Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Внутриличностный конфликт - борьба с самим собой

Если ты заблудился вдебрях и напуган, как ребёнок,
И смерть смотрит прямо вглаза,
И ты избит, изранен, тоостаётся
Взвести курок пистолета и… умереть.
Но кодекс мужчины гласит:«Бейся до конца».
И нельзя отнимать у себяжизнь.
Как просто сорваться, когдатерзают несчастья и голод…
Гораздо труднее сразитьсяс самим чертом.
Ты устал от этой игры! Ну,как не стыдно.
Ты ведь молод, ты храбр,умен,
Ты много перенёс! Я знаю,но не стоит ныть.
Вставай, чёрт возьми, идерись.
Упорство поможет тебепобедить,
Так что не трусь, старик!
Просто собери всю смелостьв кулак. Сдаться легко,
Гораздо труднее идти свысоко поднятой головой.
Легко простонать, что тыпобеждён – и умереть.
Легко отступить, легкоупасть на колени.
Но драться, драться тогда,когда надежды уже не видно –
Вот это лучшее, что можносебе представить!
И хотя из каждой яростнойсхватки ты выходишь
Израненным, избитым ипокрытым рубцами,
Сделай еще одну попытку –умереть очень легко,
Гораздо труднее остаться вживых.

Роберт Сервис

 


 Я добивался успехаво всем, что бы ни предпринимал, потому что я действительно желал этого. Яникогда не колебался, и это дало мне преимущество перед остальнымчеловечеством.
  Наполеон











Конфликт – явление чрезвычайно сложное, многоуровневое,постоянно изменяющееся. Проблема социального конфликта в той или иной степениактуальна для любого общества. Однако в России на всех этапах историческогоразвития конфликты оказывали, как правило, решающее влияние на состояниеобщества. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность,межличностные и межгрупповые конфликты, убийства, бытовые и семейные конфликты,самоубийство как способ разрешения внутриличностных конфликтов – основныепричины гибели людей в нашей стране. Конфликт был, есть и в обозримом будущембудет решающем фактором, влияющим на безопасность России и ее граждан.
Предмет конфликта — это то основноепротиворечие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают вборьбу. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимыхпротиворечий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся впротиводействии субъектов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.Помимо конфликта противоречия могут разрешаться путем сотрудничества,компромисса, уступки и избегания.
Было уже отмечено, что конфликтпредставляет собой предельно обостренную форму противоречия, но он также еще ислужит способом выявления и разрешения противоречий. В этой связи возникаетвопрос: а что предшествует конфликту, каковы стадии его развития? Можно ответить,что предшествует ему объективная жизненная ситуация, в которой находятсяпротивоборствующие стороны, и сами эти стороны имеют определенные интересы,потребности, цели. Естественно, что посягательство одной стороны на какую-либоиз таких потребностей другой стороны создает социально-психологическую основуконфликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не перешедшего вконфликт, — конфликтная ситуация. Таким образом, конфликтная ситуация — этотакое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективносоздает почву для реального противоборства между различными желаниями человека.
 Внутриличностныйконфликт не полностью соответствует данному нами определению. Этопротивоборство между «хочу» и «хочу»; «могу» и «не могу»; «хочу» и «не могу»; «хочу» и «нужно»; «нужно» и  «нужно»; «нужно» и «не могу». Подвнутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание,вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающеепротиворечивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологическиефакторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиесянесовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.д.
 Внутриличностныеконфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы.Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различныероли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучихорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек долженвечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержатьсяна работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенноеколичество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвеститехнический осмотр оборудования. Причиной первого конфликта являетсярассогласование личных потребностей и требований производства, а второго — нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать напроизводстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствияработы при необходимости находиться на рабочем месте.
Было уже отмечено, что конфликт представляет собой предельно обостренную формупротиворечия, но он также еще и служит способом выявления и разрешенияпротиворечий. В этой связи возникает вопрос: а что предшествует конфликту,каковы стадии его развития? Можно ответить, что предшествует ему объективнаяжизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами этистороны имеют определенные интересы, потребности, цели. Естественно, чтопосягательство одной стороны на какую-либо из таких потребностей другой сторонысоздает социально-психологическую основу конфликта. Это и есть структурапротиворечия, пока еще не перешедшего в конфликт, — конфликтная ситуация. Такимобразом, конфликтная ситуация — это такое совмещение человеческих потребностейи интересов, которое объективно создает почву для реального противоборствамежду различными социальными субъектами.
Предмет конфликта — это то основноепротиворечие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают вборьбу. Когда человек сталкивается с несовместимыми влечениями, возникаетконфликт. Если этот конфликт психологически невыносим, человек создаетспециальные защитные механизмы, тем самым «заглушая» возникающую тревожность,«убирая» ее в подсознание. Конфликт перестает осознаваться, но он «тлеет»,живет, проявляется через нашу бессознательную жизнь: на образно-эмоциональномуровне, без слов и понимания. А так как этот уровень – целая жизнь (такойжизнью живут муравьи и собаки), то конфликту есть в чем себя выразить.Формирование сложных двигательных навыков водителей, спортсменов, и тягостныепереживания при мучительном и невыносимом моральном конфликте – все этореализуется во многом без вмешательства сознания в подсознание. Мы формируемдвигательный навык и решаем конфликт, не отдавая себе никакого отчета в том,как это происходит. Весь процесс скрыт в глубине нашего «бессознательного «Я».В этой глубине идет формирование нашей жизненной стратегии путем нашего«бессознательного» подражания и внушения.
 «В зависимости оттого, как я смотрю на себя, я нахожу в себе и стыдливость, и наглость; ицеломудрие, и распутство; и болтливость, и молчаливость; и трудолюбие, иизнеженность; и изобретательность, и тупость; и угрюмость, и добродушие; илживость, и правдивость; и ученость, и невежество; и щедрость, и скупость, ирасточительность. Все это в той или иной степени я в себе нахожу, в зависимостиот угла зрения, под которым смотрю. Всякий, кто внимательно изучит себя,обнаружит в себе, и даже во всех суждениях, эту неустойчивость ипротиворечивость», — эти слова принадлежат Монтену. Именно из-за этих двухфактов и возникают внутриличностные конфликты.
«Мне очень трудно устоять перед искушением. Ради того,чтобы пойти в кино или поболтать с подругой, я могу отказаться от подготовки кзавтрашнему семинару, каким бы ответственным он ни был. Но если сталкиваютсядва одинаково сильных желания, и от обоих я отказываюсь, то после этого делаюсьни на что не способна», — говорила одна студентка. По данному суждению видно,как внутренний конфликт (действие двух взаимно исключающих друг друга желаний)способствует истощению способности к принятию решения. Показательно, что дажеотказ от обоих конфликтующих стремлений приводит к затруднению с принятиемлюбого другого решения. Часто можно видеть, как ребёнок плачет оттого, что неможет выбрать, какой же из двух приятных и красивых игрушек играть. Если матьне поможет выбрать решения, то ребёнку будет трудно сделать это самому. Если выколеблетесь между двумя одинаково приятными решениями, то включаетемогущественные силы вашего «человека привычки» и часто воля не может справитьсяс этими привычками, в результате же происходит её истощение.
Неправильно думать, что такие ситуации являются причинамислабоволия, скорее наоборот: если мы слабовольны, то в нашей жизни частовозникают подобные ситуации положительного внутреннего конфликта; в них мыистощаем свою волю в бесполезной борьбе с нашими могущественными привычками.Поэтому самопознание не может пройти мимо ответа на столь важный и интересныйвопрос о том, как часто в нашей жизни возникают подобные конфликты.
Дело в том, что когда мы выбираем одну альтернативу из двухположительных, то отвергнутая немедленно начинает казаться болеепривлекательной, чем та, ради которой мы отказались от этой. Если же изменитьрешение, то повторится то же самое. Так включается маятник, который постепенноприводит к истощению способности принятия решений. Поэтому древние греки, чтобыустранить подобные колебания, часто прибегали к бросанию жребия и подчинялисьему. Так что можно рекомендовать в этих случаях настаивать на принятом решении,даже если вначале кажется, что вы ошиблись, ведь главное – избежать состояние«маятника».
Этот процесс колебания может происходить незаметно для нас,в мучительной работе ума, с помощью которого и происходит истощение воли. Наш«человек воли» в прямой борьбе часто не в состоянии справиться с «человекомпривычки», подобно тому, как кучер не может превзойти лошадь в грубой силе.Поэтому надо изучить, как мы ведем себя в подобных альтернативных ситуациях.
Кроме положительных внутренних конфликтов, бывают ещё иотрицательные, когда мы должны из двух зол выбрать меньшее. Если же оба злаокажутся примерно равными по силе, то процесс принятия решения становитсяизнурительным. Поэтому тот, кто откладывает визит к зубному врачу, тот истощаетсвою волю. Психогигиена воли состоит в том, чтобы не откладывать принятиятакого рода мучительных решений. Решение нужно принимать сразу же, как выубедились, что другого выхода из неразрешимого конфликта нет. Если вам удалосьсделать это, то вы сохраните волевую энергию для решения других существенныхзадач.
Аналогично обстоит дело со смешанными конфликтами, когдапривлекательное само по себе решение содержит достаточно сильный неприятныйэлемент. «Мне хотелось бы раздеться и искупаться вместе со всеми, но у менястаромодный купальник»; «Я его люблю и одновременно боюсь», «Мне хотелось быотправиться в загородную прогулку, но в лесу слишком много комаров, укусыкоторых я плохо переношу». Такого рода смешанный конфликт называютамбивалентным, и он встречается достаточно часто. Тот, кто не владеет культуройпринятия решений, может оказаться в тисках подобного конфликта.
Поэтому в самопознании каждый должен стремиться к тому,чтобы уменьшить время принятия решения и концентрировать усилия воли не на том,чтобы выбрать одно перед другим, а на размышлении о положительных иотрицательных свойствах выбранного решения. Достаточно сильная мысль всегдаможет кинуть на весы рассудка «за» и «против» так, чтобы эти весы быстрокачнулись в определенную сторону. Эту привычку нужно постепенно вырабатывать,чтобы процесс быстрого принятия решения в конфликтных ситуациях стал привычным.Следует помнить, что откладывание решения часто обусловлено не тем, что мыхотим досконально продумать и оценить каждую альтернативу, а скорее страхомперед решением, что и приводит к истощению воли. Если мы быстро примем даженеправильное решение, то вред от него будет меньше, чем от того, что мыпостоянно его откладываем. Привычка к откладыванию решения очень глубокохарактеризует нас. Посмотрите на себя: как часто вы откладываете решения?
Внутриличностный конфликт обычно связан снеудовлетворённостью личных потребностей, чувством дискомфорта, в том числе иподсознательным, отсутствием самореализации, перспектив профессионального илислужебного роста, страхом перед возможным перемещением, увольнением,противоречием между родственными или индивидуальными симпатиями и служебнымдолгом и т. д. На возникновение внутриличностного конфликта влияют и другиепричины: непонимание, безответственность, власть, собственные страхи инерешительность, неуверенность в себе. В этих случаях очень эффективнорассматривать подобные конфликты как проблемы, решение которых является хорошимстимулом для самопознания и саморазвития, выход на новый уровень самоконтроля.
Многие курильщики тщетно пытаются бросить курить, но немогут, так как в курении они находят определенное удовлетворение, которое немогут ничем другим заменить. Они не могут бросить курить, так как от куренияиспытывают удовольствие. Они не могут бросить курить также и потому, что всвоем мышлении преуменьшают вред от него.
Каждый, кто имеет какую-либо дурную привычку, наверное,заметил, что эта дурная привычка действует не постоянно, а «срабатывает» вопределенные моменты. То же можно сказать и о хороших привычках. Чтобынаучиться управлять собою и совершенствовать себя, нужно знать, отчегосрабатывает та или иная черта нашего характера. Например, я должна знать, чтонужно, чтобы я с удовольствием села за свой рабочий стол для того, чтобы начатьписать сочинение, а не ходила бы вокруг стола, тщетно пытаясь начать работу,постоянно откладывая её. Любая черта актуализируется (обнаруживает себя) лишь вопределенных ситуациях. Если вы не знаете, как возникают и обнаруживают себяваши плохие или хорошие черты, вы не можете работать над ними ни по ихусилению, ни по их ослаблению или искоренению. Ведь для устранения плохой привычкинедостаточно просто ее подавлять. Это даст временный эффект. Для этоготребуются еще и собственное желание, сила воли, упорство.
В жизни мы не даем полного хода нашим привычкам, если они идут в разрез с требованиямижизни и обстоятельств. Мне хочется в данный момент смотреть телевизор, но ясажусь делать свои уроки. То, что побуждает меня делать это, представляет собоюнечто противоположное моему «человеку привычки», так как моя воля преодолеваетмои привычки ради достижения целей, которые не вытекают непосредственно из моихжеланий. Иногда мне приходится действовать вопреки моим желаниям и интересамради высших целей, стоящих надо мною. Эта способность заставить себя делать то,что нужно, и является проявлением «человека воли» во мне.
Отметим, что чем сильнее способность такого представления,тем в большей степени человек может оказать влияние на собственное поведение.«Человек воли», который сидит в нас, может представлять собой глупую силу,которая может только насиловать, или же умную силу, которая может управлять«человеком привычки». Представьте себе на минуту, что кучер, для того чтобыповернуть лошадь вправо, соскочил бы с повозки и стал толкать лошадь вправо ибить её за неподчинение. Нормальный кучер этого не сделает. Он просто потянетнужную вожжу, и получится то, чего он хочет, хотя, конечно, для этого лошадьнужно обучить. Точно также работает и наша воля. Она должна вызвать в нашемвоображении определенные образы, которые связаны с конкретным действием,входящем в ту или иную черту. Эти образы включают определенные привычки, и онисрабатывают. Правда, в жизни все сложнее и мы не всегда знаем, какую вожжупотянуть, или не всегда эти вожжи имеются, или «человек привычки» не слушаетвожжу. Но в общем, если у нас нет тех образов, которые способны вызватьрадостное желание написать сочинение или выполнить курсовую работу, нетсоответствующих привычек, то нам приходится поступать подобно сумасшедшемукучеру, который, вместо того чтобы пользоваться вожжами, толкает и наказываетлошадь.
Любая привычка преодолевается путем терпеливогоперевоспитания нашего «человека привычки». Если вы решили изменить диету, тонужно преобразовать свои пищевые влечения так, чтобы захотелось есть то, чтополезно, и не хотелось есть то, что вредно или опасно. Дурная привычка всеоткладывать на завтра не может быть преодолена принудительно: вы заставляетесебя во что бы то ни стало сделать уроки, представляя в уме все неприятности заневыполненное задание. Каждый раз вам придется представлять все болееустрашающие сцены, чтобы заставлять себя. Вы справитесь с привычкой откладыватьдело с момента, как оно вам понравится.
Итак, дурные привычки, носящие защитный характер, могутбыть устранены начисто, если они будут побуждаться не стремлениемизбавиться  от навязчивого действия илиобстоятельств, а положительным желанием делать не это, а что-то другое.
 Таким образом, силаволи представляет собой культуру и умение мышления, способность управлять своимсобственным умственным миром. Например, если у вас возникает образ вкусногопирожка, то вы пойдёте на кухню и забудете, что надо работать. Но если,представляя этот пирожок, вы все-таки не пойдете на кухню, а будете заставлятьсебя работать, то вам придется себя насиловать до тех пор, пока этот образ невытеснится из головы образами, связанными с вдохновенной работой. Получаетсятак, что умение контролировать свой ум и есть ваша сила воли. А насилие,принуждения играют в этом процессе совсем незначительную роль. И то лишь наначальном этапе волевого действия. Поэтому выработка силы воли состоит вприобретении способности управлять своим умом, контролировать движение образов.Это очевидно.
Конфликты знания и сознания, образования и нравственности,наблюдаемые в реальной практике, заставляют отбросить привычное представления отом, что прогресс науки, образованности автоматически ведет к ростусознательности, сопровождается прогрессом моральным. Увы, нередкообразованность причудливо совмещается и соседствует с нравственнойнеразвитостью, моральной глухотой и беспринципностью. Так что вопросы, мучившиеСократа: «Что стоит за поступком?», «На чем зиждется морально доброеповедение?», «Как совместить следование идеалам с достижением конкретныхпрактических целей?» — и сегодня сохраняют свою остроту и жизненное значение.Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что на протяжении последнегодесятилетия не смолкают дискуссии вокруг проблемы соотношения знания инравственности.
«…Тщеславное самодовольство, для которого нет ничегодорогого, чем оно само, и которое стремится лишь к наслаждению самим собой,апеллирует к собственному чувству и не возвышается поэтому ни до объективногомышления, ни до объективной деятельности». Самодовольство – это разрыв среальной действительностью и истиной, превращающий человека в пленника самогосебя.
Важнейшим признаком и показателем моральности человека,подтверждающим наличие воли, является стремление и умение перестать («запретитьсебе») быть игрушкой своих склонностей, влечений и, значит, «быть вещью». Наэтом, а не на честолюбии, которое может подвести и быть весьма подлым, держитсяподлинная честь человека, моральность его поведения. Для тех, кто всецелоотдается зову и требованиям инстинкта, влечений, по словам Фихте, «нет нидобра, ни зла, а только – приятное или неприятное…» Они, замечает далее немецкийфилософ, «вообще подчиняются не собственной власти, а господству природы, и …не сами они, а природа в них ищет со всею своею силою приятного и избегаетнеприятного, не считаясь с тем, хорошо оно или дурно ».
Прочтите мудрый совет покойного Элберта Хаббарда, которыйневозможно не процитировать. Если обыкновенный человек просто применит его напрактике и воспользуется той мудростью, которая в нем содержится, он станетсчастливее, его жизнь — благополучнее.
«Каждый раз, когда вы выходите из дома, поднимитеподбородок, постарайтесь держать голову выше и сделайте глубокий вдох.Впитывайте солнечный свет. Приветствуйте своих друзей улыбкой и вкладывайтечастицу души в каждое рукопожатие. Не бойтесь, что вас так поймут, и не тратьтевремя на мысли о своих врагах. Постарайтесь твердо решить, что вы хотитесделать, и тогда вы будете двигаться к этой цели, не сворачивая. Сосредоточьтесвои мысли на тех великих и замечательных делах, которые вы хотели бысовершить, и тогда с течением времени вы будете бессознательно использоватьлюбые возможности, которые могут помочь в выполнении вашего желания, словнокоралловый полип, получающий необходимые ему вещества из морской воды. Мысленнопредставьте себе талантливого, серьезного, на многое способного человека,которым вы хотите стать, и эта мысль будет ежечасно превращать именно в него.Мысль превыше всего. Сохраняйте правильный ход мысли – будьте мужественны,откровенны и жизнерадостны. Правильно мыслить – означает творить. Всепроисходит благодаря желанию, а каждая искренняя молитва не останется безответа. Мы становимся такими, какими хотим видеть себя в душе. Поднимитеподбородок, выше голову. Мы – потенциальные Боги».











Список используемой литературы.


ÄАнцупов А.Я., Шипилов А.И.«Конфликтология»
ÄБраткова Т. «Бремявзросления»
ÄГранин Д. «Точка опоры»
ÄДмитриев А.В., КудрявцевВ.Н., Кудрявцев С.Н.
Ä«Введение в общую теориюконфликтов.»
ÄЗюзько М.В. «5 шагов ксебе»
ÄКарнеги Д. «Какприобретать друзей и оказывать влияние на людей»
ÄОрлов Ю.М. «Самопознание исамовоспитание характера»
ÄПетровский А.В. «Личность.Деятельность. Коллектив.»
ÄТолстых В.И. «Сократ и мы»
















МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»









ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ
 «ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – БОРЬБА С САМИМСОБОЙ»




ВЫПОЛНИЛА БЛИНОВА А.
УЧЕНИЦА 11 «Б» КЛАССА
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
 КОРОТКОВАИ.А.





БУЗУЛУК2006
Исследуяданную тему, я решила установить, а как наши старшеклассники справляются сосвоими внутренними разногласиями. Для этого я предложила одной из ученицы моегокласса определить ее способ реагирования в конфликте по методике Томаса. Ей былпредставлен опросник из 30 парных вариантов поведенияв конфликтной ситуации. В каждой паре надо выбрать один из 2–х вариантов поведения: а или б.

1. б
7, а
13, б
19, б
25. а
2. б
8, б
14, б
20, а
26. б
3, а
9, а
15, а
21, б
27. а
4, б
10, а
16, б
22. б
28. а
5, б
11, б
17, а
23. а
29. а
6, б
12, а
18, а
24. б
30. б

Ключ опросника Томаса:
1.       СОПЕРНИЧЕСТВО:
3а,6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.