Реферат по предмету "Социология"


Особенности социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества

Калачинскийфилиал автономного учреждения
среднегопрофессионального образования Омской области
«Техникум»Учебный центр «Ориентир»
Контрольнаяработа
Подисциплине: «Основы теории и методики социальной работы»
Особенностисоциальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества
Работу выполнила:
Студентка 2 курса
Группа СЗ 39
Отделение: заочное
Специальность:
Право и организация работы
органов социального обеспечения
Преподаватель:
Сальникова И.В.
Калачинск2009

Содержание
Введение
1. Объективная необходимость учета специфики различных сфержизнедеятельности общества в социальной работе
2. Социальная защита и социальная работа
3. Особенности социальной работы в системе образования
4. Социальная работа в системе здравоохранения
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Социальная работа как социокультурный феномен современности,возникнув более 100 лет назад, превратилась в профессию, обогатилась новыминаправлениями, функциями, технологиями. Она осуществляется сегодня в ведущихсферах жизнедеятельности общества: в системе социальной защиты населения,образовании и здравоохранении, воинской среде и пенитенциарных учреждениях, напредприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства, в областиспортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности и др.
В каждой области социальной сферы решаются конкретные задачипо оказанию помощи и поддержки человеку, существует своя законодательная инормативно-правовая база социальной работы, применяются апробированныетехнологии, создаются общественные условия для полной реализации функцийсоциальной работы как профессионального вида деятельности. Главными идеямисоциальной работы, вокруг которых идет ее становление как профессии,накапливается опыт социальной защиты людей, оказавшихся в трудной жизненнойситуации, является идея прав человека и концепция профессионализма. Защитаправ, определяющих положение человека в обществе и соответствующих его основнымсоциальным потребностям, является и снованием социальной работы, и ее стимуломв любой сфере жизни общества. Имеются в виду права человека, без которых он неможет состояться, — право на жизнь, труд, социальное обеспечение в старости,охрану семьи, достаточный жизненный уровень.

1. Объективная необходимость учетаспецифики различных сфер жизнедеятельности общества в социальной работе
Убеждение в том, что каждый человек обладает абсолютным иочевидным правом на определенные блага, является базовой профессиональнойустановкой социального работника, в какой бы сфере он ни работал. И несмотря нато, что представления о правах человека в разное время подвергались коренномупересмотру, этот принцип существенных изменений не претерпел. Наоборот, кначалу XXI в. количество людей, желающихпрофессионально или на общественных началах приблизиться к реализации этогопринципа жизнь, значительно возросло. Появилось даже новое понятие — «представителипомогающих профессий», к которым относятся практические психологи,психотерапевты, социальные педагоги, социальные работники и др. Миллионы людейпринимают участие в оказании помощи нуждающимся в качестве парапрофессионалов, «добровольцев»и др.
Вместе с тем возниклапотребность более четко определить границы между профессиональной деятельностьюназванных специалистов, а также уяснить суть различий позиций людей, занятых вразных общественных системах помощи, обеспечивающих не только социальную защитуи социальное обслуживание, но и освобождение человека от нужды, бедности,несправедливости, маргинальное, помощь в преодолении ограничения возможностей,улучшение способности самостоятельно решать свои проблемы и преодолеватьтрудности. Социальная работа как профессия оказывается средоточием болееглубокого знания масштабов человеческих бедствий. А это значит, что представителиэтой профессии могут обеспечить государству более адекватную обратную связь вответ на претворяемые в жизнь правительственные решения, подсказать путиулучшения качества жизни, элементами которого являются состояние окружающейсреды и физическое здоровье, уровень развития экономики, образования,здравоохранения, социальной защищенности и др. В какой бы сфере ни работалсоциальный работник, он обязан исходить из принципиальной профессиональнойпозиции: человек должен иметь условия, необходимые ему для развития и достойнойжизни, облегчать повседневную жизнь людей, помогать им решать многочисленныесоциальные проблемы, исполнять свои функции с учетом специфики социальнойсферы, конкретного социума. Объектом социальной работы является «личностьв социуме».
Взаимодействие клиента социальной работы со специалистами,различными структурами и окружением составляет предмет социальной работы влюбом социуме.
Социальный работник помогает клиенту:
• обеспечивая выживание, обучая способам самостоятельногорешения житейских проблем, открывая возможности самообеспечения и достижениядостойного уровня существования;
• обеспечивая связь клиента с системами, которые могутпредоставлять ресурсы, услуги для выхода из трудной жизненной ситуации,содействуя эффективной и слаженной работе этих систем;
• стремясь как посредник между человеком и государствомизменить ситуацию социального функционирования своего клиента, найтиэффективные и гуманные средства решения его проблем, заставить государственнуюсистему учитывать его интересы и потребности, создать в социуме необходимыеусловия для быстрейшей социальной адаптации клиента;
• адаптироваться (приспосабливаться) к изменившимся условиямсоциальной действительности. Используя возможности своей системы, еенормативно-правовые акты, социальный работник должен уметь активизироватьмеханизмы самоорганизации клиента — от индивидуально-личностного до группового.И с этой точки зрения профессиональное мастерство социального работниказаключается в том, чтобы результатом его взаимодействия с клиентом или группойклиентов было умение людей реализовывать принципы самопомощи в избавлении отнужды, трудной жизненной ситуации
2. Социальная защита и социальная работа
Система социальной защиты населения начинает складываться каксоциальный институт, характеризующийся совокупностью принципов, социальныхнорм, учреждений, организаций и определяющий устойчивые формы социальногоповедения и действия людей. Ее становление и развитие обусловленоэкономическими, политическими, идеологическими, нравственно-психологическимифакторами, сложившимися в обществе и определяющими ее содержание,направленность, формы и методы.
Система социальной защиты населения складывается какмногоукладная структура, в которой используются практически всеорганизационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой,хотя в силу нерешенности ряда теоретических, организационных и экономическихпроблем их функционирование пока не является полным.
Ведущие организационно-правовые формы социальной защитынаселения в настоящее время — это пенсионное обеспечение; назначение пособий ильгот особо нуждающимся категориям населения; социальное страхование;социальное обслуживание.
Формирующийся целостный самостоятельный социальный институтимеет свои особенности, связанные со спецификой организационно-правовых формданного института.
Понятно, что технологии пенсионного обслуживания существенноотличаются от технологий социального страхования, выплат пособий и льгот и темболее от оказания социальных услуг и помощи.
Социальная работа, осуществляемая в рамках институтасоциальной защиты:
является многофункциональной. Если еще в начале 90-х гг.ведущее место занимали функции социально-бытового характера, то в настоящеевремя — такие функции, как: активизационная (содействие активизации потенциаласобственных возможностей отдельного человека, семьи, социальной группы) впродолжении трудовой жизненной ситуации;
системно-моделирующая (определение характера, объема, форм иметодов помощи);
организаторская (координация деятельности государственных инегосударственных учреждений, участие в формировании и реализации социальнойполитики, развитие сети учреждений социального обслуживания и использование вих работе новых приемов и способов деятельности); профилактическая (приведениев действие различных механизмов (юридических, медицинских, психологических,педагогических и др. с целью предупреждения и преодоления негативных явлений,организации помощи нуждающимся);
социально-медицинская, социально-педагогическая,социально-психологическая, социально-бытовая, коммуникативная и др. Появлениеновых функций, обновление старых — это приведение форм, методов, технологийсоциальной работы в соответствие новым требованиям, предъявляемыми ей какпрофессиональному виду деятельности, направленному на развитие способностейлюдей самостоятельно разрешать жизненные ситуации, используя потенциалвнутренних сил; на обеспечение связи людей с системами, которые представляютресурсы, услуги для преодоления возникших проблем; на использование эффективныхи гуманных средств решения проблем;
отличается более выраженным, чем социальная работа в другихотраслях социальной сферы, сочетанием профессионального и непрофессиональноговидов деятельности, т.е. наряду с профессиональными специалистами здесьтрудится большой отряд добровольцев, многие из которых имеют высшее и среднееобразование, но по другим специальностям, или окончили курсы подготовкисоциальных работников. Успех социальной работы в этой сфере во многом будетзависеть от овладения всеми сотрудниками системой знаний в области теории итехнологии социальной работы, другими дисциплинами, умениями и навыкамиприменять их на практике, от освоения современных технологий;
отличается технологичностью и многоплановостью,проявляющимися на всех структурных уровнях, — микро-, мезо-и макроуровне. Вусловиях нарастания социальных проблем и ограничения социальных ресурсовэффективность воздействия в решающей степени определяется умением правильноиспользовать комплекс приемов, методов, способов воздействия на клиента. Добиваясьизменений в его социальной ситуации, социальный работник, как правило, проводитпсихологическую коррекцию, оказывает социально-бытовую и медико-социальнуюпомощь, юридическую или социально-психологическую консультацию и т.д. Известно,что жизненные ситуации и проблемы клиента специфичны на различных уровнях. Намикроуровне жизненная ситуация складывается под воздействием непосредственногосоциального окружения. Обеспечить социальную защиту своего клиента социальныйработник может лишь хорошо владея методами индивидуальной работы с людьми. Намезоуровне клиент взаимодействует с другими людьми и малыми группами внутрисоциума (семья, коллектив, группа сверстников). В этом случае социальныйработник должен хорошо владеть методами и технологиями работы с группой. Намакроуровне клиент взаимодействует с большими организациями, системами игруппами, сталкивается с крупными социальными проблемами, которые ему труднорешить одному, поэтому социальный работник должен помочь найти оптимальные путирешения проблем.
Учитывая специфику каждого уровня, социальные работникиформируют у клиентов умение не просто справляться с проблемами, но иобогащаться новым опытом преодоления трудной ситуации. Здесь проявляетсяважнейшее свойство социальной работы — способность осуществлятьпреобразовательную деятельность одновременно на макро-, мезо- и микроуровнях,т.е. решение проблемы на индивидуальном уровне должно облегчить решение текущихи перспективных проблем, выходящих за рамки индивидуальных проблем, — на мезо-и микроуровень. Только в этом случае деятельность по оказанию помощи человекустановится эффективной; • формируется активнее, чем в других сферах, какмногосубъектная деятельность. Нарастание социальных проблем населения иснижение его жизненного уровня, усиливающаяся социальная незащищенностьзначительной части россиян предполагают соответствующую реакцию со стороныразличных слоев и групп общества, проявление социальной инициативы. Субъектамисоциальных инициатив являются различные социальные институты, общественныеобъединения и благотворительные организации, представляющие складывающийся встране третий сектор (Московский дом милосердия, Российский союз ветерановАфганистана, фонд «Душа человека», Всероссийское общество инвалидов идр.). Совершенствуются механизмы социального воздействия государства и третьегосектора в решении социально значимых задач. Развиваются: государственныйсоциальный заказ; государственное социальное спонсорство; социальноеобслуживание; лоббирование; стимулирование социальной активности прямымфинансированием и др. Это, в свою очередь, предполагает знание специалистами,работающими в органах социальной защиты, учреждениях социального обслуживания,технологий деятельности общественных объединений в социальной среде, нахождениеспособов взаимодействия государственных и благотворительных организаций,коммерческих структур в деле помощи людям, оказавшимся в трудной жизненнойситуации, умение координировать деятельность различных общественных сил.
Свои особенности имеет социальная работа в системесоциального обслуживания, являющегося важнейшей организационно-правовой формойсоциальной защиты. Социальная работа осуществляется специалистами, работающимив учреждениях социального обслуживания. Комплексные центры социальногообслуживания, Центры социального обслуживания, территориальные центры помощисемьи и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей,социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, стационарныеучреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых иинвалидов, психоневрологические интернаты); геронтологические центры и иныеучреждения представляют разносторонние услуги нуждающимся.
Социальная работа реализует важнейшие функции социальногообслуживания:
а) оказание социальной помощи:
• выявление и взятие на учет лиц, наиболее нуждающихся всоциальной помощи, оказание им материальной (финансовой, натуральной) помощи,предоставление временного жилья и т.д.;
• создание нуждающимся условий для самостоятельногообеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства, что является ипрофилактикой бедности;
• предоставление надомных услуг семьям и одиночкам,нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировкав лечебные учреждения, наблюдение на дому за состоянием здоровья и др.);
• содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного ивнешкольного воспитания (создание детского сада на дому, прогулочных групп ит.п.);
• организация совместно с органами народного образованиявременного вынужденного пребывания ребенка вне семьи, его дальнейшегоустройства в детские учреждения, под опеку (попечительство), усыновление;
б) консультирование:
• консультирование специалистов (юриста, социолога, педагога,врача, психолога и др.);
• участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
• подготовка юношей и девушек к браку и сознательномуродительству;
• родительский медико-психологический всеобуч;
в) социальное корректирование и реабилитация:
• социальная, медико-психологическая реабилитациянесовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков,оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;
• медико-социальная реабилитация и реабилитация детей иподростков с ограниченными возможностями и их семей;
г) информирование населения, изучение и прогнозированиесоциальных нужд, в рамках которых выделяются три относительно самостоятельныхнаправления:
• предоставление клиенту информации, необходимой дляразрешения сложной жизненной ситуации;
• распространение среди населения медико-психологических,педагогических и иных знаний;
• изучение специалистами по социальной работе, специальносозданными учреждениями, научными организациями потребностей своих клиентов исоциальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка иреализация конкретных способов их устранения;
д) участие в реализации чрезвычайных мер по преодолениюпоследствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:
• участие специалистов социальной службы в разработкечрезвычайных программ;
• формирование в рамках спасательных служб, организуемых нацентральном (межреспубликанском, республиканском, региональном уровнях) бригадсоциальных работников, готовых в случае необходимости прибыть в районстихийного бедствия или на территорию, население которой оказалось втянутым всоциальный конфликт, для оказания профессиональной, реабилитационной,психологической и иной помощи.
Владение современнымитехнологиями социальной работы позволяет специалистам своевременноудовлетворять жизненно важные потребности людей, обеспечивать их выживание в кризисныепериоды и непосредственно воздействовать на формирование качества и уровня ихжизни.
3. Особенности социальной работы всистеме образования
Социальная работа в системе образования как самостоятельноенаправление деятельности только начинает складываться, активизируется процессвнедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Социальныеработники все активнее участвуют в процессе социализации и формированияличности. В нашей стране в системе образования трудятся и социальные педагоги,и социальные работники, которые помогают детям и взрослым, преодолеватьопределенные жизненные трудности.
Социальная педагогика как практическая деятельностьориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители покаким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении егопроблем, эту задачу стремится выполнить социальный педагог.
Социальный же работник в основном оказывает помощь людям ужесамоопределившимися в жизни. Его главная цель — улучшить или восстановитьспособность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия(социально-экологические, психологические, социально-медицинские)способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностейчеловека. И социальный педагог, и социальный работник в системе образованияспособствуют более уверенному переходу от методов борьбы с неблагополучием кметодам социальной превенции, тем более что к настоящему времени сложилисьнеобходимые условия для интеграции целей и задач образования и социальнойработы. Активизация социальных работников в данной сфере знаменует координациюусилий обоих социальных институтов, направленных на решение проблем человека, иможет рассматриваться как одно из условий достижения социального благополучия.
Знание законов Российской Федерации о развитии образованияпомогает социальному работнику успешно исполнять свои функции. Так, в Законе «Обобразовании» (1992 г.) и Федеральном законе «О внесении изменений идополнений в Закон Российской Федерации „Об образовании“ (новаяредакция Закона от 13 января 1996 г.) в разделе 2 „Право на образование“(ст. 5 „Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации вобласти образования“) записано:
»… государство гарантирует гражданам общедоступность ибесплатность начального, общего, основного общего, среднего (полного) общегообразования и начального профессионального образования, а также на конкурснойоснове бесплатного среднего профессионального и послевузовского профессиональногообразования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях впределах государственных образовательных стандартов, если образование данногоуровня гражданин получает впервые..." (п. 3);
"… В целях реализации права на образование граждан,нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несетрасходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан,которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источникиустанавливаются федеральным законом..." (п. 5);
"… Государство оказывает содействие в полученииобразования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числепосредством представления им специальных государственных стипендий, включаястипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок представления такихстипендий устанавливаются правительством РФ..." (п. 6).
Необходимая социальная помощь может быть оказана на любомобразовательном уровне: при получении индивидом основного общего образования(1—9 кл.); среднего (полного) общего образования (10—11 кл.); начальногопрофессионального образования; высшего профессионального образования; припослевузовском продлении профессионального образования.
Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании»(1996 г.) предоставляет социальному работнику возможность защищать праваграждан, имеющих соответствующий образовательный уровень.
Социальный работник должен быть компетентным в ряде вопросов,например, он обязан знать, что является образовательным учреждением («образовательнымявляется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующееодну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание ивоспитание обучающихся воспитанников»); какими могут быть формы учреждений(«образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могутбыть государственными, муниципальными, негосударственными (частными,учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)»; на всели формы образовательных учреждений распространяется действие российскогозаконодательства («действие законодательства Российской Федерации вобласти образования распространяется на все образовательные учреждения натерритории Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм иподчиненности»). Эти сведения сдержатся в упомянутом Федеральном законе «Овнесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Обобразовании“ (ст. 12).
Осуществляя деятельность в условиях образовательногоучреждения любого уровня, любой формы и подчиненности, социальный работникдолжен быть осведомлен, кто именно, в силу каких именно причин и в какой именносоциальной помощи нуждается (социальная помощь носит адресный характер); вкакой именно части право человека оказалось ущемленным. Иногда социальномуработнику приходится оказывать помощь и поддержку не отдельному человеку, агруппе лиц или даже целому коллективу, чьи права в сфере образования не находятзаконной реализации» при этом не изыскиваются возможности удовлетворитьзаконные требования граждан, чьи способы получения необходимых благнеконструктивны и средства доступа к социальным силам ограничены.
4. Социальная работа в системездравоохранения
Здоровье человека, как известно, зависит всецело от характеравзаимодействия его биологического начала, сформировавшегося в процесседлительной эволюции под влиянием факторов окружающей среды, и многочисленныхсоциальных влияний. Эти две составляющие здоровья человека — биологическое исоциальное — находятся в диалектическом единстве и тесной взаимосвязи.
Биологические факторы характеризуются определеннымианатомо-физиологическими особенностями функциональных систем организма,обеспечивающих устойчивость биологической системы в целом, ее уровеньадаптационных ресурсов при взаимодействии с окружающей средой, а такженаследственную предрасположенность биологических признаков и функциональныхособенностей организма. В то же время в совокупности социальные условия создаютопределенную социальную среду, в которой проявляются биологические факторы.
Вместе с тем врожденные наследственные заболевания, дефектыфизического и психического развития, наследственная предрасположенность к рядузаболеваний как изменения биологической системы организма, в свою очередь,оказывают воздействие на социальную среду.
Состояние социальной среды обитания человека, экономическоеблагополучие общества определяют такие демографические показатели, какрождаемость, смертность, структура заболеваемости населения, являющиесяпредметом специальных медико-социальных исследований, на основе которыхразрабатываются различные комплексные программы оздоровления общества.
Решая сходные проблемы, направленные на улучшениеблагосостояния общества и конкретного индивидуума, медицина и социальная работаиспользуют различные методологические подходы.
Медицина преимущественно исследует анатомо-физиологическоесостояние организма человека в целом и его отдельных систем, выявляя отклоненияот физиологической нормы, диагностирует патологические изменения в организме,определяет причинно-следственные связи, лежащие в их основе, механизмы развитиязаболеваний. При этом используются различные методы для более полноговосстановления организма, нормализации его физиологических процессов.
К задачам социальной работы относятся выявление ведущих социальныхфакторов, оказывающих наиболее существенное влияние на здоровье человека, егосоциальную адаптацию, и генеалогического дерева, возможно, влияющих насостояние здоровья детей. Весьма важно выявить наследственные заболевания илисостояния (алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.), которые могут оказатьвлияние на здоровье будущего поколения. Организационной основой для решенияэтой проблемы являются:
• создание в учреждениях здравоохранения кабинетовмедико-генетической консультации;
• проведение санитарно-просветительной работы с будущимиродителями посредством издания соответствующей научно-публицистическойлитературы, обучение в школе матери и ребенка на базе женских консультаций ит.п.;
• проведение комплекса мероприятий по воспитанию у населенияздорового образа жизни;
• профилактическое углубленное обследование населения с цельюформирования «групп риска», лиц, у которых развиваются патологическиесостояния, а также больных с целью предупреждения развития и прогрессирования уних осложнений.
Однако профилактическая деятельность, осуществляемаямедицинским персоналом, зачастую недостаточно эффективна, поскольку незатрагивает целый комплекс социальных проблем или решает их частично. При этомнедостаточно изучается воздействие отдельных социальных факторов и их сочетанийна здоровье человека, практически не изучается экономическое состояние обществаи семьи в частности обеспеченность людей самым необходимым для жизни: жильем,работой, транспортом, продуктами питания; не проводятся исследования демографическихпоказателей: заболеваемость, рождаемость, смертность, воспроизводствонаселения; недостаточно учитываются экономическая обстановка местностипроживания и ее влияние на здоровье человека.
По определению ВОЗ, здоровье — это «состояние полногофизического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствиеболезней и физических дефектов».
Все это свидетельствует о возрастающей роли в системездравоохранения нового вида профессиональной деятельности — социальной работы.Становление такого вида деятельности обусловлено ухудшением здоровья населения,потребовавшим решения проблем медицинского и социального характера накачественно новом уровне — на уровне медико-социальной работы.
Медико-социальная работа определяется как вид мультидисциплинарной профессиональнойдеятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правовогохарактера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.
Ее главная цель — достижение максимально возможного уровняздоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психическойпатологией, а также социальным неблагополучием. Важным является то, чтомедико-социальная работа принципиально меняет комплекс мер помощи в сфереохраны здоровья, так как предполагает системные медико-социальные воздействияна более ранних стадиях заболевания и развития болезненных процессов.
В этой связи становится понятным, что комплексное изучениемедицинских и социальных факторов, влияющих на здоровье человека, имеетсущественное преимущество перед односторонним учетом только медицинских илисоциальных аспектов в проведении профилактической работы.
Основные направления медико-социальной работы
Существуют два типа медико-социальной работы —патогенетический и профилактический.
Патогенетическая медико-социальная работа включает в себя мероприятия поорганизации медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы,социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения.
Профилактическая медико-социальная работа подразумевает проведение мероприятийпо предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического ирепродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечениюсоциальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.
Профилактическая медико-социальная работа подразделяется надва вида:
• первичная профилактика;
• вторичная профилактика.
Задача первичной профилактики — предупреждение развития учеловека патологических состояний, т.е. проведение социально-экономическогоанализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни,активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью. Вторичнаяпрофилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезнии предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а такжерешение целого ряда социальных задач. При этом проводится медико-социальнаяэкспертиза трудоспособности, определяется трудовой прогноз, изучается влияниесоциальных факторов (характер трудовой деятельности, экономическое состояниесемьи, полноценность и разнообразие питания, обеспеченность пациентов жильем,экономическая и климатогеографическая обстановка местности проживания и т.п.)на здоровье человека. При работе с больным человеком необходимыцеленаправленное формирование у него активной жизненной позиции, препятствующейразвитию социального иждивенчества, устройство быта, материальная и моральнаяподдержка его семьи, его трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья.При необходимости осуществляются переквалификация, предоставление сокращеннойрабочей недели, уменьшение продолжительности рабочего времени и рабочей неделии т.д.
Важное направление профилактической медико-социальной работы— повышение уровня медицинского образования населения, формирование у негопредставления о здоровом образе жизни и его значении в предупреждениизаболеваний. С этой целью используются телевидение, радио, печать, лекции,семинары, индивидуальная санитарно-просветительская работа, обучение ворганизуемых в учреждениях здравоохранения «школах» для организованныхгрупп пациентов.
Вторым значимым направлением профилактическоймедико-социальной работы является выявление наиболее важных социальныхфакторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека, инепосредственное их устранение или уменьшение их влияния на организм: оказаниематериальной помощи малообеспеченным или многодетным семьям, психологическаякоррекция состояния, патронаж «семей социального риска», оказаниепомощи клиентам в решении правовых проблем, обеспечении их питанием,лекарствами, соблюдение социальных гарантий, определенных КонституциейРоссийской Федерации.
Активным направлением профилактической медико-социальнойработы является совместная с клиентами работа по предупреждению вредныхпривычек (курение, злоупотребление алкоголем и т.п.). Специфика конкретнойсоциальной работы с людьми определяется многими факторами: возрастом клиента,видом его социальной деятельности, экономическим положением его семьи,состоянием его здоровья, степенью социальной активности, наличием определенных факторов,оказывающих влияние на здоровье человека, возможностями общества и др.
Приоритетным направлением патогенетической медико-социальнойработы является реабилитация больных, т.е. комплекс медицинских,социально-экономических, педагогических мероприятий, направленных напредупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной илистойкой утрате трудоспособности, полное или частичное восстановление нарушенныхфункций организма, повышение адаптационных ресурсов человека, его социальной активности.Степень восстановления социальной активности человека и его адаптационныхресурсов является своеобразным итогом медико-социальной работы. Отсутствие вштате лечебных учреждений социальных работников объясняет тот факт, чтореабилитацию больных осуществляют медицинские работники.
К задачам реабилитации относится также повышение качестважизни пациентов. К настоящему времени при целом ряде заболеваний оправдала себятрехдневная система реабилитации пациентов: стационар—поликлиника—санаторий(дом отдыха), а при других (например, при инфаркте миокарда, инсульте —четырехдневная система реабилитации пациентов: стационар—поликлиника—санаторий(дом отдыха) — специализированные реабилитационные центры, оснащенныесовременной аппаратурой и использующие современные методики восстановлениябольных. На этапе реабилитации больных проводятся медико-социальная экспертизатрудоспособности, определяется трудовой прогноз, профессиональная ориентация,решаются вопросы трудового устройства, переквалификации. Наряду с этим на этапереабилитации больного весьма острыми являются вопросы правового, социальногохарактера, коррекция психологического состояния. Важность социальной работы всистеме реабилитации больных при определении трудового прогноза подтверждаетпроведенная реорганизация службы врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК) вмедико-социальную экспертизу, которая осуществляется преимущественно вамбулаторно-поликлиническом звене. Наряду с состоянием здоровья учитываетсятакже степень социальной защищенности человека, определяется необходимостьоказания социальной помощи человеку, имеющему физические или психологическиеотклонения.
В эпоху рыночных преобразований в экономическом укладероссийского общества произошли существенные изменения, характеризующиесязначительным разрывом в социально-экономическом благополучии небольшогосоциального слоя людей, имеющих сверхдоходы, и значительной части населения,имеющей доходы ниже прожиточного минимума. Это привело к существенному снижениюрождаемости и увеличению смертности людей в социально активном возрасте, атакже детской смертности.
Сложности экономического развития России в переходный периодне могли не отразиться на социальном благополучии семей, состоянии здоровьяотдельных граждан. Увеличилось количество лиц с заболеваниямисердечно-сосудистой и пищеварительной систем, сахарным диабетом, обусловленнымистрессом, нерациональным, несбалансированным питанием.
Увеличение роли социальных факторов в развитии целого рядазаболеваний (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, гипертоническаяболезнь, болезни нервно-психической сферы и др.) позволили отнести этизаболевания к социально обусловленной патологии.
Последствием экономического кризиса в России являетсяувеличение заболеваемости туберкулезом, которая за последние 7 лет возросла в2,2 раза. Экономический ущерб обществу от заболевания туберкулезом составляет12 млрд руб. в год.
За последние три года в России втрое увеличилось число лиц,состоящих на учете по поводу различного рода наркоманий, причем средиподростков наркоманов в 2,5 раза больше, чем среди взрослого населения.Значительное распространение получает алкоголизм. Данные заболевания приводят кдеградации личности, создают угрозу для цивилизации в целом.
Значительное ухудшение экономической обстановки на всей планетеЗемля, повышение радиационного фона в ряде регионов создают неблагоприятныеусловия для здоровья населения, в частности обусловливает рост онкологическихзаболеваний, в том числе и среди детей.
Реальную угрозу существованию цивилизации представляет быстроераспространение ВИЧ-инфекции.
Распространенность проституции, все большая ее легализация,способствуют увеличению заболеваемости венерическими болезнями у людейсоциально активного возраста, нередко приводящими к бесплодию, различного родасоциальным последствиям — распад семей, суициды и т.п. Тем самым еще разподтверждается диалектическое единство медицинских и социальных факторов вопределении состояния здоровья человека и общества в целом.
Таким образом, в возникновении и развитии значительного количествазаболеваний социальные факторы играют если не основную, то решающую роль.Поэтому профилактика возникновения и распространения заболевания, эффективнаяборьба с ними, повышение адаптационных ресурсов и реабилитация больныхневозможны без активного выявления и устранения социальных факторов. Насегодняшний день эта работа фактически возложена на медицинских работников, ксожалению, не имеющих определенных знаний в области социальной работы, да инеобходимого времени. Значительная часть рабочего времени участкового терапевтапосвящена решению социальных, а не медицинских проблем больных. Все этоподтверждает важность социальной работы в здравоохранении.
Успешное решение данной проблемы возможно при определеннойреорганизации системы здравоохранения с включением в ее структурныеподразделения или выделением самостоятельных медико-социальных подразделений(кабинетов), которые смогут решать отдельные вопросы:социально-психологическая, юридическая консультация, производственнаяреабилитация, работа с семьей и т.п., а также методическая помощь врачам сцелью повышения эффективности предупреждения возникновения и прогрессированиязаболеваний.
Основу медико-социальной работы должны составлятьвозрастно-половые данные пациентов, учет профессиональной деятельности,адаптационных ресурсов, состояние медико-социальной среды.
В ряде случаев социальная работа может сыграть решающую рольв предупреждении заболеваний, обеспечении эффективности лечения и реабилитациибольных, их социальной адаптации, возвращении к трудовой деятельности.Значимость социальной работы существенно возрастает применительно к такимкатегориям населения, как инвалиды, лица с хроническими заболеваниями, пожилыелюди.
Социальный работник должен обладать высокой эрудицией ииспользовать обширные междисциплинарные знания — медицинские, правовые,психологические, философские, экономические, социальные и др.
К задачам социальной работы в системе здравоохраненияотносятся содействие пациенту в повышении его адаптационных ресурсов вобществе, более полном использовании его физиологического потенциала с учетомсостояния здоровья, трудоустройстве, организации доврачебной медицинской помощии ухода за больными, оказание необходимой социальной помощи умирающим,санитарно-гигиенические мероприятия, санитарное просвещение населения,санитарная помощь инвалидам в обеспечении их санитарным транспортом, различнымиприспособлениями для выполнения элементарных жизненных навыков.
Специфика социальной работы определяется состоянием здоровья(физического, психического) конкретного пациента, степенью нарушения егоадаптационных ресурсов в обществе и возможностью их частичного или полноговосстановления.
Социальная работа в медицине многообразна, что определяетсямногочисленностью социальных групп населения и различных патологическихсостояний, выраженностью нарушений функций организма, степенью утратытрудоспособности и работоспособности, а также ролью тех или иных социальныхфакторов в развитии заболеваний.
Социальная работа в медицине предназначена для создания иукрепления общественного и индивидуального здоровья, что объединяет ее смедицинской деятельностью. Однако методы, используемые ими, различны.
Так же, как медицинская деятельность, направленная напрофилактику заболевания, разделяется на первичную и вторичную, так имедико-социальную работу нередко разделяют на первичную и вторичную. Первичнаясоциальная работа подразумевает восстановление у населения необходимостисоблюдения здорового образа жизни, решение целого ряда социальных проблемобщества, семьи, индивидуума, достижение определенного уровня экономическогоразвития общества. Вторичная социальная работа предусматривает созданиеопределенных социальных условий, позволяющих больному человеку без ущерба дляздоровья лучше адаптироваться в социальной среде, быть полезным обществу,почувствовать себя личностью, а также решение целого ряда других социальныхпроблем (обеспеченность необходимыми жилищными условиями, транспортом,питанием, профессией, соответствующей состоянию здоровья, устранение вредныхпривычек — курение, злоупотребление алкоголем и т.п.).
В российской системе организации здравоохранения в Россиисоциальная работа частично осуществляется медицинским персоналом, работающим поучастковому принципу семейной медицины и осуществляющим социальный патронажтяжелобольных, престарелых и одиноких людей, инвалидов. Важнейшую роль играютвыделяемые в лечебных учреждениях так называемые социальные койки. В последниегоды стали создаваться хосписы, которые, к сожалению, из-за дороговизныостаются недоступными для большинства людей, нуждающихся только в социальномуходе по состоянию здоровья. Конечно, социальная работа на врачебном участкебыла бы более эффективна при участии в ней социального работника, владеющегонеобходимыми знаниями и решающего социальные проблемы больного человека.
Не менее важна социальная работа при решении проблемыустранения факторов, способствующих формированию болезни. При этом необходимоопределить роль каждого социального фактора и их совокупности в генезепатологического процесса в организме больного: курение, злоупотреблениеалкоголем, вредное производство и т.п. Понятно, что без их решения невозможнопровести эффективное лечение заболеваний, предупредить их прогрессирование иразвитие осложнений.
Социальная работа играет основную роль на этапе трудовойреабилитации больных, определения его трудоспособности и работоспособности,трудового прогноза, профессиональной переориентации, создания определенныхпроизводственных условий для поддержания социальной активности индивидуума.
Важными направлениями медико-социальной работы становятся:
• планирование семьи, охрана материнства и детства;
• психотерапия;
• наркология;
• онкология и др.

Заключение
Медико-социальная работа в здравоохранении направлена нарешение социальных проблем женщины, матери и ребенка, детей дошкольного иподросткового возраста, взрослого населения, пожилых и престарелых, инвалидов.Круг этих проблем довольно широк, и без их решения нельзя добиться обеспеченияобщественного здоровья. Решение социальных проблем различных категорийнаселения в определенной мере регламентируется законодательными актами иправовыми нормативами.
Предмет особого внимания — пожилые и старые люди. Как известно, в последние два-тридесятилетия повсеместно отмечено увеличение количества лиц пожилого истарческого возраста, сопровождающееся полипатологией. Пациенты, у большинства которых отмечаются нарушенияопорно-двигательного аппарата, нередко ощущают тревогу, страх падения, чтоприводит к ограничению их физической активности и самообслуживания. Они боятсявыйти за пределы комнаты, дома. Изменение психологического состояния организмаусугубляет прием транквилизаторов, снотворных, гипотензивных и другихпрепаратов.
Болезнь Альцгеймера у лиц престарелого и старческоговозраста, которая проявляется в нарушении речи (афазия), способности двигаться,невозможности идентифицировать окружающие предметы и близких людей (агнозия),ослаблении интеллекта, памяти, социальной профессиональной адаптации,становится все более распространенной формой первичных дегенеративныхпроцессов. Указанные психологическиерасстройства и поведенческие нарушения обусловливают особенностимедико-социальной работы с лицами пожилого и старческого возраста, проведенияреабилитационных мероприятий, ухода за больными. Важнейшее направление медико-социальной работы — работа с клиентами,страдающими наркотическими заболеваниями. В течение 10 лет существенно выросла заболеваемость населенияв России (как и в большинстве стран мира) алкоголизмом, наркоманией,токсикоманией. Указанные заболевания относятся к социальной патологии, т.е.обусловлены преимущественным влиянием социальных факторов на организм человека.Социальная значимость указанных заболеваний определяется материальным ущербом,который, они наносят обществу, а также медико-биологическими последствиями дляздоровья нынешних и последующих поколений.
Как показывает исторический опыт борьбы с даннымизаболеваниями посредством системы запретов, изоляции больных от общества идругих ограничительных мер, избавление общества от так называемой чумы XX (и начала XXI в.) — весьма сложная задача. Для ее решениянеобходимо осуществление комплекса правовых, педагогических, психологических,медицинских и иных мероприятий в отношении конкретного индивидуума, егоближайшего окружения и общества в целом. Эта работа должна быть направлена нена изоляцию больного, а на оказание ему всесторонней помощи со стороны обществас целью более быстрого избавления от недуга.
Опасность людей, страдающих наркоманией, для общества состоити в том, что они составляют «группу риска» по ВИЧ-инфекции,приобретшей в силу распространенности вид своеобразной эпидемии. Тяжестьтечения развернутой клинической стадии заболевания (СПИД), высокий процентлетальных исходов, сложное психологическое состояние больных, ощущающих своюобреченность в силу отсутствия эффективных методов лечения, требуютсвоеобразного подхода к проведению социальной работы с ними и их окружением. Приведенные краткие данные свидетельствуют о важностисоциальной работы в системе здравоохранения в целях реального объединенияусилий медицинской и социальной служб, направленных на укрепление общественногоздоровья и сохранение цивилизации. Эта проблема может быть решена путемсоздания системы организационных, медицинских, социально-правовых и иныхмероприятий.

Список использованнойлитературы
1. Афанасьев В.Г. Человекв управлении обществом. — М., 1977. С. 235.
2. Данакин Н.С.Теоретические и методологические основы разработки технологий социальногоуправления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени докторасоциологических наук.—М., 1994.
3. Дятченко Л.Я.Социальные технологии в управлении общественными процессами.—Москва-Белгород,1993.
4. Иванов В.Н., ЛесниковГЛ., Зайченко В.Л. Проблемы информатизации и технологизации социальногопространства. — М., 1994.
5. Зайцев А.К. Внедрениесоциальных технологий в практику управления/Социальное развитие предприятия иработа с кадрами. — М., 1989. С. 95.
6. Иванов В.А. Социальныетехнологии в современном мире. — М.— Н. Новгород, 1996. С. 4.
7. Иванов В.Н., ПатрушевВ.И. Социальные технологии: Учеб. пособие для студентов. — М., 1999.
8. Лекции по технологиисоциальной работы. В 3 ч./Под ред. Е.И. Хо-лостовой. — М.: СТИ, 1998.
9. Марков М. Технология иэффективность социального управления. — М., 1983. С. 48
10. Патрушев В.И.Введение в теорию социальных технологий. — М.: Изд-во ИКАР. 1998.
11. Подшивалкина В.И.Социальные технологии: проблемы методологии и практики. — Кишинев, 1997.
12. Российскаяэнциклопедия социальной работы/Под ред. A.M. Панова, Е.И.Холостовой.— М., 1997.
13. Современныесоциальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрения, 4.1-4, —Белгород, 1991.
14. Социальная работа(вопросы и ответы)/Отв. ред. A.M. Панов, Е.И. Холостова. — М., 1997.
15. Социальная работа исоциальные технологии: Материалы методологического семинара/Ред.-сост. Т.В.Шеляг. — М.: Институт социальной работы Ассоциации работников социальных служб,1995.
16. Социальныетехнологии: Толковый словарь/Под ред. В.А. Иванова, Г.Д Никредина, В.И.Патрушева, И.М. Слепенкова. — М., 1995.
17. Стефанов Н.Общественные науки и социальная технология: Пер. с болг.-М., 1976.С.182.
18. Шепель В.М.Настольнаякнига бизнесмена и менеджера (управленческая гуманиторология). — М., 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.