«Обоснование отраслевой системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (на примере учреждений здравоохранения и социальной защиты»1 ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВВЕДЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Федеральные государственные учреждения здравоохранения и социальной защиты населения, находятся в ведении федеральных министерств, служб и агентств. По примерной оценке общая численность работников, занятых в этих учреждениях, (с учетом работников, занятых в учреждениях Минобороны России и других «силовых» ведомств) составляет более 550 тысяч человек. Их доля превышает 16% от общей численности работников федеральных государственных учреждений, а также гражданского персонала «силовых» ведомств1 - 3,3 млн. человек (второе месте по величине после работников учреждений образования). Оплата труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Отраслевые особенности организации и оплаты труда реализуются с помощью надтарифных выплат в виде доплат, надбавок и повышений. Однако в настоящее время Единая тарифная сетка по оплате труда работников федеральных государственных учреждений устарела и ограничивает руководителей учреждений в использовании оплаты труда в качестве эффективного элемента управления персоналом, а также возможности по найму работников в условиях конкуренции на рынке труда. Это в свою очередь негативно сказывается на кадровом потенциале и снижает возможности учреждений по выполнению своих функций.^ 1.1 Сеть федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения Основная часть сети федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения находится под управлением федеральных агентств при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приложение А). Это учреждения здравоохранения:психиатрические больницы;специализированные детские санатории (в т.ч. кардиоревматологические, пульмонологические, туберкулезные); санатории общего профиля для инвалидов;специализированные учреждения здравоохранения (медицинские центры, лепрозории, станции переливания крови, центр крови); противочумные станции в эпидемиологическо-опасных регионах России;дезинфекционные станции и областные центры дезинфекции;центры гигиены и эпидемиологии (90 центров созданы в 2005 г. путем слияния 2218 федеральных государственных учреждений - центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора);клинические больницы; медико-санитарные части (в т.ч. центральные); центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Учреждения социальной защиты населения на федеральном уровне представлены бюро медико-социальной экспертизы. Несмотря на то, что учреждения являются социальными (предоставляют населению социальные услуги), их основной персонал - врачи-специалисты, которые проводят медико-социальную экспертизу. Это позволяет объединить подходы в организации оплаты труда как федеральных государственных учреждений здравоохранения и федеральных государственных учреждений социальной защиты населения. В федеральных государственных учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, деятельность которых координируется в федеральными агентствами при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, занято порядка 400 тыс. человек. Другая большая группа федеральных государственных учреждений здравоохранения входит в систему Минобороны России и включает в себя ведомственные поликлиники, госпитали, медико-санитарные части, центры, санатории и др. учреждения, в которых занято более 113 тыс. человек. Оставшаяся часть сети представлена учреждениями здравоохранения, при федеральных органах государственной власти, большая часть из которых входит в систему МВД России. В основном это в ведомственные поликлиники и лечебно-профилактические учреждения (санатории).1.2 Организация оплаты труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений Действующая система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений построена с учетом условий, применявшихся в отраслевых системах оплаты труда в Советском Союзе, включая оплату труда медицинских работников. До настоящего времени продолжают применяться нормативные правовые акты Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС (постановления, решения, письма), в части не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации. Многие нормы трудового права перешли из советского законодательства в Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Отраслевые системы оплаты труда работников обладали значительной гибкостью и являлись важнейшим элементом управления персоналом в условиях плановой экономики и практической монополии государства в роли работодателя. В 1992 г. отраслевые системы оплаты труда работников были объединены в единую систему оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, что в условиях высокой инфляции сыграло значительную позитивную роль. Было обеспечено принятие согласованных решений по повышению уровня оплаты труда для всех категорий работников бюджетной сферы в целях компенсации роста потребительских цен, функционирование механизма поддержания соотношений по тарифным ставкам (окладам) для обеспечения необходимого единства дифференциации оплаты труда в соответствии с его сложностью. Тем не менее, реальный уровень заработной платы работников бюджетной сферы значительно снизился по сравнению с дореформенным периодом, поскольку финансовые возможности государства не позволяли осуществлять индексацию заработной платы в размерах, соответствующих реальному росту потребительских цен на товары и услуги. Отраслевые особенности организации и оплаты труда работников получили реализацию путем введения множества надтарифных выплат в виде доплат, надбавок, повышений к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. В дополнение к бюджетному финансированию в здравоохранении появился новый институт – обязательное медицинское страхование, кроме того, государственные учреждения здравоохранения получили право оказывать медицинскую помощь населению на платной основе. В результате, в государственных учреждениях здравоохранения наряду с надтарифными выплатами в соответствии с действующим законодательными и нормативными правовыми актами, появились параллельные системы оплаты труда за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных и муниципальных учреждений. В результате, с 1 января 2005г Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы является обязательной только в отношении работников федеральных учреждений. При этом, действующая система оплаты труда не позволяет руководителям этих учреждениям в полной мере применять меры материального воздействия в целях эффективного управления персоналом в современных экономических условиях.^ 1.2.1 Правовые основы действующей системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Федеральным законом от 4 февраля 1999 г. № 22-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями, «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» установлено соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений и установлены полномочия Правительства Российской по определению размеров тарифной ставки (оклада) первого разряда и утверждению межразрядных тарифных коэффициентов. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда и межразрядные тарифные коэффициенты утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от № 256 от 29 апреля 2006 года (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2006 года № 590). Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы служит основой для установления стимулирующих и компенсационных выплат. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» было установлено, что учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. В результате у федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения с большой долей оплаты труда за счет внебюджетных средств (за оказание платных услуг и за счет средств обязательного медицинского страхования) путем установления разнообразных стимулирующих выплат, порядка и условий их применения появились, по сути, параллельные системы оплаты труда, установленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций. Статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. При этом, в соответствии со статьями 147 и 148 Трудового кодекса Российской Федерации Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или местностях и порядок их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (статьи 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Систему оплаты труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения можно представить в виде следующей принципиальной схемы (рис. 1): - тарифные ставки (оклады) работников всех федеральных государственных учреждений установлены на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы; - повышения тарифных ставок (окладов), стимулирующие и компенсационные выплаты установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, носящие межотраслевой характер; - повышения тарифных ставок (окладов), стимулирующие и компенсационные выплаты установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами для работников отдельных отраслей (специфичные для каждой отрасли); - стимулирующие выплаты, установленные в федеральных государственных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, осуществляемые за счет экономии фонда заработной платы и средств, получаемых учреждением за оказание платных услуг; - стимулирующие выплаты, установленные в федеральных государственных учреждениях здравоохранения коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций и осуществляемые за счет средств, получаемых учреждением за оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию; - выплаты по районному регулированию оплаты труда в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями (применяются к фактическому заработку вне независимости от его размеров и источников финансирования учреждения). ^ Система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и иных федеральных бюджетных учреждений Единая тарифная сетка по оплате труда работников федеральных государственных учреждений Стимулирующие выплаты, установленные в федеральных государственных учреждениях здравоохранения за счет средств, получаемых учреждением по обязательному медицинскому страхованию(коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами организации) Стимулирующие выплаты, установленные в федеральных государственных учреждениях за счет средств, получаемых учреждением за оказание платных услуг(коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами организации) Повышения размеров тарифных ставок (окладов), установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, носящие межотраслевой характер Компенсационные выплаты, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, носящие межотраслевой характер Стимулирующие выплаты, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, носящие межотраслевой характер Повышения размеров тарифных ставок, компенсационные и стимулирующие выплаты, носящие отраслевой характер Выплаты по районному регулированию оплаты труда в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями (носят компенсационный характер) Рисунок 1. Принципиальная схема действующей системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и иных федеральных бюджетных учреждений.^ 1.2.2 Единая тарифная сетка по оплате труда работников федеральных государственных учреждений Единая тарифная сетка по оплате труда работников федеральных государственных учреждений из 18 разрядов – для дифференциации оплаты труда работников в зависимости от уровня их профессиональной подготовки и сложности выполняемых работ. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации). Тарификация медицинских и фармацевтических работников осуществляется на основе требований тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения, утверждаемых Минздравсоцразвития России (ранее Минздравом России по согласованию с Минтрудом России). Аттестация лиц, занимающих должности медицинских и фармацевтических работников, производится на основании действующих положений о порядке аттестации врачей, провизоров, средних медицинских и фармацевтических работников. Каждому из разрядов Единой тарифной сетке по оплате труда работников бюджетной сферы соответствует свой тарифный коэффициент (тарифный коэффициент первого разряда равен 1. Соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы установлено в размере 1 к 4,5. 1.2.3 Повышения размеров тарифных ставок (окладов), установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, носящие общеотраслевой характер Базовая ставка работников, занятых в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда, формируется из оклада по соответствующему разряду оплаты труда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений и доплаты к нему. До 2005 г. специалистам федеральных государственных учреждений, работающим на селе, устанавливались повышенные на 25 процентов оклады (ставки) по сравнению с окладами (ставками) специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях. С 1 января 2005 г. повышенные оклады сохраняются за специалистами федеральных учреждений, работавшими на селе по состоянию на 31 декабря 2004г. На основании части первой статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, для специалистов федеральных государственных организаций социально-культурной сферы, работающих на селе и вступивших в трудовые отношения до 1 января 2005 года, оклады и тарифные ставки, повышенные на 25 процентов по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях, должны сохраняться в рамках длящихся правоотношений в полном объеме. Для вновь принятых на работу в организации, финансируемые из федерального бюджета, с 1 января 2005 года оснований для получения повышенных тарифных ставок (должностных окладов) не имеется.^ 1.2.4 Компенсационные выплаты, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, носящие общеотраслевой характер Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. К компенсационным выплатам относится ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливаемая в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. 1.2.5 Повышения размеров тарифных ставок, компенсационные и стимулирующие выплаты для медицинских и фармацевтических работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения Основная часть повышений размеров тарифных ставок, компенсационных и стимулирующих выплат, носят отраслевой характер, т.е введены и применяются только для работников соответствующей отрасли. 1.2.5.1 Повышения окладов (ставок) В здравоохранении предусмотрены следующие повышения окладов (ставок): размеры окладов (ставок) работников учреждений (структурных подразделений) для лечения больных СПИД, ВИЧ-инфицированных, лепрозных, психически больных, больных туберкулезом и других учреждений (структурных подразделений) с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда по Перечню, утверждаемому Минздравсоцразвития России по согласованию с ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации повышаются на 60, 40, 30, 25 и 15 процентов. Работникам других учреждений (подразделений), не предусмотренных Перечнем, привлекаемым для проведения консультаций, экспертизы, оказания медицинской помощи и другой работы в указанные в Перечне учреждения (подразделения) оплата производится за фактически отработанное время с учетом повышения за работу в особых условиях; оклады (ставки) работников госпиталей для ветеранов войн и специальных отделений больниц (при условии использования этих отделений не менее чем на 90 процентов для лечения ветеранов войн и лиц, приравненных к ним по льготам), а также Центров восстановительной терапии для воинов-интернационалистов повышаются у медицинских и фармацевтических работников - на 15 процентов, у других работников - на 10 процентов; оклады (ставки) работников домов ребенка, а также медицинских работников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе медицинских работников, состоящих в штате лечебно-профилактических учреждений, занятых исключительно обслуживанием детей в этих учреждениях образования, повышаются на 20 процентов; оклады приемщиков золота повышаются на 15 процентов; оклады энтомологов и помощников энтомологов центров гигиены и эпидемиологии Госсанэпиднадзора, расположенных в районах массового распространения гнуса и других опасных насекомых и клещей, повышаются на 15 процентов (порядок отнесения районов к районам массового распространения гнуса и других опасных насекомых и клещей;1.2.5.2 Доплаты, носящие компенсационный и стимулирующий характер Для работников здравоохранения предусмотрены следующие доплаты, носящие компенсационный стимулирующий характер, к тарифным ставкам (окладам): работникам учреждений здравоохранения, в том числе водителям санитарного автотранспорта, состоящим в штате автотранспортных предприятий и других организаций, доплата за работу в ночное время производится в размере 50 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время (рабочим - из расчета часовой тарифной ставки (оклада) с учетом повышения за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда, медицинским, фармацевтическим работникам, специалистам и служащим - из расчета должностного оклада по занимаемой должности)1; работникам учреждений здравоохранения, которым с их согласия вводится рабочий день с разделением смены на части (с перерывом в работе свыше двух часов), за отработанное время в эти дни производится доплата из расчета должностного оклада по занимаемой должности (время внутрисменного перерыва в рабочее время не включается) ; врачам - руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям - врачам разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности; работникам учреждений здравоохранения, выполняющим в одном и том же учреждении в пределах рабочего дня наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой должности (профессии) или исполняющим обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника; медицинским и другим работникам учреждений здравоохранения, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, устанавливается дополнительная оплата в размере не менее 25 процентов должностного оклада (месячной тарифной ставки) по перечню, утверждаемому Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами (Перечень, утвержденный совместным приказом Минздравом России, Минобороны России, МВД России, Минюста России, Минобразования России, Минсельхоза России, ФПС России от 30 мая 2003 г. № 225/194/363/126/2330/777/292 продолжает действовать до установления Правительством Российской Федерации льгот работникам федеральных государственных учреждений, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ).1.2.5.3 Надбавки, носящие компенсационный и стимулирующий характер Для работников здравоохранения предусмотрены следующие доплаты, носящие компенсационный и стимулирующий характер, к тарифным ставкам (окладам): надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения устанавливаются в следующих максимальных размерах: 1. В размере 30 процентов оклада (ставки) за первые три года и по 25 процентов за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 80 процентов оклада - старшим врачам станций (отделений) скорой медицинской помощи, врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям, в том числе состоящим в штате автотранспортных предприятий, выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи и выездных реанимационных гематологических бригад, врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям выездных бригад отделений плановой и экстренной консультативной медицинской помощи (станций санитарной авиации). В таких же размерах выплачиваются надбавки к часовым ставкам врачей-консультантов (врачей-специалистов), привлекаемых отделениями плановой и экстренной консультативной помощи (станциями санитарной авиации) для оказания экстренной консультативной медицинской помощи, с учетом их стажа непрерывной работы в учреждениях здравоохранения на врачебных должностях всех наименований, в т.ч. и по совместительству, за время выполнения указанной работы с учетом времени переезда; - врачам выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи, перешедшими на должности главного врача станции скорой медицинской помощи и его заместителя, заведующих отделениями, подстанциями скорой медицинской помощи, а также за работниками из числа среднего медицинского персонала выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи, перешедшими на должности фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов и передаче их выездным бригадам или старшего фельдшера подстанции скорой медицинской помощи, сохраняются надбавки в размерах, соответствующих стажу непрерывной работы в выездных бригадах; - врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу хосписов и постоянно действующих передвижных медицинских отрядов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - работникам противолепрозных (лепрозных) учреждений (подразделений) - в размере 10 процентов оклада (ставки) за каждый год работы (максимальный размер надбавки не может превышать для медицинских работников 80 процентов, для других работников - 50 процентов); - работникам противочумных учреждений (подразделений)1 - в размере 10 процентов оклада (ставки) за каждый год работы(максимальный размер надбавки не может превышать для медицинских работников 100 процентов, для других работников - 80 процентов). 2. В размере 30 процентов оклада (ставки) за первые три года и по 15 процентов - за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 60 процентов оклада: - врачам и среднему медицинскому персоналу расположенных в сельской местности: участковых больниц и амбулаторий, в том числе линейных; больниц, входящих в состав окружных медицинских центров и медицинских центров, подведомственных Минздравсоцразвития России; домов-интернатов всех типов; - среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов; - заведующим терапевтическими и педиатрическими отделениями поликлиник, а также участковым терапевтам и педиатрам, участковым медицинским сестрам терапевтических и педиатрических территориальных участков; - фельдшерам, работающим на территориальных терапевтических и педиатрических участках в поликлиниках и поликлинических отделениях; - врачам пунктов (отделений) медицинской помощи на дому; - врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей); - врачам, в том числе председателям и главным экспертам, врачебно-трудовых экспертных комиссий; - врачам-фтизиатрам, врачам-педиатрам и среднему медицинскому персоналу противотуберкулезных учреждений (подразделений), работающим на фтизиатрических участках по обслуживанию взрослого и детского населения; 3. Работникам учреждений по борьбе с особо опасными инфекциями (подразделений) - в размере 10 процентов оклада (ставки) за каждый год работы (максимальный размер надбавки не может превышать для медицинских работников, а также зоологов и энтомологов - 60 процентов, для других работников - 40 процентов); 4. В размере 30 процентов оклада (ставки) за первые три года и 10 процентов за последующие два года непрерывной работы, но не выше 40 процентов оклада - врачам-терапевтам цеховых врачебных участков, среднему медицинскому персоналу цеховых врачебных участков и домов сестринского ухода. 5. В размере 20 процентов оклада (ставки) за первые три года и 10 процентов за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30 процентов оклада всем остальным работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения. Работникам, занимающим по совместительству штатные должности медицинского персонала в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, надбавки выплачиваются и по совмещаемым должностям в порядке и на условиях, предусмотренных для этих должностей. Медицинскому и педагогическому персоналу психиатрических больниц (отделений) специализированного типа и судебно-психиатрических отделений для лиц, содержащихся под стражей, выплачивается 30-процентная надбавка к окладам (ставкам) за работу в опасных условиях; работникам учреждений здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, установлена 20-процентная надбавка к окладам (ставкам) за работу в опасных для здоровья условиях труда по Перечню, утверждаемому Минздравсоцразвития России по согласованию с ЦК профсоюза работников здравоохранения. работникам учреждений здравоохранения в пределах выделенных бюджетных ассигнований могут устанавливаться надбавки за применение в работе достижений науки и передовых методов труда, высокие достижения в работе, выполнение особо важных или срочных работ (на срок их проведения), а также напряженность в труде, в порядке, предусмотренном в п.5 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785; руководителям учреждений здравоохранения (главным врачам, директорам, заведующим, начальникам) надбавки за работу, направленную на развитие учреждения, применение в практике учреждения передовых методов диагностики и лечения больных, новых лекарственных средств и медицинского оборудования, передовых методов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устанавливаются решением вышестоящего органа управления здравоохранением.^ 1.2.6 Выплаты по районному регулированию оплаты труда в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями К выплатам по районному регулированию оплаты труда в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями относят: районный коэффициент; процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока; коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях; коэффициенты за работу в высокогорных районах. Основные принципы районного регулирования оплаты труда были разработаны при подготовке мероприятий по упорядочению заработной платы в 1956- 1960 гг. утвержден порядок определения заработка для начисления районных коэффициентов и надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж рабо 1.3 Обоснование целесообразности перехода от оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений к организации оплаты труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения по отраслевому принципу При совершенствовании организации оплаты труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения необходимо понять какие недостатки есть у оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Это позволит принять решение либо о ее модернизации (устранении недостатков и повышении эффективности), либо о необходимости разработки принципиально новой системы оплаты труда. В ходе обсуждений недостатков оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений с представителями медицинского сообщества, чаще всего назывался низкий размер тарифной ставки (оклада) первого разряда. В результате большинство тарифных ставок (окладов) по разрядам Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений оказываются ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Более того, сложилось общее мнение, что для повышения эффективности оплаты труда по Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, повышении конкурентоспособности федеральных государственных учреждений на рынке труда и ре