Реферат по предмету "Разное"


2 Организация методики исследования 18 Информационный блок

Оглавление Оглавление 2 Введение 2 Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи 6 1.1. Понятие этнического стереотипа и их виды 6 1.2. Психологические условия формирования и изменения этнических стереотипов 9 Выводы по главе 17 Глава 2. Эмпирические исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи 18 2.1. Организация методики исследования 18Информационный блок. Цель этого блока - знакомство студента с  психологическими знаниями о стереотипах, этносах, национальных особенностях характера и о себе, о межличностном взаимодействии. Задача психолога - подготовить содержание, объём научной информации и степень её сложности. Психолог может или заранее приготовить листы с написанной информацией, или на занятии оформить вместе со студентом  «шпаргалку» по изучаемым вопросам. 22 Заключение 29 Библиография 31 Введение В настоящее время наблюдается изменение социальной структуры общества, кризис общества, кризис в разных сферах общественной деятельности государства». Эти изменения способствуют трансформации форм общения между этносами. В результате общения между личностями проявляются индивидуально-психологические своеобразия представителей той или иной этнической общности, наблюдается взаимный обмен информацией, повышается значение национального сознания, изменяются интересы, возникают взаимные симпатии и антипатии. Сегодня распространены различные стереотипы, в том числе стереотипы этнические. Именно стереотипы в большей мере определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Этнические стереотипы позволяют формировать отношение к той иной группе этносов, к представителям различных этнических общностей. Сегодня во всем мире отмечается значительное увеличение значения этнических процессов в сознании общества. Осознание этнической принадлежности к определенному этническому обществу, поддержание этнического самосознания является актуальным как для отдельных индивидов, так и целых народов. В этой ситуации изучение этнического самосознания, а также изучение этнических стереотипов приобретает исключительную ценность. Стереотипы – это неотъемлемый элемент обыденного сознания. Суть стереотипа состоит в том, что он выражает отношение, установку данной конкретной социальной группы к определенному явлению. Этнические стереотипы представляют собой обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений, образы этнических групп, которые регулируют восприятие ее представителей и планирование взаимодействия с ними. Так как данный вид стереотипов определяет взаимодействие общества того или иного государства. А как известно, большинство населения различных государств является многонациональным, содержащим несколько этносов. Без учета этнических стереотипов и незнание этнических особенностей, могут возникать различные межнациональные конфликты. Учет социально-психологических особенностей развития механизмов функционирования этнических стереотипов среди современной молодежи в настоящее время представляет ценность. Это связано с тем, что учет этнических стереотипов у современной молодежи имеет большое значение для практического решения вопросов регулирования межэтнических отношений и для прогноза их развития как внутри многонационального государства, так и между представителями разных этнических общностей в малых группах. Психологическим особенностям этнических стереотипов современной молодежи посвящены научные труды как отечественных, так и зарубежных исследователей. Теоретические позиции автора реализованы в различных социально-культурных средах, и это позволяет эмпирическим путем подтвердить теорию, проводить действительно научное изучение изучаемого феномена. В русле концепции В.С. Мухиной при нарушениях этнической идентичности личности проводилась психокоррекционная работа в ряде регионов России. Изложенная концепция послужила теоретической и методологической основой для многих исследователей психологической школы В.С. Мухиной. Помимо этнопсихологических исследований на материалах народов многих стран мира, в нашей стране проводились работы следующими авторами: Л.В. Попова (1986); Л.И. Алексеева (1994); А.А. Иванова (1995); Ж.В. Топоркова (1996); З.И. Айгумова (1997); Т.А. Талалуева (1997); С.А. Хазей (1998); З.М. Гаджимурадова (1998); Т.Ц. Дугарова (1999); Е.П. Тимофеева (2000) и др. Кроме того, был выполнен ряд исследований среди детей и подростков коренных малочисленных народов Севера: саамы – А.М. Кушнир (1988); алеуты — К.А. Тимошенко (1996) и др. Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы данного исследования. Цель исследования – изучить психологические особенности этнических стереотипов у современной молодежи. Предмет исследования – стереотипы в обществе. Объект исследования – этнические стереотипы современного молодого поколения. Гипотезой данного исследования является исходное предположение о том, что: Гендерные особенности во многом влияют на этнические стереотипы. Стереотипы современной молодежи касаются этнодифференцирующих признаков личности. Задачи исследования: - рассмотреть понятие «этнический стереотип»; - выявить основные виды этнических стереотипов; - проанализировать психологические условия формирования и изменения этнических стереотипов; - дать анализ имеющему опыту зарубежных и русских исследователей по проблеме изучения этнических стереотипов; - выявить экспериментальным путем психологические особенности этнических стереотипов современной молодежи; - выявить гендерные особенности этнических стереотипов: - разработать рекомендации, направленные на преодоление этнических стереотипов.^ Методологической основой нашего исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, труды психологов по данной проблеме (Гумилев, Кон И. С., Рябова Т. Б. др.), методологические принципы отечественной психологической науки: принцип детерменизма; принцип развития; принцип личностного подхода; принцип системного подхода; принцип единства психики (внутреннего) и предметной деятельности (внешнего). В ходе исследования использовались теоретические методы (конспектирование, цитирование, анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования) и эмпирические методы (анкетирование, моделирование). Эмпирическое изучение проблемы было организовано на базе Российского университета дружбы народов г. Москва.^ Практическая значимость: разработаны рекомендации для учителей и родителей, направленные на предотвращение этнических стереотипов, развитие толерантности. Данное исследование представлено в виде дипломной работы, включающей введение, главу 1 «Теоретические основы исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи», главу 2 «Эмпирические исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи», заключение, список литературы, состоящий из библиографического описания 40 источников и приложения.^ Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи 1.1. Понятие этнического стереотипа и их виды Национальная проблематика - исключительно актуальная в наш бурный век прогресса и социальных потрясений - издавна привлекала внимание мыслителей всех времен и народов. Особая важность этой темы для каждого человека, вероятно, связана с тем, что принадлежность к той или иной нации является универсальной характеристикой, свойственной всем людям без исключения. Вообще, принадлежность к группе, ощущение себя частью "мы" является доминирующим, базовым стремлением человека и уже давно рассматривается в психологии в качестве общего психологического закона. Но формирование чувства причастности к некоему "мы" неразрывно связано, или даже является следствием появления концепции "чужие": "Первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представления о "них". Только ощущение, что есть "они", рождает желание самоопределиться по отношению к "ним", обособиться от "них" в качестве "мы"... Именно противопоставление своей общности другой всегда способствовало фиксации и активному закреплению своих этнических отличий и тем самым - скреплению общности"[8, 45].Вырезано.Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.Впрочем, встречаются и проявления предпочтения чужих групп. Низкостатусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы (стереотипы своей группы) и позитивные гетеростереотипы (стереотипы чужой группы). Тэшфел выделил и две социальные функции стереотипизации: 1) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий; 2) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам. Так, психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем внедрения в массовое сознание негативных стереотипов в отношении побежденных и порабощенных. Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе — явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении. С другой стороны, этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению. Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики. Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость, стабильность, даже ригидность. Хотя стабильность стереотипов не раз подтверждалась в эмпирических исследованиях, она все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться. Вырезано.Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Во-первых, гендерные стереотипы носят эмоционально - оценочный характер. Оценка заложена в любом гендерном стереотипе - женская слабость и мужская отвага, женская чувствительность и мужское самообладание. Следует учитывать, что эта оценка отражает, прежде всего, внутригрупповую   систему   ценностей   и   может   иметь   разные   знаки, Во-вторых, гендерные стереотипы устойчивы и стабильны. По мнению Т.Е. Рябовой, современные представления об особой женской эмоциональности и средневековые воззрения на неспособность женщины контролировать свои чувства выглядят почти идентичными. Однако, как и все этнические стереотипы, гендерные стереотипы подвергаются изменению по мере того, как изменяются социальные представления и нормы. Стереотип мужчины и женщины, если мы говорим о «женщине и мужчине вообще» без какого-либо учета возраста, национальности, социального статуса, за последние сто лет, безусловно, изменился - уже нет однозначных и социально разделяемых представлений о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как о слабом и совершенно беспомощном создании. Такие изменения были обусловлены резко возросшей за этот период ролью женщины на производстве и в обществе[69, 19]. В-третьих, гендерным стереотипам, как и стереотипам этническим, свойственна высокая степень единства представлений. Исследователи признают образы маскулинности и феминности стереотипными, если они разделяются, по крайней мере, тремя четвертью индивидов в определенном этносе. Наконец, гендерные стереотипы нормативны. Поскольку представления о том, какой должен быть настоящий «мужчина», как должна вести себя в той или иной ситуации женщина, и даже как им одеваться, являются социально разделяемым и особенными в разных этносах, реальные мужчины и женщины, представители данного этноса, не могут с этим не считаться.^ 1.2. Психологические условия формирования и изменения этнических стереотипов «Механизмы формирования национального (этнического) стереотипа поведения изучаются несколько столетий» [5, 29]. Принимая те или иные концепции сущности человека, опираясь на достижения тех или иных областей знания, человечество пытается выработать систему рекомендаций, позволяющих контролировать эти механизмы, с тем чтобы снизить потенциальную опасность для своего существования. Но локальные военные конфликты, терроризм, массовый суицид последователей тоталитарных сект, серийные убийцы и т.п. свидетельствуют, что в антропосфере, в теле человечества, на сегодняшний день не все поддается контролю [65]. Можно предположить, что управление человеческим поведением ограничивает естественная мозаичность человечества, которое не монолитно и не может выступать единством во всех случаях жизни, то есть, и сфера человеческого разума – ноосфера, и сфера человеческого материала – антропосфера, имеют свои пределы, несмотря на процессы глобализации экономики и информации. Значит человечество – это этносфера [74, 326], и сосуществование этносов, самосохранение самобытности их, при условии экономического и культурного паритета, и есть залог благополучия всего человечества. На формирование и изменение этнических стереотипов оказывают воздействие множество факторов, в том числе сказываются и психологические условия формирования представлений о конкретном этносе [97]. В механизм формирования стереотипов включены не только схематизация, категоризация и т.п., но и другие когнитивные процессы, к которым можно отнести каузальную атрибуцию, или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой (в частности, этнической) принадлежности [63]. Источником складывания стереотипов считается как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы [10, 152]. Разные социальные группы, реальные (нация) или идеальные (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей. Механизмом формирования стереотипов являются и другие когнитивные процессы, потому что стереотипы выполняют ряд когнитивных функций. К таким когнитивным функциям можно отнести функцию схематизации и упрощения, функцию формирования и хранения групповой идеологии и т.д [10]. По мнению Д. Мацумото, стереотипы основываются на таких психологических процессах, как избирательное внимание, оценка, формирование понятий и категоризация, атрибуция, эмоции и память [53]. В целом можно выделить следующие психологические факторы формирования стереотипов: 1. Оценка. «Оценкой называют процесс, с помощью которого можно определить релевантность стимулов с точки зрения их значения для нашей жизни. Процесс оценки релевантен стереотипам, так как он обеспечивает психологический механизм, с помощью которого можно оказывать активное воздействие на входящие стимулы и обрабатывать их с учетом того, насколько они значимы для конкретного человека» [23, 85]. 2. Память. Памятью называют способность человека припоминать прошлые события, поступки, людей, объекты, ситуации, усвоенные навыки и т.д. Память также имеет отношение к тому, каким образом человек хранит информацию. Вырезано.Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Е.Ю. Клепцова в работе "Психология и педагогика толерантности" предпринимает теоретический анализ в философской и психологической литературы феномена ценности толерантности. Ученый обращается к типологии гуманистических ценностей В.А. Кувакина и П. Куртца. В соответствии с данной типологией толерантность (терпимость) оказывается среди моральных ценностей гуманизма[33]. По мнению современных ученых, толерантность – сложный психологический конструкт, и его развитие начинается с раннего детства. Значение и специфика профессиональной подготовки будущих педагогов заключается в том, что в процессе обучения возможно сформировать именно те компоненты толерантности, которые способствуют организации образовательного пространства в аспекте изучаемой проблемы. Исследования в данном направлении актуальны, поскольку образование, как одна из важнейших сфер человеческой жизни, стремится соответствовать современным тенденциям и предвосхищать востребованность общества в формировании толерантного сознания. Термин «толерантность» был введен философами в XVI – XVII вв. и всегда привлекал внимание ученых и исследователей. Августин, П. Бейль, Н.А. Бердяев, Ф. Бэкон, Т. Гобс, И.А. Ильин, И. Кант, Кастеллио, Дж. Локк, Д. Мильтон, Монтескье, Н. Рерих, Ж. Руссо, В.В. Соловьев, Л.Н. Толстой и др. рассматривают толерантность в своих трудах. Опираясь на результаты теоретико-методологического анализа научной литературы, можно сделать вывод, что проблематика исследований толерантности разнопланова и многообразна. Данный термин используется в математике и логике (Ю.А. Шрейдер, Э. Зиман), биологии и медицине (Р. Бернет, Р. Биллингем, М. Гашек); наиболее интересны подходы к его изучению в философских концепциях[68, 45]. В психологической науке нет однозначного определения толерантности. Ее понимают и как способность выносить стрессовые нагрузки, и как переносимость организмом лекарств, и как установку на либеральное принятие моделей поведения, убеждений, ценностей другого человека. Многие исследователи (С.К. Бондырева, Б.С. Гершунский, И.Б. Гриншпун, Д.В. Колесов, А.В. Коржуев, Д.А. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.У. Солдатова и др.) подчеркивают, что это непросто признание чужой точки зрения, взглядов, а принятие самого человека, его уважение и признание. А.Г. Асмолов выделяет четыре аспекта исследований данного феномена: филогенетический, социогенетический, педагогический и толерантность в индивидуальном развитии каждого человека. Е.В. Швачко рассматривает ценностную значимость толерантности как универсального механизма формирования человеческих взаимоотношений[94, 17]. Толерантность в системе представлений человека о самом себе, соотнесение Я-образа и образа другого исследуется в работах А.В. Петровского и Р. Бернса"[11]. Как комплексное личностное качество, которое подлежит целенаправленному формированию в ходе процессов обучения, воспитания и самовоспитания, изучает толерантность П.Ф. Комогоров[35]. Предлагая в качестве основания отсутствие негативной реакции человека, С.К. Бондарева и Д.В. Колесов[13] выделяют естественную толерантность, проблемную, вынужденную, толерантность выгоды, умысла и толерантность воспитанности. Феномен толерантности на современном этапе развития общества стал предметом широкого круга научных исследований и приобрел междисциплинарный и межкультурный характер. Особый интерес толерантность вызывает как некий регуляторный механизм взаимоотношений в социуме, что объясняется преобразованиями в политической, экономической, культурной жизни России, которые в свою очередь обусловили возникновение относительно новых социально-психологических, нравственно-правовых, национально-религиозных условий деятельности общества и межличностных отношений в нем[19, 51].Вырезано.Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Тема содержания и особенностей реализации этнических стереотипов мало изучена в исследованиях отечественных ученых. До настоящего времени пока нет исследований, которые были бы специально посвящены роли национальных стереотипов в развитии межнационального конфликта, а также взаимодействию их компонентов в условиях постоянно изменяющейся социально-политической ситуации в стране [15]. «Также практически не исследованными остаются возможности использования позитивных национальных стереотипов как средства регулирования межнациональных отношений. Отсутствуют и исследования, которые позволяют прогнозировать эффективность совместной деятельности представителей разной этнической принадлежности» [79, 76]. На анализе имеющихся исследований по проблеме этнических стереотипов в отечественной науке можно сделать следующие выводы. Стереотипы являются чувственно окрашенными образами, которые соединяют в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений индивидов. Необходимо отметить, что как психологический феномен стереотип обладает рядом качеств: в статическом плане – целостностью, оценочностью, ценностной окраской, наличием доли ошибочной информации; в динамическом плане – устойчивостью, ригидностью, консерватизмом, низкой пластичностью в отношении новой информации; в структурном плане – сочетанием эмоционального, волевого и рационального элементов. Этнический стереотип, являясь одной из форм социального стереотипа, обладает всеми свойствами последнего и отличается лишь содержательно [63]. В отечественной психологии до конца 50-х годов термин «стереотип» вообще не использовался. Хотя изучалась проблема анализа поведенческих шаблонов человека [80]. Наиболее всесторонне это было рассмотрено в научных трудах П.А. Сорокина[74]. Не вводя в обращение термин «стереотип», он описал процесс их функционирования в социокультурной группе. «Ряд процессов и форм поведения заранее зафиксирован в том или ином виде и выполняется большинством членов группы» [46, 13]. После научных трудов П.А. Сорокина проблеме устойчивых форм поведения долгое время не уделялось никакого внимания. И только в конце 50-х – начале 60-х годов в отечественных исследованиях появилась батарея научных трудов, в которых рассматривались проблемы стереотипизации и стереотипов. Тогда же впервые в отечественной науке были предприняты попытки дать определение понятию «стереотип». В.А. Ядов под стереотипом понимал «чувственно окрашенные социальные образы» [70]. И.С. Кон дает следующее определение термина «стереотип» – это «предвзятое, т.е. не основанное на свежей непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий, мнение о свойствах людей и явлений» [37, 188]. В советской научной литературе исследованию проблемы стереотипов посвящаны труды таких отечественных исследователей, как Шихирева П.Н., Шерковина Ю.Л., Гаджиева К.С., Кона И.С., Ядова В.А., Зака Л.А., Кондратенко Г.М и многих других. Исследования указанных ученых характеризует классовый подход к проблеме исследования стереотипов, в их работах наиболее часто встречается определение стереотипа как «образа» или «набора качеств», как достаточно примитивного или эмоционально окрашенного представления о действительности, неадекватно отражающего объективные процессы [30]. Но в настоящее время большая часть российских ученых (вслед за западными) стали более осторожно подходить к феномену стереотипа, считая последний преимущественно комплексным образованием и оценивая содержание его не только с негативной стороны (Агеев В.С., Васильева Т.В., Малышева И.В., Коробов В.К., Стефаненко Т.Г., Сорокин Ю.А., Янчук В.А. и др.).Вырезано.Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Анализ литературных источников, посвященных этнической идентичности, показал, что в настоящее время данный научный термин наполняется разнообразным содержанием. Таким образом, необходимо сказать, что в зарубежной науки существует большее количество исследований, посвященных проблеме этнических стереотипов. Разработаны различные методики по выявлению данных стереотипов. В отечественной науке данному вопросу уделялось меньшее внимание и потому в российской практике накопился небольшой опыт работы по данному направлению. ^ Выводы по главе Таким образом, современное общество не существует без стереотипов, сформировавшихся в самых разнообразных сферах общественной жизни. Наиболее значительным стереотипом, которому оказывают значительное внимание в настоящее время, становится этнический или национальный стереотип. Это связано тем, что в настоящее время нарастает количество межнациональных конфликтов, что связано также с теми устоявшими представлениями в конкретном обществе о том или ином этносе. В данном контексте необходимо уделять вниманию формирования этнических стереотипов среди молодежи, так как молодое поколение – это будущее любой страны. И от того, какие стереотипы будут сформированы у молодежи, будут зависеть их дальнейшие взгляды на другие народы, а также характер их взаимодействий с представителями того или иного этноса. ^ Глава 2. Эмпирические исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи 2.1. Организация методики исследования Исследовательская работа проводилась в естественных условиях и имела целью выявление наличия этнических стереотипов у современной молодежи, а также гендерных особенностей данных стереотипов. В задачи исследования входило: - рассмотреть понятие «этнический стереотип»; - выявить основные виды этнических стереотипов; - проанализировать психологические условия формирования и изменения этнических стереотипов; - дать анализ имеющему опыту зарубежных и русских исследователей по проблеме изучения этнических стереотипов; - выявить экспериментальным путем психологические особенности этнических стереотипов современной молодежи; - выявить гендерные особенности этнических стереотипов: - разработать рекомендации, направленные на преодоление этнических стереотипов. Предмет исследования – стереотипы в обществе. Объект исследования – этнические стереотипы современного молодого поколения. Всего в исследовательской работе приняло участие 40 студентов, которые в ходе экспериментальной работы были разделены на две группы. ^ Исходная гипотеза состояла из следующего предположения: Гендерные особенности во многом влияют на этнические стереотипы. Стереотипы современной молодежи касаются этнодифференцирующих признаков личности. Прежде чем провести наше исследование мы разделили испытуемых на две группы по гомогенному признаку: группу юношей и группу девушек. Исследование было организовано на базе Российского университета дружбы народов г. Москва. В исследовании приняло участие 40 студентов в возрасте 17-21 год. Из них 20 девушек и 20 молодых людей. Респонденты являются представителями немецкого и русского этносов, при этом соотношение их равное: 20 – русских, 20 представителей немецкого этноса. Для того чтобы определить точность и глубину поставленной проблемы мы применили следующие методы исследования: наблюдение, беседы, анкеты.Вырезано.Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Данные рекомендации включают: 1. Разработка этических нормативов для конкретной молодежной группы, приемлемых во всем мире. 2. Учет этических вопросов при разработке стратегии. 3. Уход с сомнительного рынка при возникновении неразрешимых этических проблем. 4. Составление периодических отчетов о воздействии на этику. 5. При разработке этических нормативов молодежной группы необходимо учитывать традиции и культуру регионов. Немаловажна роль и значение психолога в учреждениях с многонациональной структурой, как, например, Российский университет дружбы народов г. Москва. Психолог в многонациональном учреждении является этнопсихологом. Главным в сложившейся ситуации становится создание социально-психологических условий для психокоррекции и формирования этнической идентичности в процессе образования. Психолог, осуществляя приемы психологического сопровождения, оказывает психологическую помощь в конструировании этнопедагогической среды. Он участвует в психологическом обеспечении процессов внедрения учебных предметов этнокультурного цикла; в создании учебно-промысловых угодий. Так же психолог должен особое внимание уделять повышению этнопедагогической культуры педагогов, их профессионального совершенствования знаний в области этнопсихологии и этнопедагогики. Психолог через условия практической, творческой и коррекционной работы с молодым поколением способствует присвоению ими ценностного отношения к своему этносу, традициям, обычаям. Также мы считаем, что человек часто не осознает что невольно проявляет негативное отношение к представителям других национальностей. В связи с этим мы предлагаем внедрить в практику воспитательной системы Российского университета дружбы народов г. Москва такую форму работы как тренинг рефлексии. Основные принципы реализации тренинга: • Принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления и взаимодействия со студентами); • Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности каждого студента); • Принцип создания взаимного доверия и уважения, сотрудничества со студентами; • Принцип саморазвития (создание условий для появления у всех участников тренинга установки на осознание ценности и значимости совместных усилий по развитию семьи); Ресурсы, необходимые для организации тренинга: 1.Обеспечение организационных условий 2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации тренинга) 3. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач) 4. Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации тренинга, различных методических памяток и рекомендаций). При рассмотрении вопросов развития человека мы основываемся на концепциях антропологической  психологии и развивающего образования, в которых данное понятие представлено как одновременно и естественный (спонтанный), и искусственный (регулируемый) процесс. Развитие может: 1.осуществляться как созревание и рост, как чередование ступеней, периодов, стадий процесса, протекающих по сущности природы; 2. рассматриваться  как искусственная, конструируемая деятельность социума (т.е. упорядоченная совокупность способов и средств развития); 3.представлять собой процесс саморазвития – процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности. Саморазвитие понимается нами  и как потребность в самосовершенствовании, самодвижении, в построении себя как личности, и как центральное звено в системе развивающего образования. Вырезано.Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке. Информационный блок. Цель этого блока - знакомство студента с  психологическими знаниями о стереотипах, этносах, национальных особенностях характера и о себе, о межличностном взаимодействии. Задача психолога - подготовить содержание, объём научной информации и степень её сложности. Психолог может или заранее приготовить листы с написанной информацией, или на занятии оформить вместе со студентом  «шпаргалку» по изучаемым вопросам. Диагностический блок. Цель - изучение и познание студентом своих возможностей совместно с психологом. Особенность этого блока от обычной диагностики в том, что ход и результаты диагностики достаточно открыты для студента. В данном случае психолог подбирает методики, которые были бы понятны самому студенту, были бы быстры и просты в исполнении, легки в подсчетах и доступны в анализе результатов. Рабочий блок. Цель этого блока - способствовать развитию у студента самостоятельной работы над собой. Задача психолога - продумать и предложить такое «домашнее задание», которое стимулировало  бы его  к самопознанию и саморазвитию. Упражнения не должны отнимать много времени на их выполнение и оформление в дневнике. На первых этапах такие задания могут носить творческий, эмоциональный характер; в дальнейшем  можно вводить задания, требующие волевых усилий и самоконтроля. Рефлексивный и проектировочный блоки как завершают в целом работу со студентом, так и имеют место  на этапе решения  одной из поставленных задач. Рефлексивный блок. Цель  этого блока - осознание студентом  произошедших в нем изменений, оценка этих изменений,  принятие (или нет) новых способов решения поставленных перед ним задач, осознание изменений в окружающем его мире. Задача психолога – предъявление студенту фактов изменения (или не изменения) в нем самом и вокруг него, помощь в вербализации изменений, фиксации нового опыта. Психолог должен избегать таких вопросов, на которые студент может ответить только «да» или «нет». Психолог вместе со студентом, просматривая всю папку, делают акцент на поставленных в начале  задачах, отмечают наиболее яркие моменты, трудности. Психолог помогает в формулировании  «Я – высказывания», не предлагая своего представления об изменениях студента. На этапе рефлексии необходимо оформить лист достижений красочно, необычно и ярко. Проектировочный блок. Цель - постановка  студентом новых задач развития. Задача психолога состоит в том, чтобы, с одной стороны, помочь студенту взглянуть в будущее и самоопределиться в направлении своего развития.  С другой, - показать, каким способом студент достиг поставленной задачи, продемонстрировать этапы в достижении цели, такие как - ^ ЦЕЛЬ – ЗАДАЧА - РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ – РЕФЛЕКСИЯ - НОВАЯ ЦЕЛЬ. При проектировании нужно избегать формального подхода к постановке новых целей, не подгонять студента, если он не готов осознать новую задачу,  дать время на латентный (скрытый) период в формировании нового этапа развития.2. Бланки Бланки имеют различную форму и содержание, в зависимости от тех  целей и задач, которые ставит психолог на занятии. В основу бланка могут быть положены следующие приёмы: Ø      Метод неоконченного предложения. Ø      Опросник. Ø      Таблица. Бланки могут быть использованы психологом, во-первых, для акцентирования  конкретных  задач, вопросов, качеств, способностей или состояний; во-вторых, для  фиксации актуального уровня развития студента. Обязательным условием заполнения бланков является указание временных параметров. Рассмотрим ряд конкретных примеров. «Письмо самому себе» (основной приём – метод неоконченных предложений). Студенты заполняют бланк, составленный в виде письма, адресованного самому себе. Текст письма составляет сам психолог, подбирая такие предложения, которые будут  работать на  решение определенной задачи развития данной группы студентов. Заполненные бланки запечатываются в конверты, которые собирает психолог. Студентам объявляется время получения письма (в конце месяца, года, в начале следующего года и т.п.). В назначенное время студенты получают письма. Обсуждение изменений, произошедших с ними за данный период, может стать основой  для занятия. Примером письма может выступать следу


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.