Реферат по предмету "Разное"


1 Встатье рассматриваются вопросы соотношения

Дёмин А.А., кафедра административного и финансового права,Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Воробьёвы горы, МГУ, 119899 Москва, Россия.МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК КРИТЕРИЙОТГРАНИЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВАОТ ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОГО ПРАВА,ВКЛЮЧАЯ КОНСТИТУЦИОННОЕ1В статье рассматриваются вопросы соотношения различных отраслей российской пра­вовой системы, в особенности отличие административного и конституционного отраслей права, посредством вычленения различия методов правового регулирования, применяемых в этих отраслях права. Предлагается новый метод правового регулирования - метод восхо­дящего подчинения, как метод, характерный для конституционного права.Соотношение конституционного и административного права как двух ведущих отраслей правовой системы, разграничение их пределов вызывает зачастую боль­шие трудности. Десятилетний юбилей Конституции РФ 1993 года позволяет до­полнительно обратиться к этой проблеме, и категория метода правового регулиро­вания может быть использована для разрешения указанных трудностей.Система методов правового регулирования находит применение как при струк­турировании системы права в теории, так и при работе по систематизации законо­дательства на практике. Проблема эта встала в науке особенно остро в период 70-х годов XX века, при идеологической подготовке слома социалистической системы хозяйствования в СССР. Большая дискуссия развернулась тогда вокруг теории хо­зяйственного права как альтернативы административно-командной системе. В ус­тах теоретика управления, экономиста Г.Х. Попова проблема звучала завораживающе: построить «не линейную, а объемную модель функций управления» [21, с. 151]. Ос­новной идеей В.В. Лаптева было применение возмездного характера связей к реализации власти, перевод министерств СССР на хозяйственный расчет [18, с. 25], то есть фактически превратить субъект власти в субъект предпринимательства. Это был бурный период жизни страны, закончившийся тем, что волны перестройки и радикальных реформ захватили и практически разрушили всю советскую админи­страцию вместе с формировавшими и оправдывавшими её учеными, воззрения ко­торых всё же остаются поучительными для новых поколений. В результате к власти пришел узкий круг лиц со спекулятивной идеологией, социальной базой которых являются мелкие торговцы, «лавочники, на которых у России вся надежда» [7, с. 4], как заявил один из их сторонников.Смена социального уклада вызвала и смену приоритетов науки как конститу­ционного, так и административного права. На смену определению метода юриди­ческой науки, которым, например, М.А. Аржанов называет исторический материа­лизм, материалистическую диалектику [3, с. 9-10, 29-40], должны прийти более специфические юридические методы, поскольку у М.А. Аржанова вопрос филосо­фии подменяет вопрос права [10, с. 125-130].Развернувшаяся в ходе идеологической подготовки развала советского государства критика методологических основ советского строя и права вызывала уме­ренные возражения некоторых ученых. Так, А.Е. Лунев писал примирительно: «Ошибочное отождествление административно-директивных методов с «админи­стрированием» привело к тому, что в литературе появились предложения о полной замене этих методов экономическими методами. Деление методов только на две группы: административные и экономические, присущи многим публикациям по экономике. Между тем в наших условиях морально-политические методы управле­ния, как уже отмечалось выше, являются главными» [19, с. 27]. Такой же прими­ренческой была позиция и Ю.М. Козлова. Он писал: «Следовательно, имеются дос­таточные, на наш взгляд, основания для того, чтобы снять с повестки дня проблему административно-правового метода. Таковой в качестве самостоятельной правовой категории отсутствует, как отсутствует и гражданско-правовой, и уголовно-правовой методы. Есть категория единого метода правового регулирования, вклю­чающего в свой юридический состав предписания, запреты и дозволения» [15, с. 33]. Однако общий вывод Ю.М. Козлова представляется неверным. Не метод плох, он очевидно существует объективно и независимо от нашей воли, плохим является его неумелое применение. В то же время запрет, дозволение, предписание отражают содержание нормы права, при таком подходе к их пониманию методом является само установление правовой нормы, то есть правовое регулирование. Но такой подход не позволяет провести структурирование системы права по отраслям. Доз­воление, запрет и предписание критериями структуризации правовой системы по отраслям служить не могут. Они, действительно, как и настаивали Ю.М. Козлов и В.Д. Сорокин [27, с. 40], являются общими для всей системы права.Для метода конституционного права в такой системе координат места уже и не находилось. Но с тех пор и административное право находится на низком, не соот­ветствующем его важности уровне правового регулирования и развития. Вот как пишет Ю.А. Тихомиров: «Не повезло» административному и административно-процессуальному законодательству, хотя эти отрасли отражены в конституционном перечне отраслей законодательства (п. «к» ст. 72 Конституции РФ). Указанные от­расли «рассыпаны» по другим отраслям и сферам государственной жизни. Отдель­ные институты и подинституты есть в рубрике «Основы конституционного строя» (министерства, органы и организации при Правительстве и т.д., порядок рассмот­рения предложений и заявлений граждан в исполнительных органах и т.п.). Многие акты и институты административного права «встроены» в структуры других отрас­лей законодательства» [29, с. 70]. На мой взгляд, такая путаница административно­го и конституционного права обусловлена отсутствием в науке четкого критерия их соотношения. На самом деле это противоположные по методу правого регулирова­ния отрасли права, что должно отражаться на систематизации законодательства.^ Понятие методов правового регулирования.Методы правового регулирования — явление надстроечное, но при этом очень важно не забывать, что это надстройка над базисом, именно для его регулирования они и вычленяются. Но в оценке и видах методов правового регулирования у уче­ных нет единства взглядов. Совершенно правильно Ю.М. Козлов отметил, что тео­рия права не занимается в достаточной для отраслевых наук степени вопросом ме­тодов правового регулирования, в то время как отраслевики чувствуют в этом ост­рую необходимость, имеют инструмент упорядочения своей материи в более или менее стройную систему [15, с. 8].Ряд ученых считает, что методы правового регулирования являются вспомога­тельным критерием при определении отраслей права после предмета правового ре­гулирования, являющегося основным критерием для выделения отраслей права. По-моему мнению, наоборот, критерий предмета отрасли права подвержен субъек­тивным оценкам, а вот метод — объективен и может быть положен в основу выде­ления отраслей права.Я исхожу из определения метода правового регулирования как характера свя­зей субъектов правоотношения. В правоведении термин «метод правового регули­рования» употребляется часто, но и в наши дни почти всегда в разном смысле. Об­щепринятого подхода к понятию метода правового регулирования не существует. Так, Ю.М. Козлов считает, что «под методом правового регулирования обычно по­нимается способ воздействия права на общественные отношения, т.е. на поведение их участников. Иначе говоря, это — юридические средства, применяемые социали­стическим государством в целях правового регулирования общественных отноше­ний. Указанные средства и составляют содержание метода правового регулирова­ния» [15, с. 9]. Иногда говорится о «правовых методах управления» [29, с. 44]; ме­тодах управления прямого и косвенного воздействия, что позволяет гибко влиять на происходящие общественные процессы и поведение людей [5, с. 179-182]; используются понятия «казуального» и «нормативного» методов правового регулиро­вания [11, с. 169-170]. Подобную область деятельности администрации при оценке принципиальных черт её положения профессор Д.Н. Бахрах определяет термином «методы деятельности государственной администрации» [4, с. 350].Пожалуй, наиболее полную классификацию методов управления, включающую в себя все известные подходы к решению данного вопроса, предлагал профессор А.Е. Лунёв. Определяя методы управления как «способы воздействия на управляе­мых в целях наиболее правильного и оперативного решения задач, стоящих перед аппаратом управления», он приводил наиболее обобщенное представление о мето­дах государственного управления; «Все методы государственного управления можно, по нашему мнению, разделить на четыре группы: 1) морально-политические (убеждение, воспитание, моральное поощрение); 2) экономические (материальное поощрение конкретных лиц и коллективов, стимулирование произ­водственной и иной деятельности, хозяйственный расчёт); 3) организационные (прогнозирование, организация, координация, контроль, проверка исполнения); 4) административно-директивные» [19, с. 24]. Далее он уточняет, что «Админист­ративно-директивные методы означают воздействие на управляемых по схеме: «власть - подчинение» [19, с. 27]. То есть то, что мы в настоящее время называем методами правового регулирования, у А.Е. Лунева вписывалось в общую систему методов управления.Но наиболее правильным, последовательным и комплексным, как представля­ется, является подход к понятию методов правового регулирования профессора Д.Н. Бахраха, который отмечает, что сама проблема методов правового регулиро­вания существует именно ввиду необходимости структурировать систему админи­стративного права. Он пишет: «Предмет правового регулирования - главный, но не единственный критерий разграничения системы права РФ на отрасли права. Они различаются также по методу правового регулирования, по источникам правовых норм, субъектам отрасли права (субъектам правоотношений) и другим признакам» [4, с. 21]. Среди проявлений метода правового регулирования Д.Н. Бахрах отмечает как минимум пять признаков и его проявлений: «Главные признаки метода правового регулирования: каково устанавливаемое правовой нормой юридическое поло­жение сторон (1); с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений (2); как определяются права и обязанно­сти субъектов правоотношений (3); как они защищаются (4); специфика ответст­венности за правонарушения (5)» [6, с. 7]. Предложенная конструкция в принципе соответствует общетеоретическим представлениям о методе правового регулирова­ния, изложенным также и С.С. Алексеевым [1, с. 134-135].Признание Ю.М. Козловым единого метод правового регулирования, предло­женного В.Д. Сорокиным, приводит этих учёных к выводу, что этот единый метод правового регулирования проявляется в отраслях единой правовой системы по пре­имуществу: в гражданском праве как дозволение, в административном как предпи­сание и в уголовном праве как запрет [15, с. 17; 22, с. 49-50]. И таким образом формируются три метода правового регулирования: гражданско-правовой, админист­ративно-правовой и уголовно-правовой. При помощи этой триады формируются три отрасли права, единого права, с преимущественным проявлением первичных способов воздействия на поведение людей: гражданское, административное и уго­ловное право. Конституционному праву в этой конструкции места не находится. Остаётся невостребованным метод правового регулирования — восходящее подчи­нение, по существу, характеризующий правовые отношения конституционного со­держания. Ведь предметом конституционного права нельзя назвать то, что записано в конституцию, включение тех или иных областей правового регулирования в раз­личных государства и в различные периоды их существования разнятся, не говоря уж о том, что могут существовать государства (например, Великобритания, Изра­иль), у которых писаной конституции просто-напросто нет.В целом нельзя не признавать совершенно очевидную истину, что правовое ре­гулирование гражданских правоотношений, находясь всё в тех же рамках правово­го метода регулирования общественных отношений, отличается от регулирования административных правоотношений. И эта разница позволяет исследователю про­анализировать, нет ли и других случаев, кроме административного и гражданского права, когда метод правового регулирования проявляет себя с определенной степе­нью остроты, проявляет свои особенности. И мы увидим, что самостоятельными станут и коллективно-договорный метод в трудовом праве, и метод консенсуса в международном праве, а главное, появится возможность раскрыть содержание ме­тода восходящего подчинения в конституционном или государственном праве. Указанный выше подход Ю.М. Козлова к методам правового регулирования не по­зволяет применить его ни к конституционному, ни тем более к международному праву.^ Отличие административного метода от гражданско-правового.Обычно и общепризнанно юристы приводят два метода правового регулирова­ния: административно-правовой и гражданско-правовой. Субъекты в правоотноше­ниях, относящихся к этим методам, состоят в отношениях либо вертикальных, либо горизонтальных, или, как пишет Б.П. Курашвили, в отношениях субординации или координации. При этом нормы права в отраслях, соответствующих этим методам, называются либо императивными, либо диспозитивными, а отношения либо власт­вованием, либо согласованием, иначе — субординационные или координационные. Отрасли права, выделяемые с учетом данных методов правового регулирования, в наиболее характерных отраслях права — административное право, либо граждан­ское право.Эти качества методов должны лечь в основу разграничения регулируемой ма­терии между Гражданским кодексом и будущим Административным материально-правовым кодексом. Ситуация, когда ГК РФ, претендующий на высокую демократичность, включил в себя вопросы, типично решаемые властным путем, например, лицензирование, показывает, что законодатели не признают в необходимой мере сущностную разницу между отраслями права, не могут применить на практике ме­тод правового регулирования для надлежащего распределения правовой материи в отраслях законодательства. Лицензирование — это властная функция публичной власти и никакое закрепление в гражданском законодательстве не может изменить этого факта. То есть это отношения вертикальные, в отличие от горизонтальных правоотношений гражданского права.Сложным является квалификация договора, одной из сторон которого является властный субъект, как административного. В нем проявляется последствие недос­таточного разграничения гражданско-правового и административно-правового ме­тодов управления. Ю.М. Козлов пишет: «В большинстве же случаев различного рода административные соглашения вообще далеки от гражданско-правовой фор­мы по своей природе. Вместе с тем и хозяйственные договоры с участием органов государственного управления не являются гражданско-правовыми; они есть разно­видность административного договора хозяйственного назначения, в рамках кото­рого реализуются административно-правовые цели регулирования» [15, с. 22-23]. Это принципиальный подход.Значение сравнительного изучения административно-правового и гражданско-правового методов правового регулирования в настоящее время повышается из-за того, что власть, согласно ею понятой или точнее сознательно пропагандируемой ею идее уклонения от властных методов воздействия на население якобы с целью демократизации общественных отношений, сокращает или даже отказывается от властного государственного управления в пользу то государственного регулирова­ния, то ещё каких-то форм «демократизации». Это направление деятельности госу­дарственной власти в РФ, когда она «отказывается от непосредственного управле­ния теми или иными объектами (это связано с широкими процессами разгосударст­вления ранее бывшей государственной собственности — предприятий, учрежде­ний, с их приватизацией и акционированием)» [26, с. 4], характеризует довольно точно Ю.Н. Слепченко.На мой взгляд, отказ органов власти от выполнения управленческих функций как содержания деятельности государственного аппарата является фактически раз­рушением государства, ибо без власти государство не существует, а отсутствие го­сударства как осознанной формы организации общественного разделения труда ведет и к разрушению производства, и далее к переходу рынка в руки экономиче­ского соперника ввиду конкурентного характера экономики в капиталистическом мире. Демократия — это не анархия, а особый порядок ведения дел, предусматри­вающий совершение таких действий, которые полезны народу. Парадоксально, но поскольку учреждение тюрьмы полезно народу, постольку это демократическое действие. Власть, если она не коммунистическая, не имеет права передавать свои полномочия самодеятельным организациям. Как только власть объявляет, что она больше «демократически» не вмешивается в дела экономические, удаляется от «свободного предпринимательства», эту нишу немедленно занимают авторитеты преступного мира. Природа власти также не терпит пустоты.В результате и до сих пор господствует непоследовательность в представлени­ях о сущности государства и его функциях. Это отразилось на содержании, напри­мер, указа Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению админи­стративной реформы в 2003-2004 годах» [24]. В этом указе среди приоритетных опре­делены такие направления административной реформы в 2003-2004 годах, как:ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъ­ектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государствен­ного регулирования (на мой взгляд, вопрос о мере вмешательства это вопрос такти­ки, конкретики, а принципиально государство не может не вмешиваться в экономи­ку, так как основной сущностью государства и причиной его происхождения является именно такое вмешательство);развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики (по­лучается, что саморегулирование устанавливается административным путем, сверху. На самом деле передача властных полномочий кому-либо, безответственной общественности — способ маскировки реальной власти);организационное разделение функций, касающихся регулирования экономи­ческой деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юри­дическим лицам. То есть проявилось указанное выше как позиция В.В. Лаптева не­понимание сущности государственного органа, который не является субъектом услуг, он — субъект власти.Характерно также, что эти «приоритеты» фактически исключают также и ре­форму государственной службы, поскольку предусматривают как сокращение уча­стия государственных служащих в делах государства и влияния на общественный сектор, так и их ответственности за положение дел в стране. Система саморегули­руемых организаций, действующих в своих интересах, но на материальной базе общенародного продукта и взамен государственной власти — это ультракоммуни­стическая система перехода власти от государства к толпе, способ паразитирования частного интереса на общественном характере производства.Проанализируем, закрепляется ли в этом указе Президента административно-правовой метод регулирования общественных отношений или гражданско-правовой? Если ещё можно административным путем ограничить вмешательство государственных органов в жизнь, то развитие самодеятельных организаций воз­можно только инициативой самих этих субъектов, инициатива сверху указным ме­тодом не может быть насаждена. Явно происходит путаница административного, властного метода с цивилистическим, гражданско-правовым. Нечеткость в этом различии приведет и к недейственности, формальности указа, внешне кажущегося столь принципиальным.Или другой случай, когда не учитывается наличие различных методов правово­го регулирования, административного и гражданско-правового. План действий по обеспечению устойчивого снабжения топливом и энергией населения и отраслей экономики в осенне-зимний период 2003/04 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 785-р [23], предусматривает в графе зада­ний, в частности: «Обеспечить создание запасов газа в подземных хранилищах Рос­сийской Федерации в объеме не менее 62 млрд. куб. метров»; а в графе «ответст­венные исполнители» указывает «Минэнерго России, ОАО «Газпром»». Спрашива­ется, каким методом управляет Правительство рыночной структурой под названием «Открытое акционерное общество»? Директивным (административным) или ры­ночным, договорным, гражданско-правовым? Может ли сохранять свое качество «акционерности» субъект права, решения для которого принимает Правительство, а не выгода рыночной ситуации? Ясно же, что нельзя назвать субъектом свободного предпринимательства лицо, ОАО «Газпром», которое не может реализовать свою свободную волю на присоединение к выгодному делу, либо отказу от него, даже если свободные рыночные законы интереса и конкуренции приведут к банкротству не умеющего работать субъекта. Также нельзя называть акционерами лиц, которые не имеют возможности повлиять на решения, принимаемые правлением. Это не гражданское право.Применяя последовательно методы административный и гражданско-правовой к современным событиям с целью определить их методологические основы и кон­курирующую действенность, мы вынуждены будем констатировать, что так назы­ваемая экономическая реформа или даже революция в базисе (от социализма к ка­питализму) совершена сверху, административным путем, то есть установившийся «рынок» есть насаждаемый сверху порядок. А это означает, что этот рынок страда­ет теми же недостатками субъективизма, критику которых вызывал реальный со­циализм в СССР, пресловутая административно-командная система. По-прежнему нет инициативы предпринимателей снизу (или она не является определяющей). За­воды покупаются (приватизируются на основе административного задания, административным путем, точнее на основе административного договора) не из-за предпринимательской способности, инициативности низов, а по другим причинам, среди которых можно выделить блат, интересы группировки (чаще всего наиболее устойчивыми при «приватизации» результатов чужого труда в СССР являются на­ционалистические группировки), интересы иностранного монополистического ка­питала в подавлении экономики конкурента. То есть на примере методов мы видим реальное соотношение публичного и частного права (административного и граж­данского). Но главное мы можем оценить реальную жизнь, успехи реформ и необ­ходимые меры именно применением последовательно проведенных представлений о разнице административного метода и метода гражданско-правового.Совершенно правильной является позиция профессора Д.Н. Бахраха, который пишет: «... главным методом, который используется при правовом регулировании административной деятельности, был и остается административно-правовой. Но наряду с этим право в условиях демократии использует при регулировании адми­нистративно-правовых отношений и средства, близкие к гражданско-правовому методу. Так, оно обязывает органы государственной власти заключать администра­тивные договоры, проводить конкурсы» [4, с. 26]. Как видим, владение методом правового регулирования предоставляет возможность при его проекции, оценить соответствие теории и практики, науки и жизни заявленному и сделанному, а также позволяет на основе проведенного анализа откорректировать позиции.^ Отличие административного метода от метода восходящего подчинения.О системе власти в Российской Федерации однажды очень популярно выска­зался бывший президент РФ Б.Н. Ельцин. Он говорил примерно следующее: пира­мида власти у нас устроена недемократично, всё сверху; а надо так, чтобы всё шло снизу: местный совет делегирует часть своих полномочий районному, районный делегирует часть полномочий областному, а областной — центральному руково­дству страной. В сущности, президент РФ отражал именно проявление двух мето­дов правового регулирования: административного, характерного для администра­тивно-командной системы общественных связей, при которой вектор власти на­правлен сверху вниз, и метода восходящего подчинения, характерного для консти­туционного (государственного) права, при котором вектор власти направлен снизу вверх. Юристу ясно, что это две разные отрасли права! По данному критерию они и отличаются.Учебники государственного права, однако, обычно каких-либо указаний на корреспондирующий данной отрасли права метод правового регулирования не упоминают. Характерным примером является позиция профессора Основина В.С., который считал, что методологической основой науки советского государственного права является марксистско-ленинская диалектика [20, с. 13]. В советской правовой литературе практически нет и не упоминается метод восходящего подчинения, по­скольку для концепции власти того периода ему нет места. Предполагалось, что власти заботятся о благе народа, для недоверия властям нет никаких оснований, какие либо приемы контроля народа за своими властями не уместны. Это советский патерналистский подход к оценке роли власти.Ю.А. Тихомиров при проведении различия между конституционным и админи­стративным правом пытается это сделать методом перечисления институтов кон­ституционного права [29, с. 100-101]. Его классификация практически верна, не­достатком является только отсутствие критерия такой классификации, что позволя­ет другим исследователям сделать иное перечисление институтов конституционно­го права. Недостаточность теории Ю.А. Тихомирова о методах правового регули­рования, проявляющаяся в вопросе и о соотношении конституционного и админи­стративного права, можно увидеть, например, из следующей его фразы: «Как вид­но, наблюдается немалое сходство подотраслей и институтов конституционного и административного права. Нередко оно достигает такой степени, что приходится очень тонко разделять «слои» их правового регулирования. Есть совпадающие ин­ституты, например, статус органов исполнительной власти и прежде всего Прави­тельства. В конституционном праве закреплены его основные элементы — природа органа, порядок образования, основные полномочия. В административном праве сумма актов подробно регулирует правовое положение Правительства и его полномочия как в ФКЗ «О Правительстве РФ», так и в тематических и иных законах. Трансформация конституционно урегулированных полномочий в соответствующие нормы текущего законодательства оказывается непростым делом» [29, с. 101]. Так какая же, в конце концов, отрасль права должна изучать статус Правительства, а ещё более важный вопрос, каким образом построить законодательство, чтобы отразить разнохарактерные стороны статуса Правительства? Ответ, на мой взгляд, может дать только признание наличия специфического метода правового регулирования, принадлежащего отрасли конституционного или государственного права — метода восходящего подчинения.Из-за отсутствия специфического метода для отрасли конституционного права большинство ученых конституционалистов дают определение этой отрасли мето­дом перечисления. Например, В.И. Иванова даёт следующее определение отрасли конституционного права: «Конституционное право как отрасль права в узком смысле есть совокупность юридических норм, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на основании и по поводу осуществления государственной власти. Конституционное право как отрасль права в широком смысле есть совокупность юридических норм, которые в соответствии с волей го­сударства закрепляют и регулируют основы конституционного строя, основы пра­вового положения личности, территориальное устройство государства, систему, порядок организации и деятельности всех государственных органов, основы мест­ного самоуправления, способы принятия и изменения Конституции» [13, с. 5-6]. Какого-либо упоминания о методе, благодаря которому можно отделить отрасль конституционного права, в частности, от норм административного права, в её учеб­ном пособии не содержится. Отсутствуют такие упоминания и у цитированных ею иных ученых в области конституционного права. Надо сказать, что вообще опреде­ление методом перечисления — не вполне научный способ обобщения. Каждый следующий желающий всегда найдет необходимым добавить в такое определение ещё и то, что хочется именно ему.Догматически подходя, можно утверждать, что определение В.И. Ивановой почти не оставило места административному праву как отрасли, также занимаю­щейся изучением вопросов осуществления государственной власти. Вместе с тем административное право в сравнении с государственным является хотя и зависи­мым, но всеохватным. Н.Ю. Хаманева не без основания высказалась об админист­ративном праве как о «ведущей отрасли правовой системы Российской Федерации» [30, с. 7]. Проблему помощи распределению правового материала между двумя от­раслями, государственным и административным она относит к первому, приори­тетному направлению развития науки административного права [30, с. 5], связан­ному с его дальнейшей систематизацией и кодификацией.Метод восходящего подчинения [11, с. 31-35], реординации [16, с. 225], заклю­чается в таком положении и взаимосвязях субъектов права, когда власть исходит от народа. Все властные полномочия властей имеют своим изначальным происхожде­нием либо прямую волю, либо молчаливое согласие населения, народа, управляе­мых. В буржуазной демократии считается, что народ является единственным ис­точником власти, носителем суверенитета; когда народу не нравится какой-либо деятель, строй или порядки, он вправе свергнуть любого диктатора, освободиться от любых мешающих его развитию пут.Сущностную разницу правоотношений по формированию государственных органов и по реализации этими органами предоставленной им власти приводит Н.М. Казанцев: «Первичным и субъективным правом ведения государственных дел обладает гражданская нация как единоправный публично-правовой субъект госу­дарства, иначе — народ. Избранные лица, равным образом и государственные слу­жащие, осуществляя функции по ведению государственных дел, реализуют не своё собственное, субъективное право, а совокупное право всех граждан государства, выступающих в качестве доверителей своего публичного права как естественного права учредителя государства — народа, учреждённому государству в целом. Это никак не означает доверения этого суверенного права отдельным государственным органам и институтам. В нашем случае таким субъектом публичного права стано­вится государство, представляющее своего учредителя — российский многонацио­нальный народ, его конституционного законодателя, суверена» [14, с. 12-13].И далее Н.М. Казанцев говорит: «Так, институт участия граждан в ведении государственных дел, установленный выше приведенным Пактом2, в Декларации3 получил развитие в виде института участия граждан в управлении страной. Инсти­тут ведения государственных дел государственными служащими стал соединен с институтом государственного управления через посредство института участия гра­ждан в публичных делах государства» [14, с. 13]. Точнее, Пакт не устанавливает права граждан, а он отражает всемирную закономерность того, что в конечном сче­те граждане формируют свое государство. Но главное, это то, что Н.М. Казанцев констатирует принципиальную разницу в методе властвования — политическом и административном, что по существу и отражает проявление (в моей трактовке) ме­тода восходящего подчинения в первом случае и метода административно-правового во втором.Таким образом источник власти — народ. Отсюда и метод правового регули­рования. Народ предоставляет полномочия властвовать над ним тем или иным спо­собом (в буржуазном обществе выборами, в Великом Новгороде начала второго милениума в том числе и приглашением на княжение любого лица, подходящего по характеристикам4, и тем самым на практике реализуется метод восходящего под­чинения. Метод правового регулирования, восходящее подчинение, отражает такое соотношение субъектов правоотношения, когда «нижестоящий» субъект имеет власть по отношению к «вышестоящему», вектор власти направлен снизу вверх. Такое положение характерно для отрасли государственного права.Данная характеристика метода восходящего подчинения как метода правового регулирования влечёт следующие последствия в проекции на право: к области го­сударственного (или конституционного, как принято называть его сейчас) права будут относиться все правоотношения, связанные с восходящим подчинением: ста­тус выборщиков (электората), право объединения в партии, проведение выборов, функционирование представительных органов, деятельность законодательной вет­ви власти, процедура отзыва полномочий5, публично-правовая ответственность. Но дальше — формирование государственного аппарата, сколько министерств, нужно ли правительство — это уже вопрос действия избранной власти, и она может из­брать ту или иную форму своей самоорганизации, если народ не обусловил это при выборах. Эта область деятельности власти, ветвь исполнительной власти, уже ти­пично должна относиться к области административного права. Этот водораздел между административным и государственным правом при отсутствии представлений о методах правового регулирования сейчас очень размыт. Признание метода восходящего подчинения даёт возможность четче структурировать всю правовую материю как для преподавания, так и для практического законотворчества,Некоторые ученые квалифицировали договоры о разграничении компетенции ме­жду органами власти РФ и органами ее субъектов как административные [2, с. 215], в то время как это конституционные вопросы. Относительно легко это определить, применяя метод восходящего (конституционного) или нисходящего, администра­тивного, подчинения. В этом отношении имеется постановление Президиума Вер­ховного Суда РФ от 29 апреля 1998 г. [8, с. 1-2] с формулировкой: «полномочия, отнесенные к исключительной компетенции РФ (ст. 71 Конституции РФ), не могут быть переданы субъекту РФ на основании договора». Казус заключался в том, что Хабаровская краевая Дума законом от 31 октября 1996 г. ввела лицензирование деятельности по приобретению, переработке, реализации, транспортировке лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов и предусмотрела административную ответственность за нарушение этих правил. Суд аргументировал своё решение тем, что перечень лицензируемых видов деятельности согласно ст. 49 ГК РФ устанавли­вается законом, а гражданское законодательство относится к ведению РФ, следова­тельно, субъекты РФ не полномочны законодательствовать по этим вопросам.Характерным для понимания и применения метода восходящего подчинения является также содержание Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П [25]. Вопрос заключался в возражении Государственного Совета-Курултая Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татар­стан против заявления заместителя Генерального прокурора РФ о признании про­тиворечащими федеральному законодательству ряда положений Конституции Рес­публики Татарстан. Заявители утверждали, что «конституции и уставы субъектов РФ как учредительные по своей природе акты, определяющие конституционно-правовой статус субъектов РФ, могут быть проверены только в рамках конституци­онного судопроизводства Конституционным Судом РФ, а потому наделение судов, осуществляющих гражданское и административное судопроизводство, полномочи­ем проверять законность конституций и уставов субъектов РФ и, соответственно, закрепление полномочия прокурора обращаться в такие суды с заявлением (требо­ванием) о признании их противоречащими федеральному закону недопустимо». Сомнения Конституцио


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.