Л. Г. Антонова, доктор педагогических наук, доценткафедры русского языка (Ярославль)
Проблематворческой индивидуальности изначально получила обязательный статус в кругупроблем становления профессиональной личности.
Томуесть ряд объяснений.
Нельзяне учитывать тот факт, что залог любой творческой деятельности — это наличие нетолько профессионального опыта, но, прежде всего, индивидуального, личностногоотношения к явлениям, умение в этой самой деятельности найти собственный,неповторимый способ решения той или иной профессиональной проблемы.
Частоне сформированное на «заре профессиональной юности» личностноеотношение и мнение может стать невостребованным в пору «профессиональнойзрелости» и обретения опыта, а это чревато серьёзными последствиями:утратой всякого желания творить, косностью и предубеждением.
Именнооб этой «страшно непривлекательной» стороне учительской биографииписал Розанов: «Как душно и темно в учительской келье… Скучноневыносимо… А всё от того, что боимся новых веяний, страшимся собственногоголоса… Право его иметь утратили из-за собственной лености, страха...»(14, С.132).
Каквидим, умение сохранить своё «лица необщее выражение» требуетопределённого мужества умение не страшиться быть непонятым,«чудиком». А сохранение собственной индивидуальности — это, преждевсего, необходимое условие здоровья и профессиональной жизнеспособностиучителя. И, безусловно, эти неординарные качества — счастливая возможностьчтобы педагогическое слово было оценено в условиях грамотного,интеллектуального и эмоционального диалога с воспитанниками.
Вотпочему в настоящее время при изучении творческой индивидуальности того илииного педагога предпочтение отдаётся описанию эмотивно-нравственных качеств,которые специфичны для каждой творческой личности. Так, в частности, универсальнаяпрограмма описания личного опыта педагога включает «неформализуемые,неотчуждаемые от личности педагога интимные свойства», такие, какинтуиция, вдохновение, удовлетворённость и неудовлетворённость работой,творческое переживание и озарение, одержимость и горение (1, С.134).
Именноэти, сугубо персонифицированные, показатели могут свидетельствовать осостоятельности или несостоятельности творческой деятельности педагога.
Неследует забывать, что личностное (субъективное) в классической философии всегдарассматривается как «единственная форма существования объективногомира» (2, С.285). В рамках философской эстетики личностное (субъективное)трактуется как мерило этической и эстетической состоятельности. Субъект(личность) может осознать свою неповторимость, «самость», в диалоге сдругой личностью и во внутреннем процессе саморазвития — путём самостоятельныханалитических раздумий над своим «Я». Но чтобы этот диалог состоялся,требуется особая мотивационная готовность, и как писал Бахтин, «желание краспространению мыслей в мире» (5, С.43).
Такоетолкование индивидуальных эстетических возможностей идеальной личности требуетперевода разговора в коммуникативное русло: в практику речевого поведенияличности.
«Сформированный,избирательный вкус, потребность и способность к творческому поиску слова»- так характеризуется личность, которая, черпая силы в стилистических опытах,пришла к прекрасным речевым результатам в «Риторических этюдах»Квинтилиана (2, С.4).
Каквидим, античная эстетика и риторика рассматривали в неразрывном единствепроблемы творческой личности и вопросы формирования идеального стиля,отражающего богатый коммуникативный опыт этой личности и сформированныйэстетический вкус к яркому, неординарному слову.
Этоподтверждает и анализ отечественных риторических пособий.
Так,в наставлениях идеальному ритору у Ломоносова особенно интересны части,посвящённые психологическим этюдам, касающимся эмоциональных сторонмежличностной коммуникации. По мнению Ломоносова, качество и продуктивность, какбы мы сказали сейчас, речевой стратегии личности зависит от того, насколько«она знает нравы человеческие», как может «чрез рачительноенаблюдение и философское остроумие высмотреть, от каких представлений и идейкаждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучения всю глубину сердецчеловеческих» (13, С. 168-169). Как тонкий сердцевед и опытный ораторпредлагает принимать во внимание «личные свойства своих слушателей»:учитывать возраст, воспитание, образование, возможный интерес к проблеме.Современно звучат соображения о том, что идеальному оратору крайне важноориентировать свою речь на слушателей, учитывать характер аудитории. Оратордолжен проявить при этом знание психологии человеческих взаимоотношений, умение«возбудить нужные чувства» и «утвердить нужные мысли» (тамже, С.169).
Такимобразом, риторический аспект оценки качеств идеальной личности содержитуказание на всестороннюю компетентность личности: психологическую и речевую.
Продолжениеэтих традиций мы находим в частных отечественных риториках XIX века. По мнениюавторов основных риторических пособий, яркая речевая индивидуальность — этовсегда «изящество вкуса», то есть умение «посредством словаверно и трогательно изображать какого бы ни было рода изящество (8, С.10).
Особенноактуально звучат рассуждения о „воспитанной индивидуальной манере“:»находить в произведениях других достоинства", оценивать и подражатьобразцам" и, понимая и чувствуя действия изящного над сердцем", — «родить в собственном недре… вымысленные, но гораздо разительнейшиеизящества» (3, С.132).
Идеальныйвкус и стиль, по сложившимся отечественным риторическим традициям, должныотвечать определённым требованиям. Например, в одном из популярных учебников почастной риторике прошлого века назывались эти этические и эстетическиепараметры сформированности индивидуального вкуса: «Вкус должен бытьосвещаем разумом, как природа лучами солнца. В союзе с разумом вкус становитсяверным, здравым и достигает утончения и разборчивости» (10, С.3).
Итак,разум утончённость и разборчивость — вот отличительные признаки сформированноголичного вкуса.
Следуетотметить, что орудием вкуса является «способность приводящая в действиекаким-нибудь посредством внушаемые красотами и изяществами ощущения» (тамже, С.10).
Способностьк подобному переживанию жизненных реалий и умение их «объяснять,анализировать» дают в итоге стиль почитаемый и в настоящее время — «творческий дар» или «творческий индивидуальный высший ум»(там же, С.11).
Согласимся,что для учителя, профессия которого, как принято сейчас говорить,«находится в зоне повышенной речевой ответственности», творческий дари ум, конечно, прежде всего находят поле своих притязаний в области речевойкоммуникации.
«Говорить,как учитель» и «писать, как учитель» для учителя одновременно обозначаетутвердить себя как личность в данной социальной среде, а самое главное, на нашвзгляд, обеспечить себе как в профессиональном, так и в межличностном планеравноправный контакт в социальном взаимодействии с партнёрами по совместнойдеятельности. Действительно, если учесть, что язык в социально-психологическомплане не только как средство общения, но и как мощный «факторпрофессиональной интеграции», то учителю необходимо овладеть «языкомпрофессионального общения» — научиться свободному незатруднённому,мотивированному и целенаправленному оперированию смысловой информацией в рамкахпрофессионально-значимой тематики.
Обеспечитьэту перспективную идею профессионального обучения возможно, если учитель освоитопыт коммуникативно-творческой деятельности. Усвоение этого опыта иобеспечивает учителю коммуникативную компетентность.
Иклассическая, и современная риторика солидарны в том, что нельзя личностьобучить творческому акту, но можно «содействовать его образованию ипоявлению» (6, С.327).
Апоэтому можно утверждать, что для учителя, желающего приобрести индивидуальныйстиль, собственную манеру поведения, и речевого поведения в частности, крайненеобходимо «осознание своей деятельности как творчества, постоянноетворческое профессионально-личностное самовоспитание» (6, С.5).
Болеетого, исследование психологии труда учителя показывает, что содержание ихарактер творческих задач, которые приходится решать учителю в процессеучебно-воспитательной работы, в значительной мере определяется тем, осуществляетли учитель лишь функцию практического исполнителя планов и программ или можетреализовать в своей деятельности функцию учителя-исследователя, анализирующегои оценивающего свою коммуникативную деятельность в общем контексте своегоопыта. Это и создаёт тот необходимый мотивационный фон для творческих поисковличности.
Наэтапе анализа коммуникативно-творческой деятельности возникает и необходимостьфиксации результатов. Неоценимую помощь здесь могут оказать личные записиучителя, своеобразный творческий архив, конспекты уроков, тематическиепредметные папки и особенно записные книжки и дневниковые записи.
Впроцессе ведения личных профессиональных записей, как утверждают специалисты икак доказывает практика наблюдений за деятельностью учителя, формируютсяважнейшие профессионально-педагогические умения.
Ких числу следует, прежде всего отнести ведущие общепедагогические умения,которыми должен овладеть учитель: умение социальной перцепции («чтение полицам»); умение осуществлять педагогические наблюдения («педагогическаязоркость, избирательность внимания, гибкость»); умение вести работы посамообразованию и самосовершенствованию и осуществлять анализ этой работы;гностические умения с осознанием и переносом информации.
Неменее важно ведение личных письменных записей и для формирования у будущегопедагога «опыта пишущего».
Определеныи разрабатываются требования к языковой личности, критерии «диагностикиуровня её развития» (16, С.13). К их числу относят, прежде всего, тепоказатели, которые свидетельствуют об эталонных проявлениях личности, о еёуникальных приоритетных возможностях по сравнению с рядовой личностью.
Ких числу относят такие качества, как: «использование средств общения, всоответствии с целью и адресатом, владение приёмами организации текста,адекватно отражающего действительность и соответствующего замыслу речи;освоенность структурных элементов языка и возможностей их коммуникативноговоздействия» (там же, С.13).
Объяснимобщекультурный и коммуникативный аспект основных качеств идеальной языковойличности: в них соединились «способности человека с особенностямипорождаемых им текстов» (9, С.3) и индивидуальные способы коммуникативныхдействий с творческой природной одарённостью.
Особенноследует подчеркнуть, что совокупность всех параметров языковой личностисоставляет её коммуникативную культуру. А это принято толковать как основуобщей культуры личности, что обеспечивает идеальной личности готовность кжизненному самоопределению, является для неё условием достижения гармонии ссобой и окружающей действительностью. И это, согласимся, верный путь«обретения собственного голоса».
Список литературы
АзаровЮ.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
Античныетеории языка и стиля. М.-Л., 1936.
АнтоноваЛ.Г. Ведение дневниковых записей как элемент профессиональной подготовкиучителя // Русский язык в школе. 1989. № 6. С.86-91.
АнтоноваЛ.Г. Чудесный сплав души и глагола. // Русский язык в школе. 1996. № 4. С.
БахтинМ.М. Эстетика словесного творчества. М., 1983.
ВыготскийЛ.С. Психология искусства. М., 1994.
ГиндилисН.Л. Процесс индивидуализации как «путь к себе» // Психологическийжурнал. 1996. Т.17. № 1. С.52.
ЗеленецкийК.С. Исследование о риторике. Одесса, 1846.
Кан-КаликВ.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
КарауловЮ.П. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
КошанскийН.П. Частная риторика. — Изд. 3-е. Спб., 1836.
ЛадыженскаяТ.А. Живое слово. М., 1986.
ЛеонтьевА.А. Педагогическое общение. М., 1979.
ЛомоносовМ.В. Труды по филологии. 1739-1758. М.-Л., 1952.
РозановВ.В. Сумерки просвещения. М., 1992.
СоколоваВ.В. Культура речи и культура общения. М., 1995.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru