1. Понятие мировоззр-я, его стр-ра и ист. типы. М.- совокуп идей, чуств, эмоций охват-х общее отнош-е Ч. к миру.-познават-й пласт; эмоцион-й; поведенческий Основ вопр-ы: чтотакое мир;по каким з-нам он развив-ся; в чем смысл жизни; что такое добро и зло. Влияние: убеждения, идеалы.Субъект М. - личность, соц. группа и общ-во в целом.М-ие это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отраж-т и раскрывают практич и теоретич-ое отнош-е Ч к миру. В это понятие входят жизн позиции Ч, убеждения, идеалы(истина, добро, красота), принципы познания и действительност(оптимизм, пессмизм) ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В м-ии выделяют уровни: чувственно-эмоциональн. (обыденное)и теоретич. Чувств.-эмоц.М- это цельное осознание действительности в виде ощущ-й, восприятий, эмоций. Теоретич.уровень- интеллек-й аспект М-я (действительность ч/з призму з-нов). Струк-ра:1)миропоним-е(интелл-ая часть м-я, основ-но на данных фундам-х наук) 2)мировоспр-е (осознан мира в виде образов и представ-й) 3)мироощущ-е (осоз-е мира на базе непосредств-х ощущ-й) Историч.формы м-я: миф- свящ-ое придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифол-я- самая первая форма осознания действит-ти, свя-занная с обрядами, ритуалами. Черты: коллек-й х-р, неразлич-е естеств и сверхъес-о, неразличение объекта и его образа, отсут-е субст-й: всё превращ-ся во всё, генетич-й способ объяс-я мира: ч/з рассказ о происхож-нии вещи. Пафос: рассказ о возник-нии порядка в мире. Виды миф мировоз: тотемизм- основан на вере в родство Ч с прир объектами, анимизм- вера в одушев-ть всего, фитишизм- наделение сверхъестест возможностя-ми предметов. Религия- это форма общ-го сознани-я, основана на вере в богов, (монотеизм, полите-изм). Отлич черты:жестко различ естест и сверхъе, не возможно противостояние Бога и Ч, имеет культурную сис-му. Черты: вера во всемогущ Б, в бессмерт души, в возмож-ть лич-ого спасения. Фил-я(с греческ. “любовь к мудрости”)- это учение о высших принципах действит-ти, о 1-х началах бытия, учение о глубинной основе мира. Черты: исслед-е мира и Ч, рацион-й х-р, национ-й и личнос-й х-р знаний, плюралистич-ть, критич-й х-р знан-й, систематич-ть зна-й. Объект: мир как цел-е и Ч как родовое сущ-во. Предмет: всеобщее в сис-ме мир-Ч. Этот предмет конкретизир-ся в 3-х аспектах: 1 разделен ли мир на дух и мат-ю и что первично 2 каково напр движ-я мира 3 в чём сущн-ть Ч Аспекты: 1.онтология(теория познания). 2. гносеология (уче-ние о бытие). 3.методология (учение о развитии). 4.социология (соц.проблемы). 5.этика(учение о морали). 6.эстетика(учение о прекрасном). 7.антропология (учение о человеке). 8.аксиология(уч.о ценностях). 9.диалектика(уч.о действительности). 10. метафизика (уч.о смысле жизни). Ч всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет,чем, смысл его жизни, почему сущ-ет жизнь и смерть. Каждая эпоха и каждая общ-ая группа или класс имеют какое-либо представ-е о решениии этих вопр. Сумма всех таких реш-й и ответов образуют М., к-ая вырыж-ся посредст-вом категорий. Оно играет особую, очень важн роль во всей деят-ти людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей В центре ф-их проблем стоят вопр о М. Одной из основных ф-ий Ф.явл обоснование оправда-ние и анализ М. Ф.-теоритическое ядро М. Исторические типы М.: Обуслов-ны той или иной историч-й эпохой тем или иным общ-м классом, определенные нормы и принципы сознания стили мышления. и в зависимости от того, совпа-дают ли интересы данного класса с объектив-ной тенденцией общ-ого развития, явл ли он носителем более прогрес-ого способа пр-ва или нет, его М. по своему содерж-ю может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистич-м, революц-ым или реакционным. Например: М. буржуазии когда она противост феод-му было сначала прогрес-м, после придя власти ее М.станов-ся консерв-м реакционным.^ 2. Роль Ф. в общ-ве,генез. и ф-ции. Возникновение ф. относится к глубокой древности. Зачатки ф. знаний отчетливо обнаруживаются в 6-5 в. до н. э. В Китае, индии и наиболее развитых странах Среднеземноморского бассейна. Генезису ф. послужила: в мифологии стихийная постановка основных мировоззренч. вопросов, а в начатках наук-развитие мышления и самого научного духа и метода т. е. ф. возникает как разрешение противоречий между мифологической картиной мира(построенной на воображении) и новым знанием и мышлением. Важным фактором содействовамшим появлению ф. и зарождению нового мировоззрения было возникновоние древнегреческой демократии. Чтобы добиться власти нужно было опровергнуть противника, т.е. доказать правоту, так возникла особая форма обмена информацией-док-во.Функции философии: миpовоззpенчесая, методологическая. Мироощущение (оптимист, пессимист), мировосприятие (альтруист, эгоист), отношение к миру (догматик, диалектик). Мировоззрение - человек сознательно занимает определенную позицию своего отношения к вещи. Миpовоззpенческая функция характеризуется тем, что философия должна объяснять, систематизировать, рационализировать. Критическая роль минимизирует риск ошибок (выбор одного из многих путей). Философия - любовь к мудрости. Hеобходимые предпосылки возникновения философии (но не достаточные): разделение умственного и физического труда, создание прибавочного продукта, pецептуpно-технологические знания ("смотри на меня, делай как я, делай лучше меня"), наличие развитых текстовых сообщений (указы, эпосы, мифы). Требуется определенное развитие уровня абстрактного мышления. Hаличие денег. Функции языка: сигнальная, коммуникативная, описательная, аpгументивная (критика). Три необходимых предпосылки. Структура мышления. Отсутствие тоталитаризма. Должен быть плюрализм, демократический режим. Особенности мифа: принципиально новый уровень мышления (субъективно-объективный, синкретический, нерасчлененный вид), ориентирован на стабилизацию самого себя (догматическое мышление). Философия делает акцент на новациях, то есть акценты смещаются. Проблема устройства мира. Существует большое число мифов, посвященных этой теме. Инициирование ученика на то, чтобы он шел дальше своего учителя. Hадо рассуждать критически. Второй этап. Философия служит идеологии. Доказательство бытия Бога. Средневековье. Третий этап. Возрождение (ренессанс). Возведение человека в центр Вселенной. Четвертый этап (новое время). Философ, обосновывающий введение науки. Пятый - философия французского материализма (pазмеживание философии и науки). Hемецкая философия (критическое отношение ко всему). Философия 19 века (наука сама себе философия). Позитивная наука. Философ связан с развитием человека или науки.^ 3.Специфика фил. знания. Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. мифологияМифология – представляет собой осмысление и представл. мира и человека в фантаст. образах и сюжетах.Основные формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д.В основе первобытной и антич. мифологии лежит олицетвор. природы, т.е. уподобление ее человеку, человеческому способу существования.Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств. сил.Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн. опытно подтвержден. знания, которые заменяются вымыслами и предположениями.Мифотворство может носить и искусственный характер преднамеренно осущ. с тем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв. действит. мнения и оценки.В недрах мифологии сформировалась религия.Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписывает верить ей основной признак религии – вера в сверхестеств.Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем проверить те или другие предположения, господствующим методом -ния их убедительности являлись логика и здравый смысл.Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой понятийного теоретического мышления.По характеру формирования и способу функционирования различают два уровня:жизненно практический или уровень обыденного сознания.теоритический.+ 1-й базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте и складывается стихийно, этот уровень назыв. жизненной философией. 1-й ур. крайне не однороден, т.к. не однородны его носители. На формиров. этого уровня оказ. влияние нац. и религиозные традиции, уровни образов., интелект. и духовной культуры, характер проф. деятельн. и друг. Этот ур. включает в себя навыки, обычаи и традиции передов. из поколен. в поколен. и познанный опыт каждого конкретного индивида. не отлич. глубок. продум., систематически, обоснов. эти недостатки преодолев. на 2-ом уровне теор. 2: К этому уровню относ. и ф-я. Ф-я претендует на теоретическое обоснование как содержания, так и способа достижения обобщен. знаний, а так же норм, ценностей и идеалов определ. цели, средства и характер деятельности людей. Ф=я видит свою задачу в том чтобы сделать мировозрен. предметом теоретического анализа.Соотношение этих уровней можно выстроить в историч. последовательности, и в этом случае1 - ому уровню соответствует мифология и религия2 - ому - философия.^ ХХ. Ф. и наука. Ист. формы взаимод. История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений: Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.). Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.) Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия: а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания; б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений; в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки; г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века). Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих. Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь: Помогает формировать новые предметные области научных исследований. Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия. Помогает критически осмыслить полученные результаты. Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия. Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии. Помогает оценить общественную значимость научных результатов.^ 4. Зарожд-е др.греч Ф. (милет.шк.)Др. гр.ф (дгф) влзникла в ионийских городах зап побережья мал Азии, основ. греками. Здесь раньше развилась раб., торговля. и выросшая на их основе культура.(связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта - более древние цив.). Милетская школа – 1ая натуралистическая. Первые учения - г. Милет 7-6 в. днэ - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается они искали начало происхлждения и изменения всех вещей. Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практ деятельностью.ФАЛЕС. конец 7 нач. 6 вднэ. Купец, много путешествовал. Гидроинженер. Знаком с достиж. науки Вав и Египта. Предсказал солн. затмение в Г. -585 гднэ. Изобрел некот. астроном приборы. Все произошло из некоего влажного первовещества или воды . Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плав. на пов. воды. Вода и все произош из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Все что вокруг – не мертво, а полно одушевления, везде – «Боги», все имеет душу. Душа материальна. Является источником движения вещей. Приводил как примеры магнит и янтарь, которые способны двигать предметы. АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто (апейрон) из которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Анаксимандр: Первоначало – единая, первичная, вневременная субстанция Апейрон – вещественное начало, лишенное границ. Apeiron с греч – «неопределенное». Апейрон превращ в различ земные стихии, они переходят друг в друга. Все события происходят в процессе борьбы тепла и холода. Живые существ возникают в процессе выпаривания солнцем влаги (из морского ила под воздействием солнечного света). Человек произошел от рыб! Анаксимен: начало всего – воздух. Разряженный воздух – это огонь, сгущенный – воды, земля, камень. Душа тоже из воздуха. Воздух бесконечен.Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.АНАКСИМЕН. Время завоевания Милета персами. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддержив. вождухом.В 5 вднэ Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие здесь фил прекратилось.ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500гднэ. При тиране Поликрате преселился в Ю.Италию в г. Кротон где основал полит и рел. союз представл. интересы аристократии. Сам ничего не писал. Учения его претерпели знач. эволюцию. Выдвинул реакц учение о порядке. В общ. жтзни порядок - влась аристократов.Последов П. объединились в союз. Боролись с демократией. В 5 вднэ этот союз был разгромлен демокр.Отвергали матереализм Милетцев. Основа мира не матер первоначао а часла, кот образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вороса о роли колич. стороны явл. природы. Математика, геометрия, теории архитектуры. музыки, скульптуры.( высота тона струны зав. от ее длины.) Движ небесных тел подчиняется мат. соотношениям - гармония сфер. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Свящ. монада(единица) - это мать богов, всеобщее первоначо и основа всех прир.явлений. Двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противор. сторон. Четверка - образ четырех элементов прир. ИТД. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ соотнош., благодаря абсол чисел приводила П. к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя явл. первоосновой всего.Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет, предел беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга( в отличии от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспред. - воздух.(пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимод. огня и воздуха.Общие черты: °Формирование нового способа духовного самовыражения, кот имеет стройную логическую форму, характеризующуюся рациональным постижением мира.°Характеризуется космоцентризмом – стремлением понять мир как целое.°Натурфилософия, то есть Человек – неотъемлемая часть природы.Итог о милетской школе: °она являлась рационализацией мифа °характеризовалась пантеизмом (Бог = природа) °человек рассматривался скорее как имеющий скорее физич, а не биологич природу (так как произошел из воды и т д) °хар-зя также гилозоизмом – любое материал тело обладает душой °философы пытались дать целостную картину мира, когда частности и детали были неизвестны °все они были монистами, то есть принимали за первоначало одно явление.^ 5. Фил. учение Гераклита, Ф. элейской школы Гераклит (540-480). Принадлежал к царско-жреческому роду. Но в Эфессе власть царей была уже свергнута. За Г. остались лишь некоторые ф-ции жреца, которые он передал брату. Жил одиноко и бедно. "О природе": о Вселенной, о гос-ве, о боге. У Г. мифологии больше, а научности меньше, чем у милетских философов. Его труды понять не легко. Не возражает против существования богов, но не они создали мир. Мир вообще не создан никем. Объясн. грозы, молнии, гром, солнечн. свет естеств. образом (гром - столкновение ветров и туч). Понятие о логосе (слове) - это не любое слово, а лишь разумное. Логос- закон всего сущего - универсальный закон. Все возникает по предопределению судьбы Логоса. Онтология Гераклида- Вечный огонь - бог- из него возникает мир чувственно постигаемых вещей. Предание формы вещам- дело Логоса. Г. употребляет термин логос как сущность всех вещей. Огонь характ. подвижность становления, вещь - определенная стабильность. Истинная цена стабильности - смерть. Гибель с целью появления новой жизни. Все появляется из огня и в огне умирает. Рассматривает 3 варианта образования мира из огня: - из огня возникло море, море стало семенем мирообразования; - огонь - воздух - вода - земля; огонь - все живое; -смерть земли - рождение воды; -смерть воды аождение воздуха; -смерть воздуха - рождение огня; и обратно. Космос, возникший из огня, не вечен. Космос сгорает. Душа - единство противоположностей. Чем больше в ней огня, тем душа лучше. Пути очищения души - музыка, усиленное обучение, обуздание страстей. Этика. Люди от природы равны, но они не равны фактически. Т.к. большинство живет не по логосу, а по своему разумению. Они во власти своих желаний. Но желания людей таковы, что людям не сталобы лучше от их исполнения. Диалектика Г.- Центральный з-н - з-н взаимосбегания противоположностей. Это роковой з-н его можно постичь, но уйти от него нельзя. Живое переходит в мертвое и наоборот. Мы живем смертью одних, а умираем жизнью других (едим мясо. растет яблоко). В борьбе противоположносей не может одна победить другую, они обе падут. Смерть- основа для новой жизни. Гносеология Г. Низшее, высшее знание. Чувственное познание, познание Логосом. Познание- сложный . тонкий процесс. Имея уши можно не слышать, а чтобы слышать - нужно знать, что слышать. Цель познания - познание логоса. Смысл - найти в себе логос. ГЕРАКЛИТ. Родом из Эфеса. (530 - 470 ггднэ). Аристократ, отстранившийся от власти. Исходный пункт учения о мире - представление о преходящем, изменчивом хар. всего существующего. Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь. Выбор огня в кач. первовещества обусловлен взглядами Г. на характер жизни природы. Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив огонь. “ Этот космос один и тот же для всего существующего не создал ни какой бог и никакой еловек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим”. Причина вечного изменения - борьба противоположностей. Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласно необходимости. Миром правит “логос”.(закон, необходимость)”Даже Солнце не может переступить логос.” Мир есь процесс в котором всякая вещь переходит в свою противопол.(холодное в теплое, Вложное в сухое и наоборот)”Нельзя дважды войти в одну реку” В челов. жизни превращ. в противопол. есть борьба. Она “отец всего, царь всего”. Благодаря борьбе противопол. обнаруживается их внутреннее сходство “юессмертные-смертны, смертные - бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.” Всеобщность изменения и переход кажд. кач-ва в противоп. делают все кач. вещей относит-ми.(морск.вода – чистейшая и вместе с тем грязн-шая: для рыб –питат-на, для людей -негодна) Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света, воспринимаемого чувствами, оно не могло бу укрыться от разуминого света, “от того, что никогда не заходит” Однако,считае Г. большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.Древнегреческая философия. Ксенофан, Параменид, Зенон.Они – представители элейской школы. Главная мысль – отрицани чувственного познания. Ксенофан. первовещество – земля. Бог – абсолютный, вечный, бесконечный Космос, сливающийся с природой, следовательно Бог непохож на человека. Бог – не чувственный образ, а понятийная конструкция. Мир является воплощением свойств Бога. Отрицал чувственное познание. Ч. п. – видимость, а познать сущность мира можно только мыслью. ЭЛЕАТЫ. В 6-5 ввднэ центр дух. развития перемещ. в Ю.Италию.(земледельческая область). Прбл. бытия: бытие есть а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо. КСЕНОФАН. 6-5 вднэ. Поэт фил. побывал в Ю. Италии вообще много путешествовал. В конце жизни поселился в Элее, где под еговлиянием возникла школа элеатов. Критиковал представления о множесте богов.(Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов в виде лошадей) . Он пантеист. Мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог. Природа не божественна. Все что рождается и растет есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания только мнение. ПАРМЕНИД. Элея. 6-5 ввднэ. Составил законы для Элеи, которые даже там долго действовали. Мир - вещ. шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения. (все заполнено) Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществ. никак нельзя мыслить как несущ., откуда несуществ. нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение. Ничто не меняется! Бытие не возникло и никогда не погибнет. Бытие не имеет частей. Бытие совершенно и неподвижно.Думать = быть. Бытие – то о чем можно думать и говорить. О небытие нельзя ни думать ни говорить, след-но оно не существует вообще. Чувственное восприятие рождает мнение, мышление рождает истину.Мир: 2 первоматерии – светлый и деятельный огонь и темная пассивная масса. из абс. заполненности следует, что мир не имеет частей. Он един. Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения. Представления о движении - льшь мнение, повседневные представления, от которых следует отличать фил., как учение о истине, недоступной восприятиям. Учение П. полно ненаучных, мифол. представлений, В центре мира - богиня-правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий и правит всеми неб. движениями. Делает весьма резкое различие между подлинной истиной, являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением. Из действительного мира Парменид полностью исключает движение. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие. ЗЕНОН. Ученик Парм..Выдвинул ряд положений в защ. учения П.(апории) Доказывал невозможность движения (метафизика). Предположение, что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться.( Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в опр. месте и не находиться в нем. Но это противоречиво - невозможно) В этих парадоксах вопрос не в том, возможно ли восприятие движ чувствами, а в том, можно ли мыслить движ. при условии, что пространство состоит из бесконечного множества неделимых частей (актуальная бксконечность), а время из б. множества неделимых моментов. диалектика 40 апорий (парадоксов, затруднений). Например, одно зерно звука не издает, а мешок зерен – издает. По логике вещей одно зерно должно издавать звук во столько раз меньший, во сколько оно, зерно, меньше мешка зерен. Но мы ведь не слышим – значит чувств восприятие нас обманывает! Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым противоречиям. Он однозначно отстаивал позиции единства, целостности и неизменности сущего. Движение не может ни начаться, ни закончиться. Апории Зенона: 1. Апория дихотомии - неподвижность и неделимость бытия. 2. Апория “Ахил и черепаха”. 3. Апория “стрела” - невозможность движения в принципе. Движение рассматривается не как чувственная данность, а как попытка выяснить логическую, понятийную сторону движения. Разум – оружие достижения истины.В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Апории дали толчок развитию диалектики. (интересно что понятия актуально бесконечного было исключено из употребления в Г. и заменено понятием потенциально бесконечного. Признавалась бескон. делимость величин, но не призн. их составленность из беск. числа актуально данных элементов). Элейская школа противостоит Гераклиту (понимание движения), Милейской школе (множественность движения), системе Демокрита.^ 6. Атомист. мат-зм Левкип, Демокр. Учение Л. и Д. - вершина античного материализма атомистический материализм. Все из атомов, в том числе и душа. Атомы - неделимые, неизменные, бескачественные единицы материи. Атомы отличаются формой и величиной. Движение атомов: носятся в пустоте; образуют вихри по принципу подобное стремится к подобному; более крупные -> к центру, более мелкие> на переферию. Некоторые атомы от столкновения воспламеняются. Атомы движутся в пустоте и характ. велич., формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Демокрит (460-370). из Абдеры, ученик Л. Стремился постич мир как объективную реальность данную нам в ощущение. Много путеш. его труды - вроде энциклопедии познания того времени (более 70 назв. раб. по физ. этике, матем, ритор, астроном... ) Первоначалом всего были атомы (х-ся еще и велич. и тяжестью) - частицы материи (бытие), а кругом пустота (небытие). Мир наполнен многими мирами, но в центре Земля (геоцентризм). Жизнь возникла в рез-те перехода из неживого к живому на основе з-на природы (материализм). "После того как произошло разделение мрачного хаоса, после того как возник воздух, а под ним зелмя, грязеобразная и совсем мягкая, на ней вспучились пленки, имеющие вид гнойных нарывов или водяных пузырей. Днем их нагревало солнце, ночью их питала лунная влага. После того как они увеличились и лопнули, из них образовались люди и животные. Когда же Земля высохла и уже не могла больше рождать, животные стали появляться на свет путем рождения одних от других." Детерминизм - все обладает причинностью. Случайных причин не бывает. Случайно только то, причину чего мы не знаем. Так движение атомов закономерно, по строго намеченым орбитам даталистический детерминизм. Чел. из грязи и воды, но он вобрал в себя нечто божественное (разум, мысль). Познание - не противопоставляет чувственное и рациональное. Исследует слух (источник звука сгущение воздуха), вкус (форма и величина атомов), зрение (рез-т действия на органы зрения), осязание (различение горачего и холодного), образы (тончайшие оболочки тел), цвет (существует только в нашем представлении белый, черный, красный, зеленый). Чувственное познание явл. низшей ступенью и знакомит нас с окружающ. миром явлений. Л.: цель жизни - наслаждение прекрасным. Душа - огненное соединение постигаемых разумом частиц. Демокрит. °признавал бытие и небытие. Из чувств. опыта: сущ тела и пустота, отделяющая их друг от друга, след-но бытие множественно, не едино. °Все происходящее – движение атомов разной формы и величины, места и расположения. Атомы нах в вечном движении и благодаря их соединению и разъединению вещи родятся и гибнут. Душа – из круглых гладких атомов по всему телу. Движение – это способ бытия материальных тел, так как атомы внутри нах в вечном движении. °Глав цель познания – нахождение подлинных причин происхождения так как все происходит по причине, и все случайные события – это просто выдумка! °Процесс познания: сперва чувственное (так как влияние атомов), затем рациональное. °Высшее благо – блаженство: покой и веселье души, достиг засчет обуздания желаний и умеренного образа жизни. Анаксагор. °Вначале были различные мельчайшие элементы и находились они в хаосе. Затем «мировой ум» их упорядочил, однородные эл-ты соединились в вещи, все вещи образуются из уже существующих вещей. °«Мировой ум» заключен в материи, в которой он творит, но не смешивается с ней.^ 7. Ф-фия Сократа, Платона Сократ из бедной семьи (философы в основном были из аристократических семей) Сначала он относился к школе софистов. Главная задача софистов сводилась к изучению и открытию интеллектуальных способностей человека, софисты первые представители субъективного идеализма (Протогор). Сократ освоив практически школу софистов, создает свою собственную школу, задачей которой ставилось формирование у молодежи передовых и прогрессивных нравственных устоев, ставилась задача выработки передовой морали. По сути он поставил вопрос о создании теории добра, основателем этики. Этика- борьба добра и зла. Сократ выдвинул принцип, что человек знающий что такое добро не может совершить зла, т.е. он абсолютизирует значение знаний. Филосовское кредо Сократа; "Познай самого себя". Сократ ставит проблему души, как источника добра. Он решает вопрос о структуре души : человеческая душа выраженная через добро состоит из 3-х начал : мудрость, храбрость, справедливость. Сократ создает и социальное учение, суть которого учение о государстве. Государство считается важнейшим завоеванием, приобретением человечества. Именно через государство возможно решение проблемы добра, поэтому государством должны управлять мудрецы или аристократы, а охранять государство должны люди мужественные. Разделение на формы государства. 1)Прогрессивная форма. Аристократическая республика – одна из форм. Власть интеллектуального меньшинства, профессионалов и морально пригодных людей. Чем больше управленческий аппарат, тем хуже живется народу. 2)Регрессивная форма. Демократия одна из форм. Это власть толпы, непрофессионалов и случайных людей. Часто у власти наблюдаются тираны и узурпаторы власти. Демократия предполагает хаос. Т.о. Сократ закладывает основы классического периода ф-фии. ф-фия становится социальной или рациональной по сравнению с космологической досократовского периода. Школа Сократа: стремление отыскать истину (не жалко ни усилий, ни средств, ни жизни). Сократические школы: киники (циники), киренаики, мегарики. Ответ на признание его самым мудрым человеком в Афинах: "Я знаю, что я ничего не знаю". Сократ ставил задачу в поиске истин, связанных с моралью, этикой и эстетикой. Метод Сократа (маевтика – помочь в рождении истины): 1. Метод иронии. 2. Метод диалектики (искусство постановки вопроса - для обнаружения многозначности проблем). 3. Метод индукции (от частного к общему). Раскрывал неоднозначность проблем. Сократ никогда не ставил окончательной точки. В основе поиска истины для Сократа лежат морально-этические аспекты. Поэтому он не исследует природу. Если человек знает, что такое добро, то он никогда не поступит плохо. Рационализация морали. Нет заранее испорченных людей, их просто нужно просвещать. Метод критического рационализма (в каждом диалоге идет обсуждение). Дискуссия не является бесспорной, если в результате стороны сблизили свои позиции. Сократические школы: киники (собачья философия) - Антисфен, Диоген Синопский (Афины); киpенаики - Аристин; мегаpики - Эвклид, Эвбулит. Пpоблема универсалий. Киники, киpенаики - существует единичное, а общее - словесный антураж. В реальности его нет. Нет лошадности, но есть лошади. Мегаpики - все наоборот. Общее существует самостоятельно, обособленно или отдельно, и отдельное существует благодаря общему. Сначала разрабатывали логические операции. Близки к софистам - недосказанность, неоднозначность. Сколько нужно песчинок, чтобы образовалась куча песка? Эвбулит: если кто-то утверждает, что он лжет, лжет ли он на самом деле? Что лежит в основе поведения человека - принцип удовольствия или отказа от этого удовольствия? Циники: отказ от всего, что доставляет наслаждение человеку. Диоген Синопский сидел в бочке, ходил днем с фонарем - искал человека, просил подаяние у статуй, чтобы приучить себя к отказам. Потом его продали как раба ("не хочет ли кто-нибудь купить себе хозяина?"). Киники выступали против национальных воззрений. Киpенаики проповедовали этику гедонизма (наслаждение; более общий эвдемонизм - этика счастья). Выступали за разумные удовольствия и наслаждения. Пришли к идее возможности самоубийства (если жизнь не доставляет удовольствия, то зачем такая жизнь?).Ученик Сократа. Платон - основатель объективного идеализма. Сократ не оставил после себя ф-ких произведений и не считал нужным их писать. Платон же оставил большое кол-во работ. Все работы его написаны в форме диалога, нося т.о. полухудожественную форму. Философское наследие Сократа известно из произведений Платона. Сначала Платон увлекался поэзией, после знакомства с Сократом он понял, что поэзия ниже Ф., потом он покидает Сократа и создает свою школу. Создает в рамках школы систему объективного идеализма, исходной точкой которой является признание идеального, как существующего объективно, независимо от человека. Основой этой системы является учение о мировых идеях. Мировые идеи составляют основу мира. Они есть "подлинное бытие". Это материальный мир включая и чувственный мир человека. Т.о. Платон разделяя мир на подлинный и мнимый противопоставляет их друг другу. В своей классификации идей, он утверждает, что основанием мировых идей являются 3 идеи: идея добра, идея истины, идея красоты. Краткий анализ идей. Идея красоты выражается прежде всего через искусство и выражает мир человеческих чувств. Идея истины отражается наукой и Ф. и выражает человеческий разум. Добро отражается моралью и религией, и выражает сущность человеческой души. Платон ставит вопрос о структуре человека : человек это троичное существо. 1) тело или мир чувств, полярным к этому элементу является. 2) душа. 3). связующим элементом между телом и душой является разум. Значение разума в отрегулировании этих двух начал. Большое внимание в отрегулировании сущности человека Платон выделяет строение души. Суть : чел. душа является производной от мира идей, т.е. объективной идеальности, она является частью этого мира, поэтому она вечна. После смерти человека его душа возвращается в исходный мир (мир идей). Реальная жизнь человеческой души на земле есть степень ее воспоминания реальной связи с миром идей. Эта степень "воспоминания" отражает духовную сущность человека. Т.О. теория познания Платона базируется на противоречии человеческой души с мировыми идеями. По Платону структура души выражается в следующем, существует высшая часть души, которая характеризуется постоянным стремлением к связи с идеями добра, истины и красоты. Низшая часть души связана с материальным миром, данная часть души не перспективна, поэтому со смертью человека низшая часть души пропадает бесследно, растворяется