Реферат по предмету "Государство и право"


Механизм государства. Понятие государственного органа

Курсовая: Механизм государства.Понятие государственного органа.

ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I.ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫМЕХАНИЗМА… 6
Понятие механизма государства. 6
Структура механизма государства, понятие государственногооргана. 9
ГЛАВА II.Механизм современного Российского государства. 15
Принципы формирования и функционирования механизмагосударства российского  15
Классификация российских государственных органов. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 23ВВЕДЕНИЕ
Государство, возникающеена определенном этапе экономического развития в целях рационального управленияобществом не может  и недолжно в полной мере отождествляться с темиучреждениями, которые собственно и создаются для реализации тех функций,направлений деятельности, которые присущи этим образованиям. Властвующийсубъект не передает органам государства свою власть, а лишь только наделяет ихвластными полномочиями.
Иными словами, в этомпроявляется такая важнейшая особенность государственной власти, а именно, этавласть проявляется в деятельности государственных органов и учреждений иобразующих механизм (аппарат) этой власти (часто отождествляемый в обыденномсознании с высшими органами государства), государственной именно поэтому. Потому,вполне оправданным можно считать такую зависимость между ними, когда именнофункциям государства принадлежит определяющая роль при формировании егомеханизма.
Исторически, органыгосударства (учреждения) подстраиваются, вынуждены подстраиваться «в такт»бьющемуся сердцу государства, его сущности, основам, выражаемом вовне визменении его функций.
Так, если в обществебольшую роль, большее значение приобретают вопросы национальных противоречий,то соответственно неизбежно на первый план высвечиваются такие элементымеханизма государства как органы и учреждения насилия и принуждения. Поэтомуисследование такого вопроса как структурная организация, механизм государства ипредставляет особую ценность, актуален. Иными словами, успешное, эффективноерешение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед государственнымобразованием, что во многом определяет его роль в мировом сообществе, зависитот механизма государства, слаженной работы всех его составных частей иструктурных элементов, создания и совершенствования необходимой для этогонормативно – правовой базы, что и определяет его актуальность.
Соответственно, теоретическоеисследование этой проблематики, комплекса вопросов, связанных с механизмомгосударства, имея поддержку стороны конституционного права, административногоправа и некоторых других правоведческих отраслей, используя их выводы идостижения, относится к предмету историко – теоретических наук и в первуюочередь теории государства и права, как базовой в научном изучении такогофеномена как государство.
Соответственно иисследование проблематики, связанной с механизмом государства,  должно занятьодно из ведущих мест в юридической науке, в отдельных ее отраслях, и особенно вобщей теории государства и права.
Однако несмотря наопределенное продвижение в изучении отдельных звеньев государственногомеханизма со стороны  конституционного (государственного), административногоправа и некоторых других отраслей правоведения, в теоретической разработкепроблемы механизма Российского  государства в целом наблюдается известноеотставание.
Целью настоящей работы иявляется его познание, познание сущности государственного аппарата какдеятельного, постоянно функционирующего выражения государства, определениепонятия, описание его важнейших признаков, выведение структуры и еефункционально разнообразных основных частей – таковы основные задачи, решаемыена пути достижение цели работы.
Структура работы:введение, глава первая «Понятие механизма государства, государственный аппарат.Структурные элементы механизма», глава вторая «Механизм современногоРоссийского государства», заключение и список использованных источников.
ГЛАВАI. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА,ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМАПонятие механизма государства
Власть, непрерывновоздействуя на общественные процессы, государственная власть особо, не можетобходится без той реальной организационной, материальной основы, которуюсоставляет его механизм. Механизм государства — это целостная иерархическаясистема государственных органов и учреждений, практически осуществляющихгосударственную власть, задачи и функции государства[1].
Понятие «механизмгосударства» тесно связано с понятием «государственный аппарат». Последнеепринято употреблять в двух смыслах — широком и более узком. В широком смыслепонятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органовсовпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смыслепод государственным аппаратом принято понимать аппарат государственногоуправления.     
Именно в этом значении, всмысле совокупности исполнительно — распорядительных, управленческих органовгосударства, используется понятие «государственный аппарат» в наукеадминистративного права. В теории государства и права понятие государственногоаппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своемшироком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.
Иными словами, «механизмявляется структурным и предметным олицетворением государства, представляетсобой материальное вещество, из которого оно состоит», «механизм сутьдеятельное, постоянно функционирующее выражение государства»[2].
         В определении понятия,сформулированным выше, как форме мышления, содержащей основные, существенные,наиболее важные признаки этого явления, можно найти ответы, в наиболее полнойформе описывающее этот механизм.
Во – первых, механизмгосударства представляют собой систему, обладающую в свою очередь признакамицелостности (такое свойство, которое основано на том, что существуют единыепринципы организации и деятельности) и иерархичности. Иерархичностьподразумевает структурную организацию, первичными элементами (частями) которойявляются государственные органы и учреждения, связанные между собойсубординацией и координацией.
А собственно сознательнуюдеятельность осуществляют государственные служащие (чиновники, управленцы). Вее обеспечение необходимы орудия (учреждения) принуждения – вооруженные отрядылюдей, тюрьмы и проч., в соответствии с техническим уровнем эпохи. Собственно,при помощи такого механизма и осуществляется власть и выполняются функциигосударства.
Структура механизмагосударства различается в различных государствах. На механизм государства, нато, из каких органов он будет складываться, влияют множество факторов:
1. этап развития, накотором находится государство (механизм первых государств был слабым,неразвитым);
2. особенностиисторического развития страны, события того или иного исторического периода;
3. размеры территории;
4. национальный составнаселения (так, в многонациональных государствах есть органы, занимающиесярешением национальных проблем);
5. географическоеположение страны;
6. научные открытия,технические изобретения и их использование в практической деятельности людей.Все названные факторы влияют на механизм конкретного государства косвеннымобразом. Более существенно на механизм государства влияет политический режим.
Между функциямигосударства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, чтомеханизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним вэтой связи принадлежит определяющая роль.
Органы государства иучреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, кпримеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых илинациональных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый плантакие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия,принуждения.
Итак, функции и задачи,присущие государству непосредственно осуществляются посредством деятельностиего механизма. То есть государство как таковое, проявляет себя вовне,становиться живим организмом и функционирует как объективная реальность неиначе как через свой механизм, его структурные элементы, сознание тех служащих,которые работают в этих структурных подразделениях.
Поскольку механизмгосударства, обладая определенной структурой, состоит из соответствующихорганов, логично его познание начать с анализа понятие и существенных признаковего элементов – государственных органов, обладающих своеобразием иразличительными признаками, особо выделяющих их среди других субъектовуправления.Структура механизма государства,понятие государственного органа
Итак, единый целостныймеханизм государства в целях реализации присущих ему функций  расчленяется насоставные части – органы и подсистемы, расположенные в определенной иерархии:различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственноммеханизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации. Такаяструктура изменчива и разнообразна, но при всех условиях в его структуресуществуют органы управления и органы принуждения, при этом управление ипринуждении зачастую переплетаются между собой, в этом проявляетсяобщесоциальная и классовая сущность государства. Множество столетийгосударственный аппарат был неразвит, а органы не были дифференцированы посоставу и компетенции. Так, в рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапахразвития капиталистического государства основу механизма составляли военноеведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел[3].Механизм же современного государства может быть отмечен высокой степеньюсложности и многообразием органов и учреждений, подразделяющихся на крупныеподсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органыгосударства: представительные, глава государства, правительство. Они обычнонаходятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг нихформируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка,суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка).Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методамигосударственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболеежесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей — войско,полиция [4].
Таким образом, органгосударства — это часть государственного механизма, его основная ячейка,имеющая специфические признаки. К числу наиболее существенных признаков обычноотносят следующие. Во – первых, государственный орган наделен государственно –властными полномочиями, т. е.  юридически закрепленными полномочиямиосуществлять государственную власть,  принимать от имени государства юридическизначимые решения и обеспечивать их  реализацию. Государственно — властноеполномочие характеризуется тем, что: а) порядок формирования и деятельностигосударственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности)закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом изданияюридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательныеобщие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актамипредписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания,поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью примененияпринудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.
Государственныеучреждения тесно примыкают к ним, государственным органам, но собственно ненаделены властными полномочиями, а выполняют общесоциальные функции в сфереэкономики, образования, здравоохранения, науки и др. «В понятиигосударственно-властного полномочия особенно наглядно проявляются  единство иорганическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в  целом иотдельного государственного органа. Лишь при наличии у той или иной  организацииили учреждения всех перечисленных выше взаимосвязанных между собой  элементов,образующих понятие государственно-властного полномочия, можно  определить, чтоэто государственный орган. Наличие государственно-властных  полномочий,обладание ими — важнейший признак государственного органа, в тесной  связи скоторым находятся и другие его признаки». Во – вторых,  государственный органкак часть механизма государства обладает определенной экономической иорганизационной обособленностью и самостоятельностью.  Каждый государственныйорган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли иместа в механизме государства.  Государство, его механизм функционируют черезотдельные государственные органы, функции государства в целом осуществляютсяпосредством  реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвуетв  выполнении различных функций государства – таков третий признак. Длявыполнения своих функций государственные органы располагают необходимымиматериальными средствами – четвертый. И наконец, последний, их существованиеневозможно без персонала (коллектива) людей. «Существование государственнойвласти, — писал К. Маркс, — находит свое выражение именно в ее чиновниках,армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физическоговоплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название».Тут нужно отметить, что речь идет в первую очередь о тех, кто замещаютгосударственные должности, являются государственными служащими.
Рассмотренные признакиоргана государства в своей совокупности и органической  взаимосвязи раскрываютпонятие органа государства и позволяют сформулировать его  определение. Органгосударства — это юридически оформленная, организационно и  хозяйственнообособленная часть государственного механизма, состоящая из государственныхслужащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимымиматериальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задачи функций государства.
Множество органов можноклассифицировать по различным основаниям:
· по принципу разделениявластей (законодательные, исполнительные, судебные органы);
· в зависимости оторганизационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы:представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля инадзора.
Средираспорядительно-исполнительных органов:
а) органы социально-культурнойсферы,
б) органы экономики,
в) правоохранительныеорганы.
· в зависимости отспособов формирования выделяют:
а) первичные органы,
б) производные органы.
Первичные органыобразованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися.Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом,формируются из состава первичных либо путем назначения (Государственная Дума — первичный, правительство — производный).
· в зависимости от сферыдеятельности:
а) высшие органы,
б) центральные органы,
в) местные органы.
· в соответствии сфедеральным устройством государства:
а) федеральные(центральные),
б) органы субъектовфедерации.
Основной классификациейявляется классификация органов государства по содержанию их властныхполномочий:
· представительные(законодательные) органы — осуществляют законодательную деятельность. В РФ — Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации
·исполнительно-распорядительные — занимаются исполнением предписаний законов,для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ — Президент, Правительство, министерства, ведомства;
· судебные органы — осуществляют правосудие.
· органы надзора. ·органы местного самоуправления.
Органы государственнойвласти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в унитарныхгосударствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ).Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной властиобъемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателенпринцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться имэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местногосамоуправления.
Органы надзора отличаютсяот органов государственной власти специфическими — надзорными — полномочиями.Они не издают общеобязательных велений и не применяют самостоятельногосударственное принуждение, а осуществляют надзор за соблюдениемзаконодательства и обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора),а в случае неустранения нарушений законодательства обращаются в органыгосударственной власти — суд, который может принять принудительные меры кнарушителям закона. Прокуратура не является органом государственной власти. Это- орган надзора со специфическими полномочиями.ГЛАВА II.Механизм современного Российского государстваПринципы формирования и функционирования механизмагосударства российского
Формирование ифункционирование механизма (аппарата) государства осуществляется на ряде идей,требований, отправных начал, в науке обычно именуемых принципами. Ихклассификация по степени охвата возможна на две категории – общие принципы,относящиеся к механизму государства в целом, все составляющим его государственныморганам, и частные, действие которых распространяется лишь  на действиенекоторых звеньев государственного механизма, отдельных органов, или группорганов.
Так, в качестве примерачастного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ ифедеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства наоснове состязательности и равноправия сторон. Частные принципы в конечном счетепроистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностямотдельных  частей государственного механизма.
Общие принципы, в своюочередь, принято разделять на две группы. К первой из них  относятся принципы,выраженные в Конституции РФ, ко второй — принципы, сформулированные вФедеральном законе «О системе государственном службы Российской Федерации», «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации и иных федеральныхзаконах.
Первая группа охватываеттакие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизмаРоссийского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделениевластей, законность. Принцип народовластия проявляется в демократическойорганизации государства, республиканской форме правления, при которых носителемсуверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации являетсяее многонациональный народ. Принцип гуманизма — основывается на том, что оно — социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовныхи материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека иобщества. Принцип разделения властей, согласно которому государственная властьосуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную исудебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными,представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизмасовременного Российского государства.
Принцип федерализма вформировании и деятельности государственного механизма определяется тем, чтоРоссийская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край,область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Вовзаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерацииравноправны между собой, соответственно этому федеральные органы исполнительнойвласти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую системуисполнительной власти в Российской Федерации. Федеративное государственноеустройство России обеспечивает единство ее  государственного механизма,разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие исамоопределение народов в составе Российской Федерации. Принцип законности вформировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что,согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти идолжностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и ихобъединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Классификацияроссийских государственных органов
Помимо разделениягосударственных органов в зависимости от того, представляют ли они собой — коллективное образование или воплощаются в одном лице, занимающемгосударственную должность, — имеются и другие основания их классификации.
По такому критерию, какюридический источник их легитимности, органы государства подразделяются на:
а) органы,устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставамисубъектов Российской Федерации для непосредственного выполнения задач и функцийгосударства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ,министерства и иные федеральные органы исполнительной власти РоссийскойФедерации, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной властисубъектов Российской Федерации);
б) органы, учреждаемые вустановленном законодательством Российской Федерации порядке длянепосредственного обеспечения исполнения полномочий, функционированияуказанного в предыдущем пункте вида государственных органов (АдминистрацияПрезидента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ,высших судебных органов Российской Федерации, органов законодательной иисполнительной власти субъектов РФ).
Государственные органы,относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованнымименовать первичными органами, ко второму— вторичными, производными от первых.
По действию впространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяетсядеятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные органыи органы субъектов Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды,прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.
По действию во временигосударственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютноебольшинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов,согласно Конституции и законам Российской Федерации, конституциям и уставамсубъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе. Вместе с теммогут существовать государственные органы, создание и деятельность которыхносят временный характер. Они непосредственно связаны с решением неотложныхзадач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи свведением военного положения).
На основе принципаразделения властей, в зависимости от того, к какой ветви власти относятся,государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.
Опираясь наконституционно выделяемые на основе разделения властей структурныеподразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющимиих органами функции, т. е. на основе структурно-функционального анализа, можновыделить следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизмсовременного Российского государства.
1. Президент РФ. Спринципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФПрезидент РФ как глава государства не относится непосредственно к какой-либоодной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это закреплено вКонституциях Франции, Германии, Италии.
Согласно Конституции РФ,Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человекаи гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры поохране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственнойцелостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органовгосударственной власти.
Президент России всоответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основныенаправления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государствапредставляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФявляется Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. 2. Органыпредставительной и законодательной власти. Представительным и законодательнымпостоянно действующим органом Российской Федерации является ФедеральноеСобрание. Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Совета Федерации иГосударственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди которых — издание федеральных законов. Система представительных и законодательных органовгосударственной власти как составная структурная часть механизма Российскогогосударства, наряду с Федеральным Собранием РФ, включает в себя такжезаконодательные и представительные органы, образуемые субъектами РоссийскойФедерации.
3. Органы исполнительнойвласти. Согласно Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерацииосуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства РФи заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. ПравительствоРФ: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджети обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе РФ отчет обисполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в РоссийскойФедерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечиваетпроведение в Российской Федерации единой государственной политики в областикультуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения,экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д)осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности,реализации внешней политики; е) осуществляет меры по обеспечению законности,прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе спреступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на негоКонституцией РФ, федеральными законами, указами Президента России. Всяразносторонняя деятельность Правительства РФ осуществляется посредствомфункционирования работающих под его руководством различных федеральных органовисполнительной власти.
Понятием системыисполнительных органов государственной власти или органов государственногоуправления как составной структурной части механизма Российского государства,вместе с федеральным Правительством и другими федеральными органамиисполнительной власти, охватываются и исполнительные органы государственнойвласти в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, особуюразновидность органов исполнительной власти представляют собой органы,учреждаемые в установленном законодательством Российской федерации порядке длянепосредственного обеспечения функционирования государственных органов,устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями иуставами субъектов Российской Федерации. К этой группе (подсистеме) органовгосударственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включаявходящие в нее соответственно ее подразделениям государственные органы;аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппаратыКонституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты органовзаконодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Суд, прокуратура идругие органы, непосредственно стоящие на страже законности и правопорядка.Судебная власть — одна из ветвей власти, такая же опора государства, как законодательнаяи исполнительная власти. Согласно Конституции, правосудие в РоссийскойФедерации осуществляется только судом посредством конституционного,гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимыи подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судебная системаРоссийской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти:Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие судыобщей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящиеарбитражные суды. Конституционный Суд РФ рассматривает дела, связанные сохраной Конституции РФ, и дает ее толкование. Верховный Суд РФ является высшимсудебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсуднымсудам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным закономпроцессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения повопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебныморганом по разрешений, экономических споров и иных дел, рассматриваемыхарбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным закономпроцессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения повопросам судебной практики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, механизмгосударства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и быть не может  государства.
Выяснение понятиямеханизма государства связано с раскрытием его характерных  черт или признаков,позволяющих отграничить его как от негосударственных  структур в политическойсистеме общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Обобщениевсех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу, что механизмсовременного Российского государства — это пронизанная едиными, законодательнозакрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающаянеобходимыми материальными придатками система государственных органов,посредством которой осуществляются задачи и функции государства.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Теория государства и права.Учебник для юридических вузов / Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – 2 – е изд., изм и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательскаягруппа НОРМА – ИНФРА * М), 2000. – 616 с.
2. М.И. БАЙТИН. Механизм современногоРоссийского государства. Электронное издание статьи.
3. Маркс К., Энгельс Ф.; Избранныепроизведения. В 3-х т. Т. 3. — М.:  Политиздат, 1986, — 639 с.
4. Алексеев С. С.  Право. Азбука.Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. — М.: Издательская группа НОРМА -  ИНФРА * М. 1998.
5. Теория государства и права.Учебное пособие для студентов СГА. 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Функции государства — основныенаправления деятельности государства по
управлению главными сферамисоциальной жизни и достижению стоящих перед государственной властью задач.Функции различаются по направленности деятельности государства на внешние ивнутренние. Они, в свою очередь, подразделяются в зависимости от сферобщественной жизни на экономические, социально-политические и идеологические.Внутри страны современное государство осуществляет в сфере экономики:непосредственное управление объектами государственной собственности,регулирование деятельности субъектов негосударственных форм собственности,концентрацию и распределение финансовых средств, установление таможенногорежима; в социально-политической сфере: управление системой здравоохранения,социального обеспечения и благоустройства, обеспечение экологическойбезопасности, регулирование отношений между социальными и национальнымигруппами, общественными и религиозными объединениями, охрану общественногопорядка; в идеологической сфере: управление развитием науки, образования,культуры, регулирование деятельности средств массовой информации, формированиеобщенациональной идеологии, охрану памятников истории и культуры; иные внутренниефункции. В области внешней политики современное государство организуетполитическое и экономическое взаимодействие с другими странами, культурноесотрудничество с ними, управляет обороной страны, разведкой и контрразведкой,участвует в оборонительных и иных международных союзах. Осуществляя функции,государство решает такие основные задачи, как согласование деятельностиразличных субъектов общественной жизни, реализацию их интересов намеждународной арене, обеспечение внутренней и внешней безопасности, поддержаниепорядка и стабильности в обществе. Достижение этих задач государствоосуществляет различными методами.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ
Государственный аппарат — система органов, состоящих из государственных служащих (чиновников),выполняющих задачи по реализации функций государства и принимающихсоответствующие обязательные решения.Государство в обществе реально существуетв виде государственного аппарата, управляющего различными сферами социальнойжизни. Государственный аппарат состоит из людей (государственных служащих,чиновников), которые готовят, принимают и проводят в жизнь властные решения врамках структурных подразделений государственного аппарата — органовгосударства,
Структура государственного аппаратаопределяется задачами и функциями, которые государство осуществляет на том илиином этапе развития общества. Для каждого такого этапа характерны своиособенности в построении государственного аппарата, Организация аппаратаоднотипных государств, реализующих сходные задачи и функции, имеет общие черты.Это выражается, прежде всего, в принципах построения государственного аппарата.Так организация и деятельность всех современных цивилизованных государствбазируется на принципах народовластия, разделения властей, верховенства права.Общая тенденция изменений государственного аппарата в историческом планесостоит в усложнении его организации, в увеличении численности чиновников поотношению к массе управляемого населения. Это связано с расширением в ходеразвития человеческой цивилизации социальных сфер, требующих управления вмасштабах всего общества.
ОРГАН ГОСУДАРСТВА
Орган государства — частьгосударственного аппарата, организационно обособленная от других, наделеннаявластными полномочиями (компетенцией) по управлению конкретной сферой общественнойжизни (предметом ведения) и взаимосвязанная с другими его частями в единыйгосударственный механизм. Орган государства представляет собойспециализированную часть государственного аппарата, осуществляющую управлениеконкретными социальными объектами и наделенную для этого строго определеннойвластной компетенцией. Он формально обособлен от других органов, имеетсобственную структуру, материальную и финансовую базу. Каждый органгосударства, частично реализуя общие функции и задачи, связан путем подчиненияили координации с другими органами государства. Взаимосвязанные между собой впроцессе осуществления властных полномочий органы, составляют действующий(функционирующий) государственный механизм. Государственный орган имеетвнутреннюю структуру (управления, отделы, службы). Взаимоотношения служащихгосударственного органа определяются возложенными на них правами иобязанностями. Среди них по статусу выделяются должностные лица, наделенныеправом самостоятельно принимать властные решения. В зависимости от своегоназначения органы современного государства подразделяются на законодательные(представительные), исполнительные и судебные. По сфере действия они делятся наверховные (центральные) и местные; по объему полномочий — на органы общей испециальной компетенции; по порядку формирования — на выборные и назначаемые.
ПРИНЦИП НАРОДОВЛАСТИЯ
Народовластие — принцип организации идеятельности современного государственного аппарата, в соответствии с которымединственным источником власти в стране признаются ее граждане, а полномочияотдельных органов государства считаются производными от власти народа иосуществляются по его поручению. В современном обществе легитимной (законной)признается только такая государственная власть, которая действует по воле народа.В соответствии с этим принципом народ наделяется правом формировать верховныегосударственные органы, контролировать их деятельность, самостоятельнопринимать ответственные государственные решения. Народ обладает неотъемлемымправом изменять органы государства, действующие вопреки его воле. Формаминародовластия являются непосредственная и представительная демократия. Путемнепосредственной демократии население страны или ее части принимает
окончательное решение по тем или инымгосударственным вопросам. Эти решения не требуют утверждения каким-либогосударственным органом и не могут быть им отменены. Основными каналаминепосредственной демократии являются референдум (всенародное голосование поотдельным политическим вопросам или проектам законов), решения собраний(сходов) граждан и др.Путем представительной демократии население страны, егоразличные социальные слои и группы реализуют свои интересы через представителей(депутатов, должностных лиц) в государственных органах. Они избираются наоснове всеобщего, равного и, как правило, прямого голосования. Население нетолько избирает представителей, но и контролирует их деятельность черезобщественные объединения, средства массовой информации, различные формыотчетности перед народом.
ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Разделение властей — принципорганизации и деятельности государственного аппарата, определяющийраспределение всех органов государства между тремя самостоятельными попредметам ведения ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной.Законодательные органы представлены выборными от народа парламентами,советами,  собраниями. Они определяют основные направления политики государствапутем принятия законодательных актов, в том числе бюджета государства, иконтролируют  деятельность исполнительной власти. Исполнительные органыпредставлены сформированными в выборном или назначаемом  порядкеправительством, министерствами, управлениями, департаментами. Они осуществляютпутем принятия подзаконных решений и оперативной работы непосредственное управлениеразличными областями социальной жизни (экономикой, культурой, образованием,внешней политикой, обороной и т.д.). Судебные органы представленыконституционными судами, судами общей и специальной юрисдикции, прокуратурой.Они осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов,разрешают споры о праве, применяют санкции за правонарушения. Каждая из ветвейвласти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность ограничиватьдействия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленныхполномочий. Это осуществляется путем закрепления за парламентом права требоватьотставки правительства, права главы исполнительной власти распустить парламент,права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституцииили законам и другими способами.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :