ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ Часть I. Историко-философское введение1.1. Древний Восток Основателем даосизма в Китае был Лао Цзы (б). Недеяние — это внутреннее освобождение от всякойэгоистической деятельности, что значит позволить дао руководить собой (г). Сексуальные энергии инь (женская) и ян (мужская)существуют помимо трех видов космических энергий. Однакоони лежат в основе всей живой и неживой природы, как «тайцзи» — их единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение (в). Сердце является духовным центром человека в китайской философии (в). Вегетарианство как отказ от животной пищи отсутствует среди главных условий долголетия в Китае (б). Формирование независимого стиля жизни и мышления резко противоречит конфуцианским принципам (в). Отношения отца с сыновьями могут быть примеромдля управления обществом, по Конфуцию (а). Человек от природы отнюдь не добр, а обладает изначально злой природой, согласно легизму (а). 1.1.9. Брахманы, религиозно-философские тексты, восходят к Ригведе, сборнику священных гимнов Древней Индии(ок. 1500 лет до н.э. (в). Карма в древнеиндийской философии — это законвоздаяния (в). Дхарма в древнеиндийской философии это — понятие долга и предназначения (а). 138 1.1.12. «Будда» в религиозно-философском учениидизма — это «просветленный» (г). 1.1.13. Эта школа классической индийской философшла скорее практической, нежели теоретической, — йога (г 1.1.14. Истинное постоянство, кроме указанных дсдетелей, включало в себя и истинное знание, в первуюредь, знание китайской истории, литературы и гражда*го права (г). 1.1.15. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в философию страдание, в связи с чем философия буддименуется пессимистической (г). 1.1.16. Санкхья считается дуалистической философсистемой, признавая одновременно два вечных начала су]— пракрити и пурушу (б). «Дао» в древнекитайской философии включает ви представление об энергии, поддерживающей все сущее (в Не случайно ее называют «пурва миманса», т.е.вая (б). Трипитака (типитака), или «три корзины» — пменные источники философии буддизма на санскрите (в).1.2. Античность 1.2.1. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементомляется огонь (б). 1.2.2. Сократ в молодости обучался в школе софистов (i2.3. Сократ о рабовладельческой демократии гово «Худшее — это большинство» (в). По Платону, прекрасное — это то общее, чтокрасные предметы имеют между собой (г). По мнению Сократа, знание — высшая добродете.путь к обретению других добродетелей (б). По Эпикуру, наслаждение от еды есть удовольс!динамическое (а). Согласно стоикам, ревность относится к такому видустрастей, как печаль (г). Стоики признавали три вида движения: пространственное перемещение, изменение качеств и напряжение пневмы (в). Этот философ-скептик — Секст Эмпирик. Началоцитируемой фразы: «Мы, скептики, следуем на практике пути,которым следует мир, но не имеем никаких мнений о нем» (г). Согласно стоикам, злорадство является разновидностью удовольствия (а). Стоики считали, что философ делает добро, чтобыбыть добродетельным, а не добродетелен, чтобы делать добро (г). Диоген Синопский считал, что Прометей был справедливо наказан (б). Пиррон- скептик полагал, что следует подчинятьсяобычаям той страны, в которой живешь (б). Стоики сравнивали философию с яйцом, в которомэтика — желток, физика — белок и логика — скорлупа (г). Для стоиков в философии этика — плоды, физика — деревья и логика — ограда (г). 1.2.16. Для Платона мир нереальный и недействительный — это мир множества конкретных предметов и вещей (в). Сущность Аристотель считал основополагающейкатегорией (а). Скептик говорит по поводу познания вещи: «Я неузнаю о ней ничего, и никто никогда не сможет узнать» (б). Если киник проголодается, то он будет есть ту еду,что попадется на глаза (в). Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, нодругие не знают и этого» (г). Плотин — неоплатоник, преклоняясь перед Платоном, в его честь мечтал построить новый город и назвать его — Платонополис (в).140 В эпоху эллинизма у философов отмечался повьшенный интерес к астрологии (г). Русский философ В. С, Соловьев писал, что в пл;тонизме эрос «соединяет в себе идеальную природу с чувсвенною» (в). (См.: Соловьев B.C. Жизненная драма Платона.) По Аристотелю, человек — это политическое Ж1вотное (г). Майевтика, или особое философское «повивальнсискусство», по мнению Сократа, — это общение философасобеседником с целью обретения им истины (г). Так называемая «платоническая любовь» в поз;нейшие эпохи ассоциировалась с аскетизмом. Как показаВ. С. Соловьев в «Жизненной драме Платона», древний философ наметил пять главных путей эроса — адский, живо!ный, семейно-брачный, аскетизм и совершенный путь. Аскетизм, предполагающий безбрачие и воздержание очувственных влечений, а следовательно — совершенствование духа, позволяет уберечь силу божественного Эроса оматериального хаоса (в). (См.: Соловьев B.C. Жизненнадрама Платона). Перипатетическая школа зародилась в лицее ши«ликее», как называлось учебное заведение, возглавлявшеес:Аристотелем. Название аристотелевской школы происходиот греч. «ходить взад-вперед», что связывают с привычкой самого учителя и его учеников рассуждать и общаться, прогуливаясь по аллеям ликея (б). Основателем этики в западноевропейской философии считается Сократ, который свои философско-этическипринципы утвердил не только собственной жизнью, но и самой смертью. Как писал В. Соловьев, «Сократ своею благородною смертью исчерпал нравственную силу чисто человеческой мудрости, достиг ее предела» (б). В знаменитом диалоге «Пир» Платон устами своегсгероя Аристофана впервые поведал миф об андрогинах, совершенных двуполых существах (в). 14] i .z.ju. kj том, что во главе государства должны стоять философы, говорил и писал Платон (в). (См. его «Государство»). Так говорил Гераклит Эфесский (называемый еще«Темным»), который считается одним из великих диалектиковантичности (в). Платон во время путешествий по Востоку обучалсяв школах пифагорейцев (б). Анаксимандр был учеником Фалеса, родоначальника милетской школы (в). Среди категорий Аристотеля, рассмотренных им вработах «Категории» и «Метафизика», нет «формы» (б). Этика наиболее известна и исторически значима всистеме Эпикура, несмотря на то, что этическое учение самогофилософа и то, что широко известно в истории как «эпикурейство» (эпикуреизм), — далеко не одно и то же (б). «Единое» у Плотина — это инобытие (ничто). Ононе познается через многое и вообще непознаваемо в принципе.Будучи вечным началом всего существующего, оно само посебе не существует. Оно одновременно и все, и ничто (в). Стоики называли центральную часть души «гегемо-никоном», поскольку она объединяла все остальные семь через посредство пневмы (г). Эпикур считал, что благоразумие дороже самой философии. Он видел в благоразумии начало всего и величайшееблаго (б). Платон и Аристотель. Правда, у Платона речь идет о«хоре» — первоматерии для формирования «вещей» нереального мира как отражений совершенных эйдосов, а Аристотельматерию связывает с формой, доказывая что они могут существовать только вместе (б). Эпикур был индетерминистом, т.е. отрицал необходимость. Он говорил в начале цитируемой фразы: «Необходимость есть бедствие». И еще: «Мудрецу подобает высмеивать 142 необходимость, которую некоторые изображают владычице Вселенной...» (б). Киник Антисфен говорил: «Кто достиг мудрост*тот не должен интересоваться науками, книгами, чтобы его нотвлекали посторонние вещи и мнения» (б). Аристотель. Цель (греч. «телос») определяет всякостановление, и развертывание сущности вещи, заложеннойматерии, реализуется, благодаря форме, через превращенивозможности в действительность (а). Стоики. Хотя душа смертна, у некоторых люде{например, мудрецов, она, обладая высоким тонусом, можевременно пережить тело, но в границах одного «мирового гсда» (в). По Эпикуру, состояние насыщение после еды — этудовольствие статическое (в). В центре внимания основанной Пифагором штшнаходилось число (г). Эмпедокл, как и многие древние мудрецы и лекаресчитал, что подобное познается подобным (ср. в герметизмечто наверху, то и внизу; или основной принцип древней медицины: подобное излечивается подобным) (б). В стоицизме пневма представляла собой смесь огни воздуха, двух активных стихий, тем более, что огонь, всле,за Гераклитом, стоики считали первичной и субстанциально:стихией, основой всего сущего (в).^ 1.3. Поздняя античность и патристика Филон, называемый в истории философии Алексавдрийским (а). Гностики детально разработали концепцию эонов (в) Мудрость и Сила, согласно гностику Василиду, рождаются от Суждения (а). «Пневматики» — «духовные избранники» противспоставляются язычникам, т.е. «соматикам», по Василиду (г). 14 l.j.5. Официальная христианская церковь против гностиков вела ожесточенную борьбу и объявила их еретиками (б). Мани, родоначальник манихейства, противопоставлял материю божественному первоединству (б). Плотин считал, что Единое — это абсолют, поскольку ни от чего не зависит, в то время как от него зависит все —и мысль, и дух, и воля, вместе с их противоположностями.Единое безлично, оно радикально отличается от личного вне-природного бога христианства и других монотеистических религий (г). «Эманация» в неоплатонизме — это непрерывное излучение Единым из себя всего бытия (б). Неоплатонизм стал теоретической основой беспрецедентной попытки императора Юлиана Отступника (331—363)отвергнуть христианство и реставрировать языческую религию. Наиболее ярко свои мировоззренческие стремления онвыявил в написанных им речи «О матери богов» и гимне «Кцарю Гелиосу». Бог Солнца олицетворял для него и животворную силу природы, и единодержавную власть императоракак главного посредствующего звена между умопостигаемыми чувственным мирами. Также Юлиан, подобно неоплатоникуПорфирию, написал полемическое сочинение в трех книгах«Против христиан», впоследствии уничтоженное христианской церковью (в). Неоплатоники в эпоху упадка античной философской мысли подвели ее основные мировоззренческие итоги (г). Порфирий был главным логиком в направлении неоплатонизма (в). Апологеты во II в. н.э. защищали, оправдывали христианское вероучение (б). 1.3.13. «Верую, потому что нелепо», — провозгласилКвинт Тертуллиан (б). 1.3.14. Климент Александрийский составил «Строматы» (г). 144 1.3.15. Ориген впервые дал философско-аллегорическоеистолкование Библии. Он разработал учение о трех ее смыслах: буквальном («телесном»), моральном («душевном») ифилософском («духовном») (г). Пресвитер Арий продолжал традиции Оригена (б). Арий объявил Иисуса Христа подобносущим богу-отцу (б). Арианство было отвергнуто официальной церковьюи объявлено ересью (б). Бог, будучи единым и единственным, существует втрех ипостасях (в). Григорий Нисский попытался разработать системуправоверного богословия (а). Аврелий Августин Блаженный (в). Начала существуют на уровне архангелов и ангелов,согласно небесной иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита.Это низший, 3-й уровень, выше — 2-й: господства, силы, власти; 1-й — серафимы, херувимы и престолы (г). В «Церковной Иерархии» Псевдо-Дионисия епископы находятся на высшем уровне священников и дьяконов.Ниже — монахи, члены христианской общины, затем оглашенные. Ниже церковной иерархии расположен остальноймир: разумные существа, живые неразумные существа, безжизненные тела (г). Манлий Северин Боэций находился под влияниемплатоновского диалога «Тимей» (б). С точки зрения Аврелия Августина, время — этотолько настоящее (в).^ 1.4. Схоласты; арабская и еврейская философия Средневековья 1.4.1. Пантеизм в онтологии Иоанна Скота Эриугены усматривают современные исследователи (в). 145 l.t.Z.. nuonn ластики» и «Карлом Великим схоластической философии» (в). Найти рациональные доказательства веры — вот задача средневековой философии, с точки зрения схоластов (в). Между наукой и теологией провозглашалось различие в схоластике (б). 1.4.5. Исторический период развития схоластики —IX—XV вв. (б). Иоанн Скот Эриугена признавал негативную теологию (б). Учение Порфирия о характере родов и видов повлияло на формирование средневековых универсалий. УченикПлотина, Порфирий в работе «Введение к категориям Аристотеля» поставил вопрос о характере родов и видов, о том, существуют ли они в природе или только в разуме, в интеллекте.Если существуют, то телесны они или бестелесны; отделеныли от чувственно воспринимаемых вещей или содержатся вних (г). «Вера ищет разум», — девиз Ансельма Кентерберий-ского (г). У Августина Блаженного Ансельм позаимствовал основу своего доказательства, а именно: сотворенные вещи несовершенны, они образуют ряд возрастающего совершенства.Но этот ряд, как каждый реальный ряд, не может быть бесконечным. Должна существовать сущность, совершеннее которой ничего нет. Эта сущность — Бог (б). 1.4.10. Мистическое общение с Богом Бернар Клервосскийсчитал основным средством философии. Сам процесс познанияБернар интерпретировал мистически. Не разум ведет к Богу, нолюбовь и привязанность человеческой души к Нему (в). Давид из Динанта относился к александрийскойшколе пантеистического аристотелизма XIII в. (б). Сигер Брабантский относился к латинскому аверро-изму и развивал идеи Аверроэса (Ибн Рушда). Трактат «О 146 ский (о). 1.4.13. Относительно основных положений Август:Блаженного схоласты разделились во мнениях. Консерва!ное течение настаивало на сохранении основных положе;Августина в теологических вопросах, но с одновреме^применением философских элементов аристотелизма. Ггрессивное течение в большей степени ориентировалосьАристотеля, нежели на Августина (б). Александр из Гэльса ввел новое понятие о духовматерии (г). В мистическом экстазе Бонавентура признавалможность полного познания бога (в). 1.4.16. В божественном разуме Бонавентура ycMaTpt«зародыш» вещи (г). На трактаты Аристотеля Альберт Великий опир;в своих произведениях (б). Томизм — учение Фомы (Томаса на латыни)винского и целое религиозно-философское направление,созданное (б). Научно-эмпирические исследования Роджера Бна сегодня пристально изучаются (а). Теологию и философию нельзя соединить, — сч)Иоанн Дуне Скот (б). Дуне Скот был представителем метафизичес:индивидуализма (в). В теории познания Дуне Скот подчеркивал акность мышления (в). Фома Аквинский считал, что разумная душа вошается над вегетативной и сенситивной (в). Фома Аквинский считал, что познание бога oneдовано его влиянием в природе (в). Согласно Аквинату, душа есть чистая форма бе:терии, она бестелесна (а). Номинализм подготовил почву для отделения теологии от философии (б). В арабской философии не использовались идеи философа Эпикура (в). Аверроэс — это западное прочтение арабского имени ибн Рушд (в). Авиценна понимал мир как произведение божественного разума (б). Ибн Сина считал, что универсали существуют какединичные вещи (в). По Аверроэсу, материальный мир вечен и бесконечен, но в пространстве ограничен (а). Аверроэс отрицал бессмертие души (б). Скептический подход использовал в «Опровержении философов» аль-Газали (б). «Каббала» в переводе означает «традиция, предание» (в). В Каббале раскрывается мистика чисел и букв Священного писания (б).^ 1.5. Возрождение и Реформация Термин «гуманизм» (лат. Humanus) означает «человеческий (человечный)» (б). В Италии впервые стало складываться гуманистическое мировоззрение (в). Франческо Петрарка традиционно считается «первымитальянским гуманистом» или «отцом гуманизма» в Италии (г). Человек принадлежит и к божественному, и к природному миру, полагал Данте (б). Франческо Петрарка в полемическом трактате «О собственном незнании и незнании других» высмеивал надуманность схоластических споров у «глупых аристотеликов» (б). Этическая проблема человеческой личности привлекала в христианском учении Петрарку (а). 148 1.5.7. К. Салутати (1331—1406) повлиял на П. Браччол]и Л. Бруни. Именно по его приглашению в 1397 г. во Флорцию прибыл византийский ученый Мануэль Хризолорас, *бы преподавать греческий язык.Он привез с собой греческлитературу и впервые в Европе написал учебник гречеаграмматики. А Ф.Петрарка, между прочим, предпочитал Рсчитая его классическим образцом цивилизации (в). 1.5.8. «Плетон» — это многозначительный псевдоьпоздневизантийского неоплатоника Георгиоса Гемистоса (в 1.5.9. Философия — не служанка, а «сестра» теологии,доказывал М. Фичино (б). Все религиозные культы и религиозно-философаучения есть проявления некоей общей религии, был убеж;Марсилио Фичино (б). Человек должен творчески совершенствоваться, вносясь к наивысшему сущему (богу), считал М. Фичино (а). 1.5.12. Мир возник из высшего бестелесного начала«хаоса», утверждал Пико делла Мирандола (б). Человек — это особый микрокосм, писал Пико д(ла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека» (г). Человек сам творец своего счастья '-— fortunae siipse faber, — писал П. Мирандола (б). Человек способен мыслить общими понятиями, ;страгироваться от единичного, частного, отдельного, — пому может быть бессмертен, — писал Пьетро Помпонацци. Пэтом он полагал, что бессмертие души нельзя доказать ращнально и философски обосновать, а в него можно вери'Трактат вызвал неприязнь церковников и был публично сжжен (б). Человек не обладает свободой воли, его поведенопределяется судьбой, — считал П. Помпонацци (а). Термин «реформация» имеет отношение к критикатолической церкви (а). 1'. Мартин Лютер — наиболее выдающийся представитель немецкого реформационного движения (г). Церковь не может быть единственным посредникоммежду богом и человеком, считал М. Лютер (б). Чистой верой, которая является «божьим даром»,достигается спасение человека, по Лютеру (б). М. Лютер категорически отвергал языческое учениеАристотеля. В трактате «К христианскому дворянству немецкой нации» Лютер писал, что Аристотель уводит от истиннойхристианской веры в откровенное слово. Он даже призывалзапретить изучение книг греческого философа (а). Учение о предопределении, как вечном спасениитолько по воле бога, развивает Кальвин (б). Разнообразные мистические учения были развитыи включены в новые религиозные учения в эпоху Реформации (а). Религиозно-философские воззрения Томаса Мюнце-ра были близки к идеям утопического коммунизма (в). Философские воззрения Якоба Беме были близки коккультно-мистическим направлениям: алхимии, астрологии,средневековой мистике (б). В теософии Я. Беме, бог — это наивысший и активный принцип природы, находящийся и в ней, и над ней (б). Метафизику Аристотеля с теологией Аквината пытался соединить испанский теолог Франсиско Суарес. В эпохуКонтрреформации он попытался реставрировать средневековую схоластику (томизм) на базе аристотелизма. Он считалважнейшим противопоставление конечного и бесконечного,сотворенного и несотворенного (а). 1.5.28. Бесплодные псевдонаучные споры поздних схоластов высмеял Эразм Роттердамский. Получив епископальнуюстипендию для учебы в Сорбонне, Эразм наблюдал споры последователей Фомы Аквинского и Дунса Скота. Он поддержи- 150 вал дружеские отношения с Т. Мором, которому сам позж приписал авторство «Похвалы глупости» (б). Эразм Роттердамский подлинное христианство пнимал как этику. Он требовал освобождения от догматизм;схоластической псевдонаучности и превращения христианст!в истинно моральное учение Христа. При этом он отрицал aiкетизм и монашество (в). Свободомыслие и скептицизм более всего ценилантичной философии Мишель Монтень (а). Умеренность, мужество и жизнелюбие — вот чттакое добродетель, по Монтеню (б). Бог — непознаваемый внеличный принцип, далекиот жизни и дел людей, с точки зрения Монтеня (в). Только символически мы способны постичь безуловное знание, по мысли Николая Кузанского. Основой сипволики Кузанца являлись математические символы (г). Мир представляет собой бесконечный шар с центровезде и нигде, согласно символике Николая Кузанского (в). Можно обрести возможности магического преобрзования природы, если познать «архэ жизни», считал Парцельс (в). Медицина для Парацельса была главной и унивесальной наукой (а). Исследование природы является задачей филоофии, согласно Бернардино Телезио (б). В философской системе Б. Телезио все вещи матриальны, но сама материя пассивна (а). По Б. Телезио, природа движется после акта тврения ее богом, но по собственным принципам самодвижния (в). 1.5.40. Франческо Патрици преодолевал средневековьсхоластический аристотелизм. Свое понимание мира, отлчающееся и от схоластики и от платонизма, он изложил в евем труде «Новая философия вселенной» (б). Вселенная есть Dor, а оог — это все (^единое;, онвезде и нигде определенно, считал Ф. Патрици (б). Единое — это центральное понятие в учении Джордано Бруно (б). Панпсихизм — это учение о всеобщей одушевленности материи, которое одним из первых выдвинул Дж. Бруно (в). Космос — одновременно пустая и наполненная бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог), считал Дж.Бруно (а). «Мировая душа» и «всеобщий разум» — понятияДж. Бруно, неразрывно связанные с «Единым» (в). Стоики говорили о восьмичастном строении души исвязи ее способностей с физической структурой телесных органов. Эти идеи близки и Дж. Бруно (в). Никколо Макиавелли признавал существование ивлияние фортуны, но настаивал на активной жизненной позиции человека. Идея «фортуны» — судьбы, счастья — центральная в философии Макиавелли. Он ее понимает как постоянное коловращение, необходимый естественный ходвещей, имеющий в своей основе божественный характер.«Фатализм»- от «фатум», рок — философ отрицал, как и теологический провиденциализм. Он считал, что люди могут использовать фортуну и достичь успеха. Они могут как приспособиться к ней, так ей и противостоять (а). Как автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии, рассматривал политику Н. Макиавелли (в). Как циник зачастую понимает Макиавелли соотношение политики и морали. «Макиавеллизм» стал синонимомаморальности в политике, руководствующейся принципом«цель оправдывает средства» (в). Государство рассматривается Жаном Боденом каквласть нескольких семей, при которой монарх является абсолютным источником права и политики (в). 152 1.Э.Л. 1еирии) естесшенкиш нрава, кигда сги цущнисгь i ражает общечеловеческую природу, обосновал Гуго Гроций (i 1.5.52. Несуществующее место — это утопия. Знаменш книга Томаса Мора называлась «Книжка поистине золотая равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве го^ 1.6. Новое Время и Просвещение 1.6.1. Формирование естественных наук имело опре;ляющее значение для философии Нового времени (б). Идеи Платона определенно возрождались в cou,najной утопии Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида» (б). Концепции двойственной истины придерживалсяБэкон в своей теории познания. «Истины откровения», т.е. iтины о боге, теологической; и истины философии, т.е. истипознанной, созерцаемой (г). Общественная польза и улучшение жизни людейвот смысл, призвание и задачи науки, по убеждению Ф. Бэ]на (в). Родоначальником европейского материализма и ;пиризма явился Ф. Бэкон, по мнению большинства историьфилософии (в). Эмпирия — это опыт, опирающийся на эксперимепо Ф. Бэкону (а). Логику Аристотеля опровергает Ф. Бэкон в «НовОрганоне» (б). Индукция — основной рабочий метод Ф. Бэкона (г Идол рода, или заблуждение, связанное с особен)стями человеческой природы. Постижение действительноетолько по человеческим меркам (а). 1.6.10. «Во всем должно сомневаться» — de omnibus dutandum est — вот исходный момент рассуждений Декарта (Он отличается от безоговорочной веры Тертуллиана (а), гугнистических воззрений Данте (в) и девиза Ф. Бэкона (г). Субстанция — это и есть действительная идея вещив нас, о которой писал Декарт (а). Мыслящее Я для Декарта не нуждается «... ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи» (в). Материя и духовная субстанция существуют независимо друг от друга, по мысли Декарта (б). 1.6.14. Протяженность (распространенность) являетсяглавным атрибутом материи, по Декарту (б). Рациональную дедукцию Декарт считал основнымметодом получения истинных и практически полезных фактов (в). Картезианство — так в истории философии называют целый ряд философских направлений, развивающих идеиДекарта, поскольку латинская транскрипция его имени — Re-natus Cartesius (a). Сосуществование духовного и материального, поМальбраншу, определяется приоритетом души, сущностьюкоторой является мышление (б). Философия Декарта сыграла значительную роль встановлении механистического естествознания (б). Идеи Эпикура переосмыслил Пьер Гассенди (б). Егопривлекла атомистическая философия древнегреческого философа, которую он рассмотрел в трудах «Комментарий ожизни, нравах и учении Эпикура» и «Система философииЭпикура». В последней работе Гассенди наиболее цельно изложил собственное учение. При этом он критиковал схоластический аристотелизм, но пытался примирить эпикуреизм ихристианство, отвергая лишь материалистические представления Эпикура о душе. Как свойство наших суждений о вещах понимал истину Томас Гоббс (б). Субстанция, с точки зрения Гоббса, акциденцией неявляется (б). «Акциденция» — это свойство материи, котороеможет изменяться, и является объективным источником ощу- 154 щений. «Субстанция» — это понятие Декарта. В частности критикуя онтологическое доказательство бытия божия, Гобб Естественным состоянием Гоббс называет «склонность людей вредить себе взаимно... » (б). В работе «Основьфилософии о государстве и общественном устройстве» он писал: «...естественным состоянием людей, раньше чем он]вступили в общество, была лишь война, и не простая, но войнвсех против всех». В этой войне, указывал Гоббс, не можебыть победителей, потому единственный выход для человечества — образование общества, которое основано не только н«общественном соглашении», но обязательно предполагавобщественную власть. Только когда каждый человек добровольно отрекгется от права владеть самим собой, возникает государство, пГоббсу (г). В «Левиафане»он писал о процессе формировани«общественной власти», которая «держит в узде и направляевсе действия людей к общественному благу». Государство заменяет законы природы законамобщества, считал Гоббс (в). Монархическую государственную власть оправдьвал Гоббс (а). Только сильная абсолютистская государстве!ная власть способна устранить все остатки «естественного еестояния» человека — «войны всех против всех». Она призвакликвидировать все споры и беспорядки. Правитель-сувере)опираясь на разум, должен заботиться о материальном и д;ховном совершенствовании своих подданных. Его же влаоограничивается законами. Душа человека — это человеческая мысль, как ч№тый лист бумаги, получающая знания из чувственного опытпо мнению Джона Локка (в). Он отрицал теологические пре,ставлен ия о познании души, а также — декартовские «вро> If Монады высшей степени развития или монады-духив учении Лейбница способны к апперцепции, т.к. только онинаделены сознанием (в). Низшие монады способны к пассивному восприятию (перцепции) (б); монады-души способны кощущению и ясному представлению. По теории Лейбница, в телах неживой природы содержатся монады, обладающие перцепцией (а). Лучшим из возможных миров является наш мир, поЛейбницу (б). Несовершенство мира и наличие в нем зла являются необходимыми условиями гармонии мира как целого. По Лейбницу: «Ничего нет в разуме, что не прошлобы раньше через чувства, кроме самого разума». Философимел в виду свое представление о врожденной способности кмышлению и образованию понятий или идей (б). Логика, по мнению Лейбница, есть наука о «всехвозможных мирах» (в). «Быть» означает быть воспринимаемым ощущениями, согласно философии Джорджа Беркли (в). Беркли отрицал существование материи (а). Духовные причины действуют в мире, с точки зрения Беркли (в). 1.6.53. Отношения бесконечного творчества существуютмежду впечатлениями и идеями, согласно теории Д. Юма (в).Он писал: «Хотя кажется, что наше мышление имеет неограниченную свободу, мы выясняем при более близком знакомстве, что оно, собственно, ограничено весьма узкими границами и что вся эта творческая сила духа есть не более чемспособность складывать, перекладывать, увеличивать либоуменьшать материал, который нам поставляют чувства иопыт». 1.6.54. «Отношения реальных вещей» и «отношенияидей» Юм усматривал в деятельности человеческого разума (а). 158 Монтескье так писал о законах в своей знаменитойработе 1747 г. «О духе законов» (б). Естественные законы не относятся к «позитивным»законам Монтескье (а). Закон «мира всех со всеми», по Монтескье, был естественным доисторическим состоянием человечества (б). Направление «географического детерминизма» было положено в работе «О духе законов» Ш. Монтескье (б). Человек — существо общественное, по Вольтеру (в). Когда встретились мошенник и глупец, полагагВольтер, возникла религия (г). Вольтер признавал политическое равенство людейравенство всех перед законом (в). Для Ж. Ж. Руссо равенство людей — это равенствеимущественное (б). См. его работы: «Рассуждение о происхождении и причинах неравенства между людьми» и «О причинах неравенства» в которых он отвергает частную собственность. Руссо отстаивал добродетель (в). Развитие культуры формирует у человека иску ественные потребности, считал Руссо (б). Объединенный народ Руссо считал единственнссправедливым правителем общества (в). Общая воля, полагал Руссо, может руководить силами государства (а). Он писал: «Между волей всех и обще!волей часто существуют большие различия. Общая воля принимает во внимание лишь общие интересы. Воля всех принимает во внимание частные интересы и является совокупностью индивидуальных воль, если вычтем от этих воль плюс \минус, которые взаимно противоположны, остается как иторазличий общая воля». Гегель полагал, что «общая воля» Руссо — скорее «разумная воля». Гражданское право обретает человек посредство?общественного договора, согласно Руссо (в). Он писал: «( 15'общественным договором теряет человек свою собственную свободу и неограниченное право на все, что его искушает и чего он может достичь. Обретает он, однако, гражданскую свободу и право собственности на все, что имеет». 1.6.68. Дени Дидро был идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» (г).^ 1.7. Немецкая классическая философия и романтизм К гуманизму приходит человечество в своем развитии, полагал И. Гердер (в). С изобретателями-новаторами связывал прогресс человечества И. Гердер (в). Традицию считал Гердер важнейшим фактором истории (в). С прямохождения, по Гердеру, начался историческийпрогресс человечества (в). Небулярную теорию — о происхождении Солнечнойсистемы из газовой туманности (nebula — облако) — впервыевыдвинул И. Кант (б). О «подлунном мире» писал Аристотель,за свою теорию о множественности миров поплатился жизньюДж. Бруно, а теорию «предустановленной гармонии» предложил Лейбниц. Способом доказательств, по Канту, можно прийти кпознанию, критикой которого занимался философ (б). Систему доказательств трансцендентных предметовКант называл метафизикой, которая занимается проблемамибога, души, идеи мира и т.д. (б). Познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта, считал Кант (г). Время и пространство не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственномЧасть II. Тесты по курсу «Философия»^ 2.1. Предмет философии 2.1.1. Термин «философия» означает «любовь к мудрости»(от греч. «филео»- любовь и «софия» — мудрость) (г). 2.1.2. Греческое слово «филео» означает любовь-стремление (в). «Сторге» — любовь-страсть (а); «агапе» —братская любовь, доброе расположение (б); «эрос» — любовьполовая (г). По Сократу, источником философского знания является знание о неизбежности смерти (в). «Вечные философские вопросы» никогда не устаревают (г). Философские решения не могут быть окончательными (б). Ответы на философские вопросы ищут в доводах иумозаключениях разума (г). По мнению Л. Фейербаха, человек философствует воимя реализации своей общественной сущности (б). Философские проблемы изначально и непосредственно касаются судьбы, предназначения и высших иде&човчеловека (г). Вопрос «Что есть моя конечная цель?» — не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И. Канта (в). 170 По мысли Гегеля, предмет философии совпадает спредметом религии (б). Мировоззрение (в). Методология (в). 2.1.13. Эстетика есть философское учение о ценностныхотношениях человека и мира (в).2.2. Бытие Элеаты — (в), брахманизм — (г), даосизм — (а), атомисты — (б). Трактовка бытия по Гегелю — (в), Марксу — (б),Платону — (а), Плотину — (г). Бытие по Фоме Аквинскому — (г), Аврели