Морозов А.В.
Выв своей жизни, вероятно, встречали человека, который прежде всего поражал вастем, что у него чрезвычайно развитое воображение, оригинальные и неожиданныесуждения, идеи, которые свойственны высокоразвитому интуитивному мышлению.Такого человека мы, как правило, называем творческой личностью. А способность кгенерированию новых идей есть все основания отнести к одному из важнейшихпризнаков творческой личности.
Ив школе, и в высших и средних специальных учебных заведениях, к сожалению,развитию интуиции, способностей к генерированию новых идей уделяютнедостаточное внимание. Педагоги в основном обращают внимание на логическиеметоды решения задач, в том числе в процессе решения творческих задач.
Есливсе известные методы решения творческих задач разделить по признакудоминирования логических эвристических (интуитивных) процедур и соответствующихим правил деятельности, то можно выделить две большие группы методов:
а)логические методы — это методы, в которых преобладают логические правилаанализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т. д.;
б)эвристические методы.
Длятого чтобы разобраться более глубоко в том, что понимать под эвристическимиметодами, следует обратить внимание на то, что метод словесно можно представитьв виде некоторой системы правил, то есть описания того, как нужно действовать ичто нужно делать в процессе решения задач определенного класса. Изразнообразного набора правил деятельности в решении задач принципиально можновыделить два больших класса предписаний: алгоритмы или алгоритмическиепредписания и эвристики — эвристические предписания. Если алгоритмы жесткодетерминируют наши действия и гарантируют в случае их точного выполнениядостижение успеха в решении соответствующего типа задач, то эвристики иэвристические предписания лишь задают стратегии и тактике наиболее вероятноенаправление поиска идеи решения, но не гарантируют успеха решения.
Итак,что же следует понимать под эвристическими методами решения творческих задач?
Эвристическиеметоды решения творческих задач — это система принципов и правил, которыезадают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего,стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новыхидей и на этой основе существенно повышающие эффективность решенияопределенного класса творческих задач.
Правиларешения творческих задач также часто называют эвристическими правилами, аотдельно взятое правило, прием решения творческой задачи часто называютэвристикой.
Опродуктивности эвристик и эвристических правил в решении творческих задачхорошо знают изобретатели и рационализаторы. Однако и они часто их используютстихийно. А это чрезвычайно затрудняет их практическое применение. Поэтомуобучение решению творческих задач и в школьной, и в вузовской практике восновном осуществлялось методом проб и ошибок, то есть далеко не лучшимобразом. Правда, как в отечественной практике в работах Г. С. Альтшуллера, Г.Я. Буша, так и в зарубежной практике имеются серьезные попытки описать этиметодические рекомендации в применении к изобретателям, например, метод«мозгового штурма», метод синектики и др. Но эти методические рекомендации,если их сформулировать в виде правил, могут найти самое широкое применение и вдеятельности менеджера – современного руководителя.
Итак,попробуем последовательно раскрыть эвристические методы, которые могут бытьшироко применены в творческой деятельности менеджера.
Метод«мозгового штурма»
Методи термин «мозговой штурм», или «мозговая атака», предложеныамериканским ученым А. Ф. Осборном (за основу взят вариант эвристическогодиалога Сократа).
Эвристическийдиалог «мозговой атаки» базируется на ряде психологических ипедагогических закономерностей, но прежде чем их сформулировать, следует краткоостановиться на тех теоретических предпосылках, которыми руководствовалисьсоздатели этого метода. Изобретателями было отмечено, что коллективно генерироватьидеи эффективнее, чем индивидуально. В обычных условиях творческая активностьчеловека часто сдерживается явно и не явно существующими барьерами(психологическими, социальными, педагогическими и т. д.). Эту ситуацию удобновыразить при помощи модели «шлюза». Творческая активность человекачаще всего потенциально сдерживается, как вода при помощи «шлюза».Поэтому нужно открыть «шлюз», чтобы ее высвободить. Жесткий стильруководства, боязнь ошибок и критики, сугубо профессиональный и слишком серьезныйподход к делу, давление авторитета более способных товарищей, традиции ипривычки, отсутствие положительных эмоций — все это выполняет роль«шлюза». Диалог в условиях «мозговой атаки» выступает вроли средства, позволяющего убрать «шлюз», высвободить творческуюэнергию участников решения творческой задачи.
Внастоящее время выработано несколько модификаций метода «мозговойатаки».
Прямая«мозговая атака» является методом коллективного генерирования идейрешения творческой задачи. Цель этого метода заключается в сборе как можнобольшего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолениипривычного хода мысли в решении творческой задачи.
Основныепринципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенныхучастниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток. Успехприменения метода во многом зависит от руководителя дискуссии (или, как егообычно называют, руководителя сессии). Руководитель сессии должен умелонаправлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлятьподсказки, использовать шутки, реплики. Количество участников сессии обычносоставляет от 4 до 15 человек, наиболее оптимальной считается группа от 7 до 13человек. Желательно, чтобы участники сессии были разного уровня образования,разных специальностей, однако рекомендуется соблюдать баланс между участникамиразного уровня активности, характера и темперамента.
Длительность«мозговой атаки» варьируется от 15 минут до одного часа. Отбор идейпроизводят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа.Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, апотом отбирается самая оптимальная с учетом специфики творческой задачи и целиее решения.
Массовая«мозговая атака», предложенная Дж. Дональдом Филипсом (США),позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей вбольшой аудитории (число участников варьируется от 20 до 60 человек).Особенность этой модификации метода заключается в том, что присутствующих делятна малые группы численностью 5–6 человек. После разделения аудитории на малыегруппы последние проводят самостоятельную сессию прямой «мозговойатаки». Деятельность работы малых групп может быть разной, но четкоопределенной, например – 15 минут. После генерирования идей в малых группахпроводится их оценка, затем выбирают наиболее оригинальную.
«Мозговойштурм» — диалог с деструктивной отнесенной оценкой — этот метод былпредложен советским исследователем Е. А. Александровым и модифицирован Г. Я.Бушем. Сущность диалога в данном случае состоит в активизации творческогопотенциала изобретателей при коллективном генерировании идей с последующимформулированием контридей. Предусматривается поэтапное выполнение следующихпроцедур:
1-йэтап — формирование малых групп, оптимальных по численности и психологическойсовместимости;
2-йэтап — создание группы анализа проблемной ситуации, формирование исходнойтворческой задачи в общем виде, сообщение всем участникам диалога задачи вместес описанием метода деструктивной отнесенной оценки:
3-йэтап — генерирование идей по правилам прямой коллективной «мозговойатаки» (особое внимание обращается на создание творческой, непринужденнойобстановки);
4-йэтап — систематизация и классификация идей. Изучаются признаки, по которымможно объединить идеи и, согласно этим признакам, идеи классифицируются вгруппы. Составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы крешению творческой задачи;
5-йэтап — деструктурирование идей, то есть оценка идей на реализуемость.«Мозговая атака» на этом этапе направлена только на всестороннеерассмотрение возможных препятствий к реализации выдвинутых идей;
6-йэтап – оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа исоставления окончательного списка практически используемых идей. В списоквносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критическихзамечаний, а также выдвинутые контридеи.
Наиболееэффективные результаты достигаются в случаях, когда все участники«мозговой атаки» рационально распределяются на группы: 1)генерирование идей: 2) группа анализа проблемной ситуации и оценки идей; 3)группа генерирования контридей.
Термин«мозговая атака» представляется не совсем удачным, так как«мозг» – понятие физиологическое, а «атака»,«штурм» – понятия, заимствованные из военного лексикона. Возможно, спедагогической точки зрения более удачным названием данного метода было бы«метод коллективного поиска оригинальных идей».
Методколлективного поиска оригинальных идей базируется на следующихпсихолого-педагогических закономерностях и соответствующих им принципах.
Перваязакономерность и соответствующий ей принцип сотворчества в процессе решениятворческой задачи. Руководитель группы, опираясь на демократический стильобщения, поощряя фантазию, неожиданные ассоциации, стимулирует зарождениеоригинальных идей и выступает как их соавтор. И чем более развиты способностируководителя к сотрудничеству и сотворчеству, тем эффективнее, при прочихравных условиях, решение творческой задачи.
Втораязакономерность и соответствующий ей принцип доверия творческим силам испособностям друг друга. Все участники выступают на равных: шуткой, удачнойрепликой руководитель поощряет малейшую инициативу членов творческой группы.
Третьязакономерность и принцип – использование оптимального сочетания интуитивного илогического. В условиях генерирования идей оптимальным является ослаблениеактивности логического мышления и всяческое поощрение интуиции. Этому в немалойстепени способствуют и такие правила, как запрет критики, отсроченныйлогический и критический анализ генерированных идей.
Вчем достоинства метода коллективного поиска оригинальных идей? К несомненнымдостоинствам этого метода следует отнести то, что он уравнивает всех членовгруппы, так как авторитарность руководства в процессе его применениянедопустима. Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального«огонька» в условиях применения этого метода как бы автоматическиснимаются. Доброжелательный психологический микроклимат создает условия для раскованности,активизирует интуицию и воображение.
Недостаткии ограничения метода заключаются в том, что его применение позволяет выдвинуть,найти творческую идею в самом общем виде. Метод не гарантирует тщательнуюразработку идеи. Он также неприменим или имеет ограничения в применении, когдатворческая задача требует больших предварительных расчетов, вычислений.Применение метода коллективного поиска оригинальных идей требует сравнительновысокого мастерства руководителя, способностей к импровизации, чувства юмора. Впроцессе его применения также не всегда удается преодолеть инерцию мышления,так как иногда создается иллюзия некоторого наиболее вероятного средства,приема, подхода решения творческой задачи. Логика мышления группы устремляетсячаще всего именно в этом направлении, но этот наиболее очевидный для решающихзадачу подход и является чаще всего ложным.
Методэвристических вопросов
Этотметод известен также как метод «ключевых вопросов». Методэвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительнойинформации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейсяинформации в самом процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросыслужат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решениятворческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящимивопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ученика на идеюрешения, правильного ответа. Эвристическим вопросам уделял много вниманияамериканский математик и педагог Д. Пойя.
Следуетзаметить, что эвристические вопросы широко использовал в своей научной ипрактической деятельности еще древнеримский философ Квинтилиан. Он рекомендовалвсем крупным политическим деятелям для сбора достаточно полной информации окаком-либо событии поставить перед собой следующие семь ключевых(эвристических) вопросов и ответить на них: кто? что? зачем? где? чем? как?когда?
Методэвристических вопросов базируется на следующих закономерностях исоответствующих им принципах:
Проблемностии оптимальности. Путем искусно поставленных вопросов проблемность задачиснижается до оптимального уровня.
Дробленияинформации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи наподзадачи).
Целеполагания(каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию — цельдеятельности).
Достоинствометода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности длярешения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуициюмышления, такую логическую схему решения творческих задач. Недостатки иограничения этого метода заключаются в том, что он не дает особо оригинальныхидей и решений и, как другие эвристические методы, не гарантирует абсолютногоуспеха в решении творческих задач.
Методмногомерных матриц
Этотметод среди исследователей и изобретателей также известен как метод«морфологического ящика» или метод «морфологическогоанализа». Наиболее полное обоснование и практическое применение этот методполучил при разработке системы реактивных двигателей швейцарским ученым Ф.Цвики. Опираясь на этот метод, Ф. Цвики придумал множество изобретений.Анализируя проблемы, которые чаще всего стоят перед исследователями илиизобретателями, Ф. Цвики разделил их на три больших класса:
проблемы,для решения которых можно использовать сравнительно небольшое число ужеизвестных элементов;
проблемы,для решения которых требуется использовать еще неизвестные новые элементы;
проблемыбольших чисел.
Исходнаяидея метода многомерных матриц в решении творческих задач заключается вследующем. Поскольку новое очень часто представляет собой иную комбинациюизвестных элементов (устройств, процессов, идей и т. п.) или комбинациюизвестного с неизвестным, то матричный метод позволяет это сделать не путемпроб и ошибок, а целенаправленно и системно. Таким образом, метод многомерныхматриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений,которые проявляются в процессе матричного анализа исследуемой проблемы.
Нельзяне заметить, что наименование метода «морфологический ящик» являетсяне совсем удачным, так как это название не столько отражает суть метода,сколько создает ореол таинственности и значительности. К тому же часто никакого«ящика» не получается, а в поисках новой идеи удается решитьпроблему, используя анализ двухмерной матрицы.
Достоинствомметода многомерных матриц является то, что он позволяет решить сложныетворческие задачи и найти много новых, неожиданных, оригинальных идей.
Недостаткамии ограничениями метода многомерных матриц может быть то, что даже при решениизадач средней трудности в матрице могут оказаться сотни вариантов решений,выбор из которых оптимального оказывается затруднительным. Данный метод негарантирует, что будут учтены все параметры исследуемой системы. Применениеметода требует определенного навыка и мастерства.
Какуже отмечалось выше, метод многомерных матриц в его начальном варианте можетпредставлять собой двухмерную матрицу, например, 7х7 элементов. Опытпоказывает, что магическое число 7 применительно к построению матриц являетсяоптимальным. (Не зря народная мудрость гласит: семь раз отмерь и один разотрежь!)
Дляпримера построения двухмерной матрицы анализа возьмем:
а)семь произвольно взятых эвристических приемов решения творческой задачи и
б)семь характеристик технико-экономических показателей объекта (изделия), которыйнеобходимо улучшить.
Поодной оси матрицы мысленно «отложим» эти эвристические приемы:
Приеманалогии – поиск аналога и использование всех процедур вывода по аналогии.
Приемдробления – поиск компетентного состава системы, расчленение ее на подсистемы.
Приемукрупнения — увеличение размеров, показателей, качественных характеристиксистемы.
Приеминверсии – изменение процедур деятельности на противоположные, обращениефункций, взгляд на систему с противоположной точки зрения, нежели общепринятая,замена динамики статикой и наоборот.
Приемприспособления — адаптация системы или ее отдельных составляющих к внешнимусловиям, к взаимодействию нового и старого.
Приемидеализации — поиск возможностей приближения системы или отдельных еесоставляющих к идеальному варианту.
Приемлокализации — поиски возможностей временного отделения части системы, временноеизменение части условий, временное удовлетворение части требований задачи и т.д.
Вторымрядом характеристик при построении матрицы анализа могут быть взяты в нашемпримере технико-экономические характеристики системы: 1) вес; 2) надежность; 3)экономичность; 4) удобство эксплуатации; 5) габариты; 6) технологичностьизготовления; 7) эстетичность.
Методсвободных ассоций
Замечено,что результативность творческой деятельности, особенно на этапе генерированияновых идей, существенно повышается, если широко использовать все новые и новыеассоциации, которые в итоге порождают по-настоящему продуктивные идеи решенияпроблемы. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарныевзаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира,включая компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих вколлективном решении проблемы, творческой задачи. В результате процессазарождения новых ассоциативных связей и возникают творческие идеи решенияпроблемы.
Дляусиления антиконформизма необходимо, чтобы каждый член группы стремилсяпредложить и предлагал свое слово, понятие, которое должно быть базисом дляустановления ассоциативных связей с процессом генерирования новых идей.
Принципы,на которые следует опираться в процессе применения этого метода:
свободныхассоциаций;
антиконформизма;
отсроченногокритического анализа.
Приведемпример метода свободных ассоциаций. Допустим, вы являетесь руководителемтипографии. Вам необходимо наработать идеи решения следующей проблемы: какповысить эффективность рекламы выпускаемой вами продукции. Руководитель группына основе метода свободных ассоциаций предлагает, например, слово«студент». Это слово дает несколько ассоциаций и соответственно идейтого, как активизировать рекламу продукции типографии. На основе ассоциаций,которые вызывает у членов группы слово «студент» генерируются следующиеидеи:
необходимошире рекламировать нашу продукцию среди студенческой, учащейся молодежи;
необходимодифференцированно подходить к рекламе среди студентов, учащихся и другихкатегорий населения;
длярекламы необходимо привлекать самих студентов, учащихся;
необходимочаще публиковать рекламу нашей продукции в изданиях, которые читают студенты,учащиеся и т. д.
Затемкто-то из членов группы в качестве слова для зарождения новых ассоциативныхсвязей и генерирования новых идей предлагает слово «телевизор». Этослово также может использоваться как стимул для генерирования новых идей попроблеме: как повысить эффективность выпускаемой типографией рекламнойпродукции.
Методинверсии
Методинверсии (в психологии его иногда называют методом обращения) представляетсобой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный напоиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чащевсего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуютсяформальной логикой и здравым смыслом.
Изобретателидавно обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда логические приемы,процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, естественнопредположить, что оптимальной является принципиально противоположнаяальтернатива решения. Например, ведется поиск прочности изделия, и для этихцелей стремятся увеличить его вес, конструкцию делают цельнометаллическую, в товремя как лучших результатов удается достигнуть путем решения задачи впротивоположном направлении, например уменьшить вес конструкции, сделав ееполой.
Другойпример. Объект исследуют с его внешней стороны. Это традиционный подход,который исчерпал себя и не дает новых оригинальных решений. В этих ситуацияхцелесообразно рассмотреть этот же объект с внутренней стороны.
Заметим,что этот метод иногда, например в психологической литературе, не без основанияназывают также методом обращения. Так, А. Ф. Эсаулов в связи с анализом этогометода приводит классический пример решения задачи методом инверсии: гениальноеизобретение ракеты К. Э. Циолковским. В своей повести «Вне Земли» онписал, что «придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками ипускающую вместо ядер газы...».
Методинверсии базируется на закономерности и соответственно принципе дуализма,диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых иобратных) процедур творческого мышления: анализ и синтез, логическое иинтуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования,внешние и внутренние стороны объекта, увеличение или, наоборот, уменьшениеразмеров, конкретное и абстрактное, реальное и фантастическое, разъединение иобъединение, конвергенцию (сужение поля поиска) и дивергенцию (расширение поляпоиска). Если не удается решить задачу с начала до конца, то попытайтесь решитьее от конца к началу и т. д.
Несомненнымдостоинством метода инверсии является то, что он позволяет развивать диалектикумышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, находитьоригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности ипроблемности творческих задач.
Егонедостатком и ограничением является то, что он требует достаточно высокогоуровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта.
Методэмпатии(метод личной аналогии)
Методаналогий всегда был важным эвристическим методом решения творческих задач.Процесс применения аналогии является как бы промежуточным звеном междуинтуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задачиспользуют различные аналогии: конкретные и абстрактные; ведутся поискианалогии живой природы с неживой, например в области техники. В этих последниханалогиях могут быть, в свою очередь, установлены аналогии по форме, структуре,функциям, процессам и т. д.
Вситуациях мысленного построения аналога иногда хорошие эвристические результатыдает такой прием, как гиперболизация, например значительное увеличение или,наоборот, уменьшение масштабов технического объекта или его отдельных узлов.
Чащевсего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностьюдругого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Неслучайно эмпатия, или личная аналогия, в решении творческой задачи понимаетсякак отождествление человека с техническим объектом, процессом, некоторой системой.Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самогочеловека: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы,например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом,объекту приписывается поведение, которое возможно в фантастическом варианте.
Такимобразом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещенияисследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного метод эмпатии – этоодин из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежитпроцесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческойдеятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе«вживания» в образ изобретения, которому приписываются личные чувства,эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т. д.
Методэмпатии применим к различным видам творческой деятельности (врационализаторской, изобретательской, в управленческой деятельности, в процессехудожественного творчества). В условиях применения метода эмпатии необходимокак бы слиться с объектом исследования, что требует огромной фантазии,воображения; происходит активизация фантастических образов и представлений, чтоприводит к снятию барьеров «здравого смысла» и отысканию оригинальныхидей. Метод эмпатии, как правило, широко используется в решении задачхудожественного творчества. Всем писателям свойственно высокое развитиеспособностей к эмпатии. Так, Гюстав Флобер говорил: «Мадам Бовари — этоя!» А. М. Горький в статье «О том, как я учился писать»,адресованной начинающим писателям, характеризуя творческий процесс, особоевнимание уделял воображению и эмпатии: «В борьбе за жизнь… и истиннуюсамозащиту природа развила в человеке две мощные творческие силы: познание ивоображение. Познание – это способность наблюдать, сравнивать, изучать явленияприроды и факты социальной жизни, короче говоря: познание — есть мышление.Воображение тоже в сущности своей мышление о мире, но мышление по преимуществуобразами, „художественное“, можно сказать, что воображение – этоспособность придавать стихийным явлениям природы и вещам человеческие качества,чувствования, даже намерения. Мы читаем и слышим: „ветер плачет“,»стонет", «задумчиво светит луна», «река нашептываластаринные былины», «лес нахмурился», «волна хотела сдвинутькамень, он морщился под ее ударами, но не уступал ей», «стул крякнул,точно селезень», «сапог не хотел влезать на ногу», «стеклазапотели», — хотя у стекла нет потовых желез".
Всеэто делает явления природы как бы более понятными для нас и называется«антропоморфизмом», от греческих слов: «антропос» — человеки «морфе» — форма, образ. Здесь мы замечаем, что человек придаетвсему, что видит, свои человеческие качества, воображает, вносит их всюду: вовсе явления природы, во все созданные его трудом, его разумом вещи. Есть люди,которым кажется, что антропоморфизм неуместен и даже вреден, но они сами частоговорят: «мороз щипал уши», «солнце улыбалось»,«наступил май» или «дождь идет», хотя дождь не обладаетногами, «погода подлая», хотя явления природы не подлежат нашимморальным оценкам.
Методсинектики
Авторомметода синектики считается Дж. Гордон, который получил разностороннююподготовку в Гарвардском, Калифорнийском, Пенсильванском и Бостонскомуниверситетах. Сам термин «синектика» обозначает «объединениеразнородных элементов». Творческий процесс даже отдельного человека, сточки зрения Дж. Гордона, аналогичен творческому процессу коллектива людей,имеющих в совокупности разностороннюю подготовку.
Впервую группу синектиков, которая была организована в США Дж. Гордоном в 1952г., входили люди разной квалификации и образования: архитектор, инженер,биолог, дизайнер. Неожиданно для всех эта группа сделала много изобретений.
Методсинектики получил дальнейшее развитие и теоретическое обоснование в работах Г.Я. Буша. Суть метода синектики заключается в следующем. На первых этапах егоприменения идет процесс обучения «механизмам творчества». Часть этихмеханизмов авторы методики предлагают развивать обучением, развитие других не гарантируется.Первые называют «операционными механизмами». К ним причисляют прямую,личную и символическую аналогии. Такие явления, как интуиция, вдохновение,абстрагирование, свободное размышление, использование не относящихся к делувозможностей, применение неожиданных метафор и элементов игры, считают«неоперационными механизмами», развитие которых не гарантируетсяобучением, хотя может оказать на их активизацию положительное влияние.
Вусловиях применения метода синектики следует избегать преждевременной четкойформулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейшийпоиск решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы),а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуациюпостановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.
Неследует останавливаться при выдвижении идеи, если даже кажется, что уже найденаоригинальная идея и что задача уже решена. Если проблема (творческая задача) нерешается, то целесообразно вновь вернуться к анализу ситуации, порождающейпроблему, или раздробить проблему на подпроблемы.
Впроцессе применения метода синектики большое внимание уделяется использованиюметода аналогий. Аналогия используется в самых различных видах: как личная(эмпатия), прямая, фантастическая и символическая. Символическая аналогия,например, приняла форму конкретного приема определенного поиска названия,характеризующего в парадоксальной форме определенное понятие.
Приведемпример использования символической аналогии, взятой из книги Г. Я. Буша:
Ключевоеслово Символическая аналогия
Храповоймеханизм Надежная непрерывность
Ядроатома Энергетическая непрерывность
МишеньФокальное стремление
РастворВзвешенная неразбериха
Какпоказали исследования, выдвижение идей и последующая их селекция во многомзависят от руководителя творческой группы, его мастерства, такта, находчивости,от его умения стимулировать творческое воображение членов группы. Он долженовладеть искусством задавать вопросы, давать подсказки, уточнения, разъяснения,вставлять реплики, которые бы побуждали, стимулировали их фантазию,воображение, то сужая, то расширяя поле поиска решения творческой задачи.
Критическийотбор и оценку идей решения творческой задачи лучше осуществлять в несколькоэтапов. На первом этапе дается краткий анализ каждой выдвинутой идеи, на втором- эти цели целесообразно сгруппировать, далее важно критически проанализироватьи отобрать наиболее оригинальные.
Кдостоинствам метода синектики относятся практически все, присущие эвристическимметодам, на базе которых он разработан. К его недостаткам и ограничениям можноотнести следующее:
методсинектики не позволяет решать слишком специальные творческие задачи, а даетвозможность отыскать преимущественно наиболее оригинальные идеи решения;
послеприменения метода более 30-40 минут продуктивность генерирования новых идейпостепенно падает;
применениеметода синектики требует высокого мастерства руководителя творческой группы.
Методорганизованных стратегий
Однимиз главных психологических барьеров в решении творческих задач является инерциямышления и неспособность решающего уйти, отказаться от наиболее очевидногоспособа и найти новый подход, новое направление в поисках идей решения.
Идаже если мы выбираем правильные направления (стратегии) поиска идеи решения,то возникают опасения, что мы упустили что-то главное, возможно, болееоригинальную стратегию, идею.
Вопределенной мере преодолеть инерцию мышления поможет метод организованныхстратегий.
Воснове этого метода лежат:
а)принцип самоуправления личности в выборе новых стратегий решения творческойзадачи;
б)принцип отстранения, то есть рассмотрения объекта, предмета, процесса, всякийраз с неожиданно новой точки зрения.
Эвристическиеправила метода организованных стратегий:
Впроцессе решения творческой задачи записывайте все спонтанно возникающие у васидеи (стратегии).
Нарядус использованием предлагаемых организованных стратегий, используйте ипроверяйте спонтанно возникающие стратегии.
Помните,что часто одна или несколько организованных стратегий хорошо дополняютсявозникающими стратегиями.
Впроцессе решения творческой задачи целенаправленно используйте следующиестратегии:
I.Стратегии функционально-целевого анализа:
Длячего это нужно сделать? (Анализ потребностей.)
Чтонужно сделать? (Каковы цели решения задачи?)
Почемуследует это сделать? (Анализ и синтез причин.)
Гдеследует это сделать? (Уточнение места действия.)
Когдаэто можно сделать? (Время действия.)
Спомощью чего? (Средство.)
Какэто сделать? (Метод.)
II.Стратегии анализа противоречия:
Проанализируйтепротиворечие как оно есть, то есть его исходное состояние.
Сформулируйте,конкретизируйте суть противоречия.
Усильтепротиворечие, то есть доведите его до степени конфликта.
Рассмотритепротиворечие в динамике, с начала его возникновения.
Осмыслитенаиболее вероятные процедуры разрешения противоречия.
Проанализируйте,что произойдет, если противоречие будет разрешаться самотеком.
Выявитеусловие, при котором можно управлять процессом разрешения противоречия.
III.Стратегии преодоления барьера (препятствия):
Устранитепрепятствие.
Обойдитепрепятствие.
Разрешитепрепятствие.
Частичновоздействуйте на препятствие.
Усильтепрепятствие.
Преодолейтепрепятствие по этапам.
Воздействуйтена препятствие с неожиданно новой позиции или принципиально новыми средствами.
IV.Стратегии использования информации:
Используйтеизвестную вам информацию, применимую в решении данной задачи.
Соберитедополнительную информацию из смежных наук.
Используйтеопыт других.
Преобразуйтеинформацию с учетом специфики задачи.
Избавьтесьот второстепенной информации.
Проверьтедостоверность, точность, надежность информации.
Используйтепринципиально новую и новейшую информацию.
V.Стратегии поиска идеи, противоположной общепринятой или наиболее очевидной:
Еслив процессе решения задачи все стремились:
Уменьшитьчто-то, а не лучше ли увеличить?
Ускоритьчто-то, а не лучше ли замедлить?
Расширитьполе поиска, а не целесообразнее ли его, наоборот, сузить?
Рассмотретьявление в статике, а не сделать ли это в динамике?
Проанализироватьпрошлое, а не лучше ли осмыслить, что произойдет в будущем?
Соединитьэлементы, а нет ли возможности оставить их разъединенными?
Решитьзадачу сразу, а не лучше ли решить ее по частям?
VI.Стратегии оценочных суждений:
Оценитесложность, трудность исходной ситуации.
Уточнитекритерии (признаки), по которым будут даны оценочные суждения.
Оценитерезультаты наиболее важных этапов решения задачи.
Оценитестепень риска.
Оценитедостоинства и недостатки каждого варианта решения.
Сравнитеи оцените наиболее оригинальные варианты решения задачи.
Сравнитеэталон – идеальный конечный результат – с наиболее оригинальным, оптимальнымвариантом решения.
VII.Стратегии принятия решения:
Мысленнопроиграйте, представьте наиболее оригинальное решение задачи в егоокончательном варианте.
Отменитерешение, но обоснуйте почему.
Примитеоригинальное, но временное решение.
Проанализируйтевсе возможные решения, продиктованные «здравым смыслом», и выбирайтеиз них наиболее эффективное.
Проанализируйтевсе возможные решения, которые выдвигаются вопреки здравому смыслу, оцените ихэффективность.
Ищитесерию поэтапных решений.
Примитеокончательное решение.
Чтоже дает применение эвристических методов в решении творческих задач?
Эвристическиеметоды могут быть широко применены в практике современного руководителя любогоранга, в деятельности современного менеджера. Проведение совещаний, деловых игрс использованием эвристических методов («мозгового штурма», эмпатии,инверсии, синектики и др.) дает, как правило, много идей, принципиально новыхподходов к решению различного типа управленческих проблем в коммерческойдеятельности.
Эвристическиеметоды находят сегодня широкое применение в различных курсах бизнеса иуправления, так как стимулируют развитие интуитивного мышления, способности квоображению и творчеству.
Дляопределения своего уровня рефлексивности (напомним, что рефлексия – этомеханизм отражения личностных смыслов и принципов действия посредствомустановления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности,лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и вдеятельности) вам необходимо ответить на вопросы, выбрав один из предложенныхвариантов ответа (тест № 29). Помните, что «правильных» и«неправильных» ответов не существует, они только отражают своеобразиевашей неповторимой индивидуальности.
1.Стремитесь ли вы записать по возможности полнее все или большинство лекционныхкурсов?
а)Да;
б)нет.
2.При подготовке к экзаменам полагаетесь ли вы целиком на свою память илиработаете с карандашом в руке?
а)Да, целиком полагаюсь на свою память;
б)нет, работаю с карандашом.
3.Свойственно ли вам в процессе подготовки к экзамену контролировать, проверятьсебя, чтобы выяснить насколько хорошо усвоен материал?
а)Да;
б)нет.
4.Готовясь к экзаменам, доверяетесь ли вы целиком своей памяти или стремитесьзаписать основные положения, схемы, закономерности, факты?
а)Да, целиком доверяюсь своей памяти;
б)нет, стремлюсь записать основное.
5.Если вы не успели подготовить материал, идете ли вы сдавать экзамен со своейгруппой или откладываете (при возможности) на 2-3 дня?
а)Да, иду на риск;
б)нет, откладываю.
6.Стремитесь ли вы по каждой вынесенной на экзамен теме подготовить основныеположения, тезисы для ответа?
а)Да;
б)нет.
7.Напишите ваше мнение, полезны ли экзамены?
а)Да, я люблю экзамены, они помогают заново осмыслить материал;
б)нет, для меня они тяжелы.
8.Обычно вы идете на экзамен подготовленными по всем вопросам?
а)Да;
б)нет.
9.Если вы беретесь за выполнение неинтересного для вас поручения, то обычно:
а)стараетесь его выполнить как можно быстрее, не вдаваясь в подробности, лишь быот вас отвязались;
б)для вас результат собственных усилий слишком значим, чтобы что-то делатькое-как.
10.При выполнении значимого и интересного дела для вас главное:
а)Оценка окружающими того, что вы делаете;
б)ваше собственное мнение.
11.Приступая к важному для вас делу, вы:
а)стараетесь все заранее спланировать, составляете развернутый план предстоящихдействий;
б)скорее действуете по обстоятельствам.
12.Вы думаете, что:
а)не все надо делать одинаково тщательно;
б)затрудняетесь сказать;
в)любую работу следует выполнять тщательно, если за нее взялся.
13.Вы настолько осторожны и практичны, что с вами случается меньше неприятныхнеожиданностей, чем с другими людьми?
а)Да;
б)трудно сказать;
в)нет.
14.В большинстве дел вы:
а)предпочитаете рискнуть;
б)не знаете, как поступить;
в)предпочитаете действовать наверняка.
15.Вы принимаете решения:
а)быстрее, чем многие;
б)не знаете;
в)медленнее, чем большинство людей.
16.Усилия, затраченные на составление планов:
а)никогда не лишние;
б)трудно сказать определенно;
в)не стоят этого.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.i-u.ru/