Реферат по предмету "Литература"


Киевский период в творчестве Александра Ивановича Куприна

Содержание Задание на курсовую работу 2 Реферат 4 Введение 5 Глава . Становление А.И. Куприна как писателя 1.1 Киевские знакомства Куприна 1.2 Сотрудничество в периодических изданиях 1. Русское богатство 2. Киевское слово 3. Киевлянин Глава . А.И. Куприн в периодических изданиях 2.1 Рассказы киевского периода 2.2


Киевские типы 2.3 ЛЕДОВАНИЯ в данной работе является киевский период жизни и творчества А.И. Куприна работа в периодических изданиях ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ является рассмотрение периода становления А.


И. Куприна как писателя, работа в газетах и журналах г. Киева. В ходе исследования предполагается решить следующие задачи - рассмотреть связь жизни и раннего периода творчества А.И. Куприна - изучить темы творчества Александра Ивановича Куприна в Киеве и работу его в периодических изданиях древнего города - рассмотреть формирование Куприна как мастера короткого рассказа - проанализировать сборники


Киевские типы и Миниатюры МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ метод системного анализа и описательный. НАУЧНАЯ НОВИЗНА данной работы состоит в попытке описать период формирования творчества Александра Ивановича Куприна, проанализировать его работу в газетах и журналах как журналиста и как начинающего писателя. ОБЛАСТЬ ПРЕМЕНЕНИЯ - школьное преподавание русской литературы, подготовка к семинарам. КАЗЕННЫЙ МАЛЬЧИК, АРМЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ, КИЕВСКИЙ ПЕРИОД,


РУССКОЕ БОГАТСТВО, КИЕВЛЯНИН, ЖИЗНЬ И ИСКУССТВО, РАССКАЗЫ КИЕВСКИЕ ТИПЫ, ОЧЕРКИ МИНИАТЮРЫ, ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ, МАЛЕНЬКАЯ ХРОНИКА, КУСТ СИРЕНИ, ЖИЗНЬ ВСЕХ СЛОЕВ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВА введение Среди выдающихся русских писателей начала XX века одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит


Александру Ивановичу Куприну. Начав литературную деятельность в самом конце 80-х годов прошлого века, Куприн за свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь создал немало значительных произведений, выдержавших испытание временем. Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника-секретаря мирового съезда Ивана Ивановича Куприна. Отца своего будущий писатель не помнил, он умер от холеры в августе 1871 года


и годовалый Саша вместе со старшими сестрами, Софьей и Зинаидой, остался на попечении матери - Любви Алексеевны Куприной. через два с лишним года после смерти мужа вдова с тремя детьми переезжает в Москву, где устраивает дочерей в закрытые учебные заведения, а сама с сыном поселяется в Кудринском вдовьем доме. В нем, описанном много лет спустя в рассказе


Святая ложь, Куприн прожил до шестилетнего возраста. Летом 1876 года он был отдан в Разумовский сиротский пансион, в котором пробыл четыре года. По окончании пансиона Куприн в августе 1880 года был принят во Вторую Московскую военную гимназию, которая через два года после этого реорганизовалась в кадетский корпус. Здесь будущий писатель провел ровно восемь лет - до августа 1888 года а, о том, что представляло


собой это учебное заведение, Куприн рассказал в своей известной повести На переломе Кадеты. Осенью 1888 года Куприн поступает в 3-е Военное Александровское училище, готовившее пехотных офицеров, и кончает его в чине подпоручика в августе 1890 года. В это время Куприн впервые печатается. Это небольшой рассказ Последний дебют в журнале Русский сатирический листок от 3 декабря 1899, 48, который автор считал не


удавшимся. Окончив юнкерское училище, Куприн в августе 1890 года был направлен на службу в 46-й пехотный Днепровский полк. В годы военной службы Александр Иванович не оставлял занятия литературой. Было написано много стихотворений и, кроме того, несколько произведений в прозе. Однако, необходимо было совершенствовать свое мастерство, а для этого нужно было уехать из провинции. Единственным возможным, хотя и трудно достижимым средством вырваться в те годы из захолустной армейской


среды было для офицера поступление в Академию генерального штаба. Куприн решил использовать этот путь, и в конце лета 1893 года он едет в Петербург сдавать экзамены в Академию. Экзамены шли успешно, но перед самым окончанием их молодой офицер по распоряжению командующего войсками Киевского военного округа генерала Драгомирова был неожиданно отозван обратно в полк, распростившись с надеждой попасть в


Академию. Вернувшись в полк Куприн еще в течение года тянет служебную лямку и только осенью 1894 года он принимает решение выйти в отставку, покидает Проскуров и переезжает в Киев. Я всегда восхищалась умением Александра Ивановича Куприна так красочно и реалистично описывать своих героев, вкладывать глубокий смысл в краткие рассказы, поэтому я очень рада, что мне представилась возможность глубже изучить его жизнь.


И, не смотря на то, что широкая известность и слава придут к нему намного позже темой своей работы я выбрала именно Киевский ранний период его творчества, так как, по-моему, как раз тогда и формировался тот Куприн, которым позже будут восхищаться, память о котором пронесут сквозь века. Свои рассказы Куприн писал легко, не задумываясь, брал талантом, но прекрасно понимал, что на одном таланте без большого жизненного материала долго не продержишься.


В одном из своих писем он писал о том, что, когда он вышел из полка, самое тяжелое было то, что у меня не было никаких знаний - ни научных, ни житейских. С ненасытной и до сей поры жадностью я накинулся на жизнь и на книги . 15,9 Живя в Киеве, так как специальности Александр Иванович не имел, занимается журналистской деятельностью, пробует себя в роли начинающего писателя,


иногда приходится работать на заводе, грузчиком, зубным врачом, землемером, актером, рыбаком, управляющим имением и т.д. Благодаря этому Александр Иванович Куприн получил огромный и интереснейший материал, основываясь на который написал, и после переезда из Киева, множество замечательных рассказов. Куприн изъездил всю Россию, меняя одну профессию за другой. Он изучил эту страну и знал ее во всех ее качествах, любил жить


одной жизнью с простыми людьми, выспрашивать их, следить за ними, запоминать их язык, их говор. Обосновавшись в Киеве, Куприн много путешествовал по Украине, ездил по украинским селам и местечкам, подолгу жил в Одессе, Екатеринославе, Житомире, Севастополе, бродил по югу Украины с передвижными цирками. 16,148 И так постепенно, из года в год,


Куприн стал таким же бывалым человеком, как Горький, с которым он потом подружился, как Лесков стал знатоком своего народа и его описателем. Поэтому он никогда не чувствовал недостатка материала. Все занимало его, и обо всем он рассказывал живо, со вкусом, ни на минуту не сомневаясь в том, что это интересно и всем окружающим. Глава . Становление


Куприна как писателя. Как я уже говорила, А.И. Куприн пробовал себя в роли писателя и поэта еще находясь на службе в армии, но лишь с появлением Куприна в Киеве начинается его формирование как профессионального писателя, все свое время он отдает литературе, которая становится для него основным источником существования. Оказавшись без средств к существованию, Куприн живет в гостинице Днепровский порт , о чем напишет в дальнейшем в произведении


По-семейному , но большее время Куприн прожил у своих друзей и знакомых у журналиста М.Н. Киселева, у братьев Сергея и Михаила Каришевых. вынужден идти в любые издания, заниматься всеми видами газетной работы, до полицейской хроники включительно. 4,9 В 1894 году в солидном столичном журнале Русское богатство , в котором уже был напечатан его юношеский Последний дебют , было опубликовано Дознание , что стало хорошим началом для молодого писателя.


Беллетристикой Русского богатства руководил В.Г. Короленко, выдающийся писатель-революционер, демократ и последовательный реалист. Его правой рукой был критик Н.К. Михайловский, воспитанный Отечественными записками и нелегальной Народной волей .16,148 Обычно в Русское богатство и в другие толстые журналы попадали авторы, имевшие предварительный опыт работы в мелких столичных и провинциальных изданиях, которые заслужили право появиться


в большой прессе 1,9. Но Куприн прошел иной путь спустившись, после Русского богатства , в мелкую провинциальную прессу. С сентября 1894 года Куприн начинает сотрудничать в газетах Киевское слово , Жизнь и искусство, а с февраля 1895 года - в газете Киевлянин , а также в ряде иногородних газет Волынь в


Житомире, Донская речь , Приазовский край в Ростове на-Дону, Самарская газета , Донская речь в Новочеркасске, Одесские новости и проч. Он печатает в этих газетах рассказы, очерки, статьи и стихи, подписывая их различными псевдонимами Алеко, А. Незабудкин, А. Поспелов, В. Теплов, Киевлянин, NN. криптонимами А. И. К А.


К А. К-рин К К-н, а иногда и такие как Януш, Еgo, -инъ и др. Лишь под немногими из своих произведений этих лет ставит он полную подпись.1,10. Из всего напечатанного в киевских газетах фельетоны, рецензии, судебные отчеты, передовые статьи на данный момент наиболее рассмотрены и, по словам В. Афанасьева, представляют наибольший интерес его рассказы.


В ранних произведениях 1893-1896 г. еще много ученического, подражательного, но вместе с тем в них видны реалистическое дарование молодого писателя, неуклонный рост мастерства. Многие картины и зарисовки имеют совершенно ясную острую социальную направленность, проникнут глубокой симпатией к простому человеку. Это видно в рассказах армейской тематики Дознание , Прапорщик армейский , рассказах обличающих чиновников-взяточников и пройдох


Негласная ревизия , Просительница . В раннем периоде творчества обнаруживается склонность Куприна к психологическому анализу Страшная минута , Ночлег . В серии фельетонов и очерков Куприн дает зарисовки обитателей большого города. Источником вдохновения, для написания этих произведений, служит изображение реальной, окружающей автора жизни с стремлением преодолеть журналистскую, газетную фотографичность.


Меткость рисунка, сочность красок отличают серию Киевские типы , в которую объединены эти фельетоны и очерки. В них появилась большая зоркость и наблюдательность Куприна. Содержание очерков значительно шире объединяющего их заглавия. Некоторые критики отмечали это как недостаток, может им хотелось, чтобы Куприн ограничивался забавными этюдами. Редакция газеты


Киевское слово в предисловии к очерку Вор оправдывалась, что новая серия Киевских типов не будет выходить за рамки Киева, но очерки Куприна действительно имели всероссийских характер и в этом и была их сила. Наиболее значительными оказались Студент - драгун , Лжесвидетель , Босяк , Вор , Художник , Доктор , Хайжушка .


Киевский период был плодотворным в жизни и творчестве А.И. Куприна. Не смотря на ряд не совсем приятных моментов, пребывание в Киеве и работа в газетах дали Александру Ивановичу возможность познакомится ближе с жизнью различных слоев городского населения, сделать ценные наблюдения, которые в дальнейшем отразятся в произведениях, а так же лягут в основу ряда коротких рассказов, объединенных под заголовком


Киевские типы . Писатель умел близко сходиться с простыми людьми, жить их заботами, радостями и печалями, возможно именно в этом и кроется секрет его писательского своеобразия. К началу ХХ века Куприн был уже лично знаком с А. Чеховым, Л. Андреевым, Н. Михайловским, Л. Толстым, М. Горьким, Ф. Батюшковым, И. Репиным и др. Среди его знакомых были и жившие в


Киеве украинские писатели М. Старицкий, Б. Гринченко, Леся Украинка. 16,147 В Киеве А.И. Куприн тесно общается с местными литературными силами. Это М.Н. Киселев Чалдон, Е. Кибаленко, И.М. Левинский, К.В. Назарьева, Ю.В. Ревякин и другие. Писатель очень быстро привыкает к повседневному труду за письменным столом, оттачивает свое перо быстрописателя , приобретает необходимый писательский навык, которым будет


пользоваться постоянно. Дружба с Киселевым оказала благотворное влияние на Куприна, человека неуравновешенного и порывистого. По совету Киселева Куприн много читал, познакомился с произведениями Г.И. Успенского, чье творчество потом очень ценил. Благодаря наставлениям Киселева, ездил в Донбасс, изучал жизнь рабочих и как результат этой поездки


стала повесть Молох . Позднее Куприн напишет о М.Н. Киселеве как о лучшем, преданнейшем друге, лучше и ближе которого, кажется, не было за всю жизнь .8,21 В Киевских газетах под рубриками Из записной книжки репортера и Маленькая хроника печатались репортерские заметки Куприна, насыщенные диалогами, сценками, яркими зарисовками. Куприна-журналиста интересовало буквально все. Он с увлеченностью работал репортером, считая, что репортерская


работа разновидность литературной деятельности. Репортер должен все видеть, все знать и все уметь рассказать. Профессия журналиста благотворно сказалась на художественном творчестве Куприна. Сотрудничество Куприна с киевскими газетами и журналами совпало с широким распространением и популярностью в те годы в русской литературе очерков городского типа . Как раз в Русском богатстве этому жанру уделялось заметное место еще в конце 1880-х годов и до второй


половины 1890-х годов. Глава . Киевские типы и Миниатюры . Почти три четверти всего написанного А.И. Куприным с 1894 по 1900 года появилось на страницах киевских газет. Здесь же, в Киеве, увидели свет и первые книжки Александра Ивановича Киевские типы 1896 год и Миниатюры 1897 год. Отличительной чертой этих очерков было то, что они представляли итог определенного наблюдения, изучения


и обобщения конкретного материала вместе с тем Куприн не руководствовался модным в то время натурализмом, в них нет фотографий, не смотря на то, что каждая черта тщательно срисована с натуры. 3,18 Этому способствовала тщательная наблюдательность Куприна-очеркиста, повышенный интерес и внимание к маленьким, неизменным, а иногда и деклассированным , брошенным на дно жизни людям. Уже самим выбором объекта для зарисовок писатель утверждает мысль о


том, что каждый человек, не зависимо от его общественного положения, представляет интерес, имеет право на внимание. В Киевских типах наряду со студентами фигурирует босяк, наряду с доктором вор, и о каждом из них писатель рассказывает живо и увлеченно. Стремясь нарисовать типические фигуры представителей той или иной социальной категории, той или иной профессии, Куприн дает обобщенные образы, а героев часто называет не по именам, а по принадлежности к той или


иной группе певчий, пожарный, квартирная хозяйка, художник и так далее. Как не пестры очерки, в целом все же воссоздают они страшную картину падения, деградации человеческой личности в условиях собственного мира. Киевские типы принадлежат к широко распространенному в конце 80-х начале 90-х годов в русской литературе типу очерков городских типов . Первая книга рассказов Куприна была издана в Киеве при непосредственной помощи жены старшего брата


Карышева, Сергея Алексеевича, популярного в Киеве нотариуса. В доме Карышевых устраивались вечера, к ним приезжал из Петербурга известный баритон Мариинского театра Л.Г. Яковлев, приходившийся родным братом жене Сергея Алексеевича Анне Григорьевне. С.А. Карышев позже вспоминал, что в свое время именно он предложил


Куприну написать что-то для одной из киевских газет и, после того как Карышев написал редактору рекомендательное письмо, молодого писателя. 16,150 Куприн задавался целью изобразить собирательные черты тех групп индивидуумов, на которые известная профессия и местные условия имели то или иное влияние . 3,23 Тематически Киевские типы можно разделить на две группы зарисовок одна из них портреты, в которой


без всякого шаржа и утрировки, по сатирически остро показаны черты обывателей и мещанства другая группа портреты босяков и деклассированных людей, промышляющих кто чем может. Очерк Студент - драгун имел значительный успех, объяснявшийся исключительной меткостью образной характеристики. В студентах-белоподкладочниках, сынках богатых родителей, было воплощено все духовное убожество паразитической среды. Щегольски затянутые в новенькие мундиры, рисуясь военной выправкой, эти представители золотой


молодежи бездельничали, развратничали, играли целыми днями на бильярде. Их чванливость была равна их невежеству. Один из самых ярких очерков серии Киевские типы - Художник имеет отчетливо выраженную сатирическую направленность. В очерке рассказывается о декадентствующем живописце, который презрительно отвергает реалистическое искусство, как классическое, так и современное. Куприн и сам испытал влияние декадентства, хотя оно


и было кратковременным и лишь в самом начале творчества. Автор высмеивает подобных деятелей, претендующих на роль новаторов, но в большинстве своем посредственных, а то и просто бездарных. Такие люди губят подлинные таланты, и только немногим удается вырваться из этой инертной и бездарной среды. К этой же теме можно отнести и другие очерки об имущих - Доктор , Квартирная хозяйка , Заяц . Проходит вереница людей, все мелочное существование которых подчинено


одной задаче выколачивать деньги людей у которых нет ни тени любви к своему делу. Все эти очерки интересны еще и тем, что они, как я уже говорила, являются своеобразными набросками, эскизами к более поздним произведениям писателя. Например, квартирная хозяйка в одноименном очерке, по мнению многих исследователей, прообраз содержательницы меблированных комнат Анны Фридриховну в рассказе Река жизни . Вообще роль киевских впечатлений во всем последующем творчестве


писателя чрезвычайно велика. Сборник рассказов Миниатюры объединил в себе более двадцать произведений писателя, печатавшихся в газетах и журналах Киева и Житомира. В.Д. Карышева сыграла решающую роль в издании второй книги Куприна Миниатюры . Дочь Карышевых, Лидия, вспоминала, что ее мать сама выбирала для книги шрифт, бумагу и прочее. 16,150 Куприн горячо сочувствует своему герою, хотя и видит свойственные ему слабости, которые


порой изображает в тонах мягкой, дружеской иронии. Как уже отмечалось, ранние рассказы Куприна пестры, разнообразны и не равноценны. Но какими бы пестрыми ни казались эти купринские произведения, в них все же при более внимательном взгляде проявляются главная, ведущая линия, связанная со стремлением их автора раскрыть духовную красоту человека - труженика, человека из народа, показать неприглядный облик хозяев жизни .


Эти характерные особенности раннего творчества Куприна найдут отчетливое воплощение в его первом крупном произведении повести Молох , который был посвящен Варваре Дмитриевне Карышевой, жене приятеля Куприна Михаила Алексеевича Карышева, инженера, служившего на Юго-западной железной дороге, а позднее переведенного на Донбасс, куда позднее вместе с семьей своих приятелей переезжал также и


Куприн. Выводы Первые рассказы Александра Ивановича Куприна, во многом еще художественно несовершенны, привлекают тематическим разнообразием, вниманием к простому человеку, прославлением его нравственных достоинств самоуважения, находчивости, гордости. Куприн принадлежит к тем писателям, которые умеют заинтересовать читателя сюжетом рассказа, поразить неожиданной развязкой. Но под час у него внимание к маленькому человеку оборачивается сентиментальностью,


а динамичность повествования внешней занимательностью. В киевских газетах Куприным было напечатано свыше сорока рассказов. Наряду с реалистическими произведениями, какими являются Дознание и Ночлег , психологически тонкими рассказами, как Негласная ревизия и К славе , чудесной полной большой человечности миниатюре


Allez , которой восхищался Л.Н. Толстой, в творчестве раннего Куприна встречаются слабые, мелодраматические произведения Странный случай , Каприз , типичные для журналов и газет тех времен. О Миниатюрах Куприн позднее говорил, что без стыда не может вспомнить, столько в этой книге было плохих рассказов. Она, слава богу, не привлекла внимания даже безработных провинциальных критиков


Разошлась она быстро благодаря пошлейшей обложке 12,29, но для читателя и исследователя она очень ценна. Прямо Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье. В поисках он шел по разным путям, часто заблуждался, но в конце концов пришел к единственно


правильному решению, что только величайший гений социализма приведет к расцвету человечности в этом измученном противоречиями мире. Он пришел к этому решению поздно, после трудной и сложной жизни, после дружбы и разрыва с Горьким, после своего противоречивого и не всегда ясного отношения к революционным событиям, после некоторой склонности к анархическому индивидуализму пришел уже в старости, больной и утомленный своим непрерывным писательским трудом Тогда он вернулся из эмиграции на родину, в


Россию, в Советский Союз, и этим поставил точку под всеми своими исканиями и раздумьями. Украина занимает видное место в творчестве писателя. И это не случайно. Многое в жизни Куприна было связано с нею. Военная служба молодого выпускника Александровского пехотного училища протекала в Украине в Проскурове и Волочиске. Поединок - наиболее значительное из произведений


Куприна, в которых нашли свое воплощение впечатления тех лет. На украинском материале написаны рассказы из крестьянской жизни, к которым впоследствии присоединились и такие вещи, как Олеся , Конокрады , Лесная глушь , Серебряный волк , На глухарей . Не довелось Куприну после возвращения на Родину побывать на Украине, в Киеве, в Одессе, в Крыму, где он провел когда-то немало счастливых дней,


где были созданы самые известные его произведения. Для читателей Куприн остается одним из лучших представителей классического реализма, певцом человеческой преданности и любви, верности и мужества, одним из самых любимых русских писателей. Мы должны быть благодарны Куприну за все за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую


в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом. Список использованной литературы 1. Афанасьев В.А. Александр Иванович Куприн М 1972 2. Афанасьев В.А. Александр Иванович Куприн Критико-биографический очерк гос. из-во Худ.лит М 1960 3. Берков П.Н. Александр Иванович Куприн


Критико-биографический очерк Из-во Академия наук СССР. М - Л 1956 4. Волков А. Творчество А.И. Куприна М 1981 5. Дейч А.И. День нынешний и день минувший М, 1969 6. Крутикова Л.В. А.И. Куприн 1870 1934 из-во Просвещение Л 1971 7. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна 1907-1938 года 2-е изд-е -


М 1987 8. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна Минск, 1983 9. Куприн А.И. листригоны Рассказы, очерки, воспоминания. Симферополь Таврия, 1984 10. Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9 т. Под общ. ред. Н.Н. Акоповой М Худ.лит 1973 11. Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Под общ. ред.


Н.Н. Акоповой. Вступительная статья Ф.И. Кулешова. Прим. И.А. Питляр. т. Произведения 1889 - 1896 г - М Худ.лит. ,1970 12. Лилин В. А.И. Куприн Л 1975 13. Михайлов О.Н. А.И. Куприн М 1981 14. Паустовский К. Поток жизни. Заметки о прозе. К 1985 15. Смирнова


Л.А. История литературы конца хх начала хх вв - Л 1997 16. Хинкулов Л. На рубеже веков Александр Куприн Хинкулов Л. Золовые ворота Киева К 1988 17. Хнкулов Л. Олександр ванович Купрн Хнкулов Л. Лтературн зстрч Розповд про письменникв у Кив. -К 1980



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.