Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Представления о строении и развитии личности в психологии сознания

Джемс.Блочная стратегия к строению личности.
Авторпервого учебника “Психология”, переведенного на русский язык; ввел понятие“поток сознания”, самоактуализирующаяся личность, личностная норма.
Личность– вместилище блоков. Структура личности собирается из выделенных на основенаблюдений в обыденной жизни блоков (их называют иногда уровнями или подструктурами).Блоки располагаются по вертикали: биологическое – социальное – духовное.
Материальное,физическое Я — природный субъект, не сводится лишь к физическому телу человека,но может быть переведено как «Мое», физический мир личности – егоорганизм, одежда, родные, имущество, продукты труда (“дом англичанина – егокрепость”). Очень важен по мнению Джемса, но приоритет отдается сознательномууправлению телом.
СоциальноеЯ — социальный субъект — это Я для других, субъект взаимодействия и общения сокружающими людьми, совокупность привычек, стереотипов в общении с другимилюдьми в типовых ситуациях, нужно для упорядочения общественной жизни. Джемспервым описал потребность в общении как объективную необходимость впринадлежности к социальному целому (выражается в чувстве сопричастия) и вжелании быть замеченным, принятым. Собственные индивидуальные черты и привычки– резерв развития социального Я. Они становятся замеченными обществом ипопадают в социальное Я.
а)(познаваемое) Собственно личность — первые предположения о самосознании. Этознание о себе, по ассоциации, часто неверное. Для развития важнынаблюдательность, внимательность. источник личностной активности, личностногороста, источник воли (решимости). Полное объединение состояний сознания, конкретновзятых духовных способностей свойств, мыслящий субъект.
б)(познающее) Представление о себе есть, но есть и та активность, которая уже невходит в предмет науки, «Познающее я» – это Духовное Я, источник развития волии внимания. Его Джемс не обсуждает — личностную активность нельзя изучать.
Зададимсявопросом: кого можно изучать? Первое, т.к. есть закономерные механизмы. Второе– тоже набор привычек, и их можно изучать. Можно ли и нужно ли изучать третье?Джемс: “проблема свободы воли выходит за пределы науки, т.к. свобода – это немеханизм, только безумец может строить механизм свободы”. Как построил – сразулишится. (Свобода воли есть, и это – личное решение каждого).
Представлениео развитии личности: организм – социальный индивид – личность.
Представления о строении и развитии личности впсихоанализе.
Фрейд.Личность состоит из 3 структурных областей, инстанций: Оно, Я, Сверх-Я.
Сверх-Я:система моральных и эстетических ценностей, норм, которыми человекруководствуется в своей жизни. Они разумно совместимы с теми нормами, которыеприняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации. Сверх-Я– последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованнуюверсию общественных норм и стандартов поведения. Дети должны обретать его,благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими формирующимифигурами.
Основныефункции Сверх-Я:
Идеал- поощрительный аспект Сверх-Я. Имеющаяся у человека система моральныхценностей предписывает ему определенные идеальные образцы, с которыми он долженсоотносить и оценивать свои мысли, чувства и поступки, и к которым он долженстремиться. Установление для себя высоких стандартов и их достижение.
Самонаблюдение– Сверх-Я постоянно наблюдает, насколько поведение человека соответствует этимидеалам.
Совесть– определенный комплекс переживаний, которым Сверх-Я реагирует на степеньсоответствия чувств, мыслей и поступков идеальным, представленным в Эго-идеале.Если соответствуют, то совесть спокойна, иначе – начинает испытывать муки совестивыражаемые в чувстве стыда, вины, моральной несостоятельности.
Происхождение.Сверх-Я не врождена, она формируется у ребенка в раннем детстве при участииродителей и близких людей. До возникновения собственного Сверх-Я его местозанимает Сверх-Я родителей. Процесс его вращивания – постепенная идентификацияребенка со Сверх-Я своих родителей.
Оно:примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, которые коренятся вбиологической системе человека. Оно функционирует целиком в бессознательном.Выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядкупсихической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями.Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение вличностном функционировании. Требования биологической природы являютсяимперативными и неустранимыми до тех пор, пока не будут удовлетворены. Основнойпринцип, которым руководствуются влечения Оно — принцип удовольствия. Фрейдвыделил сексуальное влечение — «либидо», которое является
Механизмыизбавления личности от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы(в первом случае автоматический ответ на сигнал – чихание, если рефлекторныйакт не возможен, то первичные процессы представления – психический образобъекта, сновидения, галлюцинации, психозы).
Эго:часть личности, которая обращена к внешнему миру инаходится в прямом инепосредственном контакте с ним. В нем представлено разумное начало. Еговедущие способности: сознавать и воспринимать. Выполняет две функции в жизничеловека: познавательная (благодаря сознаванию и восприятию может строить образокружающего мира адекватный его свойствам) и регуляционная (Я регулируетповедение человека, приспосабливая требования влечений Оно и морально-этическиетребования Сверх-Я к реальным условиям и объектам. Эти притязания все времярасходятся и Я часто не справляется с ними. Эго эволюционирует из Оно,заимствуя часть энергии для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальнойреальности. Основной принцип, которым руководствуется Эго – принцип реальности.Цель – сохранить целостность организма, путем отсрочки удовлетворенияинстинктов до того момента, когда буден найдена возможность достичь разрядкиподходящим образом. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности.Эго является исполнительным органом личности и областью протеканияинтеллектуальных процессов и решения проблем.
Движущаясила поведения – энергия возбуждения, производимого телесными потребностями.
1)Природный организм. Не природа как таковая, а телесные влечения, которые сталиповодом, предпосылкой для определенных личностных проблем. Телесная энергия –источник развития. Любое психическое явление должно иметь конечную телеснуюпричину. Фрейд подчеркивает «символику тела» – явления психосоматическихзаболеваний, в которых источником телесных недугов может быть неразрешеннаяпроблема, связанная с психическими переживаниями.
2)Социальные отношения вторичны. Они – последствия отношений в семье, ребенка котцу и матери. Социальные предпочтения смоделированы в раннем детстве. Эдиповкомплекс – модель таких отношений. Но эти последствия не фатальны, их можнопопытаться осознать. Связь между предпочитаемыми социальными отношениями иотношением к своим родителям.
3)а) Познавательное представление о себе. Интеллект – орудие Я, сознания. Если Яслабое, то интеллект может быть источником неверных защит – рационализаций. НоФрейд считал, что любая проблема может быть решена рационально.
Б)Понятие самости, собственно личности, реальное Я. Не принимает понятия самости.Описанная им совокупность с телом и есть сущность человека. Источникличностного развития – в прошлом.
Характеристикойличности является наличие мотивационного конфликта между Сверх-Я и Оно. Этоконфликт между культурным и природным началом, или конфликт между природнымисексуальными влечениями и морально-эстетическими ограничениями со стороныобщества. Этот конфликт неизбежен и неотвратим т.к. человек имеет двойственнуюприроду: биологическую и общественную.
Адлер.Личность человека – его индивидуальность, совокупность устойчивыхиндивидуальных особенностей. Основной фактор, определяющий развитие личности –главная жизненная цель, достижению которой подчинена жизнь человека. Жизнь –явление телеологическое, целеустремленное, целенаправленное. Жизненные цели возникаюту ребенка в первые годы жизни. Они оказывают основополагающее влияние наформирование его индивидуальности. А черты индивидуальности – средства,необходимые для достижения этой цели. Все индивидуальные особенности –целостная система, направленная на достижение цели.
Главнаяжизненная цель, определяющая развитие их индивидуальности –достижениепревосходства над другими людьми. Конкретное содержание этой цели может бытьчрезвычайно многообразным – стремление к власти, богатству, силе, красоте…Возникает в первые годы жизни как компенсаторная реакция на неизбежное чувствонеполноценности.
Чувствонеполноценности и компенсация. Чувство неполноценности берет свои истоки вдетстве. Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда онсовершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опытвызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другимилюдьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этогораннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы задостижение превосходства над окружением, а так же стремление к совершенству ибезупречности. Это нормальная компенсация – устремление человека ксаморазвитию, росту, компетентности. Гиперкомпенсация – комплекс превосходства(преувеличение своих возможностей).
Врожденноечувство общности. Предпосылки его врождены, но они должны проявиться. Особыйвклад делает мать (направление и поощрение). Основные формы проявления –дружба, любовь, братство, забота о ближнем. Человек – прежде всего социальноесущество. Он может нормально жить и развиваться только в обществе. Чувствообщности способствует единению людей. Оно является важной предпосылкой иусловием общественной жизни. От развитости социального интереса зависит психическоездоровье.
ТворческоеЯ – источник активности человека, люди сами ответственны за то, кем онистановятся и как себя ведут.
1)Природный организм. Телесные переживания ценны, но первичными Адлер их несчитает. Телесные особенности, например, дефекты, могут стать источникомкомплекса социальной неполноценности. Но развитие личности начинается не стела.
2)Социальные отношения – первичны, выражаются в чувстве общности. В нихначинается развитие личности. Особенности воспитания — преграды к развитию, каки органические дефекты. Позитивная компенсация комплекса неполноценностивозможна только в сотрудничестве с другими людьми. Непонимание жизненного стиля– несоответствие жизненного стиля жизненным целям, который есть средство ихдостижения. Непонимание, как и комплекс неполноценности приводит к затруднениюв социальных контактах.
3)а) Познавательное представление о себе. Интеллект различает по социальнойзначимости на:
Лично-ориентированный– самооправдания, неверная защита, компенсация комплекса неполноценности;
Разум– реализация чувства общности.
б)Понятие самости, собственно личности, реальное Я. Самость – собственноличность. Источник собственно личностного развития – в будущем, это жизненныецели.
Объективныйконфликт: стремление к достижению превосходства и чувство общности. Чем болееярко выражено стремление к достижению превосходства конфликт
Э.Эриксон.Двухфакторный подход:
Генетическийфактор: психическое развитие – реализация и развертывание врожденнойгенетической программы развития. Этапы нормального развития предопределены(эпигенетический принцип).
Социальныйфактор: генетическая программа не реализуется автоматически, для этогонеобходимы надлежащие соответствующие социальные условия.
Периодизацияохватывает всю жизнь. Каждый этап представляет решение человеком главной иведущей для данного этапа жизненной проблемы, сформулированной в видедихотомии. Один из вариантов решения нормальный – в соответствии собщечеловеческими нормами; другой – непродуктивный, не соответствует объективнойнорме человеческого существования. Такой вариант создает предпосылки дляпсихопатологического развития.
ПоЭриксону, психологический рост — похож на развитие эмбриона (эпи — над, генез — рождение) — каждая последующая стадия определяется предыдущей (специфическаязадача развития или кризис, который человек должен решить, чтобы перейти кследующей). Развитие продолжается всю жизнь.
Стадии:
Младенчество(до 1,5 лет) основополагающая вера и надежда (базовое доверие к миру) противбазового недоверия. Значимые отношения: ребенок и мать. Формируется сильноесвойство личности – надежда (в деструктивном варианте уход);
Раннеедетство (1,5-3 года) автономия, независимость против зависимости, стыда исомнения. Значимые отношения – родители. Формируется воля, направленность напреодоление препятствий (в деструктивном – навязчивость, конформизм, стремлениебыть рядом со взрослым или агрессивность);
Дошкольныйвозраст (3-6 лет) инициатива против чувства вины. Значимые отношения — семья вцелом. Формируется способность к целеполаганию, целеустремленность(деструктивный вариант – беспомощность, пассивность);
Школьныйвозраст (6-12 лет) предприимчивость против чувства неполноценности (школа).Предприимчивость – готовность к овладению технологиями, готовность к кооперации.Значимые отношения: школа, соседи. Формируется компетентность, умелость (вдеструктивном варианте – инертность как неспособность к кооперации иличрезмерная конкуренция);
Подростковыйвозраст (12-18 лет) идентичность против смешения идентичности. Значимыеотношения – группы сверстников. Формируется Эго-идентичность – «субъективноечувство непрерывной самотождественности», не просто сумма принятых индивидомролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида,воспринимаемых им на основе своего опыта и знание о том, как реагируют на негодругие (в деструктивной варианте – смешение идентичности, негативизм,застенчивость);
Периодранней взрослости (18-25 лет) интимность против изоляции. Значимые отношения –друзья и партнеры по работе, учебе. Интимность – способность к разделениюидентичности, тебя понимают таким, какой ты есть. Формируется любовь (вдеструктивном варианте – исключительность, отвержение всех чужих);
Взрослость(25-60 лет) продуктивность против застоя. Значимые отношения: разделенный труди общий дом. Формируется ответственность и забота (в деструктивном варианте –отвержение);
Зрелость(от 60 лет) целостность против распада. Значимые отношения — человечество вцелом (в прошлом и будущем). Подведение итогов, осмысленный интерес к жизни (вдеструктивном варианте – страх смерти, обида на жизнь, желание прожить ее ещераз).
Задачачеловека на каждом этапе — найти баланс между 2-мя полюсами (напр. доверием инедоверием).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта psy.piter.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 300 лет со Дня рождения
Реферат Anger Aspects Essay Research Paper Anger has
Реферат Вклад западноевропейских ученых XVIII-XIX веков в познание природы Урала
Реферат Особенности Интернет-изданий в системе Югорских СМИ (на примере веб-сайтов ugrainform.ru и ugra.info)
Реферат Confusion Essay Research Paper In the view
Реферат Біологічна зброя. Ураження при вибухах
Реферат Индостан и Цейлон
Реферат Теплотехнический расчет наружных ограждений здания
Реферат Статистический анализ розничного товарооборота, запасов и оборачиваемости товаров
Реферат Техника безопасности при проведении взрывных работ
Реферат Технико-экономическая оптимизация систем теплогазоснабжения (ТЭО)
Реферат Внедрение новой системы мотивации персонала ООО ИнтелКом
Реферат Линейные и нелинейные электрические цепи постоянного тока
Реферат Теплоснабжение пяти кварталов района города
Реферат Связь индекса напряженности регуляторных систем и других показателей сердечного ритма со специальной работоспособностью