Реферат по предмету "Менеджмент"


предпосылки развития корпоративного управления

Предпосылки развития корпоративного управления вариант № 1 Выполнила: Рецензент: Казань - 2009 г. Содержание Введение 3 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 4 Этапы становления корпоративного управления 7 Российские корпорации в современной экономике 10 Заключение 10 Список литературы 11 Введение Курс лекций подготовлен в соответствии с учебной программой курса «Теория


корпоративного управления» Целью изучения данной дисциплины является формирование теоретической базы и практических навыков в области корпоративного управления, что даст возможность овладеть системными принципами и методами корпоративного управления, необходимыми для формирования отечественной корпоративной культуры. В данном курсе широко использованы материалы монографии Орехова С.А. «Диверсифицированные корпоративные объединения: проблемы статистического анализа»,


Бандурина А.В. «Деятельность корпораций», уделено особое внимание функционированию и развитию корпораций, проблемам построения корпоративных структур, использованы труды Мильнера Б.З. «Теория организации», Смирновой В.Г. и Мильнера Б.З. «Организация и ее деловая среда». В данной работе рассматриваются все компоненты современных корпоративных структур, большое внимание уделено построению корпоративных отношений, в том числе раскрытию


таких понятий, как корпоративный климат и корпоративная культура с учетом поведения участников корпоративных отношений и социальных отношений между ними. Анализ особенностей построения современных корпоративных структур проводится на основе организационного подхода, с учетом того, что теория корпоративного управления должна базироваться на синтезе существующих концепций и направлений, сформировавшихся за довольно короткий период существования научных знаний об организациях, особенно о корпоративных структурах.


Целью изучения дисциплины является формирование фундаментальных научных знаний в теории корпоративного управления и практических навыков в данной области овладение новыми системными принципами и методами корпоративного управления, а также формирование новой отечественной корпоративной культуры и обоснование необходимости применения информационных систем и информационных технологий в корпоративном управлении. Задачи изучения дисциплины - сущность теории корпоративного управления и ее роль как фундаментальной


науки в общей теории управления; - особенности организации управления корпорацией; - механизм объединений предприятий, тактику слияний и поглощений в системе корпоративного управления; - корпоративные отношения. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В работе сфокусированы множество определений понятия «корпоративное управление» и определены три основные направления корпоративного управления: управление собственностью акционерного общества, управление производственно-хозяйственной деятельностью общества


и управление финансовыми потоками. Установление в России рыночных отношений и повышение роли акционерных обществ в развитии экономики государства и благосостояния граждан обусловили необходимость осознания важности проблемы корпоративного управления, возникновение которой неизбежно связано с переходом на рыночные условия хозяйствования. В современной российской экономике корпоративное управление является одним из важнейших факторов, определяющих не только уровень экономического развития страны, но и социальный


и инвестиционный климат. Что же такое корпоративное управление? Эта проблема достаточно сложная, относительно новая и продолжающая развиваться. Существует множество определений данного понятия. - Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) дает следующую формулировку: «Корпоративное управление относится к внутренним средствам обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними


Корпоративное управление также определяет механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью». В широком смысле корпоративное управление рассматривается как процесс осуществ¬ления власти хозяйствующими субъектами, приня¬тия решений в рамках отношений собственности на основе сложившегося производственного, челове¬ческого и социального капитала определяется ха¬рактером целевых установок деятельности пред¬приятия


и его руководства, типами контроля, инте¬ресов и собственности; - корпоративное управление оценивается также как организационная модель, которая призвана, с одной стороны, регулировать взаимоотношения между менеджерами компаний и их владельцами (акционерами), с другой - согласовать цели различ¬ных заинтересованных сторон, обеспечивая тем са¬мым, эффективное функционирование компаний; - система, с помощью которой осуществля¬ется управление и контроль за деятельностью пред¬принимательских организаций.


Структура корпора¬тивного управления определяет права и обязанно¬сти лиц, входящих в корпорацию, например, членов совета директоров, менеджеров, акционеров и дру¬гих заинтересованных сторон, и устанавливает пра¬вила и порядок принятия решений по делам корпо¬рации. Корпоративное управление также обеспе¬чивает структуру, на основе которой устанавливают¬ся цели и задачи деятельности компании, опреде¬ляются пути и средства их достижения и контроли¬руется деятельность компании;


- система или процесс, с помощью которого управляется и контролируется деятельность корпо¬раций, подотчетных акционерам; - система корпоративного управления пред¬ставляет собой организационную модель, с помощью которой компания представляет и защищает инте¬ресы своих инвесторов. Данная система может вклю¬чать в себя многое: от совета директоров до схем оплаты труда исполнительного звена и механизмов объявления банкротства; - в узком смысле есть управление акционер¬ными обществами


или различными организационны¬ми структурами, их объединяющими, где субъек¬том управления выступает акционер, а носителем права принимать решения является акция, а корпо¬ративное право в широком смысле - это механизм оптимального сочетания различных интересов акци¬онеров и соучастников с целью максимально эффек¬тивного развития корпорации; - корпоративное управление капиталом акци¬онерного общества - это управление его акциями их владельцами», которое противопоставляется «не¬посредственному» управлению


капиталом; - корпоративное управление строится на уче¬те интересов акционеров и их роли в развитии кор¬порации». Это управление, базирующееся на праве собственности, корпоративных коммуникациях, стра¬тегии корпоративного развития и культуры с учетом традиций и принципов коллективного поведения. Его отличает широкое участие в акционерной соб¬ственности, формирование на основе акционерно¬го капитала сложных вариантов переплетения капи¬талов и меняющийся состав заинтересованных уча¬стников корпоративное


управление решает зада¬чи организационно-правового руководства бизнесом, оптимизации организационных структур, внутри- и межфирменных отношений согласно постулируемых целей деятельности;] - в самом широком понимании корпоративное управление включает вообще все отношения, так или иначе влияющие на положение акционеров и пове¬дение акционерного общества. Согласно названно¬му подходу, субъектами корпоративного управле¬ния выступают лица, которые имеют права в сфере корпоративного управления акционерным общест¬вом


- акционеры, директора - члены совета дирек¬торов, директор - исполнительный орган и члены ис¬полнительных органов акционерного общества; - деятельность органов хозяйственных об¬ществ по выработке (подготовке и принятию) кон¬кретного управленческого решения, его исполне¬нию (реализации) и проверке его выполнения. Вышеперечисленные определения позволяют свести корпоративное управление к трем основным направлениям: управлению собственностью акционерного общества, управлению производственно-хозяйственной деятельностью


общества, а также управлению финансовыми потоками. Поэтому корпоративное управление - это система взаимодействия между органами управления компании, акционерами и заинтересованными лицами, которая отражает баланс их интересов и направлена на получение максимальной прибыли от деятельности компании в соответствии с действующим законодательством и с учетом международных стандартов. Корпоративное управление в узком понимании – это система правил и стимулов, побуждающих


управленцев компании действовать в интересах акционеров. В широком смысле корпоративное управление – это система организационно-экономических, правовых и управленческих отношений между субъектами экономических отношений, интерес которых связан с деятельностью компании. В свою очередь, под субъектами корпоративного управления понимается: менеджеры, акционеры и другие заинтересованные лица (кредиторы, служащие компании, партнеры компании, местные органы власти).


Все участники корпоративных отношений имеют общие цели, в т.ч.: • создание жизнеспособной прибыльной компании, обеспечивающей выпуск высококачественных товаров и рабочие места, а также обладающей высоким престижем и безупречной репутацией; • увеличение стоимости материальных и нематериальных активов компании, рост котировок ее акций и обеспечение выплаты дивидендов; • получение доступа к внешнему финансированию (рынкам капитала); • получение доступа к трудовым ресурсам (кадрам менеджеров и других работников);


• увеличение рабочих мест и общий рост экономики. Вместе с тем, каждый участник корпоративных отношений имеет свои интересы, и различие между ними может привести к развитию корпоративных конфликтов. В свою очередь, надлежащее корпоративное управление содействует предотвращению конфликтов, а при возникновении - их разрешению посредством предусмотренных процессов и структур. Такими процессами и структурами являются формирование и функционирование различных органов управления,


регулирование взаимоотношений между ними, обеспечение равноправного отношения ко всем сторонам, раскрытие надлежащей информации, ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии должными стандартами и пр. Рис. 1 Система корпоративного управления В чем же различаются интересы субъектов корпоративного управления? Менеджеры получают основную часть своего вознаграждения, как правило, в виде гарантированной заработной


платы, в то время, как остальные формы вознаграждения играют значительно меньшую роль. Они заинтересованы, прежде всего, в прочности своего положения, устойчивости компании и снижении опасности воздействия непредвиденных обстоятельств (например, финансировании деятельности компании преимущественно за счет нераспределенной прибыли, а не внешнего долга). В процессе выработки и реализации стратегии развития компании, как правило, склонны к установлению


прочного долгосрочного баланса между риском и прибылью. Менеджеры зависят от акционеров, представленных советом директоров и заинтересованы в продлении своих контрактов на работу в компании. Они также непосредственно взаимодействуют с большим числом групп, проявляющих интерес к деятельности компании (персонал компании, кредиторы, клиенты, поставщики, региональные и местные власти и пр.) и вынуждены принимать во внимание, в той или иной степени, их интересы.


Менеджеры находятся под воздействием ряда факторов, которые не связаны с задачами повышения эффективности деятельности и стоимости компании или даже противоречат им (стремление к увеличению размеров компании, расширению ее благотворительной деятельности как средства повышения личного статуса, корпоративного престижа ). Этапы становления корпоративного управления В различные периоды развития экономики России закладывались предпосылки создания эффективной корпоративной


среды, но в то же время возникали определенные противоречия в системах корпоративного управления, с которыми приходится иметь дело на практике в настоящее время. Каждый период олицетворял новую стадию понимания руководством страны экономических проблем и выработки путей их решения, границы периодов условны и могут быть сдвинуты в любую сторону в соответствии с применяемыми критериями. На наш взгляд, временные рамки и ключевые проблемы каждого из периодов могут быть описаны


следующим образом. Период до 1987 г. Административно-командные методы централизованного управления государственной экономикой перестали соответствовать требованиям макроэкономической ситуации; отстранение работников среднего и нижнего уровня от реального участия в управлении предприятиями побудило многих из них попробовать себя в зарождающемся мелком кооперативном бизнесе или индивидуальном предпринимательстве, а отсутствие четкой законодательной базы и практических знаний по экономике привело многих из них к краху иллюзий


быстрого обогащения; корпоративность как система управления производством все больше отождествлялась с плановостью партийно-номенклатурной элиты и вызывала противоречивое отношение начинающих предпринимателей. Корпоративная среда в этот период была похожа на систему партийно-хозяйственных активов: все ключевые посты на предприятиях распределялись не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым партийно-номенклатурным связям. Основой для этого послужили, на наш взгляд, три причины:


1. Отсутствие отечественных высококвалифицированных независимых управляющих на рынке труда. 2. Неготовность предприятий высоко оплачивать квалифицированный труд зарубежных управляющих. 3. Остатки тоталитарного мировоззрения в обеих системах и, в связи с этим, низкое желание взаимного обмена накопленным опытом между странами с развитой рыночной экономикой и странами бывшего социалистического лагеря. Период с 1987 г. по 1991 г. Центробежные силы уверенно вели к распаду монополизированной и централизованной


организации хозяйства; поощряемая самостоятельность и разрешенная аренда предприятий побудили директорский корпус к поэтапному их подчинению группам работников, на финансовом и фондовом рынках, на рынке обязательств, в маркетинге, менеджменте. Активное взаимопроникновение западных и российских корпораций, совместная работа на российском фондовом рынке неизбежно подталкивали российские корпорации к пониманию особенностей корпоративного управления. Период с 1994 г. по август 1998 г.


Денежная приватизация в условиях принятия законов об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, Гражданского кодекса РФ, уточнения законодательства о приватизации. Активно формируется инфраструктура рынка: инвестиционные корпорации и фонды, депозитарии и регистраторы, паевые инвестиционные фонды, страховые корпорации, аудиторские и консалтинговые корпорации, пенсионные фонды и др. Крупные зарубежные корпорации открывают в


России свои филиалы, представительства или создают совместные фирмы. Основная тяжесть проблемы привлечения инвестиций перемещается с федерального центра на регионы. Региональные власти принимают местные законы об образовании страховых фондов для привлечения инвестиций, а объектом купли-продажи в соответствии с принятыми региональными законами становится земля и другие объекты недвижимости. Период с августа 1998 г. по настоящее время.


Ситуация внешнего и внутреннего дефолта, общий недостаток финансовых ресурсов. Бегство капиталов из России заставляют искать новые финансовые инструменты или новые механизмы использования старых активов. Напряженность на валютном рынке наряду с практически полным отсутствием рынка корпоративных ценных бумаг делают региональные финансовые инструменты практически единственным способом защиты от инфляции и получения дохода в России. На этом фоне проявляется слабая подготовленность российских менеджеров


(особенно высшего эшелона управления) к выбору стратегии развития, привлечению капиталов и инвестиций, удержанию и завоеванию рынков сбыта, учету истинной мотивации партнеров по бизнесу. Все это приводит к дальнейшему перераспределению собственности, но уже на фоне понимающих свои права акционеров. Коррупция и беспредел теневого капитала заставляют высший менеджмент выбирать одно из двух направлений: либо входить в контакт с мафиозными структурами и постепенно терять управление, либо строить


такую систему корпоративных отношений, которая позволяла бы сохранить и себя, и собственность. Корпоративное управление строится на базисе отработанных и действенных норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности, организационных структур, маркетинга. При наличии базовых государственных документов и накопленного опыта можно строить систему корпоративных отношений на уровне конкретной корпорации, задавая таким образом ориентиры для


всей российской экономики. В каждом конкретном случае корпорация в лице ее высшего менеджмента (а в условиях России это пока сами собственники) делает выбор в пользу постепенного включения работников в систему деловых взаимоотношений в сфере собственности вместо жесткого управления наемным персоналом. Это представляет важнейшую тенденцию в становлении и формировании нормальных корпоративных отношений. Российские корпорации в современной экономике В результате проведенных в


России экономических реформ термин "корпоративное управление" стали все чаще использоваться в средствах массовой информации и в литературе, постепенно формируя представление о системе управления, принятой корпорациями, как об одном из магических способов эффективного управления и вывода российских предприятий из кризиса. Наряду с этим, активное сотрудничество с зарубежными партнерами предоставило возможность российским руководителям различных рангов изучать опыт корпораций передовых зарубежных стран,


а разрабатываемое российское законодательство породило много вопросов и сомнений по этому поводу. Из определения корпорации вытекает обязательность наличия как минимум нескольких принципиальных условий для успешного функционирования корпорации: развитость экономики, освоенное населением предпринимательство, сосуществование различных форм собственности (защищаемых государством и уважаемых населением), достаточное количество профессиональных управляющих (менеджеров).


Поэтому без выполнения этих условий и до тех пор, пока в масштабах государства (отдельного региона) или в отдельной отрасли не будут созданы необходимые нормативные и экономические предпосылки для успешной деятельности корпораций, говорить об эффективной реализации принципов корпоративного управления преждевременно. Заключение В завершении хочу еще раз отметить, что новые возможности развития бизнеса получат те компании, для которых создание эффективной, действующей системы корпоративного управления находится в числе главных


приоритетов, является стратегической целью. Российским компаниям необходимы современные ответы на современные вызовы. И эти ответы должны быть своевременными. Нерешительность, боязнь потери "величия" и краткосрочные финансовые издержки не должны останавливать компании на пути развития корпоративного управления. Потому что "на кону" немало: • Создание конкурентных преимуществ и повышение конкурентоспособности на национальном и глобальном рынке;


• Формирование доверия инвесторов, общественности в целом и привлечение внешнего финансирования (долгового и долевого); • Создание новых стратегических возможностей; • Рост капитализации и вовлечение всех уровней управления в создание стоимости для собственника; • Рост инвестиционных возможностей, возможность реализации стратегий глобализации бизнеса. Список литературы 1. Андронов В.В. Корпоративное предпринимательство: менеджмент, финансы и государственное


регулирование. – М.: Экономика, 2002. 2. Бандурин А.В. Деятельность корпораций. – М.: Буквица, 1999. 3. Беляева И.Ю. Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты. (Российский опыт). – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999. 4. Беляева И.Ю Эскиндаров М.А. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория


и практика. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998. 5. Кашанина Т.В. Корпоративное право. – М.: ИНФРА-М, 1999. 6. Масютин С.А. Механизмы корпоративного управления: Научная монография. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002. 7. Росс С Вестерфильд Р Джордан Б. Основы корпоративных финансов /


Пер с англ. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. 8. Селезнева Н.Н Скобелева И.П. Консолидированная бухгалтерская отчетность: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 9. Фельдман А.Б. Управление корпоративным капиталом. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.