Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Факторы, влияющие на формирование cпособностей у мужчин и женщин

Данная курсовая работа содержит24 стр. печатного текста, 25 источников
СПОСОБНОСТИ;КОМПЕНСАЦИЯ СВОЙСТВ; ОДАРЕННОСТЬ; ЭКСПЕКТАЦИЯ, ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ; ДИСКРИМИНАЦИЯ;СТЕРЕОТИПИЯ; ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ. 
В первой главе дается общеепредставление о способностях. Далее дается анализ психометрических исследованиймужчин и женщин, детей разного возраста. Приводятся и позиции различных ученыхпо вопросу различий в способностях между полами, проблемы, которые возникаютпри изучении данной темы.
Вторая глава содержит в себеописание факторов, которые влияют на формирование способностей мужчин и женщин.Дается характеристика биологического фактора, раскрываются его корни,раскрывается значение гормонального фактора, как основного фактора, влияющегона формирование структуры мозга. Раскрывается влияние социально-психологическихфакторов на развитие познавательных способностей. Дается половая стереотипия.Содержание
Введение                                                                                                        4
1.    Способности и ихисследование                                                            6
1.1. Понятие о способностях                                                                  6
      1.2. Психометрические исследованияполовых                                    8
      различий в познавательных способностях
2.    Факторы, влияющие наформирование способностей                         13
      у мужчин и женщин        
      2.1.Значение биологических факторовв                                              13
      дифференциации познавательныхспособностей
      2.2. Социально-психологические факторы вразвитии                         16
      познавательных      способностей
Заключение                                                                                                      22
Библиографический список                                                                          24Введение
Первичное деление человечества намужчин и женщин и доминирующая роль мужчин в современном обществе привели ктому, что научная психология — это преимущественно психология мужчины ввозрасте от 18 до 30 лет. Для всех очевидно преобладание мужчин, онопрослеживается во все культурно-истори­ческие эпохи, особенно в таких сферах,как наука, искусство, политика.
Попытки объяснения различиймежду мужчинами и женщинами в уровне социальных и профессиональных достиженийсводятся к двум схемам: 1) биоло­гические (генетические) различия между мужчинамии женщинами считаются главной причиной; или же 2) социальные условияблагоприятны для доминиро­вания мужчин, система воспитания и распределенияролей дает больше шансов для развития способностей мужчин. Если принятьпоследнее объяснение, вновь возникает вопрос: а откуда берутся условия,благоприятствующие развитию спо­собностей у мужчин?
Генетики полагают, что мужчиныявляются носителями эволюционирующих признаков, а женщины — консервативных.Соответственно величина вариации любых признаков у мужчин больше, чем у женщин,при равенстве средних значе­ний признаков, кроме «эволюционно прогрессивных».Средние значения боль­шинства признаков у мужчин выше, чем у женщин.
Печально, что в ход и, главное,в интерпретацию исследований вмешиваются людские страсти.
С чем связано очевидноепреоблада­ние мужчин в сфере науки и техники, особенно среди научной итехнической элиты: с тем ли, что женщины (в силу своих психофизиологическихособенно­стей) менее талантливы, или же причи­ны следует искать в культурныхтради­циях и нормах, которые предписывают женщинам определенные модели пове­дения?Этот вопрос лежит в основе сравнительных исследований познава­тельныхспособностей мужчин и жен­щин, которые могут быть подразделены на три основныхнаправления: психо­метрические исследования половых раз­личий в познавательныхспособностях; возможные биологические детерминан­ты этих различий; описаниесоциально-психологических механизмов, связан­ных с усвоением половых ролей ивлия­ющих на дифференциацию познава­тельных способностей женщин и муж­чин.
Проведение подобных исследованийи особенно их интерпретация, так же как и изучение, например, расовых разли­чий,могут иметь серьезные социальные последствия и сопряжены с этическимипроблемами. Именно с этим связана актуальность изучения способностей мужчин иженщин. Поэтому в работах по этой теме трудно отделить определенные установки иоценочные суждения от строго установленных фактов. Иссле­дователи-женщинысклонны упрекать своих коллег-мужчин в том, что они нередко интерпретируют данныео по­ловых различиях в соответствии со сво­ими собственными стереотипами и, та­кимобразом, не только повторяют популярные мифы, но и придают им на­учнуюреспектабельность.
Все это, равно как и чрез­вычайнаясложность самой проблемы, заставляет с большой осторожностью подходить к темданным и выводам, которые содержатся в литературе.
Объектом исследования являютсяспособности. Предметом исследования являются различия способностей мужчин иженщин. Гипотеза — существуют в отдельных видах способностей.
Цель исследования – изученияспособностей мужчин и женщин, их различия в отдельных видах деятельности. Длядостижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующиезадачи:
1.    Знакомство с литературой попроблеме способности:
а) определение; б) классификация.
2.    Межполовые различия вспособностях: а) причины их возникновения; б) существующие различия.
Метод исследования – критическийанализ литературы.
1.    способности  и их  исследование
1.1.  Понятие оспособностях
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разныелю­ди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковыеусловия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности,полагая, что разницу в ус­пехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Этоже понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни людибыстрее и лучше, чем другие, усваивают зна­ния, умения и навыки. Что же такоеспособности?
Термин «способности», несмотряна его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многихего оп­ределений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться ихпредставить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующимобразом:
1. Способности — свойства душичеловека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов исостоя­ний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся оп­ределенийспособностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
2. Способности представляютсобой высокий уровень разви­тия общих и специальных знаний, умений и навыков,обеспе­чивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII—XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
3. Способности — это то, что несводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстроеприобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это опре­делениепринято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узкими наиболее точным из всех трех. /1, С. 38/
Значительный вклад в разработкуобщей теории способно­стей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. Он-то ипред­ложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мыбудем опираться. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи.«Во-первых, под способностями разуме­ются индивидуально-психологическиеособенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностяминазы­вают не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которыеимеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многихдеятельностей… В-треть­их, понятие «способность» не сводится к темзнаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»./1, С.40/
Успешность выполнения любойдеятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различныхспособностей, при­чем это сочетание, дающее один и тот же результат, может бытьобеспечено различными способами. При отсутствии необходи­мых задатков кразвитию одних способностей их дефицит мо­жет быть восполнен за счет болеесильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, —пи­сал Б.М.Теплов, — является возможность чрезвычайно широ­кой компенсацииодних свойств другими, вследствие чего от­носительная слабость какой-нибудьодной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения дажетакой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способно­стью.Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсированадругими, высокоразвитыми у данно­го человека».
У человека, кроме биологи­ческиобусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие всоциальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности,основанные на пользо­вании речью и логикой, теоретические и практические, учеб­ныеи творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те,которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. Кним, например, относятся умственные способности, тонкость и точ­ность ручныхдвижений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальныеспособности определяют успехи чело­века в специфических видах деятельности, дляосуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.
Способности к общению,взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, илипредметно-познавательные, спо­собности — в наибольшей степени социальнообусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно приве­сти речьчеловека как средство общения (речь в ее коммуника­тивной функции), способностимежличностного восприятия и оценивания людей, способностисоциально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входитьв кон­такт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияниеи т.п.
Примеры способностейпредметно-познавательного плана хо­рошо известны. Они традиционно изучаются вобщей и диффе­ренциальной психологии и именуются способностями к раз­личнымвидам теоретической и практической деятельности.
1.2 Психометрические исследования половых различий в познавательныхспособностях
Обследование детей разного возраста показало, что наранних этапах онтоге­неза (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальномразвитии опе­режают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, ивзрослые мужчины и женщины по усредненным показателям интеллектуального разви­тияне отличаются. В то же время, по данным психометрических исследо­ваний, числомужчин на обоих концах кривой нормального распределения, по­строенной порезультатам измерения коэффициентов интеллектуальности 1(3), заметнопревосходит число жен­щин. Это означает, что среди муж­чин больше умственноотсталых индиви­дов, но и больше высокоодаренных. Сре­ди наиболее талантливыхлюдей, полу­чивших признание общества, как из­вестно, преобладают мужчины.Массо­вые психометрические исследования также показывают, что исключительнаяодаренность чаще встречается среди мальчиков; мальчики же преобладают средипобедителей различных олимпиад. Превосходство мужчин в зрительно-пространственныхспособностях выражается соотношени­ем 2:1 среди тех 10 % выборки, кто набралсамые высокие показатели в со­ответствующих тестах. То же касается иевропейской выборки: в среднем разли­чия незначительны, но среди тех, кто имелмаксимальные показатели, соотно­шение мужчин и женщин было 10:1. На основеподобных исследований было сделано заключение, что диапазон умственныхспособностей мужчин зна­чительно шире, чем у женщин.
Мужчины и женщины отличаются нетолько диапазоном разброса умствен­ных способностей; результаты психо­метрическихисследований показывают, что у женщин более развит вербаль­ный интеллект, а умужчин — зри­тельно-пространственный. Принято счи­тать, что превосходствоженщин в раз­витии речевых функций проявляется начиная с 10—11 лет. Но есть све­денияи о более ранних сроках: в 18 мес. девочки знают приблизительно 50 слов,мальчики же приобретают та­кой словарный запас лишь к 22 мес. И в дальнейшемречь девочек, как пра­вило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическомустрою; навыками чтения девочки также овладевают рань­ше мальчиков. Девочкипроявляют больше интереса к людям, чем к пред­метам, к социальным ситуациям,чем к решению механических задач, и в более позднем возрасте они лучше владеютречью и лучше воспринимают внешнюю информацию.
В отличие от этого зрительно-про­странственныеспособности — это та сфера, где с детства лидируют мужчины. Т. Л. Хилтон  суммировал результаты выполнения тестов на по­ниманиепространственных отношений большой выборки американских школь­ников старшихклассом (общее число испытуемых более 23 тыс.) и обнару­жил, что юношисправлялись с ними значительно лучше девушек. Интересно сравнение с даннымианалогичного ис­следования, выполненного 20 лет назад: различия между мужчинамии женщи­нами за этот период сократились./8, С. 35/
По данным ряда исследований,поло­вые различия в пространственных спо­собностях возникают в подростковомвозрасте, на основе чего некоторые ав­торы выдвигают гипотезу об их гормо­нальнойобусловленности. Однако есть данные о том, что мальчики уже в 8—9 летзначительно лучше девочек используют зрительные опоры для ори­ентации ипространстве. И даже у более младших детей были обнаруже­ны различия впонимании простран­ственных отношений. Когда в экспе­рименте шестилетних детейпросили сконструировать трехмерную модель их школьной комнаты, то оказалось,что мальчики гораздо точнее справляются с заданием.
Наиболее острые дискуссии средиспециалистов вызывает вопрос о мате­матических способностях. В современ­номобществе знание математики вы­ступает в качестве своеобразного фильтра на рынкетруда, поскольку адекватная математическая подготовка стала необходимымусловием для ра­боты в наиболее современных и пре­стижных областях. Математикавсегда считалась мужской сферой деятельно­сти, и в тестах математических спо­собностеймужчины, как правило, пре­восходят женщин. Среди учеников на­чальной школы, поданным психомет­рических исследований, различий в уровне математическихспособностей не обнаруживается, эти различия начина­ют проявляться вподростковом возрасте и касаются в основном сложных форм математическогомышления; с го­дами различия в уровне математической одаренности возрастают.Эти дан­ные были подвергнуты резкой критике со стороны некоторых ученых женщин,по мнению кото­рых женщины под влиянием определен­ных социальных ипсихологических фак­торов редко выбирают математику и смежные с ней дисциплиныв качестве предпочитаемых курсов, и поэтому «вывод о том, что мужчины обладаютболее выраженными математическими спо­собностями, был сделан на основе ис­следований,где фактически сопостав­лялись не мужчины и женщины, а лю­ди с более высокой иболее низкой математической подготовкой» /7, с. 98/.
Обследование подростков,обучающихся по одной про­грамме, обнаружило «выраженные по­ловые различия вматематической ода­ренности в пользу мальчиков». Причем чем выше оцениваласьмате­матическая одаренность, тем выраженнее становилось преобладание лиц муж­скогопола: среди тех, кто набрал в соответствующих тестах 500 баллов, со­отношениемальчиков и девочек было 2:1, среди тех, кто набрал 600 бал­лов,— 4:1, а средитех, кто набрал максимальное количество баллов (700 и более), на 13 мальчиковприходилась лишь, одна девочка. Авторы этого исследования, а также некоторыедру­гие связывают высокие достижения мужчин в математике с их врожденнойспособностью решать зрительно-про­странственные задачи лучше женщин.
Но какой бы позиции ни придержи­валисьисследователи, никто из них не станет отрицать огромного значения со­циально-психологическихфакторов в формировании математических способ­ностей и отношения к математике.Об­следовав большую выборку американ­ских учащихся выпускного класса, Ш. Раллиси его коллеги обнаружили, что девочки, даже успешно прошедшие необходимые курсыпо математике и естественным наукам, в три раза реже выражают желание в будущемрабо­тать в этих областях. К- П. Бенбоу получила аналогичные результаты. Онасообщает, что из 2 тыс. математически одаренных учащихся 63 % мальчиков и 30 %девочек избирают специали­зацию в математических дисциплинах, кроме того,мальчики в два раза чаще девочек избирают карьеру ученого-ис­следователя.
А причина этого, видимо, в том,что с раннего возраста женщины привы­кают к мысли, что математика — не их сферадеятельности и что вряд ли им удастся добиться здесь серьезных успехов. Дажепри одинаковых показа­телях в тестах математических способ­ностей начиная сподросткового возра­ста при решении математических задач женщины обнаруживаютболее высокий уровень тревожности и меньшую уве­ренность в своих силах, чеммужчины. Как показали эксперименты по кау­зальной атрибуции, при решении задачмужчины причины успеха склонны при­писывать своим способностям, тогда какженщины объясняют свои успехи чаще случайными факторами, например везением. Инаоборот, в случае неуда­чи мужчины чаще ссылаются на не зависящие от них,привходящие обстоя­тельства — в отличие от женщин, кото­рые склонны относитьсвои неудачи на счет недостатка способностей или слож­ности задания. Все этоделает ма­тематику малопривлекательной обла­стью для женщин, поскольку «человекпредпочитает заниматься том, в чем он чувствует себя уверенно, и избегает техвидов деятельности, в которых его мо­жет ждать неудача». Причи­ной отставанияженщин в математике служат также и усвоенные стереотип­ные половые роли. Еслиуспех в той или иной области не соответствует стан­дартам женской половой роли(как это имеет место в случае занятий мате­матикой), то у женщин может актуали­зироватьсятак называемый мотив из­бегания успеха.
Еще одна проблема,  которая доста­точношироко обсуждается в литерату­ре, касается творческих  способностей.Во  всех видах творческой  деятельно­стичисло мужчин, добившихся призна­ния, очевидно превосходит число жен­щин.При  выполнении заданий  на дивергентное мышление, легкость гене­рирования  идей, продуктивность ассо­циаций, оригинальность, спонтанность, гибкостьмышления… различий между полами обнаружено не было». Более   плодотворным   оказался  под­ход, который связывал творческие спо­собности  не непосредственно с  полом индивида,а с той половой ролью, кото­рую   он    выполняет.  В    исследовании П. Селкоубыла  выявлена  корреляция между  половой ролью  и   математиче­скими    достижениями:    испытуемые    с маскулинизированным типом поведениясправлялись  с   заданиями  лучше,   чем лица сфеминизированным типом пове­дения. Эти данные согласуются с результатами другихисследований, об­наруживающих, что женщины с муж­скими  чертами характера  добиваются болеевысоких результатов в науке, чем женщины с традиционно женскими чер­тами. Такимобразом, эти и другие исследования демонстрируют отчетли­вую связькреативности  не столько сбиологическим   полом,  сколько с теми личностными особенностями   человека, которыеобусловлены его  полоролевой ориентацией/13, с. 132/.
2.    Факторы,влияющие на формирование способностей у мужчин и женщин
2.1 Значение биологических факторов в дифференциации познавательныхспособностей мужчин и женщин
Физиологические различия между по­лами настолькоочевидны, что некото­рые  исследователи   попытались   найти биологические основания наблюдаемыхразличий   в   познавательных   способно­стях мужчин и женщин. В поисках та­ких  оснований  исследователи   прежде всего   обращаются  к   механизмам   на­следования, половым различиям в гор­мональной  регуляции, а  также  к  осо­бенностям  межполушарного распреде­ления  функций у  мужчин  и женщин. В   1961   г. Р.  Е. Стэффорд получил данные,свидетельствующие о том, что способности к пространственному вооб­ражениюпередаются от матери к сыну и   от   отца  к  дочери,   но  не  от   отца к сыну. Эти результаты заставили егопредположить существование генетиче­ского   механизма    наследования    про­странственных   способностей,   сцеплен­ного с  полом.  Однако в  работе Д.  Гудинафа и его коллег с помощью метода   генетических   маркеров  было продемонстрировано,  что   показатели,объединенные    под   одним   названием пространственных способностей,   ради­кальнымобразом различаются по ме­ханизмам наследования. Кроме то­го, известны случаигенетической и гор­мональной патологии (например, синд­ром   Шерешевского— Тернера  —  ХО синдром,  мужской   псевдогермафроди­тизм),   при  которой   особенности   ког­нитивной сферы   не согласуются  с  вы­двинутой   генетической   моделью. Эти   факты  заставляют   усомниться  в существовании элементарной генетиче­ской  основы половых  различий  в  по­знавательнойсфере.
Ряд авторов высказывают предполо­жение,что половые различия в позна­вательных способностях связаны с воз­действиемполовых гормонов на фор­мирование мозговых структур либо в пренатальный, либо впубертатный пе­риод. Наибольшую известность получи­ла гипотеза Д. М. Броверманаи его коллег, согласно которой гонадотропные гормоны влияют на центральнуюнервную систему, воздействуя на мета­болизм нейротрансмиттеров. Эти авто­рыпытались сопоставить особенности познавательной сферы с показателямигормонального уровня, но однозначных соответствий им установить не удалось, чтово многом может быть связано и с недостатками прямых методов изме­рениягормонального уровня.
Иной подход к изучению гормональ­ныхфакторов был предложен Р. Л. Вудфилдом. Он сопоставлял выполнение женщинамитестов на пространствен­ную способность до родов и после них, т. е. в периоды,когда наблю­даются выраженные гормональные сдвиги. Обнаружено, что в темоменты, когда у женщин резко снижался уро­вень эстрогенов (женских половых гор­монов),заметно улучшалось выполне­ние пространственных тестов. В ря­де исследованийобъектом изучения ста­ли сдвиги познавательных способностей женщин в течениеменструального цик­ла. Так, А. Дж. Дэн писала о сниже­нии умственной активностив предмен­струальной и менструальной фазах цикла.
Оригинальную теорию предложилаД. П. Уабер. Половые различия в позна­вательных способностях она связывает не сполом как таковым, а с разли­чиями в скорости созревания мужчин и женщин,которые в свою очередь находятся под контролем гормонов. Она предположила, чтовне зависимости от пола индивиды, опережающие в разви­тии своих сверстников,должны обла­дать более развитыми вербальными спо­собностями, чемпространственными, а поскольку девочки по темпам развития на два года опережаютмальчиков, сле­дует ожидать, что у них речевые на­выки будут доминировать надпростран­ственными. Результаты исследования, проведенного Д. П. Уабер,подтвердили это предположение, однако по­пытки повторить это исследование неувенчались успехом.
В настоящее время активнее всегоразрабатывается направление, связы­вающее половые различия в познава­тельной сферес функциональной специализацией мозговых полушарий /10, с. 58/.
Изучая последствия удалениячасти ви­сочной доли по поводу эпилептических припадков, Г. Лэнсделл одним изпер­вых пришел к мысли, что некоторые физиологические механизмы, лежащие воснове зрительно-пространственных и вербальных способностей, в женском мозгемогут перекрываться, а в муж­ском — располагаться в противопо­ложныхполушариях. Более позд­ние клинические работы привели к тем же выводам. Так, поданным психо­лога Дж. Мак-Глоун, афазия вслед­ствие локальных повреждений влевом полушарии у мужчин встречалась в три раза чаще, чем у женщин. Она такжеустановила, что у мужчин поврежде­ние левого полушария ухудшало в ос­новномвыполнение вербальных за­даний (по данным шкалы Векслера), а повреждениеправого полушария — выполнение невербальных тестов. У женщин же показатели 1Qповер­бальным и невербальным тестам не за­висели от стороны поражения. Ис­следованияполовых различий в межполушарном распределении функций на здоровых испытуемых спомощью дихотических тестов в основном подтвер­ждают эту закономерность, хотяесть исследования, в которых половых раз­личий при выполнении дихотическихтестов не было обнаружено. Половые различия в латерализации пространственныхспособностей, как свидетельствуют исследования, прове­денные на детях,возникают довольно рано. С. Уайтлсон провела обследо­вание 200 детей от 6 до 13лет с по­мощью предложенного ею теста с дигаптической стимуляцией: испытуемый втечение 10 с одновременно ощупы­вает разными руками два разных, скры­тых отглаз предмета неопределенной формы, а затем он должен выбрать эти две фигуркииз шести выставлен­ных на его обозрение; результаты оце­нивались по числупредметов, правиль­но выбранных каждой рукой. Проведен­ный анализ показал, что девочкиоди­наково хорошо опознавали объекты, ко­торые предварительно ощупывали какправой, так и левой рукой. У маль­чиков же показатели для левой руки былизначительно лучше, чем для
правой. Эти данные свидетельствуют, что правое полушарие становится специа­лизированнымдля пространственного восприятия у мальчиков раньше, чем у девочек.
Таким образом, данные как клини­ческихработ, так и исследований здо­ровых испытуемых с помощью дихотических тестовуказывают на более вы­раженную тенденцию к латерализации вербальных ипространственных спо­собностей у мужчин и к билатераль­ному представительствуобоих типов функций у женщин. Обзор работ, не согласующихся с этим заключением,по­казывает, что в большинстве из них речь идет об отсутствии различий меж­дуполами, и очень редко встречаются работы, сообщающие о половых разли­чиях вплане большей латерализации у женщин.
2.2 Социально-психологические факторы в развитии познавательных способностей
Основную причину, препятствующую научной иизобретательской деятель­ности женщин, на основе чего, соб­ственно, и родилосьпредставление о различиях в одаренности мужчин и женщин, следует искать,видимо, в тради­циях и установках, глубоко укоренив­шихся в современномобществе. По сло­вам Дж. Боулинга и Б. Мартина, в науке, как и в обществе вцелом, царит патриархат — «социальные отношения, которые поддерживаютколлективное доминирование мужчин практически во всех наиболее важных ипрестижных сферах».
Существует несколько причин, ме­шающихженщинам поверить в свои возможности и реализовать свои задат­ки: во-первых,определенные традиции и культурные экспектации, которые в процессевзаимодействия ребенка с окружающим миром интериоризуются и влияют в дальнейшемна его мо­тивацию, систему ценностей, степень уверенности в себе и пр.;во-вторых, родители и педагоги внушают детям представление о стереотипныхполовых ролях, о «мужском» и «женском» ти­пах поведения, «мужских» и «женских»профессиях; в-третьих, явная и скрытая дискриминация женщин, которая суще­ствуетв научном сообществе и мешает достижениям женщин на научном по­прище.
Половая стереотипия существует влюбом обществе, хотя ее реальное со­держание может и варьировать. Про­цесссоциализации и формирование по­ловых ролей начинаются очень рано: родители срождения по-разному от­носятся к мальчикам и девочкам, к ним предъявляютсяразные ожидания, они получают разные игрушки, приоб­ретают разный опыт и т. д.Установ­лено, например, что игрушки и игры для мальчиков в большей степенипоощряют развитие независимости и исследова­тельского подхода к решению задач,лучшее понимание пространственных отношений; от девочек окружающие, какправило, требуют большей дисцип­линированности и подчинения прави­лам иустановлениям. У девочек вза­имоотношения с родителями часто скла­дываются потипу гиперопеки, что пре­пятствует развитию любознательности. В силу большейотдаленности от родителей мальчикам приходится сталки­ваться с более широкимкругом жиз­ненных явлений, стимулирующих в ито­ге их познавательную активность.
Исследования показывают, чтомаль­чики более стереотипизированы по от­ношению к половым ролям, чем девочки.Десятилетние норвежские мальчики ду­мают, что заниматься естественными наукамидля них гораздо важнее и скорее пригодится в будущем, чем для девочек, и чтодевочки, которые хотят стать учеными, «не такие, как все». Согласно опросу,английские студенты естественных факультетов хотели бы, чтобы их будущая женаимела гума­нитарное образование, но не естествен­нонаучное или техническое ичтобы она работала неполный рабочий день и могла больше времени уделять семье.
Вся система образованияпостроена таким образом, что она•невольно от­талкивает девочек от занятийестествен­нонаучными и техническими дисципли­нами. Формированию стереотип­ныхполовых ролей способствует диф­ференцированное отношение препода­вателей кучащимся разного пола. Ис­следования, проведенные в школах раз­ных стран,показали, что мальчикам уделяется больше внимания (учителя в среднем отводятдевочкам на 20 % вре­мени меньше, чем мальчикам); мальчиков чаще привлекают кдемонстра­ции различных опытов в классе, девочек же обычно сажают писатьпротокол; в тех случаях, когда не хватает учеб­ных пособий или приборов, ихскорее по­лучают мальчики; наконец, учителя ожидают от мальчиков более высокихрезультатов, особенно там, где требу­ется абстрактное мышление, и более высокооценивают их работу /10, с. 63/.
Анализу были подвергнуты такжеучебники и учебные пособия с точки зрения их полоролевой ориентации. Этотанализ выявил следующее: жен­щины-ученые в учебниках практически непредставлены, даже те, которые по­лучили известность; конкретные при­меры ииллюстрации в основном чер­паются из области интересов мальчи­ков; если жеженщины и девушки по­являются на страницах учебников, то в наиболеетрадиционных ролях и сфе­рах деятельности. В современной культуре глу­бокоукоренился взгляд на науку как на мужское занятие. Наука создава­ласьмужчинами, и в ней нашли от­ражение мужские нормы и мужская система ценностей.У. Уанрайх-Хейст, предъявляя испытуемым-студентам список из 15 названий научныхдис­циплин и используя метод семантиче­ского дифференциала, установила, чтоотнесенные к наиболее «научным» были признаны наиболее «мужскими», но гу­манитарныеотнюдь не были признаны «женскими». Таким образом, в пред­ставлении студентовесть «мужское знание», или «мужская наука», но нет «женской науки». В то жевремя установлено, что ожидания возможных достижений максимально высоки, когдазанятие воспринимается как соответ­ствующее полу индивида, и низки, когда оновоспринимается как соответствую­щее противоположному полу. В резуль­татемужчины ожидают успеха в науч­ной деятельности, где женщины не рас­считывают насерьезные результаты /5, с. 25/.
Учебники, а также средства массо­войинформации рисуют образ науки и ученого, который гораздо лучше впи­сывается вмаскулинизированную, или патриархальную, систему ценностей Внутренняя цельнауки видится в том, чтобы подчинить природу человеку. На­учная деятельностьрисуется в изоля­ции от политики, религии, идеологии и других человеческихпроблем. В отличие от мужчин, которым достаточно чтобы им нравилось и вызывалоинте­рес то, что они делают, женщинам важ­но знать, что их работа полезна об­ществу,что она имеет определенное социальное значение.
Как показало исследование К. Лии С. Сьеберг, в представлении универ­ситетских студентов «типичный физик умнее,трудолюбивее и мыслит более логично, чем средний человек, но одновременно онменее артистичен и
эмоционален, меньше интересуется людьми и обществом, его окружающими»./2, С.81/ Описанные качества принято счи­тать мужскими, они противоположны темтрадиционным нормам и установкам, которых общество заставляет придерживатьсяженщин. Воспринимаемы образ науки и типичного ученого — сильнейшийдетерминирующий фактор в выборе карьеры, но, как видно из экспериментов,соответствующий образ оказывается малопривлекательным для женщин.
Женщины, дабы успешно конкуриро­ватьв науке, вынуждены принимать мужские ориентации и систему ценно­стей. Какпоказало исследование Л. М. Бетчолд и Э. Э. Вернер жен­щины — университетскиеученые отли­чаются от контрольной группы женщин по тем самым, параметрам, покоторым они сближаются с преуспевающими университетскими ученым и мужчинам.Согласно пессимистической точке зрения, увеличение числа женщин-уче­ных никакне отражается на приня­тых в науке приоритетах, нормах по­веде


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Размоўная лексіка ў прозе Ф. М. Янкоўскага
Реферат Экологическиен проблемы республики Казахстан на современном этапе
Реферат Биотерроризм
Реферат Cellular Respiration Lab Essay Research Paper IntroductionThis
Реферат Культура Европы XX века
Реферат Индийская цивилизация Доклад
Реферат Уголовный закон 3
Реферат Музеи и туристические маршруты по местам Салтыкова-Щедрина
Реферат Переход от общественного призрения к системе социального обеспечения
Реферат Гипотеза эффективности рынков
Реферат Анализ стратегии выхода на рынок новой видеопродукции
Реферат Лесные богатства России
Реферат Позднее Возрождение. Феномен Т.Г. Шевченко в истории украинской и мировой культуры. Картины И. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Бурлаки на Волге"
Реферат Простейшие cистемы возбуждения эксимерных лазеров
Реферат Остеохондроз - Неврология