Реферат по предмету "Психология"


Свойства памяти

Реферат на тему:«ПАМЯТЬ»

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Функции и физиологические механизмы
Теории памяти
Классификациявидов памяти
Свойстваи закономерности
Развитие
Нарушения
Методы изучения
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Определениепамяти может быть различным.
Память-1) психический процесс отражения предметов и явленийокружающего мира, которые действовали ранее на органы чувств. В отличие отощущений и восприятий память отражает лишь то, что ранее ощущалось ивоспринималось (отдельные свойства и целостные образы предметов и явленийокружающего мира); 2) совокупность процессов запоминания, сохранения, забыванияи последующего воспроизведения следов прошлого опыта; 3) в когнитивнойпсихологии под памятью понимается способность живой системы фиксировать фактвзаимодействия со средой, сохранять результаты этого взаимодействия в формеопыта и использовать его в поведении; 4) память можно рассматривать и какдеятельность, имеющую свои цели, мотивы и способы действий. Эту деятельностьназывают мнемической (от греч. Мнемозина — богиня памяти и всех муз).
Мгишическаядеятельность- это деятельность, направленная на запоминание ивоспроизведение удержанного материала.

ФУНКЦИИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
Памятьвыполняет две основные функции: отражательную и регулятивную.
1.Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и тем самым позволяетсохранять и передавать не только опыт субъекта, но и опыт прошлых поколений.
2.Память является основой любой деятельности и поведения субъекта, посколькувключена во все уровни, формы и классы психики. Благодаря памяти человекспособен накапливать информацию, не терять прежних знаний и навыков. Памятьлежит в основе развития и обучения. Без памяти человек превратился бы в живойавтомат, способный реагировать лишь на стимулы, действующие в данный момент.
Сточки зрения рефлекторной теории И.П. Павлова в основе процессов памяти лежатассоциации (по смежности, по сходству, но контрасту и др.), представляющиесобой временную нервную связь.
Степень прочности образования связей обуславливаетсяхарактером подкрепления (П.К. Анохин). Современная наука (в том числе генетикаи молекулярная физиология) выдвигает ряд гипотез о механизмах памяти: 1)механизмом памяти являются самовозобновляющиеся биотоки в нервных клетках идругие модели; 2) механизм памяти связывают с важной ролью в образовании следовпамяти нуклеиновых кислот (в частности, рибонуклеиновой кислоты — РНК),находящихся в белках нейронов. Показано также, что мозговая активность прикодировании (запоминании) и воспроизведении разная и что кратковременная идолговременная память реализуются разными мозговыми структурами.
В отечественной психологии при изучении механизмов памятиподчеркивается зависимость их от характера деятельности (П.П. Блонский).

ТЕОРИИ ПАМЯТИ
Одной из первых психологических теорий памяти была ассоциативная теория (Г.Эббингауз и др.). В основе этой теории лежит понятие ассоциации, то есть связимежду отдельными психическими образованиями (по смежности, сходству,контрасту). Например, увидев птицу — можно вспомнить самолет, по лицу можновспомнить всего человека и т.д. В рамках этой теории память понималась какединое целое образование, несмотря на множественность ее видов, так как ониотличаются только прочностью ассоциаций. Поэтому эта трактовка памяти носитназвание монистической.
Другая трактовка памяти была разработана в психологии сознания (У. Джеймс).
Память здесь двойственная (первичная и вторичная).Первичная память состоит из впечатлений, непосредственно присутствующих всознании, ее содержание быстро стирается (кратковременная). Содержаниевторичной памяти — это наши постоянные знания (долговременная память). Этутрактовку называют множественной.
В настоящее время существуют теории, продолжающие ту идругую трактовки. Идея существования двух видов памяти широко используется вкогнитивной психологии.
В гештальтпсихологии предметом изучения памяти стала целостная организация предметов иявлений — гештальт, а процессы памяти определяются формированием этогогештальта. Особенно подчеркивались значение структурирования материала,доведение его до целого, организации материала в систему призапоминании и воспроизведении.
Взглядыбихевиористов на проблемы памяти отличались отассо-ционизма лишь тем, что они подчеркивали значение подкрепления призапоминании материала.
Психоанализвскрыл ряд законов, связанных с мотивацией и подсознательнымипроцессами памяти. Установлено, что легче воспроизводятся события, имеющиеположительную эмоциональную окраску, а негативные события быстрее забываются.
Вначале XX в. возникает смысловая теория памяти (А. Бине, К.Бюлер и др.). Было доказано, что на первый план при запоминании ивоспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Поэтому человеклегче запоминает смысл материала, чем дословное его содержание.
Памятьявлялась предметом изучения многих отечественных психологов:П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зин-ченко, А.А. Смирнов идр.
Развитиеинформационно-кибернетической теориипамяти связано с развитием кибернетики, вычислительной техники и программирования.Эта теория позволяет моделировать на ЭВМ процессы памяти и более глубокопроникать в тайны человеческой памяти.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ
1. Поособенностям запоминаемого материала:
— моторная,
— эмоциональная,
— образная,
— словесно-логическая.
2.По продолжительности сохранения следов:
— мгновенная (иконическая),
— кратковременная,
— оперативная,
— долговременная.
3.По характеру активности:
— непроизвольная,
— произвольная.
4.По использованию вспомогательных средств:
— непосредственная,
— опосредованная.
92
5. Поспособу запоминания:
— механическая,
— логическая.
6. По происхождению:
— генетическая,
— приобретенная.
Память моторная (двигательная) — запоминание, сохранение и при необходимостивоспроизведение различных движений, их координации и последовательности сдостаточной точностью. Моторная память в значительной мере являетсяавтоматизированной. Эта память особенно необходима танцорам, спортсменам,хирургам, а также всем людям в процессе обучения движениям.
Память эмоциональная ~ память на переживания, эмоции и чувства.
Память образная — память на различные сенсорно-перцептивные образы (зрительные, слуховые,тактильные, вкусовые, обонятельные).
Память зрительная — сохранение и воспроизведение зрительных образов. Может быть наиболеевыраженной по сравнению с другими видами памяти.
Память слуховая — это запоминание и точное воспроизведение разнообразных слуховыхобразов (звуков, музыки, шумов, и т.п.).
Память генетическая — память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение.Это память на биологические события, происходившие в течение веков эволюциибиологического вида. Память здесь используется в метафорическом смысле дляобозначения генетически закодированной склонности к определенным видамповедения и образцам действия, которые являются рудиментами эволюционно важныхизменений вида. Страх падения и рефлекторные реакции на падающие предметыявляются примерами, отражающими эволюционную адаптивную реакцию, которая должнабыть у любого успешно развивающегося вида приматов с высоким коэффициентоммассы тела по отношению к поверхности. Генетическую память часто называютбиологической памятью.
Память словесно-логическая — запоминание и воспроизведение мыслей. Оно построено напричинно-следственной связи между запоминаемыми элементами.
Память мгновенная (иконическая) — удержание точной и полной картины только что воспринятого органамичувств, без какой бы то ни было переработки полученнойинформации. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. За это время мозг решает,нужна ли эта информация и передавать ли ее в кратковременную память. Эту памятьеще называют сенсорной, следовой.
Памятькратковременная — память, рассчитанная на хранение информации втечение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд(примерно 20 сек.), до тех пор пока содержащаяся в ней информация не будетиспользована или переведена в долговременную память. Сюда поступает информация,которая получила минимальную обработку или интерпретацию, и поэтому онаограничена в объеме, она способна вмещать около семи «единиц» (хотя,если интерпретация материала была достаточно полной, эти единицы могутсодержать много информации (7+2 единицы). Если информация большего объема, томозг почти бессознательно группирует ее в блоки и сохраняет их не более 9. Причрезмерно большом объеме информации некоторая ее часть не попадает вдолговременную. Считается, что материал удерживается в кратковременной памятипосредством повторения, и, если такое повторение будет прервано, материал имеетпериод полураспада, возможно не более 10 или 15 секунд.
Памятьоперативная — вид памяти, рассчитанный на сохранение информации втечение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действияили операции. Это своего рода «рабочая смесь» долговременной икратковременной памяти. Так, при умножении чисел, например 15 и 23
/>
мыумножаем 5 на 3, получаем 15 и при этом 5 пишем, а 1 запоминаем. Эта единицасохраняется до тех пор (доли секунды), пока не прибавим ее к произведению (1x3)и получим 13. Номер телефона ремонтной фирмы мы будем помнить до тех пор, покане дозвонимся. Таким образом, оперативная память удерживает информацию доокончания действия, длительность которого может быть различным.
Памятьдолговременная — память, которая удерживает информацию длительноевремя. Эта память рассчитана не только на длительное хранение, но и намногократное воспроизведение при условии ее сохранения. Для сохранения вдолговременной памяти материал обычно хорошо обработан и интегрирован в общиезнания, хранящиеся в памяти человека. Долговременная память не ограничена ни повремени хранения, ни по объему. Долговременная память функционирует в двух видах: с сознательным доступом и закрытая (информациюможно извлечь из памяти только специальными методами, например под гипнозом).
Однако в науке такое восстановление еще вызывает сомнения.
Память непроизвольная — запоминание и сохранение, которое происходит автоматически и безособых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальноймнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).Запоминаемый материал фиксируется в памяти вне участия произвольного внимания.
Память произвольная — запоминание и сохранение с постановкой специальной мнемической задачи(цели) и где сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевыхусилий. Процесс запоминания осуществляется целенаправленно, при участииактивного внимания.
Память непосредственная (натуральная) — память без использования средств. Этот вид памятисвойствен и человеку, й животным. Развитую форму этого вида памяти называютэйдетической.
Память эйдетическая (греч. eidos — вид, образ) — способность удерживать образы виденных предметовдостаточно длительное время исключительно ярко и четко. Эйдетики продолжают «видеть»представление визуального стимула некоторое время после того, как он удален.Эйдетизм чаще наблюдается у детей и подростков, чем у взрослых (1 из 100 — удетей, 1 из 1000 и даже из 1000 000 000 — у взрослых). Нередко встречается ухудожников и у примитивных народов.
Память опосредованная — память с использованием средств (слов, знаков, движений, предметов ит.д.). Изучалась в отечественной психологии Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, А.Н.Леонтьевым.
Память механическая — это запоминание без осознания логической связи между различнымичастями воспринимаемого материала. Оно происходит исключительно благодаряповторению, лишенному осознания смысла материала или других операций, подобноорганизации, логическому выводу или использованию мнемоники и т.д.
Память логическая — запоминание, основанное на понимании внутренних логических связеймежду отдельными частями материала. Исследования видного отечественногопсихолога А.А. Смирнова показали, что логическая память во много раз продуктивнеемеханической.
Память«вечная», или третичная, — способность воспроизводить когда-тозапечатленную информацию, которая сохраняется на протяжении всей оставшейсяжизни.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Процессы памяти
Памятьсуществует в четырех взаимосвязанных процессах: запоминание, сохранение,забывание, воспроизведение.
Запоминание- это процесс запечатления воспринятой информации с цельюпоследующего ее сохранения. Качество запоминания зависит от многих факторов: отособенностей запоминаемого материала (его объема, логичности, интересности идр.), характера деятельности с этим материалом (от смысловой обработки, навыкови умений деятельности и др.) и особенностей личности запоминающего (мотивов,установок, характера и др.). Экспериментально установлено, что лучшезапоминаются края ряда, нежели середина («Закон края»). Висследованиях Б.В. Зейгарник показано, что лучше запоминаются незавершенныедействия (см. Эффект Зейгарник).
Сохранение-процесс удержания и переработки информации, консервация.
Невсе, что прошло этап запоминания, хранится. Для сохранения информации вдолговременной памяти нужна организация материала, укладка (классификация,удобное пространственное расположение, ассоциативные связи и пр.). Полезноиспользовать различные таблицы и схемы. В процессе укладки целесообразноприпоминание. Лучше уложишь — больше сохранишь. Сохраняется гораздо больше, чемосознается. Информация сохраняется вместе с той ситуацией, в которойкодировалась (запоминалась). Объем сохраняемой информации велик (10 битинформации, для сравнения — таблица умножения составляет 1,5 бита). Объемчеловеческой памяти выше объема памяти современных ЭВМ на несколько порядков,но воспроизвести его можно только в специальных условиях. Обычно человекиспользует лишь 10% этого объема.
Забывание-процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранеезапечатленной информации. Этот процесс выполняет защитную функцию, дает памятиотдых. Забывание происходит по «закону гиперболы» (Г. Эббингауз): чембольше времени с начала запоминания, тем меньше забывается.
/>
Забывается обычно то, что не нужно, не значимо, и частьнужной информации.
На качество запоминания влияют различные факторы:модальность, осмысленность, привычность материала, функциональное иэмоциональное состояние человека (шок, стресс), информация до и послезапоминания (см. Проактивное и ретроактивное торможение). 3. Фрейд показал, чтотравмирующие события забываются человеком как защитный акт. Он утверждал, что воснове этого факта лежит мотив нежелания помнить.
Интерференция — мешать, помеха, тормоз.
Ретро — составная часть слова, обозначающая позади во времени или впространстве.
Проактивное торможение (интерференция) — забывание новой информации под влиянием старой (ранее заученной).Если вам меняют номер телефона, то старый номер мешает вам запомнить новый.
Ретроактивное торможение (интерференция)- забывание старой информации из-запоступающей новой. Например, запоминание учителем фамилий новых учеников мешаетвспомнить фамилии старых.
Воспроизведение-процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. Впроцессе воспроизведения происходит восстановление первоначальной информации,основанное только на частичном припоминании основного материала, путемреконструкции прошлого опыта. Для извлечения информации из кратковременнойпамяти мозг перебирает всю кратковременную память, пока не найдется нужная. Этопроисходит доли секунды. Для извлечения информации из долговременной памятинеобходимо найти «ключ» к кодированию (песня, запись, место и т.д.).Извлечение информации может быть на разных уровнях:
-узнавание(при повторном восприятии). Знакомые объекты узнаются быстрее;
— воспоминание (при отсутствии объекта);
— припоминание (активная форма воспроизведения, требующая усилий).
Воспроизведениеимеет ряд особенностей: осуществляется на основе той информационной структуры,в которой запоминалось. Поэтому преподаватель сразу определяет, по какомуучебнику студент готовился к экзаменам; воспроизводится меньше, чем сохраняется(наводящий вопрос преподавателя может помочь студенту вспомнить нужнуюинформацию; воспроизведение субъективно. Поэтому студенту кажется, что онматериал правильно запомнил, а на самом деле он ошибается; воспроизведениеулучшается на 2-3-й день (см. Реминисценция); воспроизведение может быть оченьточным (см. Эйдетизм).
Узнавание-сознание того, что воспринимаемые в данный момент предмет илиявление воспринимались в прошлом. Узнавание базируется на сопоставлении образаобъекта, полученного в результате процесса его восприятия, опознания, соследами, сохраняющимися в памяти. Узнавание оказывается нарушенным при рядепатопсихологических феноменов — ложные опознания, «уже виденное», «никогдане виденное» и др.
Реминисценция- отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегосязабытым.
Представление-наглядный образ предмета представления, возникший на основеприпоминания или же продуктивного воображения на основе имевших место ощущенийи восприятия.
Закономерности
Памятиобъем — это важнейшая интегральная характеристика памяти, котораяхарактеризует возможности запоминания и сохранения информации. Объем памяти — это число единиц, немедленновоспроизводимых после предъявления.
Эффект Б.В. Зейгарник (1927) — лучшее воспроизведение в памяти незавершенных действий посравнению с завершенными. Свидетельствует о роли личностно-мотивационногокомпонента в структуре мнемической деятельности.
При получении задания у человека появляется потребность(квазипотребность по К. Леви) выполнить его. Эта потребность в процессевыполнения задания усиливается. Эффект лучшего воспроизведения незавершенныхдействий не обнаруживается у больных с выраженными эмоционально-волевымиизменениями.
Эффект генерации- люди лучше запоминают то, что делают и придумывают. Собственные идеисохраняются в сознании без усилий, непроизвольно.
Приемыулучшения памяти
В психологии изучены многообразные приемы улучшения памяти.Все известные приемы запоминания можно свести к шести.
1. Управление вниманием. Поскольку возможности кратковременнойпамяти ограничены временем и объемом, то важно научиться концентрироватьвнимание на нужной информации и выделять в ней только существенное.
2. Структурирование информации. Это сортировка материала,логическая обработка (выделение существенного и второстепенного, идей ифактов), структурирование и переструктурирование текстов, составление планов,тезисов, кодирование и составление классификаций.
3. Рациональное повторение. Использование метода опорныхслов, ОВОД (О — основные мысли, В — внимательное чтение, О — обзор, Д — доводка), распределенного во времени повторения и пр.
4. Использование семантических приемов. Это использованиеассоциаций, «окрахимов» (сокращения типа ТАТ, КОТ и т.д.), связываниемногих предметов с числами, нотами и т.д. Целесообразно использовать «методмест», то есть запоминание информации вместе с местом запоминания (методЦицерона).
5. Целенаправленное воображение.
6. Мнемотехника.
Мнемотехника (мнемоника — греч. mnemonika- искусство запоминания). Система приемов, которые способствуют лучшемузапоминанию информации и позволяют увеличить объем информации,запоминаемой с первого предъявления.
Мнемоникавпервые была разработана древнеримскими и древнегреческими ораторами, профессиякоторых предполагала огромные нагрузки на память.
РАЗВИТИЕ
Развитиепамяти начинается в первые месяцы жизни ребенка и проявляется в условныхрефлексах (прекращение плача, когда в комнату входит мама). К полугоду ребенокначинает узнавать предметы. Затем увеличивается и круг узнаваемых предметов, и длительностьсохранения образов памяти. Значительно позже появляется воспроизведение.Развитие памяти идет от непроизвольной к произвольной, от механической клогической, от непосредственной к опосредованной. Огромное значение в развитиипамяти играет обучение и воспитание, так как само по себе развитие памяти непроисходит. Развитие памяти тесно связано с овладением человеком приемамиумственной деятельности и рациональными способами запоминания. Выделяют (Г.Эббингауз) три фазы онтогенеза памяти: 1) прогресс — до 25 лет; 2) стабилизация- 25-50 лет; 3) инволюция и регресс — с 50 лет. Развитие памяти идет неравномерно, скачкообразно. Критические периоды — 2-5 лет и 11-13 лет.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Индивидуальныеразличия памяти — это различия: 1) в продуктивности заучивания, то есть вскорости, прочности, точности и объему запоминания. И здесь наблюдается широкоеразнообразие. Самый высокий уровень продуктивности памяти — эйдетизм (см.Эйдетизм, Память феноменальная); 2) по преобладающему типу памяти: зрительная,слуховая, двигательная и комбинированная. Чистые типы встречаются редко. Типпамяти зависит не только от природных особенностей человека, но и от его опыта,воспитания и обучения.
Памятьфеноменальная — способность к воспроизведению огромного (может быть,неограниченного) объема информации. Существуют легенды об уникальныхвозможностях памяти Юлия Цезаря, Наполеона, Моцарта, математика Гаусса,шахматиста Алехина и т.д. Выдающимися мнемическими способностями обладал С.Д.Шер-шевский, о котором написал А.Р. Лурия в книге «Маленькая книжка обольшой памяти». У Шершевского отсутствовали ограничения в объемезапоминания и во времени хранения. Например, он с пер-100 вого предъявления запомнил длинную строфу «Божественной комедии»Данте на незнакомом ему итальянском языке, которую легко повторил принеожиданной проверке… через 15 лет.

НАРУШЕНИЯ
Амнезия — нарушение памяти, возникающее при различных локальных пораженияхмозга; охватывает периоды от нескольких минут до нескольких лет.
Выделяют также формыфункционального нарушения памяти: амнезия постгипнотическая и амнезия защитная.
Памяти нарушения — различного рода амнезии (расстройства памяти в виде нарушенияспособности запоминать, хранить и воспроизводить информацию) и парамезии(обманы памяти, нарушение хронологии, «присвоение» чужих мыслей идействий себе).
МЕТОДЫИЗУЧЕНИЯ
Экспериментальное
Вкачестве примера исследовательского методаприведем пример исследования непроизвольного запоминания В.П. Зинченко.
Цель исследования — установить зависимость непроизвольногозапоминания от особенностей деятельности.
Испытуемые — старшие дошкольники.
Оборудование -15 карточек с изображением знакомыхпредметов. В правом верхнемуглу каждой карточки были написаны числа в случайном порядке (1,7,11, 56, 23,8...).
Процедура: 1-я серия. Дети должны разложить карточки на 4группы: кухня, детская комната, сад, двор. После выполнения задания детейпросили воспроизвести картинки и числа. Лучше запомнили картинки. 2-я серия.Другие 15 картинок (с числами в углу) просили разложить в планшете по степенивозрастания чисел. Лучше воспроизвели числа.
Результат: лучше запоминается то, что связано с цельюдеятельности. Непроизвольное запоминание зависит от цели деятельности.
Диагностическое
Диагностика памяти осуществляется многочисленными тестами иметодиками, которые можно найти в сборниках диагностических методик. Наиболеечасто используются методики: 10 слов, Пиктограмма, методика напряжения памяти,методика изучения объема памяти, методика изучения преобладающего типа памяти идр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
Гамезо M.B., Герасимова B.C., МашурцеваД.А., Орлова Л.М.
Общая психология: Учебно-методическоепособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. — М.: Ось-89, 2007. — 352 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.