Реферат по предмету "Философия"


Вопросы и ответы к экзамену по философии

1. Философия и мировоззрение. Спецификафилософии.
Мировоззрение– это обобщенная система взглядов человека на мир вцелом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысласвоей жизни и деятельности, совокупность различных ценностных ориентаций,верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта кокружающему миру или самому себе.
 Таким образом,мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности подуглом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете,направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире.
В зависимости от того, как решается вопрос осоотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим илиматериалистическим, религиозным или атеистическим.
Философияесть теоретическая рефлексия над мировоззрением икультурой определенного исторического типа. Рефлексия есть осознание, осмысливаниеи обоснование того, над чем она осуществляется
Философия составляет теоретическую основумировоззрения или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалась своегорода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости. Понятие«мировоззрение» шире понятия «философия», т.е. философия – это системаосновополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Предметомфилософии является не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всейполноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобыопределить точные границы и внешнее взаимодействие между частями и частицамимира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и содержание.
Поскольку предметом философии выступает мировоззрениеи культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являютсясмысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как проблемы человека.Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторончеловека – проблема сознания и самосознания человека, проблема познавательныхвозможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви исчастья, свободы и неволи.
Специфика философского знания:
1. Философское знание является системно-рациональным. Вэтом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частностинаучным.
2. Философское знание является целостным выражениеммира, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщихего свойств и связей. В этом своем свойстве философия отличается от любойдругой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.
3. Философское знание являются ценностным, что сближаетего с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а такжеотличается от любого предмета знания, научного.
2. Философия Древнего Востока.
Древний восток считается колыбелью философской мысли.Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы первыефилософские идеи. Рассмотрим их.
Философская мысль возникает в Древней Индии в период формирования там цивилизованных формобщественной жизни. Космос порождает человека. В его физическом воплощении онесть порождение воды, воздуха и огня, но в дальнейшем человек отделяется отфизической природы. В рамках древнеиндийской философии подчеркивается значениедуховной стороны человека. Здесь она приобретает космический смысл. Единственныйпуть познания своего «Я»  — этообратиться внутрь себя, отрешившись при этом от всего внешнего, чуждого моему«Я». Окончательным решением видится физическая смерть, при которой сознаниеотделяется от чувственного мира и приобретает свободу, растворяясь в космосе.Но это та же йога, при которой происходит глубокий уход сознания внутрь самогосебя, эта практика приближает человека к самому себе, те к его душе. Такимобразом, в древнеиндийской философии подлинным объектом познания является самчеловек со стороны бытия его духа. Существует круговорот бытия и цельчеловеческой жизни состоит в том, чтобы вписаться в него, ибо, если человек жилнедостойно, его душа может воплотиться в низшем существе – в человеке спороками, в животном и даже в насекомом. При достойном же поведении душавоплощается в человеке с положительными качествами.
Зарождениефилософии в Китае относят к 8-6 вв.до нэ. Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книга перемен»,основная концепция которой – концепция изменчивости и неизменности в ихнепосредственной связи. Специфика китайской философии непосредственно связана сее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела местов многочисленных государствах Древнего Китая. Развитие социальных отношений вКитае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующихклассов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами небыло ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философииполитической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различнымисоциальными группами, между царствами – вот что преимущественно интересовалофилософов Древнего Китая.
Другаяособенность развития китайской философии связанно с тем, что естественнонаучныенаблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более илименее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, несчитали нужным обращаться к материалам естествознания. Философия иестествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга непроходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб.
 Существеннойчертой древнекитайской философии является ее традиционное обращение к образусовершенно мудрого человека – мудреца. Просматриваются два типа мудрецов:конфуцианский (политический) и даооский (естественный). Существенным являетсято, что гармония Поднебесной зависит от соблюдения жесткой иерархии внутриобщества и семьи.
3. Античная философия (конец 7 в. до н.э. – 2 в. н.э.)
Основными проблемами античной философии были:
-          Проблема бытия инебытия, материи и ее форм. Главная проблема здесь – Как возник космос?  Какова его структура? (Фалес, Анаксимен,Зенон, Анаксимандр, Демокрит);
-          Проблемачеловека, его познания, его отношения с другими людьми. (Сократ, Эпикур…);
-          Проблема воли исвободы человека.  Выдвигались идеиничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и,одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе,благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур…);
-          Проблемаотношения человека и Бога, божественной воли. Выдвигались идеи конструктивногокосмоса и бытия, строения материи души, общества как взаимообуславливающие другдруга.
-          Проблема синтезачувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познаниямира идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи…).
 Характерные черты античнойфилософии.
1. Античнаяфилософия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственногочувственного созерцания мира. Именно на основе непосредственных  чувственных данных строилась и аргументациямира. С этим связана и определенная наивность древне — греческого представленияо мире.
2. Синкретичностьантичной философии — это изначальная нерасчлененность знаний.  Включала все многообразия элементовзарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это взначительной мере объясняется  и тем, чтодревнегреческие мыслители были разносторонне развиты, занимались различнойпознавательной деятельностью.
3. Античнаяфилософия возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия).Позднее с середины 5-го века (Сократ) возникает учение о человеке, с этогомомента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижениечеловека.
4.  В античной философии формируется особый подходв постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм,суть которого заключается в том, что исходной отправной точкой в разработкефилософских проблем было определение и понимание природы космоса как единого соразмерногоцелого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Закон развитиякосмоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре пониманиямира.
В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека.Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношениечеловека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека,мышление).
В качестве важного вида человеческой деятельности признаваласьмыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и космоса, ичеловека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальнойгармонии, гармонии между человеком и космосом.
С этим связана такая характерная черта философии и античной культурыкак рационализм познавательный  и этический:Добро — результат знаний, Зло – результат не знаний.
Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец,который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем  мире.
Немного об античных философах:
Фалес– родоначальник европейской науки и философии. Онпроизвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции – первоосновывсего, усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает все. Бог есть разуммира. Основал Милетскую школу – вопрос «из чего все?».
Пифагор– «все есть число». Именно в числах пифагорейцыусматривали свойства и соотношения, присущие различным гармоническим сочетаниямсущего. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощениядуш.
Гераклит Эфесскийбыл великим диалектиком античного мира. Всесуществующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Ничего нет, вселишь становиться. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которуютрудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет ккрайнему скептицизму – ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все течет;скажешь о человеке что-то хорошо, а он уже утек в грязь дурного.
Сократ– ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовална улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Неоценимая заслугасостоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахожденияистины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически ивсесторонне обсуждал всевозможные подходы. Впервые поставил в центр своегофилософствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души.Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что ничегоне знаю» к рождению истины посредством самопознания.
Платон– великий мыслитель, пронизывающий своими духовныминитями всю мировую философию. Мир – это не просто телесный космос, и неотдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое– с человеческим. Мир являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственновоспринимаемые вещи – нечто среднее между бытием и небытием: они только тениидей, их слабые копии. Гармоничное сочетание всех частей души под регулярнымначалом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойствамудрости.
4. Ренэ Декарт (1596-1650)
Декарт — французский философи математик, являясь одним из основоположников «новой философии», былглубоко убежден, что на истину "… натолкнется скорее отдельный человек,чем целый народ". При этом он отталкивался от «принципаочевидности», при котором всякое знание должно было проверяться с помощьюестественного «света разума». Это предполагало отказ от всех сужденийпринятых на веру (например, обычаи, приметы, как традиционные формы передачи знаний).
Великий философ,предложивший свою систему координат  вматематике, предложил и точку отсчета для общественного сознания. По Декартунаучное  знание должно было бытьпостроено как единая система, в то время как до сих пор (до него) оно былолишь  собранием случайных истин. Точкойотсчета такой системы должно было стать наиболее очевидное и достоверное утверждение. Декарт считал абсолютнонеопровержимым  суждение «мыслю,следовательно, существую» («cogito ergo sum»). Этот  аргумент предполагает убеждение впревосходстве умопостигаемого над  чувственным.Однако самосознание как принцип философии еще не обрело полной автономии — истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантировано уДекарта наличием Бога — существа всемогущего, вложившего в человекаестественный свет разума. Самосознание у Декарта не замкнуто на себя и открытоБогу, который выступает источником мышления: все смутные идеи — продуктчеловека (а поэтому ложны), все ясные идеи идут от Бога, следовательно,истинны. И здесь у Декарта возникает метафизический круг: существование всякойреальности (в том числе и Бога) удостоверяется через самосознание, которое (значимостьвыводов этого сознания) обеспечивается опять-таки Богом.
Поставил на первое место разум, сведя роль опыта кпростой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработатьуниверсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма,предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многомопределяют результаты познания. Вселенная – это огромный механизм, онаизменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс ксуществованию и развитию мира дает бог, но впоследствии развитие мираопределяется самостоятельной творческой силой. Декарт одним из первыхразработал идеи эволюции и провел их через все области учения о природе – отобразования светил и планет до возникновения растений, животных и человека.Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении,определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется иорганический мир: животные – это сложные машины. Человек в отличие от животныхобладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законовмеханики. Декарт твердо и ясно установил два принципа для научной мысли:движение внешнего мира нужно понимать исключительно как механистическое,явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно сточки зрения ясного, рассудочного самосознания.
Материя по Декарту делима добесконечности (атомов и пустоты не существует), а движение объяснял с помощьюпонятия вихрей. Данные предпосылки позволили Декарту отождествить природу спространственной протяженностью, таким образом, оказалось возможным изучениеприроды представить как процесс ее конструирования (как, например,геометрические объекты).
5. ФренсисБекон (1561-1626)
Бэкон Френсис — родоначальниканглийского материализма и методологии опытной науки. Философия Бэконасоединила в себе эмпиризм с теологией, натуралистическое миросозерцание — сначалами аналитического метода. Был первым и величайшим исследователем природыв Новое время. В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратилвнимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов дляобнаружения истины. Естествознание — истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт — важнейшая частьестествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука естьопытная наука, и состоит в применении рационалистического метода к чувственнымданным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент – главные условия рационалистическогометода. Бекон различает 2 вида опытов: “плодоносные”  — цель — принесение непосредственной пользы человеку;  “светоносные” -  цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей.
До сих пор открытия делались случайно.Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования.Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т. е активное испытаниеприроды.
    Высшей целью науки он считал господство человека над природой, агосподствовать над природой можно только подчиняясь ее законам. Знание – сила.Ученый должен, по Бекону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичныхфактов к широким обобщениям, те применять индуктивный метод познания.Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает. Главное условие прогрессазнания — совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой которогоявляется правильная индукция. До Бекона философы, писавшие об индукции, обращаливнимание на те случаи, которые подтверждают доказываемые или обобщенные имиположения. Бекон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергаютобобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции.
 «Новыйорганон».
6.Французские энциклопедисты
Начинается эпоха просвещения, исходные идей которой –культ науки и прогресс человечества. Францию 18 века характеризуют огромноеколичество идейных изысканий, научных творческих подвигов и сотрясающихобщество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодальногостроя. Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти междубедными и богатыми. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства кактребование здравого смысла.
Проблемы, поставленные материалистами 17 века, получилидальнейшую разработку  у французскихматериалистов 18 века, они очистили его от различных схоластических терминов,выступили против чисто умозрительного решения философских проблем.
Французский материализм того периода – классическая разновидностьметафизического материализма в его механическойформе. В его пределах французские материалисты разрабатывали учение оприроде, человеке, обществе. Все они исходили из принципа: если человек, еголичные качества зависят от окружающей среды, то и его пороки являются такжерезультатом влияния этой среды. Они дали наиболее полное толкование вопроса оматерии и движении. Они подходили к выработке философского понятия материи какобъективной реальности, находящейся вне сознания и действующей на наши органычувств. Самым существенным атрибутом материи они считали движение. Наиболееполно учение о материи и движении дано в работе Гольбаха «Система природы».
Идея неразрывной связи материи и движения представляетсобой элемент диалектики, не укладывающийся строго в механистическое пониманиеприроды. Поэтому, отмечая внутреннюю активность материи, неразрывность ее сдвижением, они не сумели подняться до понимания многообразия и качественногоразличия форм движения.
Материалистывсе сводили к механическому движению. По их мнению, даже человек естьфизическое существо, отличающееся от других тем, что он способен мыслить. Дидроуподоблял человека инструменту, наделенному чувствительностью и памятью,Ламетри проводил аналогию между человеком и машиной.
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ)(1694-1778) – один из идейных вождей французского Просвещения.Он раньше всех почувствовал приближающуюся революцию и стал вождемфилософско-социального движения. Требовал свободы мысли. Кричал на весь мир: «осмельтесьмыслить самостоятельно». Свое политическое кредо выражал во фразе: «Лучшееправительство то, при котором подчиняются только законам». Признавалнеобходимость веры в Бога как перводвигателя вселенной.
Жан Жак Руссо(1712-1778) – один из выдающихся мыслителей тоговремени. Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбойза научное мышление, всей своей разносторонней деятельностью, он, как иВальтер, способствовал приближению революции.
Дени Дидро(1713-1784) – знаменитый мыслитель,ученый-энциклопедист. Характерная черта его политического мировоззрения – островыраженный демократизм. Высказал мысль, согласно которой от молекулы дочеловека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения досостояния расцвета разума.
7.Иммануил Кант (1724-1804)
Именно с него началась заря философии новейшеговремени. Не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким,проницательным мыслителем. Кант не разделял безграничной веры в силычеловеческого разума, называя эту веру догматизмом. По Канту мы познаем мир нетак, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Познаниеначинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств ивызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант — идеалист. Идеализмсостоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждениянашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические знания о“вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущего — это математика иестествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не естьзнание  о ввс, а только знания освойствах вещей к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия.Вещи принципиально непознаваемы. Согласно Канту, мы познаем только явления –мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещейнаш разум впадает в противоречия.
Кант ввел воображениев теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Нашизнания – не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведеннаявоображением из материала чувственных восприятий и каркаса априорных логическихкатегорий. Помощь воображения человек использует в каждом звене своихрассуждений.
Человек, по Канту, – это самый главный предмет в мире.Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания, благодаря чемучеловек представляет собой индивидуальность, те личность. Из факта самосознаниявытекает эгоизм как природное свойство человека.
В философии Канта нравственное связано с идеейрелигиозного, божественного. Отрицание божественного существования, по Канту, –полнейший абсурд.
 В своем учениио государстве Кант развивал идеи Руссо, в частности идею народногосуверенитета. Источником суверенитета он считал не народ, а монарха, отрицаяправо судить главу государства, который «не может поступать не по праву».Следуя идеям Вольтера, Кант признавал право на свободное высказывание своегомнения, ограничивая его, однако, необходимостью гражданского и политическогоповиновения властям, без чего немыслимо само существование государства.
« Антропология с прагматической точки зрения»,
«Критикачистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способностисуждения».
8.Георг Гегель (1770-1831)
Гегель может быть назван философом попреимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была всем.У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля женапротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистоемышление. Прочие философы подчиняли свое умозрение независимому от негообъекту: для одних этот объект был Бог, для других – природа. Для Гегеля,напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершеннойфилософии достигает и своего собственного абсолютного совершенства. На природуже в ее неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода«чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики».
Тождествобытия и мышления — исходный пункт учения Гегеля.
На объективноидеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики,впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектическойлогики и подверг критике метафизический способ мышления, господствовавший как видеалистических, так и материалистических течениях философии. Гегель, усматриваяв жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировойпроцесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории есть сутьобъективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум»,«абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс квозникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается вмышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознания  мировой разум проходит три этапа: пребываниесамопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления;развитие идеи в виде явлений природы; развитие идеи в мышлении и историичеловечества. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себеи постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.
Философские взглядыГегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, неуяснив всего пути, которое оно совершило в своем развитии, что развитиепроисходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, чтов этом процессе совершается переход от количественных изменений к качественным,что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оноесть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякогосамодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена какцепь диалектических переходов
 «Философияправа», «Философия религии», «Феноменология духа» и др.
9. КарлМаркс (1818-1883). Марксистская философия
Философия марксизма представляет собой колоссальную поуровню своей логической обоснованности и идеологического влияния системунаучных знаний о человеке, обществе, государстве. Именно она еще так недавноиграла огромную роль в жизни нашей страны, являлась идеалом мировоззрения длямиллионов людей. И на сегодняшний день, несмотря на утрату былой популярности,она продолжает впечатлять глубиной и точностью умозаключений, неопровержимостьюсвоей логики.
 К. Марксотвергает взгляды старого материализма. Согласно этим взглядам, отношениечеловека к миру, в сущности, представлялось как способность “созерцать”окружающий мир в сознании, пассивно испытывать его воздействие. Для обыденногомиропонимания позиция пассивного созерцания представляется вполне естественной,исходной, а активность, деятельность с этой точки зрения выступает как нечтовторичное. Как подчеркивает К. Маркс, исходным отношением человека к миру  является вовсе не пассивное восприятие,испытание воздействия внешнего мира и переживание их в сознании:  “… люди никоем образом не начинают с того,что “ стоят в этом теоретическом отношении к предметам внешнего мира”… Они начинают с того, чтобы… не“стоять” в каком-нибудь отношении, а “активнодействовать...”
 Марксизм видитоснову специфического отношения  человекак миру в практической деятельности, направленной на преобразованиематериального мира: как природного,  таки социального, который противостоит человеку. Это преобразование внешнего  мирапредполагает способность сознания, активную работу  духа. Хоть сознание является специфическим признаком человека, но его  происхождение и сущность можно правильнопонять только в системе практически-преобразовательного отношения человека кмиру. Сознание возникает, функционирует и развивается как необходимое условиеэтого практически-преобразовательного отношения.
Маркс указывал, что человек является “предметным  существом”, которое действует  “предметным образом”: “Оно только потому  творит или полагает предметы, что самооно  полагается предметами, и что оно ссамого начала его природа”.
Маркс сформулировал и развил основные принципыматериализма, увязав эти принципы с революционным движением и программнымипринципами свержения капитализма и построения нового общества –социалистического и коммунистического. Маркс, развивая идею смены капитализмасоциализмом, замену путем экспроприации частной собственности государственной,доказывая необходимость диктатуры пролетариата, провозгласил сен-симоновскийпринцип социализма «от каждого по способностям, каждому по труду» и коммунизма«от каждого по способностям, каждому по потребностям».
В течение 40 лет Маркс занимался написанием своегоглавного труда – «Капитал». Здесь он развивал классическую трудовую теориюстоимости и теорию прибавочной стоимости. Маркс, считая, что в капиталистическихстранах политическая экономия выражает интересы собственников, стремился поставитьсвой вариант политической экономии на службу интересам рабочего класса. Однакоклассовый подход отрицательно повлиял на научную объективность ряда высказанныхим положений и выводов. Учение Маркса позволило обнаружить неразрешимыепротиворечия и определенную ограниченность всего классического направленияполитической философии.
10.Основные черты русской философии
Русская философия — сравнительно позднее образова­ниенашей национальной культуры, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубьнациональной истории.
Философская мысль в России формировалась под влияниемобщемировой философии. Однако специфика российской философии во многомскладывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших наРуси. Философия в России начинается не в 11 и даже не в 18 в., а только в 19столетии (в полную силу — во второй его половине). Но это было поистине великоеначало, ибо связано его с именами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Вл. Соловьева.В их лице и в их творчестве философское самосознание народа за­явило о себе «навесь мир» — уже не как подражание Западу (византийцам, французам, немцам), акак совершенно само­стоятельный голос, вносящий свою тему и свою собственнуютональность в многоликий диагноз культур, в сложную ду­ховную полифониючеловеческой цивилизации.
Как и для Запада, так и для России XIX век — это векклас­сики. Русская философская классика XIX в., как и наша классическаялитература, несли миру глубоко выстра­данную опытом поколений истину: нет и неможет быть та­кой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в однучеловеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку.
Русская философия — это философия предупреждения. Еелейтмотив — нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект,если он рассчитаны на принуж­дение, насилие над личностью.
За­пад России или Россия Западу? Какие ценностивозоблада­ют в мире: материально-вещественные или незримые, ду­ховные? В 40-50гг. 19 века эти вопросы разме­жевали русскую общественную и философскую мысльна два направления: славянофильство и западничество.
Лидеры славянофильствавыступили с обос­нованием самобытного пути исторического развития России, нетолько отличного, но и в чем-то противоположного западноевропейскому. Плодыцивилизации в Европе, счита­ли они, в общечеловеческом измерении оборачиваютсяско­рее потерями, чем приобретениями, ибо они оплачены очень тяжелой ценой —потерей целостности человеческой лично­сти, превращением человека из «образа иподобия божьего» в простую статистическую единицу буржуазного рынка. Что жеможно противопоставить этому? Земельную общину и артель. А с ними — истины изаветы православия. Такие идеи, возражали славянофилам западники (А.И. Герцен, Т. Н. Грановский, В.П. Боткин), нереалистичны, ибо Россия уже с петровских времен необратимо «привязана» кЗападу. Но если даже эти идеи были и «безумны», то в России всегда ценилось«безумство храбрых». Спор славя­нофилов с западничеством 19 век разрешил впользу по­следних. Причем проиграли не только славянофилы (в середине века),проиграли и народники (к концу столетия): Россия пошла тогда по западному, т.е.капиталистическому пути развития.
Огромное место в истории философии занимает ФМ Достоевский. Он является одним изсамых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием нашейсвоеобразной национальной нравственной философии. Делал упор на «русскоерешение» социальных проблем, связанное с отрицанием революционное методовобщественной борьбы.
11.Учение о материи и формах ее существования
Материя — фундаментальная исходная категория философии, оттого или иного ее понимания зависит решение практически всех других философскихпроблем. От латинского materia – вещество. Это вещественное значение удерживалосьдо 20в., когда произошла революция в физике (открытие ЭМ полей – это отличноеот вещества состояние материи).
    Первой ступенью в осознании материальности мира был стихийныйматериализм. Началом формирования понятия материи явился переход от качественногоразнообразия сущности вещей к понятию единой, объемлющей это качественноеразнообразие основы мира — первоматерии.
У всех предметов ипроцессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне инезависимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другимисловами, они объективны. Прежде всего, по этому признаку философия объединяет иобобщает их в одном понятии материи.Вещи не состоят из материи, а есть конкретные формы ее проявления. Материюнельзя противопоставлять отдельным вещам как нечто неизменное – изменчивому.Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, естьопределенный вид материи. Материя –это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным,относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух. Материяимеет разнообразное, зернистое, прерывистое строение. Мир и все в мире – это нехаос, а закономерно организованная система, иерархия систем.
Материя, как объективная реальностьхарактеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессыконечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимнаясвязь – абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна(характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присущамасса (будь то масса покоя для любого ве­щества или масса движения для полей) иэнергия (потенциальная или актуализированная).
Одним из атрибутовматерии является ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупностиконкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения.Принцип неу


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Возрастные кризисы
Реферат Аналитико-синтетическая обработка документов (библиотековедение))
Реферат Анализ туристского потенциала регионов России
Реферат Анализ предпринимательского риска
Реферат Stalin Vs Hitler Essay Research Paper Lewis
Реферат The Constitution Virginia And New Jersey
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности на предприятии
Реферат Анализ критерия логистической системы JUST IN TIME (точно в срок)
Реферат А. С. Макаренко Обоснование актуальности статьи
Реферат Общая и неорганическая химия
Реферат товарно сбытовая политика предприятий апк как эффективный инструмент в системе продовольственного обеспечения региона
Реферат «Автоматы: модель конечного автомата, распознаватели и преобразователи. Анализаторы контекстно-свободных языков»
Реферат Общая модель волн материи. Формула Де-Бройля. Частица в ящике и частица на орбите
Реферат Аренда. Рынок аренды нежилых помещений (данная работа по Экономике недвижимости)
Реферат Англия и Франция в 20-30 гг. 20 века