Реферат по предмету "Разное"


683 Материалы для историко-статистическаго описанія

683МатериалыДЛЯ ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКАГО ОПИСАНІЯ Екатеринославской Епархіи.Церкви и приходы прошедшаго XVIII столътія.Г. БАХМУТЪ И СОБОРНАЯ СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ ЕГО. Бахмутъ, Багмутъ, Бахмудъ, на рѣкѣ того же имени, древнѣйшее, старожитное займище малороссійскаго народа*. По распоря-женію нашего Правительства, первоначально въ 1571 году, здѣсь учрежденъ былъ послѣдній на южныхъ предѣлахъ Московскаго цар-ства сторожевой пунктъ,—сторожа Бахмутская отъ Святогорской сторожи полднище, для наблюденія за движеніемъ ордынцевъ, за перелазами татаръ. Увлекаясь выгодами и удобствами бо-гатой и счастливой мѣстности, въ сосѣдство Бахмутовской сторожи нерѣдко появлялись, для звѣриныхъ и рыбныхъ промысловъ, донскіе казаки, черкасы,—приднѣпровскіе казаки и другіе люди. Нѣкоторые изъ этихъ охотниковъ устроили себѣ здѣсь зимовники и остались на всегдашнее жительство. По открытіи на р. Бахмутѣ соляныхъ источниковъ и по учрежденіи соляныхъ варницъ, число насельниковъ въ этой мѣстности само собою увеличилось. Въ 1704 году Бахмутскіе соляные промыслы обращены въ государеву казну и 684 грамотою Петра Великаго отъ 14-го октября 1704 года подчинены вѣдѣнію и управленію стольника царскаго двора, Изюмскаго полка полковника Феодора Владиміровича Шидловскаго. Въ интересахъ государевой казны, для лучшаго поддержанія дѣла, Шидловскій немедленно устроилъ здѣсь деревянный острожекъ,—городокъ съ дубовымъ острогомъ для убѣжища соловаровъ, для защиты ихъ, при обработкѣ соли, отъ нападенія непріятелей татаръ; а на посадѣ городка, за стѣнами его, на форштатѣ, поставилъ всѣ необходимыя принадлежности осѣдлаго населенія: часовню, полковую ратушу, таможенную избу, торговую баню и проч. Съ 1709 года тихій и скромный Бахмутъ—городокъ принимаетъ совсѣмъ иной видъ и другое положеніе, становится настоящимъ военнымъ городомъ, поприщемъ шумной боевой жизни и широкой кипучей дѣятельности. По заключеніи Прутскаго договора, по сдачѣ туркамъ крѣпостей Азовской и Таганрогской, вся жизнь русскаго на-рода, на южныхъ предѣлахъ нашего отечества, сосредоточена была главнымъ образомъ сколько въ Черкасскомъ ретраншаментѣ, при Аксаѣ съ одной стороны, столько въ Бахмутѣ, съ другой стороны. Въ Бахмутѣ учрежденъ былъ, въ это время, главный опорный, операці-онный пунктъ всѣхъ дѣйствій и движеній нашихъ противъ татаръ и турокъ. Сюда, въ Бахмутъ, переведены были тогда же всѣ войска изъ Таганрогской крѣпости со всѣми ихъ принадлежностями. Въ 1711 году оттуда же, изъ Таганрогской крѣпости, перевезена въ Бахмутъ деревянная Свято-Троицкая церковь со всѣми ея утварьми и принад-лежностями, поставлена близъ землянаго вала существовавшей тогда цитадели, по правую сторону крѣпостныхъ воротъ, и наименована городовою, т. е., соборною, главною для города Бахмута. Въ 1745 году эта деревянная городовая церковь упразднена и взамѣнъ ея устроена въ Бахмутѣ, на другомъ мѣстѣ, новая каменная Свято-Троицкая со-борная церковь.685Б^ АХМУТСКАЯ ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ. 0 Покровской Бахмутской церкви, о времени построенія ея и о нѣкоторыхъ перемѣнахъ въ судьбѣ ея, мы имѣемъ, изъ консистор-скаго архива, слѣдующія, довольно обстоятельныя, вѣрныя истори-ческія свѣдѣнія. Излагаемъ здѣсь сущность ихъ, сообразно ходу дѣла. Въ 1781 году Покровская церковь въ г. Бахмутѣ обветшала, какъ въ основаніи своемъ, такъ и въ стѣнахъ повредилась, ослабѣла и видимо клонилась къ паденію; требовалось немедленно исправить и обновить ее, а средствъ на это никакихъ не было. По сему случаю, согласно заявленію и желанію нѣкоторыхъ изъ прихожанъ, возникло дѣло о духовномъ завѣщаніи на эту церковь протоіерея Лукьянова. По дѣлу оказалось и выяснилось: Покровская церковь въ г. Бахмутѣ построена и освящена 1732 года сентября ЗО-го дня коштомъ при-ходскихъ людей, но преимущественно усердіемъ, трудами и жертвами бывшаго при той церкви протоіерея Іоанна Лукьянова, церковныя утвари и сосуды, священныя облаченія, иконы и книги исключи-тельно—даръ и приношеніе онаго протоіерея; въ 1767 году, оный протоіерей, предъ кончиною своею, будучи ще въ твердомъ разсудкѣ и при зрѣлой памяти, духовною бумагою завѣщалъ—изъ состоящей на рѣчкѣ Ближнихъ Ступкахъ о двухъ камняхъ его собственной мельницы половинную часть, со всѣмъ строеніемъ, въ вѣчное владѣніе оной Покровской церкви, а другую половинную часть отдалъ въ по-томственное владѣніе той же церкви священнику Симеону Башин-скому; 27-го генваря 1769 года, во время непріятельскаго на Бахмутъ нападенія, прописанной мельницы амбаръ непріятелями разрушенъ и сожженъ; но священникъ Башинскій отъ соловара Петра По-гребняка, за состоявшіе на немъ въ долгу церковные деньги 10 руб., взялъ рубленный амбаръ вмѣстѣ съ сѣномъ, въ количествѣ ста ко-пенъ, и находившуюся при церкви школьную избу съ сѣнцами, и изъ всего того строенія возобновилъ оную мельницу и присвоилъ себѣ. 686 18-го августа 1787 года, по выходѣ изъ заутрени священника Евфимія Уманскаго и ктитора Павла Афанасьева Лобаса, рано утромъ, Покровская церковь вся до основанія сгорѣла; соляные заводы въ это время предназначены къ закрытію и уничтоженію; соловары обѣднѣли и разошлись изъ Бахмута; денегъ церковныхъ числилось по книгамъ 350 рублей; а въ наличіи было менѣе 50 рублей, такъ какъ староста раздалъ церковныя деньги въ долгъ прихожанамъ. Очевидно, въ то время не было никакой возможности устроить новую церковь. Въ 1794 году, въ лучшее время и при болѣе благопріятныхъ об-стоятельствахъ, торговыхъ и политическихъ, прихожане сгорѣвшей Покровской церкви рѣшились устроить новую церковь на томъ же мѣстѣ и въ то же именованіе и просили о томъ духовное Правленіе. По поводу сей просьбы Бахмутское духовное Правленіе репортомъ отъ 28-го августа 1794 года, доносило въ Екатеринославскую духов-ную Консисторію: Торода Бахмута сгорѣвшей Покровской церкви прихожане, въ поданномъ въ сіе Правленіе прошеніи, прописываютъ, что прошлаго 1787 года. къ великому всѣхъ прискорбію, приходская ихъ церковь сгорѣла; а какъ оная состояла по теченію рѣчки Бахмута съ правой стороны, гдѣ они жительствуютъ, то оставшись безъ церкви, въ слышаніи церковнаго служенія претерпѣваютъ великую нужду, а паче во время полыхъ въ Бахмутѣ водъ, въ каковое время вовсе не бываетъ чрезъ рѣку Бахмутъ перехода, сіяжъ водополь случается каждаго года въ постъ святыя четыредесятницы, то въ принесеніи по долгу христі-анскому покаянія великая бываетъ неудобность; по симъ причинамъ и вознамѣрились они въ тожъ Покрова Богоматери именованіе состро-ить общественнымъ ихъ коштомъ и на томъ же мѣстѣ деревянную цер-ковь,—на каковое строеніе дерева до 400 дубовъ изготовлено и 750 руб. денегъ въ наличности имѣется,—просили о построеніи во имя Покрова Богоматери деревянной церкви учинить резолюцію. Посему духовное Правленіе освидѣтельствованіе чинило, и оказалось: на построеніе вышеписанной церкви дерева въ готовности 400 дубовъ есть, денегъ 687 собранныхъ 750 рублей въ наличности имѣется; при вышеписанномъ же Покровскомъ приходѣ, по поданнымъ отъ священника исповѣд-нымъ росписямъ, состоитъ сто дворовъ, въ нихъ муж. 259 и жен. 269 душъ, да слѣдуетъ еще къ оному приходу причислить оставшихся за перенесеніемъ изъ г. Бахмута въ слободу Покровскую Николаевской церкви жителей 51 дворъ, въ нихъ муж. 139, и жен. 159 душъ; а потому и нужно оной церкви быть; о чемъ, съ приложеніемъ въ оригиналѣ тѣхъ прихожанъ прошенія, за оставленіемъ точной копіи. Екатерино-славской духовной Консисторіи Бахмутское духовное Правленіе пред-ставляя, испрашиваетъ благопризрительной резолюціи". По докладу о семъ Екатеринославской духовной Консисторіи, пре-освященный Гавріилъ резолюціею отъ 30-го сентября 1794 года дозво-лилъ въ г. Бахмутѣ устроить новую Покровскую церковь на мѣсто сгорѣвшей. 7-го октября 1794 года, изъ Екатеринославской Консис-торіи отправленъ въ Бахмутское духовное Правленіе указъ объ этомъ; 20-го мая 1795 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, положилъ закладку на сооруженіе новой церкви на мѣстѣ сгорѣвшей и водрузилъ крестъ. Въ 1759 году преосвященный Кириллъ Воронежскій посѣщалъ Бахмутъ и совершалъ богослуженія какъ въ соборной, такъ и въ Покровской церкви. Въ 1772 году въ городѣ Бахмутѣ, при Покровской церкви, учреждена Семинарія. Изъ Воронежской Семинаріи многіе учени-ки перешли въ Бахмутскую "траковать латиискаго діалекта". Въ 1773 году учитель Бахмутской Семинаріи, Харьковскаго колле-гіума студентъ, выслушавшій священную богословію, Андрей Семе-новичъ Башинскій рукоположенъ въ Воронежѣ во священника къ Бахмутской Покровской церкви, а 4-го октября того же 1773 года опредѣленъ главнымъ управителемъ духовныхъ письменныхъ дѣлъ Бахмутскаго заказа, т. е. благочинія. Полковникъ Бахмут-ской крѣпости комендантъ, Афанасій Афанасьевичъ Бабкинъ пи- 688 талъ особенное сочувствіе къ Бахмутской Семинаріи и часто на поддержаніе ея оказывалъ щедрыя матеріальныя пособія.^ БАХМУТСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Когда, какъ и при какихъ обстоятельствахъ начата и окончена постройкою Свято-Николаевская церковь въ г. Бахмутѣ, доселѣ существующая,—объ этомъ въ мѣстныхъ документахъ мы находимъ слѣдующія обстоятельныя свѣдѣнія. Древняя въ городѣ Бахмутѣ Свято-Николаевская церковь, тЬс-ная и непомѣстительная, отъ времени устарѣла и безъ поддержки въ существенныхъ частяхъ своихъ обветшала. Переселившіеся изь Бах-мута во вновь образовавшуюся слободу Покровскую, прихожане ея, бывшіе Бахмутскіе соловары, съ дозволенія Начальства, въ 1794 году перевезли ее къ себѣ, въ слободу Покровскую. Оставшіеся въ Бахмутѣ прихожане Свято-Николаевской церкви тяготились своимъ положе-ніемъ безъ церкви и безъ духовенства. При лучшемъ ходѣ торговли и при болѣе благопріятныхъ обстоятеліствахъ житейскихъ, увеличив-шись въ числѣ и усилившись въ матеріальныхъ средствахъ, они нашли себѣ въ Бахмутскомъ купечествѣ нѣсколько благодѣтелей и благо-творителей, помощниковъ и покровителей, искренно сочувстовав-шихъ ихь тяжкому горю, общими соединенными силами начали хло-потать о построеніи новой Свято-Николаевской церкви и просили о томъ Бахмутское духовное Правленіе. По поводу сей просьбы Бах-мутское духовное Правленіе репортомъ отъ 24-го генваря 1796 года представляло преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринослав-скому: Торода Бахмута бывшей на форштатѣ Николаевской церкви приходскіе люди въ поданномъ въ сіе Правленіе прошеніи пропи-сываютъ, что вышеписанная бывшая предъ симъ города Бахмута на форштатѣ, предками ихъ изъ давнихъ лѣгъ, во именованіе чудотворца 689 Николая выстроенная, деревянная церковь, по прошенію сего уѣзда селенія Покровскаго жителей и по резолюціи Вашего Высокопре-освященства, состоявшейся по оному, перенесена въ означенное селеніе Покровское; они же, будучи безъ церкви, хотя причислены духовнымъ Правленіемъ къ Бахмутскому Покровскому приходу, но въ крайнюю ихъ тягость, ибо во время весняное сряду каждые годы, а не рѣдко и въ слабыя зимы, что самое и въ нынѣшнюю случилось, за разлитіемъ полою водою рѣки Бахмута, отопляетъ ихъ такъ сильно, что они ни съ которой стороны не только къ Покровской, но и ни къ какой другой церкви дойти и доѣхать ни какъ не могутъ, а потому самому во дни воскресные и праздничные слушанія слова Божія съ великимъ прискорбіемъ лишаются, что по долгу христіанскому наи-чувствительнѣйшимъ для себя поставляютъ несчастіемъ; больше же де изъ нихъ престарѣлые и не взначай больные, желающіи скораго въ смертныхъ случаяхъ покаянія и Таинъ божественныхъ напутство-ваніи, тожъ и слаборожденные младенцы, требующіе самопоспѣш-нѣйшаго крещенія, по причинѣ сказаннаго залива рѣки, сихъ само-нужнѣйшихъ таинствъ лишаются; равножъ и мертвыя тѣла, за изъяс-неннымъ наводненіемъ, по нѣсколько дней непогребенными остают-ся; въ такомъ случаѣ, не терпя болѣе выраженныхъ тягостей и пого-воря между собою, всѣ вообще вознамѣрились на томъ самомъ фор-щтатѣ и мѣстѣ воздвигнуть храмъ Божій въ то же имянованіе,—въ честь святителя Христова Николая, къ сооруженію каковаго зданія, кромѣ что на фундаментъ довольное количество камня, на подвалины прочныхъ дубовъ, а также и порѣзаннаго годнаго дубоваго лѣса достаточно изготовлено, изготовили къ тому деныами до полуторы тысячи рублей и майстеръ договоренъ; къ прочному же и скорѣй-шему въ строеніи успѣху избрали строителемъ Бахмутскаго купца Радіона Никитича Криворотова, которому и собранная отъ нихъ сумма къ полному его распоряженію поручена; сколько въ прихо-дѣ оной церкви состоять будетъ дворовъ и въ нихъ муж. и жен. пола душъ, приложили именную вѣдомость; и просятъ о построеніи во имя чудотворца Христова Николая деревянной церкви разсмотрѣ- 690 ніемъ не оставить. Но какъ и духовному Правленію довольно извѣст-но, что за разлитіемъ полыхъ въ каждый годъ, водъ, жители будучи со всѣхъ сторонъ отоплены, лишаются въ дни воскресные и празднич-ные слушанія слова Божія, а больные люди и слаборожденные младен-цы—нужныхъ христіанскихъ требъ, по каковымъ обстоятельствамъ и нужно быть церкви; при оной же церкви въ приходѣ состоитъ дво-ровъ 157, въ нихъ муж. 371, жен. 344, обоего пола 715 душъ. А посему Вашему Высокопреосвященству Бахмутское духовное Правленіе пред-ставляя, о дозволеніи вышеписанную Николаевскую церковь выстро-ить испрашиваетъ благопризрительной резолюціи". По сему репорту преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 10-го марта 1796 года опре-дѣлилъ: въ разсужденіи прописанныхъ обстоятельствъ, дозволитъ въ городѣ Бахмутѣ, на мѣсто перенесенной въ слободу Покровскую, устроить новую Свято-Николаевскую церковь. 15-го марта 1796 года изъ Екатеринославской Консисторіи отправленъ въ Бахмутское ду-ховное Правленіе указъ объ этомъ; а 9-го мая 1796 года протоіерей Стефанъ Ревуцкій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣ-дованію, освятилъ мѣсто подъ церковь, положилъ закладку на соору-женіе оной и на мѣстѣ работъ водрузилъ крестъ. Репортомъ отъ 8-го декабря 1797 года Бахмутское духовное Правленіе долагало преосвященному Гавріилу: "Города Бахмута зафорштатной, вновь строющейся Николаевской церкви священникъ Савва Андреевскій поданнымъ въ сіе Правленіе прошеніемъ изъяс-няетъ, что вышеписанная Николаевская церковь строеніемъ окончена и къ освященію уже изготовлена,—просить о освященіи оной и о выдачѣ новаго освященнаго антиминса разсмотрѣнія: какія жъ во оной церкви утвари и ризница имѣются,—при семъ представляется опись. А потому Вашему Высокопреосвященству о выдачѣ на освяще-ніе оной Николаевской церкви новаго освященнаго антиминса, духов-ное Правленіе представляя, проситъ архипастырской резолюціи". На основаніи сего репорта преосвященный Гавріилъ резолю-ціею отъ 21-го декабря 1797 года разрѣшилъ и благословилъ про- 691 тоіерею Расевскому освятить новоустроенную на форштатѣ г. Бах-мута Свято-Николаевскую церковь и дозволилъ выдать для этого но-вый освященный антиминсъ. 15-го генваря 1798 года изъ Екатерино-славской Консисторіи отправленъ въ Бахмутское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 28-го генваря того же 1798 года Бахмутскій прото-іерей Петръ Расевскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопо-ложенію, на форштатѣ города Бахмута, освятилъ новоустроенную Николаевскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священно-дѣйствіе.^ БАХМУТСКАЯ КЛАДБИЩНАЯ ВСЕСВЯТСКАЯ ЦЕРКОВЬ. 0 Бахмутской кладбищной Всесвятской церкви мы имѣемъ подъ руками слѣдующія, довольно обстоятельныя, вѣрныя историческія свѣдѣнія. На память современникамъ и потомству излагаемъ здѣсь сущность ихъ. Послѣ строгихъ предписаній и настоятельныхъ внушеній со сто-роны командъ—свѣтской и духовной не погребать умершихъ при церквахъ, на такъ называемыхъ церковныхъ погостахъ, цвинтаряхъ, въ городѣ Бахмутѣ, въ 1778 году, отведено было для кладбища, внѣ города, на выгонѣ, особое мѣсто. Въ 1785 году Бахмутскаго городо-ваго магистрата ратманъ Иванъ Рѣзниковъ и Бахмутскій купецъ Пар-фенъ Гавриловъ начали убѣждать и склонять всѣхъ гражданъ Бахмут-скихъ общими совокупными силами устроить на городскомъ общест-венномъ кладбищѣ деревянную церковь во имя Всѣхъ Святыхъ. Мысль эта пришлась всѣмъ въ городѣ по сердцу. Духовенство и лица служа-щія—должностныя употребляли всѣ усилія къ осуществленію ея. 6-го мая 1786 года духовенство и граждане города Бахмута, чрезъ мѣстное духовное Правленіе, представили преосвященному Никифору, архіепис-копу Славенскому и Херсонскому, доношеніе, въ коемъ просили Пре- 692 освященнаго благословить и разрѣшить имъ устроить на обществен-номъ кладбищѣ деревянную церковь во имя Всѣхъ Святыхъ. Въ доно-шеніи этомъ они писали: "По обстоятельствамъ во всей Россіи учреж-денія въ городахъ и прочихъ мѣстахъ, для погребенія христіанскихъ мертвыхъ тѣлъ, кладбищныхъ мѣстъ и на оныхъ церквей, имѣемъ и мы всѣ единогласное желаніе на отведенномъ, по силѣ сенатскаго Ея Императорскаго Величества указа, кладбищномъ мѣстѣ во имя Всѣхъ Святыхъ деревяннымъ зданіемъ состроить церковь, на что и матеріалы всѣ уже изготовлены и плотники наняты; и дабы въ семъ нашемъ общемъ и усердномъ желаніи могли мы нижайшіе воспользоваться полезною Вашего Преосвященства резолюціею о снабдѣніи благосло-вительною грамотою на состроеніе во имя Всѣхъ Святыхъ деревян-нымъ зданіемъ церкви, пріемлемъ смѣлость сіе Вашему архипастыр-скому разсмотрѣнію поднесть чрезъ Бахмутское духовное Правленіе". При особомъ доношеніи отъ 16-го мая 1786 года, представляя означенную просьбу Бахмутскихъ гражданъ преосвященному Ники-фору, и свидѣтельствуя о справедливости всего прописаннаго въ ней, Бахмутское духовное Правленіе, съ своей стороны, также просило Преосвященнаго о разрѣшеніи построить въ городѣ Бахмутѣ, на го-родовомъ общественномъ кладбищѣ, деревянную церковь во имя Всѣхъ Святыхъ. Доношеніе это помѣщаемъ здѣсь цѣликомъ: "По-даннымъ на имя Вашего Преосвященства въ сіе Правленіе градскіе и форштатные священно и церковнослужители съ прихожанами доно-шеніемъ объявя, что они на отведенномъ, на выгонной градской зем-лѣ, для похороненія христіанскихъ тѣлъ кладбищномъ мѣстѣ желаютъ во имя Всѣхъ Святыхъ деревянную церковь построить, на сооруженіе которой дерево и прочіе матеріалы пріуготовлены и мастеръ пригово-ренъ, просили о закладкѣ на томъ кладбищномъ мѣстѣ во имя Всѣхъ Святыхъ деревянной церкви Вашего Преосвященства благословенія. По каковому прошенію отъ духовнаго Правленія достовѣрное освидѣтель-ствованіе кладбищному мѣсту и изготовленному на строеніе помянутой церкви дереву и протчимъ матеріаламъ чинено, и оказалось, оное мѣсто, 693 по существу Святѣйшаго Правительствующаго Синода послѣдовав-шаго въ 1772 году іюля 11-го дня указа, состоитъ на выгонной градской землѣ, гдѣ церкви быть способно, потребнаго лѣса и тер-тицъ довольное число, равно и денегъ на уплату мастерамъ, кои уже договорены, въ потребу имѣется: того ради Вашему Преосвященству духовное Правленіе поднося при семъ прописанное доношеніе, всени-жайше проситъ о построенія на означенномъ кладбищномъ мѣстѣ деревянной во именованіе Всѣхъ Святыхъ церкви архипастырскою резолюціею неоставить". По разсмотрѣніи сихъ бумагъ и по соображеніи всего дѣла съ представленными справками, Славенская духовная Консисторія опре-дѣленіемъ своимъ постановила: дозволить въ г. Бахмутѣ на город-скомъ общественномъ кладбищѣ устроить деревянную церковь во имя Всѣхъ Святыхъ. 12-го іюня 1786 года выдана была благослови-тельная храмозданная грамота на закладку и сооруженіе церкви; а 4-го октября того же 1786 года Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій собор-нѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, освятилъ на клад-бищѣ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Доношеніемъ отъ 30-го апрѣля 1791 года, Бахмутское духовное Правленіе представляло преосвященному Амвросію, архіепископу Екатеринославскому и Херсонисо-Таврическому, что заложенная въ Бахмутѣ, на городскомъ общественномъ кладбищѣ къ сооруженію деревянная Всесвятская церковь постройками и производствомъ ра-ботъ нынѣ совершенно окончена, церковными утварьми и свя-щенными облаченіями, иконами, книгами и колоколами снабжена достаточно и всѣми потребностями къ освященію вполнѣ при-готовлена; а потому Правленіе просило Преосвященнаго выдать благословительную грамоту на освященіе новоустроенной церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій и священнодѣйствій. На основаніи сего доношенія 11-го іюня 1791 года состоялось разрѣшеніе епархіальнаго Начальства освятить Бахмутскую кладбищную Всесвятскую церковъ. Указъ отъ 14 іюня объ освященіи церкви и святый антиминсъ въ Бахмутскомъ духовномъ 694 Правленіи получены, къ исполненію, 18-го іюля 1791 года; а 20-го генваря 1792 года церковь освящена и открыта къ богослуженію и священнодѣйствію.^ БАХМУТСКАЯ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, НЫНЪ БЛАГОВЪЩЕНСКАЯЦЕРКОВЬ. 0 Бахмутской Рождественской, нынѣ Благовѣщенской, церкви мы имѣемъ подъ руками слѣдующія краткія свѣдѣнія. Бахмутская Рождественская т. е. Рождество-Богородичная цер-ковь, по началу и основанію своему,—весьма древняя. Объ ней упо-минается уже въ 1762 году. Въ 1778 и 1779 годахъ при Бахмутской Рождественской, т. е. Рождество-Богородичной церкви, приходскихъ дворовъ числилось и въ дѣйствительности было 153, домохозяевъ мощныхъ, грунтовыхъ, имущественныхъ. Бахмутской Рождество-Богородичной церкви священникъ Петръ Ивановъ, дьяконъ Григорій Ивановъ, дьячекъ Матвѣй Ива-новъ, и приходскіе люди: корнетъ Павелъ Устимовичъ, купецъ Ан-тонъ Плетеневъ и другіе 9-го іюня 1791 года представили въ Бахмут-ское духовное Правленіе прошеніе, въ коемъ писали: "Находящійся въ нашей приходской церкви рѣзной иконостасъ, за давностію иконнаго изображенія, а особливо отъ громовыхъ прошлыхъ 1788 и 1789 годовъ двухъ разъ ударовъ поврежденъ и пришелъ въ вет-хость такъ, что иныя штуки отъ тѣхъ ударовъ покололись и краски опали; почему и вознамѣрились мы, вмѣсто онаго, новый рѣзной иконостасъ съ иконнымъ изображеніемъ сдѣлать собствен-нымъ нашимъ нижеподписавшихся прихожанъ и отъ посторон-нихъ дателей коштомъ, съ прибавленіемъ въ помощь имѣющих-ся въ наличности церковныхъ ста рублей денегъ; но безъ позволенія духовной власти сами собою учинить того не можемъ. Того ради 695 Бахмутскаго духовнаго Правленія покорнѣйше просимъ о дозволе-ніи вновь иконостасъ сдѣлать и по отдѣлкѣ новаго, нынѣ имѣ-ющійся старый иконостасъ въ строеніе вновь выстроенныя церкви продать и деньги употребить для вяшаго украшенія вновь соору-жаемаго, и о употребленіи на то церковныхъ ста рублей, куда слѣ-дуетъ, съ испрошеніемъ резолюціи представленіемъ неоставить". Бахмутское духовное Правленіе репортомъ отъ 6-го іюня 1791 года чрезъ Консисторію представило объ этомъ преосвященному Амвро-сію Екатеринославскому и по резолюціи его отъ 16-го іюля тогоже 1791 года получило желаемое дозволеніе. Бахмутское духовное Правленіе репортомъ отъ 30-го апрѣля 1798 года доносило въ Новороссійскую духовную Консисторію: "Города Бахмута Рождество-Богородицкой церкви діаконъ Григорій Ивановъ репортомъ сему правленію между прочимъ донесъ, что церковь ихъ приходская столь ветха, что сближается къ паденію, которую пере-строить необходимо нужно и скоро. Почему посланнымъ изъ сего Правленія благочинному, священнику Максиму Барышпольскому указомъ велѣно упоминаемой Рождество-Богородицкой церкви учинить обстоятельное освидѣтельствованіе и описавъ всѣ ветхости подробно, такожъ и о течи и нѣтъ ли отъ оной поврежденія иконамъ или другимъ какимъ вещамъ, сему Правленію репортовать немедленно. На который указъ оный благочинный Барышпольскій репортомъ сему Правленію донесъ, что вышеозначенной Рождество-Богородицкой церкви освидѣтельствованіе чинилъ и нашелъ, что пристроенная къ церкви колокольня въ углахъ изъ стѣны подалась болѣе, какъ на вершокъ, крыша на церкви ветха и имѣется во время дождей течь съ правой и лѣвой сторонъ въ придѣлахъ, подвалины подъ олтаремъ кругомъ церк-ви и подъ колокольнею сгнили, отъ течи имѣется поврежденіе на иконостасѣ, на иконѣ трехъ святителей, на тумбѣ самой нижней по-золотка отмокла; олтарь совсѣмъ осѣлъ, внутри олтаря помостъ остается утвержденнымъ не на фундаментѣ, а на землѣ, отъ того всѣ доски помоста пожелобились; при олтарѣ придѣлъ съ лѣвой сто-роны такъ осѣлъ, что и дверей уже отворить невозможно. А поелику 696 духовному Правленію извѣстно, что оная церковь весьма ветха; то предваряя оной паденіе, духовное Правленіе Новороссійской Кон-систоріи донося, испрашиваетъ въ резолюцію указа, не повелѣноль будетъ въ вышеписанной Рождество-Богородицкой церкви упразд-нить священнослуженіе, дабы паденіемъ народа не подавила". На докладѣ о семъ Консисторіи преосвященный Гавріилъ 4-го іюня 1798 года въ резолюцію написалъ: "по представленнымъ причинамъ запре-тить въ оной церкви священнослуженіе, впредь до надлежащей почин-ки". Въ концѣ іюня 1798 года резолюція эта въ воскресный день объяв-лена прихожанамъ и приведена въ исполненіе. Прихожане, вмѣсто починки старой, начали думать и хлопотать о постройкѣ новой....^ СЛОБОДА ИВАНОВКА. Слобода Ивановка, около Бахмута, при рѣчкѣ "Вершипа Ближ-нихъ Ступокь", съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Бахмутскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*. На этой мѣстности когда-то была славная, богатая и роскошная дача знаменитаго, въ свое время, Бахмутскаго протопопа Ивана Лукья-нова; тутъ были его грунты пашеиные и сѣнокосные, его скотоводство и пчеловодство, его садъ и мельница о двухъ камняхъ. Протопопъ Лукьяновъ во всей околичпости Бахмутской былъ истинный отецъ и благодѣтель страждущаго человѣчества; даже въ Запорожьѣ знали о его дѣятельной любви къ человѣчеству, о его щедрой благотво-рительности людямъ: въ мирное и спокойное время многіе сечевики— запорожцы добровольно приходили на "Ступки", на хуторъ прото-попа Лукьянова поработать и потрудиться ради душевнаго спасенія. Въ 1731-1732 годахъ протопопъ Лукьяновъ на доходы со "Ступокъ" устроилъ въ Бахмутѣ Покровскую церковь, украсилъ и снабдилъ 697 ее всѣмъ необходимымъ, а предъ смертію своею, въ 1767 году, духов-нымъ завѣщаніемъ, какъ увѣряли многіе, одну половинную часть хутора утвердилъ въ вѣчное владѣніе оной Покровской церкви, на поддержаніе ея, а другую половинную часть отдалъ въ потомственное владѣніе той же церкви священнику Симеону Башинскому. Въ 1776 году вся эта мѣстность, на пространствѣ шести тысячъ десятинъ земли, на обычныхъ условіяхъ отошла въ ранговую дачу Бахмутской заводской Соленой Конторы начальнику и Бахмутской крѣпости коменданту, подполковнику Ивану Васильевичу Шабель-скому. На полученной дарственной землѣ, основавъ въ свое имя сло-боду Ивановку и, по возможности, заселивъ ее людьми семейными и осѣдлыми, вольными и свободными, именно такимъ народомъ пра-вославнаго исповѣданія, какимъ отъ высшей комапды велено заселять дикія степи Азовской губерніи, подполковникъ Шабельскій, для упроченія собраннаго народа въ слободѣ и для пріохоченія другихъ селиться въ ней, рѣшился на собственныя средства, въ своей ново-осаженной слободѣ Ивановкѣ, устроить церковь; для этого онъ приготовилъ достаточное количество строеваго матеріала, изъ своей дачи отмежевалъ, при оврагахъ Крутомъ и Четвериковомъ, 120 десят. земли для причта будущей церкви, составилъ и далъ отъ себя письменное обязательство въ томъ, что онъ и его дѣти, всѣ наслѣдники и потомки, по устройствѣ въ слободѣ Ивановкѣ церкви, всѣми мѣрами, будутъ заботиться о поддержаніи и благолѣпіи ея и недопустятъ ее до обвет-шалости, а также и причтъ церковный обязываются содержать и про-довольствовать безбѣдно; всѣ эти бумаги, въ іюлѣ мѣсяцѣ 1780 года, подполковникъ Шабельскій при доношеніи отправилъ къ Азовскому губернатору Черткову и просилъ его исходатайствовать ему у преосвя-щеннаго Никифора разрѣшеніе и благословеніе устроить въ слободѣ Ивановкѣ каменную церковь во имя святаго Предтечи и Крестителя Гос-подня Іоанна. Въ доношеніи этомъ Шабельскій писалъ: "На отведен-ной мнѣ, по силѣ Азовской губернской Канцеляріи указа, и межею 698 укрѣпленной до шести тысячь десятинъ земли, въ урочищѣ на рѣкѣ Вершипе Ближнихъ Ступокъ, въ слободѣ Ивановкѣ, гдѣ имѣется населенныхъ поселянами моими дворовъ шестдесятъ, въ нихъ муж. 140, жен, 120, обоего пола 260, хотяжъ по количеству десятинъ земли полнаго числа дворовъ и не состоитъ, однакъ къ населенію техъ до окопчанія льготнаго времени имею надежду подлежащее число людей населить, для чего и желаю собственнымъ моимъ коштомъ во оной слободѣ каменную во имя святаго Крестителя Господня Іоанна Предтечи вновь церковь сооружить, которую какъ внутреннимъ благолѣпіемъ, сосудами, книгами, такъ и всѣмъ потребнымъ безъ всякаго недостатка изъ собственнаго моего капитала снабдить дол-женъ; касательножъ до содержанія будущихъ при оной церкви свя-щенниковъ съ причетниками, то для оныхъ изъ собственныхъ моихъ дачъ земли хлѣбопашенной съ сѣнокосомъ и лѣсомъ въ урочищѣ близь Четвериковаго байрака, сто двадцать десятинъ отдѣливъ на всегдашнее время законнымъ порядкомъ утвердить имѣю; а буди отведенною для хлѣбопашенства землею священноцерковно-служители, такожъ и подаяніемъ отъ моихъ поселянъ не могли бы изобрѣсти себѣ дальняго къ пропитанію содержанія, то и въ томъ удовлетворять ихъ нужды въ пристойномъ содержаніи я, и по мнѣ наслѣдники должны, для чего и обязуюсь подпискою. Того ради Вашего Высокопревосходительства покорнѣйше прошу, о постро-еніи вновь въ слободѣ моей оной каменной церкви къ его преосвя-щенству Никифору архіепископу со испрошеніемъ благословенія о заложеніи оной неоставить милостивою резолюціею". При отношеніи отъ 22-го декабря 1780 года Чертковъ всѣ эти бумаги, планъ на отве-денную для причта землю, письменное обязательство и доношеніе, отправилъ къ преосвященному Никифору и просилъ его дать разрѣ-шеніе и благословеніе на сооруженіе въ слободѣ Ивановкѣ каменной церкви во имя святаго и славнаго пророка и Предтечи, Крестителя Господня Іоанна. По надлежащемъ разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и наве-денныхъ, относительно сего дѣла, справокъ, Славенская духовная 699 Консисторія опредѣленіемъ своимъ постановила разрѣшить въ слободѣ Ивановкѣ устроить каменную церковь во имя святаго Предтечи и Крестителя Господня Іоанна. 23-го іюля 1781 года выдана была святительская, храмозданная, благословительная трамота на закладку и сооруженіе церкви. Какъ матеріалы для постройки самой церкви въ то время не всѣ еще были готовы, то закладка церкви была отложена до другаго времени; только 27-го іюля 1783 года Бахмутскій протоіерей Петръ Раевскій соборнѣ, по церковному чиноположенію, Бахмутской провинціи въ помѣщичьей слободѣ Ивановкѣ, освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной, о чемъ и донесъ Консисторіи. Согласно просьбѣ и желанію г. Шабельскаго, 23-го іюня 1781 года опредѣленъ въ слободу Ивановку, для исправленія въ приходѣ свя-щенническихъ обязанностей, священникъ Іоаннъ Павловъ, изъ Казан-ской епархіи. Доношеніемъ отъ 6-го мая 1788 года, Бахмутское духовное Прав-леніе представляло преосвященному Амвросію Екатеринославскому, что заложенная къ сооруженію въ слободѣ Ивановкѣ каменная церковь во имя святаго Іоанна, Крестителя Господня, постройками и производствомъ работъ приведена нынѣ въ совершенное окон-чаніе, церковными утварьми и священными облаченіями, книгами церковнаго круга, иконами и колоколами снабжена достаточно и всѣми потребностями къ освященію вполнѣ приготовлена; а пото-му Правленіе просило Преосвященнаго дозволить освятить ново-сооруженную церковь, а для этого выдать благословительную гра-моту на освященіе церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій и священнодѣйствій. По сему презенту преосвященный Амвросій, резолюціею отъ 23-го мая 1788 года, благословилъ освятить новоустроенную въ слободѣ Ивановкѣ каменную церковь. 9-го сентября 1788 года, отправленъ былъ изъ Консисторіи указъ объ этом; а 7-го октября того же 1788 года, Бахмутскій протоіерей Петръ Расевскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, во владѣльческой слободѣ Ивановкѣ700 освятилъ новоустроенную каменную церковь во имя Іоанна Крести-теля и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.^ СЕЛО КАЛИНОВСКОЕ. Село Калиновское, при р. Лугани, многолюдное и съ населеніемъ зажиточнымъ, при двухштатномъ церковномъ причтѣ, находится въ Бахмутскомъ уѣздѣ и принадлежитъ къ сосгаву 4-го благочинниче-скаго округа*. Богатая и плодородная мѣстносгь села Калиновскаго въ первый разъ занята была семейнымъ и осѣдлымъ народомъ въ 1753 году. Изъ числа прибывшихъ на Лугань и Донецъ, подъ предводительсгвомъ Шевича и Депрерадовича, иностранцевъ партія, заселившая мѣст-ность нынѣшняго села Калиновскаго, чувствовала себя въ то время на новомъ мѣстѣ довольною и счастливою. Сербы и венгерцы, волохи и поляки, русскіе и малороссіяне,—первые насельники села Калинов-скаго, всѣ православнаго исповѣданія, дружно принялись за устрой-ство домовъ и хатъ, землянокъ и мазанокъ. Ротный смотритель-ко-мандиръ съ ротпымъ дворомъ—правленіемъ, всѣмъ въ шанцѣ завѣ-дывалъ и заправлялъ, всему давалъ порядокъ и направленіе, Первая церковь въ шанцѣ Калиновскомъ, во имя Усѣкновенія главы честнаго и славнаго Предтечи и Крестителя Господня Іоанна, была холщевая, ширмы съ палатками. По имени церкви и шанецъ перво-начально назывался шанцемъ, селомъ Ивановскимъ. Въ 1767 году въ селѣ Ивановскомъ, усердіемъ и заботливостію прихожанъ, устроена была новая церковь, въ тоже именованіе, изъ хвороста, съ разрѣ-шенія и благословенія преосвященнаго Порфирія, епископа Бѣлго-родскаго, такъ какъ вся эта мѣстность, въ то время, состояла въ вѣ-дѣніи Бѣлгородской епархіи. Устроенная изъ хвороста и въ маломъ видѣ, въ 1780 году Свято-Предтеченская церковь въ селѣ Кали- 701 новскомъ пришла въ совершенную ветхость и для умножившагося народа сдѣлалась тѣсною, не помѣстительною. Усердные и прилеж-ные ко храму Божію, жители села Калиновскаго рѣшились, по общему согласію и желанію, устроить у себя новую, прочную церковь изъ настоящаго лѣса; а потому, сдѣлавши съ общества сборъ денежный и приготовивши достаточное количество строительнаго матеріала, вы-борные отъ общества—секундъ-маіоръ Степанъ Давидовичъ, капи-танъ Василій Чечиковъ и атаманъ Самуилъ Кушнеровъ отъ 26 мая 1781 года подали въ Славенскую духовную Консисторію доношеніе, въ коемъ, изложивъ свое желаніе вмѣсто ветхой и тѣсной хворостяной церкви, устроить въ селѣ Калиновскомъ новую прочную деревянную, просили разрѣшенія и благословенія заложить таковую. По сему прошенію наведена была въ Консисторіи справка, и по ней оказалось: въ числѣ приходовъ Бахмутскаго духовнаго Правленія слободы Калиновской не значится; а подписавшіеся подъ проше-ніемъ—секундъ-маіоръ Давидовичъ и капитанъ Чечиковъ, по испо-вѣднымъ книгамъ 1780 года пишутся при Предтеченской церкви села Ивановскаго; въ прошеніи не показано, сколько прихожанъ при этой церкви; чѣмъ, какимъ средствомъ содержалась и будетъ содержаться церковь; чѣмъ довольствовалось и будетъ довольствоваться служа-щее при ней духовенство. На основаніи сей справки, указомъ отъ 14-го іюля 1781 года Славенская духовная Консисторія предписала Бахмут-скому духовному Правленію разслѣдовать на мѣстѣ всѣ обстоя-тельства по сему дѣлу о послѣдующемъ, съ надлежащимъ изложені-емъ дѣла по всѣмъ пунктамъ указныхъ требованій при построеніи церквей, донести Консисторіи. Во исполненіе сего указа, Бахмутское духовное Правленіе репортомъ отъ 9-го декабря 1781 года, донесло Консисторіи, что селеніе Ивановское, дѣйствительно, называется нынѣ Калиновкою, селеніемъ Калиновскимъ. во удостовѣреніе чего приложило къ дѣлу промеморію о семъ Бахмутской провинціальной Канцеляріи, за подписью Авраама Рашковича и авдитора Павла Кудрицкаго; что Свято-Предтеченская церковь селенія Ивановскаго, 702 по личному освидѣтельствованію духовнаго закащнка, соборнаго священника Леонтія Іевлева, какъ построенная 1767 года, изъ хво-роста, по благословенію преосвященнаго Порфирія, архіепископа Бѣлгородскаго, точно нынѣ обветшала; къ построенію новой церкви дерева, гонты, гвоздей и проча


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Возрождение и Реформация
Реферат «мыслящий бизнес»
Реферат Жанры рекламы в печатных средствах массовой информации
Реферат Владимир Эрн: "Мыслитель с темпераментом бойца"
Реферат Выбор рабочего освещения в производственном помещении
Реферат Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)
Реферат Вклад Аристотеля в античную философию
Реферат History Essay Research Paper Territorial expansion is
Реферат Михаил Фёдорович.- Борьба с врагами, заселение новых земель
Реферат Восприятие идей Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение
Реферат Вопросы и ответы к экзамену по философии
Реферат Вовлеченность в общественно-политическую жизнь и проблема группового субъекта
Реферат Роль инвестиций в развитии экономики Российской Федерации. Пути улучшения инвестиционного климата в России
Реферат Вопросы и ответы к экзамену по дисциплине «Социология»
Реферат Возможна ли "творческая машина"?