А.В. Петрова ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)Глубокий анализ показателей предприятий розничной торговли (ПРТ) требует грамотного подхода к процессу выборки из множества данных, охватывающего определенные этапы по ограничению некоторого отрезка пространства. Необходимость выборки обусловлена невозможностью исследования всей совокупности данных ввиду ограниченности финансовых, человеческих и временных ресурсов. Следует отметить, что объем выборки не повлиял на репрезентативность полученных данных, так как на практике бездоказательно принимается, что для получения точных результатов выборка должна составлять 5% от совокупности. Выборка составлялась на основе использования разных источников информации (данные Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, статистические сборники, а так же информация, собранная автором в ходе исследования). Так же сбор информации осуществлялся автором путем анкетного опроса ПРТ. При проведении исследования анализировались объекты с определенными параметрами, что позволило обеспечить репрезентативную выборку. Размер выборки рассчитывался по следующей формуле [2, с.571]: (1) где, n – объем выборки;s – среднеквадратическое отклонение (100);z – нормированное отклонение (1,65), определенное исходя из уровня доверительности (90%);^ N – генеральная совокупность;е – желаемая погрешность (8%). При больших значениях N (численность анализируемой генеральной совокупности составляла более двадцати пяти тысяч ПРТ) вышеприведенная формула приобрела следующий вид: , (2) Это означает, что рассчитанная выборка допускает ошибку в пределах +8% при уровне доверительности 90%. Таким образом, в 90% случаях ошибка составляет +8% . Результаты анализа деятельности ПРТ начнем с табл. 1, в которой представлены основные показатели ПРТ. Таблица 1^ Основные показатели деятельности ПРТ по группам Показатели Группа ПРТ Микро Малые Средние Крупные Крупнейшие Численность работников, чел. 5 11 23 44 81 Оборот розничной торговли, тыс. руб. 2419,6 5640,6 9647,5 28923,1 80763,1 Торговая площадь, кв.м. 89,9 213,5 375,9 432,2 1053,8 Площадь помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, кв.м. 15,2 268,3 206,8 648,3 875,7 Объем оборота на 1 кв.м. торговой площади, тыс.руб. 26,9 26,4 25,7 66,9 76,6 Объем оборота на 1 кв.м. площади помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, тыс.руб. 159,2 21,0 46,7 44,6 92,2 Все анализируемые ПРТ были объединены в группы по размеру предприятия. Это позволило выделить пять групп: микро, малые, средние, крупные и крупнейшие ПРТ. Размер ПРТ, в свою очередь, определяется средней численностью персонала ПРТ. Наблюдается общая тенденция, что с увеличением размера ПРТ, увеличиваются значения основных показателей деятельности ПРТ. Эта тенденция особенно четко отражена в таких показателях как оборот розничной торговли и торговая площадь ПРТ. Анализируя данные группы «микро ПРТ», отметим, что в среднем их торговая площадь не превышает 90 кв.м., а средняя численность персонала составляет 5 человек. Складская площадь составляет 17% от торговой, хотя на некоторых ПРТ такой вид площади отсутствует. Объем оборота – около 26,91 тыс. руб. на 1 кв.м. торговой площади. В группе «малые ПРТ» средняя численность персонала в 2,2 раза больше чем в группе микро ПРТ, оборот также больше – в 2,3 раза, но, несмотря на это, показатель оборота на 1 кв.м. торговой площади почти тот же, а в некоторых случаях – даже меньше. Это может быть связано со многими факторами как внутренними, так и внешними, оказывающими влияние на ПРТ. Торговая площадь группы «средние ПРТ» составляет 375,9 кв.м., что в среднем в 1,8 раза превышает складскую площадь предыдущей группы предприятий. Объем оборота, приходящегося на 1 кв.м. торговой площади составляет 25,7 тыс. руб., что на 0,9% ниже по сравнению с аналогичным показателем группы малые ПРТ. Рассматривая данные группы «крупные ПРТ» с численностью работников порядка 44 человек, следует отметить, что показатель розничного оборота рассматриваемой группы ПРТ в 3 раза превышает оборот группы «средние ПРТ», несмотря на то, что количество персонала по отношению к предыдущей группе возросло только в 2 раза, а объем оборота на 1 кв.м. торговой площади – в 2,6 раза. Снижение наблюдается по показателю объема оборота на 1 кв.м. складской площади. Это может быть связано с тем, что складская площадь у крупных предприятий больше, чем торговая. Завершают классификацию группа «крупнейшие ПРТ» со средней численностью 81 человек. Оборот розничной торговли этой группы ПРТ составляет 80763,1 тыс. руб./год., что в 2,7 раза больше по сравнению с показателем группы крупные ПРТ. Торговая площадь составляет порядка 1053,8 кв.м., причем складская площадь составляет около 80% от торговой площади. Объем оборота на 1 кв.м. этой группы является самым высоким и оставляет 46,6 тыс. руб., что на 1,2% больше по сравнению с группой крупные ПРТ. Таким образом, по данным, представленным в табл. 1, можно сделать следующие выводы. Значения основных показателей демонстрируют прямую зависимость между размером предприятия и его эффективностью. Согласно табличным данным наиболее эффективными предприятиями являются «крупные» и «крупнейшие ПРТ» с численностью более 40 человек. Показатель оборота на 1 кв.м. торговой площади и оборот на 1 работника у этих ПРТ в 3 раза больше по сравнению с «микро» и «малыми» ПРТ. Далее, опираясь на вышеприведенные результаты, мы продолжим трактовку результатов исследования. При исследовании была выявлена закономерность, что, чем больше размер предприятия, тем больше разрыв между двумя пределами (экстремальными значениями минимума и максимума значений торговой площади всей анализируемой совокупности). Так, для микро ПРТ с численностью работников до 6 человек разброс значений составляет 60 кв.м. Для малых ПРТ (до 15 работников) – разница порядка 400 кв.м. Для средних предприятий – 550 кв.м. У крупных ПРТ эта разница находится в пределах 900 кв.м. А для крупнейших – 1500 кв.м. Таким образом, каждая группа ПРТ в зависимости от размера может иметь торговую площадь в весьма разных значениях. Так, например, на малых и средних предприятиях разница между предельными значениями площади помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже составляет от 800 до 1300 кв.м., а на крупных и крупнейших ПРТ данный показатель колеблется от 1400 до 2600 кв.м. Таким образом, можно сделать выводы о том, что с увеличением размера ПРТ площадь помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже значительно увеличивается во всех размерных группах предприятий. Торговая площадь с ростом размера ПРТ так же не значительно увеличивается. Показатели рассматриваемых видов площадей ПРТ зависят от многих факторов, к которым относятся специализация предприятия, количество ассортиментных позиций, форма обслуживания, формат ПРТ и др. Что бы численно отразить полученные результаты анализа ПРТ (тренды), мы воспользуемся инструментарием типизации линий трендов, заключенном в стандартном офисном программном обеспечении, выражая возрастающие тренды в виде определенных математических уравнений – аналитических выражений. Так, с помощью программного обеспечения была выявлена закономерность изменения розничного оборота в зависимости от показателей торговой и площадей помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (табл. 2).Таблица 2^ Математические уравнения соотношений показателей численности работников и площадей ПРТ Название функции Соотношение торговой площади предприятий и численности работников Соотношение площади помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже предприятий и численности работников Линейная y = 10,142x + 45,201 R2=0,5971 y = 122,34x - 217,33 R2=0,6139 Полиномиальная y = 0,0989x2 + 3,2174x + 127,14 R2=0,6152 y = 15,82x2 - 146,6x + 589,49 R2=0,7864 Степенная y = 33,325x 0,683 R2=0,6527 y = 94,832x 0,9342 R2=0,6284 Экспоненциальная y = 108,51e 0,0302x R2=0,6232 y = 145,46e 0,1604x R2=0,6739 Примечание: х – численность работников, чел., y – торговая или площадь помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, кв.м.) R2– величина достоверности аппроксимации В таблице 2 представлены четыре типа функций: линейная, полиномиальная, степенная и экспоненциальная, каждая из которых имеет определенные свойства. Применение каждого из уравнений зависит от специфики конкретного предприятия, рынка, на котором функционирует ПРТ и ряда других факторов. Данные функции выведены на основе анализа выборки ПРТ и отражают тенденции роста параметров соответствующих площадей ПРТ с ростом показателя объема оборота ПРТ. В данной таблице R2представляет собой величину достоверности аппроксимации, которая показывает насколько точными являются аналитические выражения. Исходя из этого, при анализе соотношения торговой площади предприятий и численности работников наиболее точной является степенная функция, так как величина аппроксимации наибольшая (R2=0,6527) по сравнению с другими функциями. При исследовании соотношения площади помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже предприятий и численности работников определяющей функцией является полиномиальная (R2=0,7864). Рассчитанные функции могут быть применены для расчета и прогнозирования основных показателей ПРТ с целью повышения эффективности их деятельности. Продолжением анализа показателей ПРТ будет анализ соотношения торговой и площади помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже. На микро и малых ПРТ площадь помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже больше торговой площади. Это характерно для ПРТ с традиционной формой обслуживания, а так же для специализированных предприятий, реализующих книги, канцтовары, мебель, спортивные товары и другие. Средним предприятиям свойственна та же тенденция, хотя, как показывает график, существует небольшое количество предприятий, у которых складская площадь превышает торговую. У крупных и крупнейших ПРТ в большинстве торговая площадь превышает площадь хранения в несколько раз (от 2 до 5), таким образом, разница составляет порядка 800 до 3200 кв.м. Такое соотношение площадей характерно для специализированных магазинов, в которых торговая площадь одновременно является и складской. К этим ПРТ относятся предприятия с самообслуживанием (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры), предприятия, реализующие текстильные товары, одежду, обувь, продукты питания. Таблица 3Математические уравнения соотношений показателей объема оборота, приходящегося на 1 кв.м. торговой и площадей помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже ПРТ Название функции Объем оборота на 1 кв.м. торговой площади, тыс. руб. Объем оборота на 1 кв.м. площади помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, тыс. руб. Линейная y = 1,7112x + 13,732 R2=0,1524 y = 3,3461x + 12,569 R2=0,1575 Полиномиальная y = 0,0469x2 - 1,2879x + 46,222 R2=0,1827 y = 0,0453x2 + 6,4695x - 23,871 R2=0,1664 Степенная y = 4,4598x 0,6644 R2=0,2404 y = 1,4014x 1,0769 R2=0,3441 Экспоненциальная y = 13,51e0,0316x R2=0,2239 y = 9,7634e 0,0456x R2=0,2927 Примечание: х – оборот ПРТ, тыс.руб., y – торговая/площадь помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже R2– величина достоверности аппроксимации Воспользовавшись типизацией линий трендов, освещенной нами выше и примененной при формировании таблицы 2, мы продолжим анализировать показатели деятельности ПРТ, в частности связанные с оборотом розничной торговли предприятий, являющимся одним из важнейших. В нашем случае мы приведем этот показатель к 1 кв.м. торговой и складской площади, анализируемыми нами выше. Это соотношение показателей обобщено в виде математических уравнений – аналитических выражений (табл.3). В данном случае наибольшее точно зависимость двух показателей отражает степенная функция, т.к. значение достоверности аппроксимации наибольшее по сравнению в другими аналитическими выражениями (соотношение оборота на 1 кв.м. торговой площади, тыс. руб. R2=0,2404, Объем оборота на 1 кв.м. площади помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, тыс. руб. R2=0,3441). Таким образом, в ходе исследования были проанализированы основные показатели деятельности ПРТ Свердловской области. Основным вывод является установление зависимости между показателями ПРТ в виде математических уравнений, которые могут быть использованы для расчета показателей и прогнозирования деятельности ПРТ с целью повышения эффективности его функционирования. Литература:Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.Маркетинг / Под общ. Ред. В.И. Видяпина. – СПб.: Питер, 2004. – 1131 с., с.571.