Реферат по предмету "Экономика"


Отрасли экономики

--PAGE_BREAK--Природаи сущность услуги
В современной отечественной и зарубежной экономической литературе выделяют три основных подхода к определению «услуга». Первый подход можно назвать отраслевым, по которому к сфере услуг относят отрасли соответствующей специализации.

Согласно второму подходу, понятие «услуга» формируется методом альтернативы, т.е. суммируются свойства и признаки, противоположные тем, которые характерны для материального блага — товара. Этот подход прост, но он дает спорные результаты, поскольку возможно множество комбинаций самых различных признаков.

В 80-х гг. XX столетия стал широко распространяться третий подход, по которому определение «услуга» строилось на концентрации самых ее общих черт, а наиболее ярко выраженные свойства, отражающие специфику, закреплялись за конкретными видами услуг. Этот подход и в настоящее время сохраняет свое значение, хотя многие услуги, порожденные научно-техническим прогрессом, имеют смешанные характеристики.

Второй и третий подходы наиболее часто используются в теории и на практике, что обусловливает необходимость их тщательного рассмотрения.

Для понимания природы услуги имеет большое значение сравнение ее по основным типичным технико-организационным и экономическим характеристикам с материальным благом (товаром).

Представленные в табл. 1 свойства типичной услуги нельзя абсолютизировать, они могут быть присущи ей в большей или меньшей степени, т.е. быть в определенном диапазоне.

Таблица 1

Отличительные характеристики товаров и услуг

Типичные материальные блага

(товары)

Типичные услуги

Осязаемость

Неосязаемость

Материализация в вещи, экземпляры которой могут накапливаться

Процесс, деятельность, которые не могут накапливаться

Производство и распределение отделено от потребления

Производство и потребление осуществляются одновременно

Потребитель не участвует в производстве

Потребитель участвует в производственном и сервисном процессах

Передача собственности

Нет передачи собственности



Как видно из табл. 1, важная особенность типичной услуги — ее неосязаемость. Неосязаемость услуги делает неосязаемым полезный эффект сервисной деятельности. Полезный эффект проявляется непосредственно в степени удовлетворения услугой, соответствующей потребности людей, и воспринимается через их субъективные восприятия, ощущения, эмоциональные переживания. Неосязаемость полезного эффекта и его неотделимость от процесса трудовой деятельности производителя услуг осложняют потребительский выбор, ибо заранее потребитель не может знать о потребительских свойствах полезного эффекта услуги. Потребитель таких «чистых» услуг может только косвенно оценить их по аналогии, на основе ранения других потребителей, а также с помощью рекламного образа, вещественной атрибутики, фирменного знака, буклета и т.д.

Неосязаемость услуг следует учитывать при решении проблемы ценообразования, поскольку важным фактором становится время, особенно, например, в услугах по сдаче в аренду каких-либо материальных или нематериальных активов.

Свойство нематериальности, неосязаемости принято считать самым важным, характерным для типичным услуг. Именно это свойство послужило для многих авторов основой определения услуге. Так, К.Р. Макконелл и С.Л. Брю под услугой понимают то, что неосязаемо (невидимо) и в обмен на что потребитель, фирма или правительство готовы предоставить что-либо ценное[3]. Ф. Котлер определяет услугу как любое мероприятие или выгоду, которые однасторона может предоставить другой и которая в основном неосязаема[4].С. Халлер трактует услугу в смысле готовности поставщика деятельности, в том числе синхронизации всех необходимых ресурсов, создании материальных, правовых и других условий, позволяющихудовлетворить запросы потребителя[5]. Весьма похожее определение услугам дают немецкие специалисты Мефферт и Брун (2000г.). Они называют услугами самостоятельную рыночную деятельность, которая связана с готовностью (как страховые услуги) и/или с реальными действиями (как услуги парикмахера) в рамках сервисного процесса и комбинации различных первичных факторов воздействовать на потребителей либо на другие объекты (например, ремонт автомобиля).

К. Лавлок, отмечая, что способ, с использованием которого услуги создаются и предоставляются потребителям, сложно поддается описанию вследствие их свойства неосязаемости. Он предлагает два подхода к определению услуги[6]:

•       услуга — это действие или процесс, предлагаемый одной стороной другой, в ходе которого используются физические объекты (товары), но выполнение действий носит неосязаемый характер и, как правило, не приводит к получению права собственности на что-либо;

•       услуга — вид экономической деятельности, создающей ценность и обеспечивающей определенные преимущества для потребителей в конкретном месте и в конкретное время, в результате осязаемых или неосязаемых действий, направленных на получателя услуги или его имущество.

При этом процесс представляет собой набор действий или операций, выполняемых обычно в определенной последовательности.

Услуга в наиболее общем понимании представляет собой не вещь, а процесс, деятельность, которую одна сторона — поставщик (производитель) может предложить другой стороне — потребителю либо предоставляет по его желанию с целью получения определенной выгоды (как в виде дохода, прибыли, так и в виде социального эффекта). С неосязаемостью услуги тесно связаны другие важные особенности услуги — невозможность ее хранить, накапливать для последующей реализации. При этом производство и потребление происходят одновременно во времени и в пространстве. Услуга выступает в симбиозной форме «потребительного производства».

Неосязаемость, несохраняемость услуг, одновременность их производства и потребления увеличивают степень риска в сфере услуг. Так, например, доход от незаполненных зрительских мест в кинотеатре, как и доход от несданного номера в гостинице, утрачивается навсегда. В сфере услуг в большей степени, чем в материальном производстве, необходимо учитывать фактор времени (сезонные спады в спросе, пиковые периоды спроса в течение суток). Здесь велика роль планирования мощностей (пропускной способности сферы услуг). Невозможность хранить и накапливать услуги оборачивается возможностью образования очередей вследствие увеличения времени ожидания, а также возникновения феноменаутомляемости людей. В связи с этим появляется необходимость применения особых мер по согласованию спроса и предложения — широкая практика предварительных заказов, дифференциация цен в зависимости от сезонности и пиковых перепадов в массовом спросе, привлечении временных работников на условиях неполного рабочего дня, совместительства и т.д.

Невозможность хранения услуг и существование услуг как деятельности придают особый характер их мобильности. Они более локализованы и рассредоточены. Товары по сравнению с услугами имеют преимущества в транспортировке и перемещении. В том случае, когда потребитель пространственно отделен от производителя, производство услуги возможно при условии приближения его к потребителю (например, строительство домов в местах расселения людей) либо потребителя к производителю (например, выезд к месту санаторно-курортного обслуживания, туристским объектам). Одновременность производства и потребления многих типичных услуг расширяет сферу личных контактов потребителей и производителей.

Для повышения качества и эффективности работы сферы услуг первостепенное значение имеет как производитель, так и потребитель. С одной стороны, с повышением технической оснащенности, усложнением ассортимента услуг и индивидуализацией запросов потребителей возрастают требования к общей культуре, профессионализму, умению работников сервисной службы, к их личным качествам. В сервисной деятельности производитель имеет непосредственное отношение с потребителем услуг, и поэтому важна не только профессионально-техническая, но и социально-психологическая сторона его квалификации.

С другой стороны, в сфере услуг в отличие от материального производства потребитель нередко непосредственно участвует в производстве услуг. В ряде случаев (например, с применением форм самообслуживания) участие потребителя в производстве услуг может рассматриваться как дополнительный производственный ресурс. Личностно-потребительская ориентация услуг усиливает тенденцию к их разнообразию и индивидуализации. Субъективность восприятия потребителем услуг состоит как в сложившемся заранее представлениио ней и в ее рекламном образе, так и в накопленном потребительском опыте. Качественные параметры услуг зависят от уровня культуры потребителя и от системы ценностной ориентации, которымион руководствуется. На уровень удовлетворенности сервисного обслуживания потребителя влияет не только субъективная оценка материальных условий (т.е. техники и технологии), но и самого процесса оказания услуги. В том числе внешнего вида и поведения работников сервисных служб, их отношения к работе, а также соотношение обслуживания и самообслуживания, характер взаимоотношений с другими потребителями в процессе обслуживания.

Участие человека как субъективного, а не технического фактора в производстве и потреблении услуг не обеспечивает надежной гарантии постоянного их качества. Качественные характеристики услуг могут изменяться в больших диапазонах. В отдельных ситуациях можно с помощью технических средств, например с помощью системы видео-звукозаписи, свести к минимуму влияние субъективного фактора. Однако это нередко достигается ценой потери атмосферы живого человеческого общения.

Научно-технический прогресс вносит значительные изменения не только в видовую структуру различных товаров и услуг, но и существенно меняет их сущностное содержание. Существует немало услуг, оказание которых сопровождается присутствием материально-вещественных объектов или происходит с помощью таких объектов. Кроме того, услуги могут получать материальную форму и существовать самостоятельно. Например, услуги могут материализоваться в программном продукте, видеокассетах, кинофильмах, скульптурах, в художественных картинах и т.д. Но в этом случае материальный субстрат (качество кинолент, холста, камня) играет, как правило, не доминирующую роль. Полезный эффект услуги будет определяться главным образом качеством передаваемой информации, содержанием социального и художественного образа.

В ходе научно-технического прогресса появляются услуги, обладающие целым рядом нетипичных свойств. Так, например, информационные услуги отличаются от традиционных типичных услуг следующими особенностями: результат информационной деятельности получает материальное выражение в документах, которые можно сохранять на носителях и транспортировать, сервисный процесс информационной деятельности не требует личных контактов потребителя и производителя (поставщика услуги).

В разных видах услуг соотношение нематериальных и материальных элементов неодинаково, что дает основание различать традиционные (типичные) и нетрадиционные (нетипичные) услуги (рис. 3). При этом следует отметить многообразие соотношений материальных и нематериальных элементов в различных услугах: комбинация осязаемого товара с сопутствующими услугами (например, компьютер с услугами по настройке, ремонту, подключению к Интернету и т.п.); услуги питания (например, в ресторане стоимость продуктов питания может составлять 30%, остальное приходится на услуги по покупке продуктов, приготовлению блюд, сервировке стола, аренде обеденного зала, интерьеру помещения, парковке, услуг артистов и т.п.); так называемые «чистые» услуги за больными, престарелыми, инвалидами, детьми и т.п.
                              Материальность                                             Неосязаемость



Транспортные

услуги

Информа-ционные услуги

Консалтинг и медицинские услуги

Финансовые услуги

Страховые услуги

Рис. 3.Схема условного соотношения нематериальных и материальных элементов в различных видах услуг
Одна из важных особенностей сферы услуг состоит в том, что оказание многих видов услуг не сопровождается сменой прав собственности и изменением имущественных отношений между потребителем и производителем услуг. Например, пассажир для того, чтобы воспользоваться услугами транспортной организации, приобретает билет, получая, таким образом, право на проезд соответствующимвидом транспорта до места назначения. Но оплата транспортной услуги не означает, что пассажир становится собственником транспортного средства. Как известно, право собственности — это абсолютное «вещное» право, абсолютное господство лица над вещью, основное право личности на владение, распоряжение и пользование вещами, или отношения по поводу вещей. Поскольку услуги не материализуются и имеют отношения с нематериальными ценностями, то право собственности как абсолютное вещное право наталкивается на немалые трудности, связанные со специфической невещной, неосязаемой природой типичной, традиционной услуги.

В сфере услуг в большинстве случаев действует относительное право, т.е., с одной стороны, право требований производителя по отношению к потребителю и обязательств потребителей по отношению к производителям, а с другой — действует право требований потребителя к производителю и обязательств производителя по отношению к потребителю. В сфере услуг права собственника на материальные условия производства услуг в определенной степени ограничиваются правами потребителя, и здесь существуют, как правило, не договорные отношения, а развиваются деликатные правовые отношения. Они предусматривают, что обязанность возместить причиненный вред потребителю возлагается на производителей услуг или на собственника имущества, которое при недостаточном соблюдении требований безопасности может причинить ущерб. Так, например, в законодательстве многих стран и в международных конвенциях устанавливается обязанность транспортных организаций обеспечить страхование пассажиров, возмещать причиненный ущерб.

В сфере услуг широкое распространение получает право интеллектуальной собственности, охватывающее отношения собственности на интеллектуальный продукт и на нематериальные ценности (например, на товарный знак и знак обслуживания). Объектом интеллектуальной собственности является не вещественная форма, а содержание. Но общее, что ее объединяет с собственностью, — это абсолютный характер исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности. Поскольку сервисная деятельность включает многие виды творческой интеллектуальной деятельности, то ее результаты охраняются различными правовыми институтами, начиная от авторского права не только на литературные, художественные произведения, произведения изобразительного искусства, но и на исполнительную деятельность, хореографию, кончая собственностью на товарный знак и знак обслуживания. Охрана интеллектуальной собственности — это одна из характерных черт современного развития сервисной деятельности. Особенности отношений собственности в сфере услуг характеризуют не техническую, а социально-экономическую природу услуги.

Следует отметить, что различия между товарами и услугами могут быть дифференцированы иным образом. Вследствие этого выделяют такие признаки, как высокую степень взаимодействия сервисного персонала с потребителями, взаимодействие потребителей между собой (например, болельщики спортивно-зрелищных мероприятий); непостоянство качества используемых ресурсов и получаемых результатов сервисной деятельности, требующих соответствующей стандартизации и управления качеством; влияние фактора времени на потребительские намерения; возможности представления услуг как по физическим, так и электронными каналам (бронирование мест в гостиницах, транспортных средствах и др.). Это требуетдополнительных усилий по подбору и подготовке персонала техническому оснащению процесса обслуживания, мониторингу услуг и др.

Всовременном сервисе скорость обслуживания становится фактором конкурентоспособности, а минимизация времени на ожидание услуги существенно влияет на потребительский выбор. Поэтому фирмы, работающие в сфере услуг, вынуждены постоянно изыскивать возможности ускорения процесса обслуживания, не снижая при этом его качества.

Другим, не менее значимым фактором конкурентоспособности обоснование стратегии обслуживания относительно физических или электронных каналов предоставления услуг, поскольку посредством электронной почты, Интернета потребитель может получить услуги через киберпространство. Это позволяет воспользоваться некоторыми услугами в удобном месте и в удобное время для потребителя. При этом сервисный процесс организуется через посредников, которые выполняют ряд функций по доставке, продаже, общению с потребителем.

Качество услуги(полезный эффект, получаемый от оказания услуги) определяется основными свойствами природы услуги и факторами, которые влияют на производство и потребление.

Какправило, природа услуги является комплексной, т.е. сервисная деятельность представляет собой оказание не одной, а целого набора услуг, в котором основная, профильная услуга часто дополняется сопутствующими услугами. Степень комплексности различных услуг неодинакова, поскольку возможен разный набор услуг. Одни услуги, как, например, туристские, санаторно-курортные рекреационные, отличаются высокой комплексностью, другие, такие, как чистка обуви и одежды, — малой комплексностью. В связис комплексной природой услуги на качество сервисной деятельности может оказать влияние низкое качество какого-либо одногоэлемента набора услуг. Например, впечатление туристов может бытьиспорчено от плохой организации работы транспорта или плохого питания в ресторане, хотя уровень квалификации персона и содержание туристских маршрутов было высоким. Следовательно, качество и полезный эффект сервисной деятельности требуют поддержания на высоком уровне всех элементов набора услуг.

Качество услуги обусловливается также субъективной природой услуги, степенью контактов производителя и потребителя. Чем выше степень личных контактов между обслуживающим персоналом и потребителем, тем меньше стабильности в обеспечении качества сервисной деятельности. Принято по степени личных контактов выделять услуги, находящиеся в сфере личных контактов, в сфере видения потребителем (так называемой услуги «передней комнаты») и услуги вне сферы личных контактов, вне видения потребителем (так называемые услуги «задней комнаты»). Качество услуги формируется в результате согласования желания потребителя получить пользу от соответствующей услуги с реально полученным восприятием от ее потребления. Чем более согласовано субъективное желание потребителя с реальным восприятием полезного эффекта от услуги, тем выше степень его удовлетворенности обслуживанием, а чем меньше такое согласование, тем сильнее разочарование и неудовлетворенность.

Соотношение субъективного желания и реального восприятия услуги в процессе ее потребления, а, следовательно, качества сервиса зависит от множества факторов. На качество набора услуг влияет образ сервисного предприятия (организации, фирмы), формирующегося с помощью различных рекламных средств. Большое значение имеет накопленный опыт индивидов в отношении потребления соответствующих видов услуг. Субъективная природа услуги и ее неосязаемость затрудняют решение проблемы измерения качества сервиса и стандартизации, и как следствие, создают немалые трудности контроля над качеством в сравнении с промышленным производством.

Для преодоления этих трудностей теории и практики экономики и управления сферой услуг рекомендуется выделять материально-техническую и функциональную деятельную, составляющую качества услуги.

Материально-техническая составляющая качества услуги придает услуге ориентацию на сервисное оборудование и материальный продукт, а функциональная составляющая — нацеливает на сам процесс оказания услуги. Если в первом случае ограничены или отсутствуют личные контакты производителя и потребителя услуги, то во втором случае речь идет о непосредственных контактах.

В наборе услуг могут оказаться как услуги с высокой долей встроенных материально-технических элементов, так и услуги, ориентированные на процесс ее оказания, на личные контакты производителя и потребителя. Чем больше материально-технических факторов и элементов содержит набор услуг, тем шире возможности для их стандартизации.

К материально-техническим элементам качества набора услуг относятся:

·        блага в вещной форме, которые покупаются потребителем непосредственно, например товары, приобретаемые в магазинах, продукты питания в ресторане и т.д.;

·        материальные элементы, которые изменяются в процессе оказания услуг, включая как изменение потребительских свойств изделий, например ремонтные услуги, так и изменения самого потребителя, например медицинские услуги;

·        некоторые материальные элементы, которые сопутствуют оказанию набора услуг, например чековая книжка, служебный пропуск в сервисную организацию, билеты в театр, на стадион, метро и т.д. Их приобретение — не самоцель, они являются частью сервисной деятельности;

·        материальные элементы включающие часть окружающей среды ландшафт местности и место расположения сервисной организации, интерьер внутренних помещений, тип мебели, униформу, которую носит обслуживающий персонал, и т.д.

Что касаетсяфункциональных аспектов качества услуг, то они характеризуют то, как обслуживающий персонал оказывает услуги — внимательно или грубо, и каков уровень профессионализма работников, оказывающих услуги. К функциональным элементам набора относят:

·        характер сервисных контактов (непосредственно или опосредованно, часто или редко, только в чрезвычайных ситуациях, с высоким или низким уровнем предсказуемости ре­зультатов);

·        атмосфера сервисной обстановки, которая создается звуком, светом, комфортом и отсутствием очереди;

·        чувство, которое возникает у потребителя с точки зрения безопасности, престижности и т.д.

Функциональныеэлементы услуги и набора услуг неосязаемы и сильно подвержены субъективной оценке потребителей даже при одинаковом уровне их культуры. Это придает услугам персонифицированный характер. На восприятие потребителем процесса оказания услуги влияет поведение других потребителей, а также наличие очереди и неодинаковое отношение ко времени ожидания в очередях.

Услуги и набор услуг характеризуются различными соотношениями материально-технических и функциональных элементов качества. В одних случаях, например при автосервисе, преобладает материальный элемент, а в других — как, например, музыкальном исполнении, медицинской консультации — функциональные элементы.

Чем больше материально-технических элементов в услуге или в наборе услуг по сравнению с функциональными элементами, тем меньше личных сервисных контактов, но больше возможностей выполнить сервисную деятельность в «задней комнате» путем широкого применения стандартизации и индустриальной технологии.

    продолжение
--PAGE_BREAK--                     Раздел III.                          Рыночная власть и отрасли сферы сервиса Лекция 2  Экономические границы отраслейсферы сервиса Экономические границы отрасли и факторы их определяющие
Ранее отрасль и отраслевая структура рассматривались как производители материальных благ. В рыночных условиях отрасль может рассматриваться как объект предложения товаров в соответствии со спросом, вот почему стало расхожим понятие «структура отраслевого рынка».

Рыночное пространство складывается из взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью специализированных рынков. Специализированный рынок — это место встречи продавца и покупателя товаров и/или услуг определенной отрасли (вида деятельности) или их совокупности[7]. Каждый рынок в силу отраслевой принадлежности товара имеет определенную специфику и свой механизм установления цен, свои барьеры входа и выхода фирм (отраслей) и свои предельные размеры по количеству товаров (услуг).

На рис. 4в самом общем виде приведены отраслевые рынки, из которых складывается рыночное пространство.

Именно это рыночное пространство определяет структуру отраслевого производства по всем основным направлениям. Поэтому предпринимателям необходимо знать отраслевую организацию рынков, особенности ее поведения, чтобы своевременно выявлять механизм действия рыночной власти и соответственно корректировать действия субъектов хозяйствования в производстве, определять эластичность воздействия рыночных механизмов, как с положительных, так и с отрицательных сторон.






--PAGE_BREAK--Место отраслей сферы сервиса в народном хозяйстве
Вторая половина XX — начало XXI в. характеризуются многими значимыми явлениями и тенденциями в жизни общества и экономики стран мира. Но, по мнению специалистов, одной из основных тенденций нашего времени стало феноменально бурное расширение сферы услуг. Действительно, современный уровень развития передовых стран демонстрирует динамичное развитие производства услуг различного рода и их рынка. Степень развития сферы услуг стала выступать критериальным признаком развитости общества. В настоящее время страна не может быть причислена к развитым, если в ее сфере услуг создается меньше 65% ВНП. Достаточно сказать, что в США на сферу услуг приходится сейчас около 80% рабочих мест, в том числе в этой сфере занято более 85% всех кадров высшей квалификации, и 78% ВВП. В ней сосредоточено 40% основных производственных фондов. По данным бюро статистики занятости США, в ближайшее время увеличение числа свободных мест будет происходить только за счет сферы услуг. Аналогичная тенденция наблюдается и в странах Западной Европы, где в сфере услуг занято более 66% общего числа занятых. В странах ЕС на долю услуг приходится около 65—75% ВВП и 65% занятых; в Японии — 62 и 60% соответственно. В сфере услуг размещено 40% объема иностранных прямых инвестиций в мире. По данным МВФ, все виды услуг составляют в начале XXI в. примерно 1500 млрд дол. (около 70% стоимости всего результата мирового производства), а международная торговля услугами является одним из наиболее динамично растущих секторов мирового хозяйств

Это свидетельствует о том, что наступил принципиально новый этап в общественном, в том числе в международном, разделении труда. Стремительное развитие сферы услуг является, по мнению ученых, непременным условием успешного завершения современной структурной перестройки экономики.

При рассмотрении вопроса о структуризации экономики нужно иметь в виду следующее.

Отрасль — совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства основных фондов и профессиональных навыков работающих:

·        «чистая» отрасль — совокупность всех производств одного вида продукта – монопродукта (уголь, газ, нефть и т.д.);

·        хозяйственная отрасль — предприятия, у которых производство отраслевого продукта составляет основную долю;

·        административная отрасль — совокупность предприятий, находящихся в ведении одного из министерств (или другого административного органа).

Сфера:

·        область, предел распространения чего-нибудь;

·        совокупность отраслей и видов деятельности, характеризующихся общими сущностными признаками (чертами).

·        Сектор экономики — область хозяйственной деятельности, часть экономики. Секторы в экономике могут быть определены различными способами:

а)       как совокупность институциональных единиц — резидентов, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение (например, государственный (общественный) сектор; корпоративный сектор; частный сектор, не относящийся к корпоративному; некоммерческий сектор и т.д.);

б)      по типам продукции.

Можно выделить несколько методологических подходов к структурированию общественного производства, которые, во-первых, отражают видение проблемы с позиции своего времени; во-вторых, адекватно и глубоко раскрывая новые тенденции в изменении структуры экономики, они полностью не отторгают, не зачеркивают ранее предложенные концепции (рис. 7).

Рассмотрим представленные подходы подробнее.

В основе первого — исторически исходного — подхода лежит дихотомия материального и нематериального производства, т.е. разделение всего общественного производства на две части. До сих пор в экономической теории и практике спорадически, а в России весьма часто, используется такой подход, причем в отечественных публикациях, в том числе в научных, распространен термин «непроизводственная сфера», который применяется как синоним понятия «нематериальное производство». Уместно обратить внимание на встречающееся и, думается, вполне справедливое мнение, что термин «непроизводственная сфера» крайне неудачен. Если трактовать его буквально, то создается впечатление, что в непроизводственной сфере ничего не производится, а такое мнение ошибочно, поскольку экономические блага могут находиться в предметно-вещественной форме, а могут не иметь таковой. Если в отраслях материального производства создается материально вещественный продукт, то в отраслях нематериального производства — нематериальные блага и услуги.

Рис.7 Подходы к структурированию общественного производства
Следовательно, при указанном подходе разделение общественного производства (экономики) на две части базируется на ряде взаимосвязанных критериев:

1)участии отраслей и видов деятельности в создании материальных благ;

2)прямом (потребляющем) воздействии на природу. Если деятельность отрасли направлена на преобразование вещества природы с целью его приспособления к человеческим потребностям, то она относится к материальному производству;

3)овеществлении результатов труда. Если такое овеществление отсутствует, деятельность относится к нематериальной сфере[8].

Второй подход — более современный — базируется на представлении общественного производства как трехсекторной модели. Одним из первых (наряду с А. Фишером, 1935 г.) его предложил К. Кларк в своей работе «ConditionofeconomicProgress», изданной в Лондоне в 1940 г

К первому (первичному) сектору экономики причислялись все отрасли добывающей промышленности и сельского хозяйства.

Вторичный сектор охватывал обрабатывающие отрасли (обрабатывающий сектор экономики — отрасли обрабатывающей промышленности и строительство).

Третичный (терциарный) сектор — сектор услуг (сфера услуг). Необходимо обратить внимание на то, что здесь этот сектор понимается именно как сфера услуг. В современных же публикациях, в том числе в российских, нередко можно встретить термин «третичный сектор», трактуемый как сектор некоммерческих организаций.

Такое структурирование общественного производства не только впервые подчеркнуло роль услуговых видов деятельности, их значение для экономического организма, но и дало более объективную картину структуры самого материального производства.

Однако с 60—70-х годов XX в. в развитых странах стала нарастать диспропорциональность между этими секторами, которая приняла устойчивый и очевидный характер. Однопорядковость нарушилась в силу ярко выраженного преобладания третичного сектора сферы услуг над вторичным и первичным секторами.

В результате развития второго подхода Д. Белл в 70-х годах XX в. выделил наряду с тремя указанными секторами еще два: четверичный и пятеричный, одновременно пересмотрев структуру самого третичного сектора.

Согласно Беллу третичный сектор уменьшился до транспортных и коммунальных услуг, а торговля, финансы, страхование и операции с недвижимостью отходили к четверичному. К пятеричному сектору относились здравоохранение, образование, отдых, исследовательская деятельность и правительственные учреждения (табл. 2)

Таблица 2

Секторы экономики по Беллу





Доиндустриальное общество

Индустриальное

общество

Постиндустриальное

общество

Экономический сектор

Первичный

Вторичный

Третичный

Четвертичный

Пятеричный

Добывающие отрасли

Производство

Транспорт

Торговля

Здравоохранение

Сельское хозяйство

Промышленность

Отдых

Финансы

Образование

Горнодобыча

Обработка



Страхование

Научные исследования

Рыболовство





Недвижимость

Правительство

Производство лесоматериалов











Этот подход сейчас получил широкое распространение, но он имеет свои плюсы и минусы.

К достоинствам подхода Д. Белла можно отнести:

а) отражение сложности и неоднородности самой сферы услуг, необходимости ее собственного структурирования посредством разбиения единого у К. Кларка сектора услуг на три относительно обособленные «области» услуговой деятельности;

б) большую адекватность современным экономическим реалиям, характеризующимся расширением и усложнением сферы услуг.

В качестве недостатка указанного подхода можно отметить отсутствие четкого критерия, согласно которому сфера услуг расчленяется на отдельные секторы, состав и количество которых может быть различным.

В последние годы некоторые специалисты, в том числе и российские, предлагают иной подход к структурированию общественного производства. По их мнению, все национальное хозяйство можно представить двухполюсной системой: на одном полюсе будут отрасли, тяготеющие к субъект-объектному началу, на другом — к субъект-субъектному. Субъект-объектный полюс, как следует из самого названия, представляет взаимодействие человека с предметом своей деятельности илисобъектом потребления, а субъект-субъектный — объединяет такие отрасли, взаимодействие людей, в рамках которых основано на интерперсональном общении. Очевидно, что такой подход перекликается, во-первых, с исходным, поскольку «деление всего общественного хозяйства на две большие части, присущее концепции противопоставления материального производства и сферы услуг, восстанавливается, но при этом реализуется иной подход к роли того или иного сектора в воспроизводственных процессах»; во-вторых, с общественно признанным в настоящее время тезисом Д. Белла, согласно которому индустриальное общество характеризуется преобладающим взаимодействием человека с природой, а постиндустриальное — представляет собой состязание между людьми.

Субъект-объектный полюс будет включать традиционные отрасли, а именно: все отрасли первичного сектора (добывающая промышленность, сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство), а также отрасли, занимающиеся первичной переработкой природных ресурсов, и энергетику. Кроме того, есть веские основания для причисления сюда ряда отраслей вторичного сектора (металлургия, химическая промышленность, машиностроение и индустрия строительных материалов, пищевая промышленность и производство унифицированных потребительских благ); в эту же группу целесообразно включить транспорт и коммунальное хозяйство. Все эти отрасли характеризуются повторяемостью производственных процессов, воспроизводимостью их результата, высокими показателями выработки (в стоимостном выражении) на одного работника и отрицательными или колеблющимися около нулевой отметки темпами роста занятости. Другой полюс (субъект-субъектный сектор) объединяет такие отрасли, в которых взаимодействие людей основано на межперсональном общении и продукт которых отличается низкой степенью воспроизводимости и в значительной мере представлен информацией и знаниями. К этому полюсу можно причислить: сферу культуры и развлечений, образование, научные учреждения, производство информации (и software), консультационные и юридические услуги, всю сферу финансов и денежного обращения, страховые операции и операции с фондами и недвижимостью, а также государственное управление. Вся эта группа отраслей отличается разнообразием производственных процессов, высокой степенью квалификации ее работников и как следствие — невоспроизводимостью большинства создаваемых продуктов и услуг, имеет более низкие (в стоимостном выражении) показатели продуктивности и высокие темпы роста занятости.

Представляется, что правомерно говорить о нескольких сменяющих друг друга парадигмах (моделях) общественного производства и производительного труда.

Каковы же причины стремительного развития сферы услуг? В современных публикациях можно встретить более или менее развернутый перечень таких причин, различных по значению и взаимозависимости. Думается, более глубоко этот вопрос можно осветить, если посмотреть на него с позиции развития, как самого материального производства, так и домохозяйств, а так же с учетом влияния ряда общеэкономических и иных факторов.


Лекция 3  Источники и измерение рыночной власти



1       Типы отраслей в рыночных структурах
К настоящему времени сформулированы четыре основные модели рынков: модель чистой конкуренции, модель чистой монополии, модель монополистической конкуренции и модель олигополии. Названным моделям рынка соответствуют типы отраслей: чистой конкуренции, монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Отрасль чистой, совершенной конкуренции встречается крайне редко и должна включать множество предприятий, производящих однородную и стандартизированную продукцию. Вход и выход из отрасли свободные, информация о конкуренции доступна каждой фирме. Контроль за ценами отсутствует, но ни один из продавцов не оказывает влияния на рыночную цену.


Особенностью рынка совершенной конкуренции является то, что цены на продукцию соответствуют точке равновесия спроса и предложения (рис. 8).

Рис. 8 Точка равновесия (А) спроса и предложения
Отсюда, если рыночная цена установлена выше средних валовых издержек конкретной фирмы в отрасли, то фирма может получить максимум прибыли, а если ниже, то фирма может покрыть убытки путем роста объема производства и реализации. Ее задачей становится минимизация издержек или выход из отрасли.

Высокие прибыли и убытки для отдельных фирм возможны только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде возможность получения прибыли привлечет новые фирмы, которые увеличат предложение отрасли и окажут воздействие на снижение рыночной цены.

Таким образом, совокупное предложение товаров отраслью складывается из объемов предложений всех фирм, а реакция на изменения спроса рынка является достаточно быстрой — путем расширения или свертывания производства.

Устойчивость в долговременном периоде цены и минимума средних издержек позволяет конкурентным фирмам использовать наиболее эффективные из известных технологий и назначать са­мую низкую цену. Ресурсы будут распределены в соответствии с потребительскими вкусами, чтобы поддержать эффективность производства.

В то же время возможности роста эффективности отраслей совершенной конкуренции имеют ограничения:

•    не учитывается дифференциация доходов и потребностей потребителей;

•    не рассматриваются побочные результаты, связанные с выгодой и издержками для производства общественных благ;

•    в отрасли складываются низкие возможности, а также стимулы к обновлению технологий;

•    отсутствует широта диапазона потребительского выбора продуктов, условий для совершенствования производственных продуктов и создания новых продуктов труда.

Примерами отраслей с чистой конкуренцией с определенной долей условности могут быть сахарная промышленность (около 95 предприятий), автотранспортная отрасль (около 102 компаний), отрасли АПК по отдельным типам производимых продуктов (рынок зерна, подсолнечника и т.п.).

Характерным типом отраслевого субъекта в условиях несовершенной конкуренцииявляется монополия.

При монополии потребителям противостоит единый производитель. Различают три основных вида монополий: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия— это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в силу отсутствия конкуренции связанного с технологическими особенностями производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В связи с этим спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на товары субъектов естественных монополий.

Рождение таких монополий может происходить из-за барьеров для конкуренции, возведенных природой, — природные монополии (разработка месторождений уникальных полезных ископаемых) или продиктовано техническими (экономическими) причинами (например, обслуживание единой канализации, водовода в поселении).

Федеральным законодательством определены следующие подлежащие регулированию субъекты естественных монополий в сферах[9]:

•     транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

•      транспортировки газа по трубопроводам;

•      услуг по передаче электрической и тепловой энергии;

•      железнодорожных перевозок;

•      услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов;

•      услуга общедоступной электрической и почтовой связи.

Административная монополиявозникает в силу действия государственных органов власти. Это представление исключительного права на выполнение определенного рода деятельности (например, лицензирование видов деятельности, аттестация и аккредитация отдельных профессий (профессиональных бухгалтеров и аудиторов, выпуск денежных знаков и т.д.).

Многие виды деятельности из сферы административной монополии переходят в сферу государственной монополиив связи с ограничениями притока фирм в какую-либо отрасль (например, в область экспорта — импорта военной техники, стратегически важных товаров и т.д.).

Экономическая монополия развивается на основе закономерностей роста масштабов производства за счет концентрации производства и капитала. Чтобы победить в конкурентной борьбе, предприниматели вводят новые продукты труда, технологии, новую технику, увеличивая масштабы производства и снижая затраты на производство и реализацию продукции.

Конкурирующие фирмы либо разоряются (подвергаются процедуре банкротства), либо объединяются сначала в картели, синдикаты, а затем в другие формы объединений. Картели и синдикаты, а также корнеры запрещаются российским антимонопольным законодательством[10], если они не докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

Картель — это объединение самостоятельных хозяйствующих субъектов путем принятия соглашения об объемах выпуска, рынках сбыта и ценах на однородную для всех продукцию.

Синдикат — объединение предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют юридическую самостоятельность, но реализуют свои товары через общую сбытовую структуру.

Корнер — это соглашение о скупке, изъятии с рынка какого-либо товара с целью создания искусственного дефицита, а затем продаже этого товара по повышенной цене.

Таким образом в мировом хозяйстве происходят интеграционные процессы, с расширением ассортимента и видов продукции, в том числе путем взаимопроникновения.

Для модели олигополии характерны следующие признаки:

•     в отрасли присутствуют две конкурирующие фирмы или более, поэтому отрасль не является монополизированной;

•     кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;

•     в отрасли функционирует крупная фирма, действия которой вызывают ответную реакцию конкурентов;

•     цены на продукцию меняются относительно редко, реакция на спрос осуществляется обычно увеличением (уменьшением) объема выпуска.

Формы конкуренции отраслей в рыночных структурах представлены в табл. 3.

Таблица 3

Формы конкуренции отраслей рыночных структур

Формы

конкуренции

отраслей

Признаки, определяющие форму

конкуренции

Степень контроля над ценами

Совершенная

Множество фирм, производящих однородный продукт. Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала. Полная информация о рынке потребителей

Отсутствие контроля

Несовершенная





Монополия

(чистая)

Продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы)

Высокая степень контроля

Дуополия

Производство однородной продукции сосредоточено на двух фирмах

Частичный контроль

Олигополия

Относительно небольшое количество фирм, производящих однородный вид продукции

Частичный контроль

Монополистическая конкуренция

с дифференциацией качества продукта

Множество производителей. Много различий вкачестве продукции

Слабый контроль
    продолжение
--PAGE_BREAK--

2   Источники, причины и показатели измерения
рыночной власти

Рассмотрение двух крайних типов отраслей совершенной конкуренции и чистой монополии – позволяет подойти к определению рыночной власти. Рыночная власть означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и продаж. Цена, прибыль и объем – вот объекты рыночной власти.

Степень монополизации рынка достаточно полно определяет уровень рыночной власти отдельных фирм. На рынках совершенной конкуренции ни одна фирма в отрасли не обладает рыночной властью, так как не может оказать влияние на уровень цены, на рынке чистой монополии такая возможность достаточно высока, а характер возникновения чистой монополии и выступает источником и причиной рыночной власти.

Рыночная власть усиливается по мере ослабления добросовестной конкуренции (рис. 9)



Рис. 9. – Влияние характера конкуренции на усиление рыночной власти

Наиболее сильно рыночная власть проявляется в чистой монополии.

Однако чистая монополия встречается достаточно редко. Как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.

Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.

Как известно, разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, а значит и меньше рыночная власть фирмы.

Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. При чистой монополии эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством, а во многих странах естественные  монополии являются государственной собственностью.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:

1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Наличие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта. Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы используется для разработки экономической стратегии фирмы.

2. Количество фирм на рынке. Однако только этот показатель не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Конкурентность рынка в целом оценивается посредством специальных коэффициентов и индексов, характеризующих степенью монополизации рынка.

3. Поведение фирм на рынке. Так, если фирмы будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, то в итоге цены могут снизиться почти до конкурентного уровня и установится равенство цены и предельных издержек. Монопольная власть и соответственно доходы фирм уменьшается. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции фирм предпочтут явный или  тайный сговор, раздел рынка, т.е. недобросовестную конкуренцию.

Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, связанная с созданием различного рода концернов, ассоциации, финансово промышленных групп целями которых является получение максимальных доходов путем поддержания высоких цен и одновременно обеспечения устойчивого положения. Вместе с тем, предполагаемое усиление открытости отечественной экономики и вхождений в мировое хозяйство приводят к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов, ослабляя их рыночную власть.
3                 
Ценовая дискриминация


Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Монополист, который производит продукции меньше и реализует ее по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, лишается части потенциальных покупателей, готовых приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Поэтому в целях сохранения валовых доходов и прибыли фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках, то имеет место практика ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:

• покупатель, приобретая продукцию, не имеет возможности ее перепродать;

• существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на рынки, спрос на которых имеет разную эластичность.

Но, если фирма решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется с перепродажей ее отдельных товаров, что к тому же, может вызвать недовольство покупателей (например, перепродажа льготниками, пенсионерами купленных по дешевой цене товаров).

Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться (услуги связи, железнодорожные, авиа- и автоперевозки). В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Различная эластичность спроса порождает разные ниши рынка.

С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой — большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. С другой стороны в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие здоровой конкуренции, и усиление монопольной власти. Ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство, и ограничивают сферу влияния фирмы-монополиста.
Лекция 5  Экономика размещения предприятий

сферы сервиса

1                  Управление производительными силами
Управление процессом развития производительных сил представляет собой координацию функций центральных (федеральных), региональных органов и органов местного самоуправления на основе экономических стимулов. Оно осуществляется как в отношении хозяйствующих субъектов, так и в отношении населения соответствующих субъектов.

Управление пропорциями в развитии народно-хозяйственного комплекса (НХК) страны осуществляется по следующим направлениям:

1)межрегиональное распределение природного комплекса страны (оценка территорий с позиции распределения природных ресурсов);

2)социально-экономические региональные пропорции (распределение населения, потоки миграции, занятость, обеспеченность инфраструктурой и т.п.);

3)территориальные пропорции энергетического комплекса (обеспеченность регионов местными энергоресурсами и внешними со средствами доставки их со стороны);

4)территориальные пропорции агропромышленного комплекса (АПК) (распределение отраслей АПК по регионам, их специализации и уровень освоения);

5)территориальное распределение транспортного комплекса (степень обеспеченности транспортными артериями — сетями автомобильных дорог, железных дорог, морскими и речными ком­муникациями, трубопроводным транспортом и авиатранспортом и т.д.);

6)территориальные пропорции промышленности (распределение добывающих и обрабатывающих отраслей по регионам).

Задачей федеральных, региональных органов и органов местного самоуправления является сбалансированное развитие всех групп НХК.

Отраслевая структура экономики уже во всем мире обеспечивается пропорциями между многочисленными группами хозяйствующих субъектов, управление которыми возможно и необходимо на основе межотраслевого баланса, нормативов прямых и полных затрат и т.д.

Территориальная (региональная) структура экономики распределяет хозяйствующих субъектов по территориальным ячейкам (таксонам) на основе территориального разделения труда, базирующемся на природно-ресурсных, демографических и иных факторах.

Схемы развития и размещения народного хозяйства и отраслей предусматривают комплекс расчетов по следующим этапам (по методике 1985 г.):

•     анализ современного состояния развития и размещения комплексов отраслей;

•     определение основных условий и факторов развития и размещения отраслей на перспективу;

•     определение оптимального варианта развития и размещения отраслей, в том числе путем составления межотраслевого баланса.

Схемы развития и размещения производительных сил республик и экономических районов предусматривают следующие разделы:

•     анализ современного состояния экономического и социального развития и размещения производительных сил;

•     оценка природных и экономических предпосылок дальнейшего развития и размещения производительных сил;

•     обоснование основных направлений производственной специализации и комплексного развития хозяйства;

•     обоснование размещения производительных сил внутри экономических районов.

В России и сейчас разрабатываются федеральные и региональные схемы развития и размещения производительных сил.

Схема представляет собой систему исследования факторов экономического роста, прогнозных оценок, направлений и темпов экономического и социального развития в отраслевом и территориальном разрезах.

Основой схемы является концепция (сценарные условия) развития и размещения производительных сил области, которая включает:

•     анализ состояния экономики и социальной сферы;

•     стратегию социально-экономического развития экономики, где определены цели, задачи, приоритеты долгосрочных (до 2015 г.)[11]планов развития и основные направления преобразования. Основные направления преобразований в области исходят из демографического прогноза, ресурсного потенциала, качественной характеристики окружающей среды, отдельных и территориальных приоритетов развития, инновационной и инвестиционной политики.

Отраслевые схемы развития производительных сил строятся на основе программ развития отдельных отраслей и приоритетов экономической политики.
2                 
Принципы и факторы размещения производительных сил
Исходя из опыта хозяйствования как в нашей стране, так и за рубежом, можно определить основные закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.

Под закономерностями размещения понимают наиболее общие зависимости между развитием производительных сил и территориальной организацией хозяйства. К ним относятся рациональное и эффективное размещение производства; комплексное развитие хозяйства регионов; рациональное, территориальное разделение труда; специализация, концентрация и кооперирование; выравнивание уровней экономического и социального развития регионов и их поселений.

Принципы размещения представляют собой исходные поло­жения, которыми руководствуются специалисты при разработке программных установок экономической политики развития и размещения производительных сил.

К основным принципам размещения отраслей народного хозяйства относятся:

1)  обеспечение хозяйственного и культурного подъема регионов для роста жизненного уровня населения, достижение, обеспечение и повышение значений минимального потребительского бюджета (МПБ), потребительского минимума (ПМ), рационального потребительского бюджета (РПБ);

2)  развитие разделения труда, концентрации производства и минимума издержек производства;

3)  комплексное развитие хозяйства региона на основе специализации, концентрации и диверсификации;

4)  приближение производства к источникам сырья и местам потребления продукции;

5)  развитие кооперированных связей между регионами на основе разработки программ производства, ввоза и вывоза продукции, услуг;

6)  укрепление и развитие международных связей по развитию производства, в том числе получение экономических выгод на территории зарубежных стран, через ТНК; освоение и комплексное, эффективное использование природных ресурсов с привлечением инвесторов, концессионеров и т.д.;

7)  комплексное оздоровление экологической обстановки;

8)  обеспечение безопасных условий труда и отдыха населения;

9) обеспечение научных основ градостроительства и расселения населения.

Для осуществления принципиальных установок должны быть или должны создаваться необходимые условия размещения и развития производства.

К основным факторам размещения производства на территории страны относятся природные, демографические, исторические, организационные, транспортные, научно-технические, экономические, социальные, географические, государственно-политические и проч.

Природные факторы характеризуют условия поведения людей в области размещения производства в зависимости от наличия, многообразия и качества полезных ископаемых, гидроэнергетиче­ских (водных), лесных ресурсов, а также в зависимости от особенностей рельефа местности (ровный, овражный, горный, каменистый и т.д.), видов почв (твердая почва, пески, болота, глинозем, чернозем и т.д.), климатических условий (умеренный климат, жаркий, тропический, северный и т.п.), сейсмичности, подверженности другим природным экстремальным катаклизмам.

Демографические факторыхарактеризуют возможность размещения и хозяйствования в зависимости от плотности населения на территории региона (в европейской части плотность населения доходит до 20 человек на 1 км2, в восточных районах 2—3 человек/км2, в северных — меньше 1 человек/км2), условий воспроизводства, общего образования и профессионального обучения, роста квалификации.

Социальное общество должно стремиться к равномерному расселению населения на территории страны, но это требует крупных затрат на жилищное и культурно-бытовое строительство.

Поэтому в регионах с низкой плотностью населения, как правило, размещаются добывающие отрасли и отрасли, осуществляющие первичную обработку сырья и материалов.

Исторические факторыопределяют размещение традиционных отраслей. Известны своими традициями отрасли производства в г. Иваново, Туле, Новороссийске, Сочи, Санкт-Петербурге, Москве.

К организационным факторамотносятся условия, создающие возможность использования преимуществ специализации, концентрации народного труда, кооперирования и объединения в производственные и инфраструктурные корпорации, территориальные таксоны. Особую роль играют организационные процессы комбинирования, позволяющие создавать практически безотходные производства с широкой номенклатурой выпуска. Здесь уменьшается транспортная и сырьевая зависимость, увеличиваются возможности оптимизации объемов производства.

Транспортные факторыопределяют размещение производительных сил с позиций возможности доставки и поставки грузов различными путями: по суше, по воде, воздушным путем, с помощью трубопроводов, экономичными способами. Это зависит не только от вида, типа, но и от мощности, грузоподъемности, вместимости и транспортных средств.

Так, например, несмотря на то, что на изготовление готовой продукции в машиностроении расходуется по весу в 2—2,5 раза больше сырья и материалов, чем в других отраслях, в связи с большим коэффициентом использования грузоподъемности наземных транспортных средств доставка сырья обходится дешевле.

Себестоимость доставки 1 т/км готовой продукции в 2,2—4,5 раза превышает себестоимость доставки 1 т/км сырья и основных материалов.

Научно-технические факторы позволяют решать вопросы размещения наукоемких предприятий практически везде с учетом коммуникабельности научной информации. Но при внедрениинаукоемких производств, технологий, освоении новых приборов труда требуются высококвалифицированные кадры, которым необходимо обеспечить научно-производственную инфраструктуру, достаточно комфортные условия труда и быта, материальное обеспечение.

Все это предполагает опережающее сотрудничество в местах размещения производственных объектов, производственной и непроизводственной инфраструктуры.

Существует еще региональная специфика использования техники, учет которой позволяет добиться лучших результатов. Так, использование техники в тундре, на болотах, в пустынях, горных массивах требует определенной обоснованности размещения не только производства, но и производственных организаций, которые должны испытывать изделия в северных, южных, горных и других условиях.

Экономические факторыявляются, пожалуй, самыми главными факторами, так как позволяют определить методы управления хозяйствами в сочетании со всеми другими факторами с целью выгодности решения задач для региона и его населения. Экономические науки выработали основные показатели, характеризующие выгодность для населения региона размещенных производительных сил. К ним относятся показатели рентабельности спроса, самоокупаемости вложений, дохода на душу населения, бюджетной и коммерческой эффективности с учетом коэффициентов инфляции и дисконтирования и др.

Социальные факторы являются дополнением к экономическим и предполагают рост качества жизни населения региона при решении задач по размещению объектов производства и его инфраструктуры. Поэтому любые задачи по определению пункта строительства всегда согласовываются с администрацией региона и в последующем включаются в прогнозы, программы и планы социально-экономического развития.

Иногда отдельно выделяют географические факторы. Нам представляется, что это правильно, ибо география изучает поверхность земли со всеми ее ресурсами, природными условиями и распределением населения на ней с его экономической деятельностью в качестве как потребителя, так и производителя.

В России очень неравномерно распределены ресурсы и население на занимаемой территории. Это тоже обусловлено множеством факторов. Есть территории, где проживание человека вообще проблематично (территории вечной мерзлоты, пустыни, болотистые месте и т.д.), и, наоборот, есть территории с чересчур высокой урбанизацией, вызывающей почти неразрешимые транспортные, экологические и другие проблемы.

Это подтверждает необходимость проведения крупных исследований проблем географического размещения населения на территории всей страны.
3                 
Модель размещения отраслей и предприятий


При размещении конкретных отраслей промышленности учитывают следующие особенности:

•     экономическое назначение производимой продукции, степень массовости и масштабы потребления (в ассортиментном разрезе) по экономическим районам страны; транспортабельность продукции;

•     характер потребляемых в отрасли сырых материалов, степень распространенности источников сырьевых ресурсов по территории страны; транспортабельность важнейших видов промышленного сырья;

•    техническая база отрасли, характер применяемой технологии, тепло- и энергоемкость производства, потребность в воде, характер отходов и отбросов производства и др.;

•    тип предприятий, их размер, структура, характер специализации, возможность комбинирования;

•    степень влияния данной отрасли на специализацию и профиль региона;

•    влияние предприятий на образование крупных, средних и небольших населенных пунктов.

Наличие в стране большого количества районов с разнообразными природными и экономическими условиями делает задачу размещения промышленности многовариантной. Из возможных вариантов размещения, планирующие федеральные органы регионов должны выбрать оптимальный, т.е. обеспечивающий получение запланированного объема продукции отрасли с минимальными совокупными затратами.

Выполнение этой задачи может осуществляться с помощью разработки схем развития и размещения и отраслей промышленности, и отраслей народного хозяйства, в ходе которой на базе анализа современного состояния развития и размещения, учета основных условий и факторов прорабатываются концепция и варианты перспективного развития и выбираются оптимальные варианты развития и размещения корпораций.

Выбор оптимального варианта размещения требует проведения соответствующих расчетов экономической целесообразности и экономической эффективности развития каждой отрасли в различных районах. Показателями сравнимой экономической эффективности вариантов размещения являются те же показатели, которые применятся при определении эффективности инвестиций. Предпочтительным оказывается тот вариант, который обеспечивает достижение роста индекса дисконтирования дохода (ИДД) и денежных потоков. Однако при этом необходимо учитывать ряд специфических моментов: районные и федеральные балансы сырья, топлива, энергии, воды; районные балансы рабочей силы; балансы производства и потребления продукции размещаемой отрасли; транспортно-экономические связи. В расчет эффективности размещения промышленности надо включать все затраты, возникающие на всех стадиях воспроизводства продукции — от ее производства, доведения ее до потребителя до потребления и утилизации, а также затраты, связанные с освоением района и созданием инфраструктуры.

Таким образом, выбор района размещения каждого конкретного предприятия требует технико-экономического обоснования.

После экономического обоснования района размещения, предполагаемого к строительству предприятия, надо переходить к обоснованию места (пункта) размещения внутри выбранного района. Для этого используют ряд экономических показателей:

1)удельные капиталовложения на единицу мощности строящегося предприятия с учетом затрат на развитие смежных отраслей;

2)себестоимость продукции и стоимость ее доставки к потребителю;

3)срок окупаемости (коэффициент эффективности) капитальных вложений;

4)чистый дисконтированный доход (ЧДД), норма доходности и др.

При этом определяются целесообразный размер и структура предполагаемого к строительству предприятия, проводится обоснование его специализации и схемы кооперирования со смежниками.

Рациональное размещение предприятий сферы услуг имеет решающее значение для повышения эффективности обслуживания населения. От этого зависят возможность предоставления самых разнообразных услуг, ликвидация социально-экономических различий между городом и селом, технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятий и.др.

Предприятия сферы услуг размещают с учетом специфики сферы сервиса.

При размещении таких предприятий учитываются специфика отрасли и конкретные условия каждого района. Предприятия должны быть максимально приближены к потребителю, так как услуги нельзя транспортировать, вырабатывать заранее и перераспределять между отдельными районами. Именно поэтому предприятия должны располагаться на территории района с учетом расселения людей.

Исходными требованиями к размещению предприятия и его подразделений являются: обеспечение каждого населенного пункта комплексом бытовых услуг; минимальные сроки выполнения заказа при высоком качестве услуг и обслуживания; доступность услуг всему населению данного района; эффективность производства услуг.

Виды услуг, формы и методы обслуживания чрезвычайно многообразны и находятся в непосредственной зависимости от конкретных условий: структуры потребностей населения в услугах, плотности населения, характера занятости населения, степени развития транспортных магистралей и т. п.

При размещении предприятий сферы сервиса учитываются следующие основные факторы:

·                   уровень потребления услуг на одного жителя;

·                   нормативные затраты времени на посещение населением предприятия службы быта;

·                   нормативные затраты времени или нормативные расстояния для связи специализированных предприятий со своими приемными пунктами;

·                   транспортные затраты, затраты времени на перемещение между зонами обслуживания рассматриваемого региона;

·                   основные типы предприятий сферы услуг.

Многовариантнаязадача выбора оптимального варианта размещения наиболее успешно может быть решена методами математического программирования (линейного и динамического). Указанные методы основаны на нахождении минимума и максимума (экстремума) целевой функции при соответствующих ограничениях. При выборе варианта размещения целевой функцией является достижение минимума приведенных затрат. Ограничениями будут размер потребности в продукции, объем производства, ресурсы сырья, материалов и топлива, размер капитальных вложений.

В сфере услуг используются четыре типа экономико-математических моделей:

1)   модель размещения предприятий, имеющих непосредственный контакт с потребителями услуг;

2)   модель размещения специализированных предприятий без контакта с потребителями услуг;

3)   модель размещения предприятий без материально-технического снабжения, подключения к ним предприятий бытового обслуживания и определения рациональной структуры и величины запасов материалов;

4)   модель рациональной транспортировки заказов из приемных пунктов на специализированные предприятия и обратно, а также из одного специализированного предприятия на другое.

Модели каждого типа позволяют определить показатели схемы рационального размещения и имеют конкретную специфику для условий города, села, области или края.

Экономико-математическое решение задачи размещения предприятий сферы сервиса базируется на двух основных принципах.

1.  Принцип доступности предприятий, согласно которому размещение предприятий по каждому виду и комплексу услуг должно учитывать затраты времени потребителей на посещение предприятий. Среднее время, затрачиваемое на один контакт с предприятием, должно быть меньше или равно установленному для каждого типа предприятий нормативному времени. Так, при размещении крупных специализированных предприятий по выполнению определенного вида услуг (ремонту часов, обуви и пр.) норматив времени транспортной доступности составляет 30—60 мин (в зависимости от величины города и местных особенностей); для комплексного приемного пункта норматив доступности — 3—7 мин; для салона парикмахерских услуг— 15—20 мин.

Принцип доступности имеет социальное значение и является одним из основополагающих принципов размещения.

2.  Принцип рентабельности или самоокупаемости предприятий, требующий, чтобы все предприятия были рентабельны. Исходя из этого принципа, следует выбирать тип, размер, специализацию предприятия.

Экономико-математическая модель реализует основные принципы размещения и обеспечения многовариантности при выборе решений.

Оптимальный выбор места размещения предприятия в данном регионе и его мощности опирается на правильный выбор целевых функций и критериев достижения цели.

Следовательно, сущность решения задачи заключается в определении оптимальных соотношений доступности, размера и рентабельности предприятия. Изыскание наилучшего сочетания их даст оптимальный вариант размещения.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.