Реферат по предмету "Разное"


Анализ рынка финансового лизинга в центральной азии июнь 2002 Содержание

АНАЛИЗ РЫНКА ФИНАНСОВОГО ЛИЗИНГА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Июнь 2002 Содержание I. Введение 3 1. О Проекте 3 2. Лизинг: новая форма финансирования малого и среднего бизнеса в Центральной Азии 5II. Узбекистан 7 1. Общие сведения 7 2. Краткий экономический обзор 8 3. Финансовая система 11 4. Развитие малого и среднего бизнеса 11 5. Перспективы развития рынка лизинговых услуг 12 6. Краткий обзор рынка лизинговых услуг в Узбекистане 146.1. Лизинговые операции банков 146.2. Лизинговые компании, действующие в Узбекистане. 166.3. Проблемы лизингового сектора 20 7. Обзор законодательства о лизинге Республики Узбекистан 217.1. Гражданско-правовое регулирование 217.2. Применение норм гражданского законодательства 217.3. Лицензирование 217.4. Понятие лизинга, договор лизинга 227.5. Предмет лизинга 227.6. Классификация лизинга 237.7. Финансирование лизинговых операций 247.8. Срок договора лизинга 247.9. Ограничения в отношении субъектов договора лизинга 257.10. Ответственность лизингодателя и права лизингополучателя 257.11. Страхование предмета лизинга и риски, связанные с предметом лизинга 267.12. Использование предмета лизинга в качестве залога 267.13. Средства правовой защиты лизингодателя 27 8. Принципы бухгалтерского учета лизинговых операций 27 9. Налогообложение лизинговых операций 289.1. Налог на добавленную стоимость (НДС) 289.2. Налог на доход 299.3. Таможенное регулирование 29 10. Следующие этапы развития лизинга в Узбекистане 30III.Кыргызстан 31 1. Общие сведения 32 2. Краткий экономический обзор 32 3. Роль Международного валютного фонда в реформировании экономики Кыргызстана 353.1. Финансовая помощь 363.2. Техническая помощь 36 4. Финансовая система 36 5. Развитие малого и среднего бизнеса 36 6. Перспективы развития рынка лизинговых услуг 37 7. Обзор законодательства о лизинге Кыргызской Республики 387.1. Гражданско-правовое регулирование лизинга 387.2.Лицензирование и надзор 397.3.Понятие лизинга, договор лизинга 397.4. Предмет лизинга 407.5. Классификационные признаки лизинга 407.6. Субъекты лизинга 417.7 Срок договора лизинга 417.8. Ответственность продавца 427.9.Ответственность лизингодателя по предмету лизинга 427.10.Страхование предмета лизинга и риски, связанные с предметом лизинга 437.11. Залог при осуществлении договора лизинга 437.12. Средства правовой защиты лизингодателя 43 8. Принципы бухгалтерского учета лизинговых операций 44 9. Налогообложение лизинговых операций 449.1. Налог на добавленную стоимость (НДС) 449.2. Налог на прибыль 459.3. НДС на импорт 459.4. Взимание налога у источника выплаты. 469.5. Дискриминационное налогообложение коммерческих банков 469.6. Таможенное регулирование 47 10. Следующие этапы развития лизинга в Кыргызстане 47IV. Таджикистан 48 1. Общие сведения 49 2. Краткий экономический обзор 49 3. Перспективы развития рынка лизинговых услуг 50 4. Обзор законодательства о лизинге Республики Таджикистан 514.1. Гражданско-правовое регулирование 514.2. Предмет лизинга 524.3. Текущие тенденции развития законодательства 52 5. Принципы бухгалтерского учета лизинговых операций 52 6. Налогообложение лизинговых операций 536.1. Налог на добавленную стоимость (НДС) 546.2. Налог на имущество 546.3. Налог на прибыль 55 7. Следующие этапы развития лизинга в Таджикистане 55V. Заключение 56 ^ I. Введение 1. О Проекте Настоящее исследование представляет собой первый всесторонний анализ рынка финансового лизинга в Центральной Азии (Узбекистане, Кыргызской Республике и Таджикистане), подготовленный Проектом Международной финансовой корпорации по развитию лизинга в Центральной Азии. Обзор охватывает весь спектр современного рынка лизинговых услуг в Центральной Азии. Даже при беглом взгляде на рынок лизинговых услуг в регионе можно сделать вывод о том, что индустрия лизинга в этом регионе находится на начальной стадии развития. В Узбекистане операции финансового лизинга осуществляют 6 лизинговых компаний и 9 коммерческих банков, однако несовершенное законодательство вынуждает банки осуществлять операции финансового лизинга практически с нулевой рентабельностью, а лизинговые компании искать государственную поддержку либо в форме индивидуальных льгот и налоговых послаблений, либо в форме вкладов в их уставной капитал или льготных займов. В связи с этим, работа Проекта в этой стране будет сосредоточена, в основном, на содействии государственным органам в совершенствовании действующего законодательства и нормативно-правовой базы, регулирующих лизинговые услуги. В Кыргызской Республике, при активном содействии экспертов проекта, был разработан и 25 июля 2002 года принят закон «О финансовой аренде (лизинге)». Следующий этап деятельности Проекта в этой стране – поиск и поддержка потенциальных лизингодателей, способных эффективно осуществлять операции финансового лизинга. Что касается Таджикистана, в котором еще нет Закона о лизинге и практически отсутствует объем финансового лизинга, то Проект по развитию лизинга в этой стране, совместно с правительством и парламентом, сосредоточит свою работу на разработке и принятии лизингового законодательства.В данном исследовании термин «лизинг» подразумевает финансовый лизинг, там где речь идет об оперативном лизинге употребляется термин «оперативный лизинг». Международная финансовая корпорация рассматривает оперативный лизинг как арендные отношения, а не механизм финансирования. В противоположность ему, финансовый лизинг представляет собой целый комплекс имущественных отношений связанных с передачей и использованием имущества. Международная финансовая корпорация определяет лизинговую операцию как трехстороннее соглашение, в рамках которого лизингодатель обязуется приобрести у указанного лизингополучателем поставщика обусловленное соглашением имущество и передать его лизингополучателю в обмен на оплату за временное использование этим имуществом. В большинстве стран бывшего Советского Союза лизинг доступен лишь для предпринимательских (коммерческих) целей. Лизингодатель не несет ответственности за выбор поставщика и выдаваемого в лизинг имущества. Обычно окончание срока лизингового соглашения совпадает со сроком полной амортизации имущества, и оно в последующем переходит в собственность лизингополучателя. При оценке потенциала лизингового соглашения лизинговые компании базируются на способности лизингополучателя обеспечить стабильный поток наличности в результате использования приобретенного в лизинг имущества, тогда как при банковском кредитовании в первую очередь оценивается кредитная история и финансовое состояние предприятия. Именно поэтому лизинг особенно выгоден для вновь созданных субъектов малого и среднего бизнеса, у которых нет ни длительной кредитной истории, ни сколько-нибудь значительной материальной базы для предоставления залогового обеспечения. Международная финансовая корпорация, член Группы Всемирного банка, имеет большой опыт в деле поддержки лизинга в различных странах мира. МФК инвестировала в 96 лизинговых компаний в 50 странах (в 35 странах Европы, Ближнего Востока и Центральной Азии). В 25 странах мира, в том числе и в Узбекистане, МФК являлась учредителем первой лизинговой компании в стране. Общий объем инвестиций МФК в лизинговые компании за последние 30 лет составил более 1 миллиарда долларов США. МФК играет двойственную роль в развитии лизинга в мире. Во-первых, МФК предоставляет органам государственного управления консультации по вопросам совершенствования законодательства о лизинге. Во-вторых, МФК играет важную роль финансового института, предоставляющего средства новым лизинговым компаниям. В России, в течение последних трех лет, МФК, в партнерстве с Канадским агентством по международному развитию (CIDA), проводит работу по улучшению условий для развития лизинга. В результате деятельности МФК в России был принят новый, более прогрессивный федеральный Закон о лизинге, подписанный Президентом В. Путиным 28 января 2002 года. Кроме этого, МФК инвестировала свыше 16 миллионов долларов США в 3 лизинговые компании России. Используя опыт, приобретенный в ходе реализации проекта по развитию лизинга в России, МФК, в партнерстве со Швейцарским государственным секретариатом по международным связям (seco), инициировала в конце 2001 года Проект по развитию лизинга в Центральной Азии, призванный создать конкурентоспособный сектор лизинга в регионе. Основной целью Проекта является создание благоприятной среды для привлечения инвестиций в лизинговые сектора трех центрально-азиатских стран (Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана). Проект пока еще не начал свою деятельность в Туркменистане. Поставленные перед Проектом задачи будут решаться путем: Выработки и предоставления рекомендаций органам государственного управления и парламентам этих стран по совершенствованию законодательства, регулирующего лизинговые операции; Развития кадрового потенциала лизинговых компаний и обучения специалистов посредством проведения учебных программ, семинаров и индивидуальных консультаций; Повышения уровня знаний в широком практическом использовании инструментов финансового лизинга предприятиями малого и среднего бизнеса. Поскольку лизинг является относительно новым финансовым продуктом в центрально-азиатском регионе, Проект планирует проведение широкой компании по популяризации лизинговых услуг среди предпринимателей, финансовых институтов и регулирующих органов.^ 2. Лизинг: новая форма финансирования малого и среднего бизнеса в Центральной Азии Лизинг является важным источником среднесрочного и долгосрочного финансирования предприятий как в странах с переходной экономикой, так и в развитых странах. Особую роль в развивающихся странах он играет в качестве эффективного средства увеличения активов лизингополучателей, в частности, малых, средних, а также вновь созданных предприятий, играющих ключевую роль в вопросах обеспечения занятости, внедрения инноваций и развития конкуренции в этих странах. Лизинг выгоден для всех участников сделки. Не имея достаточных финансовых ресурсов для покупки, либо активов для обеспечения залога по кредиту, лизингополучатель может приобрести оборудование, которое увеличит его производственные мощности и позволит получать прибыль. В развивающихся странах, для многих предприятий, испытывающих дефицит средств, лизинг зачастую является единственной возможностью для приобретения производственных активов. Лизингодатель получает оплату за свой финансовый риск, который ниже, чем при кредитовании, поскольку он сохраняет право собственности на оборудование до истечения срока сделки и имеет возможность осуществления большего контроля над своими инвестициями, посредством проведения регулярного мониторинга оборудования, а не заемного капитала. Продавец же расширяет рынки сбыта своей продукции. Кроме того, что лизинг предоставляет определенные выгоды для каждого субъекта лизинговой сделки, он также открывает широкие возможности для роста и расширения других сфер экономики:^ Лизинг способствует дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса, так как предоставляет малым и средним предприятиям, для которых по каким-либо причинам недоступны иные источники финансирования, возможность создания и модернизации своего производства. ^ Лизинг увеличивает объем капитальных вложений, поскольку является дополнительной формой долгосрочного финансирования.Лизинг создает дополнительную конкуренцию на рынке финансовых услуг. С появлением лизинга снижается стоимость финансирования и расширяется рынок финансовых услуг. В странах с развивающейся экономикой лизинг часто является альтернативой банковскому кредитованию для приобретения основных средств, позволяя, тем самым, предприятиям не увеличивать свою задолженность перед банком.^ Лизинг способствует сбыту оборудования. Лизинг предлагает поставщикам оборудования новый механизм финансирования продаж, позволяющий увеличить число клиентов за счет предприятий, которые до этого были не в состоянии приобретать их оборудование.В целом, здоровый лизинговый сектор способствует экономическому росту страны через увеличение финансирования реального сектора экономики, рост отечественного производства и расширение спектра механизмов финансирования предприятий. Проект по развитию лизинга в Центральной Азии провел анализ рынка лизинговых услуг в регионе с учетом того фактора, что каждая из указанных стран имеет свой путь проведения экономических реформ, находится на различных этапах экономического развития, имеет различный природный, экономический и трудовой потенциал. Законодательная и финансовая системы каждой страны имеют много общего и, одновременно, имеют поразительные различия. Это вызвало необходимость рассмотрения каждой страны в отдельности. Настоящий анализ дает краткий обзор экономической ситуации и освещает нынешнее состояние рынка лизинговых услуг, юридические, бухгалтерские а также налоговые аспекты законодательства Узбекистана, Кыргызской Республики и Таджикистана. Специалисты Проекта разработали стратегии реализации Проекта в каждой из трех стран, с учетом вышеуказанных различий, однако общая цель остается единой: увеличение потока отечественных и иностранных инвестиций в лизинговый сектор, что в свою очередь расширит возможности субъектов малого и среднего бизнеса в привлечении финансирования.^ II. Узбекистан 1. Общие сведения Суверенная демократическая Республика Узбекистан образована 31 августа 1991 года. Государство расположено в центральной и северо-западной частях Средней Азии, в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Территория республики протянулась с запада на восток на 1425 км, а с севера на юг - на 930 км и составляет 447,4 тыс. кв. км. Узбекистан граничит с Казахстаном, Туркменистаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Афганистаном. Общая длина границ - 6221 км. В состав Республики Узбекистан входит Республика Каракалпакстан и 12 областей: Андижанская, Бухарская, Джизакская, Кашкадарьинская, Навоийская, Наманганская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Сырдарьинская, Ташкентская, Ферганская, Хорезмская. Столица – город Ташкент.По Конституции, принятой в 1992 году, главой государства является Президент, избираемый на основе прямого всеобщего и тайного голосования сроком на 5 лет с правом переизбрания. Президент одновременно является главой высшего органа исполнительной власти - Кабинета Министров. Высший законодательный орган - однопалатный Олий Мажлис (парламент), который насчитывает 250 депутатов. Судебная власть представлена Конституционным, верховным и Высшим хозяйственным судами. 26 января 2002 года состоялся референдум, согласно которому, в стране будет введен двухпалатный парламент и конституционные полномочия Президента будут продлены с пяти до семи лет.Узбекистан, с населением в 24,8 млн. человек, является самой густонаселенной страной в регионе. 60% населения страны проживает в сельской местности. Трудовые ресурсы составляют почти 50% населения страны, средний возраст которого 24 года.^ 2. Краткий экономический обзор В 2001 году Валовой внутренний продукт (ВВП) увеличился на 4,5 процента, впервые достигнув роста против дореформенного уровня 1991 года - 103 процента. Промышленное производство выросло на 8,1 процента, а сельское хозяйство - на 4,5 процента. Инфляция составила 26,2%. ^ Индекс ВВП, по сравнению со странами СНГ, 1989 г.=100%Источник – EBRD, “Transition Report 2001”Внешнеторговый оборот составил, по итогам 2001 года, 6,4 млрд. долларов США. Экспорт - 3,26 млрд. долларов США, импорт – 3,17 млрд. долларов США.Основные статьи экспорта – хлопок-волокно (второй в мире экспортер), цветные металлы, углеводородное сырье и продукты его переработки, минеральные удобрения, хлопчатобумажная пряжа и ткани, плодоовощная продукция, автомобили, сельскохозяйственная техника, электротехническое оборудование, стройматериалы, услуги.Основные статьи импорта – машины и оборудование, химикаты, черные металлы, продукты питания.За десять лет, для проведения структурных реформ, в экономику страны привлечено более 12 млрд. долларов иностранных инвестиций и внешних заимствований, направленных на снижение зависимости страны от импорта, увеличение и стабилизацию валютных поступлений от экспорта через создание новых и коренную реконструкцию старых производств. ^ Распределение иностранных инвестиций(включая среднесрочные и долгосрочные внешние заимствования)Правительством страны с ноября 1996 года были введены ограничения на доступ к валютным ресурсам, а также установлены торговые барьеры в виде регистрации импортных контрактов и высоких импортных тарифов. Это произошло из-за сокращения валютных поступлений в Узбекистан вследствие ухудшения конъюнктуры мировых цен на основные экспортные товары страны - хлопка-волокна, золота и цветных металлов, а также в связи с нарастанием напряженности в регионе. Приоритетный доступ к валютным ресурсам был обеспечен для предприятий, импортирующих оборудование, расходные материалы и сырье для развития собственных производств а также для погашения международных кредитов под государственную гарантию. Доступ к валютным ресурсам для импорта товаров народного потребления был значительно сокращен. Если в 1996 году для импорта оборудования, расходных материалов и сырья было конвертировано 58% от общего объема конвертированных средств, а на закупки потребительских товаров – 42%, то в 2001 году это соотношение составило уже приблизительно, 90% и 10%. Эти меры привели к возникновению системы множественных валютных курсов и отразились на сокращении объемов импортных операций. Международные финансовые институты отрицательно восприняли эти шаги Правительства Узбекистана.Несмотря на непрекращающееся ухудшение конъюнктуры на мировых рынках стратегических товаров, являющихся основным источником экспортных поступлений Узбекистана, с начала 2000 года Правительство страны осуществляет политику поэтапной либерализации валютного рынка страны. Проводится работа по унификации обменных курсов валют. В тесном сотрудничестве с персоналом МВФ разработана комплексная программа макроэкономической стабилизации и структурных реформ, направленная на активизацию усилий по проведению рыночных реформ, в том числе на поэтапную отмену всех ограничений доступа к иностранной валюте для операций по текущему счету и унификации обменных курсов к концу июня 2002 года. Узбекистан к середине 2002 года намеревается принять обязательства по статье VIII Статьей Соглашения МВФ в рамках программы финансового сотрудничества с МВФ. Правительством принят «Меморандум по вопросам экономической и финансовой политики на период с 1 января по 30 июня 2002 года в рамках программы, осуществляемой под наблюдением сотрудников МВФ (SMP)».^ 3. Финансовая система Основу финансовой системы страны составляет двухуровневая банковская система, состоящая из Центрального банка и 38 коммерческих банков, из которых 16 имеют различную долю государства, 16 частных, 4 совместных и 2 иностранных дочерних банков.Крупнейшим банком региона, и одним из крупнейших банков на постсоветском пространстве является Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан (НБУ). Как коммерческий банк, 100% капитала которого принадлежит Правительству, НБУ является агентом правительства на международных финансовых рынках и осуществляет функции универсального коммерческого банка, экспортно-импортного, сберегательного, инвестиционного банка и банка проектного финансирования. В пятерку крупнейших узбекских банков входят, кроме него, Пахта банк, Узпромстройбанк, банк «Асака», Узжилсбербанк, так же имеющие государственную долю. На данную группу приходится порядка 70% всех активов банковской системы Узбекистана.Структура общего портфеля кредитных ресурсов банков отражает специфику экономических реформ в Узбекистане, направленных, как упоминалось выше, на структурную перестройку экономики страны. В общем портфеле кредитных ресурсов банков Узбекистана преобладает доля долгосрочных и среднесрочных кредитов. По итогам 2001 года, долгосрочная и среднесрочная доля составила 74% от общего объема кредитных ресурсов, которые направлены банками в реальный сектор экономики страны. Большая часть указанных ресурсов - это кредиты зарубежных банков и международных финансовых институтов, рефинансированные банками Узбекистана. Сектор небанковских финансовых институтов, в сравнении с банковским сектором Узбекистана, а также с сектором небанковских финансовых институтов некоторых соседних стран, слабо развит. ^ 4. Развитие малого и среднего бизнеса Руководство Узбекистана в качестве одной из стратегических задач рассматривает формирование единой системы государственной поддержки и стимулирования развития малого и среднего бизнеса, увеличения его доли в структуре ВВП. В Узбекистане принята программа по развитию малых и средних предприятий, создан ряд внебюджетных фондов, финансирующих на льготных условиях субъекты малого и среднего бизнеса (МСБ), через ведущие банки страны привлечены ресурсы международных финансовых институтов для кредитования малых и средних предприятий (на начало 2002 года около 400 млн. долларов США, из них освоено 299,6 млн. долларов США), субъектам малого и среднего бизнеса представлены значительные льготы.На начало 2002 года в Узбекистане действует около 180 тыс. малых и средних предприятий (МСП), доля малого и среднего предпринимательства в ВВП страны составляет 33,8%, удельный вес занятых на предприятиях МСБ, с учетом индивидуальных предпринимателей, составляет 53% от общего числа занятых в народном хозяйстве. Внешнеторговый оборот предприятий МСБ в 2001 году составил 1,14 млрд. долларов США, или 18% от общего объема внешней торговли.^ 5. Перспективы развития рынка лизинговых услуг Экономические реформы, ориентированные на развитие реального сектора экономики и поддержку малого и среднего бизнеса, открывают широкие возможности для дальнейшего развития лизинговых услуг в Узбекистане. Являясь более доступным, по сравнению с банковским кредитованием, методом финансирования основных средств, не требующим от предприятий выполнения ряда условий, необходимых для получении кредита, таких как: предоставление обеспечения в размере не менее 120% от суммы кредита; финансирование за счет собственных средств более 25% стоимости проекта; значительные первоначальные финансовые затраты на оформление и страхование залога, оплату банковских комиссионных за организацию кредита, финансовый лизинг, при соответствующей поддержке государства, способен значительно расширить доступ предприятий Узбекистана к современным технологиям. В первую очередь, это конечно, касается оборудования по переработке сельхозпродукции, в связи с тем что, как указывалось выше, большая часть трудовых ресурсов страны приходится на сельскохозяйственный сектор. Большие перспективы имеются у предприятий, которые смогут наладить производство небольших комплектующих деталей для крупных предприятий, созданных в Узбекистане за последние годы (в частности, автомобилестроительных). На сегодняшний день, большой популярностью пользуется лизинг автотранспорта и сельхозтехники, что при наличии крупных местных производителей также является перспективным направлением для развития лизинга. Практически незадействованным остается потенциал микролизинга, который имеет хорошие перспективы для развития во всем центрально-азиатском регионе. Практика осуществления лизинговых операций в Узбекистане показывает, что менее рискованными и более успешными являются проекты на относительно небольшие суммы, до 200 тыс. долларов США, так как основными лизингополучателями являются малые и средние предприятия. Полностью неизученной и неиспользованной является ниша приобретения в лизинг крупных производственных комплексов стоимостью в десятки миллионов долларов США.Однако, ввиду того, что на сегодняшний день финансирование капитальных вложений в Узбекистане осуществляется, в основном, за счет прямых иностранных инвестиций и кредитов зарубежных банков и международных финансовых институтов и государство предоставило для их привлечения значительные льготы, что поставило лизинговые операции в целом, в менее благоприятные условия, чем банковское кредитование. Конечно, большинству лизинговых компаний, при их создании, также предоставлены существенные льготы, но они имеют ограниченный срок действия (5-7 лет с момента предоставления) и распространяются только на деятельность этих компаний, а не на лизинговые операции в целом.Попробуем приблизительно оценить потенциал развития лизинговых услуг в Узбекистане. Возьмем, для примера, возможный объем предоставления лизинговых услуг для предприятий МСБ.В настоящее время, малые и средние предприятия Узбекистана для создания и расширения своего производства чаще всего импортируют оборудование. В развитых странах, доля оборудования, импортируемого через лизинговые операции, составляет 20-30% от общего объема импорта оборудования, а в развивающихся странах этот показатель равен 5-15%. Объем импорта оборудования малых и средних предприятий Узбекистана в 2001 году составил около 310 млн. долларов США, из них за счет лизинга только 2,61 млн. долларов США (0,84% от общей суммы). Основной объем импорта оборудования был профинансирован за счет кредитов международных финансовых институтов, рефинансированных банками Узбекистана и собственных средств МСП. Но по причинам, упомянутым выше, эти источники финансирования, в основном, труднодоступны для субъектов МСБ, особенно для вновь созданных. Если бы доля импортированного оборудования за счет финансового лизинга, являющегося по сравнению с кредитом более доступным для предприятий МСБ источником финансирования, соответствовала показателю развивающихся стран, имеющих сильный сектор лизинговых услуг, то в прошлом году малыми и средними предприятиями дополнительно было бы завезено в Узбекистан оборудования на сумму от 15,5 до 46 млн. долларов США. Этот пример показывает, что рынок лизинговых услуг в Узбекистане, только в части предоставления услуг МСП, импортирующим оборудование, имеет почти двадцатикратный потенциал для своего развития.Что же сдерживает более широкое развитие лизинга в стране? Первая причина, упомянутая выше, это наличие льгот, предоставленных среднесрочному и долгосрочному кредитованию, что делает стоимость лизинговых услуг неконкурентоспособными по сравнению с традиционным банковским кредитованием. Вторая причина – наличие ряда противоречий в существующем законодательстве, регулирующем лизинговые услуги. И конечно же, одной из основных причин является отсутствие у предприятий малого и среднего бизнеса достаточной информации о финансовом лизинге, о лизинговых компаниях, действующих на рынке и спектре предоставляемых ими услуг.^ 6. Краткий обзор рынка лизинговых услуг в Узбекистане 6.1. Лизинговые операции банков Лизинговые операции в Узбекистане берут свое начало с лизинга пассажирских самолетов. С 1993 года Национальная авиакомпания «Узбекистон Хаво Йуллари» начала обновлять свой парк пассажирских лайнеров самолетами ведущих мировых производителей. За шесть лет, компания, используя механизм финансового лизинга, приобрела три лайнера А-310 производства «Аэрбас Индастри», два британских среднемагистральных самолета RJ-85, два лайнера Боинг-757 и два лайнера Боинг-767 корпорации «Боинг». Другими словами, используя схемы финансового лизинга, Национальная авиакомпания, обладая хорошим текущим потоком наличности, но не имея достаточных средств на капитальные затраты, смогла практически полностью обновить парк самолетов, совершающих международные рейсы, и к настоящему моменту выкупить часть из них в свою собственность. Реализация такого рода проектов невозможна без взаимодействия целого ряда финансовых институтов, с применением структурированных схем финансирования. Национальному банку внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан вместе со своими партнерами - ведущими зарубежными банками и экспортно-страховыми агентствами, удалось разработать и осуществить финансирование этих операций, только лизинговая часть которых превысила 350 млн. долларов США. Так же следует отметить, что по каждой из вышеуказанных сделок были приняты отдельные постановления Правительства, в соответствии с которыми участникам сделок с узбекской стороны предоставлялись для их осуществления определенные налоговые, таможенные и другие льготы.Лизинговые операции во всем мире используются не только в целях финансирования капитальных затрат крупных предприятий, но и в качестве альтернативного банковскому кредиту источника финансирования для малых и средних предприятий. Коммерческие банки Узбекистана так же предлагают услуги финансового лизинга субъектам малого и среднего бизнеса, но доля этих операций в общем портфеле банковских услуг остается незначительной. Однако, учитывая большую, по сравнению с лизинговыми компаниями, ресурсную базу банковского сектора Узбекистана, в целом банки играют заметную роль на рынке услуг финансового лизинга страны. Операции финансового лизинга на сегодняшний день осуществляют, кроме Национального банка ВЭД РУ, лизинговые операции которого были описаны выше, еще 8 коммерческих банков. Их услуги имеют ряд характерных особенностей. В первую очередь, практически все банки реализуют лизинговые проекты с очень низкой рентабельностью для себя. Это связано с налоговыми льготами для среднесрочного и долгосрочного кредитования в стране, которые не применяются к лизинговым операциям. Имея, в отличии от лизинговых компаний, большую ресурсную базу и возможность диверсифицировать свои доходы за счет других операций, коммерческие банки финансируют лизинговые проекты своих клиентов по ставкам кредитования, соответственно, их прибыль уменьшается за счет НДС, взимаемого с лизинговых платежей. Они вынуждено идут на это в целях сохранения своей клиентской базы за счет спектра предоставляемых услуг в условиях сильной конкуренции в банковском секторе Узбекистана. Следующая особенность – небольшая сумма проектов (максимальная сумма – не более 200 тыс. долл. США), тем самым банки снижают свои риски, что позволяет им, в отличии от некоторых лизинговых компаний Узбекистана, не требовать у клиентов предоставления обеспечения. Объектами лизинга, в основном, являются транспортные средства и сельхозтехника, сроки операций варьируются от 1 года до 6 лет.Следует отметить, что коммерческие банки Узбекистана не только напрямую финансируют лизинговые проекты, но также финансируют и лизинговые компании, как в качестве учредителей, так и в качестве кредиторов. В частности, Национальный банк ВЭД РУ является одним из учредителей и кредиторов лизинговой компании «Узбеклизинг Интернейшнл АО», а АИКБ «Ипак Йули» - одним из учредителей и кредиторов УЛК «Барака». Наименование Год начала осуществления лизинговых операций ^ Реализовано лизинговых операций Предметы лизинга Кол-во Сумма,экв. в тыс. долл. США Национальный банк ВЭД РУ 1996 4 378 568 самолеты АКБ «Пахтабанк» 1998 60 2 377 сельхозтехника, автотранспорт ГАЖСБ "Узжилсбербанк" 1998 14 929 автотранспорт, техно-логическое оборудование АКБ "Савдогарбанк" 1999 1 329 сельхозтехника АИКБ "Ипак йули" 2000 16 576 автотранспорт, компьютеры АББ "Трастбанкбанк" 2000 2 138 АЗС Дочерний банк Центрально-азиатского банка сотрудничества и развития в г. Ташкенте 2000 2 493 технологическое оборудование АКБ "Алокабанк" 1998 5 160 полиграфическое оборудование, фотолаборатория ЧОАКБ "Хиф-банк" 2000 6 71 автотранспорт ^ Объем лизинговых операций коммерческих банков(без учета операций Национального банка ВЭД РУ)^ 6.2. Лизинговые компании, действующие в Узбекистане. В Узбекистане действуют шесть лизинговых компаний. Каждая из них создана отдельным постановлением Правительства страны. Основная цель их создания – это поддержка малого и среднего бизнеса в стране, поддержка отечественных производителей и дальнейшее развитие небанковских финансовых институтов для стимулирования экономики страны в целом. Пять компаний имеют налоговые льготы, предоставленные решениями Правительства об их создании. Льготы носят временный характер (5-7 лет). Одна компания, как малое предприятие, применяет упрощенную систему налогообложения (единый налог в размере 10% от выручки взамен общегосударственных налогов). Деятельность каждой лизинговой компании сосредоточена на определенном сегменте рынка, которые практически не пересекаются. Пять компаний предоставляют услуги малым и средним предприятиям, одна, учрежденная Ташкентским авиационным производственным объединением им. Чкалова (ТАПОиЧ), специализируется на экспортном лизинге произведенных объединением самолетов. Наимено-вание Годсоз-дания Составучредителей Капи-тал(экв. в долл. США) Специали-зация Коли-чество филиалов и предста-вительств Коли-чество реализо-ванных проектов Суммареализо-ванных проектов(экв. вдолл. США) Узбеклизинг Интернейшнл АО 1995 НБ ВЭД РУ – 35% Мейбанк – 35% ; ЕБРР – 15% ; МФК – 15% 6 млн. Импорт оборудова-ния, от 50 тыс. до 1,2 млн. долл. США нет 24 6,2 млн. Азиaтско-европейская трастовая компания 1996 100% иностранное предприятие 50 тыс. Импорт оборудова-ния, инвестировние в капитал предпри-ятий МСБ нет 14 3,6 млн. Универ-сальная лизинговая компания «Барака» 1996 1. Ассоциация Банков Узбекистана – 75% 2. «Узинвестпроект» 16,7%3. КБ «Ипак Йули» - 8,3% 1 млн. Внутренний лизинг, от 100 долл. до 60 тыс. долл.США вузбекских сумах 3 78 8,7 млн. УзКЕЙС-агролизинг 1997 «КейсКредит Холдингс Лтд.» -51% ; Ассоциация Банков Узбекистана – 49% 5 млн. Лизинг сельхоз-техники произ-водства «КЕЙС» нет 18 5,9 млн. Узсельхоз-машлизинг 1999 «Узсельхозмашхолдинг» -10,14% ; «Пахтабанк» - 10%459 акционеров, с долей менее 10% 1,5 млн. Лизинг сельхозтехники местногопроизводства 13 2204 83,2 млн АЛК «Узавиа-лизинг» 1997 ГАО ТАПОиЧ – 71,42% ; НБ ВЭДРУ – 8,16% ; ГАКБ «Асака» - 8,16% ; ГКИ РУ – 8,16% ; ГАВК «Узпроммаш- импэкс» 4,08% 24,5 млн. Лизинг авиатехники производства ГАО ТАПОиЧ нет 1 15 млн. Объем операций лизинговых компаний Большой объем лизинговых операций в Узбекистане приходится на специализированную компанию Узсельхозмашлизинг, операции которой финансируют


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :