Реферат по предмету "Разное"


А. В. Петрова определение эффективности деятельности предприятий розничной торговли на основе анализа их показателей (на примере свердловской области)

А.В. Петрова ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)Глубокий анализ показателей предприятий розничной торговли (ПРТ) требует грамотного подхода к процессу выборки из множества данных, охватывающего определенные этапы по ограничению некоторого отрезка пространства. Необходимость выборки обусловлена невозможностью исследования всей совокупности данных ввиду ограниченности финансовых, человеческих и временных ресурсов. Следует отметить, что объем выборки не повлиял на репрезентативность полученных данных, так как на практике бездоказательно принимается, что для получения точных результатов выборка должна составлять 5% от совокупности. Выборка составлялась на основе использования разных источников информации (данные Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, статистические сборники, а так же информация, собранная автором в ходе исследования). Так же сбор информации осуществлялся автором путем анкетного опроса ПРТ. При проведении исследования анализировались объекты с определенными параметрами, что позволило обеспечить репрезентативную выборку. Размер выборки рассчитывался по следующей формуле [2, с.571]: (1) где, n – объем выборки;s – среднеквадратическое отклонение (100);z – нормированное отклонение (1,65), определенное исходя из уровня доверительности (90%);^ N – генеральная совокупность;е – желаемая погрешность (8%). При больших значениях N (численность анализируемой генеральной совокупности составляла более двадцати пяти тысяч ПРТ) вышеприведенная формула приобрела следующий вид: , (2) Это означает, что рассчитанная выборка допускает ошибку в пределах +8% при уровне доверительности 90%. Таким образом, в 90% случаях ошибка составляет +8% . Результаты анализа деятельности ПРТ начнем с табл. 1, в которой представлены основные показатели ПРТ. Таблица 1^ Основные показатели деятельности ПРТ по группам Показатели Группа ПРТ Микро Малые Средние Крупные Крупнейшие Численность работников, чел. 5 11 23 44 81 Оборот розничной торговли, тыс. руб. 2419,6 5640,6 9647,5 28923,1 80763,1 Торговая площадь, кв.м. 89,9 213,5 375,9 432,2 1053,8 Площадь помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, кв.м. 15,2 268,3 206,8 648,3 875,7 Объем оборота на 1 кв.м. торговой площади, тыс.руб. 26,9 26,4 25,7 66,9 76,6 Объем оборота на 1 кв.м. площади помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, тыс.руб. 159,2 21,0 46,7 44,6 92,2 Все анализируемые ПРТ были объединены в группы по размеру предприятия. Это позволило выделить пять групп: микро, малые, средние, крупные и крупнейшие ПРТ. Размер ПРТ, в свою очередь, определяется средней численностью персонала ПРТ. Наблюдается общая тенденция, что с увеличением размера ПРТ, увеличиваются значения основных показателей деятельности ПРТ. Эта тенденция особенно четко отражена в таких показателях как оборот розничной торговли и торговая площадь ПРТ. Анализируя данные группы «микро ПРТ», отметим, что в среднем их торговая площадь не превышает 90 кв.м., а средняя численность персонала составляет 5 человек. Складская площадь составляет 17% от торговой, хотя на некоторых ПРТ такой вид площади отсутствует. Объем оборота – около 26,91 тыс. руб. на 1 кв.м. торговой площади. В группе «малые ПРТ» средняя численность персонала в 2,2 раза больше чем в группе микро ПРТ, оборот также больше – в 2,3 раза, но, несмотря на это, показатель оборота на 1 кв.м. торговой площади почти тот же, а в некоторых случаях – даже меньше. Это может быть связано со многими факторами как внутренними, так и внешними, оказывающими влияние на ПРТ. Торговая площадь группы «средние ПРТ» составляет 375,9 кв.м., что в среднем в 1,8 раза превышает складскую площадь предыдущей группы предприятий. Объем оборота, приходящегося на 1 кв.м. торговой площади составляет 25,7 тыс. руб., что на 0,9% ниже по сравнению с аналогичным показателем группы малые ПРТ. Рассматривая данные группы «крупные ПРТ» с численностью работников порядка 44 человек, следует отметить, что показатель розничного оборота рассматриваемой группы ПРТ в 3 раза превышает оборот группы «средние ПРТ», несмотря на то, что количество персонала по отношению к предыдущей группе возросло только в 2 раза, а объем оборота на 1 кв.м. торговой площади – в 2,6 раза. Снижение наблюдается по показателю объема оборота на 1 кв.м. складской площади. Это может быть связано с тем, что складская площадь у крупных предприятий больше, чем торговая. Завершают классификацию группа «крупнейшие ПРТ» со средней численностью 81 человек. Оборот розничной торговли этой группы ПРТ составляет 80763,1 тыс. руб./год., что в 2,7 раза больше по сравнению с показателем группы крупные ПРТ. Торговая площадь составляет порядка 1053,8 кв.м., причем складская площадь составляет около 80% от торговой площади. Объем оборота на 1 кв.м. этой группы является самым высоким и оставляет 46,6 тыс. руб., что на 1,2% больше по сравнению с группой крупные ПРТ. Таким образом, по данным, представленным в табл. 1, можно сделать следующие выводы. Значения основных показателей демонстрируют прямую зависимость между размером предприятия и его эффективностью. Согласно табличным данным наиболее эффективными предприятиями являются «крупные» и «крупнейшие ПРТ» с численностью более 40 человек. Показатель оборота на 1 кв.м. торговой площади и оборот на 1 работника у этих ПРТ в 3 раза больше по сравнению с «микро» и «малыми» ПРТ. Далее, опираясь на вышеприведенные результаты, мы продолжим трактовку результатов исследования. При исследовании была выявлена закономерность, что, чем больше размер предприятия, тем больше разрыв между двумя пределами (экстремальными значениями минимума и максимума значений торговой площади всей анализируемой совокупности). Так, для микро ПРТ с численностью работников до 6 человек разброс значений составляет 60 кв.м. Для малых ПРТ (до 15 работников) – разница порядка 400 кв.м. Для средних предприятий – 550 кв.м. У крупных ПРТ эта разница находится в пределах 900 кв.м. А для крупнейших – 1500 кв.м. Таким образом, каждая группа ПРТ в зависимости от размера может иметь торговую площадь в весьма разных значениях. Так, например, на малых и средних предприятиях разница между предельными значениями площади помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже составляет от 800 до 1300 кв.м., а на крупных и крупнейших ПРТ данный показатель колеблется от 1400 до 2600 кв.м. Таким образом, можно сделать выводы о том, что с увеличением размера ПРТ площадь помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже значительно увеличивается во всех размерных группах предприятий. Торговая площадь с ростом размера ПРТ так же не значительно увеличивается. Показатели рассматриваемых видов площадей ПРТ зависят от многих факторов, к которым относятся специализация предприятия, количество ассортиментных позиций, форма обслуживания, формат ПРТ и др. Что бы численно отразить полученные результаты анализа ПРТ (тренды), мы воспользуемся инструментарием типизации линий трендов, заключенном в стандартном офисном программном обеспечении, выражая возрастающие тренды в виде определенных математических уравнений – аналитических выражений. Так, с помощью программного обеспечения была выявлена закономерность изменения розничного оборота в зависимости от показателей торговой и площадей помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (табл. 2).Таблица 2^ Математические уравнения соотношений показателей численности работников и площадей ПРТ Название функции Соотношение торговой площади предприятий и численности работников Соотношение площади помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже предприятий и численности работников Линейная y = 10,142x + 45,201 R2=0,5971 y = 122,34x - 217,33 R2=0,6139 Полиномиальная y = 0,0989x2 + 3,2174x + 127,14 R2=0,6152 y = 15,82x2 - 146,6x + 589,49 R2=0,7864 Степенная y = 33,325x 0,683 R2=0,6527 y = 94,832x 0,9342 R2=0,6284 Экспоненциальная y = 108,51e 0,0302x R2=0,6232 y = 145,46e 0,1604x R2=0,6739 Примечание: х – численность работников, чел., y – торговая или площадь помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, кв.м.) R2– величина достоверности аппроксимации В таблице 2 представлены четыре типа функций: линейная, полиномиальная, степенная и экспоненциальная, каждая из которых имеет определенные свойства. Применение каждого из уравнений зависит от специфики конкретного предприятия, рынка, на котором функционирует ПРТ и ряда других факторов. Данные функции выведены на основе анализа выборки ПРТ и отражают тенденции роста параметров соответствующих площадей ПРТ с ростом показателя объема оборота ПРТ. В данной таблице R2представляет собой величину достоверности аппроксимации, которая показывает насколько точными являются аналитические выражения. Исходя из этого, при анализе соотношения торговой площади предприятий и численности работников наиболее точной является степенная функция, так как величина аппроксимации наибольшая (R2=0,6527) по сравнению с другими функциями. При исследовании соотношения площади помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже предприятий и численности работников определяющей функцией является полиномиальная (R2=0,7864). Рассчитанные функции могут быть применены для расчета и прогнозирования основных показателей ПРТ с целью повышения эффективности их деятельности. Продолжением анализа показателей ПРТ будет анализ соотношения торговой и площади помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже. На микро и малых ПРТ площадь помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже больше торговой площади. Это характерно для ПРТ с традиционной формой обслуживания, а так же для специализированных предприятий, реализующих книги, канцтовары, мебель, спортивные товары и другие. Средним предприятиям свойственна та же тенденция, хотя, как показывает график, существует небольшое количество предприятий, у которых складская площадь превышает торговую. У крупных и крупнейших ПРТ в большинстве торговая площадь превышает площадь хранения в несколько раз (от 2 до 5), таким образом, разница составляет порядка 800 до 3200 кв.м. Такое соотношение площадей характерно для специализированных магазинов, в которых торговая площадь одновременно является и складской. К этим ПРТ относятся предприятия с самообслуживанием (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры), предприятия, реализующие текстильные товары, одежду, обувь, продукты питания. Таблица 3Математические уравнения соотношений показателей объема оборота, приходящегося на 1 кв.м. торговой и площадей помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже ПРТ Название функции Объем оборота на 1 кв.м. торговой площади, тыс. руб. Объем оборота на 1 кв.м. площади помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, тыс. руб. Линейная y = 1,7112x + 13,732 R2=0,1524 y = 3,3461x + 12,569 R2=0,1575 Полиномиальная y = 0,0469x2 - 1,2879x + 46,222 R2=0,1827 y = 0,0453x2 + 6,4695x - 23,871 R2=0,1664 Степенная y = 4,4598x 0,6644 R2=0,2404 y = 1,4014x 1,0769 R2=0,3441 Экспоненциальная y = 13,51e0,0316x R2=0,2239 y = 9,7634e 0,0456x R2=0,2927 Примечание: х – оборот ПРТ, тыс.руб., y – торговая/площадь помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже R2– величина достоверности аппроксимации Воспользовавшись типизацией линий трендов, освещенной нами выше и примененной при формировании таблицы 2, мы продолжим анализировать показатели деятельности ПРТ, в частности связанные с оборотом розничной торговли предприятий, являющимся одним из важнейших. В нашем случае мы приведем этот показатель к 1 кв.м. торговой и складской площади, анализируемыми нами выше. Это соотношение показателей обобщено в виде математических уравнений – аналитических выражений (табл.3). В данном случае наибольшее точно зависимость двух показателей отражает степенная функция, т.к. значение достоверности аппроксимации наибольшее по сравнению в другими аналитическими выражениями (соотношение оборота на 1 кв.м. торговой площади, тыс. руб. R2=0,2404, Объем оборота на 1 кв.м. площади помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, тыс. руб. R2=0,3441). Таким образом, в ходе исследования были проанализированы основные показатели деятельности ПРТ Свердловской области. Основным вывод является установление зависимости между показателями ПРТ в виде математических уравнений, которые могут быть использованы для расчета показателей и прогнозирования деятельности ПРТ с целью повышения эффективности его функционирования. Литература:Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2003. — 520 с.Маркетинг / Под общ. Ред. В.И. Видяпина. – СПб.: Питер, 2004. – 1131 с., с.571.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Переход относительных и притяжательных прилагательных в качественные
Реферат Протестантизм как основа процветания западной буржуазии
Реферат Анализ web сайта
Реферат Показникові та логарифмічні рівняння, нерівності та їх системи в шкільному курсі математики
Реферат Биография Федора 1 Ивановича
Реферат Геракл и его подвиги
Реферат Анализ материальных ресурсов на примере ООО ХоумМастер
Реферат The Lottery And Human Detachment Essay Research
Реферат Campaign Finance Essay Research Paper There are
Реферат Summary Of The Setting In
Реферат Revenge Essay Research Paper Revenge causes one
Реферат Андре Моруа Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго
Реферат Особенности медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в учреждениях города Вологды
Реферат Классификация трудовых споров их виды
Реферат Самообучающиеся нейросетевые экспертные системы в медицине: теория, методология, инструментарий, внедрение