Реферат по предмету "Психология"


Феномен "бессознательного" Зигмунда Фрейда на примере истерической женщины

МинистерствоВнутренних Дел Российской Федерации
Федеральноегосударственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования «Московский Университет»
Кафедрафилософии
Научнаяработа
Феномен«бессознательного» Зигмунда Фрейда на примере истерической женщины
Автор: рядовой милиции
Сапожникова К.С
Научный руководитель
капитан милиции Щелоков К.С
Москва 2011 г.

Содержание
Глава 1. Личность Зигмунда Фрейда, егофилософия и основные теории
Глава 2. Истерическая женщина поФрейду
Глава 3. Особенности современнойистерической женщины
Заключение
Список используемой литературы

Введение
философия фрейд характер истерический
ФигураЗигмунда Фрейда всегда имела особый интерес. Он является культовой личностью,своеобразным брендом в философии, психологии и медицине.
Образ Фрейда как был, таки по прежнему окутан туманом противоречий. Кого только в нем не видели! Гигантамысли, великого разгадчика той тайны, которую представляет из себя человек. Инаоборот – сочинителя научных сказок, шарлатана.
Зигмунд Фрейд являетсяоснователем множества научных трудов, наиболее известные из них — «Психопатологияобыденной жизни», «Толкование сновидений», «Я и Оно» и«Введение в психоанализ». Интересны с точки зрения понимания Фрейдомприроды детской психики могут быть также «Анализ фобии пятилетнегомальчика», «Из истории одного детского невроза», «Леонардода Винчи: воспоминание детства».
Актуальность темы научнойработы. Философия и психология тесно взаимосвязаны и плотно вошли в нашу жизнь.В связи с тяжелым ритмом жизни, постоянной напряженностью и склонностью кстрессам, великое множество людей зарабатывают себе психические расстройства,нередко сопровождающие их с самого детства. В целях улучшения качества жизнилюдей, оказания им квалифицированной помощи, и недопущения асоциальногоповедения наука непрестанно ведет разработки. В настоящее время справиться спроблемами в жизни и выбором правильной позиции помогает философия, ее изучениепомогает людям разобраться в себе, определить рамки своего мировоззрения, апсихология, в свою очередь, дает возможность понять истоки психическихзаболеваний, и на основе полученных знаний справиться с проблемой.
Данная научная работарассматривает своеобразную философию Фрейда, его вклад в философскую наукупосредством рассмотрения бессознательного, а в частности, рассматривая образистерической женщины. Фрейд, подробно изучая данную проблематику, видел воснове возникновения синдрома истерической женщины, и истерии в целом, различныедетские отклонения, подразделяемые на некоторые отдельные стадии, но каждая изкоторых имела общую черту- психологическую травму, полученную в юном возрасте,а так же тайны человеческой души, рассматриваемые по схеме «Я — ОНО — СВЕРХ — Я».
Объектом научной работыявляется философско-психологические очерки Фрейда как средство преодоленияпсихологических проблем, имеющихся среди населения.
Предметом являетсясущность и содержание рассматриваемых концепций Фрейда.
Целью научной работыявляется раскрытие Фрейда как ключевой фигуры философии и психологии,комплексное рассмотрение сформулированной им модели «истерической женщины».
Задачи научной работы:
1. охарактеризовать ЗигмундаФрейда как личность, рассмотреть его жизненный путь; философию, а также основныетеории.
2. прояснить особенности,а также общие черты «истерической женщины» по Фрейду.Охарактеризовать философско-психологические позиции Райха, сопоставить взглядыэтих ученых на проблематику психических неврозов.
3. осветить взглядыдругих ученых на особенности современной истерической женщины.

Глава 1. ЛичностьЗигмунда Фрейда, его философия и основные теории
Говоря о трудах Фрейда,необходимо учитывать и ту среду обитания, в которой он рос, получал базовыезнания и определенные манеры, воспитывался и формировался как личность.
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в Фрейберге, провинциальном городе, в семье мелкого торговца. Вскоре семействоФрейдов переехало в Лейпциг, а затем в Вену. Зигмунд воспитывался в семье,отказавшейся от религиозных традиций и обычаев, его отец придерживался либерально-просветительскихвзглядов и. по воспоминаниям членов семьи был «законченнымсвободомыслящим».
Еще до рождения сына онперестал посещать синагогу, а впоследствии и вовсе отказался от культовых ибытовых предписаний иудаизма.
Фрейд очень восприимчивоотносился к отцу, ощущая серьезное влияние на свои дальнейшие предпочтения.Так, под влиянием отца в мальчике рано пробудилась любовь к книгам и страсть к знаниям.Он получил типичное для выходца из мелкобуржуазной еврейской семьи образование:частная школа, гимназия, университет.
В годы обучения вгимназии мировоззрение З.Фрейда формировалось теперь уже под влиянием идей рационализмаи естественнонаучного эмпиризма (вера в прогресс, в равенство возможностей, в свободуличности и т.д.)
Огромное влияние наразвитие Фрейда оказало его знакомство с идеями европейского рационализма исвободомыслия. Он свято верил во всемогущество человеческого разума и конечную победунаучного мировоззрения.
Религия, напротив, в егоглазах была главным источником человеческих заблуждений, врагом просвещения, ипрогресса.
Изучение естественныхнаук сыграло решающую роль в формировании мировоззрения Фрейда. Физика, химия, биологияоказались авангардными областями знания. Среди интеллигенции усилился интерес кнаучной литературе, большую популярность приобрели публичные лекции идемонстрации различных опытов.
В этих условиях интересыюноши, первоначально мечтавшего о карьере политического деятеля, приобрели инуюнаправленность. Еще в гимназии Фрейд познакомился с учением Ч.Дарвина, который впервыепоставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственностьмежду ними.
Знакомство с эволюционнойтеорией Дарвина произвело неизгладимое впечатление на сознание Фрейда, породив егонадежды на небывалый прогресс в познании мира.
Семнадцатилетний Фрейд решилпосвятить себя науке, он испытывал в тот период времени «непреодолимуюпотребность разобраться в загадках окружающего мира и по возможности сделатьчто-либо для их решения». Но осуществлению замыслов юноши препятствовалаактивная государственная политика Австро-Венгрии, которая ограничивала сферу деятельностиевреев коммерцией, юриспруденцией и медициной.
Путь в науку был закрыт,и Фрейд был вынужден выбрать медицину, как область, более близкую кестествознанию.
Твердо решив занятьсямедициной, в 1873 году Зигмунд Фрейд поступил в Венский университет намедицинский факультет, и успешно проучившись в нем 8 лет, получил степеньдоктора медицинских наук.
Стараясь везде преуспеть,он совмещал учебные занятия с работой в институте физиологии при Венскомуниверситете под руководством Эрнста Брюкке (1819-1892 гг.). Сотрудничая с этимвыдающимся ученым, Фрейд обрел массу новых мыслей относительно медицинскогопознания, а также существенно укрепил свой научный, рационалистический складума. Он провел несколько оригинальных исследований, осуществляемых подруководством Брюкке, способствовавших оформлению материалистической теориинейронов.
Логика и процесс научногоисследования вели его на позиции естественнонаучного материализма. Согласнорассуждениям Фрейда, именно мозг является органом психики, и психическиепроцессы существуют в неразрывной связи с физиологическими, что мирматериальных предметов существуют независимо от человеческого сознания и нашизнания о нем начинаются возбуждения органов чувств.
Новый толчок интересаФрейда к философии начался в момент совершения революции, происходивший вестествознании, требующий мировоззренческого осмысления научных открытий.
В 1874-1875 гг. онпрослушал цикл лекций немецкого философа-идеалиста Ф. Брентано (1833-1917). Егоучение о психических актах как направленных действиях душ, его полемика с Г.Модели, английским психиатром, по проблемам бессознательного вызвали живойинтерес Фрейда.
Увлечение философиейпозитивизма было довольно распространенным явлением среди естествоиспытателейтого времени, что объяснялось известной близостью определенной областипозитивизма к естественнонаучному материализму. Влияние позитивизма наформирование его взглядов существенно корректировалось характером его научныхинтересов. Он отдавал предпочтение мировоззрению, основанному на системе знанийо мире, будучи убежденным в единстве и универсальности законов природы. Фрейд непитал доверия к метафизике.
Но материалистическиемысли его носили некоторый ограниченный характер, имея такие черты какнеоформленность и стихийность. Именно эти факторы, в совокупности с отсутствиемсерьезной теоретико-познавательной подготовки и слабым знанием диалектикипривели ко внутренним разногласиям Фрейда. Ведь, будучи материалистом «внизу»,то есть в объяснении явлений природы, он продолжал быть идеалистом «вверху»при решении гносеологических, социальных проблем.
Так, в жизни этоговеликого ученого наступает долгожданный момент- он начинает самостоятельнуюнаучную деятельность.
В 1881 году Фрейд основалсвой личный кабинет, взявшись за лечение неврозов. В процессе своейпрактической работы с клиентами особое внимание он уделял их мозговой и нервнойи системе.
Зигмунд Фрейд страстножелал помочь всем своим больным, словно поторапливая науку с ее великимиоткрытиями, проводя все время в поисках нового терапевтического средства. В1833 году он начал изучать действие кокаина на себе своих близких. Однакорезультаты экспериментов огорчали, серьезный вред здоровью получили несколькоиспытуемых. Так в Вене Фрейда окрестили шарлатаном.
В 1879 году был созданпервый в мире Институт психологии. Фрейд занялся научной работой и искалтаинственную причину неврозов.
В 1885 году Фрейду выпалшанс ехать на стажировку в парижскую всемирно известную клинику «Сальпетриер».В те годы клиникой управлял Жан Марен Шарко, считавший причиной появленияневрозов не анатомические отклонения человека, а психологические. Эта мысльглубоко запала в сознание Фрейда. Через некоторое время Фрейд изучает работуученика Шарко- доктора И. Бернгейма («Внушение и его применение в качестветерапии».
В 1889 году Фрейд едет вНанси. Метод гипноза произвел на него большое впечатление. Проведя несколькосеансов с больными, ставя опыты, он заметил за некоторыми его клиентами полноеисчезновение истерических симптомов, и выпадение из памяти акта гипнотическоговнушения. Так к Фрейду пришла мысль о бессознательном поведении людей.
В его практике было многоинтересных случаев, и на основе одного из них он открыл новый метод леченияистерии (катарсический). По его теории, организм располагает постояннымколичеством психической энергии, и если эта энергия вовремя не реализуется, топоявляется равный по силе патологический симптом. Эта работа подводила итогмноголетним исканиям Фрейда, в ней он впервые вплотную столкнулся с проблемойбессознательного, положенной в основу его психоаналитической теории. По мереразвития психоанализа, представления Фрейда о бессознательном уточнялись иусложнялись. Дальнейшее развитие состояло в выдвижении Фрейдом гипотезы обисключительной роли сексуальности в этиологии неврозов, затем последовали отказот гипнозов и замена их методом свободных ассоциаций и толкованием сновидений,выдвижение учения о бессознательном. Но на этом его труды не закончились! Фрейдисследовал всю гамму «наклонностей, увлечений, мотивов и намеренийиндивида». Он предложил новую структурную модель психики.
Подытоживая, можноотметить Фрейда как многогранную личность, талантливую во всех своихпроявлениях. Ведь не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем.Успешно начав свою научную деятельность с медицины, он активно развивал новыетеории и идеи в других сферах деятельности, будь то физика, философия ипсихология. Его трудами пользуются и по сей день.
Глава 2. Истерическаяженщина по Фрейду
Как известно, психоанализначал свою историю с попытки понять истерию, это можно наглядно увидеть напримере случаев Анны О., и Доры, анализируемые Фрейдом, гордость истерическойструктуры характера прекрасно описана Достоевским в его героинях: НастасьеФилипповне («Идиот»), Лизавете Николаевне («Бесы») иКатерине Ивановне («Братья Карамазовы»). В каждом случае мывстречаемся с красивой и гордой женщиной, которая страдает, испытывая чувствоглубокого оскорбления, нанесенного ей мужчиной. В каждом случае гордостьпредшествует падению. Эти героини — очень ценные и яркие примеры истерическойструктуры характера. Прежде всего женщин истерического типа выдает скрытое, илидаже неприкрытое кокетство, походка, речь, чрезмерная сексуальность.
Проблемы становленияличности, половой самоидентичности, формирования характера Фрейд связывает ссудьбами детской сексуальности, комплексами и его преодолением в процессевзросления и включения индивида в общественную жизнь.
Представление о ролидетской сексуальности возникает у Фрейда в результате анализа и леченияневрозов. Невроз — продукт подавления и искажения влечений. Но какие влечениябыли подавлены и когда происходит первая репрессия, прокладывающая путь всемпоследующим? Фрейд приходит к выводу, что невроз обусловлен подавлениемсексуального желания.
В качестве события,вызвавшего невроз, в исповеди пациента часто фигурировал факт«соблазнения» ребенка родителем противоположного пола. В теориидетской сексуальности важен даже не мотив соблазнения, который шокировал многихсовременников Фрейда, а наличие сексуальной мотивации у ребенка. Вопрекиразделяемому большинством не только простых людей, но и специалистов-психиатровмнению о «невинности» ребенка, Фрейд выдвигает смелую мысль, чточеловек с самого рождения наделен мощным сексуальным влечением. Еготрансформация под влиянием жизненных обстоятельств и требований культурыявляется стержнем индивидуального развития. «Судьба личности определяетсясудьбой ее полового влечения,»-говорил Фрейд. В зависимости отособенностей нервной системы и жизненных обстоятельств культурная адаптациялибидо, его кристаллизация в структуру характера, происходят различнымиспособами. Факторами, определяющими эти способы и путь развития личностиявляются психическая конституция, соотносительная сила влечений, культурныевоздействия, методы воспитания, характеры воспитывающих лиц, а также некоторыеключевые события жизни. Либидо получает содержательное наполнение влияниями,идущими как со стороны влечений, так и со стороны культурных идеалов. Отсюда — огромное разнообразие проявлений любви у взрослого человека. Любовь естьвыражение характера, морально-психологического ядра личности, котороескладывается уже в первые годы жизни.
Конечно, одухотвореннаялюбовь доступна лишь развитой личности и она разительно отличается отфизического влечения. Однако Фрейд был убежден, что все формы любвиэнергетически питаются из одного источника.
В трансформацияхсексуальности уже в самом детском ядре личности следует искать причиныневрозов. С другой сторона, исходя из анализа неврозов, можно выстроить теориюсексуальности, связав ее с развитием характера. В основе истерическогохарактера у женщин лежит соперничество с обесцененной матерью, при этом женщинывоспринимаются как слабые и незначительные существа, а мужчины- как сильные ивосхитительные. В последствии у таких женщин бессознательно формируется страх иненависть к мужчинам, и чувство агрессивного соперничества к другим женщинам.
Парадоксально, но внешнеепроявление сексуальности используется как защита от истинной сексуальности.Истерическая женщина боится удовлетворения своего желания. Если такой типажженщин и преподносит себя как очень сексуальный объект, это вовсе не являетсянастоящей сексуальной готовностью, данной категории людей свойственны сильные,неудовлетворенные генитальные импульсы, заторможенные генитальной тревожностью,а как следствие — постоянное ощущение опасности. Они стремятся к переменам исвободе, жаждут всего нового и рискованного, боятся ограничений, традиций,закономерностей и порядка, не любят привязанностей, обязанностей и какого-либопланирования. Живут от мгновения к мгновению, без четких планов и целей, вожидании нового.
Главное ощущение женщинпри истерии – чувство маленького, пугливого и дефективного ребенка в мире, гдедоминируют сильные и чужие другие. Несмотря на то, что люди с истерическимскладом личности часто выступают как контролирующие и манипулирующие, их субъективноепсихологическое состояние совершенно противоположно; для людей истерическоготипа важно быть любимыми, они ищут в любви прежде всего подтверждения своего Я,воспринимают любовные отношения как кульминацию всей своей жизни. Посколькусамооценка истерических личностей зависит от доказательств любви к нимпартнера, они ненасытны в средствах и способах получения этих доказательств.Нередко попадают в «любовные треугольники», где подсознательноповторяется их положение между двумя родителями. В такой ситуации истерическиеличности как бы возобновляют свое соперничество с матерью или отцом.
Зигмунд Фрейд в своихтеориях основывается на двух предпосылках. Первая предпосылка делает упор натом, что переживания раннего детства играют критическую роль в формированиивзрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личностииндивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Втораяпредпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количествомсексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии черезнесколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессахорганизма. Сексуальное развитие и общее формирование психики, проходят, поФрейду, несколько критических фаз, содержание которых обусловлено какгенетически, так и формами воспитания. Каждая фаза оставляет «следы»в виде черт характера. На каждой возможны задержки, отклонения,предопределяющие невроз.
Фрейду принадлежитгипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной,анальной, фаллической и генитальной. Для того, чтобы лучше понять сущностьпроблемы истерических женщин, необходимо рассмотреть каждую извышеперечисленных стадий.
/>

Начиная с оральной фазы,можно отметить, что протекает она с рождения и вплоть до 12 месяцев,характеризуется быстрым ростом, основным источником удовольствия ипотенциальной фрустрации является кормление. Ведущая эрогенная область этойстадии — рот как орудие питания, сосания и первичного обследования предметов.
На оральной стадиификсации либидо у человека, по Фрейду, формируются некоторые черты личности:ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всемпредлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятсяна оптимистов и пессимистов. «Застревание» на оральной стадии, поФрейду, сказывается на взрослой личности в виде зависимости от оральныхстимулов. Оральные фиксации на сосании формируют пассивный, выжидающий типличности, установку на зависимость от других. В любви этот тип ищет протекции.Сублимирование оральных влечений в интеллектуальную сферу порождает рассеянныйинтерес к знаниям, новой информации, как бы заменяющей материнское молоко.Грубое подавление оральных влечений в детстве оставляет след в виде отвращенияк поцелуям, снижает восприимчивость к внешним впечатлениям, угнетаетлюбознательность. Оральный тип, по преимуществу, общителен, доброжелателен,доверчив. Способен легко увлекаться, мечтать, но пассивен и безынициативен. Вфантазиях орального типа встречается желание укусить, съесть, выпить кровьдругого человека.
За оральным периодомследует анальный (с 12-18 месяцев до 3 лет), во время которого ребенок впервыеможет контролировать свои телесные функции. Либидо концентрируется вокругануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности,чистоплотности. Ребенок получает удовольствие от анального и уретральногофункционирования. Он наслаждается удерживанием и испусканием, а такжеприкосновениями, разглядыванием и обнюхиванием фекалий. В процессе постепенногофизического созревания появляется все больший контроль над экскреторнымипроцессами и движениями, и, тем самым, обеспечивается появление источниковнарциссического удовлетворения. Далее детская сексуальность находит предметсвоего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. И здесьребенок впервые встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступаетперед ним как барьер, который он должен преодолеть, а развитие приобретаетконфликтный характер. Таким образом начинает формироваться Super-Ego ребенкакак часть его Ego, где в основном заложены авторитеты, влияние родителей идругих взрослых, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей,социализаторов ребенка.
Особенности характера,формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, — аккуратность,опрятность, пунктуальность. Анальный тип характера продуктивен для строителя,предпринимателя, банкира, рантье. Люди этих профессий склонны находитьудовлетворение в коллекционировании, систематизации, управлении людьми,регулярных усилиях воли. Черты этого типа — упрямство, жадность, педантизм,аккуратность. Зрелая форма анальной любви содержит сильные собственнические мотивы.Любовь осознается как обладание, господство, сочетаясь нередко с чувствомдолга. Фрейд подчеркивает культурную значимость анального характера: стремленийк порядку, бережливости и упорства, которые являются фундаментальными мотивамиевропейцев. Анальная стадия сильней других акцентировалась в воспитании. Врезультате получил распространение тип деятельного, скупого, педантичногособственника, недоверчивого и эгоистичного. Стремление к богатству и властислужит характерным признаком европейского буржуазного характера. Обратнуюситуацию можно представить себе на примере Африканских стран.
Между тремя и шестьюгодами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогеннуюзону, в область гениталий. На этой стадии дети впервые осознают сексуальныеразличия. В научной литературе данную фазу можно встретить под названием «фаллическая».
На данной стадии детиуделяют особое внимание стимуляции области гениталий, они стремительно борютсяза внимание родителей. Эта стадия характеризуется желанием ребенка лечь впостель вместе с родителями и ревностью к вниманию, которое родители уделяютдруг другу, а не ему.
Именно на этом этапеформирования человеческой психики следует рассказать о Эдиповом комплексе, икомплексе Электры. Последний, в свою очередь, тесно связан с понятием женскойистерии.
Мифологическая Электрауговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образомотомстить за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочекявляется мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, онаосознает, что у нее нет пениса, как у отца или брата (что может символизироватьнедостаток силы). Как только девочка делает это аналитическое открытие, онаначинает хотеть, чтобы у нее был пенис. По Фрейду, у девочки развиваетсязависть к пенису, что в определенном смысле является психологическим аналогомстраха кастрации у мальчика. Вследствие этого девочка начинает проявлятьоткрытую враждебность по отношению к своей матери, упрекая ее в том, что тародила ее без пениса, или возлагая на мать ответственность за то, что та отнялау нее пенис в наказание за какой-то проступок. Фрейд полагал, что в некоторыхслучаях девочка может низко оценивать собственную женственность, считая свойвнешний вид «дефективным».
В то же самое времядевочка стремится обладать своим отцом, потому что у него есть такой завидныйорган. Зная, что она неспособна заполучить пенис, девочка ищет другие источникисексуального удовлетворения в качестве заменителей пениса. Сексуальноеудовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек в возрасте пяти-семи летклиторная мастурбация иногда сопровождается маскулинными фантазиями, в которыхклитор становится пенисом.
По прошествииопределенного времени девочки смиряются со сложившимся положением дел, и черезсхожесть с матерью получают символический доступ к отцу, причем чем большесхожесть с матерью, тем больше вероятность, что будущий спутник жизни выросшейдевочки будет аналогом ее отца.
Предвестьем последнегопериода сексуальности служит концентрация сексуального интереса и возбужденияна гениталиях. Оральные и анальные интересы и составляющие инстинкты — например, разглядывание (скопофилия), демонстрация и обнюхивание — теперьвключаются в контекст генитальной мастурбации, которая приобретает доминирующеезначение. Фрейд отмечал, что после генитального интереса и любопытства ванальной фазе, сфера внимания в данной фазе «смещается к гениталиям, к ихдействию, и приобретает доминирующее значение, которое к зрелости уже не имееттакой актуальности». Генитальный тип личности выражает зрелуюсексуальность. Сублимированное генитальное либидо служит источникомальтруистической любви, установки на духовное общение. Однако генитальнаязрелость, как считает Фрейд, вообще редко достигается.
У сегодняшних взрослыхлибидо состоит большей частью из оральных и анальных компонентов. Историяиндивидуального либидо есть история привязанностей и утрат, оставляющая в душеследы — зарубки в виде психических фиксаций. Эти фиксации определяют типхарактера, прихотливость и избирательность полового чувства. В романе В.Набокова «Лолита» герой, испытавший первую любовь к двенадцатилетнейдевочке, навсегда сохраняет фиксированную установку именно к этому возрасту. Итаких примеров можно найти много.
Фрейд предположил, что воснове сексуального поведения лежит особый вид силы или психической энергии ипредложил назвать эту энергию «либидо». «Либидо», по егомнению, являлось важнейшим фактором для развития личности. Именно благодаря«либидо» сексуальные стремления начинаются в гораздо более раннемвозрасте, чем предполагалось до этого. Более того, Фрейд убедился, что многиеотклонения в функционировании взрослых являются последствиями превратностейразвития ранней детской сексуальности.
Данное Фрейдом объяснениестадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, чтосексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая рядбиологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. Впредставлении Фрейда развитие личности проходит через четыре следующие стадии:оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Фрейд предполагал, что впроцессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксациии образованию определенных типов характера.
Глава 3. Особенности современнойистерической женщины
Рассматривая типистерической женщины, разумеется, следует отметить тот факт, что временаменяются, и люди, соответственно, меняются под стать им. Современныеистерические женщины значительно отличаются от тех, что существовали во временаФрейда, Шарко, Достоевского. Хотя, несомненно, часть черт прежних истерическихженщин осталась.
Вспоминая труды Фрейда иДостоевского, можно смело сказать, что в их описаниях рассматриваемый намитипаж женщин обладает сексуальной привлекательностью, провоцирует эротическиечувства к себе, но им трудно превратиться в обычную любовницу, всем им присущарепрессированная чувственность. Заметив это, Фрейд и начал работать над даннымвопросом, пытаясь докопаться до самой сути, до причины возникновения даннойпроблемы. Безусловно, сегодня вышеперечисленные черты характера остались, нокультура наложила отпечаток на черты данного типажа. Поэтому появились и другиесвойства, которые характеризуют сексуальную культуру нашего времени.
Данный вопросрассматривали на протяжении всего времени различные ученые, Фрейд лишь былодним из основоположников развития данной тематики. Первоочередным вопросомвсех заинтересовавшихся этой проблемой был вопрос «В чем же суть, таксказать зерно?». Для ответа на данный вопрос я обратилась к мыслям различныхученых, мыслителей для обобщения полученной от них информации и подведенияитогов по данному вопросу.
О. Фенихель пишет так: «Рассматриваямеханизмы истерии, следует иметь в виду, что ее особенности отражают конфликтымежду интенсивным страхом сексуальности и не менее интенсивным, но подавленнымсексуальным влечением». Рассматривая проблему отвержения чувственностиданным типом женщин, необходимо вернуться к истокам, в первоначально возникшиедетские переживания. Данный вопрос тесно связан с любовью родителей поотношению к ребенку в семье, в частности отца. Очень часто маленькие девочкиговорят о своей любви к отцу, но мало кто задумывается что, если ребенок достиггенитальной стадии развития, то чувства девочки к отцу сексуально окрашены.Суть заключается в том, что каждое чувство имеет два компонента – романтическийи сексуальный. У ребенка оба эти слагаемые чувства едины, в то время каквзрослый человек, для которого эти компоненты разделены, осознает, чтонравиться могут многие женщины или мужчины, но это вовсе не означает, что этилюди должны стать сексуальными партнерами. Но непонимающий всего этого ребеноклюбит отца как романтически, так и сексуально.
В свою очередь, отец неможет адекватно ответить на привязанность девочки, вот почему подсознательноона чувствует себя отвергнутой, оскорбленной в своих переживаниях. Этотпсихологический конфликт и оказывается истоком истерического характера.
Страх истерическойженщины блокирует ее сексуальные желания, это связано прежде всего с отцом, егоотвержением ее детской сексуальности. Но как правило, истерическая женщина неможет сама обнаружить в себе злость, хоть это и необходимо для дальнейшейгармоничной психосексуальной жизни женщины, ведь подавленная злость и гордостьзакрывают доступ к вытесненному желанию. Это и создает препятствие длясближения с мужчиной. Злость будет ликвидирована только после подавлениясексуального влечения к отцу
Истерическая женщина поприроде своей привыкла бессознательно провоцировать окружающих ее мужчин своимповедением, манерами, одеждой. Так О. Фенихель рассказывает об одной из своихстуденток: «Одна из моих студенток, носительница истерического характера,надевала короткую юбку, которая уже не соответствовала ее возрасту, облегающийсвитера, ее макияж был вызывающим. Губы подчеркивались яркой краской. Онивсегда казалось влажно привлекательными, зовущими. Студентка передвигаласьлегкой танцующей походкой. Когда она томно спрашивала, в какой аудитории будутзанятия, казалось, что она приглашает нас на сугубо интимную встречу».
Если вы обратите вниманиеистеричной личности на странности ее поведения, она очень удивится. Ведь этоделается не умышленно, а бессознательно. Вот почему Александр Лоуэн пишет: «Истерическийхарактер – это личность, склонная сексуализировать все несексуальные отношения,ей свойственна внушаемость, иррациональные эмоциональные вспышки, хаотичное,драматизированное и театрализованное поведение и даже обман, вплоть доэкстремальной формы – истерических фантазий».
А так в своих трудахпишет В. Райх: «Истерическому характеру свойственно сильное инеудовлетворенное сексуальное стремление, которое сдерживается генитальнойтревожностью; она чувствует постоянное присутствие опасности, котораясоответствует ее инфантильным страхам. Изначальное инфантильное сексуальноестремление позже утилизируется, чтобы прочувствовать, как и прежде, природу ивеличину грозящих опасностей.»
Фрейд, с его пониманиемистерических женщин как феномена человеческого развития, на бытийном уровнеставил перед собой основной задачей выделение различных фаз становленияпсихологических истериков. Прежде всего он задавался вопросом- " В чем жесуть, зерно проблемы? Отчего происходят столь серьезные изменения характера, ипочему они происходят в юном возрасте? Что же все таки побуждает человеческуюпсихику к подобным изменениям?" Так как вопрос о познаваемости мира досегодняшних дней остается спорным, сложно точно ответить на данный вопрос. Ведьто, что стало известно благодаря исследованиям Фрейда, и последующим видным ученым Райхом, можетбыть опровергнуто в один прекрасный момент, ведь, как известно, истинна лишь танаука, теории которой можно опровергнуть.
Исследуя характер,психоанализ с самого начала следует новым маршрутам, соответствующим егометодам. Фрейд первым открыл, что определенные черты характера следуетисторически объяснять как социально обусловленные производные и продолжениепримитивных инстинктивных импульсов. Позже Джонс и Абрахам основательнодополнили характерологию, редуцировав черты характера до их инфантильной инстинктивнойосновы (к примеру, зависть и амбицию до уретрального эротизма).
Рассмотрим поставленную вданной научной работе проблему с позиции Райха. Как правило, в повседневнойжизни люди представляются нам жестокими или мягкими, гордыми или униженными, холоднымиили дружелюбными и так далее. Анализ характеров показывает, что различие междуними заключается только в формах панциря, которым эго прикрывается отопасностей внешнего мира и защищается от вытесненных внутренних импульсов.
Следующий вопрос состоитв том, каковы причины формирования характера. Чтобы ответить на него, надосначала вспомнить наши собственные характерные реакции. Характер заключается вхроническом изменении эго, которое можно назвать ригидностью. Это — основахронической характерной модели поведения человека. Смысл такого поведения —защита эго от внешних и внутренних опасностей.
Анализ всегда выявляет,что в период окончательного формирования характера имеет место конфликт междугенитальными инцестуозными желаниями и их актуальной фрустрацией. Эти условиясоответствуют актуальным социальным условиям и тому влиянию, которое ониоказывают на детскую сексуальность. С изменением социальных условий будутменяться и условия формирования характера, а вместе с этим и структурыхарактеров.
Конечно, существуют идругие возможности справиться с эдиповым комплексом, к примеру, в меньшейстепени влияет на формирование личности простое вытеснение или возникновениедетских неврозов. Такими условиями формирования характера, как правило,являются интенсивное генитальное влечение и относительно слабое эго, которое,боясь наказания, защищается прежде всего вытеснением. Вытеснение приводит ксдерживанию импульсов, а это создает угрозу прорыва вытесненного. Эготрансформируется, — скажем, развивается тревожность, робость. Такие качествафактически означают ограниченность эго, но они же и усиливают его, посколькузащищают в ситуациях, которые могут спровоцировать вытесненные импульсы.
«Чтобы справиться синстинктом, начального изменения эго, такого, например, как появление робости,недостаточно. Напротив, это приведет к развитию тревожности, которая, какправило, создает предпосылку для детской фобии. Чтобы сохранять импульсывытесненными, необходимо дальнейшее изменение эго: вытесненное должноконсолидироваться, эго — стать тверже, защиты — принять устойчивый активный,автоматический характер. Кроме того, вытесненное проявляется в детской тревоге,которая сама по себе угрожает ослабленному эго, следовательно, необходимазащита и от тревоги. Мотивом, скрытым за всеми этими мерами эго, служитсознательный и бессознательный страх наказания, страх, который, как известно,постоянно подкрепляется актуальным поведением родителей и воспитателей.»
Также Райх отмечал, чтопри формировании характера важную роль играет не только окружающая ребенкасреда и генетика, а непосредственно люди, окружающие его, с характерной имманерой поведения. Они словно отдают частичку своего характера воспитываемомучеловеку, воздействуя на него своим психологическим состоянием.
Подводя итог мыслям Райхаотносительно данной проблемы, можно отметить, что результат формированияхарактера зависит от следующих факторов: времени, когда фрустрируется импульс;степени и интенсивности фрустрации; против каких импульсов направлена основнаяфрустрация; соотношения между разрешением и фрустрацией; пола основнойфрустрирующей личности; противоречий, которые содержит в себе сама фрустрация.
Все эти условияопределяются социальной системой воспитания, моралью и возможностьюудовлетворения потребностей, то есть экономической обстановкой в обществе в тотили иной период.
Возвращаясь к трудамФрейда, следует отметить некоторую схожесть их идей относительно поставленнойпроблемы. Однако важным фактором являлось то, что Фрейд был «практиком».
Флирт был в моде, когдаФрейд начинал свою терапевтическую практику, господствующая культурастремительно подавляла чувственность. Тогда общественность выражала свою сексуальнуюэмоциональность посредством кокетства.
Смелый комплимент,пламенные взоры, выражающие страсть, подтекст в речах- все это было важнойсоставляющей того времени. Сейчас это не характерно для российской культуры.Конечно, можно изредка встретить в «Московском комсомольце»объявления вроде «Знакомства не для брака. Флирт…». Внешниепроявления истерического характера под влиянием изменений в современнойсексуальной морали стали иными.
Носительницаистерического характера страшится не только сексуальных отношений. Ее испуготносится также и к эмоциональному компоненту. Она страшится сильнойэмоциональной вовлеченности, эмоциональной привязанностью или своего родазависимостью от партнера. Парадоксально, но сегодня, когда секс стал доступным,истерическая женщина больше всего боится именно трепетного поклонения. Своеговзволнованного рыцаря, который намекнул на ее божественность, она горестнонаставляет: «Слушай, только давай без этого. Без цветов и признаний. Намтак хорошо было в постели, а ты взял и все испортил. Эх, зануда!»
Ощущая чувственныеимпульсы, ее гениталии дают согласие, но сердце отвечает отказом. Как толькодуша посылает в генитальный аппарат сильные чувствования, в нем рождаетсятревожность. Поэтому разряжается обычно только незначительное количествоэнергии. Любовь оказывается разведенной к двум полюсам: нежности ичувственности. Когда молодые люди только начинают встречаться, немедленнаяразрядка оказывается еще невозможной, возникает нормальная любовнаятревожность. Но в случае подавления чувственности, тревожность может приобрестипатологические масштабы.
Фригидность, то естьотсутствие каких бы то ни было генитальных ощущений,- чисто истерическаяпроблема. Ее можно, пожалуй, назвать конверсионным симптомом или проявлениемистерической анестезии или паралича.
Женщины с оральной илимазохистской структурой характера не бывают фригидными. Их попытки достичьгенитальной разрядки могут быть неудачными, но ощущения присутствуют всегда,фригидность не означает отсутствие сексуальности, фригидная женщина вполнеможет обнаруживать в своем поведении явные сексуальные проявления, но,поскольку специфические ощущения отсутствуют, она их не сознает.
Фрейд еще в раннихработах подчеркивал, что недостаточное наслаждение, полученное при половомакте, рождает тревожность. Сексуальное желание носительницы истерическогохарактера заблокировано страхом, который вызван изначально отвергнутой отцамдетской сексуальности. Злость не может высвободиться, пока не подавленосексуальное влечение к отцу. Подавленная злость и гордость закрывают доступ квытесненному желанию. Это и создает препятствие для сближения с мужчиной. Иногдаистеричка становится покорной. Но это нельзя рассматривать как проявлениелюбви. Женщина бессознательно стремится переложить ответственность за половойакт на мужчину. Если женщина отдалась мужчине, то она использует этот акт какоснование мести всем мужчинам.
Фрейд, описываяистерический характер, обратил внимание на сложный замес романтическогообожания и сексуального вожделения, свойственный этому психологическому типу.Раскрывая тайны детской сексуальности, австрийский психиатр показал, чтодевочка, будущая носительница истерического поведения, испытывает к отцу ипоклонение, и влечение. Отсюда и ее взрослая драма: она обольщает мужчин, но неотдается им. Она женщина- вамп, и ей трудно предать отца и предпочесть другогочеловека.
Часто истерическая женщина-покорна. Паттерн ее поведения выглядит следующим образом: поддразнивание,сопротивление, а затем смирение. В этом отношении мы далеко ушли от флиртаистерического характера пятидесяти — или тридцатилетней давности, исключавшегогенитальный контакт.
Однако сексуальнаяпокорность ничуть не меняет фундаментальную проблему. Покорность основана настрахе, том самом страхе, который и в прежние времена определял поведениеистерического характера, хотя теперь он не является столь интенсивным. Речьидет о страхе сильного генитального возбуждения и утраты контроля. Как это нистранно, сексуальная покорность выполняет функцию предупреждения слишкомсильного генитального возбуждения, которое могло бы возникнуть, если бысексуальное желание переживалось и выражалось открыто и прямо. В этом отношениигенитальность служит защитой от сексуальности.
Я хотела бы рассмотретьеще одну истерическую черту, тесно связанную с романтической склонностью. Этотеатральность или актерство, которое часто ярко выражено в истерическомповедении. В связи с актерством истериков мы обычно думаем исключительно об ихэмоциональности, но такое поведение отличается не только эмоциональностью. Это,скорее, преувеличенная и неубедительная эмоциональность. Но, хотя театральностьи драматические преувеличения у истерических людей встречаются сплошь и рядом,они не выглядят неискренними. Иными словами, они не преувеличивают и недраматизируют свои чувства сознательно, чтобы добиться конкретной цели илипроизвести какой-то особый эффект. Фактически они не осознают, что играют. Еслипосле особо впечатляющей театральной сцены, намекнуть истерику, что чувства,которые он пытается изобразить, не очень-то убедительны или что он сам,возможно, не вполне верит в то, что говорит, то скорее всего он не разозлитсяоттого, что сцена не удалась, а искренне удивится, растеряется и смутится.
Есть множество истериков,в основном женщин, для которых характерны не аффективные взрывы, а взрывы болееили менее постоянные и менее интенсивные, по сравнению с теми, которые мыразбирали. У этих людей функционирует та же самая система. В романе ГенриДжеймса один герой описывал героиню следующим образом: «Она это сказала, исразу стало видно, что это женщина, говорящая с сильным французским акцентомвсе, что ей взбредет в голову». Я хотела бы добавить, что эта истерическаяженщина «говорит все, что ей взбредет в голову» именно потому, чтолюбая едва сформировавшаяся прихоть, фантазия, мимолетное впечатление илисиюминутная эмоция в этот момент в ее уме доминируют. В присутствии такойличности создается впечатление, что сама она не вполне участвует в этихпроявлениях и аффектах.
Еще одной удивительнойчертой истерических женщин является любовь власти над мужчинами. Зачем женщиневласть над мужчиной? Что уводит ее от самого желанного, от любви, – к власти?Власть в контексте взаимоотношений мужчина-женщина можно понимать как контрольодного над другим, в контексте нашей темы – женщины над мужчиной. Да, онабоится его. Мужчина представляется в женских фантазиях как насильник, женоненавистник,садист. С помощью механизма проекции или проективной идентификации онапроецирует на него свою мужскую, отщепленную, «плохую» часть, котораякорнями уходит в идентификацию с фаллической матерью, стремящейся кпревосходству над своим мужем, отцом девочки, и к власти над ним. Чего можножелать, о какой любви в жизни дочери может идти речь, если образ мужчины уматери был пуст и эта пустота уже задела душу девочки? Лишь власть (контроль)над «чудовищем» может принести успокоение и возможность дальнейшегосуществования.
По словам психоаналитикаФ. Валабрега, истерическая пациентка приносит свое тело как загадку, которуюдолжен отгадать аналитик. Единственная цель этого действа – представить разницуполов, определяемую наличием фаллоса. Она предлагает свое тело, свою боль,представая при этом как обладатель какой-то магической силы (колдунья Медея),дающей ей возможность посрамить всех (сама она, в глубине, испытываетнепереносимое чувство стыда за свою кастрированность).
Истеричка не прекращаетнапряженного боя с представителем мужского пола, дабы утвердить всемогуществосвоих образов (победой становится физическая или символическая (кастрация)смерть мужчины), которые неосознанно разделяет и мужчина, выбранный ею вкачестве партнера.
Я опять обращусь к мифу.Еврипидовская Медея, которой Язон предпочел более молодую и высокороднуюГлавку, спасла ему жизнь, принеся в жертву родину, семью, жизнь собственногобрата. В конечном счете, ее любовь к Язону превращается в жажду кровавой мести.Злая волшебница убивает не только его новую возлюбленную, но и, ведомая слепойяростью и жаждой мести, убивает своих любимых детей. Месть Медеи явно превышаетпровинность Язона. Ее можно было бы объяснить, скорее, с позициибессознательных содержаний, нежели конкретных чувств, вызванных конкретнымисобытиями. Можно думать, что этот сокрушительный импульс ненависти направлен,скорее, на образ отца и смещен на мужчину, сексуального партнера. Месть Медеипотому и выглядит столь жестокой и ужасной, потрясая человеческое воображение,что не имеет прямого отношения к данному мужчине. Он – всего лишь мишень,объект для реализации чувств, издавна, с самого раннего детства, ищущих выхода:ненависть к отцу за то, что она была только отражением его желаний, плюснегативный эдипов комплекс – ненависть из-за его обладания матерью, зависть кобладанию органом могущества – фаллосом.
Кстати у данной легендыесть история, предваряющая все эти трагические события и вместе с темподтверждающая, что Медея – истеричка. Истерия сама по себе – ярчайший примерразличия полов и борьбы женщины за пенис. Медея видит сон, где юноша сражаетсяс минотаврами за ее руку и сердце и побеждает их, но ее родители не позволяютюноше соединиться с возлюбленной, потому что, по их мнению, именно их дочь, ане он, победила минотавров. Кто же она, Медея, чего в ней больше – женского,мужского?
Этот вопрос всегда острозадевает истерических женщин, как правило на подсознании. Ведь именноподсознание играет решающую роль поведении человека. В данном случае длярешении этой проблемы необходимо вспомнить один из трудов Фрейда, а именноформулу «Я- Оно- Сверх- я»

/>
Проанализироваввысказывания различных ученых на счет истерической женщины, и вспомнив схему,данную выше, можно охарактеризовать истерическую женщину на современном этаперазвития, а также классифицировать по различным признакам.
1. Практичные истерички
Основная масса такихистерических женщин не стремится привлечь все внимание на себя, что характерновсем истеричкам. Этот типаж стремится извлекать выгоду из всего, что толькоможно. И даже порой из того, чего нельзя. На людей и события, которые сулятвыгоду, практичные истерики смотрят сквозь «очки доброжелательности»,но к тому, что им не выгодно, они относятся безразлично иливысокомерно-брезгливо. Действуют такие люди только в своих интересах, в делахаккуратны, однако во всем остальном они остаются вечными детьми, отличаясьяркостью капризных чувств, красочностью воображения, подвижностью психики. Вотпочему порой, несмотря на то, что в них проглядывает что-то хищно-практичное,легко помириться с такими людьми. Типичный пример практичной истерички: СкарлетО’Хара из «Унесенные ветром».
2. Умные истерички
Встречаются не часто.Речь идет не просто о богатой эрудиции и формально высоком интеллекте, а оспособности глубоко жизненно обобщать явления, проникать в суть вещей. Силаумной истерической женщины в преобладании у нее блистательного ума,экстравагантности, а не дешевой театральности и язвительности. Часто на фонеумной истерички ее окружение блекнет, становясь «серой массой», в чеместь и ее заслуга. К тому же такая женщина, в отличие от примитивной, тонкосообразует свои действия с особенностями ситуации. В стремлении реализоватьсвою идею готова пойти на многое. Типичный пример — египетская царицаНефертити.
3. «Серые»,примитивные истерички
Про женщину такого типаметко говорят — «королева без королевства и подданных». Этим истеричкамне хватает внешнего блеска, остроумия, игры ума. У них нет яркого таланта вкакой-либо области, а претензий на особое положение и отношение хоть отбавляй.Их жизнь полна внутреннего конфликта между их скромными возможностями изавышенными притязаниями.
Такому человеку повезет,если удастся найти подходящего супруга, рядом с которым он будет ощущать себязначительным, как порой жена генерала сама себя генералом ощущает (механизмобратной проекции). Если же у них имеется хоть мало-мальский талант, то онивыставляют его как только возможно. Типичный пример- Крупская НадеждаКонстантиновна, жена В.И.Ленина. Свою значимость она получила лишь благодарясоюзу с великим революционером, лидером большевистского движения Лениным. Напротяжении жизни она следовала за ним серой тенью.
4. «Астенические»истерики
Подобных застенчиво-робкихистериков выделял Э. Кречмер. У них на самом деле имеется комплекснеполноценности, нерешительность, тревожность. По этой причине на людях этиистерики держатся тихо и скромно. Порой они находят себя в том, что несуткакой-то крест: самоотверженно ухаживают за больным родственником, занимаютсяпосильной благотворительностью, страдают от несчастной любви без надежды навзаимность.
Вся эта жертвенностьпо-настоящему им помогает, если имеются восхищенные зрители, без которыхжертвенность была бы только тяжестью и углубляла отчаяние.
Примером может послужитьпричисленная к лику святых Елизавета Федоровна. Имея знатные корни и царскоепроисхождение, все тяжелые работы по дому делала сама, а по приезду в Россиювышла замуж за великого князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы.
Продолжая своиблагородные дела, помогая больным и нуждающимся, не гнушалась ходить в больницыдля бедных, посещать нищенские приюты для беспризорных детей и везде стараласьоблегчить страдания людей, раздавая им одежду и деньги.
5. Стервозно-язвительные,безнравственные истерики
Внимание, которое жаждетпривлечь истерический человек, бывает совершенно разного качества: отвосхищения и почитания до жалости и сострадания. Некоторые истерики «любят»негодование, ненависть — так они больше нравятся себе. Одна из неприятныхистерических черт — язвительность: выискивающее — острое стремление ранитьдругих людей откровенно или под видом невинного комментария, шутки.Язвительность является частью стервозности, то есть удовольствия, получаемогоот гадостей: от маленьких острых «шпилек» до настоящей подлости. Приэтом стервозно — язвительному истерику не стыдно, наоборот, он гордится собой.И все-таки истерик данного типа редко бывает прожженным, законченным негодяем.Детско-юношеская структура его психики не позволяет этого. По временам онбывает легким, симпатичным, а язвительность и стервозность трансформируются востроумие и лихое веселье. Типичным примером является знаменитая артисткаСоветских времен Фаина Георгиевна Раневская. Будучи превосходной, талантливойартисткой и незаурядной личностью, она славилась своим талантом осмеиватьокружающих. «Он умрет от расширения фантазии. (О режиссере Ю. Завадском)»-этонаиболее безобидное ее высказывание о знаменитом режиссере тех времен.
6. Суперженщина
Она вбирает в себя всевышеописанные варианты, на то она и «супер», чтобы быть любой. А вседело в том, что были разные ситуации, и она играла разные роли. Нет такойдвери, куда бы не смогла войти суперженщина. Порой она может обнаженно-самокритичносказать о себе: «Я — стерва», а в подтексте звучит: «Мне всенипочем. Полюбуйтесь, удивитесь моей самокритике!». Обычно вокруг неесвита мужчин, которыми она командует. Но и у нее бывают периоды растерянности,когда встречает мужчину, который не теряется перед ее напором, спокойно и яснона все дает ответ, видит ее уловки, «снимает» с нее роли-одежды.Однако если при этом такой мужчина отнесется к ней доброжелательно, то и она,чуть настороженно, ответит тем же, так как в глубине души у нее появляетсяуважение и желание завоевать его, позируя великодушно-благородным отношением кнему. Примером может послужить примадонна нашей эстрады Алла БорисовнаПугачева.
7. «Фифочка»
Это прежде всего —дамочка, некое ангелоподобное существо. Она носит пышные, украшенные ленточкамии рюшечками платья, обрамленные локонами прически, любит элегантные сумочки,кружевные зонтики и украшения. Из детей предпочитает девочек, потому что ихможно наряжать. Она падает в обмороки, охает, ахает, и мужчины с удовольствиемподставляют ей свои крепкие плечи и вскоре с удивлением обнаруживают на нихострые коготки. Она оказывается на редкость выносливой, и из шумных скандаловвыходит победительницей. Яркий пример — секс-символ середины прошлого века Мэрилин Монро.
Существуют также и другиетипажи истерических женщин, но пока они не имеют четкого определения и толькоформируются, обрастая новыми подпунктами.

Заключение
Зигмунд Фрейд являетсявыдающимся мыслителем прошлого века. Становясь успешным во всех своихпроявлениях, он разработал массу теорий, занимаясь практическими лечебно-исследовательскимизанятиями писал научные труды.
Согласно его теории,истерическая женщина действует и живет, отталкиваясь от подсознательносформированных идей и принципов, останавливаясь на определенном этапестановления личности.
Фрейд выделял четыретаких этапа: оральный, анальный, фаллосный и генитальный.
Помимо этого, Зигмундуказывал на тонкую душевную связь девочек со своим отцом, которая со временемих развития приобретала сексуально-физиологический окрас.
Фрейд в своих ученияхстарался найти саму суть, зерно проблемы истеричности женщин в бытие ихсуществования. В своих исследованиях он пытался совместить материальные иидеальные концепции, разрабатываемые им для разрешения поставленной задачи.
Данная проблематикарассматривалась не только Фрейдом, большой вклад в рассмотрение данного вопросавнес, к примеру, и ученый Райх, а также и другие ученые как прошлого, так инастоящего века. Исследование этой проблемы продолжается и в наши дни.
Достигнута цель даннойнаучной работы- модель истерической женщины была подробна рассмотрена, а Фрейдохарактеризован как легендарная фигура в философии и психологии.
Также были решеныпоставленные раннее задачи: предоставлена общая характеристика Зигмунда Фрейдакак личности, рассмотрен его жизненный путь и основные теории; были проясненыособенности и общие черты истерической женщины; а также освещены взгляды другихученых на особенности современной истерической женщины, их классификация.
Данная научная работаможет послужить в качестве учебного пособия при рассмотрении вопросов,связанных с групповым и частным изучением понятия «истерической женщины»,а также как дополнительная литература. Может быть использована в школах дляобщего развития и расширения кругозора обучающихся, так и в высших учебныхзаведениях при изучении профильных предметов.

Список используемойлитературы
1. О.Н. Павлова.Форум: «Истерическая семиотика женского в клинике современногопсихоанализа»
2. И.А. Алфёров.Статья: «Истерические или театральные (histrionic) личности»,2009 г.
3. http://www.psy-health.ru/index.php
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Sigmund_Freud
5. З.Фрейд. «Триочерка по теории сексуальности»1905, Изд-во ЛитРес
6. З. Фрейд «Введениев психоанализ». Лекции 1-15. Перевод Г.В.Барышниковой. 2008 г. Изд-во Лабиринт.
7. З. Фрейд «Психологиябессознательного», категория: мастера психологии, Изд-во Питер, 2006 г.
8. З. Фрейд 2 Общаятеория неврозов", психология, Изд-во АТС, 2006 г.
9. З. Фрейд «Психоанализдетских страхов», Изд-во Азбука, 2007
10. З. Фрейд «Очеркипо психологии сексуальности» Изд-во Попурри
11. З. Фрейд «Знаменитыеслучаи из практики», Изд-во Когито- Центр
12. З. Фрейд " Яи оно", Изд-во Азбука, 2007 г.
13. З. Фрейд «Поту сторону принципа удовольствия», 1920 г., Перевод Гортунковой А.И., 2005 г.
14. Д. Шапиро статья «Невротическиестили»,2009 г.
15. http://www.ref.by/refs/90/20581/1.html
16. http://www.eltuicia.ru/wp-content/uploads/2010/06/49_1nv.pdf
17. http://www.pseudology.org/Psyhology/ReichXarakteroanalis/08.htm
18. http://psychowwed.narod.ru/freyd5.htm
19. http://revolution./psychology/00053263_0.html
20. http://infopsy.ru/publ/3-1-0-22
21. http://albershell99.ucoz.ru/index/0-20
22. www.psychology-online.net


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Frankenstein Morality Essay Research Paper Frankenstein MoralityMorality
Реферат Расчёт максимальных растягивающих и сжимающих напряжений для балки (заданного сечения)
Реферат Контртеррористическая стратегия и перестройка системы безопасности США
Реферат Концептуальні основи делегування повноважень в органах внутрішніх справ
Реферат Приказ тайных дел
Реферат Российское государство: прошлое, настоящее, будущее
Реферат Таможенное право 2
Реферат Практическое гомеопатическое лекарствоведение
Реферат Save Energy Essay Research Paper Energy is
Реферат Алюміній самий розповсюджений в земній корі метал. На його долю приходиться 5,5-6,6 мол доли або 8 мас. %. Гголовна маса його сконцентрована в алюмосилікатах
Реферат Институт реабилитации
Реферат Доктор Булгаков в цикле рассказов "Записки юного врача"
Реферат Deviance Essay Research Paper Deviant Behavior Sociologists
Реферат Проектирование и конструирование гравировальной машины на занятиях в условиях школьных мастерских
Реферат Проблемы теории права