Реферат по предмету "Литература"


Личное и историческое в лирике Пушкина

ЛИЧНОЕ ИИСТОРИЧЕСКОЕ В ЛИРИКЕ ПУШКИНАЛирика Пушкина тесно связана с историческимисобытиями, современником которых он являлся. В его стихах отражены произ волкрепостного права и Отечественная война 1812 года, освобожде ние русскимиЕвропы от тирана и восстание декабристов, жесто ко подавленное царизмом.Пушкин переживал все эти события, они стали частью жизни поэта. Историческиесобытия прошедших веков также нашли отражение в строках пушкинских стихотворе ний.


Пушкин описывает историю со своей точки зрения, во многом совпадающей совзглядами прогрессивной молодежи. Его поэтичес кий голос стал голосом целогопоколения.На публичном экзамене вЦарскосельском лицее Пушкин в при сутствии патриарха русской поэзии ГавриилаРомановича Держави на прочитал стихотворение Воспоминания в Царском Селе , по священноевойне 1812 г.


Средствами высокогопоэтического стиля Пушкин передает чи тателю свои воспоминания о впечатленияхпобеды русских над французскими войсками. Его восхищает, что русские дошли доПа рижа победным маршем, сея не гибель и разорение, а неся благо творный мирземле .После окончаниялицея Пушкин пишет оду Вольность . Воль нолюбивая атмосфера лицея, где поэтпровел шесть лет, оказала на него огромное влияние. Пушкин в своих стихахвыражает свободо любивые мысли.


В Вольности он стремится на тронах поразитьпорок . В этом стихотворении автор выразил недовольство россий ским монархомтого времени Александром I. Пушкин не был противником монархии. Он хотел,чтобы на троне восседал справед ливый, гуманный, мудрый правитель. Поэтавозмущает несоблюде ние монархом закона, он пишет


Владыки! вам венец и трон Дает Закон а не природа Монархия власть законная, но монарх не долженставить себя выше закона, он должен строго со блюдать закон Стоите выше вынарода, но вечный выше вас закон . Пушкин считает неприемлемым то, что странойправит че ловек, не подчиняющийся закону. Юный поэт обличает тиранов мира ,которые лишают народ его права на свободу. Он уверен, что те, кто нарушаетзакон, рано или поздно будут наказаны, подобно


Людовику XVI и Павлу I,поплатившихся жизнью за попытку по ставить себя выше закона.В стихотворении К Чаадаеву Пушкин выражает ту жемысль. Свободолюбивые мотивы присутствуют и в этом стихотворении. Пушкинпротестует против тиранической власти, называя ее роко вой . Автор верит, что взойдет звезда пленительного счастья , то есть самовластье падет.


Пушкинподчеркивает, что его чувства есть и чувства друга, к которому он обращается спризывом посвя тить отчизне души прекрасные порывы Недолго нежил насобман , Но в нас горит еще желанье . Так поэт подчеркивает свою общность смолодежью, своими сверстниками. В стихотворе нии выражена уверенность в том,что восторжествуют свободолюби вые идеи, что правое дело победит И наобломках самовластья Напишут наши имена!


В пушкинские времена в деревне господствовалокрепостничест во. О нем Пушкин часто писал в своих стихах. В 1819 году он гос тилв имении родителей Михайловском. Там поэт прожил неко торое время,познакомился с деревенским бытом, столкнулся с про явлениями крепостническихотношений. Пушкин и раньше раз мышлял о крепостном праве, но в Михайловском этимысли наибо лее ярко отразились в его лирике.


Под впечатлением поездки поэтнаписал стихотворение Деревня . Оно обличает порядки, сложив шиеся вроссийских деревнях. Пушкин видит, что закон попирает ся не только в Петербургеи Москве, а во всей России Здесь Бар ство дикое, без чувства, без закона .Пушкин называет Россию отечеством свободы . В этом названии кроется глубокийсмысл.


Во время войны с Наполеоном русские войска прошли освободи тельныммаршем по Европе, возвращая всем странам, завоеванным тираном , независимость.Впечатление, произведенное победой в Отечественной войне, не покидает поэта всюжизнь. Пушкин недо умевает, почему русский народ, завоевавший свободу длямногих народов, в своей стране остается рабом. Автор размышляет о том, когда жеэто рабство кончится.


Вольнолюбивая лирика Пушкина не могла не быть замеченнойсамодержавной властью. Пушкин был сослан на юг страны. Его огорчило то, чтоцарь не последовал его советам. Он разочаровался в силепоэзии. Через четыре года Пушкина направляют под надзор родителей вМихайловское. Если на юге у него были друзья, то в имении родителей он разлученсо всеми друзьями. Непривычная обстановка, отсутствие светского обществаподействовали на поэта удручающе.


К этому времени все революции в европейскихстранах были подавлены, ни одна из них не увенчалась успехом. Эти собы тия, каки восстание декабристов, глубоко запали в душу поэта, и это существеннымобразом повлияло на его лирику. В стихотворе ниях этого периода звучатгрустные, печальные ноты. Если в нача ле своего творчества Пушкин рисовалсвоего лирического героя в кругу верных друзей, свободным человеком, то встихотворении К морю его герой одинок, несвободен.


Море для Пушкина символсвободы. Поэт прощается со стихией. Море может быть ласковым, но может быть игубительным, что зависит только от его прихо ти . Стихия свободна, но этойвольной стихии противостоит брег , где процветает рабство. Поэту ближе вольноеморе, чем скучная, неподвижная земля, но он вынужден прощаться с ним. Поэтпере живает по поводу того, что царь не внял его предупреждениям в оде


Вольность , в стихотворении К Чаадаеву Судьба земли по всюду та же . Наземле нет той вольности, что свойственна душе поэта и морю. Здесь царствуютантигуманные законы.У Пушкина чисто лирическое воспоминание тяготеет посодер жанию к историческому и часто с ним сливается или переходит в него. Встихотворении 19 октября 1825 раздумья о личных судьбах друзей


Пушкина полицею неразрывно связаны с размыш лениями об исторических событиях, свидетелямикоторых они были. Память сердца , побеждая время, пространство и даже смерть,не только свято хранит отрады прошлого, но остается не тленной духовнойценностью и реальностью всех лицейских бра тьев. Во всех пушкинскихстихотворениях слияние личного с исто рическим сообщает лирической темеглубокий нравственно-психо логический и философский смысл.Стихотворение


Во глубине сибирских руд обращено кдру зьям поэта, которые были отправлены в ссылку в Сибирь. Пушкин поднимает духдекабристов, поддерживает в них надежду как чело век, оставшийся на свободе, новерный их делу. Он говорит декаб ристам, что их дело не погибло, на свободеостались их братья . Поэт убежден, что самодержавие падет, что свободавосторжест вует.Верность декабристским идеалам звучит и встихотворении


Арион , которое Пушкин написал через несколько дней после го довщиныказни пятерых декабристов. В Арион поэт вложил пе чальные воспоминания обэтой жестокой расправе. Трагический сюжет соответствует его настроению. Поэтповествует о певце, кото рый плыл вместе со своими друзьями на корабле. Корабльутонул, друзья погибли, а певец на берег выброшен грозою . Пушкин вкладывает вэтот сюжет свой смысл. Под певцом он подразумевает себя, под кораблем делодекабристов.


Корабль погиб. Друзья су рово наказаны вихрем шумным . Лишь авторостался на свободе. Но гибель корабля и друзей не смогла поколебать твердуюверу поэта в правоту дела декабристов. Я гимны прежние пою , в подтверждение своей верности свободолюбивым идеалампишет Пушкин.В стихотворении Пророк Пушкин размышляет оназначении поэта. Разочарование в поэзии, навеянное годами южной ссылки,проходит.


Поэт сознает, что поэзия нужна людям. Герой этого про изведенияперерождается из духовной жаждою томимого челове ка в поэта-пророка. Эточудесное превращение автор чувствует в себе. Теперь его цель глаголом жечь сердца людей . Пушкин не случайно выбрал такую задачу. Он хочет продолжатьдело своих друзей-декабристов. Вся сила поэта заключается в его глаголе .Все стихотворенияПушкина наполнены жаждой справедливос ти,


свободы, патриотизмом. В своих стихахпоэт точно передает ис торическую обстановку того времени. Он реалистичновырисовыва ет пороки царского режима беззаконие, рабство, несправедливость.Пушкин воспевает свет, за который боролись декабристы. Даже после поражениядекабристского восстания поэт остался верен сво бодолюбивым идеалам.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.