Данная курсовая работа содержит24 стр. печатного текста, 25 источников
СПОСОБНОСТИ;КОМПЕНСАЦИЯ СВОЙСТВ; ОДАРЕННОСТЬ; ЭКСПЕКТАЦИЯ, ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ; ДИСКРИМИНАЦИЯ;СТЕРЕОТИПИЯ; ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ.
В первой главе дается общеепредставление о способностях. Далее дается анализ психометрических исследованиймужчин и женщин, детей разного возраста. Приводятся и позиции различных ученыхпо вопросу различий в способностях между полами, проблемы, которые возникаютпри изучении данной темы.
Вторая глава содержит в себеописание факторов, которые влияют на формирование способностей мужчин и женщин.Дается характеристика биологического фактора, раскрываются его корни,раскрывается значение гормонального фактора, как основного фактора, влияющегона формирование структуры мозга. Раскрывается влияние социально-психологическихфакторов на развитие познавательных способностей. Дается половая стереотипия.Содержание
Введение 4
1. Способности и ихисследование 6
1.1. Понятие о способностях 6
1.2. Психометрические исследованияполовых 8
различий в познавательных способностях
2. Факторы, влияющие наформирование способностей 13
у мужчин и женщин
2.1.Значение биологических факторовв 13
дифференциации познавательныхспособностей
2.2. Социально-психологические факторы вразвитии 16
познавательных способностей
Заключение 22
Библиографический список 24Введение
Первичное деление человечества намужчин и женщин и доминирующая роль мужчин в современном обществе привели ктому, что научная психология — это преимущественно психология мужчины ввозрасте от 18 до 30 лет. Для всех очевидно преобладание мужчин, онопрослеживается во все культурно-исторические эпохи, особенно в таких сферах,как наука, искусство, политика.
Попытки объяснения различиймежду мужчинами и женщинами в уровне социальных и профессиональных достиженийсводятся к двум схемам: 1) биологические (генетические) различия между мужчинамии женщинами считаются главной причиной; или же 2) социальные условияблагоприятны для доминирования мужчин, система воспитания и распределенияролей дает больше шансов для развития способностей мужчин. Если принятьпоследнее объяснение, вновь возникает вопрос: а откуда берутся условия,благоприятствующие развитию способностей у мужчин?
Генетики полагают, что мужчиныявляются носителями эволюционирующих признаков, а женщины — консервативных.Соответственно величина вариации любых признаков у мужчин больше, чем у женщин,при равенстве средних значений признаков, кроме «эволюционно прогрессивных».Средние значения большинства признаков у мужчин выше, чем у женщин.
Печально, что в ход и, главное,в интерпретацию исследований вмешиваются людские страсти.
С чем связано очевидноепреобладание мужчин в сфере науки и техники, особенно среди научной итехнической элиты: с тем ли, что женщины (в силу своих психофизиологическихособенностей) менее талантливы, или же причины следует искать в культурныхтрадициях и нормах, которые предписывают женщинам определенные модели поведения?Этот вопрос лежит в основе сравнительных исследований познавательныхспособностей мужчин и женщин, которые могут быть подразделены на три основныхнаправления: психометрические исследования половых различий в познавательныхспособностях; возможные биологические детерминанты этих различий; описаниесоциально-психологических механизмов, связанных с усвоением половых ролей ивлияющих на дифференциацию познавательных способностей женщин и мужчин.
Проведение подобных исследованийи особенно их интерпретация, так же как и изучение, например, расовых различий,могут иметь серьезные социальные последствия и сопряжены с этическимипроблемами. Именно с этим связана актуальность изучения способностей мужчин иженщин. Поэтому в работах по этой теме трудно отделить определенные установки иоценочные суждения от строго установленных фактов. Исследователи-женщинысклонны упрекать своих коллег-мужчин в том, что они нередко интерпретируют данныео половых различиях в соответствии со своими собственными стереотипами и, такимобразом, не только повторяют популярные мифы, но и придают им научнуюреспектабельность.
Все это, равно как и чрезвычайнаясложность самой проблемы, заставляет с большой осторожностью подходить к темданным и выводам, которые содержатся в литературе.
Объектом исследования являютсяспособности. Предметом исследования являются различия способностей мужчин иженщин. Гипотеза — существуют в отдельных видах способностей.
Цель исследования – изученияспособностей мужчин и женщин, их различия в отдельных видах деятельности. Длядостижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующиезадачи:
1. Знакомство с литературой попроблеме способности:
а) определение; б) классификация.
2. Межполовые различия вспособностях: а) причины их возникновения; б) существующие различия.
Метод исследования – критическийанализ литературы.
1. способности и их исследование
1.1. Понятие оспособностях
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разныелюди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковыеусловия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности,полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Этоже понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни людибыстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такоеспособности?
Термин «способности», несмотряна его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многихего определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться ихпредставить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующимобразом:
1. Способности — свойства душичеловека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов исостояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определенийспособностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
2. Способности представляютсобой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков,обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII—XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
3. Способности — это то, что несводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстроеприобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определениепринято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узкими наиболее точным из всех трех. /1, С. 38/
Значительный вклад в разработкуобщей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. Он-то ипредложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мыбудем опираться. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи.«Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологическиеособенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностяминазывают не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которыеимеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многихдеятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к темзнаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»./1, С.40/
Успешность выполнения любойдеятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различныхспособностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может бытьобеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков кразвитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет болеесильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, —писал Б.М.Теплов, — является возможность чрезвычайно широкой компенсацииодних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудьодной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения дажетакой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью.Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсированадругими, высокоразвитыми у данного человека».
У человека, кроме биологическиобусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие всоциальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности,основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебныеи творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те,которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. Кним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручныхдвижений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальныеспособности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, дляосуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.
Способности к общению,взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, илипредметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социальнообусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речьчеловека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способностимежличностного восприятия и оценивания людей, способностисоциально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входитьв контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияниеи т.п.
Примеры способностейпредметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются вобщей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различнымвидам теоретической и практической деятельности.
1.2 Психометрические исследования половых различий в познавательныхспособностях
Обследование детей разного возраста показало, что наранних этапах онтогенеза (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальномразвитии опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, ивзрослые мужчины и женщины по усредненным показателям интеллектуального развитияне отличаются. В то же время, по данным психометрических исследований, числомужчин на обоих концах кривой нормального распределения, построенной порезультатам измерения коэффициентов интеллектуальности 1(3), заметнопревосходит число женщин. Это означает, что среди мужчин больше умственноотсталых индивидов, но и больше высокоодаренных. Среди наиболее талантливыхлюдей, получивших признание общества, как известно, преобладают мужчины.Массовые психометрические исследования также показывают, что исключительнаяодаренность чаще встречается среди мальчиков; мальчики же преобладают средипобедителей различных олимпиад. Превосходство мужчин в зрительно-пространственныхспособностях выражается соотношением 2:1 среди тех 10 % выборки, кто набралсамые высокие показатели в соответствующих тестах. То же касается иевропейской выборки: в среднем различия незначительны, но среди тех, кто имелмаксимальные показатели, соотношение мужчин и женщин было 10:1. На основеподобных исследований было сделано заключение, что диапазон умственныхспособностей мужчин значительно шире, чем у женщин.
Мужчины и женщины отличаются нетолько диапазоном разброса умственных способностей; результаты психометрическихисследований показывают, что у женщин более развит вербальный интеллект, а умужчин — зрительно-пространственный. Принято считать, что превосходствоженщин в развитии речевых функций проявляется начиная с 10—11 лет. Но есть сведенияи о более ранних сроках: в 18 мес. девочки знают приблизительно 50 слов,мальчики же приобретают такой словарный запас лишь к 22 мес. И в дальнейшемречь девочек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическомустрою; навыками чтения девочки также овладевают раньше мальчиков. Девочкипроявляют больше интереса к людям, чем к предметам, к социальным ситуациям,чем к решению механических задач, и в более позднем возрасте они лучше владеютречью и лучше воспринимают внешнюю информацию.
В отличие от этого зрительно-пространственныеспособности — это та сфера, где с детства лидируют мужчины. Т. Л. Хилтон суммировал результаты выполнения тестов на пониманиепространственных отношений большой выборки американских школьников старшихклассом (общее число испытуемых более 23 тыс.) и обнаружил, что юношисправлялись с ними значительно лучше девушек. Интересно сравнение с даннымианалогичного исследования, выполненного 20 лет назад: различия между мужчинамии женщинами за этот период сократились./8, С. 35/
По данным ряда исследований,половые различия в пространственных способностях возникают в подростковомвозрасте, на основе чего некоторые авторы выдвигают гипотезу об их гормональнойобусловленности. Однако есть данные о том, что мальчики уже в 8—9 летзначительно лучше девочек используют зрительные опоры для ориентации ипространстве. И даже у более младших детей были обнаружены различия впонимании пространственных отношений. Когда в эксперименте шестилетних детейпросили сконструировать трехмерную модель их школьной комнаты, то оказалось,что мальчики гораздо точнее справляются с заданием.
Наиболее острые дискуссии средиспециалистов вызывает вопрос о математических способностях. В современномобществе знание математики выступает в качестве своеобразного фильтра на рынкетруда, поскольку адекватная математическая подготовка стала необходимымусловием для работы в наиболее современных и престижных областях. Математикавсегда считалась мужской сферой деятельности, и в тестах математических способностеймужчины, как правило, превосходят женщин. Среди учеников начальной школы, поданным психометрических исследований, различий в уровне математическихспособностей не обнаруживается, эти различия начинают проявляться вподростковом возрасте и касаются в основном сложных форм математическогомышления; с годами различия в уровне математической одаренности возрастают.Эти данные были подвергнуты резкой критике со стороны некоторых ученых женщин,по мнению которых женщины под влиянием определенных социальных ипсихологических факторов редко выбирают математику и смежные с ней дисциплиныв качестве предпочитаемых курсов, и поэтому «вывод о том, что мужчины обладаютболее выраженными математическими способностями, был сделан на основе исследований,где фактически сопоставлялись не мужчины и женщины, а люди с более высокой иболее низкой математической подготовкой» /7, с. 98/.
Обследование подростков,обучающихся по одной программе, обнаружило «выраженные половые различия вматематической одаренности в пользу мальчиков». Причем чем выше оцениваласьматематическая одаренность, тем выраженнее становилось преобладание лиц мужскогопола: среди тех, кто набрал в соответствующих тестах 500 баллов, соотношениемальчиков и девочек было 2:1, среди тех, кто набрал 600 баллов,— 4:1, а средитех, кто набрал максимальное количество баллов (700 и более), на 13 мальчиковприходилась лишь, одна девочка. Авторы этого исследования, а также некоторыедругие связывают высокие достижения мужчин в математике с их врожденнойспособностью решать зрительно-пространственные задачи лучше женщин.
Но какой бы позиции ни придерживалисьисследователи, никто из них не станет отрицать огромного значения социально-психологическихфакторов в формировании математических способностей и отношения к математике.Обследовав большую выборку американских учащихся выпускного класса, Ш. Раллиси его коллеги обнаружили, что девочки, даже успешно прошедшие необходимые курсыпо математике и естественным наукам, в три раза реже выражают желание в будущемработать в этих областях. К- П. Бенбоу получила аналогичные результаты. Онасообщает, что из 2 тыс. математически одаренных учащихся 63 % мальчиков и 30 %девочек избирают специализацию в математических дисциплинах, кроме того,мальчики в два раза чаще девочек избирают карьеру ученого-исследователя.
А причина этого, видимо, в том,что с раннего возраста женщины привыкают к мысли, что математика — не их сферадеятельности и что вряд ли им удастся добиться здесь серьезных успехов. Дажепри одинаковых показателях в тестах математических способностей начиная сподросткового возраста при решении математических задач женщины обнаруживаютболее высокий уровень тревожности и меньшую уверенность в своих силах, чеммужчины. Как показали эксперименты по каузальной атрибуции, при решении задачмужчины причины успеха склонны приписывать своим способностям, тогда какженщины объясняют свои успехи чаще случайными факторами, например везением. Инаоборот, в случае неудачи мужчины чаще ссылаются на не зависящие от них,привходящие обстоятельства — в отличие от женщин, которые склонны относитьсвои неудачи на счет недостатка способностей или сложности задания. Все этоделает математику малопривлекательной областью для женщин, поскольку «человекпредпочитает заниматься том, в чем он чувствует себя уверенно, и избегает техвидов деятельности, в которых его может ждать неудача». Причиной отставанияженщин в математике служат также и усвоенные стереотипные половые роли. Еслиуспех в той или иной области не соответствует стандартам женской половой роли(как это имеет место в случае занятий математикой), то у женщин может актуализироватьсятак называемый мотив избегания успеха.
Еще одна проблема, которая достаточношироко обсуждается в литературе, касается творческих способностей.Во всех видах творческой деятельностичисло мужчин, добившихся признания, очевидно превосходит число женщин.При выполнении заданий на дивергентное мышление, легкость генерирования идей, продуктивность ассоциаций, оригинальность, спонтанность, гибкостьмышления… различий между полами обнаружено не было». Более плодотворным оказался подход, который связывал творческие способности не непосредственно с полом индивида,а с той половой ролью, которую он выполняет. В исследовании П. Селкоубыла выявлена корреляция между половой ролью и математическими достижениями: испытуемые с маскулинизированным типом поведениясправлялись с заданиями лучше, чем лица сфеминизированным типом поведения. Эти данные согласуются с результатами другихисследований, обнаруживающих, что женщины с мужскими чертами характера добиваются болеевысоких результатов в науке, чем женщины с традиционно женскими чертами. Такимобразом, эти и другие исследования демонстрируют отчетливую связькреативности не столько сбиологическим полом, сколько с теми личностными особенностями человека, которыеобусловлены его полоролевой ориентацией/13, с. 132/.
2. Факторы,влияющие на формирование способностей у мужчин и женщин
2.1 Значение биологических факторов в дифференциации познавательныхспособностей мужчин и женщин
Физиологические различия между полами настолькоочевидны, что некоторые исследователи попытались найти биологические основания наблюдаемыхразличий в познавательных способностях мужчин и женщин. В поисках таких оснований исследователи прежде всего обращаются к механизмам наследования, половым различиям в гормональной регуляции, а также к особенностям межполушарного распределения функций у мужчин и женщин. В 1961 г. Р. Е. Стэффорд получил данные,свидетельствующие о том, что способности к пространственному воображениюпередаются от матери к сыну и от отца к дочери, но не от отца к сыну. Эти результаты заставили егопредположить существование генетического механизма наследования пространственных способностей, сцепленного с полом. Однако в работе Д. Гудинафа и его коллег с помощью метода генетических маркеров было продемонстрировано, что показатели,объединенные под одним названием пространственных способностей, радикальнымобразом различаются по механизмам наследования. Кроме того, известны случаигенетической и гормональной патологии (например, синдром Шерешевского— Тернера — ХО синдром, мужской псевдогермафродитизм), при которой особенности когнитивной сферы не согласуются с выдвинутой генетической моделью. Эти факты заставляют усомниться в существовании элементарной генетической основы половых различий в познавательнойсфере.
Ряд авторов высказывают предположение,что половые различия в познавательных способностях связаны с воздействиемполовых гормонов на формирование мозговых структур либо в пренатальный, либо впубертатный период. Наибольшую известность получила гипотеза Д. М. Броверманаи его коллег, согласно которой гонадотропные гормоны влияют на центральнуюнервную систему, воздействуя на метаболизм нейротрансмиттеров. Эти авторыпытались сопоставить особенности познавательной сферы с показателямигормонального уровня, но однозначных соответствий им установить не удалось, чтово многом может быть связано и с недостатками прямых методов измерениягормонального уровня.
Иной подход к изучению гормональныхфакторов был предложен Р. Л. Вудфилдом. Он сопоставлял выполнение женщинамитестов на пространственную способность до родов и после них, т. е. в периоды,когда наблюдаются выраженные гормональные сдвиги. Обнаружено, что в темоменты, когда у женщин резко снижался уровень эстрогенов (женских половых гормонов),заметно улучшалось выполнение пространственных тестов. В ряде исследованийобъектом изучения стали сдвиги познавательных способностей женщин в течениеменструального цикла. Так, А. Дж. Дэн писала о снижении умственной активностив предменструальной и менструальной фазах цикла.
Оригинальную теорию предложилаД. П. Уабер. Половые различия в познавательных способностях она связывает не сполом как таковым, а с различиями в скорости созревания мужчин и женщин,которые в свою очередь находятся под контролем гормонов. Она предположила, чтовне зависимости от пола индивиды, опережающие в развитии своих сверстников,должны обладать более развитыми вербальными способностями, чемпространственными, а поскольку девочки по темпам развития на два года опережаютмальчиков, следует ожидать, что у них речевые навыки будут доминировать надпространственными. Результаты исследования, проведенного Д. П. Уабер,подтвердили это предположение, однако попытки повторить это исследование неувенчались успехом.
В настоящее время активнее всегоразрабатывается направление, связывающее половые различия в познавательной сферес функциональной специализацией мозговых полушарий /10, с. 58/.
Изучая последствия удалениячасти височной доли по поводу эпилептических припадков, Г. Лэнсделл одним изпервых пришел к мысли, что некоторые физиологические механизмы, лежащие воснове зрительно-пространственных и вербальных способностей, в женском мозгемогут перекрываться, а в мужском — располагаться в противоположныхполушариях. Более поздние клинические работы привели к тем же выводам. Так, поданным психолога Дж. Мак-Глоун, афазия вследствие локальных повреждений влевом полушарии у мужчин встречалась в три раза чаще, чем у женщин. Она такжеустановила, что у мужчин повреждение левого полушария ухудшало в основномвыполнение вербальных заданий (по данным шкалы Векслера), а повреждениеправого полушария — выполнение невербальных тестов. У женщин же показатели 1Qповербальным и невербальным тестам не зависели от стороны поражения. Исследованияполовых различий в межполушарном распределении функций на здоровых испытуемых спомощью дихотических тестов в основном подтверждают эту закономерность, хотяесть исследования, в которых половых различий при выполнении дихотическихтестов не было обнаружено. Половые различия в латерализации пространственныхспособностей, как свидетельствуют исследования, проведенные на детях,возникают довольно рано. С. Уайтлсон провела обследование 200 детей от 6 до 13лет с помощью предложенного ею теста с дигаптической стимуляцией: испытуемый втечение 10 с одновременно ощупывает разными руками два разных, скрытых отглаз предмета неопределенной формы, а затем он должен выбрать эти две фигуркииз шести выставленных на его обозрение; результаты оценивались по числупредметов, правильно выбранных каждой рукой. Проведенный анализ показал, что девочкиодинаково хорошо опознавали объекты, которые предварительно ощупывали какправой, так и левой рукой. У мальчиков же показатели для левой руки былизначительно лучше, чем для
правой. Эти данные свидетельствуют, что правое полушарие становится специализированнымдля пространственного восприятия у мальчиков раньше, чем у девочек.
Таким образом, данные как клиническихработ, так и исследований здоровых испытуемых с помощью дихотических тестовуказывают на более выраженную тенденцию к латерализации вербальных ипространственных способностей у мужчин и к билатеральному представительствуобоих типов функций у женщин. Обзор работ, не согласующихся с этим заключением,показывает, что в большинстве из них речь идет об отсутствии различий междуполами, и очень редко встречаются работы, сообщающие о половых различиях вплане большей латерализации у женщин.
2.2 Социально-психологические факторы в развитии познавательных способностей
Основную причину, препятствующую научной иизобретательской деятельности женщин, на основе чего, собственно, и родилосьпредставление о различиях в одаренности мужчин и женщин, следует искать,видимо, в традициях и установках, глубоко укоренившихся в современномобществе. По словам Дж. Боулинга и Б. Мартина, в науке, как и в обществе вцелом, царит патриархат — «социальные отношения, которые поддерживаютколлективное доминирование мужчин практически во всех наиболее важных ипрестижных сферах».
Существует несколько причин, мешающихженщинам поверить в свои возможности и реализовать свои задатки: во-первых,определенные традиции и культурные экспектации, которые в процессевзаимодействия ребенка с окружающим миром интериоризуются и влияют в дальнейшемна его мотивацию, систему ценностей, степень уверенности в себе и пр.;во-вторых, родители и педагоги внушают детям представление о стереотипныхполовых ролях, о «мужском» и «женском» типах поведения, «мужских» и «женских»профессиях; в-третьих, явная и скрытая дискриминация женщин, которая существуетв научном сообществе и мешает достижениям женщин на научном поприще.
Половая стереотипия существует влюбом обществе, хотя ее реальное содержание может и варьировать. Процесссоциализации и формирование половых ролей начинаются очень рано: родители срождения по-разному относятся к мальчикам и девочкам, к ним предъявляютсяразные ожидания, они получают разные игрушки, приобретают разный опыт и т. д.Установлено, например, что игрушки и игры для мальчиков в большей степенипоощряют развитие независимости и исследовательского подхода к решению задач,лучшее понимание пространственных отношений; от девочек окружающие, какправило, требуют большей дисциплинированности и подчинения правилам иустановлениям. У девочек взаимоотношения с родителями часто складываются потипу гиперопеки, что препятствует развитию любознательности. В силу большейотдаленности от родителей мальчикам приходится сталкиваться с более широкимкругом жизненных явлений, стимулирующих в итоге их познавательную активность.
Исследования показывают, чтомальчики более стереотипизированы по отношению к половым ролям, чем девочки.Десятилетние норвежские мальчики думают, что заниматься естественными наукамидля них гораздо важнее и скорее пригодится в будущем, чем для девочек, и чтодевочки, которые хотят стать учеными, «не такие, как все». Согласно опросу,английские студенты естественных факультетов хотели бы, чтобы их будущая женаимела гуманитарное образование, но не естественнонаучное или техническое ичтобы она работала неполный рабочий день и могла больше времени уделять семье.
Вся система образованияпостроена таким образом, что она•невольно отталкивает девочек от занятийестественнонаучными и техническими дисциплинами. Формированию стереотипныхполовых ролей способствует дифференцированное отношение преподавателей кучащимся разного пола. Исследования, проведенные в школах разных стран,показали, что мальчикам уделяется больше внимания (учителя в среднем отводятдевочкам на 20 % времени меньше, чем мальчикам); мальчиков чаще привлекают кдемонстрации различных опытов в классе, девочек же обычно сажают писатьпротокол; в тех случаях, когда не хватает учебных пособий или приборов, ихскорее получают мальчики; наконец, учителя ожидают от мальчиков более высокихрезультатов, особенно там, где требуется абстрактное мышление, и более высокооценивают их работу /10, с. 63/.
Анализу были подвергнуты такжеучебники и учебные пособия с точки зрения их полоролевой ориентации. Этотанализ выявил следующее: женщины-ученые в учебниках практически непредставлены, даже те, которые получили известность; конкретные примеры ииллюстрации в основном черпаются из области интересов мальчиков; если жеженщины и девушки появляются на страницах учебников, то в наиболеетрадиционных ролях и сферах деятельности. В современной культуре глубокоукоренился взгляд на науку как на мужское занятие. Наука создаваласьмужчинами, и в ней нашли отражение мужские нормы и мужская система ценностей.У. Уанрайх-Хейст, предъявляя испытуемым-студентам список из 15 названий научныхдисциплин и используя метод семантического дифференциала, установила, чтоотнесенные к наиболее «научным» были признаны наиболее «мужскими», но гуманитарныеотнюдь не были признаны «женскими». Таким образом, в представлении студентовесть «мужское знание», или «мужская наука», но нет «женской науки». В то жевремя установлено, что ожидания возможных достижений максимально высоки, когдазанятие воспринимается как соответствующее полу индивида, и низки, когда оновоспринимается как соответствующее противоположному полу. В результатемужчины ожидают успеха в научной деятельности, где женщины не рассчитывают насерьезные результаты /5, с. 25/.
Учебники, а также средства массовойинформации рисуют образ науки и ученого, который гораздо лучше вписывается вмаскулинизированную, или патриархальную, систему ценностей Внутренняя цельнауки видится в том, чтобы подчинить природу человеку. Научная деятельностьрисуется в изоляции от политики, религии, идеологии и других человеческихпроблем. В отличие от мужчин, которым достаточно чтобы им нравилось и вызывалоинтерес то, что они делают, женщинам важно знать, что их работа полезна обществу,что она имеет определенное социальное значение.
Как показало исследование К. Лии С. Сьеберг, в представлении университетских студентов «типичный физик умнее,трудолюбивее и мыслит более логично, чем средний человек, но одновременно онменее артистичен и
эмоционален, меньше интересуется людьми и обществом, его окружающими»./2, С.81/ Описанные качества принято считать мужскими, они противоположны темтрадиционным нормам и установкам, которых общество заставляет придерживатьсяженщин. Воспринимаемы образ науки и типичного ученого — сильнейшийдетерминирующий фактор в выборе карьеры, но, как видно из экспериментов,соответствующий образ оказывается малопривлекательным для женщин.
Женщины, дабы успешно конкурироватьв науке, вынуждены принимать мужские ориентации и систему ценностей. Какпоказало исследование Л. М. Бетчолд и Э. Э. Вернер женщины — университетскиеученые отличаются от контрольной группы женщин по тем самым, параметрам, покоторым они сближаются с преуспевающими университетскими ученым и мужчинам.Согласно пессимистической точке зрения, увеличение числа женщин-ученых никакне отражается на принятых в науке приоритетах, нормах поведе