Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Муки обретения собственного голоса (о проблеме творческой индивидуальности при создании высказывания)

Л. Г. Антонова, доктор педагогических наук, доценткафедры русского языка (Ярославль)
Проблематворческой индивидуальности изначально получила обязательный статус в кругупроблем становления профессиональной личности.
Томуесть ряд объяснений.
Нельзяне учитывать тот факт, что залог любой творческой деятельности — это наличие нетолько профессионального опыта, но, прежде всего, индивидуального, личностногоотношения к явлениям, умение в этой самой деятельности найти собственный,неповторимый способ решения той или иной профессиональной проблемы.
Частоне сформированное на «заре профессиональной юности» личностноеотношение и мнение может стать невостребованным в пору «профессиональнойзрелости» и обретения опыта, а это чревато серьёзными последствиями:утратой всякого желания творить, косностью и предубеждением.
Именнооб этой «страшно непривлекательной» стороне учительской биографииписал Розанов: «Как душно и темно в учительской келье… Скучноневыносимо… А всё от того, что боимся новых веяний, страшимся собственногоголоса… Право его иметь утратили из-за собственной лености, страха...»(14, С.132).
Каквидим, умение сохранить своё «лица необщее выражение» требуетопределённого мужества умение не страшиться быть непонятым,«чудиком». А сохранение собственной индивидуальности — это, преждевсего, необходимое условие здоровья и профессиональной жизнеспособностиучителя. И, безусловно, эти неординарные качества — счастливая возможностьчтобы педагогическое слово было оценено в условиях грамотного,интеллектуального и эмоционального диалога с воспитанниками.
Вотпочему в настоящее время при изучении творческой индивидуальности того илииного педагога предпочтение отдаётся описанию эмотивно-нравственных качеств,которые специфичны для каждой творческой личности. Так, в частности, универсальнаяпрограмма описания личного опыта педагога включает «неформализуемые,неотчуждаемые от личности педагога интимные свойства», такие, какинтуиция, вдохновение, удовлетворённость и неудовлетворённость работой,творческое переживание и озарение, одержимость и горение (1, С.134).
Именноэти, сугубо персонифицированные, показатели могут свидетельствовать осостоятельности или несостоятельности творческой деятельности педагога.
Неследует забывать, что личностное (субъективное) в классической философии всегдарассматривается как «единственная форма существования объективногомира» (2, С.285). В рамках философской эстетики личностное (субъективное)трактуется как мерило этической и эстетической состоятельности. Субъект(личность) может осознать свою неповторимость, «самость», в диалоге сдругой личностью и во внутреннем процессе саморазвития — путём самостоятельныханалитических раздумий над своим «Я». Но чтобы этот диалог состоялся,требуется особая мотивационная готовность, и как писал Бахтин, «желание краспространению мыслей в мире» (5, С.43).
Такоетолкование индивидуальных эстетических возможностей идеальной личности требуетперевода разговора в коммуникативное русло: в практику речевого поведенияличности.
«Сформированный,избирательный вкус, потребность и способность к творческому поиску слова»- так характеризуется личность, которая, черпая силы в стилистических опытах,пришла к прекрасным речевым результатам в «Риторических этюдах»Квинтилиана (2, С.4).
Каквидим, античная эстетика и риторика рассматривали в неразрывном единствепроблемы творческой личности и вопросы формирования идеального стиля,отражающего богатый коммуникативный опыт этой личности и сформированныйэстетический вкус к яркому, неординарному слову.
Этоподтверждает и анализ отечественных риторических пособий.
Так,в наставлениях идеальному ритору у Ломоносова особенно интересны части,посвящённые психологическим этюдам, касающимся эмоциональных сторонмежличностной коммуникации. По мнению Ломоносова, качество и продуктивность, какбы мы сказали сейчас, речевой стратегии личности зависит от того, насколько«она знает нравы человеческие», как может «чрез рачительноенаблюдение и философское остроумие высмотреть, от каких представлений и идейкаждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучения всю глубину сердецчеловеческих» (13, С. 168-169). Как тонкий сердцевед и опытный ораторпредлагает принимать во внимание «личные свойства своих слушателей»:учитывать возраст, воспитание, образование, возможный интерес к проблеме.Современно звучат соображения о том, что идеальному оратору крайне важноориентировать свою речь на слушателей, учитывать характер аудитории. Оратордолжен проявить при этом знание психологии человеческих взаимоотношений, умение«возбудить нужные чувства» и «утвердить нужные мысли» (тамже, С.169).
Такимобразом, риторический аспект оценки качеств идеальной личности содержитуказание на всестороннюю компетентность личности: психологическую и речевую.
Продолжениеэтих традиций мы находим в частных отечественных риториках XIX века. По мнениюавторов основных риторических пособий, яркая речевая индивидуальность — этовсегда «изящество вкуса», то есть умение «посредством словаверно и трогательно изображать какого бы ни было рода изящество (8, С.10).
Особенноактуально звучат рассуждения о „воспитанной индивидуальной манере“:»находить в произведениях других достоинства", оценивать и подражатьобразцам" и, понимая и чувствуя действия изящного над сердцем", — «родить в собственном недре… вымысленные, но гораздо разительнейшиеизящества» (3, С.132).
Идеальныйвкус и стиль, по сложившимся отечественным риторическим традициям, должныотвечать определённым требованиям. Например, в одном из популярных учебников почастной риторике прошлого века назывались эти этические и эстетическиепараметры сформированности индивидуального вкуса: «Вкус должен бытьосвещаем разумом, как природа лучами солнца. В союзе с разумом вкус становитсяверным, здравым и достигает утончения и разборчивости» (10, С.3).
Итак,разум утончённость и разборчивость — вот отличительные признаки сформированноголичного вкуса.
Следуетотметить, что орудием вкуса является «способность приводящая в действиекаким-нибудь посредством внушаемые красотами и изяществами ощущения» (тамже, С.10).
Способностьк подобному переживанию жизненных реалий и умение их «объяснять,анализировать» дают в итоге стиль почитаемый и в настоящее время — «творческий дар» или «творческий индивидуальный высший ум»(там же, С.11).
Согласимся,что для учителя, профессия которого, как принято сейчас говорить,«находится в зоне повышенной речевой ответственности», творческий дари ум, конечно, прежде всего находят поле своих притязаний в области речевойкоммуникации.
«Говорить,как учитель» и «писать, как учитель» для учителя одновременно обозначаетутвердить себя как личность в данной социальной среде, а самое главное, на нашвзгляд, обеспечить себе как в профессиональном, так и в межличностном планеравноправный контакт в социальном взаимодействии с партнёрами по совместнойдеятельности. Действительно, если учесть, что язык в социально-психологическомплане не только как средство общения, но и как мощный «факторпрофессиональной интеграции», то учителю необходимо овладеть «языкомпрофессионального общения» — научиться свободному незатруднённому,мотивированному и целенаправленному оперированию смысловой информацией в рамкахпрофессионально-значимой тематики.
Обеспечитьэту перспективную идею профессионального обучения возможно, если учитель освоитопыт коммуникативно-творческой деятельности. Усвоение этого опыта иобеспечивает учителю коммуникативную компетентность.
Иклассическая, и современная риторика солидарны в том, что нельзя личностьобучить творческому акту, но можно «содействовать его образованию ипоявлению» (6, С.327).
Апоэтому можно утверждать, что для учителя, желающего приобрести индивидуальныйстиль, собственную манеру поведения, и речевого поведения в частности, крайненеобходимо «осознание своей деятельности как творчества, постоянноетворческое профессионально-личностное самовоспитание» (6, С.5).
Болеетого, исследование психологии труда учителя показывает, что содержание ихарактер творческих задач, которые приходится решать учителю в процессеучебно-воспитательной работы, в значительной мере определяется тем, осуществляетли учитель лишь функцию практического исполнителя планов и программ или можетреализовать в своей деятельности функцию учителя-исследователя, анализирующегои оценивающего свою коммуникативную деятельность в общем контексте своегоопыта. Это и создаёт тот необходимый мотивационный фон для творческих поисковличности.
Наэтапе анализа коммуникативно-творческой деятельности возникает и необходимостьфиксации результатов. Неоценимую помощь здесь могут оказать личные записиучителя, своеобразный творческий архив, конспекты уроков, тематическиепредметные папки и особенно записные книжки и дневниковые записи.
Впроцессе ведения личных профессиональных записей, как утверждают специалисты икак доказывает практика наблюдений за деятельностью учителя, формируютсяважнейшие профессионально-педагогические умения.
Ких числу следует, прежде всего отнести ведущие общепедагогические умения,которыми должен овладеть учитель: умение социальной перцепции («чтение полицам»); умение осуществлять педагогические наблюдения («педагогическаязоркость, избирательность внимания, гибкость»); умение вести работы посамообразованию и самосовершенствованию и осуществлять анализ этой работы;гностические умения с осознанием и переносом информации.
Неменее важно ведение личных письменных записей и для формирования у будущегопедагога «опыта пишущего».
Определеныи разрабатываются требования к языковой личности, критерии «диагностикиуровня её развития» (16, С.13). К их числу относят, прежде всего, тепоказатели, которые свидетельствуют об эталонных проявлениях личности, о еёуникальных приоритетных возможностях по сравнению с рядовой личностью.
Ких числу относят такие качества, как: «использование средств общения, всоответствии с целью и адресатом, владение приёмами организации текста,адекватно отражающего действительность и соответствующего замыслу речи;освоенность структурных элементов языка и возможностей их коммуникативноговоздействия» (там же, С.13).
Объяснимобщекультурный и коммуникативный аспект основных качеств идеальной языковойличности: в них соединились «способности человека с особенностямипорождаемых им текстов» (9, С.3) и индивидуальные способы коммуникативныхдействий с творческой природной одарённостью.
Особенноследует подчеркнуть, что совокупность всех параметров языковой личностисоставляет её коммуникативную культуру. А это принято толковать как основуобщей культуры личности, что обеспечивает идеальной личности готовность кжизненному самоопределению, является для неё условием достижения гармонии ссобой и окружающей действительностью. И это, согласимся, верный путь«обретения собственного голоса».
Список литературы
АзаровЮ.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
Античныетеории языка и стиля. М.-Л., 1936.
АнтоноваЛ.Г. Ведение дневниковых записей как элемент профессиональной подготовкиучителя // Русский язык в школе. 1989. № 6. С.86-91.
АнтоноваЛ.Г. Чудесный сплав души и глагола. // Русский язык в школе. 1996. № 4. С.
БахтинМ.М. Эстетика словесного творчества. М., 1983.
ВыготскийЛ.С. Психология искусства. М., 1994.
ГиндилисН.Л. Процесс индивидуализации как «путь к себе» // Психологическийжурнал. 1996. Т.17. № 1. С.52.
ЗеленецкийК.С. Исследование о риторике. Одесса, 1846.
Кан-КаликВ.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
КарауловЮ.П. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
КошанскийН.П. Частная риторика. — Изд. 3-е. Спб., 1836.
ЛадыженскаяТ.А. Живое слово. М., 1986.
ЛеонтьевА.А. Педагогическое общение. М., 1979.
ЛомоносовМ.В. Труды по филологии. 1739-1758. М.-Л., 1952.
РозановВ.В. Сумерки просвещения. М., 1992.
СоколоваВ.В. Культура речи и культура общения. М., 1995.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Адище города в ранней лирике Маяковского
Реферат Совершенствование учёта животных на выращивании и откорме
Реферат О. Конт как основатель позитивной науки об обществе - социологии
Реферат Weight Training Report Essay Research Paper Weight
Реферат Транспортные тарифы понятие и виды
Реферат Измерительные шкалы в математическом моделировании. Теория принятия решений
Реферат Репрессии 30-х годов. Сущность. Последствия
Реферат Senior Project Essay Research Paper Cordova High
Реферат Образ Мерлин Монро
Реферат Порядок проведения и учет факторинговых операций
Реферат Защита информации в компьютерной сети предприятия
Реферат Формирование познавательных учебных действий средствами дидактической игры
Реферат Теория вероятности решение задач по теории вероятности
Реферат Дополнительные средства оформления текстов (разработка урока, 11 класс)
Реферат The Third French Republic Essay Research Paper