(папка№1)"Последовательность хода научного исследования"1. Последовательность хода научного исследования.общая схема хода научного исследованияструктура исследовательской работы (цель, гипотеза, задача, обзор литературы, методы исследования, собственные результаты, выводы, доклад)Оформление исследовательской работыструктура содержания исследовательской работы (введение, основная часть, заключение)требование к оформлению (титульный лист, язык, стиль, общие правила оформления исследовательской работы)Последовательность хода научного исследованияОбщая схема хода научного исследованияОбоснование актуальности выбранной темыПостановка цели исследованияОпределение конкретных задач исследованиеОпределение объекта исследованияОпределение объекта исследованияВыбор методов и методики проведения исследованияОписание процесса исследованияОбсуждение результатов исследованияФормулирование выводов (результатов)Оценка полученных результатовСтруктура исследовательской работыСтруктура исследовательской работы стандартна и от стандартов нельзя отступатьЦель исследованияформулируется кратко, одним предложением(доказать, обосновать, разработать видеофильм, компьютерную программу)Гипотезапредположение, которое в процессе работы либо подтверждается, либо опровергается. предположение должно быть обоснованным, т.е. подкрепляется научными данными и логическими соображениями.Задачи исследованияДетализация цели. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования можно назвать этапами исследования.Формулировка задач тесно связана со структурой исследованияЗадачи могут быть поставлены для теоретической части (обзор литературы по проблеме) и для экспериментальной части исследованияЗадачи определяют: содержание исследования, структуру текста работыДля формулирования задач используют "проанализировать", "выявить", "определить", "установить".Можно ставить 3-5 задачЗадачи определяют методы и методики т.е. приемы и способы, которые использует исследователь.Обзор литературы по проблемедать краткую характеристику того, что известно об исследуемом явлении и в каком направлении оно ранее изучалосьдля этого анализируют несколько работМетодики и методы исследованияописать, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезыобщие методы научного познания (анализ, наблюдения, измерения, сравнения, эксперимент и др.)специальные методы ( методы меченых атомов, статистический и термодинамический метод, спектральный анализ/физика, химия/, метод интервалов и математической индукции/математика/тестирование, анкетирование, интервью/для гуманитарных наук/узкоспецефические методы: математика(метод Ньютона, метод касательных для решения уравнений, метод Гаусса, метод последовательного исключения неизвестных для решения системы алгебраических уравнений); метод Лагранжа и метод Эйлера (метод описания движения жидкости - основной метод гидродиамики)Собственные данные, полученные в результате исследовательской работыполученные данные сопоставить друг с другом и с данными из источниковсформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследованиянеобходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы т.е. в процессе работы получается массив чисел или текстов и т.п. которые представлять не нужно числа и тексты включать только те, которые иллюстрируют вывод, но для возможных "любопытных к первоисточникам" самый интересный первичный материал можно вынести в приложение (выгодной формой представления данных - является графическая т.к. она максимально облегчает восприятие текста)Выводы - это краткие ответы на вопрос "Как решены поставленные исследовательские задачи".Поэтому, тезисно по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования.Совокупность выводов является доказательством полноты достижения цели.цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.^ Различие текста исследовательской работы (т.е. основной части) и доклада по исследовательской работе. Главная задача докладчика:а) точно сформулировать, эмоционально изложить саму суть исследованияб) проиллюстрировать суть исследованиялаконичнонебольшим количествомяркообразно оформленноудобного для восприятияв) недопустимо зачитывание работы, перегрузка доклада "лишними" даннымиг) для освещения сути исследования достаточно 10 минутВсе остальное, если возник интерес у аудитории излагается в ответах на вопросы.Оформление исследовательской работыСтруктура содержания исследовательской работыВведениеОсновная частьЗаключениеВведение:Обосновать актуальность проблемы исследованияОпределить объект и предмет исследованияСформулировать цель исследованияОпределить задачиОпределить методы и методики исследованияОсновная часть:Обзор источников по проблеме исследованияОписание его этапов и процессаЗаключение:1. Перечислить результаты исследовательской работы2. Сформулировать выводЛогическая взаимосвязь цели, задачи, результатов и выводов (схема) Цель доказать…Обосновать…Разработать… Вывод на основании результатов данного исследованияДоказано…Обосновано…Разработано… Результаты в ходе данного исследованияПроведен анализ…Выявлено…Определено…Установлено… ЗадачиПровести анализВыявить…Определить…Установить… Методы Анализ Наблюдение Измерение Эксперимент идр.Результаты находятся в логической связи с задачами исследованияВыводы находятся в логической связи с целью. Пример:Задачи - "проанализировать", "описать", "выявить", "определить", "установить" - то результат - " в ходе данного исследования был проведен анализ…, выявлено…, определено…, установлено…"Цель - "доказать", "обосновать", "разработать"…Вывод - " на основании результатов данного исследования доказано…, обосновано…, разработано… Титульный листПолное наименование учебного заведения________________________________________________________________________Тема исследования не заключается в кавычки, само слово "тема" не пишетсяУказать вид работы ( прим. Экзаменационный реферат по биологии)Учебный предметИмя Отчество Фамилия Класс Имя Отчество Фамилия (руководителя) Должность (учитель математики)Чебоксары 2006 (без слова год)Язык, стильТекст исследовательской работы составляют используя:формально-логический способ описаниястроят в форме рассуждения четко, ясно, последовательнодопускаются сравнения, аналогии, афоризмыПри оформлении исследовательской работы выделяют:титульный листоглавлениевведениеосновная частьзаключение (выводы)список литературы и другие источникиТема на титульном листеФормулируем тему по правилам:Чем уже тема, тем больше слов содержится в формулировке темыЧем расплывчатее и не конкретнее тема, тем меньше слов в формулировке темыРазмер шрифта не имеет принципиального значенияВведение и основной текст Делят на разделы и делают краткий вывод в конце каждого раздела.Сопровождают иллюстрациямирисункифотографиидиаграммысхемы, таблицыесли есть цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и др. указать № источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.Пример - древняя мудрость гласит: "Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь". /3,с.65/Список литературы:сначала литература, потом другие источникикнига:автор или авторыназваниегород, в котором издана книгагодколичество страниц в текстеОбщие правила оформления текста исследовательской работыПо ГОСТ 7.32 - 81.- введ. 01. 01.82. - М.,1981Объем: от 5 до 25 страниц печатного текстаДоклад: от 1 до 5 страниц (зависит от класса)Текст на компьютере:шрифт 12-14 Times New Roman, обычныйинтервал между строк 1,5-2размер полей:а) левого 30 ммб) правого 10 ммв) верхнего 20 ммг) нижнего 20 ммТак умещается 30 строк, в строке примерно 60 знаков/ пробелыПечатают на одной стороне листа.Сноски, примечания указывают на той же странице, через интервал более мелким шрифтом.Страницы нумеруются с титульного листа, цифру ставят сверху по центру страницы. На титульном листе номер страницы не ставят.Новый раздел начинают с новой страницы (введение, главы, параграф, заключение и т.д.)Расстояние между названием раздела и текстом = 3 интерваламЗаголовок посередине строкиТочку в конце заголовка не ставят(Папка№2)Формы представления исследовательских работИсследовательскую работу можно представить в различных формахТекстовые исследовательские работы:докладстендовый докладрефератлитературный обзоррецензиянаучная статья (отчет)другие формы исследовательских работ:компьютерная презентация или видеофильм с текстовым сопровождениеммакет с текстовым сопровождениемпроектДокладЭто документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.Доклад: Отражает новизну и практическую значимость темыРаскрывает основное содержание темыОбосновывает выгоду по исследовательской работеОбосновывает предложения докладчикаЭти требования отражаются в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.)Стендовый доклад ( требования на Всероссийских юношеских чтениях В.И. Вернадского)Данная форма доклада обеспечивает:Легкость и концентрированность восприятия содержанияЭта форма принята в международной практикеДля каждой исследовательской работы - стенд = 1 кв. м.Все материалы исследовательской работы оформляют на листах ватманаВерх стенда:Полоса 840x100 мм с названием работыШрифт не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм)На этой же полосе Ф. И. О. автора и научного руководителя, название учреждения (полное), город. Шрифт не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм)На этой же полосе в левом углу индивидуальный № стенда, который сообщается при регистрации.Требования стендовому докладу:Наглядность при беглом просмотре стенда (у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы)Соотношение иллюстративного и текстового материала 1:1(фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) Шрифт теста свободно читаемый с расстояния 50 см.Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 мин.Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.Структура стендового докладаЦели и задачи работыОписание сделанного в процессе исследованияМетоды, используемые в ходе исследовательской деятельностиОсновные результаты и выводыБлагодарность организациям и специалистам, оказавшим помощь в работеМетоды и результаты исследования целесообразно представить в графическом и иллюстрированном виде. ^ Литературный обзорЭто краткая характеристика, того, что уже давно известно об исследуемом явлении из различных источников.В литературном обзоре указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.Ход работы литературного обзора:Общее ознакомление (прочитать оглавление, бегло просмотреть содержание)Подробная работа:в главах и разделах выделять важные части текстасоставить план прочитанного (в пунктах отражать существенные мысли и идеи)выписать цитаты ( указать источник и его выходные данные)Сравнение информации из разных источников (сопоставить)Заключение:критическая оценка прочитанного (оценить объективность суждений)обязательно показать, что исследователь познакомился с областью исследования по нескольким источникам, что способен поставить перед собой исследовательскую задачу Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.Рецензия (рассмотрение)Рецензия представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведениякнигаспектакльконцерткинофильмчья либо научная работа также в качестве рецензии может рассматриваться ОТЗЫВ на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.д.Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или журнале.^ Научная статьяНаучная статья - это своеобразный литературный жанр. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения.Структура научной статьи:Описать проблему, ее актуальность для теории и практикиКраткие данные о методике исследованияАнализ собственных научных результатов и их обобщениеВыводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшемСсылки на цитируемую литературу.Научный отчетНаучный отчет - это документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы.Назначение научного отчета - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.Структура научного отчета:Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работыЗначимость проведенной работы, ее исследовательская деятельность и практическая значимостьХарактеристика применявшихся методов исследованияОписание результатов исследованияЗаключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросыВыводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.Реферат (докладывать, сообщать)это краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.это доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источниковжанр реферата требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводовГотовность учащегося к работе над рефератомосознанно понимать исследуемую областьуметь самостоятельно добывать и интерпретировать знанияучащийся должен быть:склонен к исследовательской работеобладать аналитическим умомобладать критическим мышлением Структура рефератасоставить развернутый план реферата, где определяется структура реферата и основное содержание по разделам:введениеосновная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.заключениесписок источников (оформить в соответствии с ГОСТ ом)Введение рефератаформулируется проблемаописывается ее актуальностьописываются цели и задачи рефератаобъем введения не должен превышать 1-2 страницыОсновная часть рефератакаждый раздел завершают логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников и собственной оценкой материалавесь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылкиЗаключениеподводятся итогиформулируются выводыобозначаются перспективы решения заявленной проблемыобъем заключения не должен превышать 1-3 страницСписок источниковлитература (книги, журналы, газеты)сеть интернеттеле-и радиопередачичастные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором рефератаПроцедура защиты рефератаУчитель зачитывает рецензию на рефератСлово для доклада автору реферата (экземпляр реферата может находится у докладчика)Доклад = 5-10 минутего готовят в виде отдельного текстаон не должен представлять собой пересказ текста реферата (тем более его чтение)должно быть:а) обоснование актуальности темыб) цель рефератав) задачи рефератаг) полученные выводыд) допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работые) сообщить на сколько значима тема реферата лично для автораПосле доклада автору реферата задают вопросыОценка рефератасодержательная часть:неординарность темыглубина постановки проблемыструктура работыактуальность и т.п.оформление:соответствие стандарту оформленияэкспертиза иллюстративного материалат.п.представление на процедуре защиты:манера держатьсяна сколько свободно ориентируется в тексте рефератакак отвечает на вопросы и т. д.Проект (брошенный вперед)Проект - это замысел, план, разработанный план сооружения механизма, схема технологического процесса, предварительный текст какого-либо документа.Проектирование - процесс создания проекта-прототипа, прообраза предлагаемого объекта или состоянияВиды проектов:монопредметныймежпредметныйнадпредметныйМонопредметный проект - осуществляется в рамках одного предметаМежпредметный проек - предполагает использовать знания, умения, навыки по двум и более предметамНадпредметный проект - выполняют на стыках содержания школьных предметов, носит исследовательский характерПлан работы над проектомОпределение темыОпределение цели, задачиФормирование группыАнализ предстоящей исследовательской работыа) определить источники информацииб) определить способы сбора и анализа информациив) определение способа представления результатов (форма проекта)г) планирование процесса проектной деятельностид) ознакомление с критериями оценки результатове) распределение задач (обязанностей) между членами группыИсследование ( инструменты: интервью, опрос, наблюдение, эксперимент)а) сбор информацииб) обсуждение альтернатив методом "мозгового штурма"в) выбор оптимального вариантаФормулирование результатов (анализ и формулирование выводов)Защита проекта^ Последовательность работы над проектом № п/п Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе 1. Подготовка Определение темы и целей проектаФормирование рабочей группы 2. Планирование Анализ проблемыОпределение источников информацииОпределение способов сбора и анализаОпределение способа представления результатов (форма проекта)Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности Ролевое распределение в команде группового проекта 3. ИсследованиеПринятие решениевыполнение Сбор и уточнение информацииОбсуждение альтернатив ("мозговой штурм")Выбор оптимального вариантаУточнение планов деятельностиОсновные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперимент и т.п. 4. Формулирование результатов и вывод Формулирование выводовВыполнение исследованияОформление проекта 5. Оценка Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успех, неудача) и причин этогоАнализ достижения поставленной цели 6. Защита проекта Подготовка доклада:обоснование процесса проектирования, представление и объяснение полученных результатовВозможные формы отчета:Устный отчетУстный отчет с демонстрацией материаловПисьменный отчетСамоанализСамооценка деятельности