Мо с к о в с к и й Г о с у д а р с т в е н н ы й У н и в е р с и т е т
им. М. В. Ломоносова
КУРСОВАЯ РАБОТА
Эрик Берн. Транзактный Анализ (ТА)
«Игры взрослых: социально — психологические аспектыизучения»
Исполнитель: студентка3 курса, спецотделения
психологическогоф-та,
Голованова К.В.
Москва2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Эрик Берн.Возникновение транзактной теории
II. Транзактныйанализ: основная идея и содержание
III. Отчет опсихологических Центрах по ТА
IV. Система общества как игра
Заключение
I. Эрик Берн. Возникновениетранзактной теории.
Эрик Берн был сорокашестилетнимврачом-психиатром, когда отказался от дальнейшего обучения психоанализу послепятнадцати лет работы в этом русле.
Он отказался от дальнейшихусилий в этом направлении, после того как в 1956 году Институт психоанализаСан-Франциско отказал ему в членстве в качестве психоаналитика. Этотболезненный отказ подтолкнул его к осуществлению давнего желания внести свойвклад в теорию психоанализа. Он считал, что терапевт должен играть болееактивную роль в процессе терапии, чем это позволялось психоаналитическойконцепцией.
В течение десяти лет онисследовал проявления интуиции. Берн обнаружил, что может довольно точноугадать профессию пришедшего к нему человека, особенно если он механик илифермер.
Это открытие привело кнаписанию Берном ряда статей об интуиции, которые, в свою очередь, привели кразвитию теории транзактного анализа. Он решил отказаться от той «ерунды»,которой его учили, и «начать слушать, что говорят ему пациенты».
Со временем Эрик Берн стал видетьв каждом клиенте образ эго, связанный с детством человека. Берн понял, чтообразы эго есть у каждого человека, и назвал их состояниями эго. Он увидел, что«детское» состояние отличается от «взрослого», которое является своеобразной«вывеской» и потому наиболее заметно.
Позже Берн стал различать двавзрослых состояния человека, одно — рациональное, которое он называл Взрослым,и другое – не обязательно рациональное, которое он называл Родителем, потомучто оно, как правило, было скопировано с его родителей.
Берн продолжал наблюдать запациентами, стремясь забыть, то чему его учили. Так он открыл значимостьпоглаживаний и структурирования времени. Он увидел транзакции, игры,времяпрепровождения и, наконец, сценарии.
К концу 60-х годов его работа «Игры,в которые играют люди» (1964) была развита почти полностью. В первые годысвоей работы Берн считал, что транзактный анализ хорош для формирования«социального контроля», позже он стал считать, что ТА выполняет основнуютерапевтическую работу.
С 1965 по 1970 год Эрик Берн былувлечен идеей развития сценарного анализа на основе понятия о сценарной матрицеи сценарных запретах, и в этот период он написал свою книгу «Люди, которыеиграют в игры» (1972).
II. Содержание и идея ТА
В раскрытии содержания ТА будутиспользованы ряд работ последователей идей Берна. В частности это работыпрофессора РМАПО В.В. Макарова, Клода Штайнера, ученика Эрика Берна и работыТомаса Харрис.
В работе профессора В.В.Макарова «Психотерапия каждого дня и всей жизни» разделенысоставляющие классического транзактного анализа. Это пять большихразделов:
1. Анализ фиксированных экзистенциональных позиций
— я неблагополучный — выблагополучные (самообесценивание)
— я неблагополучный — вынеблагополучные (безнадежное отчаяние)
— я благополучный — вынеблагополучные (надменное превосходство)
— я благополучный — вы благополучны (полноценнаяличность)
На кафедре В.В. Макарова былиразработаны терапевтические опросники, позволяющие измерить уровеньфиксированной эмоциональной установки человека (Удачник, Середняк, Неудачник).Авторы отмечают, что опросники являются терапевтическими и не предназначены длядиагностической работы. Они представляют собой стимульный материал дляпсихотерапии и самоанализа.
Также предлагается каждомучеловеку собирать свои поглаживания – создать свой банк поглаживаний, дляповышения самооценки, уверенности в себе. Человек учится отдавать и приниматьпоглаживания. У большинства людей не сформировались внутренние резервы хорошегоотношения к себе. Самоуважение, любовь к себе формируются путем накопленияфактов признания своих достоинств, результатов, заслуг.
Берн говорил, что человекунужны поглаживания, чтобы «его позвоночник не высох».
По мнению Т. Харрис, первая позиция у всех людейодинаковая — «Я не благополучный – Вы благополучные», и образуется она из-запостоянной беспомощности младенца и ожидания поглаживаний. Дальше на базе этойустановки могут формироваться 2 или 3 позиции. А позиция «Вы благополучны – Яблагополучен» может сформироваться только на основании осознанного и словеснооформленного решения. В основе четвертой лежат мысль, вера и стремление кдействию. Взрослый — это то, что заключает в себе действие, надежду ивозможность перемен.
2. Структурный анализ
— Родитель
— Взрослый
— Ребенок
Также В.В. Макаров предлагаетразработанный Опросник «Шкала личностных черт (Р-Д-В)». Опросник создан наоснове американского аналога в трех вариантах: для взрослых, для подростков,для детей. Опросник применяется при психологическом консультировании и терапиив традициях транзактного анализа. Используется для оценки состояния личности иоценки изменений в процессе терапии. Измеряется преобладание компонентовличности.
Измеряемые компоненты личности:
Способствующий развитию Родитель– адаптивный компонент Родитель, включающий характеристики, благоприятствующиеиндивидуальному развитию, самоуважению человека. Для него характерна:гуманистическая философия жизни. Гуманизм в воспитании детей, проявляющийся втаких чертах как уважение, правдивость, понимание, близость.
Консервативный Родитель – подавляющий, косный,самообесценивающий Родитель, высоко критичный, карающий, консервативный,неадаптивный.
У него авторитарная философия,ригидная, основанная на силе и произволе; особенно ярко проявляющаяся ввоспитании.
Узнать, обладает ли личностьРодителем, можно, если выяснить, присутствуют ли в ней чувства стыда, смущенияи вины – это значит, что Родитель пресекает Дитя. (Т. Харрис).
Рациональный Взрослый – адаптивный, схорошо развитым чувством реальности, полно и быстро получающий информацию иобрабатывающий ее. Ярко проявляющий направленность к цели, гибкое поведение,ориентированное на разрешение проблем.
Иррациональный Взрослый– с искаженным чувством реальности и способностью получать и обрабатыватьинформацию. Что в сочетании с неполноценным мышлением понижает возможностиадаптированного поведения.
Т. Харрис в своей книге: «Я — ОК, Вы — ОК» описываеткак формируется Сильный Взрослый:
1. Научитесь распознавать свое Дитя, все его уязвимые места,страхи, основные способы выражения чувств.
2. Научитесь распознавать своего Родителя, его наставления,предписания и фиксированные установки, а также основные формы проявления этихнаставлений, предписаний и установок.
3. Общаясь с другими людьми, будьте внимательны к их Дитя,обращайтесь к нему, поощряйте и оберегайте его, с пониманием относитесь к егопотребности в самовыражении, а также к отягощающему его неблагополучию.
4. Иногда, если это необходимо, лучше про себя сосчитать додесяти, чтобы дать Взрослому время на обработку поступающих данных, на различениетребований реальности и реакций Родителя и Дитя.
5. Если сомневаешься, воздержись. Никто не осудит вас за то,чего вы не говорили.
6. Разработайте собственную системуценностей. Без этической опоры невозможно принимать решения.
Позитивное Дитя – преобладает интерес кжизни, радость, интуиция, поиск удовольствий. Сговорчивый, легко воспитуемый,адаптирующийся ребенок.
Трудное Дитя – преобладают импульсивные,эгоцентрические, оппозиционные, мятежные проявления в поведении. Характерназависимость, пугливость и боязливость, дезадаптация. Так как дети рождаются, не имея внутреннего цензора, их первые болезненные укоры совести являются результатом трансакций РодительРебенок.
Как пишет Т. Харрис: Человек, чье неблагополучноеДитя постоянно активно, неспособен на транзакции, связующие его среальностью, поскольку он все время озабочен незавершенными делами в прошлом.Он не может с благодарностью принять комплимент, ибо считает его незаслуженными содержащим скрытую насмешку. Он постоянно стремится ранить внеприкосновенности ту установку, которая возникла в детстве. Человек,позволяющий реагировать своему Дитя, на самом деле как бы говорит: «Посмотритена меня, я не в порядке».
Тот, кто позволяет Родителю вступить в диалог, на самомделе говорит: «Посмотрите на себя, вы не в порядке (и я от этогочувствую себя лучше). Оба маневра представляют собой выражениенеблагополучия, и оба они способствуют утверждению в безысходности.
Каждое состояние по-своему относитсяко времени. Детское состояние время не ценит. Родительское состояние живет впрошлом. Взрослое состояние умеет ценить время.
Выделяются два вариантаструктурирования времени: часовое и целевое.
При часовом структурированиичеловек живет по расписанию, исходя из затрат времени. Наиболеедисциплинированные люди ежедневно по часам расписывают свой день.
При целевом структурированиивремени люди действуют в соответствии с поставленными целями, не обращаявнимания на временные затраты. Такие люди достигают основных своих целей. Частоони признают себя важными персонами и ломают временные графики других людей.
Жизненная энергия, движущаяпрогресс внутри личности и между поколениями людей, получила названиефасис.
Катексис – принятоепонятие, обозначающее переход психической энергии, фасиса, из одной частиличности в другую. Только фасис в результате отрицательных эмоций быстрорасходуется и требует нового наполнения. А значит, и новых отрицательныхэмоций. Такие люди ищут возможности разгневаться или обидеться.
Патология эго-состояния Взрослый может бытьрезультатом нехватки адекватной информации. Обычно вся проблема в контаминации.Этот термин используется, чтобы объяснить проникновение одного эго-состояния вдругое. Человек принимает Родителя или Ребенка за Взрослого.
Патология в ТА подробно рассмотренаТ. Харрис в книге «Я-Ок, Ты-Ок».
3. Анализдействий
Всякое взаимодействие имеетсоциальный и психологический уровни. В явном взаимодействии эти уровни совпадают,в скрытом – не совпадают.
Все взаимодействия с самимсобой, между двумя, а также большим количеством людей можно описать шестьювариантами или типами взаимодействий.
- уход в себя
— процедура (серия простых,дополнительных Взрослых взаимодействий, направленных на получениепредполагаемого или предсказуемого результата)
— операция (серия простых,дополнительных коммуникаций с заранее известными целями, где задействованы нетолько Взрослые состояния)
- ритуалы (стереотипнаясерия простых, дополнительных, заданных внешними обстоятельствами иконтролируемых Родительскими состояниями взаимодействий, знак взаимногопризнания)
— развлечение, иливремяпрепровождение (серия простых дополнительных взаимодействий,сгруппированных вокруг одной темы с целью структурирования определенногоинтервала времени. Человек, начинающий то или иное развлечение, рассчитывает наподдержку интересных для него собеседников. Когда же кто-то один в группеначинает противоречить устраивающему других развлечению, то его обязательно непримут в другие формы взаимодействия)
— близость (это свободный отигр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечениевыгоды)
Все три состояния «Я»настороженно относятся к близости. Родительское состояние боится бытьскомпрометированным близостью, считает, будто близость расцениваетсяокружающими как проявление слабости. Оно допускает близость только в частнойжизни. Взрослый понимает, что близость – это такое состояние, в котором человекособенно незащищен и которым легко злоупотребить злоумышленнику. Детскоесостояние боится расплаты за близость.
Близости нелегко датьопределение, однако можно указать ряд условий, благоприятствующих еевозникновению: исключение игр, раскрепощение Взрослого, следование установке»Я — о'кей, вы — о'кей". (Т. Харрис).
Может быть, поэтому в нашей жизнитак мало близости. А для того, чтобы избежать опасности близости иневыносимой скуки, люди и заполняют играми наиболее интересные часы жизни.
4. Анализнеосознаваемых планов жизни, или жизненных сценариев
Неосознаваемый план жизниполучил название жизненного сценария.
Формула закладки сценария:
Сценарий равен сценарным запретамплюс сценарным предписаниям и решениям, которые принимает по их поводуребенок. Предписания сообщают ребенку, что он должен делать, запреты – от чегоон должен воздержаться. Выполнение предписаний вознаграждается, нарушениезапретов карается. Эта «семейная программа модификации поведения» помогаетродителям контролировать действия своих детей.
Запреты + Предписания → Решение = Сценарий
(что не делать) (что делать) (ребенок принимает одну (один из 6-ти по Берну)
из 4-хпозиций «+» «-»)
Соответственно, исходя изсценария, человек выбирает игры, в которые будет играть.
Самореализуемые пророчества –это один из вариантов конструирования будущего. Их закреплением и контролемреализации может служить дневник будущего, когда клиент записывает в дневникете события, которые должны произойти.
Автономные решение представляютсобой самостоятельные решения, принятие Взрослым состоянием по результатаманализа информации, имеющейся во всех трех состояниях личности человека. Чембольше автономных решений, тем более человек свободен от своего сценария.
Обычное поведение в обыденнойжизни может определяться здравым смыслом или автономным решением. А принятиеответственных решений или поведение в стрессовой ситуации определяетсясценариями. И многие люди проживают жизнь, обманывая мир и самих себя.
Сценарии основываются на запретах и предписаниях.
Предписания
В книге Яна Стюарта и ВэнДжойнс «Жизненный сценарий», рассматриваются директивы, которые психолог ТейбиКейлер обнаружил, наблюдая поведенческие реакций, неизменно демонстрируемыелюдьми сразу перед тем, как включиться в какое-то сценарное поведение.
Кейлер и его коллеги составилисписок из пяти таких посекундно расписанных поведенческих последовательностей,которые они назвали директивными («драйверами», "тем,что ведет").
Пять директив оказались такжеособым образом связаны с шестью схемами развития сценария. Наблюдая директивныестереотипы поведения человека, можно с уверенностью предсказать, по какой схемебудет развиваться его сценарий.
Известны пять директив:
Будь совершенным/совершенной
Нравься (другим)
Упорно Пытайся
Будь сильным/сильной
Торопись
В жизни они могут состоять изуказаний о том, что нужно делать или не делать, а также суждений о людях и мирев целом. Вот несколько типичных предписаний:
«Веди себя прилично!»
«Не капризничай!»
«Будь хорошей девочкой!»
«Много работай!»
«Ты должен быть лучшим в классе!»
«Врать плохо»
«Не выноси сор из избы»
Каждая из них дает о себе знатьопределенной совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела ивыражения лица. Я. Стюарт и В. Джойнс подробноописывают как, и по каким конкретно действиям, можно научиться распознаватьэти директивы.
Таким образом, умея распознаватьпять форм директивного поведения, за короткое время можно много узнать очеловеке. От каждой директивы имеется противоядие, которое называется дозволением.Если вам повезло с родителями, некоторые из этих дозволений вы получили от них.Если нет, то можно дать их себе сами.
Директива
Дозволение Будь Совершенным/Совершенной Будь собой, ты и так неплох Нравься Другим Нравься себе Будь Сильным/Сильной Будь открыт и выражай свои желания Упорно Пытайся Сделай Торопись Не торопись
Каждый раз, когда высознательно останавливаете свое директивное поведение и ведете себя независимоот директивы, вы невербально утверждаете соответствующее дозволение.
Следуя директиве, человексчитает, что «Я ОК до тех пор, пока я… совершенен, нравлюсь другим ит.д.». До тех пор, пока я слушаюсь заключенного в директивеконтрсценарного указания, я считаю, что мне не нужно слушаться запрета. Бывает,однако, и так, что я не в силах действовать согласно директиве. Мне не удаетсябыть совершенным, нравиться другим и т.д. в той мере, которая бы удовлетвориламоего Родителя. А из этого, согласно моим сценарным убеждениям, следует,что я должен слушаться запрета.
В результате человек начинаетиспытывать отрицательные чувства, так как соприкасается с ранним решением,принятым в связи с данным запретом. Проделывая эти шаги, он каждый развоспроизводит свой сценарий в миниатюре. Тем самым, подкрепляя его.
Тейби Кейлер представил этотпроцесс в форме модели, которую он назвал минисценарием.
1. ДИРЕКТИВА(Я+ЕСЛИ) Никаких чувств
2. СТОПОР (Я-Т+) Типичные формывымогательства:
Чувство вины, обиды, беспокойства, озадаченности, смущения, сконфуженности
3. ОБВИНЕНИЕ (Я+Т-) Типичные формывымогательства:
Чувство осуждения, торжества, восторженности, язвительности, безупречности,ярости
4. ОТЧАЯНИЕ (Я-Т-) Типичные формывымогательства:
Чувство никчемности, ненужности, безнадежности, загнанности в угол, «никтоменя не любит», «все тщетно»
Выполняя директиву человекне испытывает никаких эмоций. Его Приспосабливающийся ребенок считает, чтопока он руководствуется директивой, он ОК.
Если человек не удовлетворяетусловиям ОКейности, которые выдвигает его внутренний Родитель, — внутренне онсудит себя: «Мне не удалось быть совершенным. Значит я не-ОК». В терминахминисценария этот запрет, который он слышит, переходя от директивы в позицию 2,называется стопором. При переходе из директивы в стопор человекменяет жизненную позицию. Он переходит от директивного «Я ОК, если…» к «Яне-ОК, ты ОК».
Допустим, в детстве человекрешил, что за не-ОКейные происшествия удобнее винить других, а не себя. В этомслучае человек может быстро перейти в третью позицию минисценария, позицию обвинения.
Если жизненный опыт в раннемдетстве привел человека к выводу, что «Я не-ОК, и ты тоже», в ходеминисценария я могу перейти в жизненную позицию Я-Т-. В этом случае яоказываюсь в четвертой позиции минисценария – позиции отчаяния. Ямогу попасть в нее прямо из позиции 2 или в обход, через позицию 3.
Теория минисценария непредполагает какой-то определенной последовательности шагов при перемещении изодной позиции в другую. Каждый человек имеет свою собственную, типичную длянего схему такого перемещения.
Запреты
Психотерапевты Боб и МериГулдинг обратили внимание, что в основе ранних отрицательных решений у разныхлюдей вновь и вновь обнаруживаются двенадцать запретительных тем.
12 родительских запретов (счастичкой НЕ):
— небудь
— неделай
— нерасти
— небудь ребенком
— небудь самим собой
— не будь значимым (невысовывайся)
— не принадлежи (несвязывайся)
— не будь близким
— недостигай успеха
— недумай
— нечувствуй
— небудь здоровым
Сценарий является результатомкомпульсивного повторения – люди стремятся снова и снова пережить несчастливыесобытия своего детства.
Типы сценариев:Победители, Непобедители, Неудачники.
(Э. Берн)
Разновидности сценариев:
— сценарий «Никогда» (миф о Тантале)
— сценарий «Всегда» (миф об Арахне)
— сценарий «До тех пор пока» и «Передтем как» (миф о Язоне)
— сценарий «После» (миф о Дамокле)
— сценарий «Снова и снова» (миф оСизифе)
— сценарий «Рай в небесах» (историяФилемона и Бавкиды)
Клод Штайнер в своей книге«Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна», выделяет три основных жизненныхсценария и освобождения от них:
— «Без любви»(депрессия) – нужно уметь принимать и отдавать поглаживания
— «Без разума»(сумасшествие) — нужно познавать мир избегать игнорирования и ложнойинформации.
— «Без радости»(пристрастие к наркотическим веществам) — нужно найти потерянный контакт ссобственным телом, научиться получать естественное удовольствие.
Феномен игнорированияпредставляет собой искажение реальности: обесценивание или преувеличениеинформации/ситуации, пассивное поведение.
В.В. Макаров приводит многопримеров игр и сценариев, установок присущих именно России. Подробноеописание этих аспектов описано в его книге «Игры, в которые играют… вРоссии. Психологические игры новой России». Это такие игры как: «Игрыгородских улиц», «Приходите завтра», «Я прекращаю в любой момент», Игры«Нищих», «Игры маленьких детей».
5. Анализпсихологических игр
Йохан Хейзинга в своей книге«Homo Ludens» пишет: «одна старая мысль гласит, что еслипроанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашегопознания, она покажется не более чем игрой».
В ТА игрой называетсяпоследовательность действий, часто заученных, на первый взгляд очевидных, но соскрытой мотивацией. Два важнейших признака игры:
— скрытые мотивы
— наличие выигрыша
Главное, что отличает игры отдругих видов человеческой деятельности, — это не лживость эмоций, а то, что ихпроявление подчиняется правилам.
Хейзинга пишет, что у каждойигры свои правила, стоит нарушить правила, и все здание игры тотчас же рушится.Свисток спортивного судьи.
В мире высокой серьезностишулерам, мошенникам и лицемерам всегда доставалось меньше, нежели тем, кто нарушалигру: вероотступникам, еретикам, неофитам, узникам совести.
Антитезисы – внешнееосвобождение от игры. Этим освобождением является избегание лжи.
У Т. Харриса — все игры ведутпроисхождение от простой детской игры «Мое лучше, чем твое»,«У меня лучше», которую легко наблюдать в любой группечетырехлетних детей.
Тогда, как и теперь, эта игразаводилась ради мимолетного мига высвобождения из-под гнета неблагополучия.
Формула игры:
Схема 1
Слабость → Ловушка → Ответ → Удар → Расплата → Вознаграждение
Схема 2
Преследователь («я-ок, вы-не ок»)
/>/>
/> Жертва Спаситель («я-ок, вы-не ок»)
(«я-неок, вы-ок»;
«я-не ок, вы-не ок»)
Или: Крючок +Клев… = Реакция – Переключение + Смущение + Расплата
К. Штайнер рассматривает игрув «Спасение» — в это игру играют почти все («Игры на всю жизнь). Этотреугольник: Спаситель, Преследователь и Жертва. Ребенку с детства навязываютроль Жертвы, а роли Спасителя и Преследователя он усваивает на примереродителей. Эти роли неизбежно меняются, передвигаются.
Большинство семейпрограммируют мальчиков и девочек по-разному: мальчиков учат не знать себя и неуметь выразить чувство любви, а девочек – не уметь логически мыслить.
Отказавшись от трех ролей, людиобнаруживают у себя новые способности, о существовании которых они даже неподозревали.
Особый интерес представляют игрычеловека с самим собой. Человек заявляет окружающим или себе, будто он влюбой момент прекратит или начнет… на место многоточия можно поставить то, отчего человек, пусть неосознанно, не собирается отказываться или наоборот то,что он не собирается делать (бросить курить, пить, сесть на диету или начатьучить иностранный язык, заниматься спортом).
Антитезис в этих ситуациях: — важно начать без промедления и откладывания. Нужно стимулировать человека впопытке осуществления задуманного. И если такая попытка даже окажетсянеудачной, то человек все же осознает свою проблему. А это значит, что игра ссамим собой будет осознана и разрушена.
По мнению Берна, когда в игреобщественная полезность перевешивает сложность ее мотивов, когда игра идет наблаго всем игрокам – такую игру можно назвать хорошей.
Автономия – выход из сценария,достигается при раскрытии и восстановлении трех способностей: к осознанию,спонтанности и близости. Автономным считаются поведение,мышление или чувства, которые являются реакцией на реальность «здесь итеперь». Уход от игры:
– выравнивание тела
— обратная связь
— отказ от пренебрежения
III. Отчет о психологических Центрах поТА
Специалистов по ТА в Москве найти трудно. Их оченьмало. Есть много психологических центров, где наряду с другими психологами,консультируют транзактные аналитики, осуществляются тренинги по ТА дляорганизаций, но это не комплексный подход, не целая серьезная терапия именно поБерну, с методами ТА. Существуют институты по Транзактному Анализу вСанкт-Петербурге и Украине (многие специалисты из С-П часто проводят семинары, тренингив Москве).
В Москве же наиболее ярко ТАотражен двумя представителями учения Берна.
Первый представитель — этопрофессор В.В.Макаров заведующий кафедрой психотерапии и медицинской психологииРоссийской медицинской академии последипломного образования. Автор множестваработ по ТА.
Второй представитель — этопсихотерапевт, позиционирующий себя как единственного в Москве специалиста поТА, прошедшего полное обучение ТА в Англии. И являющегося сертифицированныммеждународным специалистом. В России всего 6 специалистов — по информации с егосайта. Имеет свой Психологический кабинет ТА.
В качестве клиента я прошланесколько сессий, в том числе групповых.
Психологический кабинет ТА- как протекает сессия:
Запись беседы ведется на диктофон, плюс документально.
Заключаются два договора междутерапевтом и клиентом. Первый как гражданско-правовой, второй определяет цель,задачи, поставленные перед терапевтом клиентом, условия-критерии, по которымбудет определяться выполнены ли они. Также, в зависимости от цели, определяетсяколичество сессий (посещений), которое понадобится для решения проблемы.
В Транзактной Терапии есть также этическийкодекс.
Итак, заключается первыйдоговор на оказание услуг – как обычный гражданско-правовой договор. Гдепредусмотрены права и обязанности клиента с терапевтом, литература, которуюдолжен читать клиент и регламент.
После определения цели-проблемытерапии, составляется контракт, в котором определяется, сколько потребуетсязанятий для ее решения, и по каким критериям будет определяться решена задачаили нет. Документально эта цель может просто быть записана в первыйгражданско-правовой договор. Все это может быть также оговорено и устно.
В работах В.В. Макарова,например, предлагается такая схема контракта:
Диаграмма№ 1
(контракт на изменение)
Область А Область перехода Область В
Существующее
положение: Решение Положение после изменений:
1. 1.
2. 2.
3. 3.
Работа с диаграммой позволяетопределить область В, сравнить ее с областью А, оговорить условияПерехода и принять ответственность Клиенту за Решение сделать этиизменения в своей жизни.
После определения проблемы и заключения контракта человек может
составить программу поведения своего Взрослого с помощью вопроса,
соответствующего этой проблеме. Затем, в критический момент, когда может использоваться типповедения, который человек решил изменить, он задает себе вопрос. Этот вопросактивизирует Взрослого.
Активизация Взрослого эгосостояния, необходимого для заключения контракта, происходит при использованиисхем, диаграмм, графиков. Полезно рисовать диаграммы на период принятияконтракта на изменение.
Сессии (посещения):
Сессия 1. Первоначально ведетсяблиц-опрос по главным анкетным вопросам. Вопросов много. Выясняется цельзапроса, проблема. Рассматриваются предписания по Берну. Эго состояния.
Сессия 2. В соответствии сзапросом, спрашивается (Как в Сценарном вопроснике Э. Берна)
Как человек видит себя сосуществившейся целью через:
- 10 лет
- 20 лет
- 30 лет
- 40 лет
- перед смертью
- после смерти
- что написано на могильной плите
- и кто стоял у постели умирающего,и как все было
Сессия 3-4. Дается заданиевспомнить любимую сказку в детстве до 5 лет. И любимых героев изистории вообще.
Также, необходимо начиная отпервой любви, перечислить все последующие отношения.
— почему расставались, причины
— как протекали отношения
Даются задания до следующегопосещения.
Сессия № 5.
Задаются вопросы о том, как:
— протекала беременность мамы
— что читалось во время беременности
— как происходили роды
- кормление
- чувства мамы
- детали
- происшествия
Все, что связанно с момента зачатия ипосле родов.
Сессия 6. Анализ сценария.
Сессия 7. Я записываюсь в терапевтическую группу. Дляэтого существует отдельный контракт с регламентом. И также формулируется цельмоего группового посещения, которая будет оглашаться в группе. Групповаятерапия длится 2 часа. Берется обязательство (по крайней мере, это желательноисполнять) посещать ее не менее полугода. При пропуске место в группеоплачивается.
Всего в группе около 6 человек.
Сначала все представились и рассказали о цели, скоторой они здесь, можно задавать вопросы. Атмосфера легкая, приятная. Лидерпомогает, но вмешивается редко, в основном молчит, наблюдает.
Потом нужно рассказать о своей проблеме, всевысказывают свое мнение, свои реакции. Есть занятия, которые посвящаютсякому-либо одному, но затрагивает и помогает всем, все рассуждают о егопроблеме, спрашивают, дают советы, делают выводы. Человек чувствует себязначимым, его понимают. Говорится о своих Состояниях Я. Сценарных запретах.Чувства нужно высказывать сразу. Прямо. Спрашивается, чего я хочу от группы,что решить.
Сессии 8-10. Следующее посещение группы: всеорганизационные вопросы решаются и обсуждаются на группе. После групповойсессии чувствуется большой энергетический заряд, взаимное понимание, начинаюпонимать, почему это считается самым эффективным из терапий. В группе тебянаблюдают сразу несколько человек, и человек может наблюдать других, видеть ихискренность, сравнивать свои проблемы, анализирует, идет постояннаяинтеллектуальная и особенно эмоциональная работа, переживается множествочувств. Разыгрываются сцены из жизни. Перенос в прошлое. Психодрама. Работа сосвоими Состояниями Родитель, Ребенок, Взрослый и с этими Состояниями ужереальных своих родителей.
Сессии 11-12. Если человек прекращает работу в группе,это решение оглашается за два занятия. В последний день на группе, каждыйучастник говорит о своих мыслях и чувствах в адрес уходящего из группы.Делается акцент на том, что все должно быть искренне. Нельзя утаивать чувства,все говорится открыто.
Подводя итоги посещения терапии по ТА, в целомскладывается положительное и надежное ощущение. Многих привлекает контракт,которой является гарантией. В ТА также ставятся конкретные цели, есть четкаяструктура действий. Клиент обязан читать литературу по ТА, говорит с терапевтомна одном языке.
Вообще, когда есть четкая, понимаемая и принимаемаяструктура лечения, видно направление и ясно, как к нему идти – клиент начинаетдоверять и помогать терапевту, участвует в процессе, — он не пациент, он равныйучастник терапии.
IV. Система общества как игра
Сценарий есть неосознанный планнашей жизни. Большую часть своей жизни мы живем осознанно, однако генеральныйпроект может не осознаваться. Например, почему мне нужно родиться, затем идти вшколу, потом в институт, потом работать и создавать семью, заводить детей, а вконце концов стареть и умирать? Почему такой порядок, а не другой?
Существует одна игра, вкоторую играют все без исключения, и кто не хочет играть, автоматическиисключается. Это игра в систему. Собственно она объединяет все игры исценарии в один организм.
Передаваясь из поколения впоколение, это программа одна на всех. Четкие правила, оправданные мерыобеспечения, выполнение всеми. Система настолько обладает жесткойпривязанностью к каждому, что даже во времена, когда какая-то часть обществавосстает (и это называется революцией, например) и все меняет, через какое-товремя в новых условиях начинает существовать все этаже страшная система.
Заключается она в следующем,основные аспекты: семья, работа, досуг.
1. Семья:
Клод Штайнер и Ходжи Викоффпишут, что два основных препятствия, которые стоят на пути к достижениюудовлетворяющих отношений между мужчиной и женщиной, состоят в том, что,во-первых, мужчина и женщина не в состоянии построить близкие любовныеотношения друг с другом и, во-вторых, мужчина и женщина часто не умеютпостроить равные отношения в сфере совместной деятельности.
Структурный анализ мужскойроли: мужчинпринуждают соответствовать определенному сценарию. От них требуется развитьсвоего Взрослого: они должны вести себя логично, хорошо успевать в точныхнауках, уметь мыслить логически. Им не рекомендуется развивать своегоЗаботливого Родителя –
учиться заботиться о других или самомсебе.
Структурный анализ женской роли: женщину программируют бытьдополняющей второй половиной мужчины. Развивать Заботливого Родителя иМаленького Профессора (интуиция). Зато от женщины никто не ожидает, что у неебудет сильный Взрослый. Общая идея женского сценария – беспомощность.
Одно из нездоровых следствийполоролевой социализации – то, что она создает «пробелы» в личности, которыеограничивают ее потенциал, не давая человеку возможность стать целостным.
По указанной причине многиемужчины и женщины чувствуют себя неполноценными, когда у них нет партнерапротивоположного пола, поэтому стремятся дополнить себя до целого с помощьюдругого человека. Кроме чувства неполноценности они также ощущают, что они «нев порядке», потому что ни с кем не состоят в близких отношениях. Как двафрагмента паззла или две половинки целого, мужчины и женщины часто стремятсянайти кого-то, чтобы заполнить внутреннюю пустоту и компенсировать своинедостатки.
Поэтому, как только онинаходят кого-то мало-мальски подходящего на роль «компенсатора», то стремглавнесутся навстречу заранее определенным отношениям зависимости.
Самая распространенная игра всемьях – это «Треугольник спасения»: Преследователь, Спаситель и Жертва.Причем муж, жена и дети в нем могут постоянно меняться ролями.
Отдавая и делясь, человек тем самым естественнопроявляет свои лучшие чувства, а не следует общественно запрограммированнымритуалам.
Близость становится возможной, когда отсутствие страхапозволяет наиболее полно воспринимать мир, когда красота может быть увидена внезависимости от практической пользы, когда стремление к собственности становитсяненужным вследствие реальности обладания.
Корабль, не имеющий цели,носится по волнам без руля и без ветрил; в бурю, он трещит по всем швам, а вштиль он неподвижен. Он весь во власти стихии. Многие семьи похожи на такойкорабль. Они держатся на плаву, но не имеют цели. Принимая решения, они главнымобразом руководствуются принципом: "А как поступают другие?"Они подражают своему кругу в одежде, ведении хозяйства, воспитании детей, всистеме ценностей и образе мыслей. «Раз все так делают, значит так и надо» — вот их жизненныйстандарт. Если «все» покупают определенную модель роскошнойавтомашины, то и они сделают эту покупку, хотя она и не по средствам. У них нетсобственной независимой системы ценностей, основанной на реалиях их жизни, ипотому дело для них часто кончается разочарованием и долгами.
В социальной психологии этоназывается Эффект «Фургон с оркестром» — один из приемов манипуляциисознанием, при котором используют стремления человека поступать «каквсе».
Взаимоотношения во многих парах представляют собойсложное переплетение игр, поскольку накопившиеся раздражение и отчаяниепородили изощренные повторяющиеся варианты сценариев «Скандал»,«Все из-за тебя», «Как тебе не стыдно», «Ты как твойпапаша» и «Если бы не ты, я бы мог...»
2. Работа:
Беспомощность граждан –требование авторитарного общества, поэтому семья и лишает ребенка силы исамостоятельности, делая его дисциплинированным и послушным.
Ожидания родителей относительнодетей сконцентрированы на школьной успеваемости, то есть на подготовке новойрабочей силы для рынка труда, поэтому они не требуют от детей ничего,кроме дисциплины и хороших оценок, которые отбирают почти всю энергию детей.Родители готовят новых работников, которых будут эксплуатировать индустрия икоммерция.
Культ интеллектуального трудакак престижного, и физического как второсортного — Социальная стратификация,замкнутый социальный организм.
Главное, что усваивают дети врезультате такого воспитания, — это три роли треугольника спасения: Спаситель,Преследователь и Жертва. Усвоение этих ролей готовит их к участию вовластной иерархии, где каждый человек по положению выше кого-то одного и нижекого-то другого.
Треугольник Спасения непредполагает равенства между людьми: в нем они могут быть только выше или нижедруг друга. Мы как будто живем на лестнице, где одни люди идут вверх по нашимголовам, а мы сами карабкаемся вверх еще по чьим-нибудь головам.
Райх ясно указал, как структураобщества отражается в структуре характеров ееотдельных членов (проницательность, которая прояснила иррациональные аспектыполитики).
3. Досуг.
Любовь, отдых, увлечения,хобби. Даже это строго регламентировано, как нас научили так мы это и делаем.Запрограммированность всего, даже счастья (по Берну Упорядочивание времени).
Как пишет Берн: упорядочиваниевремени – это объективный термин для обозначения экзистенциональных проблем,связанных с вопросом: что делать после того, как вы сказали «Здравствуйте».
Заключение
Заключение я хочу представить как свод общихпрактических выводов, отражающие все преимущества Транзактного Анализа, егоэффективность и работоспособность.
Цель, которую преследует транзактная терапия:
1. Выход на позицию «Я– ОК, Вы – ОК»
2. Активация Взрослогосостояния для руководства своей жизнью
3. УстранениеНеблагополучного Дитяв человеке
4. Развитееглавнейших качеств Осознанности, Спонтанности, Близости
5. Отказ отСценариев и Игр
6. Автономностьличности – чувства и мысли «здесь и теперь»
7. Избегания всехролей треугольника Спаситель, Жертва, Преследователь
8. Аутентичность
Чтопредлагает ТА для осуществления этих целей:
1. Освоениеструктурного анализа Родитель-Взрослый-Ребенок
2. Терапевтическийконтракт
3. Равноправныеотношения клиента и терапевта
4. Простой, понятныйи общий язык
5. Четкоразработанные порядок действий в терапии; методики, техники и упражненияТА для выявления и решения проблем (Приложение№ 1)
6. Системунакопления поглаживаний
7. Эффективнуюгрупповую психотерапию
Йохан Хейзинга приводит словаПлатона: «Человек – это какая-то выдуманная игрушка Бога… Каждый мужчина икаждая женщина пусть проводят свою жизнь, играя в прекраснейшие игры».
Но Хейзинга рассматривает теигры, которые Берн назвал бы продуктивные, свободные игры.
На взгляд Хейзинга,использование хитрости и обмана со всей очевидностью ломает игру и отметаетигровой характер соревнования. Игру не по правилам, с тайным умысломХейезинга называет псевдоигрой.
Дух свободной игры это радостноевоодушевление, а не истерическая взвинченность.
На мой взгляд, Транзактный анализ является тем методом впсихологии, который может объединить сразу несколько направлений в науке. Темсамым создается единый метод психотерапии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берн Э. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ. Психологиячеловеческих
взаимоотношений. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ИГРЫ, или ВЫ
СКАЗАЛИ «ЗДРАВСТВУЙТЕ». ЧТО ДАЛЬШЕ? Психология
человеческой судьбы. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. – 576с.
2.Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения: Теория и практика.
(Библиотека психологии и психотерапии; Вып. 22) / Пер. с англ. В.М.
Сариной. – М.: Класс, 1997.
3. ДжеймсМ. Джонгвард Д. Рожденные выигрывать.
4. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект,
2004. – 536 с.
5.Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ – восточная версия – М.:
Академический проект, ОППЛ, 2002. – 496 с.
6.Макаров В.В. Психология каждого дня и всей жизни. – М.: ПЕР СЭ;
Профессиональная психотерапевтическая лига, 2001. – 191 с.
7.Макаров В.В., Макарова Г.А. Игры, в которые играют… в России.
Психологические игры новой России. – М.: Академический проект; 2004. –
112с.
8. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники
транзактного анализа и психосинтеза. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 352 с.
9. СтюартЯ., Джойнс В. Современный транзактный анализ. – СПб.:
Социально-психологическийцентр, 1996.
10.Харрис Т.А. Я – ОК, Ты – ОК.
11.Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с нидерланд.
В.Ошиса. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 539 с. – (Philosophy).
Приложение №1
Техники в ТА терапии
(все техники приводятся в сжатом виде)
Техника 1.
Определение эго-состояния.
Упражнения:
Напишите по одному примеру накаждый из трех способов (Родитель-Взрослый-Ребенок) своего поведения, мыслей ичувств за последние сутки. Вспомните случаи, когда вы вели себя по отношению кдругим из какого-либо эго-состоянии. Составьте свою эгограмму. Нарисуйтестолбик над названием каждого эго-состояния, высота столбика указывает, в какомсостоянии вы находитесь чаще всего. Запишите пять новых типов поведения,которые можно использовать для увеличения желаемого эго-состояния, и начнитепрактиковать со следующей недели. Можно также отразить поведенческиефакторы эго-состояний. Наблюдайте за проявлениями эго-состояний других людей.Учитесь распознавать их.
Возьмите лист бумаги и озаглавьтеего: «Я человек, который…» Затем за 2 минуты опишите себя. На другом листенапишите все девизы и убеждения, которые вы слышали от своих родителей. Атеперь, с позиции Взрослого, посмотрите ваши списки и решите какие вариантынуждаются в изменении в соответствии со взрослой реальностью, вычеркните их изамените на новые.
Техника 2.
Определение транзакций.
Упражнения:
Нарисуйте параллельные и пересекающиесятранзакции из вашей жизни.
Техника 3.
Поглаживания.
Упражнения: Заполните таблицуиндивидуального профиля поглаживания.
(Приложение № 4)
Техника 4.
Структурирование времени.
Упражнения:
Составьте схему структурированиявремени. Для этого нарисуйте круг и поделите его на части времени, которое выобычно каждый день тратите на шесть способов структурирования времени.
Техника 5.
Определение жизненного сценария.
Упражнения:
Напишите на бумаге какое название увашего сценария? Что это за сценарий? Веселый или печальный? Победный илитрагический? Интересный или скучный? Чем заканчивается ваш сценарий? Неплохозаписать ваши ответы на пленку и прослушать после. Вспомните стрессовыеситуации постепенно от недавних до самых ранних, это поможет понять связь междувашими повседневными переживаниями и детскими переживаниями из прошлого.
Нарисуйте свою сценарную матрицу. 1.Приказания. Просмотрев список из 12 приказаний, отметьте важные для вас. 2.Контрсценарий. Вспомните фразы «делай…», «не делай…» (указания и запреты), атакже девизы и лозунги, которые родители вам часто говорили в детстве. 3.Программа. Вспомните, как в детстве вам показывали пример, как нужно достичьопределенного сценарного результата. «Вот как…».
Подумайте и напишите ответ навопрос: Что случается с людьми вроде меня?
Техника 6.
Работа с игнорированием.
Упражнения:
Вспомните последнюю ситуацию,которая закончилась для вас неблагоприятным образом. Такая ситуацияпредставляет собой проблему, которую вы не решили. Попробуйте выявить аспектыреальности, которые вы игнорировали. Были ли в этой ситуации пути разрешения,которые вы не использовали? Можете ли вы определить, в чем выразилосьпреувеличение? Можете ли вы определить пассивные типы поведения, используемыевами в этой ситуации?
Техника 7.
Работа с мировосприятием иискажением.
Упражнения:
Вместе с другим участникомпроиграйте роли с применением отклоняющихся и блокирующихся трансакций.Упражнение дает практические навыки распознавания и борьбы с этимитрансакциями, которые люди применяют неосознанно.
Техника 8.
Работа с симбиозом.
Упражнения:
Первая часть упражнения предназначенадля того, чтобы человек почувствовал симбиоз. Когда два человека опираются другна друга, то она чувствуют себя удобно, так как ощущают поддержку. Однаконекоторые могут также испытывать страх, когда другой человек выходит изконтакта и позволяет им упасть. Человек боится, что без партнера он не сможетстоять на ногах.
Техника 9.
Работа с системой рэкета.
Упражнения:
Рассматриваются примеры неприятныхситуаций, нужно описать свои чувства в ней. Выясняется, что у каждого есть свойнабор чувств, которые мы используем при определенных ситуациях. Отмеченноечувство является тем чувством, которое было скопировано или поощрялось вашейсемьей, в то время как другие чувства не поощрялись или запрещались.
Техника 10.
Игры и анализ игр.
Упражнения:
Письменно ответьте на вопросы.«Загадочные вопросы» находятся в конце упражнения. Не смотрите на них, пока выне ответили на все вопросы плана игры. После этого ответьте на два «загадочныхвопроса». 1. Что постоянно происходит со мной? 2. Как все это начинается? 3.Что происходит потом? 4. (Загадочный вопрос) 5. А потом? 6. (Загадочный вопрос)7. Чем все это заканчивается? 8. а) Как я себя чувствую? б) Как, с моей точкизрения, чувствует себя другой человек? Загадочные вопросы: 4. В чемзаключается мое секретное послание другому человеку? 6. В чем заключаетсясекретное послание ко мне другого человека? Ответы на «загадочные вопросы»являются психологическими посланиями в транзактной диаграмме игры.