Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Электронные системы адаптивного компьютерного обучения, на основе стандартов образовательных сред

/>/>/>Содержание
1 Сведения об объекте исследования… 3
2 Цельработы… 5
3 Выборнаправления исследования… 6
3.1 Краткая характеристика и оценка состояния рассматриваемойпроблемы     6
3.1.1Стандарт. Назначение и виды… 9
3.1.2Стандарт IMS… 10
3.1.3Стандарт AICC… 12
3.1.4Стандарт IEEE LOM… 12
3.1.5Метаданные в стандартах IMS, IEEE, ARIADNE и ADL… 13
3.2 Актуальность работы… 21
3.3 Обоснование выбранного метода направления исследования… 22
4. Этапывыполнения НИРС… 26
5.Ожидаемые результаты… 27
Списокиспользованных источников… 28

1Сведения об объекте исследования
В мире стремительно развивающихся цифровых технологий и способовкоммуникации, а также с невозможностью некоторых государств предоставить своимгражданам достойное качественное обучение, возникла идея дистанционногообучения.
Дистанционное обучение (ДО) — тип обучения, основанный на образовательномвзаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся спомощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Длядистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компонентысистемы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средстваобучения, система контроля и оценки результатов.
Большой интерес предоставляет собой дистанционное обучение, осуществляемоес помощью компьютерных телекоммуникаций (КТ), так как за ним лежит будущее,ведь через несколько лет человек не будет представлять себя без компьютерныхтехнологий и интернета, человеку не придется никуда ходить, что бы получитьобразование, ему стоит только зайти в сеть и выбрать одну из форм занятия. Насегодняшний день дистанционное обучение посредством КТ имеет следующие формызанятий:
l  Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые сиспользованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть всеучастники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционныхучебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетоворганизуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
l  Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары,деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий,проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирнойпаутины».
l  Телеконференции — проводятся, как правило, на основесписков рассылки с использованием электронной почты. Для учебныхтелеконференций характерно достижение образовательных задач.
В настоящее время разработано и реализовано множество стандартов, наоснове которых создано огромное количество систем дистанционного обучения,осуществляемое через компьютерные телекоммуникации – эти системы дали началоновому разделу в ДО под названием «Электронное обучение», которое реализованопосредством электронных систем обучения.
При разработке электронных систем адаптивного компьютерного обученияследует учитывать требования к этим системам, что бы каждыйпользователь мог комбинировать оборудование и программы различных производителейв соответствии со своими индивидуальными потребностями. Если единый стандартотсутствует, то пользователь должен ограничиваться устройствами и программамилишь одного производителя. Стандартизации подлежат как оборудование, так ипрограммное обеспечение, в частности, программы, используемые в электронномобучении.
Объектом данного исследования являются стандарты образовательных сред,а предметом можно считать электронные системы обучения такие, как авторскиепрограммные продукты, системы управления обучением, системы управленияконтентом, а также системы управления учебным контентом. Отвыбора стандарта соответственно которому будут разрабатываться системы, зависиткакая система из выше перечисленных будет реализована.

2Цель работы
Основной целью данной исследовательской работы является анализсуществующих стандартов систем электронного обучения, в особенности стандарта SCORM.
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
– провести анализ и характеристику систем электронногообучения;
– рассмотреть существующие стандарты для систем ЭО;
– рассмотреть преимущества и недостатки стандартов длясистем ЭО;
– проанализировать существующие стандарты в сравнении состандартом SCORM;
– сделать выводы о проделанной работе.

3Выбор направления исследования
3.1Краткая характеристика и оценка состояния рассматриваемой проблемы
Эффективность электронного обучения существенно зависит от, используемойв нем технологии. Возможности и характеристики технологии электронного обучениядолжны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействияобучаемого и преподавателя в рамках системы ЭО. Сложное в использованиипрограммное обеспечения не только затрудняет восприятие учебного материала, нои вызывает определенное неприятие использования информационных технологий вобучении.
Программное обеспечение для ЭО представлено как простыми статическимиHTML страницами, так и сложными системами управления обучением и учебнымконтентом (Learning Content Management Systems), использующиеся в корпоративныхкомпьютерных сетях.
Успешное внедрение электронного обучения основывается на правильномвыборе программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям. Этитребования определяются потребностями обучаемого, потребностями преподавателя иадминистратора, который должен контролировать установку, настройку программногообеспечения и результаты обучения. К основным требованиям можно отнести:
— функциональность. Обозначает наличие в системе наборафункций различного уровня, таких как форумы, чаты, анализ активности обучаемых,управление курсами и обучаемыми, а также другие;
— надежность. Этот параметр характеризует удобство администри-рования ипростоту обновления контента на базе существующих шаблонов. Удобство управлениеи защита от внешних воздействий существенно влияют на отношение пользователей ксистеме и эффективности ее использования;
— стабильность. Означает степень устойчивости работы системы по отношениюк различным режимам работы и степени активности пользователей;
— стоимость. Складывается из стоимости самой системы, а также из затратна ее внедрение, разработку курсов и сопровождение;
— наличие средств разработки контента. Встроенный редактор учебногоконтента не только облегчает разработку курсов, но и позволяет интегрировать ведином представлении образовательные материалы различного назначения;
— поддержка SCORM. Стандарт SCORMявляется международной основой обмена электронными курсами и отсутствие в системеего поддержки снижает мобильность и не позволяет создавать переносимые курсы;
— система проверки знаний. Позволяет в режиме онлайн оценить знанияобучаемых. Обычно такая система включает в себя тесты, задания и контрольактивности обучаемых на форумах;
— удобство использования. При выборе новой системы необходимообеспечить удобство ее использования. Это важный параметр, поскольку потенциальныеученики никогда не станут использовать технологию, которая кажется громоздкойили создает трудности при навигации. Технология обучения должна быть интуитивнопонятной. В учебном курсе нужно легко найти меню помощи, нужно легко переходитьот одного раздела к другому и общаться с инструктором;
— модульность. В современных системах ЭО курс может представлять собойнабор микромодулей или блоков учебного материала, которые могут бытьиспользованы в других курсах;
— обеспечение доступа. Обучаемые не должны иметь препятствий длядоступа к учебной программе, связанных их расположением во времени ипространстве, а также с возможными факторами, ограничивающими возможностиобучаемых (ограниченные функции организма, ослабленное зрение).
Рассмотрим различные электронные системы, в зависимости от масштабареализованных в них функций:
1.        Авторские программные продукты (Authoring Packages) — авторские программные продукты представляют собой чаще всего некоторыелокальные разработки, направленные на изучение отдельных предметов или разделовдисциплин. Преподаватель, используя какую-либо технологию (HTML, PowerPoint, TrainerSoft, Lectura) илипросто создавая электронный документ разрабатывает учебный контент. Недостаткомтаких продуктов является невозможность отслеживать и контролировать во временипроцесс обучения и успеваемость большого количества обучаемых. Как правило, ониразработаны для создания уроков с немедленной обратной связью с обучаемым, а недля хранения информации об учебном процессе за длительное время. Такиеразработки являются незаменимым средством для активизации и интенсификацииподачи учебного материала во время аудиторных занятий и для самостоятельнойработы студентов. С другой стороны отсутствие обратной связи студентов ипреподавателя сильно снижает эффективность их использования.
2.        Системы управления обучением (Learning Management Systems – LMS) — эти системы обычно предназначены для контроля большого числа обучаемых.Некоторые из них ориентированы на использование в учебных заведениях (например,Blackboard, e-College или WebCT), другие – на корпоративное обучение (Docent,Saba, Aspen). Их общей особенностью является то, что они позволяют следить заобучением пользователей, хранить их характеристики, подчитывать количествозаходов на определенные разделы сайта, а также определять время, потраченноеобучаемым на прохождение определенной части курса. Эти системы позволяютпользователям регистрироваться для прохождения курса. Зарегистрированнымпользователям автоматически высылаются различного рода информация о текущихсобытиях и необходимой отчетности. Обучающиеся могут быть организованы вгруппы. Кроме того, здесь присутствует возможность проверки знаний и онлайнобщения.
3.        Системы управления контентом (содержимым учебных курсов)(Content Management Systems – CMS) — управление контентом электронных курсовпредставляет возможности размещения электронных учебных материалов в различныхформатах и манипулирования ими. Обычно такая система включает в себя интерфейсс базой данных, аккумулирующей образовательный контент, с возможностью поискапо ключевым словам. Системы управления контентом особенно эффективны в тех случаях,когда над созданием курсов работает большое число преподавателей, которымнеобходимо использовать одни и те же фрагменты учебных материалах в различныхкурсах.
4.        Системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems – LCMS) — данныесистемы сочетают в себе возможности двух предыдущих и являются в настоящеевремя наиболее перспективными в плане организации электронного обучения.Сочетание управления большим потоком обучаемым, возможностей быстрой разработкикурсов и наличие дополнительных модулей позволяет системам управления обучениеми учебным контентом решать задачи организации обучения в крупныхобразовательных структурах.
3.1.1Стандарт. Назначение и виды
Стандарт – это формат, утвержденный признанным институтом стандартизацииили принятый предприятиями отрасли де-факто в качестве образца. Существуютстандарты для языков программирования, операционных систем, форматовпредставления данных, протоколов связи, электронных интерфейсов и т.д. Наличиестандартов важно для любого пользователя информационных технологий, так какименно благодаря стандартизации каждый пользователь может комбинироватьоборудование и программы различных производителей в соответствии со своимииндивидуальными потребностями. Если единый стандарт отсутствует, то пользовательдолжен ограничиваться устройствами и программами лишь одного производителя.Стандартизации подлежат как оборудование, так и программное обеспечение, вчастности, программы, используемые в электронном обучении.
К наиболее распространенным стандартам в сфере электронного обученияотносятся следующие:
IMS – Instructional Management Systems (Системы организации обучения),
IEEE – Institute of Electrical and Electronic Engineers (Институт электротехники и электроники),
AICC – Airline Industry Computer Based Training Committee (Международный комитет по компьютерному обучению в авиации),
ADL – Advanced Distributed Learning (Продвинутое распределенное обучение),
ARIADNE (Консорциум АРИАДНА),
SCORM – Sharable Content Object Reference Model (Модель обмена учебными материалами).
3.1.2Стандарт IMS
Основным недостатком существующих систем организации обучения являетсято, что в системах разных производителей управляющие функции (например,отслеживание пользования, обработка информации о пользователе, подготовкаотчетов о результатах и т.д.) осуществляются по-разному. Это приводит кувеличению себестоимости учебных материалов. Объясняется это несколькимипричинами.
Во-первых, разработчикам учебных материалов приходится создаватьотдельные прикладные программы для разных систем организации обучения – длятого, чтобы разрабатываемые ими учебные материалы могли успешно использоватьсяна разных платформах.
Во-вторых, создатели систем организации обучения часто бывают вынужденывкладывать деньги в разработку собственных средств авторизации учебныхматериалов.
Наконец, разработчики, как правило, не имеют возможности распределятьзатраты на разработку между продавцами и, кроме того, они ограничивают сбытсвоей продукции потребителям, остановившим свой выбор на каких-то конкретныхсериях их изделий.
Стандарты, разрабатываемые Консорциумом глобального обучения IMS (IMSGlobal Learning Consortium), помогают избежать этих трудностей и способствуютвнедрению технологии обучения, основанной на функциональной совместимости.Некоторые спецификации IMS получили всемирное признание и превратились встандарты для учебных продуктов и услуг. Основные направления разработкиспецификаций IMS – метаданные, упаковка содержания, совместимость вопросов итестов, а также управление содержанием.
Стандарты для метаданных определяют минимальный набор атрибутов,необходимый для организации, определения местонахождения и оценки учебныхобъектов. Значимыми атрибутами учебных объектов являются тип объекта, имяавтора объекта, имя владельца объекта, сроки распространения и формат объекта.По мере необходимости эти стандарты могут также включать в себя описаниеатрибутов педагогического характера – таких как стиль преподавания иливзаимодействия преподавателя с учеником, получаемый уровень знаний и уровеньпредварительной подготовки.
Созданная IMS информационная модель упаковки содержания (УС) описываетструктуры данных, призванные обеспечить совместимость материалов, созданных припомощи интернета, с инструментальными средствами разработки содержания,системами организации обучения (learning management systems — LMS) и такназываемыми рабочими средами, или оперативными средствами управлениявыполнением программ (run-time environments). Модель УС IMS создана дляопределения стандартного набора структур, которые можно использовать для обменаучебными материалами.
Спецификация совместимости вопросов и систем тестирования IMS описываетструктуры данных, обеспечивающие совместимость вопросов и систем тестирования,созданных на основе использования интернета. Главная цель этой спецификации –дать пользователям возможность импортировать и экспортировать материалы свопросами и тестами, а также обеспечить совместимость содержания учебныхпрограмм с системами оценки.
Спецификация управления содержанием, подготовленная IMS, устанавливаетстандартную процедуру обмена данными между компонентами содержания учебныхпрограмм и рабочими средами.
3.1.3Стандарт AICC
В результате скоординированных действий потребителей и поставщиков быласформирована комиссия — aicc.org. AICC — Aviation Industry CBT Comission,разработавшая одноименный стандарт. AICC — первый и наиболее распространенныйстандарт обмена учебными материалами. Стандарт AICC был построен на основеобмена текстовых файлах и не в полной мере отражал новые возможности технологийИнтернет. Для создания нового стандарта был организован консорциум, в числоучастниов которого вошли Apple, IBM, Oracle, Sun Microsystems, Microsoft,University of California — Berkley и.т.п. Консорциум был назван IMS GlobalLearning Consorium.
3.1.4Стандарт IEEE LOM
Метаданные учебного объекта (Learning Object Metadata). Областьприменения — Описание учебных ресурсов. Организация разработчик — IEEE Computer Society Standards Activity Board and IEEE LearningTechnology Standards Committee. Цель стандарта – облегчитьпоиск, рассмотрение и использование учебных объектов учителями, инструкторамиили автоматически процессами в ходе выполнения программ, а также облегчитьсовместное использование таких объектов путем создания каталогов и хранилищ.Стандарт предлагает базовую схему, которая может использоваться для созданияпрактических разработок, например, с целью автоматического адаптивного назначенияучебных объектов тем или иным агентам программного обеспечения. Стандарт неопределяет, каким способом обучающие системы будут представлять илииспользовать метаданные учебных объектов. Используется в проектах: CUBER, EASEL, ITALES, OR-WORLD, TRIAL-SOLUTIONS, UNIVERSAL.
3.1.5Метаданные в стандартах IMS, IEEE, ARIADNE и ADL
IMS и ARIADNE – это два консорциума, занимающиеся разработкойспецификаций, а также подготовкой ранних редакций будущих стандартов. Продуктыи услуги, соответствующие требованиям спецификаций, проходят тестирование иапробацию на рынке, после чего эти стандарты могут быть официально утверждены.ADL – это государственная организация в США, использующая адаптированныеварианты спецификаций, получаемых из различных источников, для созданияэталонной модели, при помощи которой проводятся тестирование и оценка опытныхобразцов учебных ресурсов.
IMS и ARIADNE совместно разработали спецификацию метаданных, которая внастоящее время используется в ADL. Она была представлена в стандарте IEEEP1484 на утверждение рабочей группе «Метаданные об учебных объектах» (LearningObjects Metadata). Эта созданная Институтом электротехники и электроники (IEEE)рабочая группа в конечном счете должна опубликовать официально утвержденныйстандарт по метаданным об учебных объектах.
Говоря о соответствии нормативным требованиям, часто смешивают термины«conformance» (соответствие стандарту) и «compliance» (заявка на соответствиестандарту).
Существуют стандарты / спецификации для метаданных о содержанииучебного материала, для упаковки содержания, для последовательности подачиучебного материала, для совместимости вопросов и систем тестирования, дляданных об обучающихся, для процедур взаимодействия в ходе выполнения программи.т.д. Однако термин «заявка на соответствие стандарту» неприменим к наборустандартов или к группе спецификаций, каковыми, например, являются продуктыIEEE, IMS, AICC, SCORM и ARIADNE.
Знать, что продукт проверяется на соответствие тому или иному стандартуили спецификации, недостаточно: необходимо иметь представление, наскольковыбранный стандарт или спецификация отвечает конкретным нуждам пользователя.Тестирование на соответствие стандарту, по сути, является проверкой соблюдениястандартных требований, но не проверкой качества продукта. Обычно оноосуществляется в рамках программы тестирования на соответствие нормативнымтребованиям и сертифицированию. В программе тестирования можно выделитьследующие части:
— программа тестирования представляет собой набор тестовых файлов (т.е. программ или сценариев обработки данных). Она сверяет результаты испытанийпродукта с каждым из имеющихся требований и определяет, соответствуют ливыявленные показатели этим требованиям;
— процедура проведения испытаний определяет административный итехнический процессы тестирования продукта;
— документация проведения испытаний содержит описание проведенияиспытаний.
3.1.6 Модель SCORM.Требования SCORM
Sharable Content Object Reference Model (SCORM) — стандарт, разработанныйдля систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования корганизации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORMпозволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократногоиспользования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками,которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системойдистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средствбыли созданы. SCORM основан на стандарте XML.
Нужно иметь в виду, что SCORM пока еще окончательно не утвердился какстандарт, и что процедура независимого сертифицирования для него еще даже неначата. Поэтому по отношению к SCORM правомерно употреблять терминологическоевыражение «претендующий на соответствие стандарту».
Тем не менее, для эффективной работы в системах обучения, использующихресурсы интернета, соблюдение требований SCORM необходимо.
Для отслеживания успехов и достигнутого уровня компетенции учащихся, атакже для разработки определенного маршрута продвижения учащегося по материаламкурса требуется соблюдение спецификаций SCORM «Среда выполнения программ» и«Последовательность подачи материала».
Для экспортирования учебных материалов («содержания») в другиевиртуальные среды обучения, соответствующие требованиям SCORM, необходимособлюдать формат обмена данными под названием «упаковка содержания», описанныйв «Модели интеграции содержания» в рамках SCORM.
Для того чтобы учебный материал был удобен для поиска и мог использоватьсяв определенных контекстах, нужно маркировать его содержание с помощью одногоспецификации «Метаданные» — одного из компонентов «Модели интеграциисодержания».
Согласно требованиям SCORM, учебные программы должны содержать триосновных компонента:
1)       Язык взаимодействия программ (run-time communications) –иными словами, стандартный язык, на котором обучающая программа «общается» ссистемой организации обучения (LMS) или с виртуальной средой обучения (VLE).Наличие такого языка важно прежде всего потому, что он позволяет запустить изавершить программу обучения, находясь в LMS или VLE. Кроме того, этот языкделает возможной передачу данных об оценках из учебной программы в LMS.
2)       Файл-манифест / пакет содержания (Content package). Этотфайл содержит полное описание курса обучения и его составляющих.
3)       Метаданные о курсе. Каждый фрагмент курса – изображение,страница HTML или видеоклип – ассоциируется с определенным файлом метаданных, вкотором содержатся указания на то, что этот фрагмент собой представляет и гденаходится.
Для создания учебных объектов, отвечающих требованиям SCORM,используются различные программные средства.
Программное обеспечение электронного обучения включает в себя триосновных компонента:
— обучающие программы (Courseware) – собственно программы компьютерногообучения;
— инструментальные средства (Authoring software) – программы, используемыедля разработки обучающих программ;
— системы управления обучением (Learning Management Systems – LMS) ивиртуальные среды обучения (Virtual Learning Environments – VLE).
Под системами управления обучением подразумеваются системы, которыеорганизуют электронное обучение: регистрируют обучающихся, информируют их отом, какие курсы им предстоит пройти, обучают их по программам этих курсов,ведут учет оценок и т.д.
Метаданные – соотносящиеся друг с другом данные о ресурсах, учебныхматериалах, пользователях, вопросах, тестах и др., основными функциями которыхявляются описание и структурирование информации, а также управление ею.
Система метаданных — комбинация полей, определений, форматов,представления данных, структур, связывающих элементов, правил и инструментовуправления. Частью системы метаданных может быть также метод передачиинформации о вышеперечисленных компонентах пользователю.
Упаковка содержания – стандартизованное описание структуры содержания,которое можно использовать для обмена учебными материалами.
Учебным объектом называется медианезависимый информационный блок,предназначенный для многократного использования в качестве модуля в различныхматериалах электронного обучения. Учебные объекты наиболее эффективны тогда,когда для их классификации используются метаданные и когда для храненияинформации используется система типа Language Content Management System — LCMS(система управления содержанием обучения, или система организации учебныхматериалов).
Активы — минимальные целостные фрагменты курса, например, файлы срасширениями JPEG, PDF, AVI и т. д.
Совместимость вопросов и тестов – использование одних и тех же вопросовтестирования разными системами оценки знаний.
Управление содержанием – стандартная процедура обмена данными междукомпонентами содержания и системой управления обучением.
Разделы SCORM 2004
SCORM – это собрание спецификаций и стандартов, которые были собраны внесколько “технических книг. ” Каждая может рассматриваться как отдельнаякнига. Почти все спецификации и основные принципы взяты от других организаций.Эти технические книги касаются трех главных тем: Content Aggregation Model(CAM)” (Модель Накопления Содержания), “Run-time Environment (RTE) (Средавыполнения)” and “Sequencing and Navigation” (SN) (Упорядочение и Навигация).
Overview — вводная часть стандарта. Здесь содержатся общие положения иидеи SCORM.
Content Aggregation Model (CAM) — эта часть стандарта описываетструктуру учебных блоков и пакетов учебного материала. Пакет может содержатькурс, урок, модуль и т.п. В пакет входят xml-файл (Manifest), где
описана структура пакета, и файлы, составляющие учебный блок. Manifestвключает:
— метаданные (свойства компонентов учебного материала);
— организацию учебного материала (в каком порядке расположеныкомпоненты);
— ресурсы (ссылки на файлы, содержащиеся в пакете);
— sub-Manifest (xml-файл может содержать под-Manifest);
Блоки учебного материала, входящие в пакет, могут быть двух типов:Asset и Sharable Content Object (SCO). Asset — элемент материала, это можетбыть текст, картинка, звуковой файл, flash-объект и т.п. SCO — это набор изнескольких Asset. Кроме того, SCO должен поддерживать как минимум запуск изавершение.
Run-Time Environment (RTE) — эта часть стандарта описывает взаимодействиеSCO и системы обучения (Learning Management System, LMS) через программныйинтерфейс приложения (Application Program Interface, API). Требования SCORM RTEпозволяют обеспечить совместимость SCO и LMS, чтобы каждая системадистанционного обучения могла взаимодействовать со SCO таким же образом, как илюбая другая, соответствующая стандарту SCORM. LMS должна обеспечивать доставкутребуемых ресурсов пользователю, запуск SCO, отслеживание и обработкуинформации о действиях учащегося.
Sequencing and Navigation (SN) — эта часть стандарта описывает, какдолжна быть организована навигация и предоставление компонентов учебногоматериала в зависимости от действий учащегося. Требования SCORM SN позволяютупорядочивать учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями.
Conformance Requirements — эта часть содержит полный список требований,проверяемых ADL, на соответствие стандарту SCORM.
Модель НакопленияСодержания (CAM) SCORM
Книга SCORM Content Aggregation Model (CAM) описывает компоненты,используемые в образовательных системах, способы их обмена и описания для поискаи запуска, и правила упорядочения компонентов. CAM описывает последовательноехранение, маркировку, обмен и открытие содержания.
Книга SCORM CAM также определяет требования к созданию содержания(например, курсов, уроков, модулей, и т.д). Книга содержит информациюотносительно создания пакетов, применение метаданных к компонентам в одномпакете и применении правил упорядочения и навигации внутри определенногопакета. Некоторые главы CAM взаимосвязаны с главами книги RTE.
Метаданные SCORM описывают различные компоненты Модели Содержания SCORM(Content Aggregations, Activities, SCOs and Assets). Метаданные и формамаркировки увеличивают возможности поиска. В то же время, метаданные SCORM несвязаны с книгой RTE, что в будущем может быть изменено.
Единый пакет (Content Packages) содержания SCORM может представлятьсобой курс, урок, модуль, или может просто быть собранием связанных единицсодержания Content object. Документ (The manifest) о Едином пакете содержания(Content Packages) SCORM описывается через Extensible Markup Language (XML)(файл“imsmanifest.xml”). Этот файл, подобный “упаковочному бланку”, описываетсодержание пакета и может включать дополнительное описание его структуры.
SCORM Run-TimeEnvironment (RTE)
Книга SCORM RTE описывает требования LMS к управлению окружением вовремя выполнения (то есть, процессом запуска, обменом информацией). RTE отвечает требованиям SCOs, API и SCORM Run-Time EnvironmentData Model.
Цель SCORM RTE состоит в том, чтобы обеспечить интероперабельностьобъектов SCO и LMS систем. Для этого необходима общая модель запуска, созданияи обмена информацией между содержанием и LMS. Тремя основными компонентами RTEявляются Launch (запуск), Application Program Interface (API) (программныйинтерфейс приложения), и Data Model. Рассмотрим коротко каждый из них.
Launch (запуск) определяет отношения между LMSs и SCORM контентом так,чтобы контент SCORM был совместим с LMS системами, стандартизованными в SCORM,чтобы быть поставленным и показанным ученику. В SCORM 2004, LMS системы способныопределять, какой материал доставлять первым. Это описано в книге SCORM SN,также затронуто в книге SCORM RTE.
SCORM Application Program Interface (API) обеспечивает набор функциональныхвозможностей, которые принимаются как разработчиками LMS, так и разработчикамиинструментов создания содержания, чтобы обеспечить связь между LMS и SCOs,. Этифункциональные возможности заканчивают процесс запуска, связывая SCO и LMS,когда это необходимо. Кроме того, API позволяет содержанию SCORM«устанавливать» и «получить» данные от LMS, типарезультатов оценки, и обращаться к любым ошибкам, которые происходят в течениеработы.
SCORM Run-Time Environment Data Model описывает словарь, который можетиспользоваться, чтобы передать или получить информацию LMS. Например, приполучении контрольной работы ученика, SCO использует SCORM Data Model,известную как “cmi.score.scaled”, чтобы сообщить LMS результаты ученика. Этовсе подробно описано в книге SCORM RTE.
SCORM Упорядочение иНавигация (SN)
SCORM SN описывает, как SCORM документ может быть упорядочен с помощьюнабора начатых учеником или системой навигационных действий. Способыупорядочения материала обычно определяются во время его создания. Книга SCORMSN также описывает правила упорядочения документов LMS для разработчика,пользователя и самой системы и их влияние на среду выполнения. Упорядочениедокументов происходит последовательным способом.
SCORM SN определяет требуемые функциональные возможности и действия,которые должны быть осуществлены, чтобы обрабатывать информацию об упорядоченииво время выполнения. Процесс упорядочения учебной деятельности основывается нарезультатах взаимодействия ученика с единицами содержания и на стратегииупорядочения материала. В SCORM, учебная деятельность основывается на содержании,доставляемом ученику.
SCORM SN книга описывает, как начатые учеником или начатые системойнавигационные действия могут быть обработаны. Каждое действие со стороныучащегося соотносится с подачей определенного объекта. Процесс запуска объектовописан в книге SCORM RTE. Порядок запуска объектов можем быть различным дляразных студентов. SCORM RTE модель описывает, как LMS управляет этиминдивидуальным порядком запуска отдельных объектов и как этот порядок влияет наобщую Структуру Деятельности.
Многие понятия, описанные в книге SCORM CAM, затронуты и в SCORM SN.Если книга SCORM CAM описывает, как создать правила упорядочения документа вXML, то SCORM SN касается взаимодействия между созданными правилами и ихобработки.
3.2Актуальность работы
Проведенные в сфере массового очного обучения исследования показали,что:
1.        скорость, с которой различные студенты могутпрогрессировать, зависит от трех до семи факторов;
2.        в среднем, в часна студента группы приходится приблизительно 0.1 вопроса;
3.        при частномобучении студент может спросить или ответить на 120 вопросов в час;
4.        для 98% студентовэффективность индивидуальной работы повышается на 50%.
Индивидуальная работа, несомненно, дает лучшие результаты. Но вусловиях массового образования такая работа становится очень дорогой. Использованиеинформационной технологии для подачи материала и инструкций может решить этупроблему. Поэтому электронное обучение, благодаря развитию технологии,становится все белее доступным и эффективным.
Электронные системы обучения:
-         позволяют системе генерировать инструкции в режимереального времени согласно нуждам пользователя;
-         производятинструкцию в режиме реального времени и по требованию как требуетсяиндивидуальными учениками, и
-         позволяют вестидиалог между пользователем и программой.
По этому разработка системыэлектронного обучения на базе SCORMпозволит сэкономить ресурсы, время, а также улучшит отношенияученик-преподаватель, что приведет к улучшения образования, — это говорит отом, что работа актуальна сейчас и перспективна в будущем.
3.3Обоснование выбранного метода направления исследования
Разрабатывая электронную систему обучения нужно придерживатьсянекоторых правил, стандартов, что бы эта система могла быть доступной любому,кто хочет учится. На протяжении долгого времени эти стандарты разрабатывались исовершенствовались, их появилось большое множество. Подстраиваться под каждыйстандарт тяжело и требует множество ресурсов как временных так и производственных.
Правительство США во главе Министерства Обороны (DoD) и Департаментаполитики в области науки и технологии Администрации Президента США (OSTP) вноябре 1997 объявили о создании инициативы ADL (Advanced Distributed Learning).Целью создания данной инициативы является развитие стратегии, проводимойминистерством обороны и правительством в области модернизации обучения итренинга, а также для объединения высших учебных заведений и коммерческихпредприятий для создания стандартов в сфере дистанционного обучения. То есть,правительство США уже нуждалось в урегулировании отношений между преподавателеми учеником посредством удаленного взаимодействия через всемирную паутину. Набазе уже существующих стандартов AICC, ARIADNE, IEEE LTSC и IMC была создана «модельобмена учебными материалами» (SCORM), которая вобрала из них наилучшее. SCORM –представляет собой «набор книг» (CAM, RTE, SN), в которых описаны основныестандарты и требования. Каждая книга реализует в себе различные функциинезависимо друг от друга. Эти книги были разработаны так, что при изменениеодной абсолютно никак не повлияет на другие, то есть, разработчикам не придетсяради усовершенствования одной книги переделывать всю систему SCORM, а приразработке своей электронной системы обучения не придется использоватьобязательно все книги.
С развитием Сети и распространением дистанционного обучения работа надSCORM стандартом стала ключевой задачей ADL. SCORM соединил и улучшилразработанные ранее стандарты и спецификации, создав четкую модель распространенияобразовательного контента, основанную на LMS.
Web стал основной средой распространения объектов SCORM, поэтому нетнеобходимости адаптировать к новым платформам дальнейшие программныеразработки. Но сам SCORM продолжает развиваться так же, как и среда егораспространения Web. В настоящее время SCORM использует Application ProgrammingInterface (API) для передачи информации, а также разработанную модельпредставления информации, спецификации и стандарты мета-дата элементов, дающиесистеме возможность быть интероперабельной и описывать и упорядочитьобразовательный контент. Важно заметить, что технические стандарты Web ужедействуют регионально и глобально, а стандартизация электронного дистанционногообразования это задача дальнейшего развития SCORM.
SCORM помогает определять технические основы сетевой образовательнойсреды. Это – референс-модель взаимосвязанных технических стандартов,спецификаций и основных принципов, отвечающая высоким требованиямобразовательных системы. SCORM описывает “ Content Aggregation Model ” (МодельНакопления Содержания) и “ Run-Time Environment ” (Текущее окружение),предназначенные для образовательных объектов, содержащие адаптированныеинструкции, ссылки и типы подачи материала (например учебные методы), отвечающиетребованиям учащегося.
SCORM также описывает модель «Sequencing and Navigation» (Упорядочениеи Навигация), предназначенную динамического представления образовательногоконтента, основанного на потребностях ученика.
SCORM стремится связать вместе различные группы и интересы сообществапотребителей и разработчиков электронного образования, а также соединитьновейшие технологии и коммерческие и общественные нужды.
Для таких моделей как SCORM существует три критерия оценки. Во первых,все инструкции и принципы работы должны быть четко сформулированы и легкоприменимы разработчиками образовательного контента. Во вторых, все должно бытьпонято и применимо наиболее широким кругом заинтересованных сторон,разработчиков и пользователей. В третьих, эта модель должна взаимодействовать сдругими обучающими системами. Разработчики должны видеть, как их обучающаямодель отражается в референс-модели.
SCORM отвечает высоким требованиям всех образовательных систем,основные требования:
1)       Доступность: способность определять местонахождение иполучить доступ к учебным компонентам из точки удаленного доступа и поставитьих многим другим точкам удаленного доступа.
2)       Адаптируемость: способность адаптировать учебную программусогласно индивидуальным потребностям и потребностям организаций.
3)       Эффективность: способность увеличивать эффективность ипроизводительность, сокращая время и затраты на доставку инструкции.
4)       Долговечность: способность соответствовать новымтехнологиям без дополнительной и дорогостоящей доработки.
5)       Интероперабильность: способность использовать учебныематериалы вне зависимости от платформы, на которой они созданы.
6)       Возможность многократного использования: способностьиспользовать материалы в разных приложениях и контекстах.
Так как Web является идеальной средой распространения и использованияобразовательных материалов, поэтому разработчики SCORM сделали его совместимымс возможностями сети по следующим причинам:
1.        Web технологии иинфраструктура быстро расширяют возможности образовательных технологий.
2.        Web стандартыобразовательных технологий еще не существуют в широко распространенной форме.
3.        Web контентвозможно распространять и использовать в любой среде (например, CD-ROM,автономные системы и/или сетевые среды).
Все выше перечисленное может сказатьодно – за электронным обучением будущее, а SCORM – ускорит время достиженияэтого будущего, так как она вобрала в себя наилучшее из существующих стандартови существует на государственном уровне. По этому разработка систем электронногообучения на основе стандарта SCORMявляется наиболее оптимальным и актуальным на сегодняшний день.
/>/>/> 

4.Этапы выполненияНИРС
Таблица 1 – Этапыразработки№ Этапы разработки Недели 1. Сведения об объекте исследования 1-3 2. Цель работы 3-5 3. Выбор направления исследования 5-8 4. Защита НИРС 10

5.Ожидаемые результаты
В настоящее время многие организации,занимающиеся стандартизацией, обсуждают создание новой архитектуры обучающихпрограмм на основе Web. В ходе этих обсуждений должны появиться новые спецификациии критерии создания таких программ.
Ниже перечислены те характеристики, которыемогут быть включены в следующие издания стандартов:
• разработка новой архитектуры run-time andcontent data model (модели выполнения и содержания);
• включение электронных объектов представлениематериала;
• включение новых возможностейинтеллект-программ;
• проектирование новой модели контента;
• включение игровых технологий.

Списокиспользованных источников
1.        ADLNet.org
2.        www.imsglobal.org
3.        imsproject.org/content/packaging
4.        www.adlnet.org
5.        ltsc.ieee.org/wg12/index.html
6.        ru.wikipedia.org


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие страхового рынка
Реферат Microsoft Office Publisher, буклет. Деятельность учителя Деятельность ученика Сегодня заключительный урок
Реферат Становление психологии религии как науки
Реферат Бухгалтерский учет денежных средств на примере ООО "Мото-Мир"
Реферат Древневосточный тип культуры
Реферат I. Інформація щодо розвитку транскордонного співробітництва за такими напрямами
Реферат Гражданская война в США 1861-1865гг. – Кавалерия конфедерации
Реферат "Скирюк Д. Парк Пермского периода: Авторский сборник": аст; М
Реферат William Blake Essay Research Paper William Blake 1757-1827
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности 2 Диагностика состояния
Реферат Приготовление и отпуск яичных блюд Полезные свойства чая и кофе
Реферат В Высоцкий
Реферат Государство и право Древнего Востока
Реферат Заключение эксперта как доказательство в гражданском процессе
Реферат Жан-Батист Сэй и его законы