Реферат по предмету "Культура и искусство"


Украинская культура: развитие и современное состояние

РЕФЕРАТ
Тема:Украинская культура: развитие и современное состояние

Содержание
1. «Украинское» барокко
2. Украинская культура Нового времени
3. Особенности развития украинскойкультуры в XIX веке
4. Украинская культура на стыке двухвеков
5. Возрождение украинской культуры в1917–1920-х гг.
6. Украинская культура в 30-е годы
7. Культура Украины в годы Второймировой войны
8. Культура Украине во второйполовине ХХ века и на современном этапе
Список литературы

1.«Украинское» барокко
Украинская национальная революция1648 – 1676 гг. привела к созданию украинского государства. Часть ее натерритории Левобережья (Гетманщина) на правах автономии просуществовала всоставе Российской империи до начала 80-х гг. XVIII в. Революция способствоваларазвитию устного народного творчества, исторической науки, художественнойлитературы и т.п.
Во второй половине XVII в. Украинераспространяется стиль барокко, который стал целостной художественной системой,под влиянием которой развивались все виды и жанры искусства.
В его рамках развивалисьидейно-стилевые тенденции: официальное аристократическое барокко «высокое»,«среднее» и «низкое». Последнее тесно связано с фольклором. Искусство бароккоотличается динамизмом, склонностью к аллегорическому отражениюдействительности, пышностью и театрализацией, что усиливает эмоциональноевлияние на зрителя.
В каменном культовом строительствевыделяются два направления. Самобытный прием композиции храма – трехдольноетрехверхое (редко одноверхое) сооружение и крестовидные пяти-, семи-,девятидольные сооружения с 5, 7, 9 куполами. Это Троицкая церковь в Густыне(1671), Покровский собор в Харькове (1689), Ильинская церковь в Киеве (1692),Вознесенский собор в Переяславе (1700), Георгиевская церковь Выдубицкогомонастыря в Киеве (1696 – 1701) и др. Второе направление – соединение трансформированногодревнерусского храма с классической композицией фасадов: собор ТроицкогоИльинского монастыря в Чернигове (1679), собор Мгарского монастыря вблизи Лубен(конец 1689 – 1709) и др.
В «украинском» барокко творческисоединились европейские традиции с традициями народной деревянной архитектуры.
Живопись также впитала наилучшеедостижение барокко – богатый декор, позолоту, сложную композицию, соединив их страдициями народного творчества. Наряду с существующими культурными центрами –Львовом, Киевом – сформировались новые художественные школы в Чернигове,Новгород-Северском. К храмовым росписям относятся пейзаж, портрет, жанроваякартина. Выдающимися мастерами живописи были И. Бродлакович, И. Кондзелевич иИ. Руткевич. Период барокко оставил большое количество как памятниковдеревянной скульптуры удивительных многоярусных иконостасов.
Украинская музыка периода барокко –наивысшее достижение национального искусства многоголосое партесное пение. Оноотличалось гармоничностью и простотой. Заметную роль в его распространениисыграли братские школы. Это течение представляли композиторы Е. Завадовский, М.Замаревич, И. Календа и др.
2.Украинская культура Нового времени
XVIII в. стал периодом большогокультурного подъема. Наука и образование высшего уровня сосредоточились вКиево-Могилянской академии. В ее стенах получали образование украинские дети идети славянских народов. Студенты академии продолжали обучение, что былонормой, в ведущих европейских учебных заведениях. Она дала миру такихталантливых и одаренных государственных деятелей, ученых, писателей ихудожников как Ф. Прокопович, Г. Сковорода, М. Березовский, И.Григорович-Барский, Н. Згурский, П. Завадовский и многих других. Полный курсобучения длился 12 лет. Изучались французский, немецкий, польский, русский,еврейский языки, рисование, физика, астрономия и т.д. Академия была доступнадля всех сословий. Имела большую библиотеку, которая в конце XVIII в.насчитывала около 10 тыс. томов из разных областей знаний на всех европейскихязыках. По приказу императора Александра академия была закрыта (1817). С 1992 г. в Киеве действует университет «Киево-Могилянская академия», который является высшим учебнымзаведением международного уровня.
Научная мысль Украиныактивизировалась благодаря деятельности известного философа и просветителя Ф.Прокоповича. Он один из первых принес в украинскую научную школу лучшеенаследие философской научной системы Европы. Активно борется со схоластикой вчтении курсов, а после переезда в Россию становится проповедником и идеологомабсолютизма, одним из основателей Всероссийской Академии наук. Егопоследователем стал известный ученый, философ Г. Сковорода (1722 – 1794). Ондекларировал в своих философских концепциях просветительскую деятельность,равенства народов, людей независимо от их социального происхождения, мотивируяэто тем, что каждый имеет право на личную жизнь и свободу. Путь к идеальномуобществу он видел в воспитании нового человека через самопознание и труд. Г.Сковороде были присущи идеалистические концепции, которые нашли выражение впопытке дуалистической позиции видения человека, который соединяет телесное, т.е.материальное, и внутреннее, божественное.
Большой вклад внес Г. Сковорода и влитературу. Он написал много песен, которые широко распространились в народе,баек, где высмеивалась борьба дворян за титулы и другие людские пороки. Одна изего наибольших заслуг состоит в том, что он первый в литературном процессеначал пользоваться живым украинским языком. Его философское наследие,литературные произведения оказали большое влияние на последующие поколения,развитие общественно-политической мысли, формирование сознания украинскогонарода.
Литература. Начиная с XVIII в. вукраинскую литературу входят новые направления. В противовес дидактической итеологической литературе начинает формироваться светская, в которойувеличивается жанровое разнообразие: сатира, эпиграмма, эмблематичная поэзия идр. Наибольшую популярность приобрел И. Величковский, автор эмблематичныхсборников «Млеко» и «Зегар» и сборников эпиграмм, иеромонах К. Зиновьев,сатирик Д. Туптало, С. Яворский, Г. Сковорода и др. В произведениях этихавторов прослеживаются мотивы народного творчества, налет сентиментализма,отражается быт украинского народа, героями становятся городские жители,ремесленники.
Зарождается сатирическая поэзия. Всатирических стихотворениях раскрывается не лучшее отношение к церкви и ееслужителям. Преимущественно эти произведения анонимны.
К оригинальному виду литературноготворчества можно отнести проповеди. Это был своеобразный жанр, который вмещалопределенную историческую информацию, формировал моральные принципы,осуществлял сравнительный анализ библейских героев с современниками; делалисьпопытки ввести в них даже анекдоты и присказки. Известными авторами тоговремени были К. Ставроцкий, который издал сборник проповедей «Жемчужинаценнейшая», П. Могила, М. Смотрицкий, Ю. Аникий.
Популярными становятся оды. Их пишутпо различным историческим поводам, а также в знак уважения к тому или иномулицу («Ода на рабство» В. Капниста).
Фольклорное наследие представленоисторическими и лирическими песнями. В них речь идет о славных дняхгероического Запорожья, о борьбе повстанцев, гайдамаков, Колиивщину и другиесобытия. Много песен создано о героях освободительной войны: БогданаХмельницкого, Семена Палия, Ивана Богуна, Максима Зализняка, Олексу Довбуша,Ивана Гонту и др.
Архитектура и изобразительноеискусство. Значительный художественный вклад в развитие архитектуры внесли выдающиесямастера, которые работали в Украине: В. Растрелли, автор проекта Андреевскойцеркви, О. Квасов создал собор в Козельце, Б. Меретин, автор собора Святого Юраво Львове; плодотворно работали архитекторы украинской школы С. Ковнир, которыйпостроил так называемый Ковнировский корпус в Лавре, звонницы Дальних и Ближнихпещер, и воспитанник Киевской академии И. Григорович-Барский, который построилцеркви Покровскую, Николая Набережного, комплексы Межгорского и Кирилловскогомонастырей, магистрат и много частных домов. Он первым из украинскихархитекторов отказывается от влияния барокко, чем подготавливает переход кархитектуре классицизма.
В XVIII в. начинает активноразвиваться дворцовая архитектура. Возводятся дворцы гетмана К. Розумовского вБатурине и Глухове; в Ляличах на Черниговщине строится поместье графаЗавадовского и др.
Наряду с развитием блестящегобароккового стиля развивается деревянная архитектура. Деревянные сооружениягармонично вписываются в окружающий пейзаж. Возводятся просторные высокиехрамы: храм Покровы в Ромнах, Вознесенская церковь в Борзне, Троицкий собор вНовоселице и др. Храмы всегда строятся на открытых возвышенных местах,огораживаются, обсаживаются деревьями.
Также активно развивается каменноестроительство, наблюдаются тенденции усложнения пластических решений.Архитектура декорируется лепниной и дополняется цветом.
Наследует традиции и провинция. Какодну из жемчужин архитектуры можно назвать Преображенскую церковь в БольшихСорочинцах на Полтавщине, родовую усыпальницу Апостолов.
В конце XVII – начале XVIII вв. вживопись также приходят новые тенденции. В это время изменяется технологияросписей, вместо фрески используется темпера, плоско-декоративная трактовкасменяется живописно-декоративной, изменяется тематика, в сугубо теологическихмотивах появляются светские, в икону вводятся портретные изображения.
В образах святых наблюдается введениеукраинского этнического типа. Это ясно заметно в творчестве мастеров конца XVII– начала XVIII вв. – И. Кондзелевича и И. Рутковича. Их лучшие произведения –это росписи Богородчанского иконостаса и церковь в Волынцах и Скваряве. Виконную живопись входит изображение конкретных исторических лиц. Углубляетсяинтерес к увековечиванию образов современников. В иконах, кроме активного использованияцвета, появляется движение; до этого фигуры были статичными. В Киево-Печерскойлавре открывается школа для подготовки художников-иконописцев.
В конце XVIII в. в живописи четкоразмежевались два направления – сугубо теологическое, подчиненное требованиямхрамовых росписей, другое – светская живопись, где преимущество отдаетсяреалистическому изображению портрета человека, проникновению в его внутренниймир.
Таким образом, в XVIII в. былизаложены основы восприятия новых течений, налажены связи с европейскимихудожественными школами, лучшие их достижения использованы в практическойработе, что безусловно, обогатило и углубило художественную жизнь Украины.
Музыка. Для XVIII в. характерноразвитие светской музыки. В это время в Киеве создаются городская капелла,музыкальная школа и музыкальный цех. Музыкальные цеха открываются по всейУкраине. Во многих крепостных имениях существовали крепостные капеллы,оркестры, оперные и балетные труппы (например, театр К. Разумовского вГлухове).
На основе народных песенных традицийразвивается песня-романс литературного происхождения – «Всякому городу нрав иправа», «Ой ты, птичка желтобока», «Стоит явор над горою» Г. Сковороды, «Ехалказак за Дунай» С. Климовского, «Смотрю я на небо» (сл. М. Петренко, муз. Л. Александровой),«Стоит гора высокая» (сл. Л. Глебова) и др.
В конце XVIII — начале XIX вв.появляются новые жанры опера (первой украинской национальной оперой была„Запорожец за Дунаем” С. Гулака-Артемовского – 1863 г.) и камерно-инструментальные произведения (М. Березовский, Д. Бортнянский). Открываютсятеатры, где наряду с драматическими в репертуар входят оперные и балетныепредставления: 1776 г. – во Львове, 1806 г. – в Киеве, 1810 г. – в Одессе. Плодотворно работают композиторы И. Витковский, И. Лозинский, И. Лизогуб и А.Лизогуб, Г. Рачинский и др.
Таким образом, отечественныеписатели, ученые, художники, музыканты, опираясь на идеи Просвещения и критикуясуществующее социальное устройство, заложили основы материалистическогомировоззрения в украинском искусстве.
3.Особенности развития украинской культуры в XIX веке
В конце XVIII в. вследствие политикироссийского царизма была окончательно ликвидирована автономия Украины. Несмотряна неблагоприятные условия, творческий процесс на украинской земле не на миг неостанавливался. Это нашло свое проявление в развитии образования. Единственнымвысшим учебным заведением оставалась Киево-Могилянская академия. Но она немогла обеспечить надлежащего развития высшему образованию.
В XIX в. украинские университеты –Харьковский, Киевский, Одесский и институты – Харьковский технологический,Киевский политехнический, стали центрами подготовки учителей, врачей и другихспециалистов для предприятий Украины. К концу XIX в. в Украине насчитывалось 17тыс. начальных школ, 129 гимназий, 19 реальных училищ и 17 коммерческих училищ(преимущественно частных).
Отечественная война 1812 г. непосредственно затронула и судьбу украинского народа. Вызвала волну патриотическихнастроений против наполеоновского нашествия, дала значительный импульс подъемунациональной самосознательности украинцев, пробудила романтический интерес кязыку, фольклору и быту украинского народа.
Значительную роль в развитииукраинской культуры во второй половине XIX в. сыграла «Просвита». Образована,как общественное товарищество 8 декабря 1868 г. Имела свои филиалы в различных городах Украины. «Просвиты» издавали книги для народа, осуществляли театральныепостановки, создавали народные хоры, вели борьбу за право преподаванияпредметов в школах на украинском языке. В работе «Просвит» принимали участиепрогрессивные деятели украинской культуры Ю. Федькович, Г. Хоткевич, Л.Украинка, М. Коцюбинский и др.
Значительные достижения украинскойкультуры связаны с развитием литературы. Первым произведением новой украинскойлитературы стала «Энеида» И. Котляревского, который соединил традиции народногои литературного творчества. Пьесами «Наталка-Полтавка» и «Москаль-чародей»писатель закрепил национальные основы литературного языка, утвердил жанрбытовой драмы, лирических стихов и песен. В литературу в этот период вошло многоталантливых авторов – П. Гулак-Артемовский, Г. Квитка-Основьяненко, Е.Гребинка, в произведениях которых соединяются элементы классицизма исентиментализма, романтизма и просветительского реализма, различные течения,стили и жанры.
В 20-е годы романтизм (Л.Боровиковский, М. Костомаров, В. Забила и др.) принес в украинскую литературужанры баллады, романса, исторической поэмы, драмы, трагедии (А. Метлинский, О.Афанасьев-Чужбинский).
Большое влияние на развитиеукраинской литературы оказало творчество Т. Шевченко. Он поднял украинскуюлитературу на мировой уровень. Его «Кобзарь» стал эпохальным явлением. Подвлиянием его творчества и введенного им направления критического реализма вукраинскую литературу входят М. Вовчок, П. Мирный, И.Франко, П. Грабовский, М.Коцюбинский, Л. Украинка и др.
Большой вклад в развитие украинскойлитературы сделали писатели П. Кулиш (роман «Черная рада»), Б. Гринченко(сборники стихов «Песни Василя Зайченко», «Под сельской крышей», повести«Солнечный луч», «Под тихими вербами» и др.), поэты М. Щеголев (сборник«Слобожанщина»), В Самойленко (сатирические стихи «Эльдорадо», «Патриот Иван» идр.), В. Кулик, П. Таволга-Мокрицкий.
Классические образцысоциально-бытовой повести и рассказа создал И. Нечуй-Левицкий. Ввысокохудожественной форме нарисованы жизнь, быт и психология различных слоевнаселения Украины («Микола Джеря», «Кайдашева семья», «Маруся Богуславка» идр.).
В 90-х годах повышается интерес кдраматическому искусству. Яркими представителями на этой ниве были М. Старицкийи И. Карпенко-Карый. Пьесы М. Старицкого «В темноте», « Ой, не ходи Грицю да навечерницы» правдиво показывают жизнь украинского села. В духе критическогореализма написаны пьесы «Наймычка», «Сто тысяч» и другие И. Карпенко-Карого.
Несмотря на запреты и ограниченияцарского правительства, сформировалось украинское театральное искусство,выросла плеяда замечательных актеров: М. Кропивницкий, П. Саксаганский, М.Заньковецкая, М. Садовский.
Украинское изобразительное искусствовторой половины XIX в. развивается под влиянием реалистических тенденций,которые были продемонстрированы Товариществом передвижных художественныхвыставок, душой и организаторами которой были И. Крамской и художественныйкритик В. Стасов. Членами товарищества были и украинские мастера. Выставкиэкспонировались в Киеве, Харькове, Одессе и других городах Украины, вызывалиинтерес и позитивно воспринимались общественностью.
Существенное влияние на развитиепрогрессивного реалистического искусства оказал И. Репин. Родился он наСлобожанщине в г. Чугуеве в семье военного поселенца. Он написал известныекартины на украинскую тематику: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,«Вечерницы», «Гопак», портрет Т. Шевченко; сделал много зарисовок из жизни ибыта украинского народа.
Реалистические традиции, заложенныеТ. Шевченко, продолжали К. Трутовский, Л. Жемчужников, М. Микешин, Л. Позен идр.
Особенную славу приобрел художник С.Васильковский, после окончания Санкт-Петербургской академии искусств. Он жил иработал в Харькове. Здесь он создал прекрасные пейзажи, в которых воспелкрасоту украинской природы, написал ряд картин на историческую тему: «Казаки встепи», «Казацкий пикет» и др.
Живопись также приобреталапопулярность в Украине. Создаются «Общества любителей изящных искусств», прикоторых открываются художественные школы, в частности в городах Киеве,Харькове, Одессе. Позднее они были реорганизованы в художественные училища, чтои стало базой для формирования украинской профессиональной школыобразовательного искусства.
В Галичине, под влиянием украинскихидей, работали художники: Т. Копистинский, Т. Романчук, К. Устиянович и И.Труш. Темами своих произведений они избирали бытовую и историческую тематику, впейзаже воспевали родной край, а И. Труш выполнил портреты И. Франко, В.Стефаника, Л. Украинки.
Во второй половине XIX в. наблюдаютсяопределенные изменения в создании монументальной пластики. Одним из первых былустановлен памятник князю Владимиру, работу над которым начал В.Демут-Малиновский, а закончил П. Клодт. Памятник украсил один из живописныхпарков Киева, который киевляне любовно назвали Владимирской горкой.
Зачинателем реализма в украинскоймонументальной скульптуре стал М. Микешин, автор многих монументов ипамятников, установленных в Петербурге, Новгороде, Киеве. По его проекту в 1888 г. был создан памятник Б. Хмельницкому.
Для своего родного города Полтавы Л.Позен создал два памятника своим землякам – И. Котляревскому (1903) и Н. Гоголю(1915).
Музыка. Повышается интерес к изучениюнародной мелодии у композиторов, которые работали над украинской тематикой.Стоит выделить произведения П. Чайковского, А. Даргомыжского, А. Бородина, Н.Римского-Корсакова и др. Так, М. Мусоргский за по мотивам произведений Н.Гоголя написана опера «Сорочинская ярмарка», Н. Римский-Косаков – оперы«Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством», П. Чайковский – оперу «Черевички», А.Бородин – оперу «Князь Игорь».
Украинские композиторы М. Вербицкий,С. Воробкевич, П. Нищинский под влиянием стихов Т. Шевченко создали чудесные музыкальныепроизведения по их мотивам.
Большой вклад в развитие украинскогомузыкального искусства внес Н. Лысенко. Он собирал и обрабатывал украинскиенародные песни и опубликовал 7 сборников, создал симфонические и камерныепроизведения и оперы «Тарас Бульба», «Рождественская ночь», «Наталка-Полтавка»,а также уникальный в то время жанр – оперы для детей «Коза- дереза», «ПанКоцкий» и «Зима и весна».
Таким образом, культура украинскогонарода в XIX в. достигла значительных успехов. Именно в это время был заложенмощный фундамент для дальнейшего развития украинской культуры, а лучшие образцыискусства этого периода позволяют говорить о нем, прежде всего как оклассическом периоде, когда черты национального характера нашли свое воплощениев творчестве выдающихся представителей народа.
4.Украинская культура на стыке двух веков
Украинская культура конца XIX –начала XX вв. развивалась в сложных исторических и социальных условиях. Этотпериод насыщен важными событиями. Острые политические баталии в российскомобществе, неудачная русско-японская война, революция 1905-1907 гг. втянулиукраинскую общественность в поток общероссийского освободительного движения.Вопросы перестройки Российской империи вытеснили украинские интересы на второй план.В Закарпатье, Галичине, Буковине в начале ХХ в. усилилось общественноедвижение.
Культура остается той сферой, врамках которой происходит развитие национального самосознания. Целое поколениеукраинских мыслителей на рубеже XIX –XX вв. реализовывало свои национальныестремления на ниве культуротворчества.
В этот период обострилосьпротивостояние между приверженцами «чистого» искусства и приверженцамиидейно-революционного направления.
Приверженцы «чистого» искусства брализа основу мотивы, связанные с идеалистическим видением села и крестьянства.Писатели революционно-демократического направления ориентировали своетворчество на рабочий класс и разночинную интеллигенцию.
Революционные события 1905 – 1907 гг.дали богатый материал для ряда литературных и художественных произведений. Вчастности повесть М. Коцюбинского «Фата Моргана», где он показал развитиереволюционных выступлений, идеализм видения революционного процесса и что этодало при отсутствии соответствующей организации. Революцию приветствовалипрогрессивные украинские писатели, такие как П. Мирный поэмой в прозе «Сон», И.Франко поэмой «Моисей». Л. Украинка пишет ряд произведений революционного исатирического звучания: «Осенняя сказка», «Песня про волю», «В катакомбах»,«Ошибка», в которых она прославляет борцов, воспевает героев революции.
Украинское духовенство в началестолетия вело себя не лучшим образом, чем вызвало неуважительное к себеотношение. Это дало толчок к созданию ряда литературных произведенийатеистической направленности.
В украинской культуре этого периодаярко проявились лучшие черты – идейность, народность, реализм. Украинский театрпревратился в общественную трибуну в борьбе за утверждение демократическойукраинской культуры. Поражение революции 1905 – 1907 гг., реакция со стороныцаризма обострили идеологическую борьбу в культурных и просветительских кругах.Часть творческой интеллигенции, вследствие этих событий, была растеряна. Натворчестве отдельных композиторов отразилось влияние модернизма (Б. Яновский,Л. Лисовский и др.) В пропаганде украинской музыки большую роль сыграливыдающиеся украинские исполнители, в частности оперные певцы И. Алчевский, Е.Гушалевич, С. Крушельницкая и др.
Влияние народной песни на развитиесознания все более возрастает, Актуально звучат старинные песни о народныхвосстаниях и победах над завоевателями. Появляются произведения о современныхсобытиях, думы на историческую тематику, революционные, лирические,пролетарские песни (в частности «Слезами полита Украина»); расширяютсяобработки старых народных героических или шутливых и сатирических песен(например: «Туман яром котится», «Ревет и стонет люд голодный»). Украинскаямузыка в этот период развивается в тесной связи с жизнью народа, его борьбой засоциальное и национальное освобождение.
В начале XX в. продолжает развиватьсяизобразительное искусство. Особое влияние имело Товарищество передвижныххудожественных выставок, которые правдиво показывали жизнь и быт разных слоевтрудового народа. Среди членов Товарищества было много известных украинскиххудожников: М. Кузнецов, И. Похитонов, А. Мурашко, Т. Дворников и др.
Украинское искусство представляливедущие мастера реалистического демократического направления Н. Пимоненко, С.Васильковский, В. Костанди, П. Левченко, А. Мурашко и др. Особую популярностьприобрели произведения Н. Пимоненко « свадьба в Киевской губернии», «Ярмарка»,«Домой» и тематические картины социального содержания «Жертва фанатизма»,«Проводы рекрутов», «Конокрад» и др.
В конце первого десятилетия ХХ в. вукраинское искусство входят модернистские европейские течения – модерн,эклектика, декоративизм, а также формальные направления – экспрессионизм,кубизм, абстракционизм, конструктивизм и др.
В этот период были закрыты«Просвиты», приостановлено издание литературы, чтение лекций на украинскомязыке, постановка театральных представлений. Например, в 1913 г. из 5283 книг, которые вышли в Украине, только 176 были украинскими.
Первая мировая война (1914 — 1918)обострила политические и национальные противоречия Российской империи,активизировала освободительное движение подневольных народов противсамодержавия. Под давлением народных масс 2 марта 1917 г. отрекся от престола царь Николай II. Прекратила свое существование царская монархия. 14 мартав Киеве официально провозглашено о падении монархии и установлении новогоправительства. С этого времени начался новый отсчет времени – ХХ век.
 
5. Возрождение украинской культуры в1917–1920-х гг.
Развитие украинской культуры ХХ в.можно охарактеризовать как период ее национально- государственного возрождения,начатый демократическими преобразованиями с 1917 г. Несмотря на все неурядицы, связанные с изменением политических режимов, которыеустанавливались в Украине, культурная жизнь продолжала развиваться. Широкийразмах приобрело создание новых общественных культурно-творческих организаций иобъединений, которые сплотили вокруг себя значительные кадры украинскойинтеллигенции. Отличительной чертой того времени стало открытие украинскихшкол. Возродилась деятельность «Просвит».
Революционные события существенноповлияли на содержание литературно-художественной жизни. Молодые поэты иписатели группировались вокруг многочисленных литературных студий и кружков,редакций газет и журналов, литературных альманахов. Поэзия Т. Шевченко, И.Франко, Л. Украинки – та почва, на которой сформировались П. Тычина, В. Чумак,В. Сосюра, М. Рыльский и др. Видными произведениями украинской литературы сталисборники стихов «Плуг» и «Солнечные кларнеты» П. Тычины, «Красный запев» В.Чумака, «Красная зима» В. Сосюры. Пользовались популярностью прозаическиепроизведения С. Васильченко, А. Головко, П. Панча, О. Вишни, С. Пилипенко и др.
Острая классовая борьба породиларазные идейные платформы в литературе и искусстве, распространенным сталотечение «модернистского символистского направления». Главным врагом искусствапредставители этого течения считали реализм. Из заметных представителей этоготечения можно назвать М. Семенко, Г. Коляду, Г. Шкурупия, Д.Бузька и др.
Особые позиции в молодой советскойлитературе занимали неоклассики (сформировались в 1922 г.) К ним принадлежали М. Рыльский, М. Зеров, П. Филиппович, М. Драй-Хмара и др. Они выступализа высокую культуру слова и художественной формы; идеалом для них было далекоепрошлое, примером настоящего искусства служили образцы античной поэзии и другихдревних эпох.
В 1918 г. в Киеве было открылись три театра – Государственный драматический, Государственный народный иЮного зрителя (возглавил его Л. Курбас). В театрах Киева, Харькова и другихгородов работали выдающиеся мастера сцены М. Заньковецкая, П. Саксаганский, А.Бучма, В. Василько, Б. Романицкий, Ф. Барвинская и др. Со сцены звучалипроизведения композиторов Украины, последователей Н. Лысенко – Я. Степового, К.Стеценко, П. Демуцкого, В. Косенко, входила в творческую жизнь и молодежь – Г.Веревка, П. Козицкий, Б. Лятошинский и др. Значительным событием было созданиев 1920 г. Государственной украинской странствующей капеллы «Думка», которая современем стала одним из лучших коллективов Украины. Быстро шел процессстановления украинской прессы. Уже в 1917 г. на украинском языке издавалось 63 периодических издания. Развивается высшее образование. В конце 1920 г. в вузах Украины обучается 57 тыс. студентов.
Центрами литературно-художественнойжизни становятся клубы, библиотеки, редакции газет и журналов, профессиональныесоюзы (например: союз сельских писателей «Плуг», союз пролетарских писателей«Гарт»). Писатель Н. Хвылевой фактически стал лидером новой литературнойорганизации – ВАПЛИТЕ (Вольная академия пролетарских писателей), котораясуществовала в 1925-1928 гг. Члены организации стояли на позициях самобытностиукраинской национальной духовности и европейских традиций.
Кроме пролетарских, действовали игруппы «непролетарских» писателей: символистов (П. Тычина, Д. Загул, Ю.Меженко) и футуристов (Н. Семенко, Г. Шкурупий).
Заметное влияние на развитиеукраинского изобразительного искусства оказала созданная Ассоциация художниковКрасной Украины (АХКУ), которая своей целью провозгласила отражение современности.Аналогичное по своему направлению было товарищество им. К. Костанди в Одессе.Другой характер имела Ассоциация революционных художников Украины, созданная в 1925 г. Она объединяла художников разных направлений, которые декларировали реалистические традиции иориентировались на новое западноевропейское искусство. Группой, котораяинтересовалась передовой модернистской живописью, было Объединение современныххудожников Украины, организованное А. Петрицким. На позициях реалистическогоискусства стояло Объединение творческой молодежи Украины (1928 – 1930), ккоторому принадлежали преимущественно студенты художественных институтов.
Начала возрождаться светскаямонументальная живопись, в которой заметной фигурой был М. Бойчук. Началосьстановление станковой живописи (Ф. Кричевский).
Успешно развивается графика;популярными становятся офорт, гравюра на дереве, литография.
Архитектура носит массовый характер.Значительные сооружения, возведенные в стиле конструктивизма, – электростанцияи кинофабрика в Киеве.
Частично в стиле украинского модернав Киеве в 1927 – 1933 гг. построен железнодорожный вокзал (архитектор А.Вербицкий). В 1925 – 1929 гг. построено несколько дворцов культуры, домовсоветов, рабочих поликлиник. Отдельно развернулось промышленное строительство –грандиозная Днепровская гидроэлектростанция (Днепрогэс).
Важное значение в культурном иполитическом воспитании приобретает радио. К 1932 г. большинство городов было радиофицировано.
 
6. Украинская культура в 30-е годы
Общественно-политическая атмосфера в30-е годы определилась усилением шовинистических тенденций, постояннымипоисками шпионов, вредителей, буржуазных националистов и других «враговнарода». Волна за волной прокатывались судебные процессы над разнымиорганизациями. По неполным данным, только с 1930 по 1941 гг. в Украине былораскрыто 100 различных организаций и групп, которые квалифицировались как«националистические контрреволюционные». Жертвами репрессий в Украине сталисвыше 800 тыс. человек. Особенно заметные утраты понесли писательскиеорганизации. По обвинению в причастности к «украинской военной организации» быларестован О. Вишня. В концлагеря попали М. Кулиш, М. Зеров, В. Вражливый, И.Калячик, В. Пыдмогильный, Д. Загул, Е. Плужник и др. Всего на протяжении 1934 –1938 гг. было арестовано более половины членов и кандидатов в члены Союзаписателей Украины.
Решающую роль в драматическихсобытиях относительно литературы сыграло постановление ЦК ВКП (б) «Оперестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. Постановление обязывало содействовать дальнейшему формированию и утверждению единоготворческого метода в литературе и искусстве – метода социалистическогореализма.
В июле 1934 г. состоялся Первый съезд писателей, который объединил 300 человек в единый Союз советскихписателей Украины.
Украинская поэзия несмотря нопритеснение, находит возможность реализовать свой творческий потенциал. Выходятпоэтические сборники: «Ветер с Украины», «Сталь и нежность» П. Тычины; «Лето»,«Сбор винограда» М. Рыльского; «Красные розы», «Люблю» В. Сосюры; «Из книгижизни», «Март» А. Малышко и др.
Прозаики донесли до читателей романыи повести: «Александр Пархоменко» П. Панча, «Мать» А. Головко, «Всадники» Ю.Яновского и др.
В украинское изобразительноеискусство приходят молодые художники. Завоевывает популярность тематическаякартина, героями которой становятся современники. Заметными становятся полотна«Кадры Днепростроя» К. Трохименко, «Победители Врангеля» Ф. Кричевского, «Щорсв бою под Черниговом» Н. Самокиша и др.
30-е годы – период становления иутверждения украинского киноискусства. В 1933 – 1938 гг. Киевская и Одесскаякиностудии выпустили 55 фильмов (например: «Богдан Хмельницкий», «Всадники»,«Щорс» и др.).
Музыка также рассматривалась какспособ партийной пропаганды. И все же украинская музыка сохранила и развилалучшие национальные черты народного музыкального творчества и классики,обогатила их новым идейным содержанием. Создавались песни и думы о революции,Красной армии, появилось много бытовых лирических и сатирических песен. Измузыкальных произведений выделяются своей эмоциональностью «Октябрьскаякантата» М. Вериковского, симфоническая поэма «Поход» А. Штогаренко и др.Значительным событием в музыкальной жизни страны стал выход на сцену в 1940 г. оперы «Богдан Хмельницкий» М. Вериковского.
 

7. Культура Украины в годы Второймировой войны
Во время Второй мировой войны (1941 –1945 гг.) вся территория Украины была оккупирована немецкими фашистами. Важнуюроль в мобилизации народа на борьбу с фашистскими захватчиками играли средствамассовой информации, особенно радио.
Десятки украинских театральныхколлективов, актерских бригад несли свое искусство фронтовикам, вдохновляя ихна борьбу за свободу и независимость Родины. Например, Киевский театр оперы ибалета им. Т. Шевченко послал на фронт 22 бригады, которые дали 920 концертов.Всего театры Украины послали на фронт 108 концертных бригад.
Глубоким патриотизмом было наполненоукраинское киноискусство. Украинскими режиссерами в этот период было созданонесколько высокопатриотических художественных фильмов («Как закалялась сталь»М. Донского, «Партизаны в степях Украины» И. Савченко). Работникихроникально-документального кино создавали своеобразную летопись борьбы соккупантами («День войны», «Народные мстители», «Черноморцы»).
Ведущими темами в творчествекомпозиторов периода войны были патриотизм, вера в победу над врагом.Наибольшее внимание они уделяли созданию массовой боевой песни. Только за двапервых месяца войны киевские композиторы создали свыше 40 песен и несколькопоходных маршей.
Бригады художников выезжали на фронт,заводы, в колхозы, вели активную художественную пропаганду и собирали материалдля будущих художественных произведений. Со всех жанров изобразительногоискусства в этот период интенсивно развивается графика. Первое место занимаютплакат и сатирический рисунок. В сатирических жанрах работали художники В.Гливенко, А. Козюренко, В. Литвиненко. Их сатирические плакаты не тольковызывали смех, но утверждали уверенность в разгроме фашистов.
Гитлеровцы разрушили в Украине 714городов и поселков, свыше 28 тыс. сел. Значительные утраты понесли историческиеи краеведческие музеи, библиотеки, картинные галереи. Всего из Украины врагивывезли свыше 330 тыс. ценных музейных экспонатов, сожгли более 50 млн. книг.
Вторая мировая война была серьезнымэкзаменом для украинской культуры. Но следует отметить, что деятели культурыоказались на высоте своего призвания: они все подчинили задачам разгрома врага.В сложных условиях войны культура стала могучим средством в борьбе противфашизма.
 
8. Культура Украине во второйполовине ХХ века и на современном этапе.
В послевоенные годы расширилась сетьнаучно-исследовательских учреждений, увеличилась численность научных кадров.Возобновили свою работу Киевский, Харьковский, Одесский государственныеуниверситеты. К 1950 г. действовало 222 тысячи школ.
Наряду со всеми положительнымиизменениями продолжала действовать сталинская идеология. Постоянному контролюподвергались деятели литературы и искусства. На протяжении 1946-1948 гг. ЦК КП(б) принял ряд постановлений: «Об искажении и ошибках в освещении историилитературы в книге «Очерки истории украинской литературы», «О репертуаредраматических и оперных театров УССР и мероприятия по его улучшению» и др. Вназванных документах искажалась культурная жизнь Украины, в частностилитература, искусство, состояние исторической науки, около сотни украинскихдеятелей науки были обвинены в украинском буржуазном национализме.
Обходя политические притеснения,украинские литераторы доносили до читателя идеи гуманизма, чувство патриотизма,любовь к своей Родине. В эти годы получили широкое распространение произведенияА. Малышко «Прометей», О. Гончара «Знаменосцы», М. Бажана «В дни войны», П.Воронько «Весенний гром» и др. Плодотворно работали А. Довженко, А. Копыленко,М. Стельмах. Борьбе с пережитками посвятили свои произведения сатирики июмористы О. Вишня и С. Олейник.
В послевоенный период музыкахарактеризуется расширением тематики и жанров. В начале 60-х годов Б.Лятошинский завершил Третью симфонию, поэму «Гражина по повести А. Мицкевича.Тепло встретили слушатели Вторую симфонию и сюиту «Король Лир» Г. Майбороды,ораторию «Октябрь» К. Данькевича, сюиту «Памяти Леси Украинки» и «Партизанскиекартины» А. Штогаренко, «Прикарпатскую симфонию» С. Людкевича и др. В оперномискусстве следует выделить оперы «Милана» Г. Майбороды, «Украденное счастье» Ю.Мейтуса, оперу-интерпретацию драмы-феерии Л. Украинки «Лесная песня» В Кирейко идр.
Тематика послевоенной живописипосвящена событиям Второй мировой войны. На материалах фронтовых воспоминанийсоздано великое множество картин: Д. Безуглый «Форсирование Днепра», Л. Чичкан«Отомстим», С. Отрощенко «Немецкие оккупанты на Украине».
В скульптуре также как и в живописиведущими темами стали события и образы военного времени: памятникмолодогвардейцам – монументальная скульптура (1954), ее авторы В. Агибалов, В.Мухин, В. Федченко, А. Сидоренко и др.
60-е гг. ознаменовались выходомроманов «Омут» Г. Тютюнника, «Правда и кривда» М. Стельмаха, «Капля крови» Ю. Мушкетика,«Человек живет дважды» Ю. Шелкопляса. С интересом общественность встретилапроизведения молодых поэтов-шестидесятников: В. Симоненко, Л. Костенко, И.Драча и др.
Репрессии 1965 – 1966 гг., скрытаяидеологическая «чистка» редакций газет, журналов, издательств, институтовгуманитарного профиля, усиление идеологического давления на интеллигенциювместо предполагаемого уничтожения инакомыслия дали обратный результат: частьшестидесятников, которые не были арестованы, давали отпор неосталинизму. Появилисьпроизведения «Горе от ума» В. Черновола – сборник документов и биографическихсведений о жертвах репрессий 1965 – 1966 гг.; антисталинские статьи В. Мороза«Репортаж из заповедника им. Берия» и «Среди снегов». Весомый вклад влитературу вносят О. Гончар, М. Стельмах, П. Загребельный, Ю. Мушкетик, М.Зарудный и др.
Значительным явлением украинскогокино стало творчество
С. Параджанова, К. Муратовой, Л. Быкова. Сокровищницу украинского кинопополнили такие талантливые фильмы, как «Тени забытых предков», «Белая птица счерной отметиной», «Меланхолический вальс», «В бой идут одни старики»,«Аты-баты, шли солдаты» и др.
Новые черты в 70 – 80-е годыприобрела музыка. Широкой популярностью пользовались исполнители массовойэстрадной песни С. Ротару, В. Зинкевич, Н. Яремчук.
Пропаганде музыкального творчестваблагоприятствовала деятельность таких художественных коллективов какГосударственный симфонический оркестр Украины, капеллы «Думка», «Требита»,Украинский народный хор, квартет им. Н. Лысенко и др.
Среди общественных сооружений 70-хгодов художественно отличаются Дворец культуры «Украина» (1970, архитектор Е.Маринченко и др.) и Здание института технической информации (1971, архитекторыЛ. Новиков, Ю. Броев) в Киеве. Создаются музеи народной архитектуры и быта.
Установлены памятники А. Пушкину и Н.Лысенко в Киеве (А. Ковалев), Т. Шевченко – в Москве (Ю. Синкевич и др.), И.Франко – во Львове (В. Борисенко и др.).
Одной из ярких и характерных черткультурной жизни украинского был расцвет народного самодеятельного творчества.В художественной самодеятельности принимали участие свыше 4 млн. трудящихся; вреспублике действовало 105 самодеятельных народных театров, 48 народныхансамблей и симфонических оркестров.
В 80-е годы были начаты реформы вэкономике и политике, социальной и духовной жизни СССР, которые, в конечномсчете, привели к его развалу. 16 июля 1990 г. Верховной Радой была принята Декларация о государственном суверенитете Украины, а 2 августа – Закон «Обэкономической самостоятельности Украинской ССР. 24 августа 1991 г. Верховная Рада приняла «Акт независимости Украины», который был подтвержден на всенародномреферендуме 1 декабря того же года. Таким образом, Украина пришла кнезависимости.
С провозглашением независимостиУкраины государство ощущало острую потребность в создании законодательной базыв области культуры. 23 мая 1991 г. Верховной Радой был принят закон Украины «Обобразовании». Он определил школу как основу духовного исоциально-экономического развития государства и предвидел кардинальныеизменения в ее работе. Кабинетом министров утверждена комплексная национальнаяобразовательная программа «Освита» («Украина – ХХI столетие»). Программаосновывается на соединении образования науки и культуры, отечественного имирового педагогического опыта. Ее целью является подъем отечественногообразования до мирового уровня. Важным шагом в этом направлении стало принятиеВерховной Радой Украины 19 февраля 1992 г. «Основ законодательства о культуре».
Из-за отсутствия эффективной системыгосударственного финансирования культуры указом президента Украины в июле 1994 г. был создан Фонд содействия искусству Украины. Уже первые шаги его деятельности показали, чторабота Фонда эффективно влияет на реализацию многих художественных проектов,содействует духовному возрождению общества.
В 90-х годах возникаютнегосударственные культурно-творческие организации, среди них такие какассоциация творческой интеллигенции «Мир культуры», общественные объединения:театр – студия «Арабески», ассоциация «Новая музыка», Центр международныхкультурных инициатив и др.
Реорганизовывается вся системавысшего и среднего специального образования. В 1998 г. в Украине насчитывалось 204 учебных заведения III – IV уровней аккредитации, т. е.университетов, академий, институтов, 665 учреждений образования I – II уровнейаккредитации, т. е. техникумов и колледжей. В этом же году государство началоновый этап практической реализации программы возрождения историческихпамятников, возвращение к жизни символов веры украинского народа. Отстроензаново Михайловский Златоглавый собор. После нескольких лет дискуссий по поводупроектов работ отстроен Успенский собор Киево-Печерской лавры, который поднялсяиз руин и освящен 28 августа 2000 г.
В 2000 г. в составе Министерства культуры и искусств Украины создана Государственная служба контроля заперевозом культурных ценностей через государственную границу. Служба занимаетсягосударственной экспертизой культурных ценностей, возвращением краденных,незаконно вывезенных и невозвращенных произведений искусства. Состоялся Всеукраинскийсъезд работников культуры и искусств, на котором с программными речамивыступили Президент Украины Л. Кучма и министр культуры Б. Ступка, определивпути развития культурно-творческого процесса государства.
Процессы, происходящие в обществе,широко охватили и литературу. Происходит переоценка общественных идеалов,исторических событий. Сегодня первое место занимает публицистика, котораяосвещает политические процессы и изменения, происходящие в обществе. Высокимгражданским пафосом наполнено творчество И. Драча, Д. Павличко, П. Мовчана, В.Яворивского, И. Дзюбы и др.
Весомый вклад в возрождениеисторической памяти и возвращение забытых имен деятелей культуры и искусствавнесли Союз писателей Украины и ее издательские органы: газета «Литературная Украина»,журналы «Звон», «Березиль», «Днепр», «Вселенная», «Слово и время», «Украинскийисторический журнал», «Памятники Украины».
Благодаря этим изданиям началивозвращаться в украинскую литературу ранее запрещенные имена писателей и ихпроизведения, произведения искусства, творчество художников диаспоры,исторические исследования.
Происходят изменения в украинскомкино. Создаются украиноязычные фильмы. По произведениям классиков украинскойлитературы созданы многосерийные фильмы «Сад Гетсиманский» по мотивампроизведений И. Багряного, «Ловушка» – И. Франко, «Царевна» – О. Кобылянской,«Роксолана» – П. Загребельного. В1991 г. создан Государственный фонд украинскойкинематографии. Позднее создана Ассоциация молодых кинематографистов Украины(АМКУ).
Возрождается в Украине музыкальноетворчество, развивается современная украинская песня. Новые песни дарятслушателям О. Билозир, О. Билоножко, С. Ротару, П. Дворский, А. Кудлай, П.Зибров, Т. Повалий и другие мастера эстрадного искусства. Проводятся песенныефестивали – «Червона Рута», «Песенный вернисаж», «Таврические игры» и др.
Таким образом, деятельностьукраинский народ возрождает и развивает национальную культуру. Культура –вечная золотая нить истории, которая соединяет поколения, эпохи, времена инаправлена в будущее. Украинская культура создала великие ценности. Задачанынешнего поколения – сберечь и приумножить их.

Список литературы
1. Берестовская Д.С. Культурология: Учеб. пособие. –Симферополь, 2003.
2. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. — М.,2002.
3. Культурология: Учеб. пособие /Под ред. А.А. Радугина.– М., 1998.
4. Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. –С.-П., 2000.
5. Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. –М.,2002.
6. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник. – М.,1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.