Стратегическое планирование развития местного сообщества (на примере г. Горячий Ключ) Работу выполнила Факультет Управления и психологии Специальность 080504 – государственное и муниципальное управление Оценка при защите: Преподаватель Горячий Ключ 2009 Содержание Введение 1 Особенности стратегического планирования 1.1
Основные понятия стратегического планирования 1.2 Опыт стратегического планирования в постсоветских странах и зарубежом 1.3 Стратегическое планирование в городах России 2 Развитие стратегического планирования на примере г. Горячий Ключ 2.1 Анализ особенностей планирования развития в г.
Горячий Ключ 2.2 Стратегическое развитие г. Горячий Ключ путем привлечения инвесторов 21 Заключение 29 Список использованных источников 33 Введение На сегодняшний день в России отмечается усиленный интерес к проблеме планирования экономического развития муниципальных образований. В условиях рыночной экономики и децентрализации для региональных и местных властей открываются уникальные
возможности проведения самостоятельной экономической политики, направленной на поддержание местной экономики и привлечение новых инвестиций с учетом потребности местных жителей. Идея стратегического планирования развития становится все более популярной. Стратегический план в мировой практике муниципального управления является уже признанным стержневым элементом в системе методов, обеспечивающих регулирование развития города и позволяющих создавать условия
для устойчивого развития. Стратегическое планирование помогает органам местного самоуправления принимать правильные управленческие решения, и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь местного сообщества. Методическими разработками в этой сфере занимаются государственные учреждения, высшие учебные заведения, негосударственные исследовательские центры. Однако, несмотря на все большую популярность стратегического планирования, многие муниципальные образования
разрабатывают нереализуемые стратегии, которые так и остаются «на бумаге». Между тем, не существует местного сообщества, не имеющего ресурсов развития. Каждое сообщество уникально и может занять свою экономическую нишу. Это связано, прежде всего, с тем, что на местном уровне нет достаточно четко разработанной технологии стратегического планирования. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Степень разработанности проблемы. Анализ литературы по теме исследования свидетельствует о том, что данный вопрос нашел отражение в трудах таких исследователей, как, Ю.В. Филиппов[1], Т.Т. Авдеева [2], В.Е.Рохчин [4], А.Г. Воронин [9], и др. В работах этих авторов особый акцент делается на раскрытии таких вопросов, как: - особенности развития города как пространственной социально-экономической системы; - методология
и технология стратегического планирования развития местного сообщества; - направления и инструментарий местной экономической политики. Объект исследования – система планирования стратегического развития в муниципальном образовании г. Горячий Ключ. Предмет исследования – особенности стратегического планирования развития местного сообщества (на примере МО г. Горячий Ключ). Цель исследования –проанализировать особенности стратегического планирования развития муниципального
образования (на примере МО г.Горячий Ключ). Задачи исследования: - рассмотреть теоретические основы стратегического планирования развития города; - изучить опыт стратегического планирования в постсоветских странах и зарубежем; - выделить цели и принципы разработки экономической стратегии городов; - проанализировать особенности стратегического планирования в российских городах и в г. Горячий Ключ, в частности; Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных
и зарубежных ученых в области стратегического планирования развития муниципального образования. В работе использовались федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5], «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» [6] и другие. Эмпирическую базу исследования составляют материалы периодической печати, статистические сборники, ресурсы Internet, федеральное и краевое законодательство.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела, заключение, список использованных источников. В первой части были рассмотрены теоретические основы стратегического планирования развития города; проанализированы особенности стратегического планирования; изучен опыт стратегического планирования в постсоветских странах и зарубежем. Во второй части проведен анализ особенностей планирования развития
в г. Горячий Ключ и изучено стратегическое развитие г. Горячий Ключ путем привлечения инвесторов. 1 Особенности стратегического планирования. 1.1 Основные понятия стратегического планирования. Стратегическое планирование – это самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде[1].
Стратегическое планирование предполагает осуществление фундаментального выбора в отношении будущего муниципального образования, в частности[2]: - видения – представления о будущем и действий, посредством которых можно достигнуть этого будущего; - миссии (операционной идеи) и приоритетных целей, которым будет следовать муниципалитет; - программ и услуг, которые предложит муниципалитет для выполнения этой миссии. Стратегическое планирование в широком смысле – это не только технология создания документированного
стратегического плана, но и разработка политики определенной мировоззренческой направленности. Оно призвано обеспечить необходимые условия для развития местного сообщества, что предполагает следующие виды деятельности[1]: - критическая оценка ситуации в местном сообществе; - планирование развития местного сообщества; - просвещение населения (работа по формированию общественного мнения относительно ситуации и планов развития); - организаторская работа (с целью включения людей в деятельность, ориентированную
на ожидаемый результат); - организационное развитие (формирование местных организаций по содействию развитию); - обеспечение поддержки «ключевыми фигурами» (убеждение в необходимости изменения ситуации); - политическое влияние (влияние на отношение к планируемым изменениям со стороны различных политических сил и групп интересов). Освоение стратегического планирования как одной из важнейших составляющих современных муниципальных управленческих технологий невозможно без серьезного изменения принципов и приоритетов
в организации деятельности органов местного самоуправления. Безусловно, стратегическое планирование не может появиться как разновидность управленческой работы только за счет создания специализированного подразделения в составе местной администрации. Эта деятельность требует распределения функций стратегического планирования между представительным и исполнительными органами, а также вовлечения в нее различных социальных и профессиональных сообществ.
Существует достаточно примеров, когда разработка стратегического плана наталкивается на серьезное сопротивление местных чиновников, их стойкое нежелание изменять принципы организации своей работы. Эта преграда остается непреодолимой для значительного числа городов. Следовательно, для успеха стратегического планирования необходимо включить деятельность органов местного самоуправления собственно в объект стратегического планирования[4].
Для того чтобы соотнести задачи и принципы развития системы муниципального управления и местного самоуправления в России и в странах с развитой системой местного самоуправления, необходимо изложить систему принципов построения структуры местной администрации, ориентирующейся на стратегический подход к решению местных проблем. Эти принципы включают[1]: - стратегическое планирование, включающее в себя разработку муниципальных политик в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования, разработку программ и проектов;
- прогнозирование социально-экономического развития в экономической, предпринимательской, общественной сферах; - формирование нормативно-правовой базы местного самоуправления; - формирование базы социально-технических нормативов; - анализ внешней и внутренней ситуации как условие гибкого реагирования структуры муниципального управления на изменения; - планирование работы как условие согласования действий подразделений администрации по используемым ресурсам и во времени; - контроль за исполнением нормативно-правовых актов
и нормативных предписаний внутри структуры управления и в подведомственной муниципальной сфере; - управление персоналом как условие мотивации муниципальных служащих и развития их компетентности; - регламентация собственной деятельности и деятельности в подведомственной сфере, как условие для обеспечения нормального функционирования всей структуры муниципального управления; - система муниципального заказа, как условие обеспечения публичности в распоряжении средствами бюджета, минимизации расходов и создания конкурентной
среды; - публичность деятельности как условие вовлечения муниципальных сообществ в решение муниципальных задач и расширения гражданского участия. Стратегическое планирование и муниципальные политики необходимы в муниципальном управлении как средства согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов муниципального развития. Они призваны переводить конфликты и проблемы в цели и задачи деятельности органов управления и сообщества в целом. Муниципальные программы выполняют задачу организации совместной
деятельности всех подразделений администрации и других субъектов муниципального развития. Формирование нормативно-правовой базы местного самоуправления, прежде всего связано с Уставом муниципального образования и созданием условий для усиления регулирующей роли органов муниципального управления[9]. Особое внимание в стратегическом планировании отводится муниципальному заказу. Если руководство муниципальным образованием считает необходимым привлекать к исполнению своих задач
предприятия различных форм собственности для создания в городе и районе конкурентной среды и повышения качества услуг при одновременном уменьшении их стоимости, снижение накладных расходов, связанных с деятельностью муниципальных учреждений и предприятий, то для достижения этой цели существует одно средство - муниципальный заказ. Принцип публичности в деятельности органов местного самоуправления - эффективное средство установления отношений доверия между властью и населением. Понимание намерений власти и их поддержка населением -
условие реализации муниципальных программ и проектов. В противном случае власть всегда будет наталкиваться на негативную реакцию населения на свои инновации, базирующуюся на незнании, боязни потерять что-то, недоверии к власти как таковой. 1.2 Опыт стратегического планирования в постсоветских странах и зарубежом. Последнее десятилетие в России знаменовалось разрушением прежней неэффективной системы жесткого директивного
планирования, что имело следствием известную дезорганизацию как в экономике, так и в городском хозяйстве. Напротив, в городах развитых европейских стран и США усилился интерес к стратегическому планированию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей развития города. Почти все города, и крупные, и малые стали разрабатывать стратегии развития или экономические стратегии, отражающие видение перспективы развития города и направления работы местных властей по оказанию
содействия этому развитию. Главными причинами развития стратегий планирования стали[3]: - обострение международной конкуренции; - усложнение механизмов управления; - стремление продвинуться в решении классических городских социальных проблем. Определенное влияние на распространение стратегического планирования оказали идеи городского маркетинга, возникшие в США и широко распространившиеся в Европе. Для всех уровней власти в Европе наиболее актуальны сегодня проблемы безработицы и социальных
противоречий. Вызванные безработицей социальные конфликты остро проявляются в городах, и именно города и регионы могут и должны решить основные социально-экономические проблемы современного общества[6]. В большинстве городов идет снижение занятости в отраслях промышленности, причем рабочие места в производственном секторе, как правило, сокращаются очень быстро в результате резкого спада в старых отраслях. Доля занятых в обрабатывающей промышленности в городах
Европы изменяется от 40% (Катовице, Нюрнберг) и примерно 30% (Кельн, Бирмингем) до 12,5% (Копенгаген) или 11% (Хельсинки). Ситуация в городах находится сегодня под влиянием ряда общемировых тенденций. Глобализация экономики, повышение мобильности отраслей и усиление международной конкуренции, негативно влияют на уровень занятости и оплаты труда в Европе.
Это усиливает необходимость проведения городами политики инноваций и повышения конкурентоспособности[3]. В результате многие города стали разрабатывать комплексные документы, систематически рассматривающие цели, задачи, направления развития города в целом. Осознавая остроту современных социально-экономических проблем, власти городов приходят к пониманию необходимости разработки стратегий, ориентированных на решение проблем занятости, экономического развития и обновления
городов. В качестве целей разработки стратегии обычно называют следующие[6]: - выработка общего понимания происходящих в экономике изменений и единой позиции по отношению к ним; - определение направления развития экономики города; - выяснение в результате обсуждений и обмена информацией наиболее вероятного поведения государственных, общественных и частных организаций, действующих в сфере экономической политики; - создание общих рамок для совместной работы по укреплению экономического потенциала жителей города, локальных
общин по месту жительства и предприятий; - содействие субъектам экономической политики в принятии ими конкретных решений, позволяющих повысить целенаправленность и скоординированность действий. С одной стороны, стратегия должна помочь местному бизнесу получить представление о деятельности властей в сфере экономики, приоритетных направления, которые будут поддерживаться и стимулироваться. С другой стороны стратегия должна нацелить работу многочисленных агентств, занятых реализацией экономической
политики. То есть стратегия рассматривается как средство координации усилий и достижения взаимопонимания. В Великобритании, например, наличие годового плана действий в экономической сфере является обязательным для местных властей по закону. Для разработки стратегий города используют схожие подходы, перенимая друг у друга схемы построения стратегии. Некоторые стратегии, например, Антверпена и штата Массачусетса, выделяются тщательностью научного обоснования и методической последовательностью.
В большей части стратегий[3]: - фиксируются цели и задачи; - определяются важнейшие сектора экономики и общие условия развития; - проводится SWOT-анализ (сильные и слабые места, возможности и опасности); - формулируется стратегический план; - стратегический план дополняется планами практических действий или планами мероприятий, которые могут подразделяться на отраслевые планы (например, планы действий в сфере экологии, в важнейших отраслях, в сфере малых и средних предприятий).
Чаще других называются следующие цели и подцели[8]: 1) повышение уровня занятости: - создание рабочих мест, - устранение препятствий для вхождения на рынок труда, - поддержка специфических групп населения (женщины, ущемленные); 2) экономическое развитие: - повышение общего уровня экономической активности, - улучшение функционирования предприятий, - укрепление и диверсификация общей структуры экономики, - устранение слабых мест в отдельных
секторах, - улучшение социальных и культурных услуг, - повышение способности адаптироваться к переменам в экономике; 3) укрепление социального партнерства: - справедливое распределение эффекта от развития между всеми слоями населения, - содействие незащищенным социальным группам; 4) развитие регионального партнерства: - усиление целостности и интеграция в регионе; - обновление отдельных территорий; - достижение экологической устойчивости экономики города;
5) повышение привлекательности города как места для жизни, работы и инвестирования: - улучшение качество жизни, - поддержание качество окружающей среды; 6) развитие партнерства в реализации стратегии: - обеспечение активного взаимодействия всех заинтересованных организаций и групп для достижения стратегических целей). Сходство основных целей не означает идентичности целевых блоков стратегий. Во-первых, приоритетность и значимость вышеуказанных целей различны для разных городов.
Кроме того, почти каждый город формулирует свою специфичную цель, как например[3]: - быть «открытым городом» (для иммигрантов и пр.), международным городом и городом культуры (Амстердам), - стать «столицей информации ЕС» и «центром транспортных перевозок ЕС» (Кельн), - развиваться в качестве центра технологических инноваций (Манчестер), - стать одним из ведущих регионов в сфере внедрения передовых технологий связи (Нюрнберг), - создать европейский центр высококачественного производства (Брэдфорт), - реализовать «триединую
политику модернизации» (пространственно-экономическая, социальная, управленческая модернизация) и «развиваться в направлении метрополитенской агломерации» (Роттердам). Стратегический план - это не директива, это свод согласованных, признанных разумными требований от предприятий к Администрации, это договоренность о тех конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые необходимо предпринять в интересах производителей и населения.
Процесс стратегического планирования направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений - а значит, и в их реализацию - широкого круга активных лиц. Таким образом, можно успешно адаптировать некоторые подходы к планированию, принятые в городах Европы и США как моделью для городов и регионов России, но учитывать при этом специфику страны. 1.3 Стратегическое планирование в городах России.
Стратегическое планирование в России в последние годы переживает своеобразный кризис. С одной стороны, расширились права местного самоуправления в регулировании развития города. Муниципалитеты получили права самостоятельно решать многие вопросы городской жизни. С другой стороны, старые методики отраслевого и территориального планирования не подходят для современных условий, а новые подходы не успели найти широкого применения.
Но ряд обстоятельств как у нас в стране, так и во всем мире повышают значимость городского планирования. Местные власти приходят к пониманию того, что без детальных и качественно разработанных планов развития города обойтись невозможно. Многие регионы и города в России начинают возвращаться к практике разработки концепций комплексного социально-экономического развития, используя элементы стратегического подхода, особенно в части определения целей и их ранжирования по
степени значимости. Несмотря на то, что применимость зарубежного опыта в ряде случаев ограничена, тем не менее, ряд элементов стратегического планирования можно успешно использовать в российских условиях[8]. Во-первых, стратегическое планирование было нацелено на выживаемость города, во многом связываемую с экономической реструктуризацией. Многие города за рубежом в начале процесса реструктуризации обладали достаточно схожей с российскими городами структурой экономики.
В них также наблюдалась концентрация тяжелой промышленности (особенно устаревших отраслей первичного и вторичного секторов экономики). В этих городах, как и в сегодняшних российских, была недостаточно развита транспортная, инженерная инфраструктура, сфера услуг. Во-вторых, стратегический план города в большинстве случаев органически вписывается в планы развития окружающей территории. В данном контексте города рассматривались как точки экономического роста, развитие
которых позволило бы распространить экономические импульсы на окружающую территорию. Многие региональные центры определялись как ключевые полюса развития. Таким образом, взаимоотношения центр - периферия также принимались во внимание, что является актуальным и для наших городов и регионов. Города стали играть новую роль во взаимоотношении с другими городами и с окружающей их территорией[6]. Возрастание роли стратегических принципов в мировой практике планирования
развития регионов и городов вызвано несколькими причинами, среди которых наиболее важными являются[7]: - процессы глобализации и усложнение внешней среды; - усиление неопределенности и риска в предпринимательской и иной деятельности; - усиление экономической конкуренции среди городов; - возрастание роли регионального и местного уровней принятия решений; - кризис теории и практики планирования и управления территориями. В России возможность и насущность применения стратегического подхода в планировании определяется следующими
обстоятельствами[8]: - меняется философия, принципы, цели развития городов. Ранее при планировании, несмотря на декларирование приоритета социальных целей, проводился принцип "производство ради производства". Именно поэтому города развивались как города-заводы, часто моно специализированные, неотъемлемым качеством которых была гигантомания. В настоящее время город все чаще рассматривается как среда обитания человека, как место ведения предпринимательской
деятельности. Поэтому целями развития города являются устойчивое развитие, создание благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе и предпринимательской среды; - структурные изменения в городе вошли в качественно иную фазу. Задачей местных властей становится смягчение последствий падения производства и сокращения занятости, поддержание новых видов деятельности. Усиливается динамичность и неопределенность развития городов; - меняется роль самого города в системе
планирования своего будущего, а именно: планирование социально-экономического развития города передается в ведение местных органов власти. К тому же круг факторов, на которые может воздействовать и влиять городская власть, качественно изменился; - городские власти большинства российских городов решают насущные проблемы зачастую без их увязки. В ответ на остро встающие проблемы разрабатываются разнообразные программы, но они не имеют под собой единой изначально разработанной и принятой городским сообществом стратегии
общего развития города. Хотя, реализуя программы, администрации городов выполняют главные задачи (миссию) местных органов самоуправления: благоустройство города, безопасность граждан, социальная защита горожан и т.д.; но была бы максимальная польза от этих программ, если бы шло их комплексное развитие в рамках единого стратегического плана социально- экономического развития города; - усиливаются разногласия и противоречия между различными ведомствами, предприятиями и организациями в городе; расширяются конфликты
между городами (особенно крупными и крупнейшими) и окружающими их территориями. Все это требует выработки механизма разрешения таких противоречий. Такой механизм, как показывает зарубежный и отечественный опыт, успешно создается и функционирует в рамках стратегического планирования; - меняется роль горожан в процессе принятия решений о развитии города. Интересы людей не должны только формулироваться и учитываться городскими органами власти.
Горожанин постепенно становится полноправным участником системы планирования, активно выступая в защиту своих интересов. Процедура стратегического планирования позволяет реализовывать принципы согласования интересов различных групп населения в процессе составления и реализации планов. Задачей выбора стратегии является поиск такой линии развития, при которой цели развития города и его собственные ресурсы совпадут с возможностями и ограничениями, диктуемыми внешней средой.
Постоянное изменение внутренних и внешних условий развития города может приводить и приводит к изменению главной стратегии в ходе планирования[7]. Конкретная стратегия выбирает путь развития, в котором должен развиваться данный объект. Стратегия должна обеспечить направляющие принципы, базу принятия управленческих решений для разрешения определенных проблем, т.е. стратегия является одним из элементов управления, его неотъемлемой составной частью. 2. Развитие стратегического планирования на примере г.
Горячий Ключ 2.1 Анализ особенностей планирования развития г. Горячий Ключ 21 февраля 1975 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Горячий Ключ был отнесен к городам краевого подчинения. С 6 августа 1996 года г.Горячий Ключ является муниципальным округом, а с февраля 2004 года – городским округом, на территории которого осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность
и местный бюджет. Особенности планирования развития г. Горячий Ключ можно представить в виде трех направлений[10]: - социально-экономическое развитие; - развитие промышленности и инфраструктуры; - развитие санаторно-курортного комплекса. Социально-экономическое развитие На душу населения в 2008 году поступления с территории города во все уровни бюджетов составили 23 959 рублей. В 2007 году было 15 755 рублей, в 2006 году – 11 253 рубля.
Это подтверждает рост экономики в городе. Численность населения занятого в экономике города к концу 2008 года составила 16 271 человек (30% процентов от общей численности населения муниципального образования). Реальные доходы на душу населения составили 103,8% к соответствующему периоду 2007 года. Среднемесячная заработная плата составила 5 945 рублей, что на 25,2% больше 2007 года. Работа образовательных учреждений города в 2008 году была направлена на практическую реализацию концепции
модернизации российского образования. Реформирование здравоохранения города регламентировалось муниципальным заказом, в основе которого был анализ кадрового потенциала, медико-демографических показателей, заболеваемости населения, инфраструктуры здравоохранения и медицинского обеспечения, расходов на здравоохранение. Основными направлениями деятельности Администрации города по социальной защите населения в 2008 году были[10]: - реализация решений, направленных на достижение максимальной эффективности социальной защиты
ветеранов, инвалидов, семей с детьми; - поддержка малоимущих и остронуждающихся граждан; - защита интересов и прав работающего населения, охрана их труда. Для дальнейшего эффективного социально-экономического развития города необходимо реализовать следующие направления[10]: - своевременная выплата заработной платы, увеличение минимальной заработной платы, уделение максимального внимания вопросам охраны труда и трудовых отношений; - закрепление сотрудников Администрации за налоговыми территориями города, что
позволит увеличить доходную часть бюджета; - поддержание достаточного количества рабочих мест для жителей города в соответствии с развитием их квалификации; - поддержание устойчивой в экологическом аспекте экономики города; - повышение качества образования; - работа с предприятиями города по оказанию шефской помощи ветеранам войны и детям-инвалидам; - развитие первичной медико-санитарной помощи с сохранением объемов и качественным изменением структуры стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи.
Развитие промышленности и инфраструктуры В настоящее время в число крупных и средних предприятий города входят три организации[10]: - ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика»; - ЗАО «Завод минеральных вод «Горячеключевской»; - ООО «Ручеек». По объему производства и отгрузки эти предприятия занимают лидирующее место в промышленном комплексе города. Сфера потребительского рынка города включает в себя 429 магазинов и торговых павильонов,
59 объектов общественного питания, три рынка, 223 хозяйствующих субъекта, которые предоставляют 36 видов бытовых услуг. В 2008 году была проведена работа по совершенствованию схемы водоснабжения города и сельских населенных пунктов, строительству и ремонту дорожного полотна, развитию газификации муниципального образования. Развитие промышленности и инфраструктуры нуждается в реализации ряда мероприятий, а именно[10]: - увеличение объемов производства на 20%; - участие в международных выставках и конкурсах; - разработка
проекта охраны Псекупского месторождения минеральных вод; - развитие сети придорожного сервиса; - повышение качества реализуемых в муниципальном образовании товаров и услуг; - расширение сети объектов потребительской сферы по микрорайонам города и сельским населенным пунктам; - проведение конкурсов по различным профессиям потребительской сферы; - реализация части проектов в сельских населенных пунктах; - развитие частного гостиничного бизнеса. Развитие санаторно-курортного комплекса
За 2008 год в городе отдохнуло 36 800 человек. Среднегодовая заполняемость основных санаториев составляет 84%. Объем доходов всех здравниц города в 2008 году составил более 200 млн.рублей, что на 7,3% больше чем в 2007 году. В 2008 году три здравницы г.Горячий Ключ выиграли конкурс на размещение льготных категорий граждан в количестве 1 526 путевок: ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ» – 933 путевки, санаторий «Россия» – 380 путевок и
ЗАО Санаторий «Предгорье Кавказа» – 213 путевок. В 2008 году объем инвестиций за счет всех источников финансирования составил 1,3 миллиарда рублей, что составляет к уровню 2007 года 115%. Город участвовал в течение 2008 года в экономическом форуме «Кубань – 2008» в г. Сочи, в международном форуме «Дни Краснодарского края в Германии» в г. Ганновере, где было подписано пять договоров с инвесторами.
Для дальнейшей реализации плана развития санаторно-курортного комплекса необходимо[10]: - продолжить работы по строительству, ремонту, реконструкции и модернизации рекреационного комплекса; - разрабатывать новые методики оздоровления; - увеличить количество процедур, связанных с использованием минеральной воды; - продолжить благоустройство курортного парка (в 2008 году в его обустройство было вложено 14 млн.рублей); - проводить презентации города и его санаториев, рекламу г.
Горячий Ключ за пределами Краснодарского края; - участвовать во всех отраслевых, ярмарках и форумах; - создать единый информационный сайт в Интернете; - решить проблему обустроенности экскурсионных маршрутов; - совершенствовать архитектурный облик г.Горячий Ключ; - проводить обустройство природных памятников, перспективных в плане массового туризма; - повышать привлекательность города как места для жизни, отдыха, работы и инвестирования. Таким образом, в муниципальном образовании г.
Горячий Ключ проводится активная политика по укреплению экономики города, решению жизненно важных проблем населения. Особенности планирования развития связаны, прежде всего, с развитием инвестиционной привлекательности и имиджа города, что обусловлено реализацией всех направлений социально-экономического развития, развития промышленности и инфраструктуры развития санаторно-курортного комплекса. 2.2 Стратегическое развитие г. Горячий Ключ путем привлечения инвесторов.
В местных сообществах, где население проявляет высокую активность и заинтересованность, создается группа стратегического планирования (ГПС) в виде комитета планирования развития: В комитет планирования развития обязательно входят заинтересованные лица местного сообщества. Заинтересованные лица: 1) население 2) инвесторы 3) органы МСУ 4) авторитетные лица 5) представители общественных организаций
Для вовлечения инвесторов, населения и заинтересованных лиц в реализацию стратегического плана необходимо провести следующие мероприятия. Мероприятия Ответственные Сроки Целевые группы Средства Реклама в СМИ Руководители СМИ, отдел Администрации по связям с общественностью Регулярно в течении 6 месяцев Население, инвесторы, органы
МСУ, авторитетные лица, представители общественных организаций Статьи в газетах, ролики на телевидении, реклама на радио Распространение листовок, календарей Типография, почтовые отделения города, отдел Администрации по связям с общественностью 1 раз в квартал Население, инвесторы, органы МСУ, авторитетные лица, представители общественных организаций
Почтовые отделения, распростра-нители, транспорт Встречи со студентами всех учебных заведений, с целью их привлечения в реализацию стратегического плана развития г.Горячий Ключ Руководители учебных заведений, отдел образования Администрации, комитет по делам молодежи 1 раз в квартал Студенты Презентации стратегичес-кого плана развития г.
Горячий Ключ, конференции, помещение, техническое оснащение Встречи с пенсионерами Отдел Администрации по работе с населением, руководитель Совета ветеранов 1 раз в квартал Пенсионеры Концерт, транспорт, помещение, техническое оснащение Встречи с работниками предприятий Руководители предприятий 1 раз в квартал Работники предприятий Собрание, помещение, оснащение
Референдум по вопросу самообложения Администрация г.Горячий Ключ 1 раз Все население г.Горячий Ключ Помещение, техническое оснащение Также необходимо провести анализ сильных и слабых сторон местного сообщества, оценить возможности и угрозы. SWOT – анализ: Сильные стороны: 1) достаточный уровень жизни 2) социальная политика 3) развитые инфраструктуры 4) развитое с/х 5) месторасположение 6) экология 7) наличие
ВУЗа и средних профессиональных училищ 8) развитость рекреационных ресурсов 9) развитие минеральных ресурсов 10) доступные путевки в санатории Слабые стороны: 1) безработица 2) неразвитость рекреационного комплекса 3) отток молодежи 4) неразвитость и деградация сельской местности 5) неизвестность города как курорта 6) транспортная неоснащенность 7) отсутствие доступного жилья 8) отсутствие мест досуга молодежи 9) уменьшение лесного массива 10) социальная незащищенность
населения Возможности: 1) инвестиционная привлекательность 2) государственная политика 3) развитость Краснодарского края 4) климатические условия 5) наличие минеральных источников 6) близость к краевому центру 7) близость к морю 8) участие в федеральных целевых программах 9) международное сотрудничество 10) межрегиональное сотрудничество Угрозы: 1) коррупция 2) инфляция 3) зависимость от иностранной валюты 4) государственная политика 5) зависимость от природных условий 6) экология 7) близость к
Северному Кавказу 8) терроризм 9) демографическая ситуация 10) прекращение достаточного финансирования из федерального уровня
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |