мицк,Мальчевс,Гощиньский),пафос нац-осв борьбы,богат.жанры,поэмы. 1822 Мицк 1сб «Поэзия»,предисл «О романт.поэзии»=манифест ром-зма.Тип героя:бунт прт норм,фолк,к-ра востока. КонрВалл,Крым.сон,Мальчевс поэмаМария-30е «вел.эмиграц»,расцвет поэзии (Мицк,Слов,Крас),роль драмы,анализ причин пораж.восст,критика шлях.револ-ров.Появ.реалист.тенденции у рев.ром-ков.Реакция Зыг.Красиньского.-40е противоречия в литре вел.эмигр,отраж.подготовки и хода рев-ции 1846(Краковс.восст прт Авст), Венг48.Мир изм,познать т.чувством.Воспев.страд и жертв-ть,миссионизм:особ.роль П в мире.Роль поэта-подд.нац.самобыт.Теоретики рев.ром-зма (Мицк,Мохнац,Дембовс)-нац-самобыт.литра. Юсловацкий(1809-49):Вилен.унив,после 30 Париж,путеш, идеи Товяньск,Париж-туберк,потом Вавель. Рев.ром.,эволюция от шлях.рев до рев.дем.Раннее(до30):конф.героя и общ,влияние М,Байр. Восст30!-ведущ.тема. Рев.поэзия в tвойны,отклик в Корд(изд34):ром.герой,крит.роль шляхты в восст,худ.ср-ва:грот,сат,фант,напряж-ть. Неспос.на поступок=прич.пораж.восст. Типич.ром.герой:несч.люб, вн.конф сов,мор/долг. Идея восст подана как забава Сат(вступ:С в котле созд опору народу,готов.восстать). Путеш(Ит:любовь прод-ся,власть;папаРим:чти царя и бога,паши; г.Монблан:будить народы!) Варш:народ не люб царя,хорошо пока шашка спит. Подзем кост.св.Яна:за уб.царя 5 голосов. К-подхорунжий,охр.царя,призраки,обмор. В дурдоме разг с Сат. ЦарьНик+кн.Конст взаим.прикр.преступ.Казнь К:несут цар.помилов,но…(откр.фин). Тема нац-осв.б: Ангелли,ЛиляВенеда,Горштынский(30е). 30-40 критика ром.инд-зма Бенёвского. 40-мистиц. К автору» «3псалм»=Сл(шляхта духом мертва) прт Красин(глав.роль шляхты в осв.дв,прт народ.рев). Идея народ.рев. Вл. на Лехоня,Бачиньс(МП,мжвоен20). Флс.трактат Генезис с Духа. Ист-флс поэмаКороль-Дух45-49. 2 познания: науч(непол) и откровение избр(=поэты-вожди).Мать убежд в гениал.З.Красиньс(12-59):магнат,Опиногура,власть отца->не участ.в нояб30,эмигр от отца и солид.с М и Сл.,болезнь глаз,38Дельф.Потоц. 33Небож.комед: историю дел.люди/история против бож.плана. Разруш.3единство клас-зма(вр,места,акции).Эл-ты фант(упырь) Муж(гр.Хенрик) ув.в исключ-ти,ищет истин.идею(идеал.возлюбл),не избеж.искуш-я,жена ум,сын Orcio ослеп. Убед-ся в св.обычности->нов.цель=борьба,предвод.рев-ции. О:спас в люб к убог! Противник Панкраций(будет рай справ-ти)-радик.идеолог рев,вместе с амор.капланом Леонардом-измуч.крест и раб. Вооруж.столк->арист.трусы и подл,т.о себе. О убит,Х с/уб в пропасть(поэзия,будь проклята). Панк мечт об искуплении жест-ти буд.счастьем-но бесп-ство.П умир при виде Хр.=т.бог м.решать дальн.судьбы ист.«Укр.школа»-влияние укр.народ.тв-ва (Богдан Залеский: сентим+ромзм,элегич.мотивы,жанр думки. ^ Еще ром-ки: Ант.Мальч:напол.офиц,единс.произв поэма Мария,тип трагич.ром.героя,прир=сост.героя; Сев.Гощинс: эмигр.после 1830,поэт.пов.Канёвс.замок,восст.гайдамаков=нов.взгл на стих.восст,не воспев.трад,темн.стор чел.натуры,месть)кладезь неизв.мотивов(казаки,просторы, выступ прт шлях.гнета). Проза: Юзеф Крашевский (Остап Бондарчук, История колышка в плетне)Алдр Фредро(НЕ ромзм!!Месть,Муж и жена,метк.язык комедий).После рев-й 1848-49 угас.ром.поэзияЧеш. Ром.3 этапа1. 20е – Коллар, Челаковски2. 30е – расцвет, Маха3. 40е – параллельное развитие с реализмом – Тыл (кутногорские рудокопы, Ян Гус), Гавличек Боровски (Тирольские элегии), Немцева (Бабушка), Эрбен (Национальные чешские песни)МАХАСозд система поэт ср-в для выражения эмоций, несовпадение идеалов, пробл личности, внутр мира герояМай – чувства героя Вильяма, трагедия одинокого, никто его не вспомнит, когда он умрет, герой духовно силен, пейзаж и название – радостное состояние, которому противопоставляется жестокость общества