1. Введение Передача опыта поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей. Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не означает их воплощение в жизнь общества и каждого человека. Прошедшие 90-е годы убедительно показали, что люди должны уметь жить, вести себя надлежащим образом в условиях предоставленных свобод. Чтобы жить в условиях демократии, надо, чтобы демократия жила в нас; чтобы жить в условиях морали и справедливости, надо, чтобы мораль и справедливость жили в нас; чтобы жить в условиях права, надо, чтобы право жило в нас. Это ставит серьезные проблемы перед педагогами. 1. О предмете... В современной школе, вне зависимости от региона, необходимо изучать историю и культуру народа. Познание национальной традиционной культуры народа, народов совместного проживания, способствует взаимопониманию, формирует чувство доброжелательности и уважения, что особенно важно в нашей многонациональной стране.. Народная культура и основанная на ней народная педагогика - это мудрость, нравственные начала, духовность и бережное отношение ко всему. Народная культура с ее высоконравственными началами является не только предметом изучения, но и становится основой для построения всей воспитательно-образовательной системы школы, в особенности сельской, поселковой. О народной культуре... Народная культура воспитания представляет собой основу веяной культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики. Выдающиеся педагогики прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагогики-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.И. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой - все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. Песталоции в своих произведениях «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время апп'елирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная щкола должна черпать в самой жизни народа. Народную педагогику К.Д. Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиции, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. Духовную жизнь народа всегда определяли труд, душевный талант и человечность, именно они способствовали воспитанию подлинно народных характеров. Так, например, очень много смысла в тысячелетней чувашской традиции, когда трудолюбивым называют только того, кто и нелюбимую работу делает с любовью. Уменьшение различия между городом и деревней не означает разрушения духовных традиций воспитания подрастающего поколения. Успешное развитие культуры, системы народного образования возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Изучая народное творчество, педагог нередко помогает его возрождению и дальнейшему развитию. Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов. Тем не менее она важнее всего для педагогов. Народная педагогика, представляющая собой пансофию воспитания, с ее поклонением матери, с культом ребенка, с верой во всесилие отца, представляет собой своего рода педагогическую религию. Да и родительский дом - это своего рода храм семейной духовности, в котором семейный очаг - алтарь, дети - ангелы, мать - богоматерь, отец - «патриарх всея семьи»... До сих пор бытуют педагогические представления, которые сегодня воспринимаются как устаревшие, как суеверия и предрассудки, хотя нет достаточных оснований для их однозначной отрицательной оценки. В этнопедагогике находит подтверждение мысль французского ученого А.Леруа-Гурана: «Народ является самим собой лишь благодаря своим пережиткам». Более того, праздники, приметы, гадания и другие элементы народной педагогики относятся к наиболее эффективным средствам интенсификации духовной жизни личности. И могут быть востребованы современной педагогикой. Актуально также изучение педагогической сущности новых обычаев. Современные обычаи и их преемственная связь со старыми, взаимодействие старых форм и нового содержания традиционных народных праздников. Предмет народной педагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение в педагогике нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей, самодельные игрушки - творчество детей. Одна из важнейших задач, стоящих перед школой в настоящее время, заключается в том, чтобы прививать людям чувство сопричастности к духовным ценностям, культуре, истории, традициям своего народа, приобщать их к культурно-историческому наследию других народов. Эта ее роль особенно значима в период глубоких общественных перемен. И самым правильным способом обращения к «разумному, доброму, вечному» будет возвращение к истокам своего народа, диалог культур народов в учебно-воспитательном процессе. Возрождению и развитию духовной культуры народов республики, формированию личности школьника в соответствии с культурными традициями народов и общечеловеческими ценностями способствует предмет «История и культура марийского народа», введенный в школах Республики Марий-Эл с начала 90-х годов (с 1998 года «История и культура народов»). Каждый ребенок в свое время задает естественный вопрос: «Кто я?». С этого, желательно, и начинать первые уроки. Совместно ищут ответы на вопросы: «Что означает твое имя?»; «С чем оно связано?»; «Кто твои родители, бабушки, дедушки?»; «Чем они занимались, а может и прославили твою малую или большую Родину?»; «Расскажи о своей родословной». Экскурсы в антропонимику активизируют интерес учащихся, стимулируют их потребность в новой информации. В эту работу активно вовлекаются и родители, начинается поиск архивных материалов, восстановление генеалогического дерева семьи, появляется интерес к предкам и роду их занятий. Находятся целые династии мастеров народного творчества. Всю поисковую работу необходимо оформлять в альбомах, стендах, газетах. Там, где не поются народные песни, где преданы забвению обряды и обычаи прошлого, высыхают истоки национального. Дети на уроках истории и культуры марийского народа и во внеурочное время знакомятся с богатством народного фольклора, узнают, что обряды рождались в древности и являлись способом магического воздействия на природу. В ходе знакомства с народными календарными праздниками учащиеся видят, что они подчинены определенной системе, приурочены к годовому циклу. Это говорит о том, что предки наши были чутки к законам природы, жили в согласии с ними. Учащиеся узнают, что марийские и русские календарные праздники имеют много общего, хотя названия у них разные. Перечислим некоторые похожие праздники: Шорыкйол - Рождество, Уярня - Масленица, Кугече - Пасха, Агавайрем - Троица. Затронуть чувствительные струны души ребенка помогают праздники с соблюдением народных обычаев, обрядов, традиций, в которых участвуют сами дети. В 1999 году в республике был проведен республиканский фестиваль обрядов и обычаев «Кугезе вож» («Корни предков»). В ходе подготовки к фестивалю ребята вместе с учителями, родителями провели большую поисковую работу по сбору материала, написали рефераты, которые были зачитаны со сцены на заключительном этапе. Фестиваль прошел очень интересно: на сцене были инсценированы марийская свадьба и моление в священной роще, русская Масленица и Рождество, Агавайрем и Троица, осенний базар и весенний клич жаворонков. Главное достоинство народных праздников - в единении детей и взрослых, молодых и старых. Огромное значение в изучении культуры народа имеет знакомство с костюмом, украшениями и его вышивкой. Костюм в философии народа - это целый мир, в котором проходила вся жизнь человека. Учащиеся учатся видеть в нем триединство мира: мир земной, небесный и подземный. Об этом говорит символика вышивки и украшения костюма. Костюм и украшения выполняют практическую, эстетическую и сберегательную функции. При рассмотрении марийской вышивки перед глазами ребенка оживают деревья, цветы, кусты, человек, священные для мари животные - медведь, лось, лошадь, баран и водоплавающие птицы, предстают поля хлеба, звезды, луна и солнце. Школьники, узнав символику вышивки, начинают понимать ее истинную ценность. Им приятно было узнать, что марийская вышивка на Колумбовской выставке, посвященной 400-летию открытия Колумбом Америки, в 1892 году заняла второе место. Целью- своей педагогической деятельности считаю нравственное совершенствование детей на основе познания культуры родного народа. В достижении этой цели исхожу из важности глубокого изучения и осмысления народной культуры, в умелом, педагогически выстроенном использовании ее в воспитании детей, передачи опыта народа в виде различных норм и правил, прежде всего - нравственных. О методике преподавания... Особенность предмета истории и культуры народов - его интегративный характер, вобравший в себя сведения исторические, географические, по этнопедагогике, этнографии, литературе, музыке, изобразительному искусству и т.д. Содержание предмета определяет своеобразие деятельности учителя и ученика. Применение только традиционных методов не может решить проблему эффективности ведения курса. ,В своей работе мы чаще всего используем монологическое объяснение при помощи рассказов, бесед, лекций, и при этом ученик не является активным участником. Поэтому при проведении традиционных форм урока я использую прием соразговора - совместного разговора, куда вовлекается большинство учащихся класса. Опираясь на жизненный опыт ребят, на знания, полученные на других уроках, излагаю новый материал. Успех урока, успех обучения зависит от того, насколько учитель сумеет активизировать деятельность учащихся. Превратить ученика в активного участника я стараюсь на основе интереса к содержанию занятий и на основе увлекательного способа изучения предмета. Для этого много работаю над содержанием урока. Чтобы он получился интересным, занимательным, затрагивал внутренний мир ученика. Если ребятам любопытно, появляется и любознательность, и интерес к предмету. Не совеем обычным становится использование активных методов урока: образно-игровых (5-7 кл.), поисково-исследовательских (8-9 кл.). Учащимся особенно нравятся уроки, в которых они, познавая, играют. Проигрывание обрядовых моментов, проведение уроков-игр, викторин, праздников заставляют учащихся «проживать» изучаемый мир. Многие календарные, семейные обряды можно сыграть по ролям, проиграть, пропеть. Знания на уроках стараюсь давать не в конечном, закрытом, варианте, что-то оставляю на самостоятельное изучение. Домашние задания задаю в основном творческом', исследовательской направленности. Многие интересные сведения учащиеся узнают из книг, периодики, от родителей и т.д. предлагаю расспросить родственников и сделать по их рассказам сообщение. Описание календарных и семейных обрядов, создание колхозов - вот основные темы исследовательских работ. Лучшие сочинения, сообщения, рефераты передаются в школьный музей. Народная культура часто дает подсказки, какие методы и приемы нужно использовать в работе с детьми. Показ, разъяснение, приучение, одобрение, личный пример, осуждение, укор - все это присутствует на уроках. О творчестве... Закрепление теоретического материала по темам «одежда», «вышивка», «семейные и календарные обряды», «жилище» и др. достигаются выполнением творческих заданий, сочетающих в себе художественный труд. Большинство уроков по данным темам состоит из теории и практики. Если впервой части учащиеся знакомятся с материалом урока по рассказу учителя, то во второй -работают с альбомом, делают открытки, закладки, разучивают песни, игры, составляют узоры и т.д. из опыта работы видно, что они с удовольствием выполняют различные виды творческих работ, они радуются своим достижениям и радуют своих близких. Ребята лучше стали усваивать материал, появился интерес к предмету. Одним из последних работ учащихся являются открытки, изготовленные к пасхе, затем подаренные своим родным. Таким образом через совместную деятельность учащегося и учителя реализуется один из важных принципов народной и научной педагогики -воспитание и обучение человека в деятельности.