Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Современные методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Понятие затрат и калькулирования. 1.1. Понятие затрат. Организация учета производственных затрат 1.2. Принципы калькулирования, его объект и методы Глава 2. Основные методы учета затрат и калькулирования.
2.1. Попроцессный, попередельный и позаказный методы кальку- лирования 2.2. Фактический и нормативный методы учета затрат и кальку- лирования себестоимости Глава 3. «Новые» виды и методы учета затрат и калькулирования себесто- имости 3.1. Эволюция методов учета затрат 3.2. Система «директ-костинг» - модификация системы калькули- рования себестоимости по переменным издержкам 3.3. Система «стандарт-кост» как продолжение нормативного ме- тода учета затрат Заключение Список использованной литературы Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Бухгалтерский управленческий учет один из новых и перспективных направлений бухгалтерской практики. Бухгалтерский управленческий учет обеспечивает управленческий персонал организаций информацией необходимой для планирования, контроля и управления. Объектом управленческого учета являются издержки (текущие и капитальные) предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности, как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности; внутреннее ценообразование, бюджеттирование и внутренняя отчетность. Для принятия оптимальных и рациональных управленческих решений необходимо знать о составе своих затрат и разбираться в информации о производственных расходах. Важнейшей функцией бухгалтерского управленческого учета является калькулирование. Тема данной курсовой работы: «Современные виды, методы и системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции». Целью работы является описание современных методов учета и выявление наиболее альтернативных из них. Задача курсовой работы выражается в сопоставлении видов, методов и систем учета затрат и калькулирования себестоимости с целью выявления наилучших и перспективных. В работе описывается эволюция методов учета затрат, организация учета производственных затрат, роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством, основные методы калькулирования: попроцессный, попередельный и позаказный, а также фактический и нормативный методы учета затрат и калькулирования. Подробно описывается система «стандарт-кост» как продолжение нормативного метода учета затрат. А также излагается информация о системе «директ-костинг» которая, является модификацией системы учета неполной себестоимости. Глава 1. Понятие затрат и калькулирования. 1.1. Понятие затрат. Организация учета производственных затрат. Затраты организации на производство продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство». Затраты –это стоимость ресурсов используемых на конкретные цели. Затраты на производство продукции являются основным изучаемым объектом управленческого учета. Затраты на производство группируются по месту их возникновения, носителям затрат и видам расходов. По месту возникновения затраты группируются по производствам, цехам, участкам и другим производственным подразделениям предприятия. Места возникновения затрат являются объектами аналитического учета затрат. Учет издержек по местам возникновения позволяет руководству предприятия обеспечить: контроль, как в структурных подразделениях организации, так и всего предприятия в целом, а также обеспечить распределение издержек между отдельными видами продукции. Такая группировка необходима для организации учета по центрам ответственности для определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг). Носителям затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости продукции. По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и статьям калькуляции. В бухгалтерском учете затраты учитываются на следующих счетах (согласно плана счетов бухгалтерского учета): 10 «Материалы»- предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. Начисленная сумма амортизации основных средств отражается по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу). Затраты на выплату заработной платы отражаются на счете 70 «Расчеты по оплате труда». Накопление затрат происходит на счетах: 20 «Основное производство» и 40 «Готовая продукция» и не списываются пока продукция, работы и услуги, с которыми они связаны, не будут реализованы.[Пл.С] В момент реализации предприятием признаются доходы и связанные с ними часть затрат- расходы, которые отражаются по дебету и кредиту счетов 46, 47, 48, 80. Основным видом затрат являются - производственные так как в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета для оценки запасов произведенной продукции только производственные затраты должны включаться в себестоимость продукции. Производственные затраты состоят из следующих элементов: - прямые материальные затраты; - прямые затраты на оплату труда; - общепроизводственные затраты. На организацию учета производственных затрат оказывают влияние такие факторы как: род деятельности предприятия, правовая форма и т.п. Учитывая данные факторы и учетную политику на будущий отчетный период, предприятие определяет, какие синтетические счета будут включены в рабочий план счетов и какие следует открыть субсчета. Степень детализации рабочего плана счетов зависит от необходимости руководителям той или иной информации. Действующий в настоящее время план счетов не содержит специального раздела счетов для учета затрат, но они встречаются во всех его частях. 1.2. Принципы калькулирования его объект и методы. Калькулирование себестоимости является одной из важнейших задач управленческого учета. Выраженные в денежной форме затраты на производство продукции являются - себестоимостью. Себестоимость состоит из затрат на производство продукции таких как: сырье, материалы, топливо, основные фонды, заработная плата производственного персонала и других затрат связанных с производством. Процесс калькулирования может осуществляться регулярно и по требованию (например, например сбор и измерение затрат связанных с введением в эксплуатацию нового оборудования для производства продукции). Существуют определенные принципы в соответствии, с которыми производится калькулирование независимо от сферы деятельности, формы собственности и размера организации. 1. Научно обоснованная классификация затрат на производство. Реализовать данный принцип бухгалтеру позволяет Положение о составе затрат с изменениями и дополнениями №661 от 1июля 1995г.
2. Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц. Объекты учета затрат и калькулирования себестоимости во многих случаях не совпадают. Объектами учета затрат являются места их возникновения. Под объектами калькулирования понимают виды продукции (работ, услуг).
3. Выбор метода распределения косвенных расходов особенно важен данный принцип для правильного расчета себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Метод распределения косвенных расходов определяется каждым предприятием самостоятельно, указывается в учетной политике и не изменяется в течение всего финансового года. 4. Разграничение затрат по периодам. Суть принципа в том, что операции отражаются в момент их совершения. Доходы и расходы признаются в том отчетном периоде, к которому оно относятся. 5. Раздельный учет по текущим затратам на производство продукции и по капитальным вложениям. 6. Выбор метода учета затрат и калькулирования. Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости понимают совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции, а также отнесения издержек на единицу продукции. На практике применяют различные методы калькулирования в зависимости от характера производимой продукции, ее состава, а также от особенностей производственного процесса. Общепринятой классификации методов учета затрат не существует, но тем не менее их можно сгруппировать по 3 признакам: по объектам учета затрат, по полноте учитываемых затрат и по оперативности учета и контроля за затратами (рис.1). Классификация методов учета затрат и калькулирования

попередельный
метод

попроцессный
метод

позаказный
метод

методы учета затрат и калькулирования Глава 2. Основные методы учета затрат и калькулирования. 2.1. Попроцессный, попередельный и позаказный методы калькулирования. Попроцессный метод чаще всего применяют в отраслях добывающей промышленности (газовой, нефтяной, угольной и т.д.) и энергетики. Предприятия данных отраслей характеризуются массовым типом производства, непродолжительным циклом, ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции, а также единой единицей измерения и отсутствием незавершенного производства. В этих отраслях выпускаемая продукция является одновременно объектом учета затрат и объектом калькулирования. В связи с этим среднюю себестоимость продукции определяют, используя одноступенчатую калькуляцию, и рассчитывают по следующей формуле: С=З/Х где С - себестоимость единицы продукции, руб.; З – совокупные затраты за отчетный период, руб.; Х – количество произведенной за отчетный период продукции в натуральном выражении (штуки, тонны, метры и т.д.). Например, предприятие произвело и реализовало 5 тыс. единиц изделий. Совокупные затраты за отчетный период – 500 тыс. руб. Себестоимость единицы продукции составит: 500000:5000=100 (руб.) Расчет себестоимости проводится в три этапа: На первом: рассчитывается производственная себестоимость всей произве- денной продукции, а затем производственные затраты делят на количество произведенных изделий производится определение себестоимости единицы продукции. На втором этапе сумма управленческих и сбытовых издержек делится на количество реализованной за отчетный период продукции. На заключительном третьем этапе суммируют показатели, рассчитанные на первом и втором этапах. На предприятиях с простейшей системой учета затрат по местам их возни - кновения себестоимость может определяться по методу простой двухступен - чатой калькуляции. Калькуляция по названному методу рассчитывается по следующей формуле: С=Зпр/Хпр+Зупр/Хупр, где С – полная себестоимость единицы продукции, руб.; Зпр – совокупные производственные затраты отчетного периода, руб.; Хпр – количество продукции, произведенной в данном отчетном периоде; Хупр – количество единиц продукции, реализованной в отчетном периоде. Данный метод позволяет выделить издержки производства, административные и сбытовые. А также оценить запасы и готовую продукцию по производственной себестоимости, отнести на количество произведенной продукции издержки по управлению предприятием и сбыту продукции. Например: Предприятие выпустило 5000 единиц изделий, реализовать удалось 3000 единиц. Производственная себестоимость составила- 600 тыс. руб., издержки по управлению и сбыту - 50 тыс. руб. Себестоимость по методу простой двухступенчатой калькуляции составит: С=600000/5000+50000/3000=120+25=145 руб. В случае если производственный процесс состоит из нескольких стадий (переделов), на выходе из которых находится промежуточный склад полу-фабрикатов, и запасы полуфабрикатов от передела к переделу меняются, ис- пользуют метод многоступенчатой простой калькуляции. Учет издержек и количества изготовленных полуфабрикатов производят по каждому переделу и используют следующую формулу: С=Зпр1/Х1+Зпр2/Х2+Зпр3/Х3+…Зпр/Xn+Зупр/Хупр, где С – полная себестоимость единицы продукции, руб.; Зпр1, Зпр2,…Зпрn-совокупные издержки каждого передела, руб.; Зупр – управленческо-сбытовые издержки отчетного года руб.; Х1, Х2, …, Хn-количество полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде каждым переделом, шт.; Хупр-количество реализованных ед. продукции в отчетном периоде, шт. Попередельный метод калькулирования применяется в отраслях с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства, называемые переделами. Передел – это часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полу - фабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону. Объектом калькулирования попередельного метода является продукт каждого законченного передела, включая переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов. Сущность данного метода заключается в том, что в текущем учете затраты отражают не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства, даже если в одном переделе получают продукцию разных видов.
Отличительными особенностями попередельного метода учета от позаказного калькулирования, являются: - обобщение затрат по переделам, без отнесения к отдельным заказам - это позволяет калькулировать себестоимость продукции каждого передела; - списание затрат производится за календарный период, а не за период изготовления заказа;
- организуется аналитический учет к синтетическому счету 20 «Основное производство» по каждому переделу; - метод отличается простотой и дешевизной. Нет необходимости в заведении карточек учета заказов, нет необходимости распределять косвенные расходы между отдельными заказами. Применяется попередельное калькулирование в отраслях промышленности с комплексным использованием сырья, где производственный процесс характеризуется наличием отдельных стадий технологического цикла с самостоятельной технологией и организацией производства. Примером таких отраслей являются: химическая, целулозно-бумажная, хлопчатобумажная, металлургическая и др. При применении попередельного метода учет организуют таким образом, чтобы обеспечить контроль за использованием материалов на производстве. На практике наиболее частым является применение балансов исходного сырья, расчетов выхода продукта или полуфабриката, отходов, брака. На предприятиях с массовым производством, когда номенклатура выпускаемой продукции строго ограничена, предприятие специализируется на выпуске одного-двух изделий, также применяется попередельный метод учета. К особенностям массового типа производства относятся: неизменный выпуск небольшой номенклатуры изделий в больших количествах, специализированные рабочие места для постоянного выполнения закрепленной за ними операциями, малый объем ручных работ и повышенный удельный вес механизированных и автоматизированных процессов, труд рабочих специализируется на выполнении однотипных работ. В случае серийного производства, т.е. производства продукции сериями, партиями, как правило, существенны остатки незавершенного производства на конец отчетного периода. В таких случаях существует необходимость в разделении затрат, накопленных в течение отчетного периода по дебету счета 20 «Основное производство», между готовой продукцией и остатками незавершенного производства. В данной ситуации калькуляция составляется с пересчетом полуфабрикатов в условно готовые изделия с применением метода усреднения, для списания затрат на готовую продукцию. При этом накопленные затраты на счете 20 «Основное производство», делятся на условные единицы готовой продукции. Условная единица- набор затрат, необходимый для производства одной законченной единицы продукции. Она включает в себя затраты основных материалов, заработную плату, общепроизводственные расходы. Метод условных единиц предполагает, что для производства одной единицы законченной продукции требуется одна условная единица основных материалов и одна условная единица добавленных затрат. Калькулирование затрат может осуществляться: - методом ФИФО (обработка единиц затрат происходит по мере того, как новые изделия поступают в обработку, т.е. новые материалы не поступают в первый передел пока не будут обработаны первые предметы труда) - метод усреднения (предполагает, что запасы единиц продукции на начало периода были начаты и закончены в пределах отчетного периода). Наиболее предпочтение отдается методу ФИФО. При калькулировании себестоимости продукции с применением попередельного метода заполняют 3 аналитические таблицы. В первой таблице рассчитывают объем производства в условных единицах, во второй оценивают себестоимость одной условной единицы продукции. В заключительной -третьей таблице определяют себестоимость готовой продукции и незавершенного производства. Необходимой предпосылкой калькулирования является организация сводного учета производственных затрат. В России сводный учет применим только к промышленности. В промышленности применяют два варианта сводного учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции – бесполуфабрикатный и полуфабрикатный. При бесполуфабрикатном варианте учета бухгалтерией не перечисляется себестоимость полуфабрикатов собственного производства при передаче их из одного структурного подразделение в другое. Контроль осуществляется бухгалтерией оперативно, в натуральном выражении без записей на бухгалтерских счетах. Затраты на изготовление полуфабрикатов, учитываются по цехам в разрезе статей расходов. Добавленные затраты отражаются по каждому цеху (переделу) отдельно, а стоимость исходного сырья включается в себестоимость продукции только первого передела. При данном варианте себестоимость единицы готовой продукции формируется путем суммирования затрат цехов (переделов) с учетом доли их участия в процессе изготовления. Бесполуфабрикатный метод менее трудоемкий и простой, чем полуфабрикатный. Достоинством бесполуфабрикатного метода является точность и достоверность информационной базы. Однако у данного метода есть и недостатки: необходимость периодического проведения инвентаризации незавершенного производства одновременно по всем переделам, а также метод не позволяет определить себестоимость полуфабрикатов при передаче их из одного передела в другой, это необходимо в случае, когда полуфабрикат собственного производства реализуется на сторону. Полуфабрикатный вариант позволяет выявить себестоимость полуфабрикатов собственного производства и контролировать их передвижение внутри предприятия. В стоимостном выражении затраты цехов будут складываться из стоимости полуфабрикатов собственного производства полученных из других пределов и вновь произведенных затрат. Этот вариант применяется на предприятиях, реализующих полуфабрикаты на сторону. Полуфабрикатный вариант предполагает использование счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства». Калькуляция должна содержать комплексную статью такого же названия, которая в дальнейшем расшифровывается и детализируется. Эта операция повышает трудоемкость полуфабрикатного метода. Недостаток метода повторение одних и тех же затрат в составе себестоимости. Эта цикличность называется внутризаводским оборотом, который подлежит исключению при суммировании затрат по всему предприятию в целом. Достоинствами являются: возможность определения себестоимости отдельных фаз обработки полуфабриката, выявление причин отклонения от плановых или нормативных значений; учитывать незавершенное производство в местах нахождения, т.е. по отдельным переделам; нет необходимости проводить периодическую инвентаризацию для контроля за внутренним передвижением полуфабрикатов. Позаказный метод. Используется метод при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия. Примером отраслей служат: машиностроение пошив одежды, мебель изготовляемая на заказ. Полностью отсутствует незавершенное производство, т.к. учет осуществляется по заказам. Заказ – это заявка клиента на изготовление определенного количества изделий, оформленная договором. Сущность данного метода заключается в том, что прямые затраты учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой распределения. Объектом учета является отдельный заказ. До момента сдачи заказа затраты по его изготовлению считаются незавершенным производством. Если заказ является единичным изделием, его себестоимость рассчитывается путем суммирования всех затрат. В случаях когда заказ представляет собой партию изделий, то себестоимость рассчитывается путем суммирования затрат по изготовлению всей партии. Если необходимо рассчитать себестоимость одной единицы изделия общие производственные затраты делят на количество единиц в партии.
Учет издержек по каждому заказу начинается с открытия заказа. «Открыть заказ» - значит, заполнить соответствующий бланк заказа (или наряд на выполнение заказа). Этот документ хранится в бухгалтерии. Наряд-заказ в зависимости от потребностей предприятия имеет различный вид. Базовой информацией которая обычно содержится в заказе-наряде является: тип заказа, номер заказа (индивидуальный код), характеристика заказа (краткое описание работ по изготовлению заказа), исполнитель, срок исполнения заказа, месяц в котором учитываются (распределяются) издержки по заказу.
После того как заказ-наряд составлен, в бухгалтерию начинают поступать первичные документы на расход материалов, заработной платы, о потерях от брака, износе специальных приспособлений и инструментов, связанных с изготовлением данного заказа, т.е. о прямых издержках. В каждом документе проставляется номер заказа. Для каждого заказа бухгалтерия открывает карточку (ведомость). В карточке накапливается информация о затратах по прямым материалам, прямым трудозатратам и общезаводским расходам, связанным с его изготовлением. Таким образом, карточка заказа является основным учетным регистром в случае использования позаказного метода калькулирования. В развитие счета 20 «Основное производство» организуется аналитический учет по каждому заказу, т.е. количеству аналитических счетов должно соответствовать количество заказов. Регистром для ведения аналитического учета является карточка заказов. В соответствии с полученными первичными документами прямые затраты материалов списываются на соответствующие заказы и отражаются по дебету счета 20 «Основное производство». На практике косвенные расходы распределяют между отдельными заказами предварительно, пользуясь бюджетными ставками (предварительными нормативами) распределения ожидаемых косвенных расходов. Расчет бюджетной ставки распределения косвенных расходов выполняется бухгалтерией накануне наступающего отчетного периода в три этапа: 1. Оцениваются косвенные расходы предстоящего периода. 2. Выбирается база для распределения косвенных расходов между отдельными производственными заказами, и прогнозируется ее величина. Базу распределения каждое предприятие выбирает самостоятельно, исходя из специфических особенностей своей деятельности, характера выполняемых заказов, их размера, количества и т.д. База распределения косвенных расходов записывается в учетной политике предприятия и не изменяется в течение всего отчетного периода. 3. Производится расчет бюджетной ставки путем деления суммы прогнозируемых косвенных расходов на ожидаемую величину базового показателя. Пример. Ожидаемая сумма косвенных расходов на предстоящий период составляет 52500 тыс. руб. Базой распределения выбрана заработная плата основных производственных рабочих, которая по предварительной оценке бухгалтерии составит 25000 тыс. руб. Бюджетная ставка распределения составит: 52500:25000=2,1 Таким образом, одному рублю заработной платы основных производственных рабочих будет соответствовать 2,1 рубля косвенных расходов. В дальнейшем рассчитанная бюджетная ставка используется для калькулирования издержек по заказам. Допустим, что в карточке учета издержек по заказу В содержится информация в тыс. руб.: фактически израсходованные материалы 9000 фактические затраты на оплату труда основных производственных рабочих 2600 Косвенные расходы будут отнесены на заказ В в сумме: 2600*2,1=5460 тыс. руб. Себестоимость заказа составит: 9000+2600+5460=17060 тыс. руб. 2.2. Фактический и нормативный методы учета затрат и калькулирования. Независимо от множества объектов учета затраты можно исследовать двумя методами – фактическим и методом учета нормативных затрат. Учет фактических затрат – это метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам. Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактические затраты определяются алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонений от них. Оба метода направлены на выявление и отражение в конечном счете фактической себестоимости продукции, но первый – путем непосредственного учета затрат, а второй – через отклонения от норм. Фактический метод учета затрат является традиционным и наиболее распространенным на отечественных предприятиях. Однако данный метод имеет множество недостатков, о которых пойдет речь ниже. Метод учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости. Учет фактических затрат строится на следующих принципах: полное и документально оформленное отражение первичных затрат на производство в системе счетов бухгалтерского учета, учетная регистрация в момент возникновения, отнесение фактически произведенных затрат на объекты их учета и носителям затрат, сравнение фактических показателей с плановыми. Метод позволяет определить фактическую (историческую) себестоимость. В начале ХХ века данный метод стал подвергаться критике со стороны ученых-экономистов. Так, Г.Эмерсона затрагивал этот вопрос в своей книге «Производительность труда как основа оперативной работы и заработной платы». В главе, касающейся учета себестоимости автор подчеркивал медлительность учета, а ошибочность получаемых цифровых данных о себестоимости как следствие «смешения производственных затрат с приходящимися (случайными) расходами, которые не имеют даже самого отдаленного отношения к себестоимости». По мнению Г. Эмерсона основной недостаток метода заключается, в том, что почти не имеет ни какой ценности в качестве устранения потерь. А также недостатками фактического метода учета затрат являются: - недостаточная оперативность предоставления данных для управленческого персонала. Данные о стоимости изготовляемого изделия предоставляются лишь по окончанию производства; - отсутствуют, какие либо стандарты, - учет «исторической» себестоимости трудоемок, создает много дополнительной работы по регистрации хозяйственных фактов, а потому оказывается более дорогостоящим. Самым главным недостатком метода является невозможность оперативной подачи администрации сигнала о производительных потерях труда и материалов, которые можно было бы устранить, предприняв экстренные меры. Т. о., наиболее прогрессивными особенно в условиях развивающихся рыночных отношений и жестокой конкурентной борьбы, оказываются варианты учета нормативных затрат. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Нормативный метод предполагает, что по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция рассчитанная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат. Норма – это заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормативная калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценке брака в производстве и размеров незавершенного производства. Нормы могут в течение определенного периода времени изменяться (чаще снижаться) по мере освоения производства и рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Учет организуется так чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонения от этих норм. Полученные данные об отклонениях дают возможность управлять себестоимостью изделия и калькулировать фактическую себестоимость путем прибавления к нормативной (вычитания из нее) соответствующей доле отклонения по каждой статье. Нормативный метод позволяет исчислять не дожидаясь конца месяца фактическую себестоимость изделий, а также регулярно (один раз в 10 дней или чаще) производить анализ отклонений и выявлять их причину и виновников.
Основными принципами нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости являются: 1. Возможность предварительного составления нормативной калькуляции себестоимости по каждому отдельному изделию на основе действующих на предприятии смет и норм. Данный принцип может быть реализован лишь при наличии у предприятия необходимой нормативной базы, в которой содержатся нормативные, сметные (бюджетные) показатели, рассчитываемые на основании первичной, технологической, конструкторской, финансовой и административной документации. 2. Учет изменений (в течение месяца) действующих норм для корректировки нормативной себестоимости, определение этих изменений на себестоимость. 3. Учет (в течение месяца) фактических затрат с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от норм. 4. Выявление причин отклонений, а также их анализ 5. Определение фактической себестоимости выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм. Для синтетического учета затрат при применении нормативного метода используют следующие счета: счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». По дебету счета отражается фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ, оказанных услуг (в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство»). По кредиту отражается нормативная себестоимость произведенной продукции, сданных работ, оказанных услуг (в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные»). Информация о фактической себестоимости готовой продукции собирается по дебету счета 40. Первого числа каждого месяца (или квартала) на счете 40 определяют отклонение фактической себестоимости от нормативной. При выявлении факта о том, что нормативная себестоимость выше фактической, сторнируется себестоимость реализованной продукции. В случае перерасхода нормативная себестоимость ниже нормативной делается дополнительная запись: Дебет сч. 45 «Товары огруженные» Кредит сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг) » Возможны модификации нормативного метода: полный и не полный учет нормативных затрат. Об организации полного учета было сказано выше. Неполный учет является менее точным, но менее трудоемким, под нормирование попадают лишь прямые затраты и калькуляция составляется только по ним. Недостатками метода являются неверный учет отклонений фактических затрат от норм: отклонения выявляются за длительный период, не всегда документируются, не выявляются причины и виновники. Требуется также серьезная доработка нормативной базы. Глава 3. Новые виды и методы учета затрат и калькулирования себестоимости. 3.1. Эволюция методов учета затрат Чтобы принять оптимальное управленческое решение и финансовое, любому предприятию не зависимо от сферы деятельности необходимо знать свои затраты и разбираться в информации о производственных расходах. Проведение анализа издержек позволяет выявить их эффективность, установить не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены реализации, контролировать расходы, планировать ожидаемый размер прибыли и рентабельности производства. В течение длительного периода затраты выявляли и учитывали котловым методом. В едином бухгалтерском регистре в течение всего отчетного периода учитывали все средства, израсходованные на производство, не зависимо от места их потребления и их целевой направленности. В результате выходили на общую сумму затрат без учета ассортимента и структуры выпущенной продукции. «Котловый» метод не выявлял возможностей снижения затрат. К сожалению, данный метод до сих пор используется на многих малых предприятиях. В 1887г. Было опубликовано первое издание теоретического труда английских экономистов Дж. М. Фелса и Э. Гарке «Производственные счета: принципы и практика их ведения». Авторы предприняли попытку создания более мобильного метода учета затрат, который давал бы больше информации о затратах и способствовал усилению контроля за их использованием. В основе этой системы лежало разделение затрат на фиксированные (в настоящее время это условно-постоянные расходы) и переменные (условно-переменные). Американский экономист А. Г. Черч в 1901г. В своей работе «Адекватное распределение производственных расходов» разделил условно-постоянные (или накладные) расходы, на накладные расходы и на общеорганизационные расходы. С тех пор среди экономистов велись разговоры о том как же следует делить расходы. И лишь в 1936г., когда Дж. Харрисом была выдвинута концепция «директ-костинг», необходимость в распределении накладных расходов исчезла. К середине 60-х годов этот метод завоевал твердые позиции в учете и используется в настоящее время на многих предприятиях. Для многих предприятий становится все более актуальной задача предотвращения неоправданных затрат, которых можно было бы избежать. Решением этой задачи стало появление в начале ХХ годов в США, а затем и в Европе системы «стандарт-кост», сравнивающей фактические затраты с нормируемыми. Учет затрат стал развиваться таким образом, чтобы администрация определяла не только затраты, но наиболее полно контролировала использование ресурсов предупреждая возникновение неоправданных затрат. Это привело к формированию ДЖ. А. Хиггисом концепции центров ответственности, в соответствии с которой затраты не только рассматривались в рамках всего предприятия, но и дифференцировались по центрам ответственности с назначением ответственных лиц. По прошествии некоторого времени система «стандарт-кост» и учет по центрам ответственности переродились в метод «System in time» (точно во времени), авторами которого были Р.Д. Мак-Илхаттан, Р.А. Хауэлл и С.Р. Соуси. В основе анализа лежали проценты отклонений от графика работ и стандартов (норм). Таким образом, учет затрат сосредоточился не на конечном продукте производства, а непосредственно на производственном процессе. 3.2. Система «директ-костинг» - модификация системы калькулирования себестоимости по переменным издержкам. Одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию является подход, когда по носителям затрат планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать в себя только прямые затраты. Она может калькулироваться на основе только расходов непосредственно связанных с производством продукции, даже если они косвенные. Сущность системы учета неполной себестоимости заключается в том, что некоторые издержки не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки.
Одной из модификаций данной системы является система «директ-костинг». Смысл заключается в том, что планирование и учет себестоимости осуществляется только в части переменных затрат, т.е. только переменные издержки распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные затраты) собирают на отдельном счете и в калькуляцию не включают, их периодически списывают на финансовые результаты т.е. учитывают при расчете прибыли и убытков за отчетный период. По переменным расходам оцениваются также запасы – остатки готовой продукции на складах и незавершенное производство.
На первых этапах практического применения в себестоимость включались лишь прямые расходы, а косвенные расходы списывались на финансовые результаты. Отсюда и название системы – директ-костинг (система учета прямых затрат). Со временем по методу «директ-костинг» себестоимость стала рассчитываться не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат. Таким образом, принципиальное отличие системы «директ-костинг» от калькуляции полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. Калькуляция себестоимости по переменным издержкам – это такой метод учета затрат, при котором постоянные общепроизводственные расходы исключаются из издержек производства. Также общехозяйственные расходы исключаются их калькулирования. Они являются периодическими и полностью включаются в себестоимость реализованной продукции общей суммой. В конце отчетного периода эти расходы списываются непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции: Дебет сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» Кредит сч. 26 «Общехозяйственные расходы». В соответствии с Международными стандартами бухгалтерской отчетности метод «директ-костинг» не используется для составления внешней отчетности и расчета налогов. Он используется для проведения технико-экономического анализа и принятия оперативных управленческих решений. Порядок отражения операций на бухгалтерских счетах в условиях «директ-костинг» следующий: прямые производственные затраты с кредита счетов 10, 70, 69 собираются по дебету счета 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательное производство». Переменная часть общепроизводственных расходов с одноименного счета 25 также списывается на счет 20, 23. Затраты, используя какую либо базу распределения, в дальнейшем относятся на соответствующие носители затрат т.е. будут участвовать в калькулировании. Постоянная часть общепроизводственных издержек вместе с коммерческими и общехозяйственными расходами, не включаются в себестоимость, а списываются на уменьшение выручки от реализации продукции. Таким образом система «директ-костинг» подразумевает деление затрат на постоянные и переменные к которым открываются специальные субсчета к счету 25. В конце отчетного периода затраты со счета 25-1 списываются на счет 20, а счет 25-2 закрывается счетом 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». Использование системы «директ-костинг» кардинально меняет не только отечественную концепцию калькулирования, но и подходы к учету и расчету финансовых результатов. Составляемая форма отчета о доходах в рамках данного метода содержит два финансовых показателя: маржинальный доход (сумма покрытия) и прибыль. Маржинальный доход-это разница между выручкой от реализации продукции и неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным издержкам. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты предприятия. Влияние выбранного метода на величину себестоимости рассмотрим на следующем примере. Предприятие производит продукцию А и Б. Прямые затраты А - 100 тыс. руб., в т.ч. заработная плата – 50 тыс. руб. Б – 200 тыс. руб., в т.ч. заработная плата – 100 тыс. руб. Дебетовый оборот за отчетный период по сч. 25 – 90 тыс. руб., по сч. 26 – 120 тыс. руб. Для упрощения расчетов предположим, что общепроизводственные расходы состоят только из переменной части. Половина произведенных производственных затрат материализовалась в готовой продукции, а вторая часть осталась в виде незавершенного производства, причем произведено 10 ед. готовой продукции А и 15 ед. продукции Б. Вся произведенная продукция реализована. Выручка от реализации 400 тыс. руб. Учет затрат по методу «директ-костинг» следующий: к счету 20 открываются два субсчета – для калькулирования каждого вида продукции – 20-А и 20-Б. Прямые затраты относятся непосредственно на носители затрат: 100 тыс. руб. – на продукцию А и 200 тыс. руб. – на продукцию Б. Затраты собираемые на счете 25, распределяются между продуктами А и Б пропорционально прямой заработной плате, т.е. в пропорции 1:2. Т.о. общепроизводственные расходы в сумме 30 тыс. руб. отнесены на продукцию А, 60 тыс. руб. – на продукцию Б. Общехозяйственные расходы как периодические прямо списываются на себестоимость в сумме – 120 тыс. руб. Себестоимость единицы продукции составит исходя из того, что на производство готовой продукции затрачено 130 тыс. руб. и половина из них – 65 тыс. руб. – себестоимость готовой продукции, а произведено всего 10 единиц – 6,5 тыс. руб. (65000:10). В незавершенном производстве останется продукции А на сумму 65 тыс. руб. Аналогично проведя расчеты по изделию Б получим себестоимость единицы продукции Б – 130:15=8,7 тыс. руб. Незавершенное производство по изделию Б оценивается в 130 тыс. руб. Себестоимость всей готовой продукции – 195 тыс. руб. (65000+130000) Это переменная себестоимость. На счете 46 сформировался первый финансовый показатель – маржинальный доход; он равен 400000-195000=205000. После того как спишутся общехозяйственные расходы, на счете 46 образуется второй показатель – прибыль, т.е. разница между маржинальным доходом и постоянными издержками. Прибыль равна 205000-120000=85000. Т.к. готовой продукции на складе нет, запасы будут представлены лишь незавершенным производством, общий размер которого составит: 65000+130000=195000 руб. Учет по полной себестоимости будет отличаться тем, что в калькулировании будут учитываться все расходы, включая и постоянные. Между продуктами А и Б помимо общепроизводственных будут распределяться и общехозяйственные расходы. База распределения – прямая заработная плата, пропорция распределения 1:2. Тогда на продукцию А относится 40 тыс. руб. общехозяйственных расходов, на продукцию Б – 80 тыс. руб. Дебетовый оборот по сч. 20-А с учетом прямых и общепроизводственных расходов составит 170 тыс. руб.; из них половина – стоимость готовой продукции, а половина останется в незавершенном производстве. Следовательно 10 единиц готовой продукции А оценивается в 85 тыс. руб., т.е. себестоимость единицы - 8,5 тыс. руб. По продукции Б получим себестоимость единицы, путем проведения аналогичных расчетов – 11,3 тыс. руб. Себестоимость всей готовой продукции – 255 тыс. руб. (85000+170000). Операционная прибыль составит: 400000-255000=145000 руб. Себестоимость запасов незавершенного производства составит 255 тыс. руб. (А-85 тыс. руб., Б-170 тыс. руб.)
Результаты расчетов произведенных выше занесем в таблицу:
Оценка себестоимости, прибыли и запасов при учете переменных (метод «директ-костинг») и полных затрат, тыс. руб. Таблица 1. Показатели
Учет переменных затрат
Учет полных затрат
Себестоимость единицы продукции:
А
Б
Оценка запасов
Прибыль
6,5
8,7
195,0
85,0
8,5
11,3
255,0
145,0 Можно сделать следующий вывод по данным таблицы: себестоимость единицы продукции по методу «директ-костинг» ниже полной себестоимости. В результате калькулирования неполной себестоимости на 60 тыс. руб. ниже и оценка запасов, чем при методе учета переменных затрат на те же 60 тыс. руб. (145-85). Выбранный предприятием метод учета затрат влияет также на форму отчета о прибылях и убытках. При использовании системы «директ-костинг» отчет о прибылях и убытках будет выглядеть следующим образом:
Отчет о прибылях и убытках Таблица 2

строки
Показатели
Сумма,
тыс. руб.
1
2
3
4
5 Выручка от реализации Переменная часть себестоимости реализованной продукции Маржинальный доход (стр. 1-стр. 2) Постоянные затраты Операционная прибыль (стр. 3-стр. 4)
400
195
205
120
85 Практическое значение системы «директ-костинг» состоит в: 1. Позволяет оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства, затратами и доходом, а следовательно, прогнозировать поведение себестоимости или расходов при изменениях деловой активности. 2. При использовании метода «директ-костинг» себестоимость рассчитывается учитывая все затраты предприятия которые осуществляются при выпуске продукции. 3. Система «директ-костинг» позволяет проводить эффективную политику ценообразования. 4. Метод позволяет существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится лучше контролируемой. 3.3. Система «стандарт-кост» как продолжение нормативного метода учета затрат. Система «стандарт-кост» для отечественного учета является новым методом, хотя ее зарождение связано с началом ХХ в. Первые упоминания о ней встречаются в книге Г. Эмерсона «Производительность труда как основа оперативной работы и заработной платы». Он считал, что традиционная бухгалтерия «имеет тот недостаток, что ни какого отношения между тем, что есть и тем, что должно было быть, не устанавливают». Есть еще один, связанный с тем, что бухгалтерия игнорирует качественную оборону объектов. «Мы знаем их цену, но не ценность». Это значит, что если какие- либо ценности, например, уголь имеют одну и тоже цену, то независимо от качества этого угля его калорийности, он будет учитываться по цене, качественно обезличено. Смысл системы «стандарт-кост» заключается в том, что учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло, учитывается не сущее, а должное, и обособленно отражаются возникшие отклонения. Основная задача, которую ставит перед собой данная система, - учет потерь и отклонений в прибыли предприятия. Метод «стандарт-кост» заключается в разработке стандартов (норм), предварительном составлении стандартных калькуляций, управленческом учете фактических издержек и отклонений от стандартов, систематизированных как совокупность. Принципиальным моментом применения является также то, что в его рамках не проводится полное распределение всех накладных издержек на себестоимость произведенной продукции. Стандарт представляет собой твердую норму расхода ресурсов для изготовления калькуляционной единицы. В рамках «стандарт-кост» нормативные затраты на производство единицы продукции состоят из следующих элементов: нормативная цена единицы материалов; нормативное количество (норма расхода) материала; норматив времени (затраты труда) на единицу продукции; нормативная ставка оплаты труда; нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов; нормативная величина (нормативный коэффициент) постоянных общепроизводственных расходов. Метод «стандарт-кост» предполагает определение фактической себестоимости на основе оценки издержек, установленных стандартами, а не на основе учета фактических издержек. Его основная цель заключается в определении отклонений по элементам стандартных издержек, проведении анализа причин их возникновения с целью использования инструментов управленческого учета для их минимизации и корректировки применяемых стандартов. В начале анализируются причины возникновения отклонений по нормативным издержкам, затем причины, приведшие к возникновению отклонений фактических трудозатрат и накладных издержек от их стандартных значений. В заключение анализируются причины появления отклонений в показателе выручки от продажи продукции. Методику расчета и анализа отклонений в рамках применения метода «стандарт-кост» на конкретном примере. Пример: По центру ответственности производственного объединения, выпускающего один вид продукции, имеются следующие данные.
Бюджет издержек на производство продукции в соответствии со стандартами
Отчет об исполнении бюджета
Статья издержек
Величина показателя
Статья издержек
Величина показателя Объем продаж, ед.
10 Объем продаж, ед.
8 Цена единицы продукции
300 Цена единицы продукции
320 Основные материалы – всего, в том числе: материал А (50кг.*2руб.) материал Б (40кг.*5руб.)

100
200 Основные материалы - всего, в том числе: материал А (44кг.*2,5 руб.) материал Б (45кг*4 руб.) 290
110
180 Оплата труда основных производственных рабочих (100ч*5руб.)
500 Оплата труда основных производственных рабочих (95 ч*6 руб.)
570 Накладные издержки- всего, в том числе: переменная часть постоянная часть
1500
400
1100 Накладные издержки- всего, в том числе: переменная часть постоянная часть 1300
300
1000 Всего издержек
2300 Всего издержек
2160 Себестоимость ед. продукции
230 Себестоимость ед. продукции
270 Необходимо рассчитать размер отклонений, установить причины их возникновения и провести их пофакторный анализ. Отклонения возникли по всем видам издержек. При использовании материальных ресурсов было допущено отклонение по их цене и количеству потребления в процессе производства продукции. Т.к. в рамках метода «стандарт-кост» стандартная стоимость на материальные ресурсы зависит от двух факторов: стандартного расхода материалов и стандартной цены, анализ и расчет выявленных отклонений необходимо производить с учетом этих факторов.
Расчет отклонения фактических издержек по материальным ресурсам от их стандартной величины под воздействием ценового фактора (^Цм) осуществляется по формуле : ^Цм=(Фактическая цена за единицу - Стандартная цена за единицу)*Количество закупленного материала. Размер отклонения для каждого вида материала составит: ^Цм «А»=(2,5 руб. – 2,0 руб.) * 44 кг.=+22 руб. (перерасход); ^Цм «Б»=(4,0 руб. – 5,0 руб.) * 45 руб.=-45 руб. (экономия). Для расчета отклонения фактических издержек от стандартных по использованию материалов (^Им) используется формула: ^Им=(Фактический расход материалов – стандартный расход материалов с учетом фактического объема производства) * Стандартная цена материалов. Размер отклонения для каждого вида материала составит: ^Им «А» = [44кг-(50кг:10ед.*8ед.)]*2руб.=+8 руб. (перерасход); ^Им «Б»= [45кг:10ед*8ед.)]*5 руб.,=+65 руб. (перерасход). Отклонения выявленные в результате произведенного анализа д.б. в разрезе каждого центра ответственности организации. Для расчета совокупного отклонения фактических издержек по материальным ресурсам от их стандартной величины с учетом обоих факторов (^СОВм) используется формула: ^СОВм = Фактические издержки на материалы – Стандартные издержки с учетом фактического объема производства. Размер совокупного отклонения для каждого вида материала составит: ^СОВм «А» = 110 руб. – (100 руб.:10 ед.*8ед.) = +30 руб. (перерасход); ^СОВм «Б» = 180 руб. – (200 руб.: 10 ед.*8ед.) = +20 руб. (перерасход). Таким образом, совокупное отклонение по материалу «А» (+30 руб.) складывается: из отклонения по цене материала (^Цм «А») +22 руб. из отклонения по использованию материала (^Им «А») +8 руб. +30 руб. Совокупное отклонение по материалу «Б» (+20 руб.) складываются: из отклонения по цене материала (^Цм «Б») -45 руб. из отклонения по использованию материала (^Им «Б») +65 руб. +20 руб. При исследовании отчета центра ответственности выявлены результаты об отклонении фактических трудозатрат от их стандартного значения. Отклонение по производительности труда (^ОТпр) определяется следующим образом: ^ОТпр=(Фактически отработанное время в часах - Стандартное время с учетом фактич. объема производства) * Стандартная почасовая ставка оплаты труда. Отклонение составит: ^ОТпр={[95ч. – (100ч.:10ед.*8ед.)] * 5 руб.}=+75 руб. Полученное отклонение неблагоприятное (перерасход). Это могло быть следствием отсутствия квалифицированных кадров, простоями по причине несогласованности календарного плана, использованием сырья низкого качества, недостатками в организации труда и т.п. Для расчета отклонения по ставке оплаты труда (^ОТст) используется формула: ^ОТст=(Фактическая ставка оплаты труда-Стандартная ставка оплаты труда) *Фактически отработанное время Отклонение составит: [(6 руб.-5 руб.) * 95 час.=+95 руб. Рассчитанное отклонение также является неблагоприятным и могло быть вызвано незапланированным ростом оплаты труда и стимулирующих выплат, так и использованием высоких ставок оплаты труда и др. Совокупное отклонение фактически начисленной оплаты труда от ее стандартной величины будет определяться по формуле: ^СОВот=Фактич. начислена оплата труда основных произ-х рабочих- -Стандартные издержки по оплате труда с учетом фактич. Vпр-ва Таким образом, ^СОВот составит: [570руб.-(500руб.:10ед.*8ед.)]=+170 руб. Выявленное отклонение неблагоприятное (перерасход) и, как видно из расчетов оно сформировалось под воздействием двух факторов: отклонения по производительности труда (^ОТпр) +75 руб. отклонения по ставке оплаты труда (^ОТст) +95 руб. +170 руб. Аналогичным образом, используя специальные формулы, при использовании метода «стандарт-кост» рассчитываются отклонения по всем статьям издержек. В результате получают либо перерасход либо экономию и проводят анализ результатов, делая определенные выводы. Показанный в выше приведенном примере пофакторный анализ отклонений, проводимый в рамках метода калькулирования себестоимости «стандарт-кост», подтверждается его эффективность в качестве инструмента оперативного контроля и планирования издержек организации, позволяющего своевременно устранять причины неблагоприятных отклонений. Применение системы «стандарт-кост» позволяет: 1. Позволяет выявлять виды деятельности, в которых происходят постоянные отклонения от нормативов; 2. Позволяет проводить прогнозы будущих издержек производства, которые будут использованы при принятии управленческих решений; 3. Упрощает задачи учета затрат и сокращает время ведения учетного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В курсовой работе была изложена информация о современных, применяемых в отечественной и зарубежной практике методах, видах учета затрат и калькулирования себестоимости. Успех развития любого предприятия не зависимо от сферы деятельности и формы собственности зависит от рационального управления издержками: контроля за их расходом, анализирования перерасхода по сравнению с предыдущими периодами, сметами или прогнозами, а также выявление возможных резервов экономии. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень рентабельности и прибыли. Учет затрат на предприятии ведется определенным методом, который предприятие выбирает самостоятельно учитывая особенности своей деятельности и закрепляется в учетной политике. Существуют различные методы учета затрат и калькулирования. В работе описаны современные методы, которые в настоящее время используют в отечественной и зарубежной практике. Сделан вывод по каждому методу о его недостатках и преимуществах. Описано практическое применение, рассмотренное на конкретных примерах. От выбора определенного метода учета затрат зависит размер себестоимости, так как она различно рассчитывается по каждому методу. Можно сделать вывод из описанной в работе информации о том, что наиболее рациональными, применимыми к современным условиям хозяйствования являются: метод учета затрат «стандарт-кост» и «директ-костинг». Так как именно эти методы позволяют решить задачу предотвращения неоправданных затрат. Учет затрат при использовании данных методов сосредотачивается не на конечном продукте производства, а непосредственно на производственном процессе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. М.: «Финансы и статистика» 2001г- 167 стр. 2. Балакирева Н.М., Гущина И.Э. Управленческий учет: основы теории и практики. М.: КНОРУС, 2004-192 стр.
3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999г.-359 стр. 4. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000г.-533 стр. 5. Кондратова И.Г. Основы управленческого учета. М.: «Финансы и статистика», 2000г. – 160 стр.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Энергетический расчет оптико-электронной системы сканирующего пеленгатора
Реферат Пути повышения эффективности использования ОПФ пищевой промышленности РБ
Реферат Русско-финская война
Реферат Философия эпохи Возрождения, Нового времени и французских просветителей
Реферат Роль денег в воспроизводственном процессе
Реферат Утверждение абсолютизма и создание централизированного аппарата власти в России
Реферат Ф. Магеллан. Первое кругосветное путешествие
Реферат Зарубежный опыт государственного регулирования цен
Реферат Антроподицейная проблематика в Серебряном веке: П. Флоренский, Н. Бердяев, Вяч. Иванов
Реферат Інформаційна Безпека та Захист Даних (Проблема та принципи побудови та управління) передача досвіду європейських університетів українським університетам
Реферат Правовой нигилизм и пути его преодоления
Реферат Десять дней, которые потрясли мир
Реферат Capitol Punishment Essay Research Paper The Bible
Реферат Иск и иные средства защиты
Реферат Антимонопольное регулирование в рыночной экономике России и США