Содержание Введение 31. Краткая характеристика и организационная структура предприятия 42. Анализ системы налогообложения имущества предприятия 83. Порядок исчисления и взимания налога на имущество 12Приложения 21 Введение Целью прохождения преддипломной практики явилось закрепление в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, а также сбор информации для диплома. Задачи преддипломной практики: представить краткую характеристику предприятия; провести анализ системы налогообложения имущества предприятия; рассмотреть порядок исчисления и взимания налога на имущество. Преддипломная практика проходила в филиале ОАО «Мосэнерго» - Специальное конструкторско–технологическое бюро по высоковольтной и криогенной технике (СКТБ ВКТ). Адрес филиала: 115432, г. Москва, 2-й Кожуховский пр., д. 29, кор. 2.^ 1. Краткая характеристика и организационная структура предприятия Открытое акционерное общество «Мосэнерго» учреждено в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 г. №922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества», от 15 августа 1992 г. №923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации», от 05 ноября 1992 г. №1334 «О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества». Учредителем Общества является комитет по управлению имуществом Москвы. Общество является правопреемником Государственного предприятия – ордена Ленина и ордена Отечественной войны 1 степени Московского производственного объединения энергетики и электрификации «Мосэнерго» (МПО ЭиЭ «Мосэнерго»). Место нахождения Общества: г. Москва, Раушская набережная, д. 8. Общество создано без ограничения срока деятельности. ОАО «Мосэнерго» - одна из крупнейших региональных энергокомпаний Российской Федерации. Энергетическая система компании является технологически неотъемлемой частью Единой энергетической системы России. Основной вид деятельности ОАО «Мосэнерго» - производство электрической и тепловой энергии. Миссия ОАО «Мосэнерго» заключается в обеспечении потребителей энергией, произведенной с применением ресурсосберегающих передовых технологий на современном оборудовании, отвечающем самым высоким экологическим стандартам. ОАО «Мосэнерго» видит свою цель в достижении максимальной экономической эффективности, прибыльности, инвестиционной привлекательности и интегрированности в мировую экономику. ОАО «Мосэнерго» входит в число российских компаний, акции которых наиболее ликвидны на российском фондовом рынке. Даже после разделения активов энергокомпания по своим производственным и финансовым показателям по-прежнему остается одним из лидеров в российской энергетике. При этом, по оценкам аналитиков ведущих инвестиционных и финансовых компаний, ОАО «Мосэнерго» имеет серьезный потенциал для дальнейшего укрепления своих позиций. В настоящее время ОАО «Мосэнерго» является одним из самых привлекательных объектов для краткосрочных и долгосрочных инвестиций. В связи с этим одной из приоритетных задач, стоящих перед руководством компании на сегодняшний момент, является работа с акционерами и инвесторами. ОАО «Мосэнерго» - информационно открытая и прозрачная компания, руководствующаяся в своей деятельности принципами корпоративного управления, принятыми в цивилизованном бизнесе. В решении стратегических задач, стоящих сегодня перед развивающейся энергетической отраслью России, ОАО «Мосэнерго» постоянно работает над вопросами обновления технической базы. Компания постепенно совершенствует производство тепла и электроэнергии, переходя к использованию экологически чистых методов. Этим актуальным вопросам, а также тарифной политике и внедрению энергосберегающих технологий в энергокомпании уделяется пристальное внимание. ОАО «Мосэнерго» - это уникальный коллектив высокопрофессиональных специалистов, в круглосуточном режиме обеспечивающих теплом и светом жителей Москвы и Московской области. Их знания и опыт, высочайший уровень ответственности, умение работать в экстремальных условиях – все это позволяет каждый день воплощать в жизнь лозунг московской энергокомпании: «К теплу, свету и чистому воздуху!». Стремясь к максимальной открытости и информационной прозрачности своего бизнеса, ОАО «Мосэнерго» строго придерживается в своей деятельности основных принципов корпоративной политики, принятых в цивилизованном бизнесе. ОАО «Мосэнерго» соблюдает права и защищает интересы акционеров, дорожит своей репутацией, неуклонно следует этическим нормам и правилам честного ведения бизнеса. В своей деятельности ОАО «Мосэнерго» руководствуется не только экономическими факторами, но и соображениями социальной ответственности: обеспечивая Москву и Московскую область теплом и светом, компания регулярно реализует благотворительные программы, оказывая поддержку культуре, спорту, образованию. ОАО «Мосэнерго» дорожит своими сотрудниками и создает условия, при которых каждый работающий в компании может полностью реализовать свои способности. В 2005 году в жизни московской энергосистемы начался новый этап. В соответствии с планом реформирования электроэнергетики, из ОАО «Мосэнерго» выделены 13 компаний по видам деятельности: сетевые, ремонтные, сбытовые и т.д. ОАО «Мосэнерго» объединило генерирующие активы, за исключением 4 электростанций – ГРЭС-4, ГРЭС-5, ГРЭС-24 и Загорской ГАЭС. Тем не менее, ОАО «Мосэнерго» остается одной из самых крупных энергокомпаний России – на ее долю приходится около 6% тепловой и 8% электроэнергии, вырабатываемой в стране. По масштабам деятельности ОАО «Мосэнерго» по-прежнему относится к крупнейшим производителям энергии и на мировом уровне. От работы компании зависит свет и тепло в домах 15 млн россиян - жителей Московского региона. Основные финансово - экономические показатели ОАО «Мосэнерго» представлены в таблице 1.Таблица 1 Основные финансово - экономические показатели ОАО «Мосэнерго» 2004 2005 Выручка от продажи продукции, млн руб. 89 341,0 71 010,1 Прибыль от продажи продукции, млн руб. 13 599,5 7 834,1 Чистая прибыль, млн руб. 2 207,7 2 081,9 Итог баланса, млн руб. 132 047,3 54 526,9 Собственный капитал, млн руб. 105 979,9 38 618,4 Начисленные дивиденды, млн руб. 624,3 454,0 Рентабельность продаж, % 15,2 11,0 Чистая прибыль на акцию, руб. 0,078 0,074 Ниже представлена организационная структура ОАО «Мосэнерго». Рис.1. Организационная структура ОАО «Мосэнерго»^ 2. Анализ системы налогообложения имущества предприятия Налоговый учет в Обществе осуществляется сервисным подразделением «Бухгалтерия», возглавляемым главным бухгалтером. Налоговый учет в филиалах, выделенных на отдельный баланс, осуществляется функциональными группами. Руководство функциональными группами осуществляется заместителями главного бухгалтера. Филиалы Общества не являются налогоплательщиками. Обязанность по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов выполняет Общество. Рассмотрим структуру налоговых платежей предприятия. Таблица 2 Структура налоговых платежей Налог Сумма, тыс.руб. Доля в общей сумме налогов, % НДС 75000 13 НДФЛ 50168 9 ЕСН 107916 19 Налог на прибыль 230200 41 Налог на имущество 104500 18 Итого 567784 100 Рис.2. Структура налоговых платежей Таким образом, основная налоговая нагрузка приходится на налог на прибыль – 41 %, на втором месте ЕСН (19 %) и налог на имущество (18 %) и т.д. Рассмотрим порядок исчисления налога на имущество. Статьей 380 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Как отмечалось выше, при определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. При этом, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется так. Сначала складывают величину остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и на 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом. Полученный результат делят на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. В общем случае, когда организация действует и имеет налогооблагаемое имущество с начала года, формулы расчета налогооблагаемой базы (среднегодовая стоимость имущества - СГСИ) могут быть представлены следующим образом. За I квартал: 1/4 х (С1 + С2 + С3 + С4). За полугодие: 1/7 х (С1 + С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + С7). За 9 месяцев: 1/10 х (С1 + С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + С7 + С8 + С9 + С10). За год: 1/13 х (С1 + С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + С7 + С8 + С9 + С10 + С11 + С12 + С13), где С - остаточная стоимость имущества, облагаемого налогом, по состоянию на 1-е число каждого календарного месяца отчетного периода. Рассмотрим порядок расчета налога на имущество на следующем примере (табл.3) Таблица 3 Остаточная стоимость основных средств, тыс.руб. Месяц Остаточная стоимость основных средств 1 5000,0 2 4958,3 3 4916,7 4 4875,0 5 4833,3 6 4791,7 7 4750,0 8 4708,3 9 4666,7 10 4625,0 11 4583,3 12 4541,7 13 4500,0 В результате среднегодовая стоимость имущества, подлежащая налогообложению, составила. За I квартал: 1/4 х (5000 + 4958,3 + 4916,7 + 4875) = 4937,5 тыс. руб. За полугодие: 1/7 х (5000 + 4958,3 + 4916,7 + 4875 + 4833,3 + 4791,7 + 4750 ) = 4875 тыс.руб. За 9 месяцев: 1/10 х (5000 + 4958,3 + 4916,7 + 4875 + 4833,3 + 4791,7 + 4750 + 4708,3 + 4666,7 + 4625) = 4812,5 тыс.руб. За 2004 г.: 1/13 х (5000 + 4958,3 + 4916,7 + 4875 + 4833,3 + 4791,7 + 4750 + 4708,3 + 4666,7 + 4625 + 4583,3 + 4541,7 + 4500) = 4750 тыс.руб. Таблица 4 Расчет налога на имущество N п/п Показатели I квартал Полугодие 9 месяцев Год 1 Среднегодовая стоимость имущества за отчетный период, тыс.руб. 4937,5 4875,0 4812,5 4750,0 2 Установленная ставканалога на имущество, % 2,2 2,2 2,2 2,2 3 Сумма налога за отчетный период, руб. 27156 53625 79406 104500 Таким образом, предприятие должно будет уплатить в бюджет авансовые платежи по налогу на имущество организаций: - за I квартал в размере 27156 руб.; - за полугодие в размере 26469 руб. (5365 – 27156); - за 9 месяцев в размере 25781 руб. (79406 – 53625); - за год в размере 25094 руб. (104500 – 79406).^ 3. Порядок исчисления и взимания налога на имущество Рассмотрим порядок исчисления и взимания данного налога в соответствии с Налоговым кодексом РФ, гл.30.Налогоплательщиками налога признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.^ Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности. Не признаются объектами налогообложения: 1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); 2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.^ Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации. Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.^ Порядок определения налоговой базы Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. В случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. Налоговая база в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) определяется исходя из остаточной стоимости признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также исходя из остаточной стоимости иного признаваемого объектом налогообложения имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе простого товарищества участником договора простого товарищества, ведущим общие дела. Каждый участник договора простого товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении признаваемого объектом налогообложения имущества, переданного им в совместную деятельность. В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками договора простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело. Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано для целей налогообложения сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику - участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей. При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения налоговой базы. Имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.^ Налоговым периодом признается календарный год.Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.^ Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.^ Налоговые льготы Освобождаются от налогообложения: 1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций; 2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности; 3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг); учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям; 4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями; 5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке; 9) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов; 10) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; 11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации; 12) организации - в отношении космических объектов; 13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий; 14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций; 15) имущество государственных научных центров; 17) организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет; 18) организации - в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.^ Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.^ Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога. В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации.^ Налоговая декларация Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу. В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации). Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Приложения