Реферат по предмету "Разное"


"Физика и компьютер" – итоги эксперимента по организации сбалансированного непрерывного обучения физике и современным компьютерным технологиям

"Физика и компьютер" – итоги эксперимента по организации сбалансированного непрерывного обучения физике и современным компьютерным технологиямА.В.Бобович, В.М.Космачев, А.С.Чирцов Экспериментальная образовательная программа "Физика и компьютер" реально функционирует уже на протяжении 12 лет, хотя официально существует с момента подписания трехстороннего договора между Физико-математической гимназией N30 Санкт-Петербурга, Северо-Западным Центром Новых Информационных Технологий и физическим факультетом СПбГУ в 1996 году [1]. Основной целью программы являлось организация непрерывного и сбалансированного обучения наиболее подготовленной и мотивированной в области точных наук молодежи фундаментальному курсу физики и современным компьютерным технологиям на различных образовательных уровнях: в старших классах школ и гимназий, в бакалавриате и магистратуре физического факультета СПбГУ. Параллельно с этим решалась задача разработки и апробации в реальном учебном процессе новых учебных методик и ресурсов, основанных на использовании дополнительных возможностей, предоставляемых компьютерами в образовании. На первом этапе образовательного эксперимента, начало которого совпало с первой волной распространения персональных компьютеров в России, главным образом решалась задача отбора оптимальных путей информатизации образования в области точных наук. Эксперимент задумывался как попытка привлечения молодежи к активному освоению современных компьютерных и информационных технологий не в традиционной в то время области освоения языков программирования, а в рамках изучения точных наук, наиболее широко и эффективно использующих эти технологии. В рамках экспериментальной программы учащимся одной из ведущих физико-математических школ города ФМГ N 30 была предоставлен широкий доступ к весьма совершенным для того времени персональным компьютерам Демонстрационного зала СЗЦНИТ, на базе которого были организованы факультативные занятия по обучению методикам создания информационно-обучающих ресурсов в области физики. Полученные школьниками результаты представлялись и обсуждались на ежегодных школьных конференциях по использованию компьютеров при обучении точным наукам. Одновременно с этим группа преподавателей физического факультета приступила к созданию серии электронных учебных пособий по физике, в основе концепции которых лежал тезис о необходимости обдуманного использования компьютеров в обучении лишь в тех случаях, когда это использование реально приносит новые по сравнению с традиционными методами возможности [2]. В рамках сформулированной концепции была начата разработка первого поколения ориентированных для работы в операционных системах DOS и WINDOWS электронных учебников по физике, основу которых составляли интерактивные компьютерные модели изучаемых явлений природы [3-7]. Одновременно с разработкой электронных учебных пособий осуществлялась их апробация в реальном учебном процессе и поиск вариантов оптимального использования информационных ресурсов на электронных носителях в обучении физике. На базе ФМГ N30 был создан специализированный класс, преподавание физики в котором осуществлялось участвующими в разработке электронных ресурсов преподавателями физического факультета СПбГУ и выпускниками физического факультета, работающими в качестве преподавателей гимназии. Уже первый опыт организации трехгодичного цикла обучения по экспериментальной программе (9-11 классы) дал весьма обнадеживающие результаты: среди 10 человек их 24 обучавшихся по экспериментальной программе оказалось дипломантами городских олимпиад по физике и математики, все выпускники указанного класса успешно поступили в высшие учебные заведения, причем более половины – на физический факультет СПбГУ. В рамках второго этапа экспериментальной образовательной программы внутри бакалавриата физического факультета по направлению «Физика» были сформированы две специализированные учебные группы «Физика и компьютер» и «Физика- мультимедиа – Интернет», основу которых составили выпускники первой (школьной) ступени программы. Полученная на первой ступени подготовка в области программирования и Интернет- технологий позволила учащимся специализированных групп первого курса активно включиться в работы по созданию электронных обучающих ресурсов. К этому времени фокус интересов разработчиков электронных обучающих ресурсов переключился на новые возможности работы в режиме удаленного доступа, предоставляемых сетевыми и мультимедийными технологиями [8]. В связи в перспективами использования в режиме удаленного доступа была существенно пересмотрена концепция электронного учебника по физике. В качестве базы для его развития было признано целесообразным использование стандарта HTML, а интерактивные моделирующие программы начали разрабатываться как Java-апплеты. Важной особенностью, отличающей их от теперь уже многочисленных аналогов, является исключительно высокий уровень интерактивности, позволяющий удаленному пользователю не только изменять количественные параметры моделируемой системы, но и определять ее качественный состав, по существу создавая свой собственный оригинальный компьютерный эксперимент. Важным дополнением к образовательным ресурсам явилось включение в сборник аудиотреков фрагментов реальных лекций, читаемых для школьников на физическом факультете и видеозаписей реальных экспериментов и явлений природы, трудно воспроизводимых в аудиторных условиях [9]. В рамках новой концепции была разработана серия электронных мультимедийных сборников «Физика: модель, эксперимент, реальность», каждый из которых был посвящен одному из относительно обособленных разделов современной физики [10-13]. Дальнейшие разработки новых сборников серии продолжаются по настоящее время. Перечисленные образовательные ресурсы нашли широкое применение для информационной поддержки преподавания физики как на уровне средней школы (преимущественно в классах с углубленным изучением физики и математики), так и на младших курсах высших учебных заведений физико-математического профиля и их подготовительных отделениях. Наглядность компьютерных моделей позволила их использовать при чтении курсов «Концепции современного естествознания» для студентов нефизических специальностей [14]. Активная работа участвующих в проекте преподавателей и учащихся послужила основой для успешной реализации целой серии новых проектов, выполняемых в рамках экспериментальной программы: «Создание информационно-обучающего сервера "Физика для школ через Интернет","Информационная поддержка традиций Санкт-Петербургской школы преподавания физики", "Создание мультимедиа сборника "Физика: модель, эксперимент, реальность", "Организация дистанционных курсов подготовки абитуриентов для элитарных ВУЗов физико-математического профиля Санкт-Петербурга", "Создание информационно-обучающего портала "Открытый физический факультет Санкт-Петербургского государственного университета". В настоящее время претерпевают определенные изменения установившиеся в конце 90-х годов отношения между организациями – участниками эксперимента. Сегодня, в результате успешного решения проблемы компьютеризации, практически отпала необходимость в предоставлении учащимся каких-либо дополнительных компьютерных ресурсов в рамк4ах Демонстрационного зала СЗЦНИТ. Вместе с тем приобрел актуальность вопрос организации удаленных и распределенных лекций по физике, проводимых с использованием телекоммуникационных технологий. Именно в направлении разработки путей эффективного решения этой задачи сотрудничество между участниками образовательного эксперимента кажется наиболее перспективным. В настоящее время подавляющее большинство приступивших в 95-х годах к обучению в рамках образовательного проекта успешно закончили физический факультет и продолжают работать в области использования компьютерных технологий в естествознании и промышленности. В последующие годы количество обучающихся в рамках программы «Физика и компьютер» непрерывно возрастало, что привело к возникновению определенных административных и сущностных проблем для физического факультета, существенная доля наиболее сильных студентов которого стала обучаться в пограничных с традиционными для преподавания физики областях. Определенные сложности начали возникать при формулировке тем бакалаврских и магистерских диссертационных работ, выборе кафедр, на которых эти работы могли выполняться и защищаться. В связи с перечисленными проблемами было признано целесообразным открытие на физическом факультете СПбГУ нового учебного направления «Прикладные математика и физика» [15]. При организации его бакалавриата был учтен многолетний положительных опыт функционирования специализированных учебных групп «Физика и компьютер» и «Физика – мультимедиа – Интернет». К особенностям обучения по новому направлению следует отнести обязательное использование компьютерного моделирования как при чтении лекционных курсов, так и при организации практических занятий; выполнение студентами большого числа курсовых проектов с обязательным использованием современных компьютерных и информационных технологий; создание современного лабораторного практикума с обязательным наличием элементов автоматизации эксперимента и компьютерной обработкой его результатов; строгий контроль знаний студентов, сочетающий как устные, так и письменные формы. Чтение общих курсов на направлении в обязательном порядке сопровождается подготовкой преподавателями учебных и методических пособий как в электронном виде, так и в традиционной печатной форме. Особое внимание при обучении уделяется обучению использованию профессиональных программ физического и инженерного моделирования, таких как Матлаб, Маткад, Ансис и другие. Обучение бакалавров на новом направлении курируется рядом отечественных и зарубежных фирм, заинтересованных в подготовке квалифицированных специалистов в области применения компьютерных технологий для решения прикладных задач. За четыре года существования бакалавриата по направлению «Прикладные математика и физика» количество принимаемых на госбюджетную форму обучения студентов возросло от 15 до 30 человек. Ежегодный конкурс на направление составляет от 6 до 10 человек на место. Несмотря на повышенную нагрузку (на направлении «Прикладные математика и физика» сохранен традиционный для физического факультета СПбГУ объем часов по физике и математике при существенном увеличении часов, отводимых на изучение информационных технологий) успеваемость на новом потоке не опускается ниже 95% при традиционного для факультета значении 65-75%. На направлении «Физика» сохранены в качестве сопровождающих группы («Физика и компьютер» и «Физика, мультимедиа, Интернет), формируемые из студентов, не прошедших по конкурсу на новое направление, и осваивающие дополнительные для традиционного учебного плана дисциплины на факультативной основе. Студенты сопровождающих групп могут участвовать в рейтинге потока с целью конкурсного замещения обучающихся на потоке студентов. Темы курсовых работ предлагаются на конкурсной основе не только преподавателями, обеспечивающими реализацию учебных курсов, но и представителями внешних по отношению к СПбГУ фирм и кампаний, заинтересованных в развитии нового направления. Лучшие курсовые работы студентов регулярно принимаются в виде докладов на научные конференции по электрофизике и компьютерному моделированию. Для обучающихся на новом направлении студентов организовано два мультимедийных дисплейных класса и две специализированные компьютеризированные лаборатории (по физике приема и обработки сигналов и высоковольтная лаборатория). Успешное функционирование нового направления, подразумевающего более интенсивную работу как студентов, так и преподавателей, невозможно без дополнительной финансовой и иной материальной поддержки. В настоящее время такая поддержка осуществляется компаниями, заинтересованными в развитии наукоемких исследований (Таврида-электрик, Софт-Джойс и др.). На их средства развивается инфраструктура нового направления, приобретается оборудование, оплачивается обучение студентов коммерческой формы, выплачиваются дополнительные стипендии. На производственной базе компаний и их филиалов, функционирующих в ФУНЦ, студенты проходят дополнительные практики и на бесплатной основе изучают дополнительные разделы курсов по Computer science. Дополнительная нагрузка интенсивно работающих преподавателей оплачивается из средств от коммерческого обучения студентов нового направления. Проблема привлечения новых хорошо подготовленных и способных учащихся на элитное направление решается в рамках экспериментальной образовательной программы «Физика и компьютер», реализуемой совместно коллективами преподавателей физического факультета и ведущих средних учебных заведений Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, специализирующихся в углубленном преподавании физики и математики. В рамках указанной программы организованы специализированные классы, в которых преподавание профилирующих дисциплин осуществляется в форме авторских курсов действующих преподавателей и выпускников физического факультета, широко используются оригинальные мультимедийные ресурсы, создаваемые на физическом факультете. В качестве новой формы апробируются чтение распределенных лекции, подразумевающих возможность пространственного разделения лекционной аудитории, аудиторий слушателей и кабинета для организации физических демонстраций. Развивается практика организации удаленных олимпиад для потенциальных абитуриентов из удаленных регионов. В 2005 году на физическом факультете открывается 5 новых магистерских программ по направлению «Прикладные математика и физика». Среди них предпочтение отдается тем научным и научно-практическим направлениям, на специалистов по которым в настоящее время имеется реальный платежеспособный спрос: «Электрофизика», «Гидромагнитодинамика», «Оптика атмосферы», «Квантовая радиофизика и томография», «Физика плазмы». К основным итогам десятилетней работы программы следует отнести [16]:Устойчивое желание 40-50% выпускников специализированного класса первой ступени экспериментальной учебной программы продолжать обучение на физическом факультете СПбГУ.Высокое качество подготовки выпускников первой ступени, позволяющее практически каждому поступить в выбранный им Вуз и успешно продолжить свое образование.Высокая популярность организуемых в рамках программы специализированных групп среди студентов физического факультета СПбГУ.Трудоустройство выпускников программы на хорошо оплачиваемую престижную работу по специальности и сохранение ими связи с Программой после ее окончания. К настоящему времени можно констатировать успешное завершениевторого этапа выполнения программы "Физика и компьютер", в результате которого в заявленных рамках налажен самовоспроизводящийся учебный и научный процесс, уже практически не требующий дополнительного внешнего регулирования и администрирования. Это делает оправданной постановку задачи о переходе к новому этапу программы (рабочее название "Физика сложных систем и Интернет") и постановки перед ней новых актуальных задач, обусловленных бурным развитием телекоммуникационных технологий, повышенным интересом к дистантному образованию и возрастающим спросом в прикладных областях на специалистов с фундаментальной подготовкой в физике, математике и информационных технологиях:Создание блока магистерских программ, обеспечивающего удовлетворение имеющегося весьма широкого спектра запросов студентов нового направления и их потенциальных работодателей. Создание сети удаленных очно-заочных групп учащихся первой ступени, ориентированной на подготовку к продолжению образования в очных формах бакалавриата и магистратуры.Создание на физическом факультете СПбГУ новых элитарных образовательных направлений: "Прикладные физика и математика", "Физика и менеджмент", "Физика и биология", «Физика наноструктур», ориентированных на широкое использование современных информационных технологий.Создание физико-математических школах Санкт-Петербурга сети специализированных классов, обеспечивающих в рамках договоров с СПбГУ обучение по авторским программам, предусматривающим широкое использование созданных Программой оригинальных электронных продуктов.Организация обзорных лекций, читаемых ведущими преподавателями физического факультета СПбГУ в режиме телеконференций с использованием мультимедиа технологий, для специализированных классов (на базе школ) и для широкой аудитории преподавателей и учащихся в режиме свободного посещения (на базе демонстрационного зала СЗЦНИТ).ЛИТЕРАТУРА:1. А.В.Бобович, В.М.Космачев, А.С.Чирцов. “Физика и компьютер” – трехуровневая программа сбалансированного обучения физике и современным компьютерным технологиям. // В сб. “Телематика-96” – Всероссийская научно - методическая конф. 13-17 мая 1996г., СПб, С. 150.2. А.С.Чирцов. Макет многоцелевого компьютерного учебника по физике: варианты программных оболочек и обучающий модуль по теме “Движения заряженных частиц в электромагнитных полях” // В сб. Тр. Всероссийской конф.. “Ком­пьютерные технологии в высшем образовании”, СПб, 14-18 марта 1994, С. 35-36.3. Е.И.Бутиков. Физика колебаний. // сер. "Компьютерные модели в физике", СПб, из-во Ин-та Новых Технологий, 1993г., 115с.4. Е.И.Бутиков. Движение планет и спутников. Законы Кеплера. //сер. "Компьютерные модели в физике", СПб, из-во ЦПО "Информатизация образования", 1995, 60с.5. А.В.Бобович, В.М.Космачев, А.С.Чирцов. Программа "Компьютерный многофункциональный учебник по фундаментальному курсу физики" // Рег.номер ГосФАП 509900000596. А.С.Чирцов. Многоцелевой компьютерный учебник по фундаментальному курсу физики. Раздел: ”Движение частиц в однородных силовых полях” // Вестник С.Петербургского ун-та, сер. 4 (физ., хим.), вып.1 (N4), февр. 1997г., С. 103-106.7. К.П.Колинько, А.С.Чирцов. Многофункциональный компьютерный учебник по фундаментальному курсу физики. Разделы: “Движение частиц в силовых полях”, “Релятивистская динамика”, “Геометрическая оптика” // В сб. Тр.IV Межд. Конф. “Физика в системе современного образования”. Волгоград, 15-19 сент. 1997г.8. А.В.Бобович, В.М.Космачев, К.П.Колинько, А.С.Чирцов. Использование современных компьютерных технологий для информационной поддержки квалифицированного преподавания физики. // “Компьютерные учебные программы” N 3 (18), Москва, 1999, C. 8-16.9. A.Chirtsov. Computer support in professional education in physics: virtual physical laboratories and real experiments in multimedia. // В сб. “International Conference CoLoS’99: New ideas in computer based education.”Sept/ 16-18, St.Petersburg, Russia.10. М.В.Абутин, И.М.Григорьев, К.П.Колинько, Д.Ю.Никольский., А.С.Чирцов Физика: модель, эксперимент, реальность: в 8т. Т.1: Гравитация: развитие взглядов от И. Ньютона до А. Эйнштейна. // СПб.: Из-во С.-Петерб. Ун-та, 2001г. Ф50, ББК 22.3 721.6, ISBN 5-288-02895-8 (Т.1), ISBN 5-288-02896-6.11. М.В.Абутин, К.П.Колинько, Д.Ю.Никольский., А.С.Чирцов. Мультимедиа сборник "Физика: модель, эксперимент, реальность" том-2: "Электрические и магнитные поля: удобная модель или физическая реальность?" // В сб. "Физика в системе современного образования (ФССО-03)" -Тр. 7 межд.конф. 14-18окт.2003г., СПб, 2003, т.3, с218-219. , ISBN 5-8064-0714-4.12. М.В.Абутин, К.П.Колинько, Д.Ю.Никольский., А.С.Чирцов. Серия электронных сборников «Физика: модель, эксперимент, реальность». Старшеклассникам о гравитации. // Компьютерные инструменты в образовании. N6, нояб.-декабр., 2004г., СПб, С. 3-16.13. М.В.Абутин, К.П.Колинько, А.С.Чирцов. Мультимедиа сборник «Физика: модель, эксперимент, реальность» : т.3 «Развитие взглядов на природу света». // В сб. «Физика в системе современного образования» (ФССО-05)- матер. VIII межд.конф. 29 мая – 3 июня 2005. СПб // Изд. РГПУ им.Герцена, ISBN 5-93-682-220-0-6, с. 500-5001.14. А.С.Чирцов. Использование мультимедиа и сетевых технологий для информационной поддержки преподавания курса "Концепции современного естествознания" // В сб. "Физика в системе современного образования (ФССО-03)" -Тр. 7 межд.конф. 14-18 окт.2003г., СПб, 2003, т.3, с215-217. , ISBN 5-8064-0714-4.15. И.М.Григорьев, А.С.Чирцов. Бакалавриат «Прикладные математика и физика» - второй этап реализации экспериментальной образовательной программы «Физика и компьютер». // В сб. «Мат. X межд. Конф. «Современный технологии обучения (СТО-2004)» 21 апр. 2004г., СПб, 2004, Т.2, с. 85-86.16. А.В.Бобович, В.М.Космачев, А.С.Чирцов Интеграция информационных технологий в образование // Компьютрные учебные программы и инновации. N3, 2001, Москва, С.39-56


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат предпосылки развития корпоративного управления
Реферат Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского
Реферат Организация и учёт кредитования юридических лиц в банках
Реферат Dna Essay Research Paper Only a smallfraction
Реферат Социальная защита в условиях рынка
Реферат Зарядье
Реферат Robespierre Essay Research Paper ROBESPIERREThesis Political leaders
Реферат сущность тепловых продуктов в общественном питании
Реферат Инвестиционный анализ организации
Реферат История болезни - Оториноларингология острый левосторонний гайморит
Реферат Категорический императив И. Канта
Реферат Узбекистан
Реферат Украинская культура: развитие и современное состояние
Реферат Ії приймання навігаційної інформації, обчислювання координат супутників, обчислювання координат користувача та функції передачі координат до модуля візуалізації
Реферат Разработка частной методики изложения темы "Редактор таблиц Microsoft Excel" по информатике