Реферат по предмету "Политология"


Политология шпаргалка 2002г.

--PAGE_BREAK--

Б 23

1. функции полит системы.

Главная функция полит системы общества — управление обществом, функция полит руководства государством. Она проявляется в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и реализации полит курса.Интегративная функция преследует цель консолидации общественно-политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом и составляющих его систем.

Регулятивная функция направлена на упорядочение и регламентацию полит поведения и полит отношений в государстве. Она связана с выработкой и обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей

Система – это то, что отвечает след признакам:

1.- Любая система имеет несколько   составляющих элементов.

2.- Элементы взаимосвязаны между собой.

3.- Более или мение чёткая граница между данной системой и очередной, в которой она существует. Система состоит из элементов:

— граждане, соц общности, пол институты — власть — интересы, отношения, нормы(з-ны, своды), традиции, мораль идея и ценность.

Полит система – способ существования власти, её реальное волощение в обществе. Полит систему рассматривают как механизм для принятия решения в обществе, систему полит ролей, сист общения полит субъектов, совокупность полит институтов.

Структура политической системы.

В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.

Институциональная подсистемавключает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы.

Регулирующая подсистемабазируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества.

Коммуникативная подсистемапредставляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание, реализацию.

Политико-идеологическаяподсистема включает полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит институтов, политико-правовых норм, совершенствования полит отношений и всей полит системы.

Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в полит системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах.

2. Тенденции развития современного мира

До середины 20 века было две свехдержавы, сейчас сложился однополярный мир – где полюс США и их союзники по НАТО. Тенденции: 1)Существование однополярного мира является основной тенденцией современных международных отношений. -> Всемирная глобализация. США- гипердержава-> 2)Вторая по значению тенденция формирования многополюсного мира., тк однополярность считается(противниками) негативным цивилизационным явлением(Китай+Индия+Россия или Зап Евр+РФ или Япон+ РФ+ Зап.Евр)  — 3) Нарастание глобальных проблем (политич, экономич, экологич, социальные) 4) Накопление и совершенствование оружия массового поражения (ядер, термоядер, хим, био, бактерио..)    5)Терроризм (Афган, чечня,+взрывы сша итд, пример – алькаида) 6) Задача сохранения оркуж среды 7)Экономика в целом (тут про нехватку полез ископаемых, быстрый рост населения китая индии африки… демография) 7) Тенденция – демократизация междунар отношений и внутриполитических процессов (нарушение прав и свобод невозможно скрыть, междунар общественность  и сми принимают активное участие в формированиии мэждунар отношений на началах демократии)

Б 25

1. Признаки и функции государства

В общем виде определение правового государства можетбыть следующим. Правовое государство — это такое государство, где на практике обеспечена высшая власть закона, где власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Основными принципами правового государства являются: 1. Верховенство правового закона во всех сферах обще­ственной жизни. Это означает, что все проблемы общества должны решаться демократическим путем на основе Конституции.2. Гарантированная защищенность государством свободы личности, ее прав и интересов. Государство не только охраняет трава каждого гражданина, но и в целях соблю­дения порядка в обществе допускает определенные ограничения гражданских прав и свобод. 3. Взаимная ответственность и доверие государства к личности.Государственнаявласть, общество, отдельные граж­дане должны соблюдать определенные правила поведения и не нарушать их. Верховная власть сильна доверием народа и его под­держкой. Только в этом случае она может быть легитимной.4. Разделение властей на исполнительную, законода­тельную и судебную является необходимым условием существо­вания правового государства. Высшая власть должна быть единой, но ее отдельные структуры выполняют различные взаимодопол­няемые властные функции. Основная цель указанного принципа заключается: в создании условий, исключающих монополизацию власти какой-либо ее частью.5. Эффективные формы контроля и надзора за осу­ществлением закона Конкретное осуществление этого принци­па государством и обществом возлагается на органы суда, прокура­туры, арбитраж, налоговые службы, правозащитные организации.Правовое государство выполняет определенные функции:1. Экономическая функция заключается в определен­ном регулировании государством рыночных отношений, под^ держке многоунладности экономики и ее аграрного сектора. Го­сударственное регулирование экономики должно обеспечивать экономическую и продовольственную безопасность, сохранить в руках государства внешнюю торговлю, укреплять националь'-ную денежную систему, защищать собственных товаропроизво­дителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностран­ных компаний.

2. Правоохранительная функция правового государ­ства сводится к гарантированном охране прав и свобод граждан, поддержанию собственного порядка^ наблюдению за неукосни­тельным соблюдением законов не только гражданами, но и власт­ными структурами.3. Социальная функция правового государства заклю­чается в обеспечении гарантий, равноправия различных соци­альных слоев, классов, групп населения. У всех граждан должны быть равные возможности для получения образования, медицин-скогообслуживания, социальной помощи. Государство недолжно допускать снижения жизненного уровня населения, ухудшения условий труда и его оплаты.

4. Политическая функция правового государства га­рантирует гражданам: политические права, и свободы, равный до­ступ к участию в государственных и общественных делах-Госу-дарство соблюдает принцип разделениявластей, многопартийно­сти, поддерживает местное самоуправление.5; В духовной сфере высшая власть формирует общегосу­дарственную идеологию, допускает плюрализм мнении и мировоз­зрений в пределах закона. В то же время государство должно бо­роться с различнымиформами расового, национального, религиоз­ного неравенства, экстремизмом, терроризмом и сепаратизмом.

2. Проблема внешнеполит выбора и факторы влияющ на вн политику

Вн.пол– это сознательная деятельность государств, наций, направленная на достижение поставленных ими целей в междунар отношениях.

До середины 20 века было две свехдержавы, сейчас сложился однополярный мир – где полюс США и их союзники по НАТО.

Вн. Политика должна обеспечивать экономическую и социальную стабильность внутри государства, внутреннюю безопасность. Факторы: военный, экономический, идеологический.

Сказатьпро ЕС, ЕВРО, терроризм …



Б 27

1. Формы государственного устройства.

ФГУ является административная и национально-территорияльная организационная структура государства. По этому признаку государства могут быть унитарными, федеративными, конфедеративными, империями.

По формам правления государства делятся на:

монархии (власть по наследству) (конституционная, абсолютная);

республики (власть избирается) (парламентская, президентская).

В соответствии с национально-территориальной организацией гос-ва подразделяются на:

Унитарные- характеризуется единством территорий, конституции, гражданства, высших органов власти, судебной системы, армии, правоохранительных органов Китай, япония, англия, франция, италия, индия;

Федеративные-союзноегос-во, состоящее из госуд образований с определенным внутренним  суверинитетом на своей территориии, собственными органами исполнительной и законодательной власти.;

Конфедерации- это постоянный союз независимых гос-в на добровольной основе, для достижения общих политич, экономических, оборонит целейГосударства сохраняют свою независимость, имеют собственные высшие органы власти. СНГ, ЕС

Империи – своеобразные гос образования, для которых характерно обширная территория, многонациональность при государствообразующей нации, сильная централизованная власть

2.Геополитика

Фундаментальное изменение политической карты мира, образование большого количества новых независимых государств, стремительное нарастание территориальных, социальных, экономических, демографических, экологических противоречий и неспособность классической политической теории указать выход обуславливает повышенный интерес к бурно развивающейся науке — геополитике.

Геополитика (от греч. ge -Земля, politike — политика) — наука о географической обусловленности различных политических процессов. Термин “геополитика” впервые появился в 1916 г., в научный оборот его ввел шведский профессор Рудольф Челлен.

В начале XX века сила и влияние государств в значительной мере зависели от географического положения страны, численности населения и ее природных богатств. Поэтому в то время геополитика рассматривала земное пространство как наиболее важный ресурс. Так, по мнению Р.Челлена, геополитика должна рассматривать государство как географический организм и вместе с тем, как политическое пространство. Следовательно, государство — это земля, территория, среда обитания, население и вместе с тем это — страна.

 Географический организм рассматривался как определенный ландшафт, понимаемый как природный комплекс, в который входят — рельеф, климат, почвы, вода, растительный и животный мир. От свойств поверхности во многом зависят своеобразие  обитания людей в данном регионе, торговые отношения и в конечном счете направленность и характер протекания политических явлений.

В рамках географического организма функционируют и развиваются различные объединения людей: племена, этносы, суперэтносы, государства, империи, блоки государств и т.д. В современной науке они называются большими социальными системами.

Следовательно, геополитика — это наука, изучающая особенности протекания политических процессов в больших социальных системах через призму географических ландшафтов.

В геополитическом анализе выделяются три аспекта:

§   исследование социально-политической ситуации с точки зрения конкретных географических и временных условий их развития;

§   сопоставление реальных данных с различными и часто противоположными представлениями об одной и той же территории;

§   прогноз и рекомендации по проведению политической стратегии преобразования пространства.

Главными геополитическими факторами выступают:

·                      географические(пространственное положение, природные ресурсы);

·                      политические(политический строй и особенности государства, его границ, социальная структура общества, наличие основных свобод и т.д.);

·                      экономические(мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стратегические запасы и мобилизационные мощности и др.);

·                      военные(величина, мощь, боеготовность и боеспособность вооруженных сил, уровень развития военного искусства, уровень подготовки военных кадров и т.д.);

·                      экологические(демографическое давление на ограниченные ресурсы страны и планеты, истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности населения различных стран и т.д.);

·                      демографические(плотность и состав населения, темпы его развития);

культурные(конфессиональные, национальные, трудовые традиции, интересы коренных национальностей в других государствах, уровень развития науки, образования, здравоохранения, урбанизации и др.).

Главным популяризатором и создателем первой геополитической школы считается Карл Хаусхофер (1869-1946). В огромном количестве его статей и книг трудно выделить жесткую логическую систему, но центральную роль в них играла категория “жизненное пространство”. Она появилась в его концепциях под впечатлением от работ Ф.Мальтуса (1766-1834), который пришел к выводу, что рост населения подчиняется вечным биологическим законам и происходит быстрее (геометрическая прогрессия), чем рост производства продуктов питания (арифметическая  прогрессия). Следовательно, войны неизбежны и самой густонаселенной стране — Германии, чтобы выжить, необходимо расширить свое “жизненное пространство”.

Восприняв ратцелевскую идею о фундаментальном преимуществе больших государств над малыми, Хаусхофер рассматривал господство Германии над окружающими ее малыми государствами как неизбежное. В стратегическом плане он видел неизбежность  немецкой гегемонии над Мировым островом, через экономическое проникновение в Россию и подчинение ее. Для этого им была разработана идея оси Германия — СССР — Япония, для противостояния морскому миру.

Б 18

1. Парксон, Истон

Понятие «система» в изучении общества принес  Парсонс. Он представил общество как взаимодействие четырех подсистем, которые находятся в отноше­ниях взаимозависимости и взаимообмена: экономи­ческой, политической, социальной и духовной. Каж­дая из подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые исходят к ней из­нутри или извне, а вместе они обеспечивают жизнеде­ятельность общества в целом. Так, адитациго общества к потребностям в потребительских товарах осущест­вляет экономическая подсистема. Определение кол­лективных целей, мобилизация ресурсов на их -дости­жение, принятие решений входят в функцию полити­ческой подсистемы. Социальная подсистема обеспе­чивает поддержание устоявшегося образа, жияни, передачи норм, правил и ценностей, которые стано­вятся важными факторами мотивации поведения, лич­ности. Наконец, интеграция общества, установление и сохранение связей солидарности между ее элементами осуществляются духовной подсистемой,.

Основателем, системного' ^подхода в политической науке принято считать Д. Истона, по определению которого политика есть «волевое распределение цен­ностей». Оно осуществляется политической системой, которую можно'рассматривать как совокупность вза­имодействий по поводу распределения ресурсов и цен­ностей. С этой точки зрения политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе. Системный подход позволил более.четко опреде­лить место политики в жизни общества и выявить ме­ханизм социальных изменений » нем. С одной сторо­ны, политика рассматривалась, как относительно самостоятельная сфера, состоящая из взаимосвязан­ных элементов- и выполняющая функции распределе­ния ресурсов и побуждения к принятию этого распре­деления в качестве обязательного большинством об­щества. С другой стороны, политика является частью более широкой целостности — общества. Она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группа­ми. Следовательно, полагал Д. Истон, «системный анализ политической жизни основан на понятии «сис­темы, погруженной в среду» и подверженной воздействиям с ее стороны… Такой анализ предполагает, что система, чтобы выжить, должна иметь способность ре­агировать». Постоянно, поддерживая связи с внешней средой, компонентами которой могут выступать при­рода, экономика, культура, социальная структура, по­литическая система при помощи регулирующих меха­низмов вырабатывает ответные реакции на поступаю­щие импульсы, приспосабливается к внешним услови­ям функционирования.

2. Война

В чем сущность гражданской войны?Гражданскаявойна — фаза развития полити­ческих противоречий, политического процесса внутри того или иного государства, которая ха­рактеризуется организованной вооруженной борьбой за политическую власть между различными общественными силами, социальными слоями и группами людей. Причины гражданской войны следует искать в социальных кризисах общест­ва и государства, могущих охватить все основ­ные сферы жизнедеятельности социальной об­щности людей.Любая война, в том числе и гражданская, недо­пустима с точки зрения цивилизованных — гума­нистических отношений, целей и ориентации. Поэ­тому ее следует не допускать, стремиться решать политические проблемы мирными средствами.

Война: бескомпромиссная борьба до победоносного конца и применение любых, в том числе насильственных, средств. Игра: разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам; результат — получение выигравшим существенных, но не жизненно важных, преимуществ. Спор: используются только мирные средства; цель — достижение  согласия с другой стороной.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Применение информационных технологий в региональной прессе»
Реферат Личные и политические права граждан в СССР и РФ сравнительный анализ
Реферат Применение технического анализа для прогнозирования рыночной стоимости и рисков ценной бумаги
Реферат Взаимосвязь особенностей детско-родительских отношений с наличием у ребенка психосоматических
Реферат 74. 213 Щ 29 Рецензенты: действительный член апн СССР м. Н. Скаткин, доктор философских наук, профессор В. Н. Шубкин щетинин М. П
Реферат Конструкция и расчет планера самолета
Реферат Анализ элементов системы производственного менеджмента на Кондитерской фабрике
Реферат Проблемы реализации инвестиционного потенциала российских предприятий. Роль банков в привлечении инвестиций и финансировании промышленного производства
Реферат Бизнес план предприятия по производству мебели ООО Дион
Реферат LSD Essay Research Paper LSD is a
Реферат The Chrysanthemums Essay Research Paper Symbolism in
Реферат Аналіз захищеності комп'ютера як об’єкта зберігання інформації
Реферат Технологическая линия по производству хлеба
Реферат Налогообложение на Украине Система оподаткування в Українії податкова політика в сучасних умовах
Реферат Семейное право. Заключение и расторжение брака