Реферат по предмету "Экология"


"Туристические" потенциал и продукт национальных парков

«Туристические»потенциал и продукт национальных парков
Выявление и оценка туристского потенциала и доступныхтуристских ресурсов национальных парков — это одна из важнейших задач дляорганизаторов их туристской деятельности. Для того, чтобы решать эту задачукорректно и профессионально необходимо достаточно четко различать содержаниеэтих понятий, владеть методами оценки потенциала и принципами формированияэколого-туристского продукта.2.1. Потенциал и ресурсы
Словосочетания, в которых “потенциал” используется кактерминообразующее слово (“рекреационный потенциал”, “разность туристскихпотенциалов” и др.), стали достаточно часто употребляться и в популярной, и вспециальной туристской литературе. Однако выяснить конкретное содержание,которым различные авторы нагружают термин “потенциал”, нередко оказываетсявесьма сложно, поскольку широкоизвестных, общепринятых профессиональныхтрактовок этого термина применительно к туристике не существует и используютего чаще всего как термин общеупотребительный, очевидный. Вместе с темсодержание этого термина далеко не элементарно и в туристике должно бытьограничено более или менее отчетливыми рамками.
В общих толковых, а также в энциклопедических словарях термином“потенциал” (от латинского potentia — сила) обозначаются “возможности,средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либозадачи” (Советский энциклопедический словарь, 1989, стр.1058). Это достаточноемкое и вместе с тем универсальное определение, безусловно, может быть принятоза основу и в туристике. Необходимо только наполнять его конкретным содержаниемв зависимости от:
·    объекта, потенциал которого характеризуется,
·    задачи, для решения которой можетбыть использован этот потенциал.
Сферу использования потенциала или задачу, для решения которой он будетиспользоваться, целесообразно обозначать через соответствующее прилагательное(например, рекреационный или туристский потенциал), а объект через соответствующеедополнение (например, потенциал Подмосковья).
Определение рекреационного потенциала, а точнее “рекреационногопотенциала ландшафта” дано в толковом словаре по охране ландшафтов. Определениегласит: “Рекреационный потенциал ландшафта — совокупность природных икультурных условий, оказывающих положительное влияние на человеческий организми обеспечивающих путем сочетания физических и психических фактороввосстановление работоспособности человека” (Охрана ландшафтов, 1982, стр.164).
Одним из весьма существенных в этом определении служит словосовокупность. Именно поэтому термин “потенциал”, при всей его близости термину“ресурс”, отличается от последнего тем, что хотя и применяется в формеединственного числа, но всегда подразумевает совокупность характеристик,предметов, явлений.
Еще одно отличие потенциала от ресурса состоит в том, что потенциалдостаточно четко связан с конкретной задачей, для решения которой онопределяется, в то время как ресурс хотя и рассматривается в контексте своегоназначения, но его связь с конкретным пользователем не столь определенна. Так,например, водный ресурс или водные ресурсы территории могут использоваться итуристами, и промышленностью, и сельским хозяйством. То же самое относится и клесным ресурсам. Если же мы говорим о туристском потенциале территории иоцениваем при этом его водный компонент, то сразу подразумеваем именно тесвойства водоема или реки, которые существенны для их туристскогоиспользования.
Наконец, описание потенциала какого-либо объекта, как правило,предполагает и оценку этого потенциала в сравнении с потенциалом другогообъекта.
Итак, туристским потенциалом какого-либо объекта (или территории)именуется совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных ирукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодныхдля формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров,экскурсий, программ.
Таким образом, понятие “туристский потенциал” по отношению к понятию“туристский ресурс” выступает как более широкое, в некотором смысле каксобирательное.
Разумеется, несмотря на показанные различия, оба эти понятия можноупотреблять с достаточной степенью свободы, поскольку контекст все же частопозволяет понять какое в них вкладывается содержание. Однако далее оба этипонятия будут употребляться не как синонимы, а именно так, как они определенывыше. 2.2. Оценка потенциала
Прежде, чем кратко описать схему оценки туристского потенциала парков исравнения потенциалов различных объектов, необходимо определить из какихосновных компонентов складывается этот потенциал. Все множество этихкомпонентов целесообразно разделить на две основные группы:
·    природные и культурные ландшафты и их компоненты;
·    средства и условия осуществлениятуров (программ, экскурсий).
К группе “Природные и культурные ландшафты и их компоненты” следуетотносить:
·    собственно территории и акватории парков, а также памятникиприроды, ботанические и зоологические сады, океанариумы и тому подобные объектыв окрестностях парков;
·    в эту же группу включаютсяестественноисторические (особенно краеведческие) музеи и т.п., а также объекты,интересные и поучительные для демонстрации экологических принциповприродопользования, например экотехнологичные хозяйства и предприятия, угодьяаборигенных (традиционных) обществ и объекты культурного наследия;
·    сами культурные ландшафты с ихэстетическими достоинствами, территории с особой культурно-историческойценностью ( например, левитановские или поленовские пейзажи, усадебно-парковыекомплексы и образцы ландшафтной архитектуры и т.п.), безусловно, должны бытьвключены в эту же группу.
В группу “Средства и условия” очевидным образом включаются:
·    экотехнологичные виды транспорта (поезда и автобусы, а неавтомобили; велосипеды, а не мотоциклы и т.п. ), а также экотехнологичныеобъекты размещения туристов, и экотехнологичное туристское снаряжение;
·    экологически чистые ипреимущественно местные продукты питания;
·    и что особенно важно,квалифицированные гиды-экологи, а также дидактические и вообще информационныематериалы;
·    экологическая благоприятностьместности, в том числе в аспектах загрязнения, санитарно-эпидемиологическойобстановки, риска стихийных бедствий;
·    пригодность (соответствие)территории для целей тура (ботанического, зоологического, спелеологического,фитотерапевтического и т.д.) и ее доступность;
·    допустимые рекреационные нагрузки,объемы использования водных, энергетических и иных ресурсов, сроки посещения иформы контактов с объектами наблюдений.
Таков далеко не исчерпывающий, но ориентирующий перечень важнейшихкомпонентов туристского потенциала, совокупность которых необходимоохарактеризовать в целях его выявления и оценки. Здесь необходимо подчеркнуть,что речь идет не о туристском потенциале вообще, а о потенциале природно- иэкологически ориентированного туризма, хотя принципиальных методическихразличий в оценке того и другого потенциалов нет — различия между нимисодержательные.
Анализу, оценке, бонитировке рекреационных территорий и ресурсовпосвящена обширная литература. Разработаны многочисленные методы оценкирекреационных ресурсов (их обзор дан, например, в монографии “Географиярекреационных систем СССР”, 1980). Отчасти эти методы пригодны и для оценкитуристского потенциала территории, что подтверждается, в частности, опытомработ коллектива географов МГУ в нескольких регионах России (Евсеев и др.,1996; Шабалина, 1997) и специалистов Российской международной академии туризма.
Оценка рекреационных ресурсов всегда осуществляется в несколькихаспектах или по нескольким блокам параметров. Эти параметры различны (испециально подбираются) для основных видов рекреационной деятельности. Обычноресурсы рекомендуется оценивать в аспектах функциональном, гигиеническом,эстетическом, технико-экономическом и природоохранном. Эти же аспекты можноиметь в виду, оценивая и туристский потенциал территории.
Очевидно, оценки в каждом из названных аспектов могут и должныосновываться на различающихся принципах и критериях, наиболее адекватныхкаждому конкретному аспекту оценивания. Однако эколого-туристский потенциалцелесообразно оценивать раздельно, прежде всего по основным группамперечисленных выше компонентов или слагаемых потенциала, подбирая для каждойгруппы различные способы и критерии, а также выбирая тот или иной из вышеназванныхпяти аспектов оценки.
Так, критериями оценки для элементов природных и культурных ландшафтови для самих этих ландшафтов в первую очередь должны служить их происхождение иистория, уникальность, сохранность (нарушенность), аттрактивность и различныехарактеристики разнообразия, включая видовое богатство флоры и фауны.
Для подгруппы “Средства” весьма подходящими критериями являютсяпоказатели экотехнологичности этих средств — такие как расход топлива (энергии)и эмиссия вредных веществ (в тонно-километрах, на одного пассажира и т.п.),уровень шума и вообще гигиенические нормы безопасности, рассчитанные как поотношению к людям, так и биотическим компонентам ландшафтов в целом.
Подгруппу “Условия” следует оценивать, опираясь в первую очередь тожена существующие нормативы — экологические и иные нормы безопасности, допустимыерекреационные нагрузки и нормы неистощительного ресурсопользования.
Многие, но далеко не все компоненты потенциала удается оценитьколичественно. Поэтому для получения итоговой, суммарной оценки целесообразнопереводить все количественные оценки в качественные. Обычные градациикачественной шкалы таковы: “очень низкий, низкий, средний, высокий, оченьвысокий”. Качественная шкала может содержать и дополнительные градации, например“весьма низкий” и “весьма высокий”. Применять еще более детальные шкалы невсегда разумно, поскольку в таких случаях повышение точности оценок зачастуюоказывается мнимым. Превращать количественные шкалы оценок в качественныеудобно, разбивая ранжированные ряды оценок с равномерными интервалами наестественные классы по частоте попадания оценок в соответствующий класс ипроводя границы между классами по интервалам ряда с минимальными частотами.
Затем ту или иную качественную шкалу следует превратить в пяти — или,соответственно, в семибалльную. Далее осуществляется простое суммированиебаллов. Оценивая подгруппу компонентов “Условия”, например, таких какблагоприятность и пригодность территории (объекта) для осуществления тура поконкретным характеристикам, необходимо разделить их на способствующие ипрепятствующие осуществлению тура. Последним надлежит присваивать баллы сотрицательными значениями, вычитая их из общей суммы итоговой оценки.
Интегральная оценка туристского потенциала любого объекта или территорииконвенциональна, поскольку она неизбежно включает качественные показатели иможет получить осмысленную трактовку только в сравнении с оценкой потенциаладругого объекта. Это означает, во-первых, что в зависимости от детальностипринятой шкалы необходимо при оценивании (сравнении) иметь в поле зрения какминимум пять или семь объектов (по числу градаций шкалы) и, во-вторых, чтоследует всегда четко определять в пределах какого региона выполняются оценка исравнение потенциалов. Ведь от этого обстоятельства очевидным образом зависитрасстановка высших и низших оценочных баллов. Действительно, флораПриокско-Террасного государственного заповедника может получить высший балл побогатству среди флор охраняемых территорий Московской области, но только среднийили даже более низкий среди флор всех охраняемых территорий Европейской России.
Итак, выявление и оценку эколого-туристского потенциала какой-либотерритории имеет смысл проводить как оценку сравнительную:
·    оценивая фиксированный набор компонентов потенциала,
·    используя для расчета итоговойоценки качественные шкалы в их балльной форме,
·    вовлекая в сравнительную оценкунеобходимое число объектов оценки,
·    четко обозначая территориальныерамки сравнения.2.3. Туристский продукт парка
Термином “туристский продукт” обозначаются три достаточно различныхпонятия. Во-первых, согласно федеральному закону “Об основах туристскойдеятельности в Российской Федерации” турпродукт это “право на тур,предназначенный для реализации туристу”. Такое определение не всегдапродуктивно, оно искажает общепринятый смысл слова “продукт”, хотя иподчеркивает правовой характер отношений между продавцом и покупателем.
Во-вторых, в соответствии с общепринятым словоупотреблением, туристскийпродукт это потребительский комплекс, включающий тур, туристско-экскурсионныеуслуги и товары. Здесь будет уместно подчеркнуть невещественный характер частитурпродукта, а именно — туристских услуг.
В-третьих, турпродуктом именуют также совокупность потребительскихстоимостей этого комплекса.
В практике туристской деятельности национальных парков термин можетупотребляться во всех вышеозначенных смыслах, поскольку парки могут предлагатьвсе компоненты турпродукта и обладают правом продавать их.
Как указывалось выше, определение собственного продукта представляетсобой одну из важнейших задач туристского маркетинга. Для национальных парковэта задача тем более существенна, что они обладают потенциальными возможностямипредлагать на туристский рынок весьма разнообразный спектр как отдельных услуг,так и их сочетаний, составляющих целостные туры, а также немало “сопутствующих”товаров.
В значительной мере определение и формирование своего продукта паркидолжны основывать на оценках их туристского потенциала, но как это сочевидностью следует из смысла самого понятия потенциала, далеко не все егокомпоненты могут оказаться — на данный период времени — реальным продуктом,пользующимся достаточным спросом. Таким образом, определение реализуемогопродукта зависит от результатов анализа рынка, от его сегментации и выявленияцелевых групп покупателей. Поэтому ниже речь пойдет только о некоторых типичныхвидах и компонентах туристского продукта парков. Конкретную же работу поопределению своего продукта каждый парк должен вести сообразно своим особенностям,привлекая к этой работе опытных туроператоров, но не передавая в рукикакой-либо фирмы всех нитей и возможностей формировать “независимый” продукт,целиком или в значительной мере “замкнутый” на ресурсы парка, а также продаватьего без ведома парка.
Последнее условие весьма важно потому, что парк должен обеспечиватьинвестирование достаточной части прибыли от туристской деятельности всохранение своих ресурсов и развитие туристской инфраструктуры. Отчасти этогоможно добиваться через введение — по согласованию с местными властями — такназываемой туристской ренты, представляющей собой аналог дифференциальной ренты(Козырев, 1998). Туристскую ренту можно определить, например, как часть отналогов, которые туристскими предприятиями региона выплачиваются в местныйбюджет с условием, что местные власти направляют эту часть полученных средствнепосредственно на развитие туризма в данном регионе.
Другой рекомендуемый путь — создать региональную ассоциациютуроператоров, которая будет заинтересована в развитии инфраструктуры туризма,сохранении и воспроизводстве туристских ресурсов и потому будет стремитьсяоптимизировать взаимоотношения между парком и турбизнесом, будет влиять наполитику “внешних” партнеров парка. Разумеется, администрация парка должна бытьодним из ведущих членов или одним из учредителей такой ассоциации. В этойассоциации вполне уместно и необходимо также участие представителей местной(муниципальной, районной) исполнительной власти.
Прежде, чем выделить компоненты турпродукта, специфичные длянациональных парков, целесообразно обратиться к общим представлениям окомпонентах турпродукта, а также к представлениям о способах построения из“элементарных” компонентов целостных туристских программ.
Такие базовые представления охарактеризованы, например в “Азбуке длятуроператора” (И.Зорин, А.Зорин, 1999). Эти авторы рекомендуют различатьэлементарные рекреационные занятия или действия туриста (сбор ягод, грибов,орехов, трав и т.п. или прогулки пешие, велосипедные, конные, лыжные и т.п.), которыемогут быть обобщены в основные типы занятий (действий) — в приводимом примереэто будут заготовки даров леса и прогулки. Названные авторы предлагают всеэлементарные занятия объединить в 17 типов, указанных ниже в алфавитномпорядке:
·    альпийский,
·    альпинистский,
·    активно-оздоровительный,
·    водный,
·    коммерчески-деловой,
·    курортный,
·    культурно-оздоровительный,
·    охотничье-рыболовный,
·    паломнический,
·    приключенческий,
·    приморский,
·    развлекательный,
·    спортивно-туристский,
·    фестивально-конгрессный,
·    экологический,
·    экзотический,
·    этнографический.
Понятно, что разнообразие занятий и их типов можно описать и иначе. Новажен сам подход — от элементарных “кирпичиков” к типам, а далее — и этонаиболее конструктивный путь — к циклам, модулям и программам туристскойдеятельности, формируемым или “внутри” ведущего типа занятий, или путемсоединения типов по двум принципам, обеспечивающим насыщенность ипривлекательность программы — по принципу совместимости-взаимозаменяемости элементарныхзанятий и принципу их дополнительности. По сути дела, приблизительно такимспособом опытный туропреатор или бывалый турист интуитивно и формируеттуристскую программу. Однако именно четкость и системность упомянутой “Азбуки”,а также возможность рассчитывать длительность, аттрактивность и рекреационнуюэффективность построенных с ее помощью программ делает ее одним из полезныхинструментов туроператорской работы.
Очевидно, основными характерными видами туристских услуг и товаровдля национальных парков могут являться:
·    разработанные, обустроенные и контролируемые парком постоянныемаршруты;
·    образовательные и консультационныеуслуги самых разных типов;
·    организация спортивного,приключенческого, зеленого сельского, лечебного и реабилитационного туризма;
·    специальные экологические иэколого-культурные туры;
·    экскурсионные услуги, в том числе- экскурсии по окрестностям парка;
·    проведение специальных мероприятийи акций (ярмарок, аукционов, фестивалей, конкурсов, выставок и т.п.);
·    контролируемая заготовка туристами“даров природы”;
·    продажа экологически чистыхместных продуктов питания;
·    экотехнологичные услуги размещенияи транспортные услуги;
·    прокат туристского снаряжения;
·    изготовление и продажа сувениров,в том числе и почтовых марок;
·    продажа торговых знаков сэкологической символикой парка, рекламные услуги;
·    изготовление и продажа специальнойаудио-, видео-, фото- и кинопродукции.
В этом списке каждая из первых шести позиций представляют собой основудля построения вариантов вполне целостного туристского продукта парков,остальные семь позиций могут и должны выступать как существенными компонентамилюбого из целостных туров, так и самостоятельными туристскими услугами илитоварами. Впрочем и специальная видеопродукция парка со временем может статьосновой для формирования так называемых виртуальных туров, то есть для вполнецелостного турпродукта. Поэтому все виды съемок в парке имеет смысл с самогоначала проводить по заранее намеченной программе и планомерно создавать своивидеоархивы, получая в обязательном порядке копии видеоматериалов от всехсъемщиков.
Задача специалистов каждого национального парка — после выявления иоценки своих туристских ресурсов и потенциала, а также определения целевыхгрупп (об этом этапе работы будет сказано ниже) — построить свои собственныетуристские программы, осуществление которых “по плечу” парку, заняться ихпродвижением и предложить подходящим партнерам (туроператорам, турагентствам,экскурсионным бюро, образовательным учреждениям и т.д.) сотрудничество восвоении остальных ресурсов. 2.4. Некоторые рекомендации по построениюэколого-туристских маршрутов
Наиболее типичный и сравнительно легко формируемый турпродуктнациональных парков это многодневные экологические маршруты и непродолжительныеэкскурсии по постоянным экологическим тропам. Однако далеко не всегдапредлагаемые парками маршруты оказываются достаточно интересными исодержательными. Поэтому ниже предлагаются некоторые самые общие рекомендациипо построению эколого-туристских маршрутов для горожан, а также конкретныйпример, иллюстрирующий разработку содержания эколого-туристского маршрута потерритории национального парка Мещера.К содержанию экологических экскурсий
1. Необходимо специально выделить основную тему каждой экскурсии,рассказать о конкретных экологических проблемах посещаемой территории, ихпричинах и обязательно о возможных способах решения этих проблем.
2. Рекомендуется вписывать в ткань экскурсий в умеренных дозах (избегая навязчивости и используя конкретный предъявляемый материал ) “смежные”сюжеты, например:
·    о связях города с его пригородами, сельской местностью, с“девственными” ландшафтами;
·    об истории отношения людей к средеих жизни, к ландшафту, об исторических формах природопользования;
·    о динамике ландшафта и еговероятном будущем, которое уже предопределено действиями людей;
·    о доступных ныне способах влиятьна судьбу ландшафта, а тем самым и судьбу нашего общества, о возможном личномучастии и простейших экологических правилах поведения (не забывайте о проблемеэкологического эгоизма!);
·    о типах охраняемых территорий (заповедниках, национальных и природных парках ) и их назначении;
·    о роли экотуризма в формированиимировоззрения туристов, в охране природы и в улучшении жизни местного населения.К описанию экологической тропы
·    Строить описание на ландшафтной основе, включая в рассказсведения о рельефе, почвах и материнских породах, о водах и микроклимате, овзаимосвязях этих компонентов природы, не ограничиваясь, как это часто бывает, исключительноботаническими характеристиками.
·    Объяснять причины, обусловливающиеэкосистемное разнообразие, переход одного типа леса в другой и т.п.
·    Показывать динамику экосистем, втом числе естественные сукцессии и изменения, вызванные деятельностью людей.
·    Разъяснять экологические функцииосновных экосистем (например, леса и луга), значение рек (особенно, малых) иречных пойм, демонстрировать конкретные проявления экологических проблем.
·    Рассказывать о природоохраннойработе, выполняющейся в заповеднике или парке, и по возможности показывать еерезультаты.
·    Учить правилам посещенияохраняемых территорий и вообще правилам поведения в природе.Объекты и темы, рекомендуемые для включения в программы экологическихэкскурсий для школьников старших классов
1. Город и пригороды
·    Что растет на пустырях? Все ли сорняки вредны? Придорожные яблокии грибы, наполненные свинцом.
·    Родники, ручьи, реки и пруды — чистая вода уже дороже золота?
·    Сады, парки, музеи.
·    Поля фильтрации и сельские поля.
·    Городская свалка, завод попереработке мусора — покажите нам безотходное производство!
2. Сельская местность
·    Деревенский дом и деревня, хутор, барская усадьба.
·    Садовый участок, дача, коттеджи“новых русских”.
·    Теплица, животноводческая ферма,орошаемое и неорошаемое поле.
·    Культурный ландшафт как зеркалокультуры.
3. Рекреационные и охраняемые территории
·    “В лесу родилась елочка...” (лесные экосистемы и земная атмосфера- украшать ли живую елочку к Новому году?).
·    “Черт вас возьми степи, да чего жвы хороши!” (неужели всадник мог во времена Тараса Бульбы с головой скрыться встепных травах? — вымысел и правда, история и будущее степных экосистем — необходимо ли “поднимать целину”?).
·    Зона отдыха (горожане на пикникахи многое другое).
·    Ботанический сад и “аптекарскийогород” — где и как собирать (если это разрешено!) лекарственные травы.
·    Национальный парк, заповедник(национальные и личные интересы, заповеди).
Можно придумать бесконечное множество подобных тем. Главное — какисполнить каждую из них, чем насытить, как построить конкретный маршрут и чтопоказать, как “задеть за живое” стопроцентного (и особенно молодого!)горожанина, все более утрачивающего органичную связь с живой и вольнойприродой, привыкшего к своей как ему кажется комфортной и благополучнойасфальтово-автомобильно-электронной среде обитания? Но что делать горожанину,если в его доме (не дай Бог во всем городе) всего лишь на сутки отключитсяэлектричество? В этом случае лучшее для него — это отправиться в одну изпредлагаемых нами экскурсий, разгрузивши холодильник, поливши цветы, если они унего еще живут, правильно одевшись и взявши на поводок собаку или посадившикошку в лукошко. О`кей, шутки в сторону. И все же, разрабатывая интересныймаршрут, полезно подумать если не о буквально таком мотиве для “экологическойвылазки”, так уж непременно о мотиве выживания человека и человечества всовременном мире, вплетая этот мотив в содержание каждой экскурсии. Сюжет, подготовленный для национального парка “Мещера”
Мещера это край лесов, рек и озер, болот и лугов — край, издавнабогатый дичью и ягодами, грибами и рыбой. Два столетия тому назад там сталаразвиваться стекольная промышленность и недаром один из центров края носит имяГусь-Хрустальный. Потом здесь в промышленных масштабах стали добывать торф и сименем другого мещерского города — Шатуры — связана история создания первыхнаших тепловых электростанций и электрификации страны. Сдержанную, неброскуюкрасоту мещерских ландшафтов, столь близкую русскому сердцу, характеры и судьбыобитателей этого края прославили повести и рассказы Константина Паустовского.Мещера стала популярным местом отдыха горожан, оценивших ее и полюбивших.
Однако постепенно природные богатства края стали оскудевать, а жителиздешних сел, поселков и городов терять рабочие места и источники доходов. Вначале 90-х годов здесь были созданы национальные парки “Мещера” и “Мещерский”,предназначенные как для сохранения природы Мещеры, так и для отдыха приезжающихсюда россиян. И конечно же для того, чтобы обеспечить жителей краявозможностями найти работу в новой отрасли хозяйства — вприродно-ориентированном туризме, опирающемся на природные ресурсы Мещеры, еекрасоту и привлекательность. Тем не менее до последнего времени такой туризмвсе еще не получил здесь достаточного развития.
Поэтому в 1998 году, после участия в акции “Марш парков”,организованной Центром охраны дикой природы и администрацией парка “Мещера”,Факультет экологического туризма Российской международной академии туризманаправил в парк своих студентов на практику с целью разработки и реализацииэколого-туристских программ. В дальнейшем эту работу вместе с Московскойдиабетической ассоциацией стал проводить Молодежный эколого-туристский центр“Ойкумена”, созданный по инициативе преподавателей и студентов факультета. Вэти же годы, а отчасти и ранее в парке начали работать и другие организации иинициативные группы — “Центр экологических путешествий” и привлеченные имстуденты МГУ, краеведы школы №3 города Гусь-Хрустальный под руководством А.Лыкова,школьники села Палищи под руководством Н.Скулова и другие.Резюме общей оценки потенциала парка и возможностей его использования
Национальный парк “Мещера”, созданный в 1992 году, расположен вюго-западной части Владимирской области, в ее Гусь-Хрустальном районе. Паркграничит с Шатурским районом Московской области. Для территории паркахарактерны все виды мещерских ландшафтов и экологические проблемы, связанныепрежде всего с торфодобычей, вырубкой лесов и стекольной промышленностью. СВладимиром, Рязанью и Москвой, а также с городами и поселками этих областейпарк связан сетью железных и шоссейных дорог.
Современный эколого-туристский потенциал парка и всего этого районаМещеры определяется с одной стороны наличием широкого спектра характерных,ценных и аттрактивных экосистем, а также сравнительной близостью к достаточнокрупным городским центрам и к крупнейшей Московской агломерации как к источникурекреационного спроса, а с другой — чрезвычайно слабым развитием рекреационнойинфраструктуры и неразработанностью адекватного природному потенциалу набораприродно-ориентированных туристских программ.
Это обстоятельство создает предпосылки для продуманного планированиярекреации на более или менее свободном поле потенциальных возможностей,ограниченном однако на данном этапе социально-экономического развития регионапрежде всего финансовым дефицитом.
Тем не менее, можно наметить ряд направлений первоочередного развитияздесь природно-ориентированных и экологичных форм туризма. В их числе:сравнительно дешевые одно-двухдневные эколого-образовательные экскурсии дляшкольников близлежащих городских центров; эколого — культурные экскурсионныепрограммы для жителей Москвы; традиционные для региона водные походы по рекам иозерам парка в сопровождении гидов-экологов; сельский туризм.
Последнюю из названных и перспективных форм развитияприродно-ориентированной рекреации следует планировать особенно тщательно — учитывая природоохранные требования к размещению участков освоения, используяэкологичные технологии в строительстве или реконструции жилья, активнопривлекая к этому процессу местное население и формируя механизм специального(например, ипотечного) кредитования.Краткое содержание двухдневного эколого-туристского маршрута “Мещерскийлес”
(в разработке участвовалаС.И.Чумакова, консультант В.А.Немченко)
Друзья! Приглашаем вас в пеший двухдневный поход по мещерским лесам.Маршрут кольцевой, протяженностью около 20 км. Его осью является долина рекиБужи. Рассчитан на группу из 15-20 школьников старших классов, однакоучаствовать в нем могут люди почти всех возрастов — от 14 до 65 лет. Ночлег впалатках. Пищу вы должны будете готовить в основном на костре. Продукты (ихнеобходимо запасти и взять с собой), посуду и снаряжение туристы несут сами.Период проведения — со второй половины мая по сентябрь. Начало и окончаниемаршрута — в деревне Тихоново, куда туристов можно доставить автобусом илилегковыми автомобилями. В походе вас сопровождают опытный гид-эколог и егерьнационального парка “Мещера”. Рекомендуем заранее ознакомиться с памяткой “Какподготовиться к эколого-туристскому походу?” (прилагается к описанию маршрута).
Основные объекты и темы (по ходу движения).
1.   Родник в обнажении у правого берега р.Бужи чуть севернее деревниТихоново — здесь можно запасти воду для похода, желательно взять пробы воды дляанализа в учебной лаборатории.
2.   Поля на правобережье Бужи междудеревнями Тихоново и Избищи. Сельское хозяйство края прежде и теперь. Чтовыращивали, каковы были урожаи, последствия мелиорации. Население деревень иего занятия (крестьяне и дачники). Освоенная пойма Бужи — прежние сенокосы ивыпасы, нынешние стоянки автотуристов.
3.   Участок сложного смешанногохвойно-лиственного леса как пример конечной стадии сукцессии в Мещерских лесах,представляющих собой мозаику южно-таежных, широколиственных и мелколиственныхлесных экосистем. Основные породы 1-го и 2-го ярусов леса, кустарниковый итравяной покров, характерные виды и их экологические ниши (ель, сосна, дуб,береза, осина; шиповник, жимолость и можжевельник; майник, брусника и ландыш).
4.   Родник “Свиной” — выложенноебревнышками углубление на пологом влажном приречном склоне в зарослях ольхи — буроватая вода, насыщенная органикой. Желательно взять пробы для анализа вучебной лаборатории.
5.   Вырубка в березово-сосновом лесу.Плотный злаковый травяной покров с обильной ветошью и подстилкой, местами сбрусникой; куртины молодых экземпляров (5-10 лет) березок, осин, ивы. Возможно,это вырубка по пожарищу: формирование устойчивых вторичных экосистем из пирофитов.Экологические ниши березы и сосны. Лесные сукцессии. Скоро ли на вырубкевырастет новый полноценный лес?
6.   Следы низового пожара в сосняке улесной дороги — опад прошлого года не сохранился, стволы сосен обожжены состороны дороги. Человек и лесные пожары. Древесный уголь был ценным товаром.Роль пожаров в жизни лесных и травяных экосистем.
7.   Кротовины в лесу: характер исостав выброшенной песчаной почвы — от более светлых кучек в окнах междудеревьями до более темных возле древесных стволов. Лес и почвы Мещеры. Рольсубстрата.
8.   Лесное болото смешанного типа:участки верхового болота со сфагнумом по периферии и участки низинногозлаково-осокового болота в центральной пониженной части. Типы болот, их питаниеатмосферными осадками и грунтовыми водами.
9.   Гидроморфный луг у железнодорожнойнасыпи (разъезд Тасино), которая препятствует стоку поверхностных и грунтовыхвод. Грунтовые воды в Мещере — их роль в жизни лесных и луговых экосистем,динамика, состав (вспомнить родники “Свиной” и возле деревни Тихоново).
10. Лесная и луговая поймы реки Бужи.Низкая, высокая поймы и террасы. Дубравы на суглинистых, гумусированных почвах.Пойменные луга. Типы лугов Мещеры.
11. Как устроить экологичныйтуристский бивак (где и как поставить палатки, конструкция кострища, кудадевать отходы и мусор, проблема туалета) — учимся на своем собственном опыте. Изаботимся о тех, кто придет сюда после нас.
12. Вечерние, ночные и утренние голосаи жизнь леса и реки. Скрипучая песенка коростеля и нежный посвист перепела.“Страшное” фырканье и шумная ночная возня ежей, доедающих выброшенную туристамикашу. Не стоит сидеть у вечернего костра и ночевать в палатке, чтобы слушатьтолько радиоприемник или магнитофон! Лучше послушайте рассказы опытного егеря,прислушайтесь к голосам ветра, воды, птиц и зверей.
13. Вдоль Бужи. Заколы на реке иподъемные сетки; плотины с сетями в протоках, соединяющих реку со старицами — зимой рыба устремляется туда, где вода еще насыщена кислородом. Можно ли сейчасловить рыбу такими традиционными способами? Спиленные бобрами деревья ибобровые плотины. Река кормила и людей, и зверей.
14. Перекат на Буже и обнажившиесяслои плотного торфа. Сколько ему лет? Когда он превратится и превратится ли вкаменный уголь? Геологические обнажения — зандровые пески, моренные суглинки.Оледенения и межледниковья.
15. Через пойму Бужи со старицамиразного возраста — вверх через террасы Бужи на речные междуречья. От дубрав,зарослей ольхи и ивы, березняков — к соснякам брусничникам и черничникам,соснякам зеленомошникам и соснякам беломошникам. Участки ельников на моренныхотложениях. Рельеф Мещеры, ее геологическое строение, грунтовые воды и мозаикалесных экосистем.
16. Валуны. Языческое капище в лесу.Лес и человек. Функции лесных экосистем. Лес и биосфера.
Вернувшись домой, раскройте томик Паустовского, послушайте “Веснусвященную” Стравинского, загляните в книги краеведов, посвященные Мещере. Ирасскажите о вашем походе друзьям.
Таким или похожим может быть не только сам план предлагаемогоэколого-туристского маршрута, но и его описание, выполненное в разной форме. Ввиде небольшого буклета или даже брошюры с фотографиями, карто-схемой,справочными сведениями, списком рекомендуемых литературных источников. Или ввиде рабочего конспекта, предназначенного для руководителя похода. “Линейная”схема рассказа (последовательно от первой остановки на маршруте до последней) вданном случае предпочтительнее других, поскольку непосредственно связываетосновную тему и “побочные” сюжеты этого рассказа с объектами, которыеруководитель похода показывает его участникам. Тематические повторы при этомнеизбежны, но и полезны, они помогают развить сюжет, оживить его ассоциациями,обогатить другими аспектами основной темы.
Этот маршрут уже был реализован при участии егерей национального парка.Участниками походов были школьники из Москвы, Иркутска, Калуги, других городов.Для многих из них это был первый такой поход и, судя по полученным в центре“Ойкумена” отзывам, ребята не забудут эти два дня, проведенные в мещерских лесах.
 Список литературы:
Туристские ресурсы и туристский продукт национальных парков России. Автор:А. В. Дроздов


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ralph Ellison S Invisible Man Essay Research
Реферат Bio Дюлай Лівіус народився 2 грудня 1937 року, в Трансильванії, підобласті з особливою атмосферою традицій землеробства, лісництва, гірської промисловості та індустріалізації. У 1944
Реферат Утилизация и переработка медицинских отходов
Реферат Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)
Реферат Оружие массового уничтожения
Реферат Общение как феномен культуры
Реферат Атлантида в разные времена
Реферат Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке
Реферат Карта Шухарат и Парето для исследования причин брака
Реферат Проектирование туристского продукта туроператора
Реферат Педагогические технологии обучения в системе общего, начального профессионального и среднего про
Реферат Применение операционного исчисления при решении дифференциальных уравнений
Реферат Social Ecology Vs Differential Association Essay Research
Реферат Основы термодинамики 3
Реферат BLACK Essay Research Paper BLACK IS THE