1. 2 Общая характеристика деятельностиВ 2010 – 2011 учебном году коллектив специальной (коррекционной) школы – VIII вида №9 работал над проблемой: формирование положительной мотивации к обучению через коррекционно- воспитательную работу для последующей социально – трудовой адаптации и реабилитации обучающихся в обществе.Целью Учреждения является - на основе комплексной системы обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья осуществлять коррекцию отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологическую реабилитацию для последующей интеграции в общество.^ Основными задачами Учреждения являются: - обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья по специальным программам и учебным планам; - трудовая подготовка и профессиональная ориентация, направленная на подготовку к овладению доступным для этой категории лиц специальностям: швея, штукатур-маляр, слесарь. - коррекция недостатков умственного и физического развития в процессе общеобразовательного и трудового обучения; - проведение лечебно-профилактических мероприятий; - воспитание гражданственности и любви к Родине, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающему миру и семье; - формирование здорового образа жизни. Деятельность МОУ СКОШ VIII вида № 9 основана на таких ценностях, как любовь, доверие, уважение друг к другу обучающихся, педагогов, родителей, психологический комфорт для всех субъектов педагогического процесса, самореализация детского коллектива и коллектива учителей, свобода творчества учащихся и учителей; сотрудничество педагогического коллектива. Обеспечение прав и свобод личности; Выполнение Конвенции «О правах ребенка»; Создание условия для воспитания творческой свободной личности, способной жить в гармонии с миром и с собой, способной позитивно воздействовать на мир и своевременно адаптироваться к изменениям, происходящим в мире; Обращение к дифференцированному обучению, как к одному из ведущих направлений повышения эффективности работы школы, изменение содержания учебного материала; Опора на особенности и склонности ребенка с целью их дальнейшего развития, индивидуальная программа развития; Разработка вариативных технологий разноуровневого обучения «скорая помощь»; Снижение перегрузки учащихся и распределение нагрузки в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями, распределение на 2-ю половину дня; Повышение значения консультаций для учителей, проводимых психологом при определении варианта образовательного маршрута ребенка, план и тематика консультаций; Осуществление структурных изменений в системе управления школой, создающей оптимальные условия для согласования действий между основными участниками педагогического процесса – учащихся-родителей-учителей Оптимизация системы психологического сопровождения учебного процесса, «технология взаимодействия с учителем»; Создание эффективного механизма согласования целей образований на ступенях обучения, аналитико-исследовательская работа методических объединений; Реализация современных подходов к системе повышения квалификации, материального и морального и морального стимулирования педагогов и учащихся, система вознаграждения и благодарностей; Создание постоянно действующей системы информирования преподавателей о передовом педагогическом опыте и новых педагогических технологиях.^ Приоритетные направления развития ОУ: Формирование навыков адаптированного поведения соответственно возрастной группе, привитие умения жить в коллективе, развитие навыков межличностного общения. Работа над культурой поведения. Эстетическое и эмоциональное воспитание учащихся с целью научить видеть прекрасное, беречь это прекрасное и принимать участие в его создании. Учить доброте, трудолюбию, уважению национальных традиций. Воспитание умения правильно оценивать свои поступки и окружающих людей, с помощью предотвращения случаев правонарушения. Духовное развитие. Систематический контроль за здоровьем ребенка. Профилактика токсикомании и наркомании. Создание физкультурно-оздоровительного комплекса. Социально-правовая адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Культурологическая направленность (историко-культурные традиции). Осуществление образовательной деятельности по программе образования, учитывающей особенности психофизического развития индивидуальных способностей воспитанников, воспитание, развитие, социальная адаптация.Службы школы Основой организации учебного процесса в учреждении является личностно-развивающий характер образования, реализуемый через деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития. Учебный, воспитательный, дополнительного образования, социально-оздоровительный, коррекционный, административно-хозяйственный блоки соответствуют задачам и Уставу школы и способствуют: - совершенствованию режима работы школы с группами продленного дня, - мониторингу психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, - диагностическим наблюдениям отклонений в психофизическом развитии детей, комплексному подходу коррекционной и реабилитационной работе, - разработке вариативного набора, разноуровневых учебных программ с учетом личностных особенностей и резервных возможностей, - созданию системы здоровьесберегающих технологий, - внедрению эффективных педагогических технологий, - выбору оптимальных средств и условий коррекции. Коррекционная работа в школе имеет непрерывный характер и проводится в течение всего учебно-воспитательного процесса. Типовой учебный план включает особый курс развитие психомоторики и сенсорных процессов для младших классов, логопедические занятия, часы ритмики, ЛФК. Коррекционная работа в школе отвечает общим требованиям, предъявляемым к учреждениям подобного вида: обеспечена кадрами, оборудованием, методическим сопровождением, соответствует современным технологиям обучения детей с проблемами развития, обеспечивает дифференцированный подход с учетом темпа, особенностей развития обучающихся. В каждом классе силами специалистов ведется работа над развитием их познавательных возможностей в области восприятия и узнавания предметов окружающей действительности, т.к. кругозор детей крайне узок, ограничен рамками семьи, дома. В школе функционирует 3 класса «И». Главным показателем работы в группах детей со сложной структурой дефекта является то, что у детей появилось желание учиться, находиться в коллективе детей, посильно принимать помощь специалистов, принимать участие в коллективных мероприятиях. Логопедические занятия играют важную роль в коррекционной работе. Логопедическую помощь получают 100% нуждающихся в ней учащихся 1-7 классов. Принципиальным в работе педагогов является умение работать в контакте «учитель- логопед- психолог - медицинский работник», имеется координация при составлении планирования, выработки единых педагогических требований, определении зоны ближайшего развития ребенка. Взаимодействие специалистов отражено и в конкретной документации школьной медико-психолого-педагогической комиссии. ^ Психологическое сопровождение осуществляет психолог, работающий по своему утвержденному годовому плану, который включает в себя: работу с детьми, работу с педагогическим коллективом, работу с родителями, методическую работу. Система психологической коррекционно-реабилитационной работы с детьми включает в себя: Комплексное изучение личностных и психофизиологических особенностей детей, которое включает в себя психологическое обследование детей, изучение психологических особенностей, интересов, склонностей, диагностика характера общения с взрослыми и сверстниками, определение потенциальных возможностей каждого ребенка, составление психологических заключений по материалам исследовательских работ. Профилактика отклонений в социальном и психологическом здоровье, включающая формирование психологической культуры детей, предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, оказание психологической помощи, создание позитивной мотивации к обучению, подготовки к обучению в школе, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам. Проведение систематической коррекционно - развивающей работы, которая включает в себя планирование и разработку индивидуальных и коррекционных программ, развитие психических функций, развитие речевой активности, развитие коммуникативных качеств, развитие навыков самоанализа, коррекцию отклонений в психическом развитии, снятие негативных переживаний, развитие готовности к ориентации в разных жизненных ситуациях. ^ Трудовое обучение организовано в соответствии с Положением о коррекционных школах VIII вида, Государственных программ и тематического планирования в соответствии с базисным учебным планом. Общешкольной задачей трудового обучения в школе является подготовка учащихся к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов. В процессе трудового обучения решаются специальные коррекционные развивающие задачи для исправления недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности ученика. Обучающиеся занимаются в учебных мастерских различных профилей, в том числе: швейная мастерская - 2, слесарная мастерская– 1, штукатурно-малярное дело – 1. Уровень знаний, умений, навыков у учащихся сформирован правильно и соответствует уровню требований базовой программы по видам трудового обучения и представлен до 67,5 % (практическая работа). Учащиеся самостоятельно ориентируются в задании, владеют навыками работы контрольными и разметочными инструментами, подбирают необходимый для работы инструмент, правильно им пользуются, без нарушений ТБ.