Реферат по предмету "Экономика"


Иван Тихонович Посошков и его наследие

Астраханский филиал Московского ГосударственногоУниверситетаЭкономики, Статистики иИнформатики
ИванТихонович Посошков и его наследие

Выполнил:
студент группы ДКИ-13
Каширов Анатолий
Проверил:
Кучерук Ирина Владимировна

 
Посошков о богатстве и деньгах
 
Иван Тихонович Посошков(1652—1726)—русский экономист и публицист — является автором сочинения «Книга оскудости и богатстве», написанного в 1721—1724 гг. В этом произведении И. Т.Посошков выдвинул проект улучшения экономической жизни России, развития еепроизводительных сил.
В противоположность меркантилистическойдогме Посошков считал, что богатство общества воплощается не только вдрагоценных металлах, но и в материальных благах. Посошков писал: «Понеже не тоцарственное богатство, еже в царской казне лежащия казны много,… но то самоецарственное богатство, еже бы весь народ по мерностям своим богат был самымидомовыми внутренными своими богатствы». Посошков проводил различие междувещественным богатством и невещественным богатством. Он всячески подчеркивалактивную роль невещественного богатства: писатель указывал на непосредственнуюсвязь между производством материальных благ и наличным правовым режимом вРоссии. «Паче вещественного богатства следует всем нам обще пещися овещественном богатстве, то есть о истинной правде… Правда велми богатство исилу умножает,… неправда не токмо вновь богатит, но и древнее богатствоотончевает и в нищету приводит».
Посошков возвышался до идеи о том,что богатство государства немыслимо без народного богатства. «… В коем царствелюди богаты, то и царство богато, а в коем царстве будут люди убоги, то ицарству тому не можно слыть богатому». Посошков подчеркивал, что, по его мнению,«сие дело невеликое и весьма нетрудное, еже царская сокровища наполнитибогатством… Но то великое и многотрудное есть дело, еже бы народ весьобогатить».
Не лишено интереса мнение о том, чтоПосошков предвосхитил французских физиократов в своем заявлении: «Крестьянскоебогатство — богатство царственное, а нищета крестьянская — оскудениецарственное». Высказывания Посошкова о богатстве, отождествление богатствастраны с народным богатством, с крестьянским богатством носили прогрессивныйхарактер; они выходили за рамки меркантилистических представлений о богатстве.Оригинальны были также взгляды Посошкова на деньги. Отстаивая исключительнуюроль государственной власти в развитии производительных сил России, Посошковбыл сторонником номиналистической теории денег. Посошков писал: «Мы неиноземцы, не меди цену исчисляем, но имя царя своего величаем, того ради, намне медь дорога, а дорого его царское имянование, того ради мы не вес в нихчислим, но исчисляем начертание на ней».
Теория денег Посошкова, конечно, былаошибочной. Он не понимал функции меры стоимости и связи денег с товаром. Однаков борьбе за экономическую независимость России он отстаивал свою теорию денег,защищая русское купечество от иностранной конкуренции. Теория денег Посошковатеоретически обобщала финансовую практику его времени.
 
Посошков о торговле
Посошков всячески настаивал нанеобходимости оказывать покровительство классу купцов. Купечество, по мыслиПосошкова, составляет существенную основу государственного здания. Он считал,что в купечестве нуждаются все члены общества, все составляющие егообщественные группы, все сословия. В особенности подчеркивал Посошков наличиевзаимозависимости между купечеством и войском.
Посошков выражал недовольство тем,что к торговле широко тянутся различные слои русского общества, независимо отсословной принадлежности. Торговля, по мысли Посошкова, должна быть лишьпривилегией представителей купеческого сословия. Будучи принципиальнымпротивником того, чтобы крестьяне торговали, в то же время он считал возможнымвступление в купеческое сословие представителей зажиточного крестьянства.
Посошков ратовал за то, чтобы русскоекупечество монополизировало всю торговлю в стране. Он считал, что в сословиекупцов должен быть закрыт путь не только «иночиным» людям, но к «свободномуторгу» не должно быть также доступа иноземным купцам. Все это весьмаблаготворно скажется и на сборе пошлин. Посошков — сторонник «торга»праведного, «святого», без обмана. С целью ликвидации конкуренции между купцамиПосошков высказывается за цену, регулируемую сверху, цену не вольную, ауказную, «установленную» цену.
В вопросах внешней торговли синостранцами, которой Посошков придавал большое значение, он пропагандировалорганизацию русского купечества в виде единой торговой компании — «компанства».Торговля с иностранцами должна носить организованный характер и производитьсяпо соизволению купеческого «командира». С разрешения «командира», по согласиювсего «компанства» по заранее установленным ценам, наподобие торговли сприезжими иностранцами на ярмарках должен происходить вывоз товаров за границу.
Посошков был сторонником конкурентнойборьбы с иностранным купечеством по ценам на товары, устанавливаемым русскимикупцами. Он был преисполнен уверенности, что в этой конкурентной борьбе русскиекупцы выйдут победителями, ввиду большой заинтересованности иностранцев врусских товарах. Посошков настаивал на строгом отборе ввозимых в странутоваров. По его мнению, такие товары должны быть превосходного качества, в нихдействительно должна нуждаться страна. И в этом вопросе должна сказыватьсяорганизующая, регулирующая роль «компанства».
Посошков перечисляет те товары, в которыхРусь не нуждается, а у «иноземцов отнюд бы никаковых тех вещей и на полцены непокупать». Придавая вопросу о ввозе иностранных товаров большоенароднохозяйственное значение, Посошков подчеркивал важность контроля заимпортом товаров. В числе мероприятий, которые должны ограничить потреблениепредметов роскоши, сократить ввоз иностранных товаров, Посошков останавливаетсяи на «одежном расположении». Каждому «чину» должна быть присвоенасоответствующая одежда.
Проектируемое «одежное расположение»Посошков рассматривал как «великое» дело. «Первое, что чин от чина явен будет ивсяк свою мерность будет знать, другое, что у всякаго чина денежные изтратыизлишные не будет, третие, что царству пополнение будет немалое». В приведенномвысказывании о положительной стороне «одежного расположения» Посошков прямозаявляет, что оно будет содействовать накоплению денег в стране. Посошковподходил к различным статьям импорта и экспорта с целью воспрепятствоватьутечке денег из страны, увеличить путем внешней торговли денежные сокровищастраны. Посошков приводит много примеров, свидетельствующих о ненормальномсостоянии русского импорта и экспорта.
Следует отметить недовольствоПосошкова тем, что из России вывозятся сырые материалы, а не готовые товары,что является источником обогащения иноземных купцов. Посошков считал, чтоматериал, предназначенный для дальнейшей обработки и изготовления готовогопродукта, должен перерабатываться в соответствующих сырьевых районах. Онутверждал, что «сие бо велми нужно, еже кои материалы, где родятся, тамо бы онии в дело происходили». Нарушение этого правила, по мысли Посошкова, приводит ктому, что внешняя торговля России в ущерб интересам русской промышленности иторговли становится весьма прибыльной для иностранцев. Так, Посошков настаивална необходимости вывозить не лен и пеньку, а приготовленные из них готовыеизделия. А для этого необходимо перерабатывать их на русских мануфактурах.
Противопоставляя высоким ценам насырье и съестные припасы за границей их относительную дешевизну в России,Посошков писал: «Я чаю, что мочно нам на всю Еуропу полотен наготовить и передих нынешнею ценою гораздо уступнее продавать им мочно». Посошков видит вустановлении низких цен на продаваемую готовую промышленную продукцию зарубежом сильное орудие в конкурентной борьбе за завоевание европейского рынка.Посошков связывал с вывозом не сырья, а готовых товаров приток в странублагородных металлов, которому он, в духе меркантилистической теории, придавалбольшое экономическое значение.
 
Посошков о ремесле
По вопросу о ремесле Посошковявляется сторонником введения «гражданского устава», регламентирующего строгийза «художеством» государственный надзор, наблюдения с целью контроля, в лице«надзирателей» и «главного правителя».
Состояние ремесленного производства вРоссии, по мысли Посошкова, в значительной мере упирается в вопрос о состоянииученичества. Ссылаясь на опыт иноземцев, Посошков утверждал, что точноесоблюдение твердого срока ученичества должно быть обеспечено тревогой, страхомстрогого наказания за его нарушение. Дальнейшая судьба ученика — вплоть допредоставления ему права стать самостоятельным мастером и обзавестисьучениками— определяется решением мастеров и командира. Посошков был убежден,что при наличии проектируемого им «гражданского устава» ученики «поневоле будутучитца добре и, совершенно выучась и взяв у мастера отпуск, вышшемухудожественных дел камандиру покажет свое мастерство и отпуск, то как ему тойкамандир определит, еще ль ему доучиватца, или у иных мастеровых из найму работать,или же и самому ему мочно быть мастером, то так тому и быть».
Посошков считал необходимым клеймитьпроизводимые товары в знак свидетельства их доброкачественности, а запроизводство негодных продуктов карать высоким штрафом. Посошков считал целесообразнойформой повышения знаний русских ремесленников—широкое привлечение иностранныхмастеров высокой квалификации для обучения русских людей. Деятельность такихиноземцев должна быть окружена почетом и овеяна славой. В своих высказываниях оремесле Посошков останавливается и на вопросе об изобретательстве. Он ссылаетсяна иноземные уставы, которые, при создании чего-либо нового, прежденеизвестного, стоят на страже интересов изобретателя, гарантируя емуисключительное право на свое произведение. Говоря о распространенииизобретательства на Руси, по примеру иноземцев, Посошков исходит из принципаматериальной заинтересованности. «И аще тако устроено будет у нас в Руси, тотакожде, что и у иноземцев много будет вымышленников. Многие бы острые люди инарочно стали тщатися, како бы что новое вымыслить, от чего бы ему поживитися.А ныне у нас за непорядочное гражданство гибнет добра много». Посошков прямоподчеркивает, что из-за непорядков, которые господствуют в делеизобретательства на Руси, нововведения, новаторство чреваты своей убыточностью.
Посошков считал целесообразным«гражданский устав учинить, чтобы за вымысл новаго какова мастерства илипромысла отнюд иным не попускать въступать, дондеже жив тот вымышленик».Посошков был убежден, что развитие ремесла в России по его проекту приведет нетолько к тому, что русское ремесленное производство достигнет иноземныхрубежей, но и сумеет их превзойти. В поле зрения Посошкова была и современнаяему русская мануфактура. Так, по вопросу о привлечении рабочей силы вмануфактуру Посошков высказывался за необходимость набора насильственным путембродяг и нищих во владение заводчиков. Посошков был убежден, что вербованиерабочих таким путем обеспечит наличие большой армии подневольного труда. Помысли Посошкова, следует «учинить… указ, чтоб нищих, по улицам скитающихся,молодых и средовеких хватать...». Посошков предлагал «молодых робят мужескапола и женска научить прясть, а подрослых ткать, а иных белить и лощить, то быони, научась, были бы мастерами». «Я чаю, — заверял Посошков,— что мочно техгуляков набрать тысячь десяток другой и, построя домы мастерские, науча техгуляков тунеядцов, мочно ими много дел управить».
По мысли Посошкова, заводчики,применяющие подневольный, зависимый принудительный труд нищих и бродяг, станутих вековечными владельцами, превратят их в своих крепостных, независимо оттого, кому они принадлежали до поимки. Посошков рисует светлую, радужнуюкартину дальнейшей судьбы этого закрепощенного люда. «… Нищие, бродяги итунеядцы, все изведутъца, и вместо уличнаго скитания все будут промышленники. Иегда совершенно научатся и обогатятся, и будут сами мастерами, а царство от ихпромыслу будет богатится и славою разширятися».
Посошков советовал строительствозаводов приурочить к незаселенным местностям с дешевым продовольствием, за счетказны и с последующей передачей их на оброк. «И ради царственнаго обогащениянадлежит на такие дела въначале состроить домы из царские казны на пространныхместех в тех городех, где хлеб и харчь дешевле, в заоцких местех или где чтопристойно делать, и наложить на них оброк, чтобы люди богатились, а и царскаяказна множилась». Таким образом, Посошков заявляет, что развитие промышленностив стране должно ставить своей целью обогащение «людей», т. е. заводчиков и купцов.Однако не последнее место в задачах, которые ставит Посошков переднасаждающейся в стране промышленностью, отводится обогащению казны, накоплениюв стране денежных сокровищ. Посошков всячески подчеркивал необходимостьоказывать солидную денежную помощь за счет казны крупным, предприимчивымзаводчикам и мануфактуристам. По мысли Посошкова, казна должна финансировать имелких промышленников, которые не в состоянии организовать крупное предприятие.Ссуды должны выдаваться из 6% годовых, а при краткосрочных займах — из 1% вмесяц.

Посошков о крестьянском вопросе
 
В своих высказываниях покрестьянскому вопросу Посошков ставил целью крестьянство «от разорения и отобид поохранить и в лености б пребывать им не попускать, дабы от лености вовсеконечную скудость не приходили». В представлении Посошкова скудостькрестьянской жизни объяснялась наличием лености крестьян, нераспорядительностивластей, помещичьего насилия и пренебрежения.
Характеризуя неограниченноесвоеволие, самовластие, отсутствие законности в отношении помещиков ккрестьянам, Посошков писал: «… Помещики на крестьян своих налагают бременанеудобноносимая, ибо есть такие безчеловечные дворяня, что в работную пору недают крестьянам своим единого дня, еже бы ему на себя что съработать. И такопахатную и сенокосную пору всу и потеряют у них, или что наложено на коихкрестьян оброку или столовых запасов и, то положение забрав, и еще требуют сних изълишняго побору. И тем излишеством крестьянство в нищету пригоняют, икоторой крестьянин станет мало посытее быть, то на него и подати прибавит. И затоким их порядъком никогда крестьянин у такова помещика обогатитися не может, имногие дворяне говорят: «Крестьянину де не давай обърости, но стриги ево якоовцу до гола». И тако творя, царство пустошат, понеже так их обирают, что уиного и козы не оставляют, и от таковые нужды домы свои оставляют и бегут иныев понизовые места, иные ж во украенные, а иные и в зарубежныя, и тако чужиястраны населяют, а свою пусту оставляют».
Посошков не ограничиваетсяконстатацией тяжелого положения закрепощенного крестьянства, изнывающего подярмом непосильного, подневольного труда. Он пытается вскрыть корни порабощениякрестьян и выдвигает по этому вопросу оригинальную точку зрения. Посошковписал: «Крестьянам помещики не вековые владелцы, того ради они не весьма их иберегут, а прямой им владетель всероссийский самодержиц, они владеют временно.И того ради не надлежит их помещикам разорять, но надлежит их царским указомохранять, чтобы крестьяне крестьянами были прямыми, а не нищими, понежекрестьянское богатство — богатство царственное». Исходя из идеи о временномхарактере помещичьего владения землей, Посошков считал необходимымгосударственное вмешательство во взаимоотношения между помещиками икрестьянами, которое должно ограничить произвол помещиков, их необузданноестремление к присвоению всего продукта труда крестьян, обрекающее их на нищету.
По мысли Посошкова, закон долженрегламентировать, подчинить точно установленным правилам крестьянский труд —выражается ли он в барщинных днях или оброке. Вместе с тем помещик долженследить за тем, чтобы крестьянин не уклонялся в «леность», чтобы он «даром негулял, но какую мочно к прокормлению своему работы бы работал».
Выработку закона, который долженустановить размер крестьянских повинностей, Посошков возлагал на дворянскийсъезд. Этот закон подлежит утверждению царем. Полагая, что крестьянскиеповинности должны базироваться на крестьянском дворе, Посошков вместе с темтребовал учитывать количество земли и посевов. Он указывал на необходимость«расположить крестьянские дворы по владению земли, им данные, чем кой владеет иколико он той своей земли хлеба высеет про себя». Посошков настаивал на том,что «по здравому разсуждению надлежит крестьянскому двору положитьразъсмотрение не по воротам, ни по дымам изъбным, но по владению земли и позасеву на том ево владенье».
Что же касается того содержания,которое Посошков вкладывал в свое понимание «целого двора», то под ним онразумел шесть десятин пахотной земли — для высева четырех четвертей ржи, восьмичетвертей ярового, покос в двадцать колен сена и земли под усадьбой в 600—720квадратных саженей. Крестьянин мог владеть не целым двором, а лишь долей двора.«А буде коему крестьянину отъведено земли, что и четверти ржи на ней не высеет,то того двора и четвертью двора не надлежит написать, но разве шестою долеюдвора».
Крестьянин мог также владеть участкомземли, превышающим один двор. «А буде кой помещик, видя коего крестьянинасемьяни-ста и лошадеиста даст ему земли со удоволством, что высевать он будетчетвертей по десяти на лето ржи, а яроваго по дватцати, а сенокосу отъведет емуна 50 копен, то с такова крестьянина можно брать как его императорскаговеличества, так и помещику с полутретья двора». Таким образом, Посошков исходилиз необходимости соблюдать различие в наделении крестьян землей.
Большой интерес представляютвысказывания Посошкова о приобщении крестьян к грамоте. Распространениеграмотности среди крестьян, по мысли Посошкова, сыграет большую роль в делеограничения самовластия, своеволия и вымогательства, грабительства, зверствацарских слуг. Произвол последних причиняет крестьянству большие убытки.Посошков высказывался даже за принудительное обучение крестьянских детейграмоте. Вместе с тем Посошков не игнорирует и интересы помещиков и нуждыгосударственного аппарата. «А егда грамоте и писать научатца, то они удобнеебудут не токмо помещикам своим дела править, но и к государственным деламугодны будут. Наипаче же в сотские и в пятидесятские велми будут пригодны иникто уже их не изобидит и ничего с них напрасно не возьмет».
Отстаивая неприкосновенностькрестьянской земли, стремясь гарантировать ее от всяких посягательств состороны помещиков, Посошков потребовал проведения прогрессивных мер — отделенияили отмежевания крестьянской земли от помещичьей: «… С тоя земли, кояотъделена будет к крестьянским дворам, с тое земли будет платить крестьяня подворовому своему окладу… и того ради та земля за помещиками и числить ненадлежит». Проект Посошкова, выгодный крестьянству, находился в тесной связи сего взглядами на землю как на собственность царя, собственность государства.Посошков оставлял неприкосновенным крепостное право. Выдвинутые же импрактические предложения по крестьянскому вопросу были для своего временипередовыми.
И.Т. Посошков был крупнейшим русскимэкономистом начала XVIII в.,выдающимся и оригинальным представителем меркантилизма. Посошков выдвинулпрогрессивную для своего времени программу развития производительных силРоссии. Посошков отстаивал передовые для своего времени идеи, касающиесяразвития торговли, ремесла, сельского хозяйства. Посошков боролся заэкономическую независимость России от Запада. Будучи сторонником концепцииторгового баланса, Посошков по ряду вопросов стоял выше западноевропейских меркантилистов.Более глубокой была трактовка вопроса о богатстве. Посошкова выгодно отличаетот меркантилистов Запада большой интерес к крестьянскому вопросу. Посошковявляется выдающимся представителем мировой экономической мысли своего времени.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.