Реферат по предмету "Педагогика"


Кооперативное образование России

Поволжский кооперативныйинститут
Российского университетакооперации
Кафедра истории, философии,социологии и кооперации
Реферат
на тему
Кооперативное образованиеРоссии
Выполнила:
Грищенко Анна
Энгельс, 2007

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. История становления кооперативного образования
1.1 Кооперативное образование в дореволюционнойРоссии
1.2 Кооперативное образование в советский период
2. Тенденции и перспективы развития современногокооперативного образования
2.1 Современное состояние кооперативного образования
2.2 Сотрудничество потребительской кооперации инауки
Заключение
Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ
В начале ХХI века сталоочевидным несоответствие состояния образования реалиям сегодняшнего дня вРоссии и тенденциям мирового развития. Назрела необходимость модернизациироссийского, в том числе и кооперативного образования.
Целостная образовательная политика нашласвое воплощение в «Концепции модернизации образования на период до 2010 г.».
Проблема модернизации стала предметомширокого обсуждения в печати и научно-практических конференциях, на которыхпоставлена задача приведения системы кооперативного образования в соответствиис потребностями развития потребительской кооперации.
Модернизация осуществляется по многимнаправлениям. Прежде всего, это качественное обновление содержания образования,основными характеристиками которого являются: гибкость и вариативность(вариативная система преемственного изучения гуманитарных дисциплин), усилениеобщенаучной и общепрофессиональной подготовки, гуманизация, гуманитаризация,информатизация.
Остается в прошлом образовательнаямодель, ориентирующая на получение лишь практических данных разных наук,передачу фрагментарных знаний, умений и навыков. Перед вузовской наукой встаетзадача разработки образовательной модели с установкой на формирование у молодыхлюдей ценностной объективной картины мира, системного научного мировоззрения.
Возросла потребность в воспитании высшихнравственных, духовных ценностей в их национальном и общечеловеческомпонимании.
Все вышесказанное говорит обактуальности выбранной темы: «Кооперативное образование России». Целью данногореферата является: теоретическое исследование особенностей кооперативногообразования, его истории и перспектив развития.
Поставленная цель решается посредствомследующих конкретных задач:
— подробное изучении е процессастановления кооперативного образования в дореволюционный период;
— знакомство с кооперативным образованием в период административно-командной системы;
— анализ современного состояниякооперативного образования;
— указать перспективы развитиякооперативного образования в России.

1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КООПЕРАТИВНОГООБРАЗОВАНИЯ
1.1 КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
В начале ХХ века значительное вниманиеобразованная часть российского общества уделяла образованию крестьянства,ремесленного и рабочего класса. Этим слоям населения в широких массах былонедоступно законченное школьное образование. Как правило, они проходили лишьначальное образование и с 13015 лет, а зачастую и раньше, начинали зарабатыватьфизическим трудом.
Такое положение было характерно нетолько для России, но и для Западной Европы, однако у нас начальных школ нехватало, да и курс обучения в них был вдвое короче. Российские теоретикикооперации стремились исправить это положение путем внешкольного образования.
Проблема просветительской деятельности вкооперации была законодательно закреплена в 1897 году. В первом параграфеУстава потребительского общества отмечалось, что «… при потребительскомобществе могут быть, с надлежащего разрешения и с соблюдением действующихпостановлений, организуемы учреждения, имеющие целью различными средствами испособами улучшить материальные и нравственные условия жизни членов общества».[1]
В 1913 году в Киеве состоялся 2 съездкооператоров. На съезде принимается постановление «О культурно-просветительскойдеятельности кооперативов», в котором отмечается, что «необходимо, возможно,большее участие кооперации в просветительской деятельности, уделение возможнобольшего количества сил и средств на поднятие народного образования и народногосознания, а посему необходимо обратить особое внимание на развитиехозяйственной деятельности кооперативов в целях как общейкультурно-просветительской работы, так, в частности, и кооперативноговоспитания населения».[2] Немалоученых-кооператоров были выпускниками коммерческих учебных заведений. Согласностатистике к 1913 году система коммерческого образования включала 5 вузов, 224коммерческих училища, 135 торговых школ. Кроме того, действовали еще более 600специальных курсов. Основанный А.Л. Шанявским московский народный университетсыграл большую роль в зарождении профессионального кооперативного образования.В 1910 году на его базе были открыты курсы по кооперации, которые позже былипреобразованы в Высшие кооперативные курсы Центросоюза. Они предшествовалиобразованию Московского кооперативного института в 1918 году. Большая заслуга вразвитии кооперативного образования в дореволюционной России принадлежиттеоретику и практику кооперативного движения А.А. Евдокимову (1872-1941). Внастоящее время имя А.А. Евдокимова знает узкий круг специалистов, тогда как вначале ХХ века он был известен представителям самых разных направленийсоциальной и политической мысли в России. А.А. Евдокимов родился и вырос всемье разорившегося купца и с детства познал все признаки бедности. Послеокончания Суздальского трехклассного училища поступил работать «мальчиком» вкупеческую торговлю колониальным товаром. С 19 лет торговал книгами по фабриками деревням вразнос с целью вести культурную работу. Участвовал в первыхмарксистских кружках Иваново-вознесенских рабочих, за что сидел в тюрьме ивысылался под надзор полиции. В 1895 г. А.А. Евдокимов участвует в составленииПрограммы Иваново-Вознесенского рабочего союза, в котором активно отстаиваетпункт об «изменении существующего режима без пролития крови» (ст. 13) и преобладаниимер экономической борьбы над политической. Такой установке Евдокимов останетсяверным до конца своей жизни. В 1905 г. А. Евдокимов создает в Харькове союззащиты прав рабочих, в том же году становится делегатом Первой Всероссийскойконференции профессиональных союзов в Москве. В 1905-1907 гг. он – один излидеров профессионального движения рабочих Москвы, секретарь МосковскогоЦентрального бюро союзов. Именно в Харькове А. Евдокимов вступил вкооперативное движение, ведущее положение в российской кооперации он занял, восновном, в московский период своей деятельности. С 1907 года начинается периодактивной работы в кооперации. В 1909 г. в Москве выходит его книга «К теориикооперативизма», выступаете с докладом на Первом всероссийском съезде в Москвев 1908 г. и в 1913 г. избирается делегатом Всероссийского кооперативного съездав Киеве. В Харькове продолжает работать секретарем Комитета содействиясельскохозяйственной кооперации. С 1913 г. преподает в университете им. Шанявского в Москве, становится членом правления народного банка, секретаремредакции «Вестника кооперативных союзов». Подробнее остановимся на проектеобщеобразовательных курсов для крестьян, предложенных А.А. Евдокимовым, которыйактивно обсуждался в кооперативных и агрономических кругах Москвы. Этот проектавтор подробно изложил в книге «На пути к высшей крестьянской школе» (М.,1915). Идея высшей крестьянской школы была взята из практики Скандинавскихстран. А. Евдокимов отмечал, что «в великом деле возрождения села педагогика икооперация стоят рядом… в деле внешкольного образования кооператоры кровнозаинтересованы… если кооператоры не примут заблаговременно мер, чтобы увеличитьсостав подготовленных работников, чтобы вытянуть из рядов крестьян живые силы испособности, то кооперированному делу грозит прорыв безлюдья…».[3]
А. Евдокимов указывает, что задачакооперативного образования слагается из двух главнейших разделов: а) подготовкаработников кооперативного дела; б) распространение кооперативных идей,сведений, навыков, чувствований в массы населения. По первому разделуроссийские кооператоры преимущественно сосредоточились на устройстве курсов дляподготовки нужных им работников. Выделяется несколько групп кооперативныхработников. В первой группе – агрономы, инструкторы, журналисты, ученые,разрабатывающие вопросы кооперативной теории и практики. Вторую группусоставляют счетоводы, члены правления, советов и ревизионных комиссий, занятыенепосредственной местной работой. Третья группа – ближайшие сотрудникикооператива, люди со склонностью к общественной работе. Они же являютсякандидатами на замещение выборных лиц и на должности счетоводов. И наконец,четвертая группа – это все члены товарищества местное трудовое население,которое постепенно втягивается в товарищеское дело. Для подготовки работниковпервой категории служит практическая жизнь, высшая и средняя школа и курсы приуниверситете им. Шанявского. Для второй группы устанавливаются местныекооперативные курсы. Школой практической подготовки для этой группы служаткооперативные совещания и съезды. Местные кооперативные курсы занимаютцентральное место во внешкольной работе кооператоров. С 1910 по 1915 года такиекурсы стали обычным периодическим явлением во многих провинциях. Весной 1915 г. в университете им. Шанявского были организованны курсы «По устройству местных кооперативныхкурсов». По мнению А.А, Евдокимова, местные кооперативные курсы должны иметь«центр тяжести в прикладных знаниях». Он полагал, что учить деревенскихкооператоров счетоводству и делопроизводству является наиболее практичнойзадачей. Устроителями большей части курсов были в 1913 г. земства, на долю которых приходилось 53,2% от общего числа курсов.
Постепенно эти курсы становились всеболее общеобразовательными.  А. Евдокимов отмечал широкое внедрение кооперациив жизнь, захват все новых и новых отраслей хозяйствования, что требовало отсвоих созидателей известного общественного кругозора, пониманияобщественно-хозяйственных явлений и закономерностей и кооперативногомиросозерцания все более становились общественные науки. Таким образом, А.А.Евдокимов предпринял не только теоретические, но и практические шаги виспользовании возможностей кооперации в культурном развитии широких народныхмасс. Он считал, что кооперации принадлежит и большее значение в нравственномстановлении общества.  «В тусклой повседневной жизни мы освоили по преимуществухозяйственное значение кооперации…  Но мы не протянули еще крепких незыблемыхнитей к главным устоям духовной культуры. Мы не создали Школы ЧеловеческогоХарактера, как о том мечтал великодушный Р. Оуэн». Участие в управлении ихозяйственной деятельности пайщиков, в основе своей – малограмотных жителейсельской местности, требовало разъяснительной и просветительской работы,которую проводили кооператоры. Открывались свои кооперативные дома. К началу1916 года их насчитывалось 159. Центросоюз и некоторые губернские союзы имелисвои типографии, выпускающие газеты, журналы, брошюры и т.д.
В дальнейшем в системе потребительскойкооперации России сложилась полноценная система образования, отвечающаяспецифическим условиям хозяйственной деятельности кооперативных организаций.
1.2 КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
После социалистической революции 1917года кооперативное образование продолжало свое развитие. К концу 20-х годовподготовкой кадров для кооперации занимались целый ряд высших учебных заведенийстраны: Московский институт народного хозяйства им. Ф. Энгельса, Московскийпромышленно-экономический институт им. А.И. Рыкова, а также на факультетенародного хозяйства Иркутского госуниверситета.[4]
Прием студентов для потребительскойкооперации осуществляли и другие вузы и техникумы: Киевский кооперативныйинститут, Луганский техникум, Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского, открывший кооперативное отделение.[5]
Московский институт народного хозяйстваим. Г.В. Плеханого имел кооперативное отделение на экономическом факультете иосуществлял подготовку специалистов по двум направлениям: потребительскойкооперации; сельскохозяйственной кооперации и кооперативного кредита. ВМосковском промышленно-экономическом институте кооперативные дисциплинывключались в планы торгового отделения. Заслуга Саратовского государственногоуниверситета в том, что он проводил зимнюю производственную практику, чего небыло в других вузах.[6]
В советский период в стране быласформирована двухуровневая система профессиональной подготовки будущихработников, обеспечивающая потребность в специалистах со среднем и высшимобразованием. Техникумы, училища, школы осуществляли профессиональнуюподготовку специалистов (товароведов, бухгалтеров и т.п.) и работников массовыхпрофессий (продавцов, поваров и т.п.). Такими учебными заведениями располагалипрактически все областные и краевые потребительские союзы. Таким образом,кооперативные организации обеспечивали подготовку и переподготовку рабочихспециальностей для собственных предприятий. Тем не менее, корпорации не хваталоквалифицированных специалистов, поэтому возникла необходимость создатьспециализированный институт потребительской кооперации, который готовил быспециалистов по следующим отраслям кооперативной деятельности:
— организационная, отчетно-финансовая,ревизионная и рационализаторская;
— планово-экономическая(экономисты-плановики и экономисты-статистики);
— торгово-производственная (организаторыи руководители оперативных отделов кооперативных организаций иэкономисты-специалисты по основным товарным группам,экономисты-производственники по хлебопечению и общественному питанию и др.отраслям);
— культурно-просветительская(организаторы и руководители культработы, инструкторы-культурники,инструкторы-методисты, специалисты книжного дела и печати, кинофикации и другиеквалифицированные работники в области социально-культурного строительства).[7]
Предполагалось так же, что институтбудет осуществлять научные разработки кооперативных проблем, вести курсыпереподготовки, распространять кооперативные идеи в массы. Итогом явилосьрешение Центросоюза в 1928 году создать специализированный вуз дляпотребительской кооперации. Положение об институте потребительской кооперациибыло принято в 1928 г. На объединенном Пленуме Правлений РСФСР и СССР. Подробнееостановимся на развитии кооперативного образования в Саратовской губернии(области) в период советской власти.
История развития кооперативногообразования в Нижневолжском крае начинается с 20-х гг. ХХ в., когда напотребительскую кооперацию возлагалось обслуживание всего населения. Попредложению профессора А.А. Рыбникова для подготовки торговых работников вСаратове в 1918 г. Была открыта школа им. Н.Г. Чернышевского. Учебный планшколы предусматривал прохождение счетоводства, товароведения иобщеобразовательных дисциплин. Срок обучения в школе был годичным, сконтингентом учившихся 100 человек. Необходимые средства для организации школыв сумме 75 тыс. руб. были внесены кооперативными организациями. В 1920 г. Из-за тяжелого продовольственного положения школа была объединена с Бековскимсельскохозяйственным училищем. В 20-е годы потребительская кооперацияразвивалась очень быстрыми темпами, но, не смотря на это, по-прежнемуоставалась острая нехватка высококвалифицированных кадров для кооперации.Именно поэтому на первом Всесоюзном совещании по кооперативному просвещениюбыла определена одна из первых задач – подготовка и переподготовка кадровкооперативных работников. В Нижневолжском крае для среднего и низшего звена(продавцы, счетоводы, члены правлений) кооперативных работников сталисоздаваться школы. Так в Сталинграде была образована трехгодичная школа ФЗУнарпита,  где обучалось 120 человек, в Элисте – трехгодичная кооперативнаяшкола на 240 человек, в Покровске – национальная немецкая трехгодичнаякооперативная школа на 120 человек. Также открывались и кооперативныетехникумы: Покровский четырехгодичный национальный промышленно-экономическийтехникум, который позже был реорганизован и расширен в четырехгодичный краевойкооперативный техникум на 460 человек (с подготовительным отделением дляпредставителей национальных меньшинств). По стране было открыто 33 отделениякооперативных техникумов. Открытие кооперативных школ и техникумов требовалосвоих педагогических кадров, которых остро не хватало. Поэтому в Саратове былооткрыто кооперативное отделение при педтехникуме. К концу 20-х годов крайсоюзомбыло принято решение развернуть в Саратове самостоятельный педагогическийинститут потребкооперации. До этого единственным специальным везом дляподготовки преподавателей кооперации являлись Высшие педагогические курсы приинституте народного хозяйства им. Плеханова, кооперативном отделении которогообучалось 50 слушателей. Госуниверситет в Саратове по преподаваниюкооперативных дисциплин несколько уступал столичным вузам, так как в немотсутствовала специализация по основным видам кооперации.  Курсы имелиобобщенный  характер (кооперативное счетоводство, кооперативное страхование,кооперативное право, экономика, торговля и т.д.). Однако положительным моментомявлялось то, что Саратовский университет проводил производственную практику,чего не было в других вузах.
Для подготовки специалистов – кооператоровв 1929 году в Саратове был открыт кооперативный техникум, а в 1930 году поинициативе облпотребсоюза в Саратове создаются курсы обучения  кооперативныхкадров, на которых за год подготовлено 94 счетовода, 20 бухгалтеров и прошлипереподготовку 26 бухгалтеров. Одновременно с 1 сентября 1939 года в г.Хвалынске был открыт межобластной кооперативный техникум с товароведным ибухгалтерским отделениями. Первым директором техникума был А.В. Рамазаев.Техникум размещался в семи зданиях, которые были арендованы у Горжилуправлениясроком на 20 лет. Здесь располагались учебные аудитории, библиотека, кабинеты,столовая, общежитие, подсобные помещения. К началу пятидесятых годов контингентучащихся техникума составлял около 300 человек. Молодые специалисты распределялисьв Саратовскую, Ульяновскую, Куйбышевскую, Смоленскую области. В целяхприближения процесса специалистов потребительской кооперации к областномуцентру в 1955 году Хвалынский кооперативный техникум был переведен в г.Энгельс, в здание, где с 1941 г. Функционировала торгово-кооперативная школа сгодичным сроком обучения. Соединяя в себе две структуры: кооперативный техникуми кооперативное училище, школа готовила продавцов, ревизоров, инструкторовторговли, пекарей, поваров, бухгалтеров, плановиков. С переводом в ЭнгельсХвалынского кооперативного техникума, торгово-кооперативная школа влилась в егоструктуру. В 1962 году на материально-технической базе техникума был открытучебно-консультационный пункт Московского кооперативного института, которыйприступил к подготовке экономистов и товароведов высшей категории. С 1964 годаЭнгельсский кооперативный техникум размещается в новом 4-хэтажном учебномкорпусе. Часть его площадей были отданы под общежитие. В 1965 году при техникумеоткрылась столовая на 80 посадочных мест, началось строительство новогообщежития на 400 мест и двухэтажных домов на 16 квартир для преподавателей исотрудников. Усиление материально-технической базы учебных заведенийпотребительской кооперации, а также возрастание потребности в квалифицированныхкооперативных кадрах создали предпосылки для дальнейшего расширениякооперативного образования в области, создания новых образовательных структур. В1959 году в г. Балашов Саратовской области переводится  Грозненскийзаготовительный техникум, который в 1968 году постановлением Роспотребсоюза былпереименован в Балашовский пушно-меховой техникум. Первым его директором былЕ.А. Ревцев. В 1959 году техникум имел только одно отделение «Товароведениеживотноводческого сырья и пушнины с животноводческим уклоном», В 1960 году былооткрыто отделение «Товароведения и переработки сельскохозяйственной продукции».С 1963 по 1968 гг. техникум готовил звероводов и охотоведов. Наряду с основнымиспециальностями проводилась подготовка кадров по технологии хранения ипереработке заготовителей продуктов и сырья. Первым директором училища былаВ.И. Калашникова.
Важной датой в истории кооперативногообразования Саратовской области стал 1967 год. В этом году произошло двазначительных события: преобразование учебно-консультационного пунктаМосковского кооперативного института в филиал и образование Энгельскогокооперативного училища. Оба этих учебных заведения размещались на учебныхплощадях Энгельского кооперативного техникума. Первым директором филиала,преобразованного в последствии (1976 г.) в Саратовский факультет Московскогокооперативного института был Х.В. Казбеков, возглавлявший ранееучебно-консультационный пункт. Филиал готовил кадры высшей квалификации безотрыва от производства по экономическим и товароведным специальностям. В первыегоды существования филиала в регион его обслуживания входили предприятия иорганизации потребительской кооперации Саратовской, Пензенской, Тамбовской,Воронежской, Орловской, Липецкой, Волгоградской, Ульяновской, Куйбышевскойобластей, также Мордовской и Чувашской АССР. После преобразования в 1976 годуфилиала в факультет в регион его обслуживания вошли Саратовская, Куйбышевская,Волгоградская, Тамбовская, Оренбургская, Астраханская и Уральская области. Кэтому времени численность студентов-заочников Московского кооперативногоинститута, обучающихся в г. Энгельсе, составила около 2000 человек. Первымдиректором Энгельского кооперативного училища был В.Е. Столяров. Училищеготовило продавцов, кулинаров, механиков холодильных установок, позднеекондитеров, заготовительной сельскохозяйственной продукции. Для подготовкипродавцов, поваров, пекарей при училище было организованно одиннадцатьшкол-магазинов, школа-столовая и школа-пекарня с шестимесячным сроком обучения.Практику учащиеся проходили на лучших предприятиях. Кроме этого, подготовкамассовых профессий велась также через краткосрочные курсы ииндивидуально-практическое обучение непосредственно за прилавком магазина,столовой, в пекарне и на складах. К середине 80-х годов в училище обучалосьболее 500 человек. Педагогический коллектив состоял из опытных преподавателей,мастеров производственного обучения, многие из которых пришли непосредственно спроизводства. Помимо учебных занятий под их руководством проводились выставкикулинарного и кондитерского творчества, конкурсы продавцов «А ну-ка, девушки»,ярмарки распродажи изделий учащихся. Все это способствовало профессиональномустановлению будущих работников потребительской кооперации. В 70-е – 80-е годыпостоянно идет процесс дальнейшего расширения подготовки специалистов вЭнгельсском кооперативном техникуме. Наиболее интенсивно этот процесс позаочной форме обучения. Уже в начале 70-х годов Энгельсский кооперативныйтехникум готовил свыше 600 человек с отрывом от производства и 2000 без отрываот производства. Только с 1967 по 1978 годы техникум через очное и заочноеобучение подготовил 2450 специалистов. Для улучшения работы с молодымиспециалистами регулярно созывались областные конференции и семинары. В трехкрупных райпотребсоюзах – Ершовском, Пугачевском и Энгельсском были созданысоветы молодых специалистов, которые следили за правильным использованиемокончивших техникумы, институт, за их производственно-техническим ростом,оказывали им содействие в улучшении жилищно-бытовых условий. Кроме того, вобласти функционировало четыре учебно-консультационных пункта техникума.
В 1989 году Энгельсскому кооперативномутехникуму исполнилось 50 лет. Эта дата широко отмечалась кооператорамиСаратовского облпотребсоюза. Была организованна встреча выпускников, на которуюсъехались более 600 кооператоров всех поколений. За 50 лет техникум подготовилболее ста тысяч специалистов. Проблема подготовки кадров для кооперации актуальнаи сегодня, именно этим продиктовано содержание второй главы данного реферата.

2. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГОКООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КООПЕРАТИВНОГООБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время высшие учебныезаведения потребкооперации осуществляют подготовку специалистов высшейквалификации для формирования управленческого персонала Центросоюза,республиканских, краевых, областных и других организаций системыпотребкооперации. Специалисты вузов потребкооперации могут работать вуправленческом аппарате других организаций: акционерных обществ, хозяйственныхтовариществ, государственных и муниципальных предприятий, фондах.
Базовыми высшими учебными заведениямипотребкооперации до недавнего времени являлись Московский, Белгородский,Сибирский университеты потребкооперации. При университетах создано 35 филиалов.Семь филиалов получили статус институтов. Географически вузы расположены так,что каждый из них ведет подготовку специалистов для определенного региона.Потребительская кооперация России имеет 60 техникумов, 5 колледжей, 58 филиаловсредних учебных заведений, 5 профессиональных училищ. Контингент студентовпревышает 150 тыс. человек, из них 60,3 тыс. человек обучаются в университетахпотребительской кооперации и их филиалах. В настоящее время все кооперативныеинституты страны объединены в единую образовательную структуру Российскийуниверситет кооперации. Самостоятельный статус сохраняют Белгородский иНовосибирский университеты потребительской кооперации. Постоянные изменения вэкономической и социальной политике, в правовых вопросах требуют проведениямероприятий по повышению квалификации и переподготовке кадров. Основнымиформами повышения квалификации являются курсы и семинары, организуемые дляруководителей и специалистов разных уровней. Образовательные учрежденияпотребкооперации находятся в собственности союзов потребобществ, которыеявляются их учредителями. Учредителями всех вузов потребкооперации являетсяЦентросоюз РФ. Учредителями средних специальных учебных заведений выступаютреспубликанские, краевые, областные потребительские союзы. Учебные заведенияпотребкооперации входят в единую образовательную систему России ируководствуются образовательными стандартами и другими нормативнымидокументами. Учебные заведения потребительской кооперации реализуют правапайщиков на образование, предоставляют преимущественное право при зачислении,пользовании библиотечным фондом, спортивными сооружениями, общежитиями, приобучении на подготовительных курсах. Потребительские общества должныпредоставлять пайщикам или их детям льготы при направлении на учебу по оплате,назначении на стипендию, гарантию трудоустройства после окончания учебногозаведения по решению общих собраний или совета общества (союза). Потребительскоеобщество (союз) может заключить договор с пайщиком-абитуриентом, по которомуорганизация полностью или частично оплачивает обучение, а пайщик послеполучения образования обязуется отработать определенный срок или в периодобучения выполнить задание, актуальное для потребительского общества (союза). ВКонцепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до2010 года указаны цели и задачи образовательных учреждений потребительскойкооперации. Таковыми являются:
— удовлетворение потребностикооперативных организаций в квалифицированных специалистах;
— обеспечение высокого уровня кадровогосостава работников;
— повышение престижа кооперативногообразования;
— введение новых специальностей испециализаций, актуальных на рынке труда;
— повышение профессионального уровняпреподавателей, их умений и компетенции;
— создание современного методическогообеспечения;
— способствование эффективномувзаимодействию всех уровней профессионального образования;
— повышение роли и активизациипрофессиональной ориентации, формирование новых форм партнерства скооперативными организациями;
— повышение качества подготовкиспециалистов;
— обеспечение научного сопровожденияреформ потребительской кооперации;
— внедрение новых технологий обучения;
— обеспечение доступностипрофессионального образования для сельского населения;
— создание эффективного механизма обменаопытом и знаниями в области профессионального образования.[8]
Конкурентоспособность кооперативногообразования во многом определяется процессом развития образовательной системыРоссии,  который характеризуется:
— повышением общего уровняобразованности населения, требований к уровню культуры и профессиональнойквалификации граждан;
— становление системы непрерывногообразования;
— увеличением продолжительностиполучения основного общего и общего среднего образования;
— адаптацией молодежи к меняющимсяусловиям жизни общества;
Открытостью образования, доступностьюполучения знаний и широкой информативностью населения, созданием условий дляиндивидуализации обучения, широкого охвата обучением всех категорий населения,новыми подходами к организации вступительных испытаний в профессиональныеобразовательные учреждения;
— координацией потребностей в общем ипрофессиональном образовании;
— формированием новых партнерскихотношений между образований и рынком труда, новой культурой обучения;
— эффективным взаимодействием всехсекторов образования.
Информационно-просветительскаядеятельность образовательных учреждений потребительской кооперации направленана воспитание у подрастающего населения духовной культуры, ориентированное надальнейшее развитие идей и принципов потребительской кооперации.
В настоящее время наблюдаетсядемографический кризис в стране. Резкое уменьшение численности рождаемости,начиная с 90-х гг. ХХ в., привело к численности сельских школьников, аследовательно и абитуриентов. Сохранение завоеванных позиций в сфереобразования потребует от учебных заведений и организаций потребительскойкооперации серьезных усилий, которые видятся в приближении образования к местампроживания потенциальных студентов путем создания филиалов вузов и техникумов(колледжей), во взаимодействии с общеобразовательными школами по введению впрограммы старших классов курса «Основы кооперации» и активной профессиональнойдеятельности.
В Концепции развития потребительскойкооперации до 2010 года намечены образовательные стратегии.
Стратегия предусматривает развитиекооперативного образования в двух аспектах:
— просветительское;
— профессиональное.
Просветительское кооперативноеобразование
Просветительское кооперативноеобразование в соответствии с принципами Международного кооперативного альянсаозначает обучение своих членов, избранных представителей, менеджеров иработников основам истории и теории кооперации, с тем, чтобы они осознанно иэффективно содействовали развитию своего кооператива. Задачей кооперативныхорганизаций является целенаправленное осуществление просветительскойдеятельности и не только среди пайщиков, избранных представителей и работников,но и некооперированного населения, прежде всего молодежи. Пропагандакооперативных идей должна осуществляться в средних школах по программе курса«Основы кооперации», через средства массовой информации, в том числекооперативную печать – газету «Российская кооперация», журнал «Деловойвестник», местные кооперативные издания.
Потребительским обществам и союзамследует оказывать содействие в создании ученических, студенческих, социальныхкооперативов, информировать население через оборудованные в магазинах уголкипайщиков о хозяйственной деятельности, предоставляемых пайщикам услугах,льготах, кооперативных выплатах, условиях закупки сельскохозяйственныхпродуктов, сырья, продукции народных промыслов, индивидуальной трудовойдеятельности, создание новых рабочих мест, обеспечения занятости, а,следовательно, увеличение денежных доходов и покупательской способностисельского населения.
Профессиональное кооперативноеобразование
Профессиональное кооперативное образованиеосуществляют уже обозначенные выше кооперативные образовательные учреждения.
По уровню квалификации преподавателейсистема кооперативного образования – высокопрофессиональная отрасль. Средипреподавателей средних специальных учебных заведений 46,8% имеют высшееобразование. Учебную степень доктора или кандидата наук имеют 46,8%преподавателей вузов. Пайщики имеют определенные преимущества. Льготы своимчленам, направляемым на учебу, должны предоставлять потребительские общества,их союзы, выдавшие направление, а учебные заведения закрепляют преимущественныеправа для пайщиков в правилах приема, а для студентов – систему льгот впроцессе обучения. Подготовка кадров должна быть гласной. Направления на учебу,льготы при оплате, назначение на стипендию, гарантии трудоустройства послеокончания учебного заведения должны предоставляться пайщикам, работникам, ихдетям по решению общих собраний или совета общества (союза). Таким образом,потребкооперация располагает сетью образовательных учреждений, которыеудовлетворяют потребности потребкооперации в специалистах высшей и среднейквалификации, а также работниках массовых профессий. Получать образование могуткак пайщики, так и не пайщики.
Поволжский кооперативный институтРоссийского университета кооперации
ПКИ РУК был и остается единственнымвузом в стране, осуществляющим подготовку кадров для потребкооперации вПоволжском регионе. За 40 лет своего существования (вначале в качестве опорногопункта, затем факультета, регионального центра подготовки кадров МУПК и с 1995 г. Института) оно подготовило тысячи специалистов.
В связи с переходом к рыночнымотношениям, учебные заведения потребкооперации (кооперативный техникум,кооперативное училище и саратовский факультет МКИ, размещенные в г. Энгельсе водном учебном корпусе под одной крышей) оказались в сложном финансовомположении (скудные ассигнования на образование почти прекратились). Новыесоциально-экономические условия требовали использования новых технологий, новыхподходов к образованию. Актуальной стала идея непрерывного обучения с единымциклом (училище-техникум-вуз). Решением правления Саратовского облпотребсоюза вянваре 1992 на базе трех вышеперечисленных учебных заведений создаетсяОбъединение учебных заведений (ОУЗ), во главе которого встает ВладимирНиколаевич Титаев. В том же 1992 году в состав ОУЗ в качестве филиала былвключен и Балашовский пушно-меховой техникум. Данное решение было одобреноруководством Центросоюза России и Московского кооперативного института. Спустяполтора года, в июле 1993 г., в соответствии с решением правления Саратовскогооблпотребсоюза ОУЗ преобразовывается в Региональный центр подготовки кадров(РЦПК), утверждается его Устав. Директором РЦПК правление облпотребсоюзаназначает В.И. Титаева. В марте 1994 г. на основании решения Госкомитета РФ повысшему образованию РЦКП приобретает статус структурного подразделенияМосковского университета потребкооперации и лицензию на право веденияобщеобразовательной деятельности в сфере начального, среднегопрофессионального, высшего и дополнительного образования. В 1994-1995 учебномгоду на Саратовском факультете МУПК была открыта подготовка кадров высшейквалификации по очной форме обучения по экономическим специальностям. Это даловозможность объединить едиными учебными планами, сроками обучения техникум-вуз,более эффективно использовать научно-педагогические кадры регионального центра.26.06.96 г. постановлением Президиума правления Центросоюза РЦПК былпереименован в Поволжский кооперативный институт Московского университетапотребительской кооперации. В.Н. Титаев становится его первым ректором. Вноябре 2001 г. Поволжский кооперативный институт Московского университетапотребительской кооперации реорганизован в Поволжский кооперативный институтЦентросоюза РФ, получил лицензию на ведение образовательной деятельности,выданную Министерством образования РФ, ф также свидетельство о государственнойаккредитации. В настоящее время, реализуя предусмотренную Концепцией развитияпотребительской кооперации до 2010 г. возможность объединения учебных заведенийпотребительской кооперации в единый образовательный комплекс, ПКИ становитсяфилиалом Российского университета кооперации.
2.2 СОТРУДНИЧЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙКООПЕРАЦИИ И НАУКИ
Одной из важнейших задач высших учебныхзаведений системы потребительской кооперации является научное сопровождениедеятельности потребительских обществ, проведение актуальных исследований,направленных на повышение эффективности социально-экономической деятельностикооперации. Внутри потребительской кооперации взаимоотношения с вузамискладывались по-разному. Еще не так давно был период, когда казалось, что вузысами по себе, потребительская кооперация – сама по себе. Сейчас ситуациякоренным образом изменилась. На необходимость взаимодействия науки с практикойхозяйствования в кооперативных  обществах постоянно указывается на всехнаучно-практических конференциях, начиная с 1999 года. Начиная с 1997 г. Центросоюз вырабатывает наступательную стратегию, которая проявляется во всех сферах, в томчисле в экономике, социальной сфере, идеологии. Наука также не осталась встороне. В 1997 г. создан Межвузовский ученый совет для координации работытворческих коллективов университетов. Вся последующая деятельностьпотребительской кооперации обеспечивается научным сопровождением. Профессорско-преподавательскийсостав вузов осуществляет непосредственную связь с потребительскими обществами,выявляя перспективные направления их деятельности, оказывая методическую ипрактическую помощь, проводя совместные научно-практические конференции,семинары-совещания, конкурсы «Лучший по профессии», организуяпрофориентационную работу в школах. Межвузовским ученым советом в 2002 годуразработан перечень должностей руководителей и специалистов потребительскойкооперации, рекомендуемых для замещения специалистами с высшим и средним профессиональныобразованием, который направлен в кооперативные организации в помощьорганизаторам кадровой службы. Ранее направлялась методика определенияпотребности в специалистах. Центросоюзом распространен среди учебных заведенийпотребительской кооперации сборник «Кооперативное образование», где содержитсяинформация о работе более 20-ти учебных заведений – призеров Всероссийскогоконкурса образовательных учреждений среднего профессионального образования за2002 год. Учебными заведениями потребительской  кооперации создана в учебныхкабинетах модель кооперативного магазина ХХI века сучетом расширения социальной миссии потребительской кооперации. Особо хотелосьбы остановиться на межвузовском сотрудничестве.[9] Одно из направлений –информационное. На совете ректоров была заключена договоренность о формированииединой информационной базы по наиболее актуальным проблемам потребительскойкооперации. Следующее направление – методическое обеспечение (унификацияучебных планов и программ). Важно использовать те положительные наработки,которые есть в каждом вузе, например, в Белгороде – система кредитованиястудентов; в Новосибирском университете – информационные системы; В ПКИ –учебный супермаркет со сканирующими устройствами. Перспективным направлениемсотрудничества является культура, спорт, туризм. Так, в МУПКе активно работаетстуденческое потребительское общество, которое занимается торговлей.Интерне-кафе, общественным питанием, услугами по ксерокопированию, пофотопечати. В настоящее время пытаются наладить туристическое дело. Во многихстранах: Великобритании, Израиле, Норвегии есть колледжи, готовящиекооперативные кадры, и чуть ли не половину доходов они получают наобразовательных программах, совмещенных с туристическими. И еще однонаправление сотрудничества – научное. На Совете ректоров было принято решение осоздании международной академии кооперативного образования, которая будетбазироваться в Московском университете, в настоящее время Российскомуниверситете кооперации. Мощный импульс к совершенствованию научной работы,повышению ее качества и внедрению в практическую деятельность дают совместнопроводимые научно-практические конференции, собрания пайщиков, семинары.Интеллектуальный потенциал ученых был направлен на радикальное улучшениедеятельности по реализации социальной миссии, расширению сферы услуг,востребованных сельскими жителями; на решение первоочередных проблем иинтенсификацию взаимодействия с практическими организациями. Так, Поволжскийкооперативный институт Российского университета кооперации сотрудничает сСаратовским, Самарским, Пензенским, Ульяновским и Оренбургскимоблпотребсоюзами, и, что важно отметить с момента проведения первойВсероссийской научно-практической конференции ученые и практики стали глубжепонимать проблемы друг друга, а  понимание проблем – это уже половина потенциальногоуспеха, который подтверждается результатами социально-экономическойдеятельности. Во всех областях растет объем товарооборота, развиваются новыевиды социальной деятельности, оптимизируется структура производства. Взаимодействиес облпотребсоюзами  осуществляется на основе договоров сотрудничества иохватывает все направления образовательной и научной деятельности. ТолькоСаратовским облпотребсоюзом заключены хозяйственные договоры на выполнениеисследовательских работ и разработку научно-методической документации на сумму217,7 тыс. руб. Профессорско-преподавательским составом разработана дляпотребсоюза и внедряется в потребительских обществах система программ поавтоматизированной обработке статотчетности.
Современным образовательным учреждениямважно поддерживать отношения с кооперативными организациями на основевзаимовыгодного сотрудничества, создания действенного механизма обучения кадровдля системы, механизмы анализа и стратегического планирования кадровойполитики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночных отношенийобразование рассматривается как отрасль деятельности потребительскойкооперации, такая же важная, как розничная, оптовая торговля, общественноепитание, кооперативная промышленность. Такой подход не противоречит ниГражданскому кодексу, ни Закону РФ «О потребительской кооперации(потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», ни принципам иценностям МКА. Содержание реферата убедительно доказывает, что кооперативноеобразование в России как отрасль деятельности формировалась многие десятилетияи представляет собой совокупность образовательных учреждений, осуществляющихподготовку и повышение квалификации кадров от массовых профессий доспециалистов высшей квалификации и научных сотрудников в соответствии сгосударственными образовательными стандартами. Концепция развитияпотребительской кооперации РФ на период до 2010 года предусматривает дальнейшееразвитие профессионального кооперативного образования, которое представленовсеми уровнями профессионального образования: начальным, средним, высшим,послевузовским и дополнительным. Подход к образованию как отрасли деятельности,которая оказывает платные образовательные услуги населению, пайщикам,востребован в современном обществе и должен сохраняться. Перспективное развитиепотребительской кооперации невозможно без использования достижений науки. Впервую очередь, научно-исследовательская работа направлена на практическоевнедрение достижений научно-технического прогресса. Примером интеграции науки(учебных заведений) и практики (потребительских обществ) могут служитьпроводимые ежегодно региональные и областные научно-практические конференции поразличным темам, в которых принимают участие ученые, председатели советов иправлений потребительских обществ, ведущие специалисты потребительскойкооперации и представители администрации краев и областей. Цель проводимыхконференций – совместные усилия повысить эффективность работы потребительскихобществ и поднять их социальную значимость. В настоящее время передкооперативным образованием стоят следующие задачи: повышение научного уровняруководителей и специалистов потребительской кооперации через сеть учебныхзаведений системы; восстановление фонда подготовки кадров, средства которогомогли бы использоваться для обучения специалистов и для развитияматериально-технической базы учебных заведений системы потребительскойкооперации; привлечение молодежи в систему и, тем самым, обновление кадровогосостава потребительской кооперации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богачкина Н.А. Кооперативное образование вдореволюционной России (педагогическая деятельность А.А. Евдокимова) //Актуальные проблемы теории и практики кооперативного движения. – Энгельс,Регион. инф.-изд. Центр ПКИ, 2005. С. 284-288.
2. Жива и будет жить / Под ред. В.Н. Титаева. –Саратов, 1996.
3. Концепция развития потребительской кооперацииРоссийской Федерации на период до 2010 года // Деловой вестник. — №12. –декабрь, 2001.
4. Курпатова Т.П. Развитие кооперативногообразования в России // Актуальные проблемы теории и практики кооперативногодвижения. – Энгельс, Регион. инф.-изд. Центр ПКИ, 2005. – С. 227-230.
5. Лебедев А.Н. Кооперативное образование исотрудничество кооперативных вузов // Роль кооперации в социально-экономическойжизни общества. – Энгельс, Регион. инф.-изд. Центр ПКИ, 2003. – С. 11-13.
6. Москвитина Р.А. Роль науки в развитиипотребительской кооперации // Роль кооперации в социально-экономической жизниобщества. – Энгельс, Регион. инф.-изд. Центр ПКИ, 2003. – С. 8-11.
7. Наумова Е.В. Исторические вехи и перспективныенаправления развития кооперативного образования в Поволжском регионе // Ролькооперации в социально-экономической жизни общества. – Энгельс, Регион.инф.-изд. Центр ПКИ, 2003. – С. 3-6.
8. Наумова Е.В. Приоритетные направлениявзаимодействия образовательных учреждений и организаций потребительскойкооперации // Актуальные проблемы теории и практики кооперативного движения. –Энгельс, Регион. инф.-изд. Центр ПКИ, 2005. – С. 217-220.
9. Орлова Л. В. Модернизация кооперативногообразования: направления и задачи // Роль кооперации в социально-экономическойжизни общества. – Энгельс, Регион. инф.-изд. Центр ПКИ, 2003. – С. 30-32.
10. Туманова Л.В. Развитие кооперативногообразования в Саратовской губернии в 20-е годы ХХ века // Роль кооперации в социально-экономическойжизни общества. – Энгельс, Регион. инф.-изд. Центр ПКИ, 2003. – С. 32-34.
11. Чернышева Л.Н. Взаимодействие науки сорганизациями потребительской кооперации //  Роль кооперации всоциально-экономической жизни общества. – Энгельс, Регион. инф.-изд. Центр ПКИ,2003. – С. 13-15.
12. Яковлева Л.Г., Ковтун Л.В. Кооперативноеобразование: история и современность // Актуальные проблемы теории и практикикооперативного движения. – Энгельс, Регион. инф.-изд. Центр ПКИ, 2005. – С.230-233.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.