Реферат по предмету "Психология"


Уход за ребенком до 1 года

--PAGE_BREAK--Учимся одеваться самостоятельно и кое-что о горшке...
Переодеваясь по нескольку раз в день, мы, взрослые, делаем это настолько быстро и привычно, что даже не задумываемся над тем, как трудно и долго этому учатся дети — ведь до самостоятельного одевания и раздевания пройдёт 5-6 лет от момента рождения. Добиваясь успехов в этом крайне трудном деле, малыш каждый раз чувствует себя победителем, и дело взрослых поддержать его, помочь и ни в коем случае не торопить. Для того, чтобы вызвать у маленького ребёнка интерес к процессу переодевания, с самого раннего возраста объясняйте и комментируйте каждое своё действие при одевании, делайте это спокойным голосом, не торопясь — тогда малыш получит удовольствие от всего процесса одевания. В возрасте 12-18 месяцев («возраст подражания») он будет пробовать сам расстёгивать пуговицы, снимать носочки или башмачки и так далее. Но прежде чем ребёнок сможет обойтись без помощи взрослых, он пройдёт несколько последовательных этапов.

1-3 месяца. Обычно детей в этом возрасте пеленают, но понаблюдайте за тем, как малыш относится к этой процедуре — как правило, многим это не нравится, они плачут, а если Вы решите одеть ему что-либо через голову или на голову (чепчик, например), то ребёнок и вовсе отрицательно к этому отнесётся (хотя бывают и противоположные ситуации). В этом возрасте главное, что малыш не безразличен к процедуре переодевания.

4-5 месяцев. Лёжа на спине, малыш с удовольствием снимает носочки с ног и тянет их в рот. Если в кроватке есть какие-то пелёнки или вещи, то малыш любит «прятаться» в них, накрываясь с головой.

9-12 месяцев. Ребёнок начинает принимать участие в процессе одевания: сам просовывает руку в рукав, пытается просунуть ноги в штанины, уже знает, что башмаки надевают на ноги, а шапку на голову. Если ему в руки попадёт ботинок со шнурками, то малыш будет увлечён этой «игрушкой», пока не вытащит шнурок.

15-19 месяцев. Самыми интересными и понятными для ребёнка этого возраста являются три вида одежды — шапка, обувь и трусы. Если Вы собираетесь на прогулку, малыш тацит шапку и даже пытается сам надеть её на голову. К обуви он относится вполне осознанно, и пытается не только снять её, но и одеть, правда, это гораздо сложнее. Иногда у ребёнка получается расстёгивать молнию. Намочив трусики, малыш чувствует дискомфорт и пытается снять их, причём, весьма успешно. Именно в этом возрасте большинство детей начинают «дружить» с горшком, вот почему на этой теме остановимся подробнее.

Кое-что о горшке

Во-первых, несколько слов о том, какой же горшок лучше выбрать. Поскольку этот предмет используется для вполне определённых целей, то надо покупать самый простой, без каких-либо излишеств горшок, чтобы ребёнок не путал сидение на стуле во время отдыха или игры с сидением на горшке. Выбирайте наиболее устойчивую модель, чтобы малыш не боялся упасть. (Некоторые родители пытаются высаживать детей в этом возрасте уже на унитаз, покупая специальные детские сиденья, но малыши часто боятся шума сливного бачка, к тому же, ноги не достают до пола, и ребёнок чувствует себя неуверенно, поэтому такое сиденье пригодится только в 3-4 года).

Во-вторых, несколько слов о том, когда же ребёнок достигнет необходимой зрелости и опрятности. Этому дети учатся постепенно: сначала малыш начинает контролировать акт дефекации, затем — мочеиспускание, но пока только днём, а после двух лет — и ночью. Кроме того, ребёнок должен быть способен просидеть на горшке 5-10 минут, что ему удаётся не раньше годовалого возраста, до этого ему удобнее и проще сидеть на полу, чем на горшке. Мозг и нервная система должны быть достаточно зрелыми, чтобы ребёнок мог контролировать процессы мочеиспускания и дефекации. Часто после одного года дети какими-либо звуками или действиями дают понять родителям о том, чего им хочется. Нередки и такие случаи, когда ребёнок, поняв, что от него хотят взрослые, почувствовав потребность, садится на горшок, но забывает при этом снять штанишки, а потом недоумевает: как же так? Вроде всё сделано как надо, а штаны всё равно мокрые? Пройдёт достаточно много времени, прежде чем малыш научится самостоятельно одевать и снимать штаны, садиться на горшок и делать всё что надо (обычно это происходит в возрасте 2-2,5 лет).

В-третьих, сколько же времени ребёнок должен оставаться на горшке? Как только он удовлетворит свои потребности, снимайте его с горшка. Но если он просидел 10 минут без результата, не упорствуйте дальше, не превращайте сидение на горшке в наказание или развлечение.

Если Ваш малыш категорически отказывается от горшка, то Вам придётся на 2-3 недели спрятать его, а затем вновь постепенно приучать малыша.

Если у Вас уже не первый ребёнок, а старшие дети пользуются горшком, то, вероятно, Вам и не придётся учить младшего вышеупомянутым «премудростям» — он прекрасно научится всему, беря пример с братьев или сестёр. Если же Вы растите первенца, то тут есть такой выход из затруднительного положения — сходите в гости к знакомым, у которых ребёнок уже освоил горшок, и пусть дети пообщаются самостоятельно какое-то время. Вероятно, Ваш малыш быстро сообразит «что к чему».

Итак, горшок мы освоили, и теперь вернёмся к процессу одевания.

Следующий этап — 2 года. Здесь родители могут столкнуться с некоторыми трудностями: до сих пор ребёнка можно было одевать и раздевать достаточно быстро, но в этом возрасте малыш изъявляет желание проделывать всё самостоятельно, правда, очень медленно и без особого успеха с нашей, «взрослой», точки зрения. Например, просовывает обе ноги в одну штанину, одевает ботинки не на ту ногу, пока совершенно не умеет справляться со шнурками, очень трудно «даются» колготки. Малыш пытается расстёгивать пуговицы, но получается не всегда и, как правило, случайно. Считается, что девочки овладевают этой грамотой гораздо раньше мальчиков, но, наблюдая за многими детьми этого возраста, я пришла к выводу, что бывает и наоборот — здесь успех зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и, в большей степени, от терпения и настойчивости родителей.

2,5 года. Любит одеваться и раздеваться в одном и том же порядке; по-прежнему, хочет всё делать сам. Умеет расстёгивать пуговицы, уже не путает — что куда надевать. Иногда может самостоятельно надеть колготки, но пока совершенно не различает перед и спинку в одежде. Ботинки тоже чаще всего оказываются не на той ноге.

3 года. Малыш умеет уже самостоятельно одевать куртку, халат, пальто, но пока не научился застёгивать пуговицы. Сравнительно быстро и легко раздевается, если заранее помочь ему расстегнуть пуговицы на манжетах и рукавах. Умеет аккуратно складывать одежду на стульчике. Единственное, что пока совершенно не получается — снимать или одевать самостоятельно футболки и свитера через голову.

4 года. Многие дети в этом возрасте могут одеваться без посторонней помощи, поскольку хорошо различают в одежде перед и спинку. Колготки, наконец-то «поддаются» без особых усилий. Малыш теперь умеет не только расстёгивать, но и застёгивать пуговицы. Многие дети овладевают техникой застёгивания молнии, правильно одевают шапку, перчатки. Ребёнок начинает различать правый и левый башмаки. Иногда получается самостоятельно надеть какую-либо одежду через голову.

5-6 лет. Ребёнок преодолевает последнее серьёзное препятствие — умеет зашнуровать ботинки. Легко снимает и одевает вещи через голову. Теперь Ваш ребёнок может совершенно самостоятельно одевать всё, от трусов до пальто, делает это правильно и аккуратно, уже достаточно быстро, и всегда может выглядеть опрятным и ухоженным. Поощряйте, хвалите его всегда за аккуратный внешний вид, и Вы будете радовать друг друга хорошим настроением.






56 отзывов


    продолжение
--PAGE_BREAK--Первый месяц — день за днем
При возвращении из роддома (особенно, если ребёнок первый) каждая мама чувствует себя неловкой, робкой, испытывая некоторый страх и сомнение в том, сможет ли она справиться со всем тем количеством забот и проблем, которые сразу же наваливаются на неё. Прежде всего успокойтесь и подумайте о том, что все родители учатся ухаживать за малышом когда-нибудь в первый раз, и все с этим справляются довольно успешно. Первый месяц — это месяц привыкания, «присматривания» вас к ребёнку, ребёнка к вам. Не торопитесь делать сразу какие-либо выводы, понаблюдайте за малышом, и в конце первого месяца у вас сложится определённая система общения, наладится режим, что значительно облегчит вам уход за ребёнком в будущем.

Постарайтесь полюбить это крохотное, беспомощное существо, которое целиком и полностью зависит от Вас, разговаривайте с малышом во время переодевания и гигиенических процедур. Он привыкнет к Вашему голосу и очень скоро начнёт его узнавать. А когда в ответ на свои слова Вы увидите на лице своего малыша очаровательную улыбку, Вы почувствуете себя самым счастливым человеком на свете.

Родителей волнуют вопросы, касающиеся компетентности новорождённого: что он видит? Слышит? Чувствует?

Давайте подробнее остановимся на том, какие же из пяти основных чувств развиты у новорождённого и в какой степени.

Обоняние. Я не случайно решила начать именно с него. Дело в том, что обоняние очень рано развивается у ребёнка и играет большую роль в узнавании матери, в возникновении взаимной привязанности. Уже на третьи сутки жизни малыш способен отличить свою маму от всех остальных именно по запаху. Если ваш ребёнок сыт и одет в чистое бельё, но никак не засыпает, попробуйте положить в кроватку рядом с его головой платок, смоченный материнским молоком — в половине случаев это успокаивает малыша, и он засыпает крепким и здоровым сном.

Слух. В наше время доказано, что ещё в утробе матери ребёнок по-разному реагирует на спокойную и быструю музыку, на громкие звуки, узнает голос отца и матери. Рождаясь на свет, он уже обладает развитым слухом, в этом вы легко можете убедиться, наблюдая за новорождённым: громкие звуки заставляют его вздрагивать. Если с ним разговаривать, он повернёт голову в ту сторону, откуда раздаётся голос. Нежная мелодичная музыка может на какое-то время заставить его замолчать и прислушаться к звукам.

Зрение. Во время учёбы в институте на занятиях по акушерству нам, студентам, неоднократно твердили, что в роддоме новорождённого надо встречать с улыбкой, так как он открывает свои глаза вместе с первым вздохом и миг своего рождения запоминает на всю жизнь. Можно поспорить о том, насколько хорошо видит новорождённый, но свет и темноту он различает: при ярком свете он закрывает глаза, а в полумраке открывает их. Цвета он начнёт различать намного позже, но с самого раннего возраста яркое, красное, блестящее привлекает его внимание. В возрасте 3-х недель он уже может недолго следить глазами за движущейся игрушкой. В возрасте 6 недель отличает плоское от объёмного, а к 10 недельному возрасту — выпуклое от вогнутого. В 3 месяца он видит почти так же, как взрослый (считается, что именно в этом возрасте он узнаёт маму не только по запаху или голосу, а именно по очертаниям лица; начинает различать лица людей и иногда плачем встречает чужого человека). В 4-5 месяцев ребёнок различает основные цвета.

Вкус играет важную роль с самых первых дней, ведь именно сладковатый вкус маминого молока вызывает довольную улыбку, а если мама злоупотребила чесноком, луком или другими пряностями, то изменившийся вкус молока может так не понравиться малышу, что даже сильное чувство голода не заставит его есть. Очень быстро новорождённый начинает различать концентрацию сахара. Попробуйте предложить ему просто кипячёную воду и 5% раствор глюкозы — вы увидите, что ему понравится больше.

Осязание. Новорождённый очень чувствителен к прикосновениям, некоторые из них его успокаивают, другие, наоборот, возбуждают, и родители очень быстро замечают это. Малыш сосёт, он голоден; если Вы его ласково погладите, он перестанет сосать, если Вы продолжите ласку, пауза в кормлении продлится, так как он счастлив таким проявлением любви и внимания, которые ему дороже удовлетворения чувства голода. А сколько приятных ощущений доставляет большинству малышей купание! На развитом чувстве осязания основано и целебное действие массажа, как успокаивающего, так и тонизирующего.

Итак, новорождённый ребёнок не является просто «переваривающим устройством» — он вполне самостоятельная личность, способная видеть, слышать, чувствовать, и от того, насколько рано Вы это поймёте, прочувствуете, зависят ваши взаимоотношения в течение всей жизни. Научитесь любить своего малыша, понимать его, доставлять радость своей заботой, и очень скоро он ответит вам взаимностью. Именно в течение первого месяца вы сможете построить свои взаимоотношения таким образом, чтобы дарить друг другу счастливые мгновения.

В заключение хочется несколько слов сказать, обратившись к отцу новорождённого. Не ждите, когда ваш малыш научится ходить, говорить — постарайтесь с первых же дней принимать участие во всех делах, связанных с уходом за младенцем. Постепенно ваша взаимосвязь станет крепче и теснее, что обязательно отразится на ребёнке: дети, с которыми отцы занимаются с первых дней, раньше развиваются, они более самостоятельны и уверены в себе, и у них лучше развито чувство юмора.

К концу первого месяца жизни большинство детей привыкают к определённому режиму, меньше плачут по ночам, их меньше беспокоят помехи в животе, и всё это позволяет родителям с большим удовольствием наблюдать за тем, как растёт их малыш. Наберитесь терпения — первый месяц пролетит очень быстро, а значение его в развитии малыша трудно переоценить. Ребёнок, уверенный в том, что его любят, будет смелее и, благодаря такой привязанности, в один прекрасный день станет самостоятельным, но путь к этой самостоятельности начинается с первого любящего взгляда, первого слова, первого прикосновения… Подарите их малышу, и ваши чувства станут взаимными
    продолжение
--PAGE_BREAK--Развитие ребенка
игры и игрушки: месяц первый
— Как мил! — сказала графиня Марья, глядя на ребенка и играя с ним. — Вот этого я не понимаю, Nicolas, — обратилась она к мужу, — как. ты не понимаешь прелесть этих чудо-прелестей.
— Не понимаю, не могу, — сказал Николай, холодным взглядом глядя на ребенка. — Кусок мяса...
— Ведь главное, он такой нежный отец, — сказала графиня Марья, оправдывая своего мужа, — но только тогда, когда уже год или эдак...

Л.Н. Толстой. Война и мир

Начиная публикацию серии статей, посвященных развитию грудного ребенка, мы предвидим закономерный вопрос: а так ли это важно для малыша, которому еще не исполнилось даже года? Действительно, чему можно научить грудничка? Читать и писать — рано. Ходить и говорить — сам научится… Некоторые родители, подобно толстовскому Николаю Ростову (хотя, может быть, и не так категорично), полагают, что в это время у ребенка есть лишь физиологические потребности, и видят свою задачу в том, чтобы вовремя накормить младенца, погулять с ним и уложить спать. Кажется, что малыш пока ни о чем не думает, ничего не чувствует. На самом деле это не так. Просто его мысли и чувства отличаются от мыслей и чувств взрослого человека. Вспомните, с какого возраста иногда помнят себя великие писатели, поэты, художники. Лев Толстой навсегда запомнил, как младенцем его купали в лохани, в памяти Бориса Пастернака остались прогулки с кормилицей по парку… Цель данной статьи, как, впрочем, и всех следующих статей на эту тему, — попытаться понять, что и как думает и переживает малыш, и помочь ему в увлекательнейшем занятии — открытии мира.

Итак, ваш малыш только что родился. Каковы его впечатления о мире, в который он попал, и каким образом он их получает?1 Пожалуй, главное, что занимает его в это время, — это зрительные впечатления. Конечно, они ограничены физическими возможностями новорожденного; поэтому, общаясь с малышом и выбирая для него игрушки, необходимо учитывать, что отчетливее всего он видит предметы, которые находятся на расстоянии 20-25 см от его глаз и имеют диаметр 8-10 см.
Первые игрушки2
Самая подходящая игрушка для малыша, которому еще не исполнился месяц, — это мобиль. Мобиль — подвижная подвеска, которая укрепляется над кроваткой ребенка. Если, например, изобретателем погремушки считают древнегреческого философа Архитаса, то о мобилях известно лишь то, что их аналоги издавна существовали у многих народов. На севере России до сих пор делают из дерева так называемых «драночных птиц». Правда, раньше эти птицы в крестьянских избах в основном играли роль «оберегов» — талисманов, которые берегли семью от «дурного глаза» и нечистой силы. Но, безусловно, они радовали и малышей. Существует предание о заболевшем мальчике, которого отец вылечил, подвесив к потолку деревянных птиц, приводимых в движение потоками воздуха: ребенок увидел птиц, обрадовался тому, что наступило долгожданное лето, и ему стало лучше...

Преимущества мобиля перед другими традиционными игрушками для самых маленьких (например, гирляндой из пластмассовых игрушек или резиночкой с нанизанными на нее шариками) — в том, что игрушки на нем движутся, а ребенку в этом возрасте наиболее интересны именно движущиеся предметы.

В магазинах детских товаров вам предложат довольно неплохой ассортимент мобилей: в основном это разнообразные вращающиеся подвески на пластмассовых каркасах, крепящихся к кроватке. Одни из таких подвесок заводятся ключиком, другие работают от батарейки, а некоторые к тому же исполняют нехитрую мелодию.

Сделать мобиль можно и самим. А если у вас есть старшие дети, то это занятие может стать для них увлекательной игрой. Самодельный мобиль, подобно драночным птицам, приходит в движение от малейшего колебания воздуха. Он крепится к потолку и состоит из легки? реечек — к ним на прочных нитках подвешивают игрушки или просто предметы быта, которые должны находиться на расстоянии 25-30 см oт глаз ребенка. Это могут быть: разноцветные фигурки-оригами, яркие банты, легкие мягкие игрушки, помпончики из ниток, бумажные новогодние игрушки (лучше всего — объемные, сделанные из папиросной бумаги) и даже детские вещи, например варежки и носочки. Все предметы, которые подвешиваются к мобилю, должны быть яркими и, конечно, легкими и небьющимися. Их не должно быть слишком много — оптимальное количество — 3-4. Желательно, чтобы они не были перегружены мелкими деталями и имели достаточно простую форму.
Первые игры
Уже с первых дней жизни ваш малыш будет с интересом наблюдать за движущейся игрушкой или флажком (игрушку можно даже взять с собой в роддом; если же вы не сообразили или не успели этого сделать, не беда: подойдет любой небольшой яркий предмет).

Сядьте и возьмите ребенка на руки так, чтобы он не видел вашего лица (иначе он будет смотреть не на игрушку, а на вас). Помашите игрушкой, заставьте ее «побегать», «попрыгать». И малыш проявит первое в своей жизни усилие воли, пока еще с трудом фиксируя взгляд на заинтересовавшем его предмете.

Одно из важных «открытий» новорожденного двух-трехнедельного возраста — это цвет. Малыши с удовольствием рассматривают игрушки одинаковой формы, но разных цветов. Можно прикрепить игрушку к мобилю (предварительно сняв с него все остальные предметы) или просто подвесить над кроваткой. Через 2-3 дня замените ее похожей игрушкой другого цвета. Попробуйте использовать игрушки не только контрастных, но и близких тонов (например, желтого и оранжевого).

В заключение заметим, что, хотя выбор игр и игрушек для ребенка первого месяца жизни прежде всего ориентирован на зрительные впечатления малыша, мы не должны забывать и о том, что у новорожденного уже достаточно развиты и слух, и осязание… Поэтому старайтесь максимально разнообразить ощущения малыша. Когда он бодрствует, включайте иногда негромкую классическую музыку, различающуюся по темпу, тональности и настроению. Выбирая одежду, тоже попытайтесь придерживаться принципа разнообразия: купите или сшейте распашонки из тканей, разных на ощупь, — и тогда каждое переодевание станет для малыша маленьким открытием. Пусть в его «гардеробе» с первых дней жизни будут не только одинаковые трикотажные комбинезончики, но и рубашечки из гладкого сатина и мягкой фланели (можно ворсом внутрь), ажурного шитья и невесомого батиста. Как знать — вдруг именно эти первые детские впечатления впоследствии повлияют на формирование будущего музыканта, художника или скульптора...
    продолжение
--PAGE_BREAK--Что умеет ваш малыш?
второй — четвертый месяц
Ваш малыш перешагнул свой первый возрастной рубеж — один месяц. В этом возрасте он уже выработал индивидуальный режим дня, время его бодрствования (а значит, и время общения с окружающим миром) значительно увеличилось, а общение — главное условие правильного развития. Чему же научился ваш малыш за первый месяц своей жизни и чему ему предстоит научиться в течение ближайших трех месяцев?
Врожденные рефлексы
Как это ни странно, кое-что ребенок делать как раз… разучился или очень скоро разучится. Если в начале второго месяца безусловные рефлексы еще ярко выражены, то затем постепенно начинают угасать. Первыми из них (к полутора-двум месяцам) претерпевают обратное развитие рефлекс опоры и рефлекс автоматической ходьбы: поставленный на горизонтальную поверхность, ребенок уже опирается не на всю стопу, а лишь на наружный край стоп. При этом он резко выпрямляет ноги. Если его наклонить вперед, он больше не «шагает». Мам нередко волнует, что их ребенок перестал опираться на ножки и «ходить», но это физиологическая норма. Напротив, если эти рефлексы выражены в два месяца и позже (у доношенного ребенка), это патология развития нервной системы — обращайтесь к неврологу!

Большинство других врожденных рефлексов значительно ослабевают к концу третьего месяца жизни. Так, например, хватательный рефлекс угасает приблизительно к двум месяцам: вложенный в ладошку палец взрослого малыш захватывает некрепко, а при попытке приподнять его раскрывает ладонь и выпускает палец.

А вот сосательный рефлекс не только не ослабевает, но обогащается условными (т.е. приобретенными, выработанными) реакциями. Ваш малыш начинает производить сосательные движения не только при попадании соска груди или соски в рот, но и при виде груди или бутылочки с молоком: малыш знает, что сейчас его будут кормить! Он научился узнавать атрибуты кормления! Он научился различать сладкое, нейтральное, горькое — он становится гурманом!
Психомоторное развитие
К началу второго месяца снижается сгибательный тонус в конечностях и разгибательный — в мышцах шеи. Теперь если малыша положить на бочок, он уже не запрокидывает голову. Ребенок начинает гораздо активнее двигаться: периодически разжимает кулачки, разводит ручки в стороны, поднимает их вперед (в два — два с половиной месяца) и вверх — выше плеч (два с половиной — три месяца). Вообще конец первого и начало второго месяца жизни — поворотный пункт в психо-эмоциональном и двигательном развитии ребенка. Движения становятся разнообразнее, более того, уже вполне можно говорить о «сознательности» многих движений: к концу второго месяца малыш начинает приближать руки ко рту, сосать палец, а к трем месяцам — рассматривать свои ручки, потирать глаза и т.д. Эти первые уроки произвольной моторики — важнейшая веха в психомоторном развитии ребенка. Ведь психическая и физическая сферы на первом году жизни являются единым целым. Задержка развития психо-эмоциональных функций приводит к отставанию двигательных навыков (отсутствует побудительный мотив для их развития); в свою очередь, ограниченные возможности познания окружающего мира, обусловленные запозданием в развитии двигательных навыков, лишают ребенка новых стимулов для интеллектуального развития. Вот почему гармоничное психомоторное развитие так важно именно в грудном возрасте, когда каждый день должен быть отмечен новыми достижениями.

В возрасте около двух месяцев младенец, положенный на животик, на некоторое время приподнимает головку, однако она потешно «болтается» — держится неустойчиво, так что большую часть времени он лежит с опущенной головкой. А с двух с половиной месяцев ребенок уже уверенно и долго удерживает поднятую голову. В три месяца, лежа на животе, он опирается на предплечья. Некоторые мамы с радостью сообщают, что их малыш в три месяца переворачивается с живота на спину. Если он «вертится» неизменно в одну сторону, это можно объяснить преобладанием разгибательного тонуса в одной из ручек (т.е. ребенок не активно переворачивается, а пассивно заваливается на спину). Такого малыша лучше показать неврологу.

К концу второго месяца жизни ребенок начинает активно поворачивать голову в сторону оказавшегося в поле его зрения яркого предмета или в поисках источника громкого звука. К трем месяцам вслед за головкой разворачиваются и плечи, а затем и туловище. В результате малыш поворачивается на бочок. Чтобы стимулировать такого рода активность, нужно почаще обращать внимание малыша на яркие (можно звучащие) игрушки. С двухмесячного возраста полезно использовать специальное «коромысло» (круглую или трапециевидную стойку, которая может устанавливаться в кроватку, манеж и т.п.). На него подвешиваются игрушки: часть на перекладину, а часть — на цепочки, опускающиеся вниз. От места крепления этого сооружения до глаз ребенка должно быть около 35 см. Свисающие на цепочках погремушки подвешиваются так, чтобы ребенок при спонтанных (еще не координированных) движениях рук мог случайно их касаться. В этой ситуации у малыша формируется сложная рефлекторная связь — слухо-зрительнодвигательная. Он замечает, что, когда он касается нижних игрушек, верхние начинают двигаться и звенеть. Через 1 -2 недели он уже сознательно бьет ручками по нижним игрушкам, потом останавливается и наблюдает, как двигаются и издают звук игрушки, подвешенные вверху. Он с ними играет!

Следующий этап — малыш тянет руку к показываемой ему игрушке. Как этому научить? Надо взять погремушку яркого цвета, привлечь к ней его внимание. Вот он ее увидел, зафиксировал на ней взгляд. Вы увидите, как при этом он оживляется, радуется, вскидывает вперед ручки. Необходимо, чтобы при вытягивании руки вперед он мог коснуться погремушки. При обучении произвольной деятельности следует помогать ребенку в получении положительного результата: в случае если он потерпит неудачу, вложите погремушку ему в руку. Вскоре его ручная активность станет более совершенной, малыш начнет уверенно брать и подвешенные игрушки, и те, что стоят сбоку от него, и те, что вы предлагаете ему, но это уже на следующем этапе развития...

В этом возрастном периоде очень важно оценить реакции младенца на общение. Вот взрослый наклонился к ребенку, ласково обратился к нему, прикоснулся. В ответ у малыша возникает реакция сосредоточения: он замолкает, не двигается, внимательно рассматривает взрослого, широко раскрывая глаза, а затем появляется улыбка (в полтора-два месяца) и смех (в два с половиной — три месяца). Улыбку и смех принято называть реакцией оживления. В ответ на обращенную к нему речь ребенок «гулит» — издает тихие короткие гласные звуки.

Для того чтобы вызвать реакцию оживления у двухмесячного малыша, требуется достаточно долгое время; к трехмесячному возрасту ребенок довольно быстро реагирует на контакт — вскидывает ручки, «сучит» ножками, глубоко вздыхает. У детей, которым недостает общения со взрослыми, комплекс оживления формируется с запозданием, а ведь это свидетельство задержки нервно-психического развития ребенка! Вывод: побольше общайтесь со своим малышом! Большинство детей в этом возрасте реагируют комплексом оживления на контакт с любым взрослым, не различая «своих» и «чужих».

Зато можно отметить эмоциональную реакцию крохи на интонацию вашего голоса. Слыша ласковый голос (который обычно сопровождается улыбкой, прикосновениями, игрой), он радостно оживляется; если же вы им недовольны, журите его строгим сердитым голосом, то с двух — двух с половиной месяцев он уже может продемонстрировать отрицательную реакцию: перестает улыбаться, складывает губки, хмурит брови, подбородок его начинает «предательски» подрагивать, и наконец малыш разражается безутешным плачем. Это уже дифференцированные эмоции, свидетельствующие о своевременном созревании психических функций. Если в этом возрасте у доношенного ребенка не формируются дифференцированные эмоции, следует обратиться за консультацией к невропатологу.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Зрительные реакции
К концу первого месяца жизни у новорожденного уже начали формироваться фиксация взора и навык слежения за движущимся объектом, но движения глазных яблок не всегда были согласованными, периодически возникало сходящееся косоглазие. В два-три месяца у здорового ребенка функция зрения значительно совершенствуется. Движения глаз синхронизируются, сходящееся косоглазие проявляется все реже и реже — только при очень близком рассматривании предмета. Асимметричное косоглазие (то сходящееся, то расходящееся), стойкое сходящееся косоглазие, равно как и отсутствие длительной фиксации взора на предмете, отмечаемое у малыша, — повод для визита к офтальмологу. Спектр зрительных реакций младенца расширяется — он уже начинает активно искать глазами заинтересовавший его предмет, фиксировать на нем взор, и при этом поворачивает голову в его сторону. В три месяца малыш сосредотачивает взгляд на предмете до 7-10 минут, рассматривая его. Его внимание по-прежнему привлекают желтый и зеленый цвета. Когда он плачет, его уже можно успокоить игрушкой. Формируется еще одна важная зрительная функция: в два — два с половиной месяца ребенок начинает фиксировать взор и рассматривать предметы в вертикальном положении. Развивайте этот навык: при общении держите его на руках в вертикальном положении!
Слуховые реакции
В возрасте от полутора до трех месяцев ваш малыш начинает идентифицировать локализацию звука в пространстве, ищет его источник. Даже лежа на спине и не видя вас, он поворачивает головку и глаза к источнику звука, когда вы разговариваете с ним или включаете музыку. Вырабатывайте у него аналогичную реакцию на звучащую игрушку. К трем месяцам он быстро находит источник звука, в том числе и в вертикальном положении. Малыш плачет — заговорите с ним, погремите игрушкой, и вы отметите, что он как бы замирает и перестает плакать. При резких звуках ребенок вздрагивает, замирает, а может и заплакать.
От 0 до 4, или Как развивается здоровый ребенок
Развитие как механизм

Нормальный, полноценный, с точки зрения врачей, ребенок должен не только вовремя набирать вес, расти, но и проявлять свои эмоции и выполнять определенные движения. Если все эти функции появляются вовремя, это означает, что головной мозг малыша и его двигательный аппарат развиваются правильно. Поэтому, обнаружив не соответствующее возрасту развитие моторики (двигательных функций) и психики, нужно обязательно выяснить, зависит ли эта задержка развития от врожденного дефекта центральной нервной системы или она вызвана тем, что с малышом мало занимаются родители.

Дело в том, что нервная система ребенка, так же как и иммунная, развивается по мере того, как он растет, поэтому то, насколько интеллектуально развитым будет ваш малыш, во многом зависит от условий, в которых он находится. Например, еще до рождения ребенок нуждается в общении, а с появлением на свет оно становится ему просто необходимо. Вот почему дети, которые по каким-либо причинам не могли быть рядом с родителями, по физическим и интеллектуальным параметрам уступают малышам, растущим в семьях, где им обеспечивают не только хороший уход (кормление, купание и т.д.), но и полноценное общение как с равноправными членами семьи.

Интеллектуальное развитие малыша, особенно совсем маленького, зависит и от режима воспитания и ухода, созданного родителями. Например, дети, которых постоянно держат завернутыми в одеяло (с ногами и руками), поздно начинают ползать и брать предметы руками. Существует и другая крайность: родителям кажется правильным торопить развитие малыша. Конечно, путем тренировки ребенка можно приучить, например, раньше сидеть или стоять. Однако эти ранние успехи не только ему не полезны, но даже вредны. Чтобы малыш вырос гармоничной личностью, надо просто соблюдать определенные правила воспитания, режим питания и сна. Обеспечьте его игрушками, постоянно разговаривайте с ним, следите, чтобы он вовремя приобретал необходимые его возрасту навыки, а в случае отставания незамедли тельно обратитесь к врачу.

Понять, как развивается малыш, вам поможет наша схема. Изучая ее, не забывайте, что каждый ребенок растет не столько по «книжному», сколько по своему собственному «графику», и это нормально.

Он родился!

Новорожденный физически беспомощен, его движения неопределенны. К моменту рождения он обладает пищевым рефлексом, который проявляется в том, что ребенок ищет мамину грудь и сосет ее. Хорошо заметен оборонительный (защитный) и ориентировочный рефлексы. Защитный рефлекс проявляется миганием глаз, ориентировочный — движением глаз к источнику света. Однако малыш пока не в состоянии следить за предметами глазами. Если вы коснетесь внутренней стороны ладошек новорожденного пальцем, он схватится за него. В этом возрасте малыш, захватив большие пальцы рук папы или мамы, хорошо удерживается в висячем положении. Спит он в позе лягушки: лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками, и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны.

Что должно встревожить родителей? Малыш не сосет, не реагирует на свет, спит с вытянутыми вдоль туловища ручками и ножками.

1 месяц В этом возрасте малыш замечает яркие предметы. Он вздрагивает или мигает, если слышит резкий звук, пытается прислушиваться к тому, что происходит вокруг. Появляются первые неопределенные звуки — гуление, первая улыбка. На несколько секунд, в основном лежа на животе, малыш может удерживать голову в вертикальном положении. Он потягивается, пытается отталкиваться ногами и ползти. Если вы будете поддерживать его под мышки, он сможет упереться ножками в опору (например, в пол). С момента рождения и до 2 месяцев малыш спит около 20 часов в сутки.

Что должно встревожить родителей? Малыш не реагирует на резкие звуки, спит мало (бодрствует между двумя-тремя кормлениями) или наоборот много (когда его приходится будить, чтобы покормить), плохо ест (не доедает положенный объем пищи).

2 месяца Малыш хорошо следит глазами за двигающимися предметами, поворачивает голову в сторону на человеческий голос, прекращает сосать, если вы показываете ему яркий предмет. Лежа на животе, он поднимает голову и приподнимает грудь, на 1-1,5 минуты удерживает голову. Если вы будете поддерживать его под мышки, он сможет стоять, правда, пока подгибая ножки. Исчезает способность удерживаться в висячем положении и стремление ползать. Он улыбается в ответ на улыбку и гулит уже более отчетливо. Ребенок пробует удерживать предметы всей рукой, и его движения уже не такие беспорядочные и неопределенные, как раньше.

Что должно встревожить родителей? Малыш не проявляет эмоций, безразличен к окружающему, не реагирует на улыбку близких, не удерживает предметы рукой и не съедает положенный объем пищи.

3 месяца Находясь в вертикальном положении, малыш может сосредоточить взгляд и следить за предмете" 5-6 минут. Теперь он четко улавлива ет направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздает ся. Ребенок уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается. Лежа на животе, он может подниматься, опираясь на локти и предплечье, пробует сидеть (если его поддерживают за попку), переворачиваться со спины на бок, держать голову. Движения его ручек становятся свободными и целесообразными: он подносит предметы ко рту, тянется к игрушкам, гремит погремушки, хлопает в ладошки и тянет их в рот. Теперь малыш узнает маму, начинает улыбаться родителям и знакомым людям. Он смеется, если доволен, и кричит, если что-то идет не так. Гулит малыш уже на все лады и с удовольствием слушает музыку.

Что должно встревожить родителей? К концу третьего месяца малыш не может удерживать полову сам, не следит за движущимися предметами, не улыбается и не меняет выражения лица, пугается при появлении чего-то необычного, не координирует движения.

Подведем итог Что необходимо малышу в возрасте до 3 месяцев? Внимание родителей и близких людей. Ему нравится, когда мама и папа берут его на руки, разговаривают и общаются с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки. Приучите малыша спать в собственной кроватке. В этом возрасте ребенку необходимы погремушки, они должны быть подвешены над кроваткой так, чтобы он мог сначала ударять по ним, а потом и хватать ручками.

4 месяца

Лежа на животе, малыш следит за движущимися предметами, ощупывает мамину грудь. Теперь, увидев незнакомое лицо, он может испугаться, или наоборот заинтересоваться. Приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони, переворачивается со спины на живот, хватает, гладит предметы. Он дольше гулит, и в его «песенках» появляются певучие и гортанные звуки. Свое неудовольствие малыш выражает хныканьем.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не переворачивается со спины на живот, не удерживает предметы и не реагирует на посторонних людей.

5 месяцев Малыш по-разному реагирует на разных людей. Он уверенно хватает предметы руками и так же уверенно тянет их в рот. Теперь малыш хорошо сидит, держась за что-нибудь руками. Если вы возьмете его под мышки, он будет стоять почти прямо, не подгибая ножки.

Что должно встревожить родителей? Малыш плохо сидит или не делает попыток сесть, не узнает родителей.

6 месяцев Малыш уже переворачивается с живота на спину и наоборот, со спины на живот. Теперь он сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках. Если вы подтянете его за руки, он поднимется на ножки, а если поддержите за грудь — сделает первые попытки переступить с одной ноги на другую. Малыш уже хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую игрушку, начинает искать исчезнувшие предметы. Он умеет смеяться, хныкать, плакать и реагировать на эмоции других людей. Малыш пытается произносить слоги, он назовет маму — «ма», а бабушку — «ба».

Что должно встревожить родителей? Малыш не может сидеть даже с поддержкой.

7 месяцев Начало пути маленького исследователя малыш тянется к своему изображению в зеркале и удивляется ему. Теперь он сам поднимает и тянет в рот выпавшую бутылочку, становится на четвереньки, ползает, сидит, встает на колени, опираясь на перила кроватки. Если вы будете поддерживать его под мышки, он начнет шагать. Его движения становятся целеустремленными, например, он умеет перекладывать предмет из руки в руку, проситься на ручки, протягивать руки маме, папе. Малыш начинает повторять слоги: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».

Что должно встревожить родителей? Ребенок не переворачивается с живота на спину и обратно, ему трудно доносить предметы до рта. Опираясь на ноги, он не способен выдержать собственный вес. Малыш ничему не радуется, не обнимает маму и папу, не следит глазами за движущимися предметами, не проявляет интереса к игре в «ку-ку», не лепечет.

Подведем итог Что необходимо малышу в возрасте 4-7 месяцев? Он нуждается в еще большем внимании близких. Малыш любит обнимать родителей, и в этом удовольствии ему нельзя отказывать, ведь именно так он пытается победить в себе чувство страха. Постарайтесь разобраться в его лепете, отвечайте словами и жестами. В этом возрасте малышу нужны жесткие игрушки, но ему по-прежнему полезны прежние «друзья»: погремушки, кольца.

8 месяцев

Малыш улыбается своему отражению, ищет взглядом предметы, удивляется при виде чего-то нового. Он сам садится и из этого положения может лечь. Теперь малыш умеет стоять, держась одной рукой, а если вы поддержите его за ручки, сделает попытку пройтись. Он учится играть в «ладушки», то есть старается хлопать в ладоши.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не сидит, не пытается встать или не может долго стоять. У него постоянно плохое настроение, ему не доставляют радости ни игрушки, ни присутствие родителей.

9 месяцев Теперь малыш уже сам ищет спрятанный или упавший предмет. Он делает попытки стоять без опоры и ходить за стулом (берется руками за спинку стула и двигает его вперед). Если вы поддержите его за обе ручки, он сможет сесть и встать на колени. Малыш уже может собирать мелкие предметы, глазами следит за падением предметов. Во время еды пробует пользоваться… собственным пальцем. Ребенок начинает осваивать жесты, например качает головой, пытаясь объяснить, чего он не хочет.

Что должно встревожить родителей? Малыш не может шагать, не умеет стоять без опоры и найти спрятанный предмет.

10 месяцев Малыш стоит и поднимается без опоры и делает попытки передвигаться, держась за одну руку. Он учится подражать движениям взрослых, открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами. Малыш называет предметы отдельными, но одними и теми же упрощенными словами или слогами. Теперь он умеет выполнять простые требования и понимает запрещение.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не стоит, не пытается ходить, не произносит слоги.

11-12 месяцев В конце 1-го года жизни (11-12 месяцев) малыш уже может наложить один предмет на другой, приседает без опоры, нагибается не приседая, чтобы поднять предмет, хорошо ходит, держась за одну руку (в 11 месяцев), делает первые шаги сам (в 12 месяцев). Он знает названия многих предметов, различает части тела, выполняет требования, произносит отдельные слова: мама, папа. С удовольствием имитирует действия других людей.

Что должно встревожить родителей? В возрасте 8-12 месяцев малыш не ползает, ползает с трудом или ползет в какуюнибудь одну сторону, не может стоять без поддержки. Он не пользуется жестами, например не машет ручкой на прощанье, не произносит простые слова. Не может изменить позу — переместиться из положения сидя на четвереньки, не способен брать игрушки из коробки.

Подведем итог Что необходимо малышу в возрасте 8-12 месяцев? Малыш любит двигаться, играть со взрослыми, он требует к себе внимания, активно участвует во всех домашних делах. Ему необходимы игрушки (например, мячи и механические игрушки) и пространство для активной игры (комната, где бы малыш мог свободно передвигаться).

2-й год жизни

Малыш уверенно ходит, его словарный запас обогащается: теперь он произносит отдельные слова (к 15-18 месяцам), а затем предложения из двух, трех слов (к 18-24 месяцам). Он различает словесные обозначения близких: мама, папа, бабушка, дедушка. Начинает бегать, поднимается и спускается с лестницы. Теперь он сам может снять что-то из одежды, знает и показывает, где находятся нос, глаза. Малыш берет предметы большим и указательным пальцем, учится рисовать, рассматривает картинки, интересуется обществом сверстников, подчиняется требованиям взрослых.

Что должно встревожить родителей? В словарном запасе малыша нет ни одного связного слова, он не может выполнить простую просьбу, с трудом играет в «ладушки», к 18 месяцам так и не начал ходить. Свои потребности он выражает плачем, не беспокоится по поводу отсутствия мамы, папы.

Подведем итог Что необходимо двухлетнему малышу? И снова главное для малыша — ваше внимание, поэтому проводите с ним больше времени. Подарите ему детский стол, стульчик, кубики, пирамиду, состоящую из 3-4 колец, стаканчики разной формы. Не забудьте про мягкие игрушки, предметы для игры в воде, «хозяйственные инструменты» (молоток, колышки, посуду). Обзаведитесь игрушками для прогулки: ведром, лопаткой, машинками.

2-3 года

Малыш ест ложкой, правда, владеет ей пока нетвердо. Он много рисует, листает и рассматривает книжки, узнает на картинках предметы, называет цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простые стишки и мелодии. Его словарный запас достигает 250-300 слов. Малыш умеет жалеть, смущаться, гордиться собой.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не может передвигаться сам, снимать одежду, строить простые фразы, он путает названия частей тела, не проявляет интереса к другим детям.

Подведем итог Что необходимо трехлетнему малышу? Ему важно чувствовать, что родители всегда готовы включиться в его деятельность, что для них он — самый интересный человек на свете. В этом возрасте ребенок остро чувствует любовь и нелюбовь своих близких и формирует свои привязанности, которые сохраняются на всю жизнь. Малыш должен иметь вещи, которые можно брать и носить: книжки, машинки, игрушки. Покажите ему, как пользоваться пастелью, большими мелками и бумагой. Держите под рукой книжку с картинками, где изображены простые действия, и просите малыша показать и назвать персонажей. Учите ребенка конструировать предметы, отвинчивать и завинчивать крышки.

3-4 года

Малыш начинает активно пользоваться многосложными фразами, становится любознательным. Он пытается рисовать человека и животных. Ребенок любит шумные подвижные игры, возню с детьми и взрослыми, игры с правилами, с удовольствием наряжается. С ним нужно много играть, позволять разговаривать по телефону, общаться с другими детьми дома и на прогулке. Рассматривайте вместе альбом с фотографиями и называйте знакомых людей, слушайте песенки и напевайте их. Читайте сказки, стихи и просите малыша пересказывать их содержание. Пришла пора обзавестись различными предметами для подвижных игр: матрасом, подушками, мячами, шведской стенкой.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Ребёнок в возрасте от 6 до 9 месяцев
Итак, Вашему ребёнку исполнилось полгода, и в Вашей жизни наступает новый период со своими особенностями, трудностями и радостями.

Во втором полугодии темп роста ребёнка несколько замедляется (за I полугодие малыш вырос приблизительно на 15 см, общая прибавка в весе примерно на 1 кг больше, чем вес при рождении). Зато быстро развивается психика, гораздо более заметным становится интерес ко всему окружающему, особенно ко взрослым и детям, их действиям, речи. У малыша начинают формироваться привычки, влечения, вкусы, и наша, взрослых, задача заключается в том, чтобы помочь ребёнку научиться понимать нашу речь, общаться с людьми, способствовать дальнейшему развитию движений.

Малыш подолгу лепечет, повторяя часто одни и те же слоги, это ещё не слова, но это очень важный момент в подготовке к речи. Именно в этом возрасте закладывается правильное произношение звуков, и задача мамы и всех, кто постоянно общается с ребёнком, разговаривать правильно и чётко. Почаще произносите одно- и двухсложные слова. Простые названия предметов малыш уже в состоянии запомнить и может указать на них пальчиком по Вашей просьбе.

В развитии речи большое значение имеют общая активность ребёнка, его занятия с игрушками, поэтому постарайтесь найти для него место в доме (угол комнаты, комнатку), обеспечивающие полную безопасность и свободу движений. Ребёнку предлагают разные игрушки: резиновых кукол, зверей, погремушки, кубики, пирамидки, крупные шарики. Малыши с удовольствием нанизывают кольца пирамидок, складывают и разбирают кубики. Дети 8-9 месяцев очень любят заводные игрушки, мячи, которые побуждают к ползанию. Время от времени часть игрушек нужно прятать на 1-2 недели, чтобы малыш их забыл, а потом предложить ему как новые.

Воспитание ребёнка в этом возрасте начинается с выработки определённых навыков. Плохие навыки обычно появляются в результате недооценки воспитательного значения отдельных явлений. К примеру, если Вы регулярно рассказываете сказки во время еды, это быстро войдёт в привычку, и отучить малыша отвлекаться во время еды будет очень трудно.

6-7 месячного малыша уже можно научить пить из чашки. Налейте в чашечку 1-2 чайные ложки сока и предложите ему выпить, потихоньку наклоняя чашку. Очень быстро он поймёт, как это делать.

Если 7-8 месячному ребёнку Вы будете регулярно мыть руки перед едой, то скоро он сам будет подсказывать Вам, что необходимо это сделать перед едой.

В этом возрасте малыш уже чувствует разницу между грязным и чистым, и если Вы содержите одежду и предметы ухода в идеальном порядке, малыш привыкает к этому, ему неприятно, когда он грязный.

Кормление приблизительно в одни и те же часы вырабатывает навык питаться регулярно, отсюда и другая забота — приучить ребёнка к горшку. Если малыш сидит уверенно, можно попробовать высаживать его на горшок сразу после сна и после еды, но не настаивайте, если малыш категорически отказывается сидеть на горшке — он оценит преимущество этого где-то в возрасте 1,5 лет. Если же ребёнок сидит на горшке охотно, то не держите его на нём более 10 минут, даже если ничего не получилось. Если же результат оказался положительным — похвалите малыша. Не давайте игрушек сидящему на горшке ребёнку, чтобы не отвлекать его.

Во втором полугодии жизни малыша купают в сидячем положении. Купать каждый день необязательно, но если ванна приносит малышу удовольствие — не лишайте его этого. Увеличивается продолжительность процедуры — так как малыш сидит, руки у него свободны, это создаёт возможность заниматься с игрушками, изучая их с новой и неожиданной стороны. Ребёнок будет постоянно делать открытия, когда некоторые игрушки пойдут ко дну, а некоторые останутся на поверхности воды.

Одно из самых значительных достижений этого возраста — ребёнок умеет передвигаться самостоятельно, пытаясь достать укатившийся от него мячик. Он начинает ползать, что существенным образом может разнообразить его мир. Подползая к тем или иным предметам, он ощупывает их, рассматривает, пробует на вкус.

Этот возраст характеризует повышенная травматичность — поэтому, устраивая детский уголок, позаботьтесь, чтобы в поле действий малыша не попали острые, колючие, мелкие предметы. Не забудьте закрыть электрические розетки. Пол должен быть ровным, гладким, на него надо постелить коврик или шерстяное одеяло. Учитывая, что малыш много времени проводит на полу, позаботьтесь о тёплой, мягкой, удобной, не сковывающей движений, одежде из натуральных тканей. Кроме того, одежда должна легко стираться.

Подползая к стене, малыш пробует встать на ножки, падает и снова встаёт, опять падает и т.д. В конце концов, в 8 месяцев ребёнок уже достаточно хорошо стоит с опорой. Многие ползают так быстро, что с трудом удаётся их догнать.

На девятом месяце жизни ребёнок обычно уже может переступать при поддержке за обе руки, а иногда и за одну. В свободном ползании по ровной поверхности залезает на предмет (подушку, книгу, чемодан и т.д.). Присаживается и встаёт из любого положения. С игрушками предпочитает играть сидя, это даёт свободу движений рук, позволяет совершать повороты корпуса.

К девяти месяцам ребёнок уже помнит своё имя, поворачивает лицо к тому, кто его зовёт. Начинает улавливать не только интонацию, но и значение отдельных слов: «дай», «на», «брось», «иди на ручки» и т.п. Даже незнакомые звуки начинает повторять за взрослыми. Понимает, усваивает, а иногда и произносит слова-обозначения: «кис-кис» (кошка), «ав-ав-ав» (собачка), «би-би» (машина). В это время рекомендуется, показывая ребёнку новый домашний предмет, громко и чётко его называть. Ребёнок ещё не сумеет повторить это название, но уже сможет запомнить его.

В возрасте 7-8 месяцев многие дети вместо 3-х раз спят днём только два. Причём, потребность в продолжительности сна у разных детей неодинакова. Одни дети спят меньше и сохраняют бодрость, а другие сонливы, хотя спят больше, чем их сверстники. Это зависит от характера ребёнка, от того, как организован период бодрствования. Подвижные дети, как правило, спят крепче и более короткое время.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Ребёнок в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев
Когда малышу исполняются 3 месяца, большинство родителей испытывает облегчение: налаживается определённый режим дня, по некоторым движениям ребёнка можно угадать, чего он хочет, обычно в этом возрасте дети хорошо спят ночью по 6-8 часов. Вместе с тем, происходит интенсивное нервно-психическое развитие детей: дифференцируется слуховое и зрительное восприятие, улучшается моторная деятельность, ребёнок начинает активно гулить и лепетать.

На четвёртом месяце ребёнок уже приподнимает голову из положения на спине. Лёжа на животе, он приподнимается, опираясь на локти и предплечья. При поддержке подмышки хорошо опирается на ножки. Заметно совершенствуются движения мышц. Ребёнок пытается поворачиваться со спины на бок, менять положение тела, пытаясь дотянуться до игрушки. Если малыш в период бодрствования подолгу занимается игрушками, ощупывает их, удерживает вложенный в руку предмет, то это можно считать хорошим показателем его развития. Стремясь достать привлёкшую внимание игрушку или предмет, малыш поворачивается на бок, со спины на живот, пытается подползти к игрушке, то есть использует новые движения.

3-4-х месячный ребёнок подолгу разглядывает свои руки, лёжа на спине, с удовольствием изучает их, засовывая в рот.

В 5-ти месячном возрасте малыш открывает для себя новый предмет для сосания — свои ноги. Сняв носочек и засунув ножку в рот, он смеётся от удовольствия.

К шести месяцам многие дети могут сидеть самостоятельно, а с поддержкой — все малыши. И теперь они смотрят на мир так же, как и взрослые, оглядываясь вокруг и изучая все предметы и людей, попадающие в поле зрения.

Быстрыми темпами идёт психическое развитие. Малыш к пяти месяцам узнаёт маму, папу, сестрёнку или братика и всех близких, кто ухаживает за ним более или менее регулярно. Малыш реагирует на тон речи. Не понимая слов, улавливает основной смысл обращения к нему по интонации. Подолгу певуче гулит. С удовольствием слушает мелодичную музыку, ему нравится, если мама читает ему детские стихи. Своё отношение к окружающему пытается выразить различными оттенками лепета.

Приблизительно в 5-6 месяцев многие дети начинают ползать. В это время полезно отгородить в комнате безопасное место и предоставить малышу полную свободу действия. Он с удовольствием заползет в каждый уголок, будет ощупывать каждый предмет (необходимо позаботиться о безопасности малыша заранее — убрать всё, что может сломаться, упасть на него, обезопасить электрические розетки, не давать ему мелких предметов и игрушек, которые могут сломаться).

В 5-6 месячном возрасте в жизни малыша появляются новые предметы обихода: кружка и ложка, с помощью которой малышу дают прикорм. С этого же возраста можно прививать малышу навыки опрятности — умывать и переодевать после кормления, вытирать рот салфеткой, если он испачкался.

К шести месяцам многие дети начинают произносить отдельные слоги («па-па», «ба-ба», «ма-ма», «да-да», «дай» и т.д.), повторяя их за взрослыми. Поэтому всем, кто ухаживает за ребёнком, необходимо постоянно разговаривать с ним, при этом чётко произносить слова.

Возраст 5-6 месяцев — это возраст становления эмоционального общения. Чем больше любви и нежности Вы подарите своему малышу, тем большая отдача ждёт Вас в будущем. Не бойтесь говорить малышу о том, как его любите, ласкайте его, общайтесь с ним — и наградой Вам будет счастливая улыбка на прелестных детских губах
Весь мир во рту
Немножко погрызть ножку стула, томно пожевать телефонный провод, облизать игрушки, лежащие на полу, лениво укусить проходящую мимо собаку, старательно засунуть в рот все мелкие соринки, найденные на полу, а в довершение всего отказаться от только что сваренного супчика — что может быть лучше для любопытствующего малыша и ужаснее для его заботливой мамы?!

Человек — уникальное существо. Во всем животном мире по законам природы детеныш в течение получаса пода еле появления на свет должен встать на ножки и быть готовым к передвижениям — так решается вопрос выживания. Новорожденный человечек тоже озабочен тем, чтобы поддержать свое отдельное существование в мире, где он вдруг оказался. Только для выживания ему нужно совсем другое: во-первых, присутствие мамы, во-вторых, умение сосать и сообщать миру о своих неприятностях, что, как известно, малыш делает одним и тем же «инструментом», ртом.

Активно пользоваться этим инструментом ребенок начинает еще в утробе матери. Доказательство тому — результаты ультразвукового исследования, которое проводится во втором триместре. На снимках или мониторе можно увидеть, как ребенок глотает и выплевывает амниотическую жидкость (в которой «плавает» в течение всех девяти месяцев), а иногда сосет свой большой пальчик.

Сразу после рождения младенец начинает самостоятельно дышать, у него появляется голос, а значит, и способность кричать, плакать. Кроме того, малыш инстинктивно пытается поймать грудь матери губами, старается активно сосать молоко, свои пальцы, пустышку. Все это означает, что ребенок готов к общению с мамой и окружающим миром.

Мама и малыш

До рождения малыша и маму связывает пуповина, после рождения ей на смену приходит рот. Согласитесь, это огромный шаг вперед, поскольку его использование позволяет ребенку быть более активным и независимым. Рот становится первым и пока единственным способом как-то влиять на окружающий мир. Малыш учится не только есть и кричать: вскоре он начнет улыбаться, гулить, а во время еды — выплевывать то, что не нравится, проявляя таким образом свое особое отношение к происходящему.

Рот позволяет ребенку не только выживать, но и получать удовольствие от жизни. Ведь пока отдельное существование не приносит малышу особой радости, поскольку влечет за собой периоды голода, холода и прочих неприятностей. Как правило, все это исчезает с появлением мамы, однако дискомфорт от независимого существования позволяет ребенку лучше понять собственные потребности, а затем с помощью матери получить тот мир, в котором может произойти осуществление его желаний.

Рот является самой активной частью тела малыша, поскольку участвует во всех важных открытиях и перипетиях. Поэтому отношение малыша к этой части самого себя, как к наиболее надежной, вполне естественно, понятно и оправданно. Конечно, пока это отношение неосознанно, но своему рту пятимесячный малыш доверяет настолько, что именно с его помощью начинает исследование окружающего мира.

Малыш и мир

Действительно, сначала мир попадает ребенку в рот. Вернее, то, что может быть обследовано ртом, и есть познаваемый мир. И если вы думаете, что этот способ исследований примитивен — опробуйте его сами! Закройте глаза (зрительная информация об объекте ни о чем не говорит четырехмесячному малышу) и попросите кого-нибудь подносить к вашему рту разные предметы (руки тоже могут сообщить вам о предмете то, что пока недоступно восприятию ребенка). Если вы сумеете преодолеть неловкость от кажущейся нелепости ситуации, то вам откроется совершенно новый (то есть хорошо забытый старый) мир, в котором есть все: запах, вкус, форма, размер, вес, температура — кроме цвета (кстати, поэтому малыши дольше всех остальных признаков предмета осваивают цвет).

С помощью рта малыш получает огромное количество информации, которая требует осмысления. Кстати, получаемые сведения содержат информацию и о его собственном теле. Ощущения, которые ребенок испытывает от сосания своих пальчиков, несколько отличаются от того, что он чувствует при сосании материнской груди или игрушки. Они позволяют ему постепенно начать отличать свое тело (себя) от остального мира.

В этом же возрасте (примерно 4-5 месяцев) на помощь рту приходят руки. Но они пока выполняют роль подсобных рабочих, которые доставляют экспериментальный материал в «лабораторию ученого». Малыш пока не понимает, что он сам действует своей рукой, да и физические возможности только развиваются и осваиваются. Пока они не идут ни в какое сравнение со ртом, которым малыш уже владеет в совершенстве. И кстати, рот по-прежнему остается органом, способным на самые активные действия: ведь именно там появляются зубы...

Зубы и руки

Появления первых зубов — радостное событие, как для родителей, так и для малыша. Но, по мере того как ребенок осваивает появившийся в его распоряжении новый «инструмент», радость родителей меркнет, особенно если мама продолжает кормить младенца грудью. Пока малыш не понимает, что может причинить боль, но потрясающие разрушительные способности зубов известны ему отлично, и он испытывает огромную радость, применяя эту силу на практике. Теперь ему доставляет удовольствие не только сосать, но и грызть. Причем если сосание напоминает малышу маму, сытость, тепло, безопасность и приносит прежде всего успокоение, то кусание олицетворяет собой способность вторгаться во внешний мир со своими правилами.

С возрастом малыш начнет понимать, что зубы могут причинять боль. После этого они обретут статус эффективного оружия, и ребенок будет пользоваться их услугами довольно длительное время. Во время ссоры двухлетний малыш скорее будет кусаться, чем помогать себе руками...

В это же время (6-12 месяцев) руки начинают «выходить на более активные позиции». Малыш, наконец, понимает, что они — часть его тела, а значит, их можно использовать по собственному усмотрению. Возросшие физические возможности позволяют ребенку все чаще включать руки в процесс освоения мира. Очень быстро они становятся равноправными помощниками рта. Однако вскоре у него появится шанс в последний раз «вырваться вперед». Это произойдет, когда малыш начнет говорить.

Взросление и речь

То, что рот может производить звуки, малыш знает с рождения. То, что на эти звуки всегда кто-нибудь придет, он узнает примерно в полтора месяца. Но то, что с помощью звуков можно обозначать предметы и что-то сообщать другим людям, ребенок впервые понимает примерно в год. Это великое открытие меняет всю дальнейшую жизнь малыша, поскольку дает ему возможность общаться не только с близкими, но и со всеми людьми, говорящими на этом же языке.

Освоение речи — последняя важная функция рта, которая решающим образом влияет на развитие малыша. Конечно, еще несколько лет тренировок уйдет на то, чтобы развить артикуляционный аппарат и научиться выговаривать все звуки и слова. Но главное уже сделано. Естественно, что, найдя такой замечательный и универсальный способ общения, малыш не сможет от него отказаться. Функция рта как исследователя начнет постепенно ослабевать и вскоре благополучно исчезнет, то есть сменится новым значением — «производителя» речи. К полутора годам руки займут место рта, поскольку гораздо успешнее смогут исследовать мир, чем какой-либо другой инструмент. Затем на смену рукам придут глаза, которые к 2-3 годам будут вполне способны проанализировать форму и размер предмета так, как это сначала делал рот, а потом руки. И тут родители смогут вздохнуть с облегчением: малыш перестанет пробовать все на зуб, поскольку в этом просто отпадет необходимость!
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "Зачем нужны знаки препинания?" Прочитайте их внимательно. Обратите внимание на вступление, аргументы, заключение. Как говорят, лучше один раз увидеть
Реферат Ань Всистеме органов государственной власти, обеспечивающих пищевую и биологическую безопасность наших сограждан, Россельхознадзору отводится ответственная роль
Реферат Образ культурного героя в карело-финском эпосе.
Реферат Психологические особенности детей при подготовке к школьному обучению
Реферат Категорический силлогизм. Фигуры и модусы
Реферат Использование шпаргалок
Реферат Отчет по практике в Государственном образовательном учреждение высшего профессионального образов
Реферат Анализ рынка финансового лизинга в центральной азии июнь 2002 Содержание
Реферат Билеты по русскому языку
Реферат Шкідливі речовини в технології консервування. Джерела забруднення харчових продуктів
Реферат Ценовая стратегия предприятия
Реферат Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество. Плюсы и минусы интеграции
Реферат Разделение властей в РФ
Реферат Making Sense Of The Plagues The Education
Реферат Петр I в поэме АСПушкина Медный всадник проблемы интерпретации