Реферат по предмету "Исторические личности"


Казахстан независимое государство 1991 2002 гг

--PAGE_BREAK--Административно-государственное устройство. В проекте была записана норма — Казахстан — суверенное, демократическое и унитарное государство. Территория Казахстана является целостной, неделимой и неприкосновенной. Против отражения этой нормы в тексте Конституции публично выступили некоторые представители уйгурской интеллигенции, которые предложили записать в Конституции положение о федеративном устройстве государства. Аргументы их сводились к тому, что уйгуры — коренные жители Семиречья и имеют право на национально-территориальную автономию.
Форма правления. По предложению Президента, Верховному Совету и общественности были предложены идеи о включении в проект Конституции статей о роспуске парламента Президентом, создании двухпалатного парламента, импичменте Президента и возможности принятия Конституции путем референдума. Эти предложения были в основном поддержаны оппозицией, но отвергнуты Верховным Советом.
С точки зрения оппозиции, проект Конституции не отражал реалии жизни республики. В январе 1993 года оппозиционные партии и движения направили обращение депутатам Верховного Совета с призывом не принимать проект в предложенном виде. Их аргументы сводились к следующему:
Проект Конституции не прошел установленных процедур прохождения законопроектов, не в полной мере учтены оценки независимых экспертов, в том числе международных;
Отсутствовал механизм учета замечаний и предложений граждан и организаций;
Проект Конституции не содержит гарантий соблюдения принципа соблюдения прав и свобод человека.
Народ отстранен от участия в управлении государством, поскольку лишен права законодательной инициативы через партии и общественные организации и права на референдум;
5. Проект не содержит гарантий против возможности узурпации власти из-за: а). отсутствия механизма импичмента, б). отсутствия механизма роспуска парламента.
Наконец, все критики проекта были едины в том, что этот парламент не имеет ни морального, ни юридического права принимать новую Конституцию, потому что, во-первых, треть депутатов избрана от общественных организаций, которые уже не существуют и, во-вторых, сам парламент был избран еще в Казахской ССР. Оппозиция призвала вынести проект Конституции на референдум, или принимать ее после выборов нового парламента.
Тем не менее, в октябре 1992 года были подведены официальные итоги всенародного обсуждения проекта Конституции. Согласно им, проект обсуждался в течение четырех месяцев, в печати было опубликовано более 500 материалов, в обсуждении приняло участие более 3 млн. человек, то есть практически каждый третий казахстанец. В официальном заявлении Верховного Совета сообщалось, что, с учетом пожелания народа, не приняты предложения о федеративном устройстве страны, государственном двуязычии, формировании двухпалатного парламента.
По иронии судьбы, в декабре 1992 года, только что начавший выходить еженедельник «Панорама» опубликовал данные социологического опроса, проведенного агентством «Бриф» в ноябре среди алма-атинцев, внеся свою «ложку дегтя в бочку меда» официальных итогов. Согласно этим данным, каждый второй алма-атинец вообще не читал проект Конституции (т.е. почти 50%), в официальном обсуждении приняло участие 4% опрошенных, 71% выступил за государственное двуязычие, 34% — за федеративное устройство страны, 33% — за двухпалатный парламент.
28 января 1993 года за проект Конституции Верховный Совет проголосовал почти единогласно (309 из 312 голосов). Первая Конституция суверенного Казахстана стала реальностью.
4. Ликвидация Советской власти в Казахстане Полномочия Верховного Совета КазССР, избранного в 1990 году, истекали в 1995 году. Однако в конце 1993 года в политической жизни республики произошли резкие изменения.
В ноябре 1993 года Алатауский райсовет народных депутатов г. Алматы принял беспрецедентное решение о самороспуске, инспирированное исполнительной властью или нет, пока остается неизвестным. Депутаты райсовета опубликовали обращение к депутатам Верховного и местных советов с призывом самораспуститься. Уже на следующий день, депутаты Ленинского и Октябрьского районов столицы также досрочно сложили свои полномочия, за ними — депутаты Ауэзовского и Фрунзенского районов Алматы. Далее события приняли характер обвала.
декабря Верховный Совет принял закон о досрочном прекращении полномочий местных Советов народных депутатов Республики Казахстан.10 декабря 1993 г. Верховным Советом Республики Казахстана был принят закон «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий» и в тот же день более 200 из 360 депутатов Верховного Совета также сложили свои полномочия досрочно.
Это привело к тому, что 10 декабря 1993 года Верховный Совет принял решение о самороспуске. Это означало не только то, что Казахстан остался без парламента, но и то, что в республике была ликвидирована советская власть.
Закон предоставил Президенту право на срок до начала работы первой сессии вновь избранного Верховного Совета Республики Казахстан:
издавать, на основе и во исполнение Конституции, акты, имеющие силу закона, устанавливал, что эти акты действуют до принятия соответствующих законов Республики Казахстан;
на срок до начала работы первой сессии вновь избранного Верховного Совета и с последующим утверждением им осуществлять, в случае необходимости, следующие полномочия Верховного Совета: избирать Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и определять порядок формирования нижестоящих судов, назначать Генерального Прокурора, Председателя Национального Банка, освобождать от своих обязанностей Председателя и судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, Председателя Национального Банка; ратифицировать и денонсировать международные договоры, решать вопросы войны и мира;
на срок до начала работы первой сессии вновь избранного Верховного Совета самостоятельно назначать на должность Премьер-министра, его заместителей, министров иностранных дел, обороны, финансов, внутренних дел, председателя Комитета национальной безопасности и глав дипломатических представительств, принимать решения о проведении референдума, вводить чрезвычайное положение.
10 декабря Указом Президента вводится в действие Закон о местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан, согласно которому в корне изменилась система власти в республике:
Представительная власть                Исполнительная власть.
Верховный Совет                            Республика Президент.
Маслихат-собрание               Область Администрация депутатов.
Маслихат-собрание               Район Администрация депутатов.
Маслихат-собрание               Город Администрация депутатов.
Маслихаты должны были избираться сроком на пять лет населением, главы областных администраций (акимы) назначаться Президентом.
17 декабря 1993 года был опубликован Кодекс Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», согласно которому предлагалась новая (мажоритарная) система выборов в Парламент из 177 депутатов, который избирался сроком на пять лет.
Новым явлением в избирательной практике стало предоставление права выдвижения кандидатов в депутаты общественным объединениям, гражданам — путем самовыдвижения и президенту. Кодекс предписывал выборы 135 кандидатов — по территориальным округам и 42 — по президентскому списку.
Изменился и порядок выдвижения кандидатов. Для регистрации кандидата в депутаты Верховного Совета необходимо было собрать 3000 подписей, в местные представительные органы власти — маслихаты-собрания депутатов, не менее 3% избирателей данного округа.
Выборы были назначены на 7 марта 1994 года, то есть на всю избирательную кампанию отводилось 3 месяца. Прошли регистрацию и стали кандидатами в депутаты 744 человека, из которых 346 были выдвинуты от общественных организаций и 345 (почти 50%) — самовыдвиженцы. «Азат» и «Желтоксан» бойкотировали выбора, не выставив своих кандидатов.
7 марта 1994 года состоялись выборы в первый Парламент суверенного Казахстана. Было избрано 176 депутатов, из них: по президентскому списку — 42; от общественных объединений — 75; самовыдвиженцы — 59. Мужчин в новом парламенте стало — 154; — женщин — 22. Национальный состав выглядел следующим образом: казахи — 105; — русские — 49; — украинцы — 10; — немцы — 3; — евреи — 3; — поляк, уйгур, узбек, татарин, ингуш, кореец — 1. Образовательный: высшее образование — 171; неполное высшее — 2; средне-специальное — 2; среднее — 1. Политический: СНЕК — 33; Профсоюзы — 11; Народный Конгресс — 8; Крестьянский Союз — 4; Славянское движение «Лад» — 4.
Оценки Центральной Избирательной Комиссии и оппозиции по поводу демократичности и законности прошедших выборов были диаметрально противоположны. По официальным оценкам, в Казахстане состоялись безусловно демократичные свободные выборы. В выборах приняло участие не менее 75% избирателей.
Оценки оппозиции и международных наблюдателей были значительно менее оптимистичны. По их оценкам, прошедшие в марте 1994 года выборы не являлись демократичными и не соответствовали международным стандартам, принятым, в частности СБСЕ, следовательно, данный парламент не может считаться легитимным. В частности, международными наблюдателями было отмечено нарушение в ходе выборов всех 10 пунктов Хартии о выборах:
мало времени на избирательную кампанию;
произвол избирательных комиссий при регистрации кандидатов в депутаты;
наличие президентского списка, что означает, что 20% членов парламента назначаются исполнительной властью;
принцип голосования — «семейным списком», один за всех. По оценкам наблюдателей, таким образом, голосовало от 35 до 50% избирателей;
практика «двойных списков» — одни на избирательном участке, одни на вынос;
практически полное отсутствие достоверной и полной информации о выборах;
существование закрытых избирательных участков (например, для военнослужащих), где невозможно проверить свободу волеизъявления;
препятствия для независимых средств массовой информации (так, телеканал ТВ-М отключался с завидным постоянством перед всеми выборами в республике).
В апреле 1994 года новый Парламент начал свою работу. Особенностью второго Парламента стало формирование парламентской оппозиции. Ее сформировали большинство депутатов от фракций Социалистической партии, Федерации профсоюзов, Народного Конгресса Казахстана, создавшие в парламенте группу «Прогресс». Главным требованием оппозиции стал отказ от рекомендаций Международного валютного фонда, следование которым, по мнению парламентской оппозиции, могло привести к социальному взрыву.
Уже в мае 1994 года Парламент продемонстрировал характер, приняв беспрецедентное «Заявление Верховного Совета РК», выразившее недоверие социально-экономической политике правительства С. Терешенко. Массированная критика правительства со стороны различных политических сил дала свои результаты. Осенью 1994 года Президент потребовал отставки правительства в полном составе. По представлению Президента, новым премьер-министром страны был утвержден А. Кажегельдин.
5. Политический кризис марта 1995 года и его последствия Новый Парламент проработал менее года. В марте 1995 года в политической жизни Казахстана разразился новый политический кризис.
Один из кандидатов в депутаты парламента, не прошедшая этап регистрации, Т.Г. Квятковская, предъявила иск Центральной Избирательной Комиссии в Конституционный Суд Казахстана о нарушении Кодекса о выборах в Абылайхановском избирательном округе. После длительного разбирательства, 6 марта 1995 года Конституционный суд принял решение. В принятом постановлении суда отмечалось, что «введенная Центризбиркомом методика подсчета голосов… по существу изменила установленную Кодексом о выборах избирательную систему. Тем самым Центризбирком нарушила ст.60 Конституции, превысив свою компетенцию». Этим постановлением были поставлены под сомнения итоги выборов и, следовательно, легитимность самого парламента.
8 марта Президент, пользуясь правом, данным ему Конституцией, внес возражения на постановление Конституционного суда.9 марта такое же возражение было внесено председателем Верховного Совета А. Кекильбаевым.
10 марта 1995 года Конституционный суд преодолел внесенные возражения и двумя третями голосов принял определение: "… отклонить возражения Президента и Председателя Верховного Совета Республики Казахстан и подтвердить постановление Конституционного суда от 6 марта 1995 года. Определение обжалованию не подлежит".
11 марта Верховный Совет принял конституционный Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию» и постановление «О приостановлении деятельности Конституционного суда», однако эти документы не могли иметь юридической силы.
В тот же день Н. Назарбаев обратился в Конституционный суд с запросом о правовых последствиях постановления от 6 марта 1995 года. В запросе Президент просил дать разъяснения по следующим вопросам:
Означает ли это постановление Конституционного суда неконституционность выборов в Верховный Совет, состоявшихся 7 марта 1994 года, а также неконституционность полномочий избранных депутатов Верховного Совета;
Если полномочия депутатов парламента неконституционны, кто вправе принимать решения законодательного характера;
Означает ли решение Конституционного суда, что закон «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий» от 10 декабря 1993 года, продолжает действовать.
В этот же день Конституционный суд в своем разъяснении дал положительные ответы на вопросы Президента. Казахстан опять остался без Парламента.
В тот же день Президент подписал указ «О мерах, вытекающих из постановления Конституционного суда РК от 6 марта 1995 года». В соответствии с ним для оказания помощи депутатам в трудоустройстве, обеспечения сохранности имущества Верховного Совета и других вопросов была образована государственная комиссия под руководством вице-президента Е. Асанбаева.
Нелигитимность Парламента означала и нелигитимность правительства, сформированного с участием нелигитимного Парламента. Поэтому в тот же день, 11 марта 1995 года правительство в полном составе подало в отставку, которая была принята Президентом. В соответствии с Законом о временном делегировании Президенту дополнительных полномочий, он назначил премьер-министром А. Кажегельдина и поручил ему сформировать правительство. В тот же день Президентом была принята отставка Центризбиркома.
Реакция на эти стремительные события была, как и следовало ожидать, различной.
14 марта 130 депутатов парламента под председательством О. Сулейменова приняли Обращение «К избирателям Казахстана, к парламентам и международным организациям». В Обращении, в частности, говорилось: "… Механизмов роспуска Верховного Совета предусмотрено только два:
Самороспуск, когда большинство депутатов подают заявления о добровольном сложении депутатами полномочий.
Отзыв депутатов своими избирателями.
Других правовых оснований для роспуска Верховного Совета и местных представительных органов ни в Конституции, ни в других законах РК не содержится. Поэтому мы считаем, что решения Конституционного суда и его толкование являются актами не правового, а политического характера.12 марта 1995 года министр иностранных дел Казахстана на встрече с послами иностранных государств сделал заявление о том, что казахстанский парламент принял решение о «самороспуске». Мы заявляем: такого решения не было и нет. В тот же день 72 депутата Парламента заявили о трехдневной голодовке.16 марта 22 депутата отказались покинуть здание Верховного Совета. В своих заявлениях и интервью депутаты Парламента заявляли, что действия Конституционного суда и Президента являются совместной политической акцией, что их цель — получение дополнительных полномочий или такого парламента, который даст их президенту. Прогнозы экс-депутатов были пессимистичны — Казахстан ожидают времена закрытия демократических институтов, коммунистического «единогласия» и политических преследований.
Реакция за рубежом также была различной. Россия заявила, что произошедшее — внутреннее дело Казахстана. Более эмоциональной была оценка произошедшего посла США В Казахстане У. Кортни. Посол сделал заявление, в котором назвал решение КС торжеством демократии в республике. В официальном интервью У. Кортни пошел еще дальше — «Казахстан представляет собой уже не школьника, а учителя демократии», (в ответ на это заявление депутат парламента В. Чернышев пообещал сжечь себя перед зданием американского посольства). Спустя месяц, 29 апреля 1995 года состоялся референдум о продлении сроков полномочия Президента до 2000 года. По официальным данным, в голосовании приняло участие свыше 91% граждан, имевших право голосовать, свыше 95% из них высказались за продление полномочий. Таким образом, с марта по декабрь 1995 года в Казахстане отсутствовала законно избранная законодательная власть. В стране был установлен режим личной власти Президента.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
6. Обсуждение и принятие Конституции 1995 года В июне 1995 года, не дожидаясь выборов нового Парламента, Н. Назарбаев представил на суд общественности свой проект новой Конституции Казахстана, который назывался «Конституция Казахской республики». Проект имел принципиально иную, в сравнении с действующей Конституцией, структуру и состоял из 8 разделов и 95 статей.
Первый раздел — «Общие положения» гласил, что Казахстан утверждает себя светским, правовым, социальным и унитарным государством с президентской формой правления. Провозглашалось, что единственным источником власти является народ; признается равенство государственной и частной собственности. Государственным языком объявлялся казахский язык. В государственных органах наравне с казахским официально употребляется русский язык.
Второй раздел назывался «Человек и гражданин». В нем перечислялись права и свободы, которыми обладает гражданин Казахстана. В отличие от действующей Конституции, в проекте отсутствовала классификация видов прав на политические, экономические и т.д., право на труд заменено правом на свободу труда; отдельно выделены права человека, которые не зависят от экономического развития общества — право на жизнь, право на свободу и т.д.
Третий раздел — «Президент». Президент объявлялся главой государства и ее высшим должностным лицом. Полномочия Президента в проекте были значительно увеличены в сравнении с действующей Конституцией. Президенту предоставлялось право роспуска парламента.
Четвертый раздел — «Парламент». Проектом предусматривалось новое название Верховного Совета — Парламент. Сам Парламент предусматривался двухпалатным: верхняя палата — Сенат и нижняя — Мажилис. Права Парламента, в сравнении с действующей Конституцией, были значительно урезаны. Ему предоставлялось право импичмента Президента только в одном случае — совершения им государственной измены.
Пятый раздел — «Правительство». Так автор предложил называть Кабинет министров. Согласно проекту, правительство осуществляет исполнительную власть, образуется президентом и ответственно перед ним же.
Шестой раздел — «Правосудие». Судами республики провозглашались Конституционный суд, Верховный суд и местные суды. Должность судьи стала назначаемой.
Седьмой раздел — «Местное государственное управление и самоуправление». Местными представительными органами объявлялись избираемые на 4 года маслихаты, исполнительные органы возглавлялись назначаемыми акимами.
В начале июля 1995 года проект был вынесен на всенародное обсуждение, срок его был определен в один месяц, до 30 июля 1995 года, после чего проект Конституции предполагалось вынести на референдум.
В ходе обсуждения большая часть критических замечаний касалась отражения вопросов власти и прав человека в проекте. Так, в заявлении шести членов Конституционного суда отмечалось, что, по их мнению, в проекте заметно сужен объем прав и свобод человека и гражданина, искажен принцип разделения властей, что не дает основания для признания предложенной конституционной модели Казахстана в полной мере демократическим правовым и социальным государством. По мнению авторов заявления, в проекте сильно увеличен объем президентской власти — проект «ставит под сомнение не только президентскую, но и в целом республиканскую форму правления».
Движение «Новое поколение», объединившее отечественных предпринимателей, отмечало, что проекту присущ социалистический, чисто административный подход к решению основных вопросов.
В ходе обсуждения предлагались и альтернативные проекты Конституции. Так, профессором КазГУ Н. Масановым, председателем казахстанско-американского бюро по правам человека Е. Жовтисом и депутатом последнего Верховного Совета В. Севрюковой, совместно с зарубежными экспертами, был в июле 1995 года представлен альтернативный проект. По мнению его авторов, главным отличием их проекта от официального является первичность прав народа, делегирующего полномочия властям в строго определенных в проекте рамкам. Разработчики альтернативного проекта выразили солидарность с выводами членов Конституционного суда. Однако свой проект авторам не удалось довести до большей части электората, а власть его проигнорировала.
30 августа 1995 года Н. Назарбаев подвел официальные итоги обсуждения проекта Конституции. По его словам, за месяц состоялось 33 тыс. коллективных обсуждения проекта, в которых приняло участие 3 млн. человек. Внесено 30 тыс. предложений, в результате в проект внесено 1100 поправок. Изменилось 55 статей их 99 и появился новый раздел — «Конституционный Совет», согласно которому не предусматривалось существование Конституционного суда в судебной системе Казахстана.
30 августа 1995 года состоялся республиканский референдум по проекту новой Конституции. Часть оппозиционных партий и движений призвали население бойкотировать референдум. По официальным данным, в референдуме приняло участие свыше 90% граждан, имеющих право голоса. За принятие Конституции проголосовало 89%, против почти 10% из участвовавших в голосовании.
1 сентября 1995 года представители оппозиционных партий и движений провел пресс-конференцию, на которой они оспорили результаты голосования. Опираясь на документы наблюдателей, они заявили, что в референдуме приняло участие в среднем 30% избирателей.
1 сентября 1995 года, в резиденции Президента, состоялась торжественная церемония официального представления новой Конституции.30 августа был объявлен государственным праздником — Днем Конституции.
2 декабря 1995 года состоялись выборы в новый Парламент Казахстана, второй с момента обретения независимости. В результате выборов возрастной, национальный, профессиональный и социальный состав Парламента выглядел следующим образом. Мужчин в новом парламенте стало — 94, женщин — 10. Возрастной: до 30 лет — 2; до 40 — 8; до 50 — 59; до 55 — 16; до 60 — 14; до 70 — 5. Национальный состав: казахи — 68; русские — 31; украинцы — 2; немец — 1; уйгур — 1; кореец — 1. Образовательный ценз: высшее образование — 103; незаконченное высшее — 1.
Социальный и профессиональный состав: руководящие работники — 23; государственные чиновники — 10; работники маслихатов — 34; юристы — 6; работники науки и образования — 13; работники культуры — 5; профсоюзные деятели — 2; военные — 2; безработные — 6; врачи — 1.
Политический состав: ПНЕК — 24; Демократическая партия — 12; Крестьянский союз 7; Федерация профсоюзов — 5; Союз молодежи — 3; Инженерная академия — 5; КПК — 2; НКК — 1; Народно-кооперативная партия — 1;
Партия возрождения Казахстана — 1; Невада-Семей — 1; Союз предпринимателей — 1.
Зимой 1996 года Парламент приступил к работе.
7. Выборы Президента и в Парламент Казахстана 1999 года В октябре 1997 года Президент Н. Назарбаев подписал Указ об отставке А. Кажегельдина с должности премьер-министра Казахстана.10 октября 1997 года новым премьер-министром РК назначается Н. Балгимбаев.
В октябре 1997 года Президент подписал Указ об объявлении с 10 декабря 1997 года столицей Казахстана г. Акмолы. Весной 1998 года Акмола была переименована в Астану. 3
В 1998 — начале 1999 года в законодательную базу избирательной системы были внесены существенные коррективы. В мае 1998 года были внесены изменения в Указ о выборах, согласно которым к выборам не допускались кандидаты, которые в течение года перед регистрацией получили незначительное административное взыскание «за умышленное правонарушение».
В октябре 1998 г. Парламент принял 19 поправок к действующей Конституции и к Указу Президента РК «О выборах в Республике Казахстан». Парламентом были назначены досрочные президентские выборы на 10 января 1999 г. Главным аргументом стало то, что досрочные президентские выборы необходимы в связи с резким ухудшением экономического и политического положения в России, которое может негативно сказаться на экономической и внутриполитической ситуации в Казахстане.
В связи с этим утверждалось, что в условиях надвигающегося экономического кризиса требуются особые меры по сохранению политической стабильности, а это связывалось с личностью действующего Президента.
Следующая поправка продлила срок президентских полномочий до семи лет вместо пяти. Был снят также верхний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты. Другая поправка отменила необходимость участия в выборах, чтобы они были признаны состоявшимися, не менее 50% избирателей.
На звание кандидата в Президенты Республики Казахстан претендовало шесть человек: Н. Назарбаев — действующий Президент, А. Кажегельдин — бывший Премьер-министр, Э. Габбасов, депутат Сената, С. Абдильдин, председатель Компартии Казахстана, Ж. Базильбаев, вице-президент АО НТЦ " Мунай", Г. Касымов — председатель Таможенного комитета. После длительной судебной тяжбы А. Кажегельдину было отказано в регистрации кандидатом в президенты, как не соответствующему требованиям Закона о выборах, так как он был привлечен судом к административной ответственности. Ж. Базильбаев снял свою кандидатуру.
В январе 1999 годы выборы были проведены. По официальным данным, за Э. Габбасова проголосовали менее 1% избирателей, за С. Абдильдина — около 12% избирателей, за Г. Касымова — более 4%, за Н. Назарбаева — около 80%.
Оценки прошедших президентских выборов были традиционно противоположными. По сообщению Центризбиркома, выборы были, безусловно, демократическими.
ОБСЕ отказалась направить наблюдателей на президентские выборы в Казахстане после того, как к участию в них не допустили основного соперника Н. Назарбаева экс-премьера А. Кажегельдина. По оценке ОБСЕ выборы Президента в Казахстане не соответствовали международным стандартам.
В мае 1999 в Казахстане были внесены очередные изменения в законодательство о выборах, существенно изменившие законодательную базу избирательной системы. Законом была предусмотрена новая, смешанная избирательная система, согласно которой 10 мест в Парламенте распределялись на основе пропорционального партийного представительства, а на оставшиеся 67 мест делегаты избирались по одномандатным избирательным округам.
10 октября 1999 года состоялись выборы в Парламент республики по новой, смешенной избирательной системе. По 67 одномандатным округам было зарегистрировано 547 кандидатов на выборы в Мажилис, из них: 80 (14.6%) кандидатов, выдвинутых общественными организациями; 113 (20.7%) кандидатов, выдвинутых политическими партиями; 354 (64.7%) кандидата, которые выдвинули себя сами.
Все политические партии, имеющие право на представление партийных списков для предвыборной борьбы за 10 мест в Мажилисе, представили свои списки. Больше всего было зарегистрировано кандидатов от партии «Отан» — 18 человек, 10 — от Демократической партии Казахстана «Азамат», от Гражданской партии — 9.
Кандидатами в депутаты Сената Парламента зарегистрированы 29 граждан, 21 из них выдвинут на сессиях маслихатов, в порядке самовыдвижения — 10. На мандаты депутатов в маслихаты страны претендовали 7146 соискателей. Выборы проходили в два тура.
Оценки прошедших выборов, были, как это уже не раз было в новейшей истории Казахстана, диаметрально противоположными.
В октябре 1999 года Центральная Избирательная Комиссия Казахстана подвела официальные итоги голосования, согласно которым в республике прошли безусловно демократичные выборы депутатов Парламента страны. По итогам голосования, десять «партийных» депутатских мандатов в Мажилисе распределились следующим образом: Республиканская партия «Отан» получила 4 мандата, а Коммунистическая, Аграрная и Гражданская партии — по 2 мандата каждая. В трех округах выборы были признаны недействительными, там были допущены серьезные нарушения Конституции.
Миссия ОБСЕ по наблюдению за парламентскими выборами в Казахстане опубликовала отчет, в котором подготовка, ход и подведение итогов выборов подверглись критике. Иностранные наблюдатели пришли к выводу, что особенно серьезной проблемой парламентских выборов 1999 года стали широко распространенные злоупотребления во время подсчета голосов. Допущенные в ходе предвыборной кампании, выборов и подсчета голосов нарушения определялись экспертами ОБСЕ следующим образом:
1. Неправомерное вмешательство исполнительной власти в ход выборов;
2. Нечестная предвыборная кампания партий, поддерживаемых властями;
3. Угрозы административного и судебного преследования средств массовой информации;
4. Поддержка избирательными комиссиями кандидатов от " партий власти";
5. Искусственно созданные затруднения и запугивание во время предвыборной кампании оппозиционных партий и кандидатов.
ОБСЕ пришла к выводу, что, выборы депутатов Мажилиса, хоть и явились пробным шагом на пути к соответствию международным стандартам и существенно отличались от предыдущих выборов в лучшую сторону, тем не менее, были далеки от требований ОБСЕ. Эти требования всеобщих, равных, честных, тайных, свободных, открытых и подотчетных выборов были серьезно нарушены повсеместным вмешательством исполнительной власти в избирательный процесс.
Реакция оппозиции была еще более жесткой. Оппозиционные партии провели ряд пресс-конференций, на которых выразили свою озабоченность организацией выборов. Более значительным было проведение совместной встречи и создание единого фронта представителей политических партий, правозащитных и неправительственных организаций, находящихся в оппозиции к власти, получившего название Форум Демократических Сил (ФДС). Практическим результатом первого заседания Форума стало принятие резолюции, содержащей ряд требований. Эти требования включали в себя:
Обращение к Парламентам и Правительствам США, России, Японии, стран ЕС, СНГ и ОБСЕ не признавать депутатов Мажилиса и Сенаторов, избранных в результате массовой фальсификации;
Требование объявить результаты выборов в Сенат и Мажилис недействительными;
Требование привлечь членов ЦИК и низовых избирательных комиссий к ответственности за допущенные нарушения;
Требование провести в первой половине 2000 г. новые выборы в Мажилис и маслихаты, а также выборы акимов и судей на всех уровнях;
Требование провести во второй половине 2000 года новые выборы в Сенат.
В этом же году ФДС выступил с инициативой проведения Национального диалога между оппозицией и властью. ФДС предложил сторонами в диалоге: во-первых, Президента и его политических сторонников, в том числе политические партии и общественные движения, поддерживающие проводимый курс; во-вторых, оппозицию в лице Форума демократических сил Казахстана и других оппозиционных организаций, несогласных с проводимым курсом; в-третьих, в качестве наблюдателей, ОБСЕ, Совет Европы и другие межгосударственные и международные институты. Власть проигнорировала эти предложения.
Осенью 1999 года правительство Н. Балгимбаева ушло в отставку. Новым премьер-министром был назначен К. Токаев.
В июле 2000 года вступил в силу Конституционный Закон «О Первом Президенте Республики Казахстан», который усиливал неприкосновенность и исключал привлечение к ответственности Н. Назарбаева после прекращения им полномочий (кроме случая государственной измены).
В августе 2001 г. в Астане над бывшим премьер-министром страны А. Кажегельдиным состоялся заочный судебный процесс. 4 Экс-премьер обвинялся в вымогательстве взяток и неуплате налогов. Суд заочно приговорил А. Кажегельдина к 10 годам лишения свободы. Представитель Центра ОБСЕ в Алматы, присутствовавший на процессе в качестве наблюдателя, охарактеризовал как «политический и несправедливый», Государственный департамент США выразил Правительству Казахстана протест.
8. Политический кризис ноября 2001 года и его последствия В ноябре 2001 года в республике разразился новый политический кризис. Ряд членов правительства и депутатов Парламента (М. Аблязов, Г. Жакиянов, Т. Токтасынов, У. Джандосов, Б. Абилов, Ж. Ертлесова и др, выступили с заявлением о создании общественно-политического объединения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК).
В Декларации объединения отмечалось, что Казахстан остается государством с чрезмерно централизованной властью и предлагались следующие меры по исправлению ситуации: формирование баланса между всеми ветвями и уровнями власти, расширение прав и полномочий представительной власти; децентрализация государственной власти, разграничение функций, прав и ответственности между органами власти различного уровня, введение выборности местной исполнительной власти; создание справедливой и независимой судебной системы, восстановление Конституционного суда; обеспечение права свободного волеизъявления граждан, в том числе путем создания независимой от исполнительной власти системы избирательных комиссий, введения за ними общественного контроля; обеспечение реальных гарантий неприкосновенности частной собственности; установление действенного контроля со стороны общества за использованием стратегических природных ресурсов страны и деятельностью монополий; либерализация деятельности средств массовой информации, запрет на монополизацию СМИ.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.