Реферат по предмету "Разное"


6.     Некрозы. Гангрены. Язвы

Учебные  задания  и  методические  указания  к  их  выполнению  для  студентов стоматологического  факультета по ОБЩЕЙ  ХИРУРГИИ   ОГЛАВЛЕНИЕ 1.     Антисептика 2.     Асептика 3.     Десмургия 4.     Курация хирургического больного 5.     Методика обследования хирургического больного 6.     Некрозы. Гангрены. Язвы. Свищи 7.     Обезболивание 8.     Гнойные заболевания пальцев и кисти. Артрит. Остеомиелит 9.     Острая гнойная инфекция мягких тканей. Мастит. Парапроктит 10.  Кровотечения. Остановка кровотечения 11.  Переливание крови 12.  Переломы. Вывихи 13.  Раны.  Раневая инфекция 14.  Ожоги. Ожоговая болезнь. Отморожения^ 1. ТЕМА  ЗАНЯТИЯ:  АНТИСЕПТИКА 2.  УЧЕБНАЯ  ЦЕЛЬ  ЗАНЯТИЯ: изучить различные методы борьбы с эндогенной инфекцией, входящие в комплекс механической, физической, химической и биологической антисептики.^ 3. ЗАДАЧИ  ЗАНЯТИЯСтуденты должны иметь представление         О физических методах лечения ран (ультразвук, лазерное излучение, вакуумная обработка, гипербарическая оксигенация, лечение в управляе­мой антибактериальной среде).^ Студенты должны знать         Современные понятия механической, физической, химической и биологической антисептики.         Основные принципы хирургической обработки ран, удале­ния инородных тел и нежизнеспособных тканей.         Виды дренажей, способы «пассивного» дренирования, методы активного дренирования ран и полостей.         Группы химических антисептиков, основные препараты в каждой группе, концентрацию и механизм действия.         Способы биологической антисептики: ферменты, антибиотики, иммуноглобулины, бактериофаги, вакцины, сыворотки.         Различия между активной и пассивной иммунизацией.         Способы применения антисептических средств: поверхностная антисептика, глубокая, местная, общая.         Понятие о смешанной антисептике.^ Студенты должны уметь         Под руководством преподавателя применять у конкретных больных физические средства и механические способы антисептики во время рабо­ты в перевязочной, палатах хирургического отделения, операционной. Под руководством преподавателя уметь определять показания к применению антисептических препаратов и химиотерапевтических средств. 4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ  ЗАНЯТИЯ - 2 академических часа.^ 5. ЗАДАНИЯ  СТУДЕНТАМ 1. Изучить требования, предъявляемые к собственно антисептикам. 2. Изучить требования, предъявляемые к химиотерапевтическим средствам. 3. Определять показания к применению различных химических антисептиков.^ 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ  К  ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  НА  ЗАНЯТИИ В перевязочной хирургического отделения студенты знакомятся с хирургической обработкой ран, включающей все элементы механической антисептики (иссечение краев, удаление некротизированных тканей, сгустков крови, инородных тел и т.д.). В операционной и перевязочной студен­ты знакомятся с антисептиками разных групп, способами их применения, т.е. с основными составляющими химической антисептики. В операционной, перевязочной, палатах хирургического отделения студенты должны ознакомиться с физическими антисептиками: рассмот­реть основные виды дренажей (активное и пассивное дренирование), познакомиться с действием физических факторов: холод, тепло, УФО, лазерное излучение, ультразвук и т.д. С биологической антисептикой студенты знакомятся в процедурном кабинете. Рассматриваются препараты: иммуноглобулины, ферменты, антибиотики и т.д. Студенты должны на примере конкретного больного продемонстриро­вать принцип смешанной антисептики.^ 7. ВОПРОСЫ  ТЕСТОВОГО  КОНТРОЛЯ 1.     Различают следующие виды антисептики: а) механическую, б) физическую, в) химическую, г) биологическую, д) смешанную. 2.     Главный принцип физической антисептики: а) воздействие высокойтемпературы, б) воздействие низкой температуры, в) использованиеУВЧ-поля, г) создание оттока содержимого раны наружу, д) высу­шивание. 3.     Промывание гнойных ран и полостей раствором перекиси водорода-это: а) механическая антисептика, б) физическая антисептика, в) химическая, г) биологическая, д) смешанная. 4.     Окислители используются для: а) введения в брюшную полость, б)промывания ран, в) стерилизации инструментов, г) обработки рукхирурга, д) обработки операционной. 5.     Сульфаниламидные препараты относятся: а) к биологической антисептике, б) к химической, в) к механической, г) к физической. 6.     Отметить сульфаниламидный препарат, действующий только в просвете кишечника: а) уросульфан, б) сульфапиридозин, в) сульфацил натрия, г) фталазол, д) сульфадимизин. 7.     К биологической антисептике относят использование: а) антибиотиков, б) вакцин, в) сывороток, г) протеолигических ферментов, д) сульфаниламидов. 8.     Антибиотики обладают следующим действием: а) бактерицидным, б)бактериостатическим, в) противовоспалительным, г) дезинтоксикационным, д) иммуностимулирующим. 9.     Какие побочные действия характерны для аминогликозидов: а) гепатотоксичность, б) ототоксичность, в) нефротоксичность, г) апластическая анемия, д) аллергические реакции. 10. Что такое бактериофаг: а) бактерия, б) вирус, в) фермент, г) химиопрепарат, д) микоплазма. 11. Анатоксины используют для: а) дезинтоксикации, б) активной иммунизации, в) снятия аллергических реакций, г) профилактики заболевания, д) пассивной иммунизации. 12. Основоположником антисептического метода является: а) Пирогов, б) Земмельвейс, в) Листер, г) Бергман, г) Шиммельбуш. 13. Противопоказанием для немедленной первичной хирургической об­работки раны бедра является: а) размозжение краев раны, б) сквоз­ное пулевое ранение, в) шок 3 степени, г) хронический алкоголизм, д) СПИД. 14. Какие концентрации растворов нитрата серебра применяются для: А - смазывания кожи, Б - промывания ран; 1) 2-10%, 2) 0,1-0,2%. 15. Сгруппируйте по соответствию протеолитические ферменты: А - животного происхождения, Б – бактериального, В - растительного происхождения; 1) папаин, бромелаин, 2) трипсин, рибонуклеаза, 3) террилитин, ируксол.^ 8. КЛИНИЧЕСКИЕ  СИТУАЦИОННЫЕ  ЗАДАЧИ 1.     В 6-местной палате неотложного хирургического отделения у боль­ного, 65 лет, после аппендэктомии на 3 день поднялась температура,появилась болезненная гиперемия в области операционной раны. Наперевязке при разведении краев операционной раны получен гной.Введен тампон с гипертоническим раствором, назначены ежедневныеперевязки сначала в палате (из-за тяжести больного), а затем в перевязочной отделения после перевязки остальных больных. Какая ошибка была допущена? 2.     Для лечения больной с гнойным маститом врач решил назначить антибиотики. Какие вопросы следует выяснить у больной? 3.     Для лечения больного с флегмоной бедра врач решил назначить антибиотики. Какие антибиотики следует назначить в день поступления? 4.     Для лечения больной с постинъекционным абсцессом левой ягодичной области врач решил назначить антибиотики. Что следует сделатьдля более рационального лечения антибиотиками? 5.     На травматологический пункт поступил больной, 35 лет, с резанойраной наружной поверхности правого бедра в средней трети, рана по­лучена 2 часа тому назад. Что нужно сделать и в какой последовательности? 6.     Укажите правильную последовательность действий хирурга припервичной хирургической обработке раны. 7.     Каков механизм антибактериального действия сульфаниламидов? 8.     Почему целесообразно в препарате бактрим (бисетол) сочетаниесульфаметоксазола с триметопримом? 9.     Какой антисептик следует использовать для обработки полости ртаперед экстракцией зубов?^ 9. ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  САМОПОДГОТОВКИ  К  ЗАНЯТИЮОсновная литература 1. Петров С.В. Общая хирургия / С.В. Петров. - СПб: Питер, 1999, 2001. 2. Гостищев В.К. Общая хирургия. – М.: ГЭОТАР, 2001.Дополнительная литература 3. Ходаков В.В. Асептика и антисептика в хирургии / В.В.Ходаков,Л.П.Ларионов, Ф.Н.Копылов и др. - Екатеринбург: Диамант, 1994.  4. Венцел Р.П. Внутрибольничная инфекция / Р.П. Венцел. - М.: Мед., 1990.^ 2. ТЕМА ЗАНЯТИЯ:  АСЕПТИКА 2.  УЧЕБНАЯ  ЦЕЛЬ  ЗАНЯТИЯ: изучить устройство и организацию работы операционного блока и пе­ревязочных, способы обработки рук хирурга и операционного поля. Ознакомиться с подготовкой хирурга к оперативному вмешательству, изучить методы предстерилизационной очистки (обработки) и стерили­зации инструментария, операционного белья, шовного и перевязочного материала.^ 3. ЗАДАЧИ  ЗАНЯТИЯ                          Студенты должны иметь представление         О планировке и устройстве операционного блока.         Об организации работы операционного блока.         О спецодежде работников хирургического отделения, операционногоблока.         О специальных санитарно - гигиенических и организационных мероприятиях в лечебно - профилактических учреждениях.         О принципах работы стерилизационных устройств и методах контролястерильности.^ Студенты должны знать         Цель и задачи асептики в работе хирургической службы.         Правила дезинфекции, предстерилизационной очистки и собственностерилизации инструментов, приборов, белья, перевязочного материала.         Современные способы обработки рук и предъявляемые к ним требования и используемые при этом антисептики.         Способы укладки биксов, режимы стерилизации в автоклавах и сухожаровых стерилизаторах.         Способы и технику обработки операционного поля и используемые приэтом антисептики.^ Студенты должны уметь         Под руководством преподавателя приготовить перевязочный материал(шарики, салфетки, турунды и т.д.).         Под руководством преподавателя уложить в бикс перевязочный материал, белье, перчатки, инструменты и т.д.         Под руководством преподавателя надевать стерильную одежду (маска,халат, перчатки).         Под руководством преподавателя обрабатывать руки перед операциейнесколькими способами.         Под руководством преподавателя работать со стерильным столом в перевязочной и операционной.         Под руководством преподавателя готовить операционное поле к опера­ции. 4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ  ЗАНЯТИЯ - 2 академических часа.^ 5. ЗАДАНИЯ  СТУДЕНТАМ 1. Описать способы профилактики экзогенной инфекции: воздушно - капельный, воздушно – пылевой, контактной, имплантационной. 2. Дать характеристику способов стерилизации: термическая, химических, лучевых, газовых. 3. Освоить правильную последовательность обработки рук. 4. Научиться надевать стерильный халат, маску, шапочку, перчатки.^ 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ  К  ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ   РАБОТЫ  НА  ЗАНЯТИИ Студент должен проявить на практике знание правил асептики. Все, что соприкасается с раной должно быть стерильно. Предметы ухода за больными подлежат дезинфекции. В операционной основным источником инфекции является человек, поэтому студенты должны тщательно прора­ботать правила поведения в операционном блоке и перевязочной. Необходимо освоить технику обработки рук различными способами, правильно надевать халат, маску, перчатки, знать и уметь пользоваться методами контроля за стерильностью. Студент должен научиться укладывать бикс различными способами. Освоить специальные правила и технические приемы по защите операци­онной раны от инфекции.^ 7. ВОПРОСЫ  ТЕСТОВОГО  КОНТРОЛЯ: 1.     Дополните недостающие термины: «Различают следующие видыуборок в операционной: а) текущая; б) заключительная;в) генеральная; г) ...;  д) ... ». 2.     Дополните: «Стерилизация инструментов состоит из следующихэтапов: а) предстерилизационная подготовка; б)   ... ; в) стерилизация; г) хранение стерильного материала». 3.     При стерилизации резиновых изделию текучим паром температурав автоклаве достигает: а) 80°С; б) 100°С; в) 120°С; г) 130°С; д) 160°С. 4.     Дополните: «Различают следующие виды укладки биксов:а) универсальная; б) видовая; г) ...». 5.     Допустимы срок хранения перевязочного материала и белья в бик­сах: а) 24 часа; б) 36 часов; в) 42 часа; г) 48 часов. 6.     Какие вещества используют для непрямого контроля за стерильностью при автоклавировании: а) бензойная кислота; б) резорцин;в) антипирин; г) аскорбиновая кислота; д) янтарная кислота;е) пилокарпина гидрохлорид; ж) тиомочевина; з) все перечисленное. 7.     Дополните: «К классическим способам обработки рук относят: а) способ Спасокукоцкого - Кочергина; б) ...;  в) способ Альфельда; г) способ Бруна. 8.     Ускоренные способы обработки рук - это обработка с помощью: а) спирта; б) йода; в) церигеля.; г) нашатырного спирта; д) гибитана. 9.     Способ Бруна - это обработка рук хирурга: а) первомуром;б) нашатырным спиртом; в) раствором Люголя; г) щавелевой кисло­той; д) спиртом 96%. 10. Для обработки операционного поля по Гроссих–Филончикову используют: а) диоксидин; б) 5% спиртовой раствор; в) 1% спиртовой раствор; г) 5% раствор танина; д) 1% раствор бриллиантового зеле­ного. 11. Дополните: «Порядок обработки операционного поля по Гроссих-Филончикову: а) обработка операционного поля до его отграниче­ния; б) обработка операционного поля перед разрезом; в) ...; г) обработка швов. 12. Для стерилизации шелка используют следующий метод: а) кипячение в сулеме 1:1000 в течение 10 мин.; б) кипячение в воде 20мин.; в) метод Кохера; г) метод Губарева; д) используют раствор Люголя. 13. Капрон можно стерилизовать: а) в спиртовом растворе в течение 48 часов; б) в растворе сулемы 1:1000 в течение 1 часа; в) кипячение в течение 30 мин.; г) обработка эфиром в течение 12 часов; д) обработка в растворе Люголя в течение 24 часов. 14. Дополните: «Порядок стерилизации кетгута по способу Ситковского следующий: а) обезжиривание в эфире в течение 10-24 часов; б) ...; в) нити по­гружают в 2% раствор йодида калия на 1 минуту; г) ...; д) пробку банки заливают парафином». 15. Какие средства могут быть использованы для «мягкой» дезинфек­ции?^ 8. КЛИНИЧЕСКИЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ 1.     В одной операционной в плановом порядке должны оперироватьбольных с пупочной грыжей и хроническим холециститом. В какойпоследовательности их следует оперировать? 2.     Как производится обработка рук хирурга спиртовым растворомхлоргексидина? 3.     Как должна производиться стерилизация зубоврачебного инструмен­тария? 4.     В каких случаях может быть использован метод дезинфекции с использованием ультразвуковых волн? 5.     Можно ли для увеличения пропускной способности автоклавнойувеличить давление, чтобы уменьшить экспозицию? 6.     Можно ли для увеличения пропускной способности автоклавнойуменьшить время охлаждения биксов (мешков с бельем) в камереавтоклава после его отключения? 7.     Стерильный бикс с операционным материалом (салфетки, шарики)был открыт и с соблюдением правил асептики из него взяты 10 салфеток (комплект). Можно ли пользоваться этим биксом наследующий день? 8.     В хирургические отделения больницы в порядке неотложной по­мощи в среднем за сутки поступает 1-2 больных по поводу острых заболеваний органов брюшной полости. Какой тип укладки бикса в операционной рациональней использовать и почему? 9.     Почему не принято стерилизовать в автоклаве хирургический ре­жущий инструментарий (ножницы, скальпели)? 10. Больному проведена экстракция нескольких зубов. Каким образом следует обработать инструменты после этой операции? Какой вид уборки следует провести в операционной?^ 9. ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  САМОПОДГОТОВКИ  К  ЗАНЯТИЮОсновная литература 1. Петров С.В. Общая хирургия / С.В. Петров. - СПб: Питер, 1999, 2001. 2. Гостищев В.К. Общая хирургия. – М.: ГЭОТАР, 2001.Дополнительная литература 3. Ходаков В.В. Асептика и антисептика в хирургии / В.В. Ходаков, Л.П. Ларионов, Ф.Н. Копылов и др. - Екатеринбург: Диамант, 1994. 4.Венцел Р.П. Внутрибольничная инфекция / Р.П. Венцел. - М.: Мед., 1990.^ 3. ТЕМА  ЗАНЯТИЯ:  ДЕСМУРГИЯ.  ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ.  ГИПСОВАЯ  ТЕХНИКА 2. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: ознакомиться с правилами наложения различных видов мягких и гипсовых повязок, показаниями и возможностями транспортной иммобилизации.^ 3. ЗАДАЧИ  ЗАНЯТИЯ:Студент должен иметь представление • О требованиях, предъявляемых к качеству современных перевязочных  материалов.^ Студент должен знать         Классификацию повязок.         Правила наложения мягких и гипсовых повязок.         Показания к транспортной иммобилизации.         Средства транспортной иммобилизации.^ Студент должен уметь         Накладывать различные виды повязок.         Приготовить гипсовый бинт.         Накладывать шины Крамера и Дитерихса. 4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ - 2 академических часа.^ 5. ЗАДАНИЕ  СТУДЕНТАМ 1. Продемонстрировать   технику   наложения   указанной преподавателем бинтовой повязки. 2. Продемонстрировать технику наложения гипсового бинта. 3. Продемонстрировать технику наложения шины Крамера и Дитерихса.^ 6.       МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ  К  ВЫПОЛНЕНИЮСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  НА  ЗАНЯТИИ Студенты должны знать классификацию повязок; знать и уметь продемонстрировать правила наложения основных типовых повязок: циркулярная на голову, возвращающаяся, шапка Гиппократа, Дезо, Вельпо, моно- и бинокулярная повязка,, повязка на ухо, чепец, крестообразная повязка на шее, восьмиобразная повязка на область плечевых суставов, повязка на молочную железу, на обе железы, повязка на грудную клетку типа «портупея», циркулярные повязки на конечности, колосовидные, черепашья, повязка, сходящаяся и расходящаяся, восьмиобразная, «перчатка», повязки на пяточную область и стопу, Т-образная повязка на промежность, также клеевые повязки на лицо, грудную клетку, живот и косыночные повязки на голову, кисть, предплечье, плечо, голень. Студенты должны ориентироваться в показаниях к транспортной иммобилизации, средствах для её осуществления, правилах наложения гипсового бинта, а также уметь накладывать шины Крамера и Дитерихса.^ 7.       ВОПРОСЫ  ТЕСТОВОГО  КОНТРОЛЯ 1. Для транспортной иммобилизации при переломах бедра применяют: а)ватный воротник, б) шину Крамера, в) Гипсовый бинт, г) асептическуюповязку, д) шину Дитерихса. 2. При каком переломе транспортная иммобилизация осуществляется сзахватом трёх суставов: а) предплечье, б) плечо, в) кости голени, г)бедро, д) подвздошной кости. 3.     Какая    шина    является    универсальным    средством    транспортнойиммобилизации: а) шина Крамера, б) шину Дитерихса, в) шина Беллера,г) воротник Шанца, д) шина Еланского. 4.     Различают   следующие   виды   мягких   повязок:   а)   промокающая,   б)фиксирующая, в) гипсовая, г) твердая, д) колостомическая. 5.     Правила наложения бинтовой повязки: а) больной должен обязательнолежать, б) накладывающий повязку становится спиной к больному, в)повязку накладывают от периферии к центру, г) повязку накладывают отцентра к периферии, д) повязку накладывают без учёта её эстетичности. 6.     Повязка Дезо накладывается на: а) голову, б) нижнюю конечность, в)шею, г) молочную железу, д) область плечевого сустава. 7.     Повязка Вельпо накладывается при переломах костей: а) стопы, б) кисти,в) ребер, г) таза, д) головки плечевой кости. 8.     На область коленного сустава чаще всего накладывают повязку:  а)циркулярную,    б)    черепашью,    в)    спиральную,    г)    ползучую,    д)возвращающуюся. 9.     На   голову   накладывают   следующую   повязку:   а)   циркулярная,   б)спиральная, в) повязка Вельпо, г) Дезо, д) чепец. 10. Т-образная повязка накладывается на область: а) волосистой частиголовы, б) голени, в) подбородка, г) промежности, д) грудной клетки. 11. Спиральная повязка на палец начинается с: а) основания пальца, б)ногтевой   фаланги,   в)   области   межфалангового   сустава,   г)   областизапястья, д) тыла кисти. 12. Началом любой мягкой бинтовой повязки является: а) спиральная, б)ползучая, в) крестообразная, г) циркулярная, д) нет правильного ответа. 13. Косыночная повязка используется при: а) переломе костей верхнейконечности, б) травме в области шеи, в) костей голени, г) переломеверхней челюсти, д) воспалении в затылочной области. 14. Колосовидная повязка является разновидностью: а) ползучей повязки,б)   крестообразной,   в)   восьмиобразной,   г)   спиральной,   д)   шапкиГиппократа. 15. Шина Крамера фиксируется с помощью: а) шапки Гиппократа, б) спиральной повязки, в) крестообразной, г) колосовидной, д) косыночной.^ 8. КЛИНИЧЕСКИЕ  СИТУАЦИОННЫЕ  ЗАДАЧИ 1. На  приём  к  хирургу  в  поликлинику  обратился  молодой  человек,подвернувший левую стопу на спортивной тренировке. После осмотравыявлено  растяжение  связок  левого   голеностопного   сустава.   Какаяповязка ему поможет? 2.     На катке упала девочка 10 лет, получив перелом правого предплечья.Какая повязка может быть наложена? 3.     В  экзаменационном  зале  студентка В.  упала в  обморок,  получивушибленную рану лба.  Какая повязка может быть наложена послеобработки раны? 4.     Больной Г., имеющий аллергию на лейкопластырь, прооперирован поповоду  фурункула  нижней  челюсти.  Какая  фиксирующая  бинтоваяповязка может быть наложена? 5.     На лыжных соревнованиях при спуске с крутой горы получил травму пациент К. в виде рваной раны левой паховой области. Какая повязкаможет быть применена? 6.     На уроке по домоводству ученица 6 класса обожгла указательный палецправой кисти. Какая повязка может быть наложена? 7.     Какую повязку Вы предложите для фиксации стерильных салфеток приобширной ране бедра? 8.     Какую повязку нужно наложить пациенту Д. после вправления вывихалевого плеча? 9.     На пляже пациентка А. случайно наступила на гвоздь. Какая повязкаможет быть наложена после обработки раны? 10. В лесу грибник Б. повредил левое колено. Какие виды повязок Выможете предложить?^  9. ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  САМОПОДГОТОВКИ  К  ЗАНЯТИЮ ^ Основная литература 1. Гостищев В.К. Общая хирургия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – С.293-316. 2. Петров С.В. Общая хирургия. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С.136-152.Дополнительная литература 3. Земан М. Техника наложения повязок. – Санкт-Петербург: Питер, 1994.^ 4. ТЕМА  ЗАНЯТИЯ: КУРАЦИЯ  ХИРУРГИЧЕСКОГО  БОЛЬНОГО 2. УЧЕБНАЯ  ЦЕЛЬ  ЗАНЯТИЯ: научиться самостоятельно проводитькурацию хирургического больного с написанием академической историиболезни.^ 3. ЗАДАЧИ  ЗАНЯТИЯСтудент должен иметь представление •        Об истории болезни как медицинском, научном, юридическом документе.Студент должен знать •        Схему истории болезни хирургического больного.Студент должен уметь •        Оформить учебную историю болезни хирургического больного. 4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ – 2 академических часа.^ 5. ЗАДАНИЯ  СТУДЕНТАМ 1. Самостоятельно провести опрос и обследование больного с хирургической патологией. 2. Присутствовать на перевязке курируемого пациента. 3. Уметь   интерпретировать   полученные   клинические   и лабораторно-инструментальные   данные,   обосновать   хирургическую тактику и соответствующее лечение курируемого пациента. 4. Грамотно оформить анализируемые сведения о пациенте и его заболевании в ученической истории болезни. 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ^ Схема  истории болезни I. ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ:   вверху страницы   название учреждения, из которого исходит рукописный научно-исследовательский труд.   В   центре   фамилия,   имя,   отчество   больного,   возраст,   диагноз. Фамилия, имя, отчество и группа куратора, автора истории болезни. Внизу - город и год издания.^ II. ПАСПОРТНЫЕ  ДАННЫЕ  БОЛЬНОГО III.   ЖАЛОБЫ БОЛЬНОГО (на момент поступления) IV.  ИСТОРИЯ     ЗАБОЛЕВАНИЯ:   подробное  изложение  в  хронологическом порядке    возникшего    острого    или    хронического    заболевания    или повреждения.   Указание   места   и   времени   (число,   год,   час,   минуты) заболевания и повреждения. Характерные особенности развития болезни и применявшегося   лечения   до   поступления   в   стационар.    Выявление механизма повреждения и характера оказанной первой помощи. V.    ИСТОРИЯ    ЖИЗНИ:  социальное  положение  семьи,  в  которой  родился больной. Развитие в детском возрасте. Начало трудовой деятельности.Образование.    Материально-бытовые    условия.    Семейное    положение.Вредные привычки. Перенесенные и существующие заболевания, ранения,операции. Аллергии. Для женщин - краткий акушерско-гинекологическийанамнез. Экспертный и эпидемиологический анамнез. VI.  ОБЪЕКТИВНЫЕ   ДАННЫЕ: состояние и положение больного. Сознание. Конституционный тип. Кожные покровы и видимые слизистые. Тургоркожи.   Степень   развития   подкожной   клетчатки.   Лимфатические   узлы(подчелюстные, шейные, подключичные, подмышечные, субпекторальные,кубитальные,   паховые,   бедренные).   Степень   развитости   мышечнойсистемы.  Костно-связочный  аппарат  (функции  позвоночника,  а такжекрупных и мелких сосудов, врожденные и приобретенные дефекты, длина и окружность конечностей). Дыхательная система: дыхательная экскурсия грудной   клетки,   окружность   ее   при   максимальном   вдохе, размеры эпигастрального угла, пальпация ребер, перкуссия, аускультация, границы правого и левого легкого. Сердечно-сосудистая система: граница сердца, перкуссия,   аускультация,   тоны   сердца. Пульс   на лучевых, плечевых, сонных, височных, бедренных, подколенных, задних большеберцовых, а также на артериях тыла стопы. Артериальное давление. Венозная система: варикозное      расширение      вен      нижних     конечностей, геморрой. Пищеварительная система: живот, его конфигурация, участие передней брюшной стенки в акте дыхания, пальпация, перкуссия, аускультация живота. Исследование белой линии живота, пупка и наружных половых колец. Границы печени и селезенки. Мочеполовая система: пальпация почек и мочевого пузыря, симптом Пастернацкого. VII. МЕСТНЫЕ         ПРОЯВЛЕНИЯ         БОЛЕЗНИ:    топографо-анатомическая локализация патологического очага и его исчерпывающая клиническая характеристика (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация).^ VIII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ  ДИАГНОЗ  И  ЕГО  ОБОСНОВАНИЕ IX. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ЛАБОРАТОРНЫЕ  И  ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ  МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ X.    ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА^ XI.     ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ  ДИАГНОЗ XII. ЛЕЧЕНИЕ: консервативное (стол, режим, мед.препараты с указанием дозы и места введения, и др.) и оперативное (показания, метод обезболивания,объем операции, способ завершения вмешательства, послеоперационныеназначения).^ XIII.  ЭПИКРИЗ XIV.  ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА После распределения больных студенты приступают к самостоятельной курации под контролем преподавателя. В конце занятия преподаватель подводит итоги, отвечает на вопросы и задаёт задание к следующему занятию.^ 9. ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  САМОПОДГОТОВКИ К  ЗАНЯТИЮОсновная литература 1. Линденбаум И.С. Методика исследования хирургического больного. – М.:Медгиз, 1950.Дополнительная литература 2. Хегглин Ю. Хирургическое обследование. – М.: Медицина, 1991.^ 5. ТЕМА ЗАНЯТИЯ:  МЕТОДИКА  ОБСЛЕДОВАНИЯХИРУРГИЧЕСКОГО  БОЛЬНОГО 2.  УЧЕБНАЯ  ЦЕЛЬ  ЗАНЯТИЯ: познакомиться с методическими правилами сбора анамнеза, обследования, выявления наиболее часто встречающихся симптомов у хирургических больных и их интерпретацией.^ 3. ЗАДАЧИ  ЗАНЯТИЯСтудент должен иметь представление         О порядке расспроса больного, сборе анамнеза.         О расстройствах сознания (помрачение, ступор, кома).         О разновидностях одышки (экспираторная, инспираторная).         Об анатомическом делении грудной клетки и брюшной стенки линиями.^ Студент должен знать         Симптомы Грефе, Кохера. Триаду Горнера.         Виды патологического дыхания (Куссмауля, Чейн-Стокса, Биота).         Симптом Менделя, Щеткина-Блюмберга. Симптом Ровзинга, Ситковского.         Симптом Кера, Ортнера. Симптом Мейо-Робсона, Воскресенского.         Симптомы плантарной ишемии (Оппеля, Самуэльса, Гольдфляма, Краковского).         Симптомы острого тромбоза вен нижних конечностей (Хоманса, Мозеса) и хронической венозной недостаточно­сти.^ Студент должен уметь         Осматривать хирургического больного.         Проводить пальпацию шеи, живота, конечностей.         Перкутировать грудную клетку, переднюю брюшную стенку.         Проводить аускультацию грудной клетки, живота.         Определять объем движений в суставах.         Измерять относительную и абсолютную длину конечности, а также ее пери­метр. 4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ  ЗАНЯТИЯ - 2 академических часа.^ 5. ЗАДАНИЯ  СТУДЕНТАМ 1. Провести расспрос больного с хирургическим заболеванием.    Результаты записать в тетрадь. 2. Провести физикальное обследование больного. Результаты запи­сать в тетрадь. 3. Проанализировать имеющиеся у больного данные дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования. Результаты записать в тетрадь. 4. Кратко доложить группе студентов историю болезни курируемого больного.^ 6.       МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ  К   ВЫПОЛНЕНИЮСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  НА  ЗАНЯТИИ Во время расспроса больного с хирургическим заболеванием обратитьособое внимание на этиологический фактор, динамику развития заболевания, наличие предрасполагающих факторов. При проведении физикального обследования больного выявить симптомы и объективные признаки, характерные для данного хирургического заболе­вания. При анализе данных дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования необходимо оценить выявленные в них нарушения, характерные для пациентов с хирургическими заболеваниями.^ 7. ВОПРОСЫ  ТЕСТОВОГО  КОНТРОЛЯ: 1.     История болезни хирургического больного отличается: а) более тщатель­но собранным анамнезом, б) описанием локального патологического процесса, в) составлением симптомокомплексов, г) проведением допол­нительного расспроса, д) использованием специальных методов исследо­вания. 2.     Укажите основной симптом сотрясения головного мозга: а) ретроградная амнезия, б) усиление рефлексов, в) учащение пульса, г) расширение зрач­ков, д) глубокое ритмичное дыхание. 3.     Симптомом какого повреждения является истечение ликвора из уха после черепно-мозговой травмы: а) ушиб головного мозга, б) сотрясение головного мозга, в) перелом свода черепа, г) перелом основания черепа, д) внутричерепная гематома. 4.     При исследовании щитовидной железы следует начинать с: а) ультразву­кового сканирования, б) пункции железы, в) осмотра шеи, г) радиоизо­топного сканирования, д) пальпации шеи. 5.     Для узлового зоба при пальпации щитовидной железы характерно: а) равномерное увеличение всей щитовидной железы, б) в ткани железы пальпируются отдельные плотные образования, в) увеличение подчелю­стной слюной железы, г) расширение и напряжение поверхностных вен шеи, д) увеличение лимфоузлов шеи. 6.     Подкожная эмфизема является симптомом: а) сотрясения грудной клетки, б) ушиба грудной клетки, в) разрыва сосудов грудной клетки, г) ушиба сердца, д) закрытого пневмоторакса. 7.     При обследовании живота следует начинать с: а) аускультации живота, б) глубокой пальпации, в) измерения артериального давления, г) поверхностной пальпации, д) рентгеноскопии брюшной полости. 8.     Каким методом определяется наличие жидкости в свободной брюшной полости: а) аускультация, б) пальпация, в) перкуссия, г) суккуссия, д) рентгеноскопия брюшной полости. 9.     Симптомом перитонита является: а) положительный симптом Щеткина-Блюмберга, б) боль в поясничной области, в) локальная боль в животе, г) положительный симптом Ортнера, д) бледность кожных покровов. 10. Инструментальный метод исследования больного с острыми хирургическими заболеваниями живота: а) лапароскопия, б) бронхоскопия, в) медиастиноскопия, г) артроскопия, д) ларингоскопия. 11. Метод исследования больного с повреждением конечности: а) рентгенография в 2-х проекциях, б) рентгенография в 3-х проекциях, в) артериография, г) эхоэнцефалография, д) фонокардиография. 12. При обследовании верхних и нижних конечностей следует начинать с: а) осмотра больной конечности, б) осмотра обеих конечностей, в) измерения температуры тела, г) рентгенографии пораженного участка конечности 2-х проекциях, д) измерения периметра конечности. 13. Симптом Ровзинга - это: а) усиление боли в правой подвздошной области в положении больного на левом боку, б) разница подмышечной и ретальной температур более одного градуса,  в) первоначально боли локализуются в правой подвздошной области, г) усиление   болей в правой подвздошной области при пальпации в левой подвздошной области, д) болезненность при пальпации в области треугольника Пти. 14. Тетраплегия может возникнуть при: а) переломе бедра с повреждениебедренного нерва, б) переломе костей таза с повреждением органов малго таза, в) переломе поясничного отдела позвоночника с повреждением «конского хвоста», г) переломе шейного отдела позвоночника с повреж­дением спинного мозга, д) переломе основания черепа с повреждением головного мозга. 15. Что такое дыхание Биота: а) форма периодического дыхания, характери­зующаяся чередованием равномерных ритмических дыхательных движе­ний и длительных (до полминуты и более) пауз, б) глубокое шумное (слышимое на расстоянии) дыхание, в) дыхание с глубокими вставочны­ми вдохами, г) спокойное ровное дыхание, д) отсутствие дыхательных движений.^ 8. КЛИНИЧЕСКИЕ  СИТУАЦИОННЫЕ  ЗАДАЧИ 1.     Вы обследуете больного, предъявляющего жалобы на сильные приступообразные боли в правом подреберье с иррадиацией в правое надплечье и однократную рвоту желчью. В чем будет заключаться Ваша методика обследования живота? 2.     Бригадой скорой помощи доставлен больной в тяжелом состоянии с жалобами на сильные «кинжальные» боли в эпигастрии. В чем будет заклю­чаться Ваша методика обследования живота? 3.     В приемный покой обратился больной с жалобами на сильные схваткообразные боли по всему животу, тошноту, рвоту застойным содержимым, задержку стула и газов. В чем будет заключаться Ваша методика обследования живота? 4.     В приемный покой доставлен пострадавший в автомобильной катастрофес подозрением на перелом костей таза. Какое обязательное исследованиеприменяется у пострадавших с подозрением на повреждения органов таза? 5.     У больного при осмотре выявлены изменения походки, он передвигаетсяв развалку. О какой патологии идет речь? 6.     С места железнодорожной катастрофы доставлен пострадавший с подозрением на переломы правого бедра и левого плеча. Какие две точки бе­рутся для опреде


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Failure Of Gun Control Laws Essay Research
Реферат Heros Essay Essay Research Paper HEROES ESSAYWhat
Реферат Длинношеее животное. Жирафы
Реферат А. С. Пушкин в Царском селе Экскурсия для учащихся 4-8 классов
Реферат «Актуальные проблемы современного человека: психолого-педагогический аспект»
Реферат Быт и нравы дворян в XIX веке
Реферат Сетевой маркетинг 2
Реферат Значение зеленых насаждений
Реферат Экономическая реформа 1965 г., Косыгинская реформа в сельском хозяйстве 1966-1967 гг.
Реферат Умозрительные и деятельные главы выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия, Преподобный
Реферат Экономическая сущность налога на доходы физических лиц
Реферат Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого
Реферат Безопасность жизнедеятельности в фасонно-литейном цехе
Реферат Экспертиза технического решения и оформление патентных прав на изобретение 2
Реферат Dna Fingerprinting Essay Research Paper DNA FingerprintingDNA