Реферат по предмету "Психология"


Стресс в жизни человека

СТРЕСС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Понятие стресса
 
И настоящее время термин «стресс» стал весьма популярным ипревратился в источник вполне оправданного беспокойства руководителей компаний.Это один из самых «дорогостоящих» видов издержек фирмы, негативновоздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.
Стресс — это общий термин, применимый ко всем испытываемыминдивидами формам давления. Несмотря на существование многочисленныхопределений и разногласий по поводу термина •стресс», можно считать, что это —«адаптивная реакция, опосредованная индивидуальными различиями и/илипсихологическими процессами, которая является ответом на любое внешнеевоздействие, ситуацию или событие, предъявляющие к человеку повышенныетребования психологического и/или физического характера». Демонстрацией стрессамогут выступать физиологические, психологические и поведенческие реакции,вызванные первичной понижательной оценкой ситуации.
Стресс на рабочем месте может возникнуть под воздействиемвысокого уровня требований и низкого уровня контроля за процессом труда. Онсвязан, прежде всего, с изменениями, которые вызывает взаимодействие людей и ихработы.
Стресс — результат взаимодействия человека и внешней среды.Следует помнить, что стресс охватывает не только эмоциональную ипсихологическую, но и физическую сферу человека. Стрессовые факторы находятсякак в окружающей человека действительности, так и в его психологическомокружении. Различаем рабочие и нерабочие факторы, которые могут являтьсяисточниками стресса.

Рабочие факторы возникновения стресса
Существует много причин,побуждающих людей предпринять попытку снизить количество стрессовых факторов,окружающих их и.) рабочем месте. С точки зрения личной перспективы человекаробота может быть даже опасной для его психического и физического состояния.Рассмотрим пять основных стрессовых факторов:
1) профессиональные факторы;
2) ролевой конфликт;
3) возможность участия;
4) ответственность за людей;
5) организационные факторы.
Профессиональные факторы
Некоторые профессии более стрессовые, чем другие. Например,работники химической отрасли, подвергающиеся воздействию токсичных элементов,имеют больше проблем со здоровьем, чем сотрудники муниципальных учреждений.Также доказано, что люди, занимающиеся рутинной работой, больше подверженызлости, недовольству, депрессии и усталости, чем люди, связанные с физическимтрудом.
Работы с высокой степенью риска требуют от человеказначительной психологической ответственности и повышенного само контроля. Людина такой работе, например авиадиспетчеры, постоянно находятся в состояниинапряжения, так как цена их ошибки очень высока.
Ролевой конфликт
Достаточно сильно влияют на персонал конфликты инеопределенность на работе. Человек более эффективен, когда он работает вспокойных условиях, знает, что от него ожидают, и предъявляемые; к немутребования не противоречат друг другу.
Ролевой конфликт возникает, когда человек не справляется,всеми поручениями и видами работ из-за их противоречивости. Например, еслистудент в среду должен быть на занятиях по математике и на это же времяназначен зачет по английскому языку, он не сможет одновременно выполнить двавида работ.
С точки зрения источника требований, предъявляемых человеку,различают внутриролевой, межролевой и персональный ролевой конфликты.
Внутриролевой конфликт — это невыполнимые ожидания одногочеловека, дающего задание подчиненному. Менеджер, например, может ожидать отподчиненных увеличения производительности, не создавая для этого должныхусловий.
Межролевой конфликт возникает, когда два или более человека предъявляютнесовместимые требования к индивиду. Например, менеджер по контролю закачеством хочет, чтобы контролер браковал большее количество продукции, тогдакак менеджер по производству настаивает на увеличении выпуска продукции и,соответственно, на уменьшении числа забракованных деталей.
Персональный ролевой конфликтвозникает, когда организационнаякультура вступает в противоречие с ценностями сотрудника. М большинствеорганизаций персональный конфликт не является серьезной проблемой, так какиндивиды, которые имеют серьезные разногласия с организационными ценностями,как правило, покидают данное место работы.
Усиливает вероятность возникновения ролевого конфликтаролевая неопределенность. Ролевая неопределенность — это неуверенность поповоду ожиданий других людей. Такого рода неопределенность может быть связана стем, что сотрудник не имеет четкого представления о том, что от него требуется.Например, такая ситуация возможна, когда человек приходит на новое место ипытается понять, что ему нужно делать. Кроме того, ролевая неопределенностьвозникает, когда не совсем ясно, как один человек оценивается другим. Этопроисходит, когда не ясны рабочие стандарты, нормы и правила или нет обратнойсвязи с коллегами по работе.
Рабочая перегрузка и недогрузка также являются стрессовымифакторами. Перегрузка возникает, когда требования чрезмерно завышены и несоответствуют человеческим возможностям. Недогрузка связана с ситуацией, когдачеловек на рабочем месте не может полностью реализовать свой потенциал. Людихарактеризуют такую работу как скучную и монотонную. Как правило, подобнаяработа связана с низкой удовлетворенностью и отчуждением.
Возможность участия
Менеджеры, которыепринимают большое участие в делах организации и принятии решений, испытываютгораздо меньший стресс, беспокойство и страх, чем те, кто задействован в данномпроцессе в меньшей степени. Во-первых, участие в принятии решений иувлеченность работой приводят к низкой конфликтности и снижаютнеопределенность. Во-вторых, высокая степень участия позволяет Человекуконтролировать стрессовые факторы, находящиеся в его окружении, или простоигнорировать их, так как на какую-либо ре- I акцию просто нет времени.
Ответственность за людей
Ответственность за других может привести к стрессу. Если покаким-то причинам руководитель не доверяет подчиненным или не уверен в своихспособностях управлять ими, то он будет испытывать стресс, так как не сможетпреодолеть постоянные сомнения в правильности своих действий. Принимая решенияоб оплате труда, продвижении по служебной лестнице, графике работы сотрудникови т.п. и понимая, что в некоторой степени он может повлиять на их жизнь,руководитель будет испытывать неуверенность и психологический дискомфорт.
Организационные факторы
Организация сама по себе является стрессовым фактором.Например, некоторые думают, что механистическая организация слишкомограничивает и не максимизирует человеческий потенциал, тогда как органическаяструктура предпочтительнее для роста производительности. Можно выделить четырехарактеристики организации, непосредственно связанные со стрессом.
1. Должностной уровень работника организации связан сострессом. Менеджеры низшего звена управления часто перегружены, несутответственность за других и постоянно сталкиваются с конфликтными ситуациями инеопределенностью. Рядовые исполнители также имеют шансы на перегрузку иконфликты из-за предъявляемых к ним требований и нехватки ресурсов. В своюочередь более высокие уровни управления также являются стрессовыми.Руководителям приходится работать в условиях дефицита времени, оперативнопринимать грамотные решения, находить оптимальный стиль общения с подчиненными.
2. Сложность организации связана с правилами, требованиями инормами, которые существуют в крупных организациях. Напряжение растет по меретого, как работа становится более специализированной, появляется больше уровнейконтроля, вводятся дополнительные ограничения.
3. Изменение организациитакже может быть важным стрессовым фактором. Организации должны постоянномодифицироваться, чтобы адаптироваться к изменениям внешней среды. Слияния,поглощения, изменения структуры могут вызвать у сотрудников неуверенность,беспокойство и сильный стресс.
4. Роль стрессового фактора могут играть организационныеграницы, так как возможно возникновение конфликта между внутренними факторами ивнешним давлением. Например, персонал но продажам должен удовлетворять запросыпокупателей, соблюдая при этом интересы компании.
Существует много различий между организациями, которые влияютна силу того или иного стрессового фактора. В механистических организацияхпроблемы конфликтов могут быть более серьезными, чем в других структурах, таккак им трудно отклоняться от выбранного курса. В то же время органическиеорганизации не так сильно структурированы, что ведет к меньшему количествуконфликтов, но большей ролевой неопределенности.
Нерабочие факторы возникновениястресса
Существует прямая связь стрессовых реакций и нерабочихфакторов, к которым можно отнести изменение жизненной структуры, социальнуюподдержку, личный контроль, поведенческие типы, самооценку, психологическуюустойчивость, способности.
Изменение жизненной структуры
Некоторые естественные жизненные явления могут вызватьстресс, особенно, если человек находится в переходном периоде жизни иликарьеры. Например, каждый может испытать стресс в случае смерти супруга илиблизкого члена семьи, попасть в ситуацию, когда по каким-либо причинам придетсяпоменять место работы. Например, значительное число граждан бывшего СоветскогоСоюза попали в стрессовую ситуацию, когда вынуждены были сменить работу иизменить свой образ жизни в период перестройки.
Одним из подходов к оценкевлияния подобных изменений на человека является социальная регулировочнаяшкала, созданная Гомасом Холмсом и Ричардом Рахе. Они опрашивали людей,выясняя, насколько долго и тяжело те преодолевают 40 различных стрессовыхсобытий, и затем ранжировали результаты. В табл. 1  приведены некоторые из этихсобытий и их веса, отражающие степень стрессового влияния данных событий начеловека. Например,  смерть супруга более стрессовый фактор, чем перемена местаработы. Нерабочие события больше влияют на появление стресса, чем рабочие.
Таблица 1. Степень влияния на человека изменений в жизниНерабочие события Вес Рабочие события Вес Смерть супруга 100 Увольнение 47 Развод 73 Уход на пенсию 45 Тюремное заключение 63 Деловая реорганизация 39 Смерть близких знакомых 63 Изменение обязанностей 29 Свадьба 50 Проблемы с начальством 23 Смерть друга 37 Изменение условий работы 20 Жена начала/прекратила работать 26
Сила жизненного стресса связана с тем, как человек ищетинформацию, чтобы справиться со стрессовым событием. Доказано, что когдачеловек испытывает сильный жизненный стресс, он ищет помощь вне работы:обращается к друзьям, идет на курсы повышения квалификации или меняет местоработы. Когда человек испытывает рабочий стресс, он ищет помощь у коллег или руководства.
Более 800 человек было изучено для того, чтобы определить,отличаются ли те, кто испытывает стресс без последствий для здоровья, по своимличностным характеристикам от тех, кто заболевает в период стресса. Меражизненного стресса была измерена пошкале Холмса и Рахе для каждогоменеджера. Недавние болезни каждого тестируемого также были оценены дляопределения того как часто и как серьезно человек болел. В конце были измеренынекоторые личностные характеристики, которые могли способствовать уменьшениюэффекта стресса. Те менеджеры, которые испытывали сильный стресс, но меньшеболели, имели персональные характеристики, отличающиеся от тех, кто испытывалсильный стресс и при этом серьезнее болел. Первые были более выносливыми, имелисклонность к действиям, приключению и риску, были менее отчуждены друг отдруга.
Идею о том, что выносливость снижает эффект стресса,подтвердили и другие исследования. Однако интересно, что уровень выносливостиженщин, занимающихся секретарской работой, ж влияет на их реакцию на стрессовыежизненные события. Возможно, специфические личностные характеристики, которыеделают мужчин выносливыми, отличаются от тех, которые делают болесопротивляемыми женщин.
Социальная поддержка
Потеря работы ведет к стрессу. Тем не менее эффект стрессауменьшается, когда у человека есть социальная поддержка, помогающая справитьсяс ситуацией. Социальная поддержка — это взаимосвязь позитивных эмоций, доверия,уважения, помощи со стороны близких людей и общества.
Социальная поддержка важна потому, что она влияет напсихологическое окружение человека. Когда индивид имеет социальную поддержку,события кажутся менее стрессовыми, так как он полу чает действенную помощь состороны других людей.
Личный контроль
Важным личностным свойством является индивидуальноевосприятие контроля. Серьезную предпосылку к стрессу могут создать чувствалюдей по поводу их способности контролировать ситуацию. Контроль за стрессовымифакторами ведет к сокращению уровня стресса и активизации защитных реакций.Источник личного контроля показывает, что помогает человеку снижать стрессовыереакции. Люди с внутренним источником контроля считаю что они могут влиять наокружение. Они уверены, что уровень Iуспеха определяется тем, что и как они делают. Люди свнешним источником контроля считают, что они мало влияют на окружение то, что сними происходит — это дело везения, судьбы или зависит действий других людей.
Внутренняя защитнаяреакция отличается от внешней. Когда люди с внутренним источником контролясталкиваются со стрессовой ситуацией, они пытаются взять над ней верх. Люди свнешним источником контроля более пассивны и видят события в черном свете.Сталкиваясь со стрессом, они демонстрируют более высокий уровень подверженностивлиянию стресса и чаще заболевают.
Поведенческие типы А и В
Уязвимость перед стрессом часто связана с индивидуальнымихарактеристиками (тип А и В) сотрудников. Более сильные, склонные кконкуренции, нетерпеливые по отношению к себе и другим, агрессивные, легкораздражающиеся, стремящиеся к поставленной цели и старающиеся сделать всебольше и больше за короткий промежуток времени представляют собой поведенческийтип А. Такие люди могут предъявлять завышенные требования к себе даже на отдыхеи не осознают того, что многие из сил давления, которые они ощущают, создаютони сами, а не внешняя среда. Тип В представляет собой противоположность типуА. Они менее агрессивны, менее склонны к конкуренции, более расслаблены ипокладисты. Они, скорее, принимают складывающуюся ситуацию, адаптируясь к ней,чем пытаются «плыть против течения». Тип А более подвержен физиологическимреакциям на стресс и восстанавливается медленнее, чем тип В. Тип А имеет большешансов на ишемическую болезнь сердца, у них учащается пульс и поднимаетсякровяное давление, когда они сталкиваются с давлением извне. Они менее способнысправляться с конфликтами, больше курят и более нетерпеливы, агрессивны иощущают нехватку времени. Но когда тип А сталкивается с неудачами, они снова иснова пытаются решить проблему. Если попытки безуспешны, они считают, чтонедостаточно старались. Такая ситуация ведет к фрустрации, т.е. к блокированиюмотивации, не позволяющей индивиду достичь желаемой цели. Они чувствуют своюнеэффективность, и цена, которую они платят за это, очень высока.
Самооценка
Существуют убедительныедоказательства того, что оценка своей способности действовать и изменятьситуацию является важной особенностью человека, помогающей противостоятьстрессу. Самоуважение базируется на том, как человек сам себя оценивает.Понятие человека о самом себе может влиять на эффективность его деятельности иопределять реакцию на стрессовые факторы. Люди, у которых сформироваласьпозитивная и обоснованная оценка самого себя, имеют более высокий уровеньсамоуважения. Они больше уверены в себе, знают свой потенциал, возможности идействуют соответственно.
Самооценка определяет реакцию человека на стресс. Работники сболее низкой самооценкой стремятся избежать стресса и даже меняют с этой цельюместо работы. У них более сильная реакция на стресс по сравнению с людьми свысоким самоуважением. Они подвергаются большему риску столкнуться с негативнойфизиологической реакцией.
Люди с более высокой самооценкой спокойнее переносят стресс,они менее депрессивны и имеют меньше неприятностей со здоровьем, так как влияниенегативных событий в меньшей степени отражается на их самооценке.
Психологическая устойчивость
Люди по-разному реагируют на факторы стресса. Некоторые невыдерживают даже малейшего стресса, в то время как другие остаются спокойными вэкстремальных стрессовых ситуациях.
Гибкие люди воспринимают стрессовые ситуации и реагируют наних иначе, чем прямолинейные люди. Они относительно лучше приспосабливаются кизменениям, более свободны и открыты по отношению к другим людям, принимаютменьше решений, потому что решения даются им с трудом. У гибких людей неттвердых правил, как бороться с ситуациями.
Основной стрессовый фактор для гибких людей — это перегрузкаи конфликт. Они более уязвимы. Возможно, их открытость отражает интерес кинновациям и разнообразию и ведет их к тому, что они берут на себя решениеслишком сложных задач, что приводит к перегрузкам. Гибкие люди пытаютсяизменить свое поведение, когда того требует ситуация, чтобы снизить давление насебя. Когда требования к ним слишком велики, они обращаются за помощью кдругим.
Прямолинейные людизакрыты и более категоричны в своих оценках. Они предпочитают порядок иаккуратность, критичны по отношению к другим и нетерпимы к чужим слабостям.Такие люди по-разному реагируют на стрессовые факторы. Во-первых, они склонныотрицать и не принимать давление со стороны окружения, другими словами, они нето чтобы не реагируют на стрессовое давление, а игнорируют его. Во-вторых,прямолинейные люди иногда просто отталкивают тех, кто давит на них. В-третьих,под давлением прямолинейный человек может стать слишком зависимым от своегоначальника. Это полезный способ борьбы со стрессом, потому что начальник частоможет защитить подчиненного от конфликта (дать ему преимущество),неопределенности (разъяснить задачи), перегрузки (сократить требования).В-четвертых, реакцией прямолинейных людей на стресс является увеличениеинтенсивности работы. Они могут тратить больше времени и усилий на работу,пытаясь больше сделать, и игнорировать при этом другие аспекты жизни. В результатетакие люди могут достичь двух вещей: удалить стрессовый фактор, выполнивработу, и стать более ценными сотрудниками дня своей компании.
Способности
Тот факт, что способности человека влияют на его реакцию настрессовые ситуации, не требует доказательств. Во время кризиса на призываютсяэксперты. Хирургзнает, что надо делатьслучае серьезнойавтомобильной аварии, а психиатр — нет. Профессиональные спортсмены постоянновыступают в соревнованиях, где на них оказывается очень сильное давление ипредъявляются высокие требования. Тем не менее, они знают, что делать, умеютсконцентрироваться на нужных факторах и отмести посторонние.
Способная личность действует лучше в стрессовых ситуациях потрем причинам. Во-первых, менее вероятно, что человек будет испытыватьперегрузку, так как чем выше способности индивида, тем больше он может сделать.Во-вторых, люди, обладающие высокими способностями, знают свой лимит времени.Они в состоянии оценить вероятность успеха в стрессовой ситуации. В-третьих,такие люди лучше контролируют ситуацию, чем люди с низкими способностями, аконтроль за ситуацией влияет на то, как человек реагирует на стресс.
Модель стресса
Человек постоянновзаимодействуете окружающей средой, в которой находятся стрессовые факторы.Стресс может проявляться в психологических и поведенческих реакциях, природа жереакции зависит от индивидуальности человека. Некоторые более чувствительны к срессу,другие используют защитный механизм, противостоя негативному влиянию окружения.
Характер влияния стресса на человека
Стресс не является специально вызванным психологическим сотояниемчеловека, которое развивается потому, что он сталкивается с множествомразличных по характеру влияния внешних и внутренних факторов. Это динамичныйпроцесс, при котором индивидуум находится в конфронтации с окружающей действительностьюили с самим собой. Эти эффекты не всегда носят негативный характер. Каждыйчеловек сталкивается со стрессовыми ситуациями и накапливает определенныйположительный опыт реакции на них. Например, подготовка к первому экзамену вшколе может вызвать стресс. Ближе к экзамену ученик все больше нервничает иначинает серьезнее готовиться к занятиям. Когда студент входит в аудиторию, гдепроходит экзамен, и берет билет, он чувствует себя ужасно. Но если он хорошоподготовлен, то все негативные ощущения пропадают, как только он понимает, что знаетответы на поставленные вопросы, и начинает отвечать. Студент осознает, чтоможет хорошо отвечать на экзаменах, и в результате последующие испытания невызывают у него такого пресса, как первый экзамен.
Даже плохой ответ может быть положительным опытом, если экзаменующийсяпонял, где ошибался и что надо делать в следующий раз, чтобы ничего неприятногоне случилось. Человек становится сильнее и, вновь сталкиваясь с проблемойэкзамена, знает, что делать.
Таким образом, стрессможет иметь позитивное, оздоравливающее и развивающее влияние. Также кактренировки укрепляют мускулы, некоторые виды стресса могут повысить иммунитет.Но стресс может и ослабить физическую и психологическую способность человекабороться с провоцирующими его факторами. Средний уровень стресса ведет кувеличению производительности. При низком уровне стресса у человека нетстимулов совершенствоваться, так как его умственные и физические способности незадействованы в полной мере. Когда человек испытывает чрезмерный стресс, егоресурсы истощаются.
Стресс не возникает из вакуума: его основой являетсямножество факторов, которые называют стрессовыми и которые объективносуществуют в нашем окружении.
Реальное окружение— это условия, в которых человек постоянно находится ииспытывает их влияние. Условия работы, сотрудники, шум или жара — примерывозможных стрессовых факторов в рабочей обстановке.
Нерабочие факторы, такие как социальная ответственность,давление со стороны супруга или детей, проблемы общества, также могут вызватьстресс и непосредственно влияют на то, что происходит на рабочем месте. Этоочень важные факторы, так как отношения между семьей и работой, а также другимиаспектами человеческой жизни должны быть достаточно четко определены, чтобыобеспечить стабильную жизненную структуру.
Психологическое окружение— это то, как человек воспринимаетреальное окружение. Например, человек, работа которого требует постоянныхконтактов с людьми вне организации, имеет большой объем информации о процессах,проходящих в различных внешних структурах (факт реального окружения). В этомслучае, базируясь на имеющихся у него данных, он может формировать болеевысокие требования к условиям своего труда (аспект психологического окружения),чем человек, который имеет контакты только внутри организации и такойинформацией не обладает.
Индивидуальные различия
Человек, как правило, интерпретирует окружающуюдействительность совершенно отлично от других людей, находящихся в подобнойситуации. Этот процесс называют познавательной оценкой. 11срвичнаяпознавательная оценка определяет интенсивность и качество эмоциональной реакциииндивида. Когда она положительна, человек испытывает чувство удовлетворения,радости и спокойствия. Если же окружение стрессовое, то реакцией человека будетбеспокойство, страх, напряженность и т.д. (рис. 3).
Человек привыкает кдействию интенсивных стрессовых факторов. Однако такая ситуация несет в себеопасность. Когда человек испытывает стресс, происходят физиологическиеизменения: повышаются уровень адреналина, артериальное давление. Организмпытается восстановить баланс, затрачивая на это физическую и психологическуюэнергию. В результате наступает переутомление, могут развиться различныезаболевания как физического, так и психического характера.
Стрессовые факторы оказывают неодинаковое влияние на людей,поэтому внешние проявления их необязательно связаны с физиологическимиизменениями. У некоторых людей повышается кровяное давление, учащается илизамедляется пульс. У других организм реагирует в меньшей степени. Независимо отфизиологической реакции разных людей у них может не наблюдаться внешнихпризнаков стресса.
Такие индивидуальные характеристики, как терпимость кнеопределенности, самоконтроль, самоуважение, уверенность в себе, влияют напроцесс борьбы со стрессом.
Когда человек испытывает стресс, происходит естественная ре- 3акция на стрессовые факторы. Физиологические, психологические | илиповеденческие изменения, вызванные первичной оценкой ситуации, называютпроявлением стресса.
Физиологическая реакция
Во время стресса функцииорганизма человека изменяются, повышаются уровень адреналина, содержание сахарав крови, учащается сердцебиение, сокращаются мускулы и обостряется восприятие.
Долгосрочные физические реакции, вызванные стрессом, болеесерьезны. Когда человек испытывает стресс в течение длительного периода, емуугрожают такие болезни, как гипертоническая язва, мигрень. Стресс можетпривести к ослаблению иммунной системы.
Психологическая реакция
Это мысли и чувства, связанные или не связанные с работой.Очень много стрессовых факторов обусловлено спецификой работы человека.Например, медсестры, испытывая стресс, становятся более депрессивными ираздражительными. Неудовлетворенность работой, беспокойство о карьере,увеличивающееся безразличие — это психологическая реакция на стресс.
Нерабочие реакции имеют краткосрочное и долгосрочное влияниена психологическое состояние индивида. Когда эти эффекты сохраняются, они могутотражать изменение в личности, которое само по себе является защитной реакцией.Такими психологическими реакциями являются заниженная самооценка, отрицаниеситуации, возрастающее ощущение тщетного усилия, невротическое состояние,напряжение, общее беспокойство, раздражительность, враждебность и депрессия.
Поведенческие реакции
Вовремя стресса люди ведут себя по-разному. Увеличивающее потреблениеалкоголя, сигарет, изменение в пристрастиях к еде —  это симптомы стресса.Может снизиться производительность, е растинежелание работать. Люди в состоянии стресса становя менее общительными,появляются нетерпимость и враждебное другим людям, агрессивность, обостряетсяконкуренция.
Защитные стратегии
Защита — это метод, которым человек борется против стрессовыхфакторов. Человек сознательно или бессознательно выбирает способ борьбы сострессовыми факторами. Данный процесс реализуется через вторичнуюпознавательную оценку.
Существует две функциизащиты. Первая — это функция ре пия проблемы: можно так изменить стрессовыйфактор окру пня, что он либо вообще не появится, либо будет легче восприниматься.Например, человек испытывает стресс, так как получил информацию, чторуководство недовольно его работой. Если человек работает хорошо, то он можетизменить это мнение, позаботившись, чтобы начальник получал верную информацию.Он может также исправить это мнение, увеличив свою производительность. Втораяфункция защиты — управлять физиологическими и эмоциональными реакциями настресс, чтобы они не угрожали человеку и не разрушали его моральное и социальноефункционирование. Словом, борьба со стрессом — управление эмоциями.
Существует несколько защитных стратегий: поиск информации илиинформационная защита, прямое действие или ответная реакция, сдерживающеедействие и психологические методы.
Поиск информации предполагает познание того, что представляютсобой стрессовые факторы и что их вызывает.
Прямое действие имеет различные проявления. Когда человекиспытывает стресс на работе, он может больше работать, принимать таблетки,начать пить, сменить работу, сменить обстановку. Он может избежать прямойопасности стресса и принять меры, чтобы блокировать стрессовые факторы. Другаяформа прямого действия — поиск и развитие социальной поддержки. Помощь состороны других может ослабить влияние стресса и помочь найти конструктивноерешение.
Сдерживающее действие — еще один путь борьбы со стрессом.Иногда лучший способ — это бездействие, особенно когда действие может привестик нежелательным последствиям. Например, реакция на проблемы на работе можетпривести к тому, что человек становится агрессивным с коллегами. Это чреваторазладом в семье, изменениями в карьере и др.
Психологическая защита — более общая реакция на стресс.Эмоции и поведение определяются тем, как человек реагирует на ситуацию.Отрицание существования проблемы и другие защитные механизмы могут изменитьвосприятие объективной реальности так сильно, что эта созданная им реальностьбудет единственной, в которой человек сможет комфортно действовать.
Люди, разные в своемпервичном восприятии одной и той же ситуации, используют различные защитныестратегии, выбор которых зависит от личности. Более нетерпеливые, агрессивныеработники выбирают стратегии прямого действия, заключающиеся в том, что ониначинают просто больше работать. Психологически более слабые покидают работу.Те, кто расценивает работу, как центр своей жизни, пытаются найти ошибки в своейдеятельности и что-либо изменить в поведении.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.