ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ПСИХОЛОГИИ.
1. Аддиктивные состояния. Психологическиемеханизмы формирования аддикций.
Зависимость–когда говорят, что у человека имеются призраки зависимости, то имеется в виду,что жизнь этого человека, состояние здоровья (соматического или психического),начинает зависеть от присутствия или отсутствия а его организме какого – либовещества, которое может быть вызвано или наркотическим или токсикоманическимсредством.
Зависимостьможет быть:1) психическая 2) физическая.
Психическаязависимостьхарактеризуется овладеющим желанием или непреодолимым влечением к употреблениюпсихоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достиженияжелаемого эффекта и возникновения вызванных употреблением индивидуальных исоциальных проблем, разрешаемых через повторное употребление; отнятие веществавызывает психический дискомфорт и тревогу. Психическая зависимость формируетсяиз:
1.Потребности человека в изменении своегопсихического состояния.
2. Способности достичь психического комфорта при опьянении,который становится исключительным состоянием.
3. Функционирование психических процессов зависит от этоговещества.
4. Психическое (обсессивное) влечение = навязчивость влечения.
Физическаязависимость – состояние, когда употребляемоевещество становится постоянно необходимым для поддержания нормальногофункционирования организма, включается в схему его жизнеобеспечения, приотнятии возникает проявляющийся на всех уровнях функционирования синдромотнятия (абстинетный синдром), заявляющий о себе соматическими,неврологическими и психическими расстройствами.
Физическая зависимость формируется позже психическойи зависит от наркогенности препарата.Характеризуется:
1-Потребностьюв изменении физического состояния, т.е.имеется физический дискомфорт вне этого вещества. 2-Способностью достигнутьфизического комфортного состояния, и этот комфорт предпочтительнее всех другихвидов. 3-Зависимость чисто физических и физиологических параметров организма отэтого вещества. 4-Абстинентный синдром — синдром отнятия, лишения (вплоть досмерти). 5-К физическому комфорту имеется компульсивное (подобно голоду, жажде)влечение.
В психологической литературетермин аддиктивное поведениеиспользуется для обозначения психической зависимости от психоактивного веществаили от какого – либо рода особой деятельности. Аддикции бывают:
1. Пищевое аддиктивноеповедение– нервная анорексия (ограничение приёма пищи или отказ); булимия (быстрое и обильное поглощение);гипералиментация (хроническое переедание).
2. Сексуальные аддикции- партнёр как сексуальный объект, средство дляудовлетворения (нимфомания, фетишизм).
3. Госпитализм.Стремление больногоуклониться от вступления в ролевые функции здорового человека из – за неприятиятрудных для него условий жизни и межличностных отношений за пределами лечебногоучреждения. Человек сливается с детской зависимой ролью больного и чемвыраженнее болезнь, тем больше поводов для отказа от самостоятельности и опорына себя.
4. Игровые аддикции.Азартные(гэмблинг) – признаки: 1)постояннаявовлечённость 2)изменение круга интересов, постоянные мысли об игре 3) “потеряконтроля” 4) между играми – дискомфорт, раздражение, беспокойство 5) снижениеспособности сопротивляться соблазну. Компьютерные.
5. Работоголизм– люди не видят ничегокроме работы, забывая о семье, обществе.
6. Фанатическое поведение– сектантство.
7. Фармакологические аддикции:
Психологическиеособенности лиц, с аддиктивными формами поведения (B. Segal):
1. сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошейпереносимостью кризисных ситуаций;
2. скрытый комплекс неполноценности, сочетающейся с внешне проявляемымпревосходством;
3. внешняя стабильность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональнымиконтактами;
4. стремление говорить неправду;
5. стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
6. стремление уходить от ответственности в принятии решений;
7. стереотипность, повторяемость поведения;
8. зависимость;
9. тревожность.
У аддиктивныхличностей отмечается феномен «жажды острых ощущений», характеризующейся побуждениемк риску, обусловленным опытом преодоления опасности.
2. Биологические и социокультурные предпосылкигендерных различий.
Врезультате недавних научных дискуссий было проведено четкое разграничениепонятий пол и гендер. Пол указывает на биологический статус человека, говоря отом, кем является данный человек — мужчиной или женщиной. Гендер, со своейстороны, указывает на социально-психологический статус человека с точки зрениямаскулинности или фемининности. Поэтому культурные ожидания и стереотипы,относящиеся к маскулинному и фемининному поведению, называются гендерными (а не половыми) ролями. Такоеразграничение понятий не является жестким правилом, поскольку допускается пересечениекатегорий — ведь многие половые различия возникают за счет сочетаниясоциальных и биологических факторов. Тем не менее это разграничение позволяетнам рассматривать социальные и биологические факторы отдельно и независимо другот друга, а не обязательно в тесном переплетении. Быть женщиной еще не значитавтоматически обладать фемининными характеристиками, точно так же ипринадлежность к мужскому полу не тождественна маскулинности.
Наблюдения показывают, что уже на первом годужизни ребенка его взаимодействия с родителями дифференцированы по половомупризнаку. Родители мальчиков и родители девочек отличаются друг от друга потакому характерному показателю, как частота условных реакций на поведенческиесигналы ребенка. Согласно наблюдениям, при кормлении грудного ребенка материреагируют на сигналы мальчиков более чутко и внимательно, чем на сигналыдевочек. Как матери, так и отцы в ответ на голосовые сигналы мальчиков сбольшей вероятностью вступят с ребенком в контакт, чем в ответ на голосовыесигналы девочек. Эти явные различия в условном реагировании, замеченные вмладенческом возрасте, продолжают существовать и в детстве. Многочисленныеисследования, проведенные на различных возрастных уровнях, показывают, чтомальчики получают от родителей не только больше негативных ответных реакций, втом числе и телесных наказаний, но также больше позитивных ответных реакций.
К различиям в дополнительном опыте вмежличностной сфере добавляются различия в дополнительных возможностях,которые предоставляют игрушки, предлагаемые родителями мальчикам и девочкам.Мальчики получают более разнообразные игрушки, чем девочки, и виды игрушек,предлагаемых родителями мальчикам и девочкам, существенно различаются. Игрушкидля мальчиков в большей степени позволяют проявить изобретательность, даютбольше возможностей манипулировать различными предметами и позволяютподдерживать более явную обратную связь с материальным миром, чем игрушки длядевочек. С другой стороны, игрушки для девочек, как правило, таковы, чтодевочки в своих играх больше подражают окружающим, чаще играют в непосредственнойблизости от своих воспитателей и имеют меньше возможностей для разнообразной иноваторской деятельности. Различия между видами игрушек, которым отдают предпочтениемальчики и девочки, зафиксированы в многочисленных исследованиях. Однакоученые лишь недавно начали изучать вопрос о том, как различия в видах игрушек,которым мальчики и девочки оказывают предпочтение и которые им доступны,влияют на их развитие. Дифференцированный доступ к игрушкам, имеющим различныехарактеристики, предрасполагает к тому, что мальчики и девочки получаютразличный опыт в области игр и решения проблем, а подобный опыт может бытьсвязан с когнитивным развитием в дальнейшем.
По данным наблюдений, кроме того, что родителис большей готовностью реагируют на действия мальчиков, чем девочек, они такжефизически стимулируют мальчиков больше, чем девочек. Грудных детей мужскогопола дольше держат на руках и больше тормошат, а также больше стимулируют у нихбуйную моторную активность. В проведенном Ярроу (Yarrow, 1975) исследованиивзаимодействий между матерями и грудными детьми показано, что матери мальчиковчаще взаимодействовали со своими младенцами, взаимодействия были болееинтенсивными и в них присутствовали более богатые и разнообразные формыповедения. Эти обсервационные исследования, демонстрирующие, что в грудномвозрасте мальчиков стимулируют больше, чем девочек, согласуются с половымиразличиями в интенсивности поощрения исследовательского поведения, которыеобнаруживаются при социализации позднее в детстве.
Исследования поведения родителей в процессесоциализации детей обычно показывают, что оно дифференцировано по половому признаку:мальчикам предоставляют больше свободы для исследования мира, чем девочкам. Порезультатам наблюдений девочки во время игр находятся ближе к своим матерям; имреже разрешают самостоятельные поездки и прогулки вне дома; поощряется, еслидома девочка всюду следует за матерью; и активность девочек находится под болеевнимательным контролем. Дифференцированное распределение домашних обязанностеймежду мальчиками и девочками также отражает различия в свободе передвижения:на мальчиков чаще, чем на девочек, возлагают обязанности, требующие ухода запределы дома и/или дальше от дома, в то время как на девочек возлагаются работывнутри дома, такие как уборка, помощь по хозяйству, присмотр за маленькимидетьми, работы, подчеркивающие значение домашней среды. Чодороу (Chodorow,1974) утверждает, что различия между социальными контекстами, в которыхпроходит детство мальчиков и девочек, являются причиной многих психологическихполовых различий, в особенности различий, отражающих большую включенность женщинв социальные сети в отличие от более индивидуалистической, подчеркивающей ихпревосходство активности мужчин.
Хотя у мужчин и женщин много общего, ониотличаются друг от друга по ряду важных характеристик — психологических ифизиологических. Психологи довольно хорошо изучили гендерные различия вразвитии личности и когнитивной сферы, но не всегда полностью понимают их происхождение.В данной статье Дж. Блок выдвигает предположение о том, что эти различияформируются в результате воспитания мальчиков и девочек в различных социальныхконтекстах. Существует целый ряд способов (как очевидных, так и неявных), с помощьюкоторых мальчикам предоставляется больше возможностей для самостоятельногорешения проблем и познания действительности, в то время как над девочкамиосуществляется более строгий контроль, и их опыт ограничивается. По мнению Дж.Блок мальчики и девочки испытывают серьезное влияние этих социальныхконтекстов, из-за чего они по-разному осмысливают окружающий мир и пользуютсяразными стратегиями при взаимодействии с этим миром.
Мужчины и женщины, какпредставители различных полов, имеют некоторые психологические особенности. Преждевсего, в аспекте понимания взаимоотношений партнёров в браке, это проявляется вразличии базовых потребностей мужчин и женщин.
Для мужчин основополагающейбазовой потребностью является потребностьв самоутверждении ( в семье, в профессиональной деятельности и т.д.).Представители сильного пола всегда стремятся реализовать эту потребность либо вдеятельности, либо в отношениях. Если активной деятельности не получается, тоим может оказаться достаточной кажущаяся (представленная) реализация потребностив самоутверждении, для этого они собираются в клубы, группы, где хвалят другдруга, строят планы, но к действиям чаще так и не приходят.
Если мужчина не реализует потребность всамоутверждении в семье, у него возникает внутренний конфликт неприятия.Сильная личность будет «воевать» с конфликтом, точнее с носителем его- женой, либо искать реализацию данной потребности «на стороне».Слабая личность, как правило, будет выдавать защитные реакции типа алкоголизма.Если женщина хочет, чтобы мужчина был только с ней, она должна поддерживать егопотребность в самоутверждении.
Для женщин основополагающимиявляются три базовые потребности:
— потребность в продлении рода (потребность иметь детей);
— потребность в безопасности (стабильности, уверенности в завтрашнемдне);
— потребность в контролируемом пространстве.
Женщина подсознательно ищетпартнёра, с которым наиболее полно может эти потребности реализовать. Онасклонна ощущать партнёров по общению, задействуя чувства, эмоции и все ресурсысвоего организма. При фрустрации любой из трёх базовых потребностей у женщинвозникают достаточно серьёзные невротические нарушения.
Закономерным следствиемперечисленных потребностей является то, что мужчины, в большинстве своём, болееориентированы на будущее, склонны к прогнозированию, планированию и, приопределённой способности, к реализации своих планов. Женщины же, как правило,более ориентированы на настоящее, их больше интересуют проблемы«сегодняшнего» дня.
3. Бихевиоризм в 20 столетии.
Бихевиоризм возник в США и явился реакцией наструктурализм В.Вундта и Э.Титченера и на американский функционализм. Егоосновоположником был Дж-Уотсои (1878-1958). В статье «Психология с точкизрения бихевиориста» (1913) он критиковал психологию за субъективизм ипрактическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучениеповедения объективным путем и с целью служения практике.
Философскую основу бихевиоризма составилипозитивизм и прагматизм. В качестве научных предпосылок Дж.Уотсон называлисследования по психологии животных, школу объективной психологии, влияниеработ И.П.Павлова и В.М.Бехтерева.
Повелениечеловека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, какприобретенные, так и врожденные, то, что люда делают от рождения и до смерти.Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S),посредством которой индивид приспосабливается. Поведение человека трактуетсячрезвычайно широко: оно включает любую реакцию, в том числе и чистофизиологическую. В то же время это определение чрезвычайно узко, т.к.ограничивается только внешне наблюдаемым: из анализа исключаются, какненаблюдаемые, физиологические механизмы и психические процессы. В результатеповедение трактуется механистически, сводится лишь к его внешним проявлениям.Две проблемы бихевиоризма: по заданной ситуации предугадать реакцию, и пореакции судить, какой ситуацией она вызвана.
Уотсон производит классификацию реакций подвум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными;внутренними (скрытыми) или внешними (наружными).
Поведение рассматривается как результатобучения. Навык и научение становятся главными проблемами бихевиоризма. Речь,мышление рассматриваются как виды навыков. Навык — это индивидуальноприобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарныедвижения, которые являются врожденными. Новый или выученный элемент в навыке — это связывание воедино или объединение отдельных движений так, чтобыпроизвести новую деятельность. Уотсон описал процесс выработки навыка, построилкривую научения.
Удерживание навыков составляет память. Уотсонвыдвигает гипотезу обусловливания. Называя все наследственные реакциибезусловными рефлексами, а приобретенные — условными, Дж.Уотсон утверждает,что важнейшим условием образования связи между ними является одновременностьв действии безусловного и условного стимула, так что стимулы, первоначально невызывавшие никакой реакции, теперь начинают ее вызывать.
В бихевиоризме процесс образования навыков инаучения трактуется механистически. Навыки образуются путем слепых проб иошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Несмотря на некоторую ограниченность,концепция Уотсона положила начало научной теории процесса формированиядвигательного навыка и научения в целом.
К середине 20-х г.г. бихевиоризм получилширокое распространение в Америке. В то же время, исследователям становится всеболее ясно, что исключение из рассмотрения психики приводит к неадекватнойтрактовке поведения. Если исключить из поведения егомотивационно-познавагельные компоненты, невозможно объяснить интетрирование отдельныхреакций в тот или иной поступок или деятельность. В механистической трактовкеповедения игнорируется активная сознательная деятельность субъекта, неучитываются качественные изменения, наступающие в поведении человека посравнению с животным.
Исторической заслугой Уотсона являетсязаострение проблемы объективного подхода в психологии и исследованиеповедения, способов управления им.
В1913 г.У.Хантер в экспериментах с отсроченными реакциями показал, что животноереагирует не только непосредственно на стимул, поведение предполагаетпереработку стимула в организме. -Этим была поставлена новая проблема. Попыткипреодолеть упрощенную трактовку поведения по схеме «стимул — реакция» за счетвведения внутренних процессов, развертывающихся в организме под влияниемстимула и обеспечивающих реакцию, составили различные варианты необихевиоризма.
Крупный вклад в развитие необихевиоризма внесК.Халл (1884-1952) Его гнпотетнко-дедуктивная теория поведения складывалась подвлиянием идей Павлова. Торндайка, Уотсона. Как и Уотсон. Халл не учитывал факторасознания, но вместо схемы «стимул — реакция» Халл вводит формулу, предложеннуюв 1929 г.Вудвортсом, «стимул — организм — реакция», где организм — некоторые протекающиевнутри невидимые процессы. Применяя логический и математический анализ. Халлстарался выявить связь между этими внутренними переменными, стимулами иповедением. Им были выведены законы поведения. Основной детерминантой поведенияХалл считал потребность, которая вызывает активность организма, его поведение.От силы потребности зависит сила реакции. Потребность определяет характерповедения. Халл подчеркивает роль полкрепления в образовании поведенческихсвязей. Он разработал математический расчет зависимости реакции от характераподкрепления (частичное, прерывистое, постоянное), от времени егопредъявления.
Отдельную линию в развитии бихевиоризмапредставляет теория one-рентного научения Б.Скиннера (1904-1990).Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе,Окиниер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном.условно-рефлекторном и операитном. Первые два типа поведения называютсяСкиннером респондентным поведением.
Респондентноеповедение — это скиннеровская версия павловского. или классическогообусловливания. Он также называл его обусловливанием типа S, чтобыподчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее.Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзяобъяснять только в терминах классического обусловливания. Напротив, он делалакцент на поведении, не связанном с
какими-либоизвестными стимулами. Оперантное поведение (вызванное онерантным научением)определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведениемидет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторятьданное поведение в будущем. Скиннер понимал, что бессмысленно рассуждать опроисхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул иливнутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.
Следуя установке уотсоновского бихевиоризма,Б.Скиннер исключает внутренний мир человека из поведения. На основе своейтеории он предлагает вариант программированного обучения, предполагающийрасчленение материала на мелкие порции и немедленное подкрепление каждогошага. В целом, в его теории психические процессы описываются в терминахреакций, а человек — как реактивное существо, подвергающееся воздействиямвнешних объектов. Это приводит к трансформации понятий свободы,ответственности, достоинства. В крайней своей трансформации теория Скиннераспособствует решению социальных проблем путем контроля одних людей наддругими.
Оценивая необихевиоризм в целом, следуетпризнать, что он продолжает занимать значительное место в современнойпсихологии. Наука о поведении способствовала утверждению объективного метода впсихологии
4. Большие социальные группы.
Большаясоциальная группа— количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основеразличных социальных признаков — демографических, классовых, национальных,партийных. В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываютсятрадиции, базовые ценности — идеология. Социальная связь в больших социальныхгруппах осуществляется средствами массовой коммуникации.
Социально-психологическиерегуляторы жизнедеятельности больших групп – групповое сознание, обычаи итрадиции. Большая группа характеризуется определенным психическимскладом, имеет групповую психологию.
В каждой большой группе формируются групповоесознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов,ценностных ориентации, эмоциональных предпочтений. Отдельныестереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания(«классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют наформирование соответствующего типа личности — типичных представителей класса,партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок истереотипов, внушенных образцов поведения.
Средства массовой коммуникации больших группформируют общественное мнение — групповые устремления и чувства; ведутпропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям идействиям.
Основной социальной ценностью являетсяобщественное благо. Понятие общественного блага введено Аристотелем («Политика»);оно состоит из идеи справедливости, социального единения в достижении наиболеезначимых общественных целей, обеспечивающих благополучие общества.
Среди многообразия больших социальных группдве из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы иклассы.
Этническая группа, или этнос (от греч. etnos—племя, народ) — исторически сформировавшаяся на определенной территорииустойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры,языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единстваи отличия от других подобных образований. В процессе исторического развитияэтносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения,обычаи, привычки, культуру. Этнические группы отличаются культурнойцелостностью; обладают этническим самосознанием, основа которого —представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, осовместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносыобразуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию (от лат. natio—народ).
В психологии этнических общностей выделяютсяпсихический склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обычаи,устойчивые этнические (национальные) чувства.
Длямежэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленныеисторическим прошлым. Оценки достоинств этнических групп, основанные нарасхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаютсяэтноцентризмом — приданием своему этносу эталонных качеств.
Всознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческаяориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовностьвоспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом,стереотипизированно, в свете предвзятых представлений о психических качествахдругих этнических общностей. На основе этих представлений возникают импульсивныеповеденческие реакции, ведущие в некоторых случаях к межэтническим конфликтам,поляризации социальных общностей по этническому признаку.
Поместу больших социальных общностей в системе общественного производстваразличаются общественные классы (от лат. classis— разряд). Существованиеобщественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциациейсоциальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.
Различиемежду классами проявляется в их образе жизни, социально-психологическомскладе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие группы входят вединый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества,функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур.
Субъектамимассового внегруппового поведения являются публика и масса.
Публика— большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженнаяединой эмоционально-сознательной регуляции на основе общих общезначимых объектоввнимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурныхобществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ееэмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.
Масса— совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование,не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общимиустойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально-психологическиеявления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качествесубъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией различныхсредств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры.Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаютсязначительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные,контактные и дисперсионные).
5. Влияние семейныхотношений на психическое развитие детей.
Традиционноглавным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годыприобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важностьсемьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится втечение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия наличность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В нейзакладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чемнаполовину сформировался как личность.
Семья можетвыступать в качестве как положительного, так и отрицательного факторавоспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, чтоникто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки,дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и незаботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт неможет потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько можетсделать семья.
Первая задача родителей – найти общее решение, убедить другдруга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основныетребования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, онобязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок невидел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше безнего.
Дети быстро «схватывают»сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутныхвыгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение,должны на первое место ставить несобственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении у взрослых идетей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы,принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослогочеловека к происходящему.
Остановимся на наиболеераспространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенностиотношений подростка с родителями и его личностное развитие.
Демократичныеродители ценят в поведении полростка и самостоятельность, идисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным вкаких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль,основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражаетподростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одногои стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходитбез особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от подросткабеспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причинысвоих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причеммогут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются,и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, ночаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений истановятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется,если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным,отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Ещеболее тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семейредко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто самижестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетаниебезразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоженеблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все,что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становитсянеконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются вродителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственногоповедения, на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека –излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанныйна тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности,несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Трудностивозникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не всостоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачиваетсядуховная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует,отвергая чуждые ему требования.
6. Внимание и память как общепсихологическиекатегории.
Внимание— особая форма психическойактивности, которая проявляется в направленности и сосредоточенности сознанияна значимых для человека предметах, явлениях окружающей действительности илисобственных переживаниях.
Важнойзакономерностью внимания является его избирательность, которая проявляется втом, что человек, сосредоточиваясь на чем-то одном, не замечает другого.Внимательно вслушиваясь или всматриваясь во что-то, он не слышит, что егозовут, не замечает препятствий на пути.
Избирательностьвнимания объясняется более выраженным тормозным действием значимых для человекапредметов и переживаний, нежели менее значимых. При таком состоянии предметывнимания ярче отображаются в сознании.
Вниманиенеобходимо во всех видах сенсорной, интеллектуальной и двигательнойдеятельности.
Память – интегрированное психическоеотражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационныйфонд его жизнедеятельности.
Память человека – ценностно-интегрированное хранениеинформации. Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической ив блоке семантической (смысловой) памяти.
Успешность памяти зависит:
· от степени завершенности действий запоминания;
· от интересов и склонностей личности;
· от отношения личности к той или иной деятельности;
· от эмоционального настроя; от волевого усилия;
В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:
·