Социально-психологическая характеристика общения.Сущность общения
1) В чём заключается необходимость общения дляпсихологического развития человека?!
Объективнаянеобходимость и роль общения в развитии человека достаточно хорошо изучены ипсихологии, и об этом нет надобности говорить.
Итак,общение в своей первичной форме, в форме совместной деятельности, или в формеобщения речевого составляет второе обязательное условие процесса усвоенияиндивидами достижений общественно — исторического развития человечества.
Чтобыболее полно выяснить смысл этого процесса, мне остается сказать, что онпредставляет собой процесс воспроизведения индивидом способностей,приобретенных видом Homo Sapiens в период его общественно — историческогоразвития. Таким образом, то, что на уровне животных достигается действиембиологической наследственности, то у человека достигается посредством усвоения¦ процесса, который представляет собой процесс очеловечивания психики ребенка.И я могу лишь согласиться с мыслью профессора Пьерона, который в лекции обочеловечивании говорил: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат вчеловека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться бытьчеловеком в общении с людьми».
2)Каковы основные функции общения?
Функцииобщения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыреосновные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретнуюспецифику в конкретных формах.
1. Инструментальнаяфункция характеризует общение как социальный механизм управления и передачиинформации, необходимой для исполнения действия.
2. Интегративнаяфункция раскрывает общение как средство объединения людей.
3. Функциясамовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологическогоконтекста.
4. Трансляционнаяфункция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценоки т.д.
Разумеется,этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристикиобщения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функциявзаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля(регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыковвзаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом икосвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом имежличностном.
Перечисленныефункции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которыепоказывают существенно весомее роль общения для человека, чем просто передачаинформации. И знание этих интегральных функций, которые выполняет общение впроцессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причиныотклонений, нарушений процесса взаимодействия, неполноценной структуры и формыобщения, в которые была вовлечен человек на протяжении всей жизни.Неадекватность форм общения человека в прошлом существенно влияет на еголичностное развитие, определяет проблемы, которые встают перед ним сегодня.
3) Какие выделяют виды общения?
Взависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на нескольковидов.
1.По содержанию оно может быть:
1.1Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
1.2Когнитивное (обмен знаниями)
1.3Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
1.4Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
1.5Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
2.По целям общение делиться на:
2.1Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)
2.2Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов,установления и развития интерперсональных отношений, личностного ростаиндивида)
3.По средствам общение может быть:
3.1Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живомусуществу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
3.2Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
3.3Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другомобщающихся людей в самом акте общения)
3.4Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другиелюди).
4) Каковы роли различных видов общения винтеллектуальном развитии человека?!
Выделенныевыше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведениячеловека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служитсредством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умениевзаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые иорганизаторские качества.
Личностное общение формирует человека как личность, дает емувозможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки,склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить целижизни и выбрать средства их реализации.
Разнообразноепо содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функциюв психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяетчеловеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной идуховной культуры, которые, как мы выяснили и главе, посвященнойдеятельности, выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивноеобщение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития,так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаютсязнаниями.
Кондиционное общение создает состояние готовности к научению,формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Темсамым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностномуразвитию человека. Мотивационное общение служит источникомдополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». Приобретаяв результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человекувеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельно-стное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями,операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект,так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.
Биологическое общение служит самосохранению организма в качествеважнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальноеобщение обслуживает общественные потребности людей и является фактором,способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов,организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.
Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться ивоспитываться в результате широкого использования на практике данных ему срождения, самых простых и эффективных средств и способов научения:условнорефлектор-ного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогаетусвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности ксамообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлениюсамим общением.
Благодаряневербальному общению человек получает возможность психологическиразвиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2—3лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию исовершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего онстановится более способным к межличностным контактам и открывает для себя болееширокие возможности для развития. Что же касается вербального общения иего роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связанос усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека,как интеллектуального, так и собственно личностного.
5) Значение мотивационного и когнитивногокомпонентов в структуре общения?
В структуре общения выделяются мотивационный компонент,когнитивный и поведенческий.
ü Мотивационныйпредполагает анализ потребностей и мотивов, лежащих в основе общения. С этойточки зрения могут быть контакты, содержанием которых является направленностьлюдей друг на друга, потребность быть вместе, например, при влюбленности,дружбе и т.д. Мотивация общения может быть и деловой, при этом интерес ксовместному делу или получению информации от партнера рассматриваются какпрямые мотивы общения. В тоже время общение может быть и опосредованным, когдаважен не партнер, но его связи с другими людьми, либо его статус и т.д., т.е.мотивом является не общение как таковое, но получение определенной выгоды изконтакта. При этом мотивы общающихся могут не совпадать (и часто не совпадают)между собой, что иногда служит причиной конфликтов.
ü Когнитивныйкомпонент констатирует необходимость знаний о том, каким образом надо строитьобщение, как можно наладить эмоциональный контакт, преодолеть барьеры общения,предупредить и разрешить конфликтную ситуацию. При этом важно помнить о том,что в разных культурах, с людьми разного возраста, пола, и т.д. общениестроиться по-разному. Знание о закономерностях, определяющих общение,предполагает и владение способами установления информационного контакта,продуктивного взаимодействия с окружающими, умение правильно оценить человека,понять его индивидуальность и эмоциональное состояние в конкретный момент.Таким образом, когнитивный компонент включает в себя понятия, необходимые дляосуществления тех основных процессов, которые и составляют содержание общения.
ü Когнитивнаячасть структуры общения тесно связана с поведенческой. Знания о спецификевосприятия людьми друг друга и об особенностях их взаимодействия позволяютадекватно выстраивать поведение в разных ситуациях так, чтобы не вызватьагрессии или тревоги собеседника (или собеседников), но, наоборот, наладить сними доверительные отношения, способствующие контакту.
6) Раскройте сущность трёхуровней общения по Б.Ф. Ломову
· Макроуровень: общение представляет собой сложную сетьвзаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматриваетсякак важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалахвремени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни,при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);
· Мезауровень: общение рассматривается как совокупностьцеленаправленных, логически завершенных контактов или ситуаций взаимодействия,которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности наконкретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательныхкомпонентах ситуаций общения — «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этогопредмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные иневербальные средства, этапы общения);
· Микроуровень: внимание сосредоточивается на анализеэлементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов(взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого,например «вопрос — ответ», «сообщение информации — отношение к ней» и т.п.).
7) Назовите и охарактеризуйте три взаимосвязанныестороны и выделите их функции
Рассмотримэти три стороны общения поподробнее.
1)Коммуникативная сторона общения.
Вовремя акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передачазакодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения.Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S.Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не простообмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А этовозможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
Коммуникативноевзаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющийинформацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладаютсходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должныговорить на одном языке».
Вусловиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Ониносят социальный или психологический характер.
Самапо себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ,совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) иконстатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).
2)Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения,которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией ихсовместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация иконкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников.Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждаетсясамой ее природой.
Конкуренция– одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.
3)Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми другдруга.
Всетри стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют другдруга и составляют процесс общения в целом.