Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Размышления о воспитании

Белова Л. А.
Воспитатель…Размышляя над его ролью, я задумываюсь над тем, что я сама, каков мой опыт. Мнечасто советовали, чтобы я записывала интересные случаи из своей воспитательскойпрактики. Похоже, зря я этого не делала раньше.
Мнеказалось, что то, что я рассказываю, когда взахлеб делюсь впечатлениями инаходками, – это по свежим следам, с эмоциями и собственными открытиями. И этобыло интересно тем, кто мне близок. А когда описываешь эти случаи ипредставляешь тех, кто читает, людей опытных, умудренных жизнью, знающих,творческих, то пересказанное мною кажется банальным, не интересным им, ненужным. Ведь весь мой опыт – это постоянная учеба, моя учеба, это творчество –можно ли ему научиться? – это мои собственные открытия, может быть, наивные, неБог весть какие.
Нотеперь попробую изложить их на бумаге. Этому тоже надо учиться, хотя бы длясебя.
Когдав разговоре о воспитании я слышу в свой адрес какие-то одобрительные высказывания,я чувствую некоторую неловкость, сама не знаю, почему. Мне кажется, что я ввожулюдей в заблуждение, так как не чувствую своей особой заслуги. От работы сдетьми не ощущаю себя «уставшей», воспринимая проживание с нимикаждого дня, часа, минуты, как саму жизнь. Конечно, я устаю, устает мое тело,чувствую растерянность, бессилие, иногда даже, к своему стыду, плачу, но этоговсего ровно столько, чтоб я могла оценить и радоваться тем успехам в работе сдетьми, которые выпадают на нашу долю. Все-таки, в нашей работе мы имеемвозможность видеть результат и плоды своих стараний. И это дает нам силы. А«заслуга» моя, пожалуй, в том, что я постоянно учусь слышать себя идругих. Мне это интересно, и мне в этом помогают все и всё, что меня окружает.
Завремя многолетней практики работы с детьми (много лет работала в детском саду)ко мне всегда притягивались «трудные», неадекватные дети – и именноони являются моими главными учителями и тренерами, обогащая мой опыт, побуждаяучиться, искать подсказки повсюду. А таких детей сейчас достаточно. Их роль втом, что благодаря им в наше время меняется общее отношение к миру, меняютсяподходы в медицине, педагогике, психологии и т.д.
Японяла главное, чему они нас учат – учат проявлять свою истинную божественнуюприроду – Любить. Только эта сила любви, проявленная в разное время в той илииной форме, способна изменять нас самих – в первую очередь, а затем менять влучшую сторону и все вокруг. Без нее все наши «благородные» усилия истарания бесплодны. На это я опираюсь, и это побудило меня после небольшогоперерыва пойти снова работать с детьми. Любовь помогла мне осознать рольвзрослого в воспитании ребенка, иногда, к сожалению, не самую благоприятную. Уменя появилось желание защитить детей от «взрослых», особенно, отродителей, которые и сами часто – как беспомощные дети, только закрытые,неискренние и многие – озлобленные, испуганные, со своим, в основном,отрицательным, опытом.
Воспитаниедетей, общение с ними – процесс достаточно легкий, если ты руководим любовью. Нопри условии, если родители детей – твои единомышленники. Именно поэтому (аособенно со сложным детьми) вначале я стараюсь «задружиться» сродителями.
Восновном, проблемы детей – это проблемы взрослых, а их проблемы решать – вроде,не наша задача. Но сделать их союзниками нам под силу.
Какмне это удается? Во-первых, я думаю об этой семье, стараюсь побольше узнать обих условиях жизни и, если возможно, о проблемах. Отслеживаю свои эмоции ипредубеждения по отношению к ним (если они есть). Фокусирую внимание наположительном в ребенке, чтоб нам вместе было, на что опереться. Во-вторых,осознаю, чего я хочу от этой встречи. Может, просто почувствовать их, узнатьполучше. Обратиться к ним за помощью. А, скорее всего, поделиться своейЛюбовью, поддержать их в нелегком труде воспитания или, наоборот, получить отних поддержку в понимании нашей общей проблемы, поделиться сомнениями,доброжелательно выслушать, стараясь за внешними словами понять мотив ихпретензий: страх, бессилие, боль, желание защититься или угодить… Возможно, этожелание поделиться своим опытом, знаниями, более глубокое видение проблемы.Любовь и готовность к сотрудничеству – желательный результат общения.
В-третьих,договариваюсь с родителями поддерживать связь раз в неделю, чтобы поделиться малейшимиуспехами, настроением, трудностями, пожеланиям всего доброго. Таким образом, уродителей пропадает страх, предубеждение от общения с воспитателем и со школой,устанавливаются более теплые отношения. Максимальная открытость идоброжелательность делают чудеса. Дети на глазах меняются, конечно, если мыхотим это видеть.
Еслине устанавливаются такие отношения – в основном, отслеживаю в себе то, над чемстоит подумать. Возможно, всему виной – мои предубеждения. Часто мы грешим,навешивая «ярлыки», готовые умозаключения и претензии на ясновидение– все знаем заранее, вперед на ближайшие сто лет. Еще очень важно позволятьлюдям иметь собственную точку зрения, право на свои ошибки, свои уроки, своевидение проблемы (может быть, и верное).
Ялюблю неформальные беседы с родителями от сердца к сердцу, глаза в глаза, какбы ни о чем одновременно о важном, житейском, когда мы партнеры. И тогдарождаются удачные решения, рассеиваются страхи, появляется вдохновение инадежда на то, что все будет хорошо.
Хочуподелиться небольшим опытом. Ко мне в первый класс в конце года пришел ребенок.Сразу было видно, что ребенок проблемный – до того, что появились сомнения: гдеего примут? Сработала установка: «Кто, если не мы?»
Мойглавный принцип – полюбить ребенка – встретил сопротивление всего моегоестества. Ну, не за что было уцепиться! Это неопрятное, агрессивное, слабое, снекрасивым асимметричным выражением лица существо нападало на всех детей, еслиони приближались к нему меньше, чем не полметра. На все попытки с нашей сторонывойти с ним в контакт реагировал настороженно, с вызовом, при любых действиях(например, ручка упала с парты, и он теперь не успеет начать со всеми урок)начинал верещать на всю школу. Была к нему жалость, но не любовь. Но вот,однажды, когда я в отчаянии замахнулась на него рукой, он неожиданно прильнулко мне всем своим тельцем, как бы ища защиту от меня самой – у меня. Эторастопило мое сердце. Что-то вдруг произошло, и этот ребенок стал мне дорог. Язнала, что с этих пор не буду жалеть никаких сил, потраченных на него. Теперьмне важно было много о нем знать – а это общение с родителями.
Мамаэтого мальчика, как это бывает обычно, довольно неохотно шла на контакт,избегала разговоров (имея неудачный опыт общения с многочисленными психологами,врачами, педагогами). Лучший способ защиты – нападение, поэтому высказывалисьразные претензии и замечания при полной закрытости и нежелании кого-то слушать.
Амне необходима была помощь, и с этим я обратилась к ней. По телефону мыпроговорили целый час. Мне удалось почувствовать ее боль, недоумение: как уздоровых, молодых, умных, самодостаточных родителей мог появиться такойребенок? За какие грехи? В результате беседы мне очень хотелось вселитьнадежду, что не все так плохо. Мы попытались увидеть проблему в другом ракурсе.Что этот ребенок – милость Бога. Что только такие сильные, грамотные, развитыеродители могут помочь найти этой душе себя в этом мире, адаптироваться длявыполнения своей жизненной задачи. А он, в свою очередь, поможет им, создастситуации, которые заставят их проявить свою истинную божественную природу,такое качество, как Любовь, и развиться дальше.
Сэтих пор у нас с мамой установились крепкие, творческие отношения. Мы доверялидруг другу, часто вместе делали открытия по поводу себя и детей. Это сильносказалось на нашем мальчике. Он даже внешне похорошел. Его сердце почувствовалонашу любовь.
Всеостальные дети в классе был помощникам, их удалось настроить надоброжелательное отношение друг к другу, в первую очередь, к нему, чтобы убедить,что никто не желает ему зла. Большое значение я придаю атмосфередоброжелательность в классе. Слово «Любовь» часто звучит по разнымповодам. Если удается создать такую атмосферу (слово «Любовь» — волшебное слово), то работать достаточно легко. Само пространство Любвиизменяет, подправляет, взращивает и вообще делает чудеса. Моя задача –создавать вместе с детьми, другими учителями (союзниками) и поддерживать этуатмосферу. Дети чутко улавливают эту задачу и очень старательно и сознательноучаствуют в этом. А это не всегда легко для них – на нападение и агрессию нереагировать так же. Вот так мы вместе учились и тренировались. Испробовали кучуразных методов, выработанных совместно (беседы, игнорирование, доброжелательныеулыбки, анализ собственного поведения, поступков, слов и т.д.). Старалисьосознать, что наш товарищ нуждается в нашей поддержке, помощи. И если удавалосьсдерживать свои отрицательные реакции, не отвечать злом на зло – отмечали иодобряли.
Этобыла хорошая школа для всех детей и для меня. Эти навыки помогали нампочувствовать единство. Учились в каждом из нас видеть что-то хорошее,фокусировать на этом внимание, а плохие в дальнейшем учились анализировать,искать их истоки, работать с ними.
И,конечно, очень помогают совместные игры – это панацея от многих проблем. Именнов играх этот «трудный» ребенок лучше всего проявлял свои таланты. Мнеприходилось с ними вместе лазить по оврагам, кустам, развалинам и тому подобнымместам, за что я даже получила замечание. Но при этом, в этой игре, у нас былаглобальная задача: спасти Землю от какой-то инфекции (уже точно не помню,откуда она взялась). И в этом трудном деле главную, очень положительную, рольиграл наш герой.
Несмотряна то, что весь воспитательный процесс шел как будто вокруг одного ребенка(«трудного»), удивительным образом каждый чувствовал свою значимость.
Такмы учились Любить!
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.